Научная статья на тему 'Роль тьютора в системе дистанционного профессионального образования региона'

Роль тьютора в системе дистанционного профессионального образования региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белухина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль тьютора в системе дистанционного профессионального образования региона»

УДК 178.11

Н. Н. Белу хин а

РОЛЬ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

Система дистанционного профессионального образования в нашей стране достаточно молода, но различные аспекты ее деятельности уже вызвали огромный интерес исследователей.

Одним из главных вопросов при исследовании педагогической системы является вопрос «Кто учит?». Поскольку обучение в системе дистанционного образования региона построено на основе формирования и выработки знаний, активного поиска необходимой информации самими студентами в процессе интенсивной совместной с преподавателем деятельности, а не на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, преподаватель является особым звеном в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса, помощником в решении конкретных теоретических и практических проблем.

Ряд зарубежных ученых исследовали роль преподавателя в дистанционном образовании. Баат подчеркивал важность его роли в определении целей обучения, выборе соответствующего учебного материала, решении проблем, возникающих в ходе учебного процесса, оценке достигнутых результатов. К тому же, особого внимания преподавателя обучающиеся в системе дистанционного образования требуют в начальный период, когда наибольшее число студентов бросает обучение, не найдя поддержания мотивации [10].

Холмберг разработал собственную теорию, основным постулатом которой было то, что присутствие личных отношений между обучающей и обучающейся сторонами позволяет получать удовольствие от учебы и повышает мотивацию. Он писал: «Согласно моей теории, хорошо организованное дистанционное образование напоминает направляемый разговор с целью получения знаний, и присутствие типичных черт подобного разговора облегчает учение» [10].

Сыоарт предостерегал, что «всегда существует искушение сделать заключение, что все проблемы обучения на расстоянии могут быть решены посредством создания безупречного пакета материалов для самообразования» и подчеркивал: «Роль учителя как посредника между учебным материалом и студентом ... наиболее отчетливо проявляется именно в дистанционном образовании, особенно при использовании письменного диалога.» [10].

Российский ученый В. И. Овсянников считает, что «важнейшим элементом организации ДО является институт тьюторов, не имеющий аналога в нашей системе образования» [7].

Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». Исторически тьюторская система и фигура тьютора возникла в образовании в первых Британских университетах — Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.) [8]. Там появилась институционализированная форма наставничества - тьюторство. Начиная с XIV в., практически закончилось противостояние университетов и городов. Многие члены коллегии, получившие ученую степень, но не получившие должности стали оставаться в университете, чтобы заниматься наставничеством школяров. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в английском университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В отличие от немецкой модели университета, основывающейся на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за каждой кафедрой, английский университет не заботился о том, чтобы студенты слушали именно определенные курсы. Автор «Начал английского университетского воспитании» тыотор Троицкой коллегии Кембриджского университета William Whewell определял основную идею коллегиального образования как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях. «...Мы можем для отличия практическое наше учение разуметь под именем коллегиальных чтений, а спекулятивное учение под именем профессори-альных чтений... » [ 1 ].

В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам [5]. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически, тьютор заменяет студенту родителей. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.

Традиционная тьюторская система включала в себя:

- тьюторство (tutor) - сопровождение обучения школяров в течение учебного года (в том числе в ситуации полного отсутствия профессорских лекций: например, с 1700 по 1850 г. в английских университетах не было публичных курсов вообще).

- кураторство (director of studies) - обеспечивает учебу школяров, в том числе в каникулярное время;

-моральное наставничество (moral tutor) - предполагающее сопровождение жизни школяра в университете [2].

В русскую педагогическую практику термин «тьютор» был введен англофилом М. Н. Катковым (13.01.1868 в Лицее Цесаревича Николая в Москве введена эта должность) [4]. Распространение в профессиональном языке термин «тьютор» получил, однако, только в конце XX в. после принятия

решения Коллегии Министерства образования РСФСР от 24.01.1991 «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях РСФСР» (п. 5).

За рубежом термин «тьютор» в настоящее время чаще всего используется применительно к системе дистанционного образования взрослых (Майкл Г. Мур, Грег Кирсли, Р. Г. Уильямс, Гиббс, Дербридж и др.).

