Научная статья на тему 'РОЛЬ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктическая зона Российской Федерации / туризм / государственное регулирование / государственно-частное партнерство / Arctic zone of the Russian Federation / tourism / State regulation / public private partnership
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Жилина И.Ю.

к.и.н., с.н.с. ИНИОН РАН

РОЛЬ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации; туризм; государственное регулирование; государственно-частное партнерство.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, tourism, State regulation; public private partnership.

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ)1 расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Протяженность морского побережья АЗРФ составляет 22 тыс. км; площадь ее сухопутной части - 4,9 млн кв. км, в том числе острова - 0,2 млн кв. км; площадь шельфовых и внутренних морей - 4 млн кв. км2.

Значение АЗРФ для России определяется не только и не столько ее размерами, сколько экономическим потенциалом. На регион, в котором на 1 января 2021 г. проживало 2,6 млн человек, т.е. 1,8% населения Российской Федерации (РФ)3, приходится около 10% российского ВВП и 20% совокупного экспорта страны. В АЗРФ добывается 80% всего природного газа и 17% российской нефти, 90% российского никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких и редкоземельных металлов4. Свою лепту в ВВП РФ вносит и туриндустрия субъектов АЗРФ, однако пока она несравнимо меньше вклада добывающих отраслей. По оценкам специалистов, туристский потенциал АЗРФ используется лишь на 10-15%5.

Сдерживающее воздействие на развитие туризма в АЗРФ оказывают природно-климатические факторы, низкая транспортная доступность региона, низкая покупательская способность населения. Так, стоимость 14-дневного тура Мурманск - Архипелаг Новая Земля - Земля Франца-Иосифа - Мурманск в 2022 г. в зависимости от класса каюты составляет от 9771 до 17968 долл. на человека, не считая стоимости перелета до Мурманска, стандартной медицинской страховки и некоторых других позиций6.

Стоимость тура по Карелии (8 дней), включающего несколько экскурсий, составляет от 56 до 71 тыс. руб. в зависимости от условий размещения. Билеты до Петрозаводска, откуда начинается тур, и страховка в его стоимость не входят. С учетом других дополнительных расходов стоимость даже 56-тысячного тура приближается к 70 тыс. руб. на человека7.

Тем не менее, в Докладе о конкурентоспособности путешествий и туризма за 2019 г. Всемирного экономического форума, отмечается, что РФ, занимающая в рейтинге 39 место, является самой конкурентоспособной страной Евразии по уровню научно-технического развития. Отставая от субрегиональных и глобальных средних показателей по деловой среде (92 место), безопасности (98 место) и международной открытости (123 место), по развитости инфраструктуры воздушного транспорта РФ занимает 23 место и является единственной евразийской страной, оценки которой по природным (34 место) и культурным (18 место) ресурсам превышают среднемировые показатели8.

Начало законодательному оформлению политики России в Арктике было положено принятием в 2008 г. «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»9. Хотя среди основных мер по реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны и упоминались обеспечение развития экологически безопасных видов туризма в местах компактного проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов (КМНС), сохранение их культур-

1 Само понятие «Арктическая зона Российской Федерации» было установлено решением Госкомиссии при Совмине СССР по делам Арктики [Лукин Ю.Ф. Российская Арктика или Арктическая зона? // Арктическая энциклопедия. - С. 8. - http://www. arcticandnorth.ru/Encyclopedia_Arctic/RA-AZRF.PDF

2 Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) // Neftegaz.Ru. 2021. - 18.01. - https://neftegaz.ru/tech-library/geografiya/ 668885-arkticheskaya-zona-rossiyskoy-federatsii-azrf-/

3 Рассчитано по: Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года / Федеральная служба государственной статистики. 2022. - 25.04. - https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282

4 Ледовый прорыв. Сохранить и развивать Арктику // IQ.HSE.RU. 2021. - 27.04. - https://iq.hse.ru/news/461326586.html

5 Резолюция 4 заседания Арктического экспертного клуба / Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ. - М., 2016. - 17.05. - https://irsup.hse.ru/news/182376410.html

6 Круиз по Российской Арктике: Земля Франца Иосифа и Новая Земля // Свои люди. 2022. - https://www.svoiludi.ru/cruise/ kruiz-po-rossiiskoi-arktike-zemlea-franza-iosifa-i-novaia-zemlea.html

7 Мега-тур по Карелии // Большая страна. - https://bolshayastrana.com/arhangelskaya-oblast/mega-tur-po-karelii-16847

8 The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Travel and Tourism at a Tipping Point / World Economic Forum. 2019. -P. 40. - https://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf

9 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу / Правительство России. - http://static.government.ru/media/files/A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfU0.pdf

ного наследия, языков, художественных промыслов, основное внимание в документе уделялось государственной поддержке хозяйствующих субъектов в области освоения ресурсов углеводородов, других полезных ископаемых, водных биологических ресурсов и модернизации объектов социальной инфраструктуры.

Законодательно территории, относящиеся к АЗРФ, были определены Указом Президента Российской Федерации в 2014 г. Первоначально в АЗРФ были включены отдельные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, отдельные муниципальные образования Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области1. В последующие годы состав АЗРФ трижды корректировался2. В результате в настоящее время к АЗРФ относятся девять регионов: территории Мурманской области, Чукотки, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов; отдельные муниципалитеты Республик Саха (Якутия) (13 районов), Коми (4), Карелии (5), Архангельской области (8), Красноярского края (4 района)3.

В постсоветской России приватизация туристического и гостиничного бизнеса привела к практически полному разрушению советской системы массового отдыха и оздоровления. Постепенное возвращение государства в экономику выразилось в принятии в 2019-2022 гг. ряда законодательных актов, так или иначе касающихся сферы туризма, определивших переход к новым векторам развития отрасли, что, по мнению некоторых специалистов, в определенной степени можно считать обращением к особому типу экономических отношений - мобилизационной экономике, предполагающей выделение ресурсов государства на развитие важнейших секторов экономики. В данном случае - на развитие отдыха населения в форме туризма4, являющегося одним из перспективных направлений экономической деятельности с высоким мультипликативным эффектом5. Давно известно, что туризм оказывает влияние более чем на 50 смежных отраслей, способствует развитию малого и среднего бизнеса, росту занятости и самозанятости, сглаживанию диспропорций территориального развития, а также снижению зависимости от нефтегазовых доходов.

Рамочным документом, определившим политику властей в сфере туризма, является принятая в 2019 г. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»6 (далее - Стратегия). Она ориентирует отрасль на развитие внутреннего и въездного туризма на основе формирования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг с учетом лучшего отечественного и международного опыта развития туристских кластеров и привлечения потенциальных клиентов. Главными направлениями развития внутреннего туризма являются создание «Магистральной инфраструктуры», т.е. объектов транспортной и энергетической инфраструктуры федерального, межрегионального значения; формирование «Обеспечивающей инфраструктуры» на туристских территориях (сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и пр.); налаживание «Системы навигации и ориентирования в сфере туризма» (совокупность необходимой для туристов информации о туристских ресурсах и объектах туристской индустрии); продвижение «Туристского маркетплейса» - цифровой платформы по предоставлению информации, бронированию и приобретению туристских продуктов на территории РФ. Подчеркивается необходимость продвижения имиджа России как безопасной и комфортной для отдыха страны7.

В Стратегии планировалось до 2035 г. (по сравнению с базовым 2017 г.) увеличить объем туриндустрии в 5 раз (с 3158 до 16 306 млрд руб.); количество внутренних турпоездок на одного жителя РФ более чем в 2 раза (с 04, до 1 единицы); экспорт туристских услуг более чем в 3 раза (с 8,9 до 28,6 млрд долл.); инвестиции в сферу туризма в 3 раза.

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации // Президент России. 2014. - 02.05. - http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201405050030.pdf

Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2017 № 287 «О внесении изменений в Указ президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Президент России. 2017. - 27.06. - http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201706270043.pdf; Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 220 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Президент России. 2019. - 13.05. - http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 44231; Федеральный закон от 13.07.2020 № 193 ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // КонсультантПлюс. 2020. - 13.07. - http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_357078/

3 Арктические первопроходцы // EastRussia. 2021. - 03.09. - https://www.eastrussia.ru/material/arkticheskie-pervoprokhodtsy/

4 Джанджугазова Е.А., Кобяк М.В. Траектория развития туризма в РФ: от программных документов до корпорации // Российские регионы: взгляд в будущее. 2021. - Т.8, № 2. - C.2-3. - https://elibrary.ru/item.asp?id=46522001

5 Мультипликативный эффект туризма проявляется в том, что доход, полученный от одного туриста, превышает сумму средств, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров. [Намазбаева З.Е. Мультипликативный эффект развития туристско-рекреационной деятельности Восточно-Казахстанской области // researchgate. 2020. - September. -https://www. researchgate.net/publication/344181325_multiplikativnyj_effekt_razvitia_turistsko-_rekreacionnoj_deatelnosti_vostocno-kazahstanskoj_obla sti_multiplicative_effect_of_the_development_of_tourist-_recreational_activity_in_the_east_kazakhstan_r