Следует отметить различное содержание, вкладываемое в анализируемый термин при корреспондентной и трансляционной формах дистанционного образования.

В то время, как в рамках корреспондентной традиции функции тьютора аналогичны функциям традиционного преподавателя, функции тьютора, работающего в рамках трансляционной организации дистанционого образования, смещаются в область организации совместной деятельности по развитию компетентности обучающихся.

Опираясь на фундаментальные теории учебной деятельности, тьютор -практик должен осуществлять выбор стратегии педагогической помощи процессу проектирования и построения образовательной программы: педагогическое руководство, поддержку или сопровождение.

Поскольку обучающийся в системе дистанционного образования учится, в основном, самостоятельно с включением в содержание обучения своего профессионального опыта, Б. Д. Эльконин считает, что тьюторская практика реализует именно сопровоэ/сдение образовательной программы. С. В. Дудчик пишет о педагогической технологии, которой могло бы стать тьюторское сопровождение [3]. Т. М. Ковалева так же говорит о типе специального педагогического сопровождения и выделяет три типа тьюторс-кого сопровождения:

1. в тьюторской практике дистанционного образования проявляется информационный контекст тыоторского сопровождения, помогая обучающимся выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде;

2. в тьюторской практике открытого образования проявляется социальный контекст и основными качествами становятся толерантность, коммуникативность как умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, умение работать в группе и т. д.;

3. в тьюторской практике сопровождения индивидуальной образовательной программы проявляется антропологический контекст: сопровождается весь процесс проектирования и построения обучающимися образовательной индивидуальной программы, начиная с формирования познавательного интереса, заканчивая тьюторским консультированием в области профессиональных образовательных программ [6].

Для нашего исследования представляет интерес находящийся в стадии становления институт тьюторства, функционирующий в системе дистанционного профессионального образования региона.

С целью обеспечения непрерывного процесса обучения студентов ИДО УлГТУ, администрация проводит работу по привлечению тьюторов различ-

ных специальностей. Как правило, тьюторством занимаются специалисты той сферы деятельности, которая осваивается обучающимися, например, юристы, экономисты, менеджеры, бухгалтеры, либо преподаватели высшей школы (ГОУ ВПО УлГТУ, УСХА, УлГУ). Мо не все практики, даже будучи признанными специалистами в своей области, могут удовлетворять требованиям предъявляемых к тьютору. Поиск, отбор и интеграция таких людей в практику учебного процесса определяется специальными технологиями.

К тому же, к тьюторам предъявляется ряд административных требований: наличие высшего образования и стажа научно-педагогической работы, опыта производственной или практической работы по специальности; знание содержания и принципов организации обучения по преподаваемому предмету; знание основных технологических процессов и приемов работы по профилю специальности; знание педагогики, физиологии, психологии и методики профессионального обучения; знание современных форм и методов обучения и воспитания студентов.

Перед тьюторами ставятся особые задачи по проведению групповых тыо-ториалов, консультированию обучающихся и поддержанию их заинтересованности в обучении на протяжении всего курса, помощи в получении максимальной отдачи от учебы, по обеспечению обратной связи с обучающимися посредством телефона, почты, электронной почты и видеоконференций, поэтому тьюторская деятельность рассматривается как разновидность педагогической деятельности.

Но специалисты - практики, как правило, не имеют профессиональной педагогической подготовки и опыта преподавательской работы. Университетские же преподаватели, хотя и обладают подобным опытом, но в традиционной системе, который не всегда может быть применен в дистанционном профессиональном образовании.

В связи с этим, тьюторская деятельность предполагает овладение определенными умениями и навыками, среди которых специалисты в области дистанционного образовании выделяют: организационно-дея-тельностные, информационно-содержательные, контрольно-диагностические, рефлексивные, технологические, мотивационные, консультационные [9].

С учетом вышеперечисленных требований кандидаты в тьюторы ИДО УлГТУ проходят индивидуальный отбор, состоящий из трех этапов:

1. Анкетирование - имеет целью получить паспортные данные о кандидате и его прежней педагогической, научной, методической и управленческой деятельности, наличия у него практических навыков по вопросам предпринимательской деятельности, имеющих непосредственное отношение к учебному курсу. Кандидат заполняет заявление установленного образца, предоставляет справку с места работы, копию диплома об образова-

нии, копию диплома кандидата наук, доктора наук, копию аттестата доцента, профессора, список научных трудов, заверенный ученым секретарем.

2. Собеседование - имеет цель выявить потенциальные возможности кандидата в тьюторы и способности к работе тьютором в системе дистанционного образования. Преподаватель проходит собеседование на кафедре УлГТУ, за которой закреплены дисциплины, заявленные преподавателем, на предмет допуска к ведению учебных занятий в ИДО УлГТУ (согласно приказа № 417 от 07.04.2003 г. «О создании циклов дистанционных технологий обучения при кафедрах УлГТУ»). Собеседование проходит в виде семинара, по завершению его заведующий кафедрой (циклом) заполняет лист собеседования, в котором делает запись о результате собеседования.

3. Отборочное тестирование - имеет целью проверку знаний кандидата по конкретному учебному курсу, по которому он желает получить право дальнейшей работы тьютором в системе ИДО УлГТУ. Решение о допуске кандидата в тьюторы к отборочному тестированию принимается по каждому конкретному учебному курсу. Кандидат в тьюторы пишет тест в течение одного учебного часа и отвечает на 15 тестовых вопросов. Каждый кандидат получает свой вариант тестовых вопросов. Успешно сдавшим этот тест считается кандидат, правильно ответивший на 100% вопросов. Проверка вариантов тестов осуществляется на кафедре УлГТУ, за которой закреплены дисциплины, заявленные кандидатом.

После проверки результатов тестирования, тщательного изучения и анализа материалов собеседования и анкетирования (лист собеседования с рекомендацией, анкета) выносится решение о занесении кандидата в компьютерную базу данных тьюторов ИДО УлГТУ.

Процесс поиска, отбора и интегрирования тьюторов в учебный процесс непрерывен. Тьютор не может постоянно быть на пике эффективности. В вязи с этим, кафедрой проводится оценка соответствия тьютора требуемой квалификации.

Инициатором проведения проверки качества работы может выступать и сам тьютор, в случаях, когда он претендует на повышение в должности или в уровне оплаты труда. Одновременно с извещением тьютора о предстоящей оценке деятельности, комиссией назначаются представители, которые в двухнедельный срок посещают аудиторные учебные занятия тьютора. Оценке подлежат также качество выполнения тьютором других видов учебной нагрузки.

Постепенное формирование коллектива открытых к взаимодействию, ориентированных на личность студента, реализующих демократический, поощряющий стиль тьюторов определяет субъект - субъектный характер взаимоотношений обучающих и обучающихся и способствует становлению системы дистанционного образования региона.

Библиографический список

1. Богданович, JI. А. под ред. Английские университеты и годы студенчества великих людей / JI. А. Богданович // Иностранные университеты. - М., 1899. -вып. 1.

2. Дудчик, С. В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт / С. В. Дудчик // Открытое образование. - 2006. - № 3. - С. 30.

3. Там же. - С. 31.

4. Там же. - С. 33.

5. Ковалева, Т. М. Университет как открытое образовательное пространство: проблематикатьюторского сопровождения/Т. М. Ковалева//Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования. - Т. 2. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

6. Ковалева, Т. М. Открытое образование и современные тьюторские практики / Т. М. Ковалева//Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. Сборник на диске. - М., 2004.

7. Овсянников, В. И. Дистанционное образование: Теоретические проблемы и противоречия / В. И. Овсянников // Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в системе педагогического образования: Ежегодник. - М., 1999. -№7.-С. 5-13.

8. Проскуровскан, И. Д. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства / И. Д. Проскуровская // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. Сборник на диске. - М., 2004.

9. Шалыгина, И. В. Система работы тьютора при освоении и использовании ИИП «КМ-Школа» в учебном процессе: Методические рекомендации к проведению тьюторского семинара, http://www.km-school.ru.

10. Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development (Co-ordinating Editor Prof. Nicolas Fames) Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education, pp. 30-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.