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // Правительство Российской Федерации. 2019. - 20.09. - http://static.government.ru/ media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf

7 В связи с этим стоит отметить, что в конце 2021 г. Росстандарт утвердил обновленные стандарты ГОСТ Р 56642-2021 «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» и ГОСТ Р 57287-2021 «Туристские услуги, предоставляемые на особо охраняемых природных территориях. Требования». В 2022 г. утверждена не имеющая аналогов в мире серия национальных стандартов ГОСТ Р 59850 «Арктический туризм», состоящая из шести стандартов, относящихся к вопросам общих положений, обеспечению безопасности туристов в Арктической зоне, требований к туристской инфраструктуре и т.д. // Главный форум метрологов. 2022. - 08.02. - https://news.metrologu.ru/standartizatsiya/standarti_dlya_nacionalnogo_proekta_turizm_i_industriya_gostepriimstva. html

Основной задачей Государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» (далее Программа)1, принятой во исполнение Стратегии, является обеспечение роста социально-экономического развития субъектов за счет сосредоточения ресурсов и мер поддержки государства на федеральном и региональном уровнях на развитии туристских макротерриторий; внедрения комплексного подхода к их развитию на основе концепции территориального планирования, а также последующее фокусное, целевое применение комплексных механизмов поддержки развития отрасли. Такой подход позволяет выявлять и применять различные меры стимулирования развития туристских макротерриторий с учетом как потребности соответствующего региона, так и приоритетности развития туристской макротерритории в целом, а также вклада каждого субъекта в развитие туризма страны.

Основой определения туристских макротерриторий является объединение привлекательных как для российского, так и для международного туриста субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований в единый туристский маршрут. Так, в туристскую макротерриторию «Русский Север и Арктика» включены Республика Карелия, Архангельская и Мурманская области (субъекты АЗРФ) и Вологодская область2.

Решение задач Программы обеспечивается за счет реализации комплекса мероприятий, предусмотренных федеральными проектами «Совершенствование управления в сфере туризма», «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», рассчитанного на 2021-2024 гг.

Большое значение для развития туризма в АЗРФ имеет Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»3, определивший правовой режим и порядок осуществления любой не запрещенной законодательством предпринимательской деятельности и меры по ее государственной поддержке. Согласно закону любой предприниматель, зарегистрировавшийся в АЗРФ и готовый реализовать новый проект, вложив в него не менее 1 млн руб. может стать резидентом АЗРФ. Статус резидента предполагает ряд налоговых льгот и неналоговых преференций (определены Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ4).

Органами управления АЗРФ являются Минвостокразвития, осуществляющее нормативно-правовое регулирование и ряд других функций, и управляющая компания - Корпорация по развитию Дальнего Востока (КРДВ), занимающаяся приемом заявок и заключением соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности и ведением реестра резидентов АЗРФ.

Параллельно прорабатывался закон о введении в АЗРФ программы «Арктического гектара» на тех же условиях, что и «Дальневосточного гектара». В течение первого года участник определяется с видом использования земли, через три года декларирует освоение, а через пять участок можно оформить в собственность или долгосрочную аренду. Соответствующий Федеральный закон, действие которого распространялось на Мурманскую область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, 23 муниципальных района Красноярского края, Архангельскую область, Республики Коми и Карелию был принят в 2021 г.5 На участке можно построить дом, организовать хозяйство или запустить бизнес, в том числе туристический. Участки на территории АЗРФ предоставляются в пользование жителям упомянутых регионов с 1 августа 2021 г. С 1 февраля 2022 г. программа доступна всем гражданам РФ, а также участникам госпрограммы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

В результате запуска программы «Арктический гектар» прирост новых проектов в АЗРФ за первые 1,5 года работы на 25% превышает дальневосточные показатели. Сегодня в Арктике с господдержкой реализуется свыше 500 проектов с общим объемом инвестиций более 1,3 трлн рублей»6.

Однако, по мнению ряда специалистов, придание АЗРФ особого статуса привело к возникновению конфликта интересов или разных возможностей развития как между отдельными субъектами АЗРФ, так и внутри них, в частности в республиках Карелия, Коми и Саха (Якутия), Красноярском крае, Архангельской и Тюменской областях, в которых в АЗРФ вошла лишь часть территорий7.

1 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 «Об утверждении государственной программы Российской

Федерации "Развитие туризма"» // Гарант. 2021. - 24.12. - https://base.garant.rU/403336467/#friends

2

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2439. Государственная программа Российской Федерации «Развитие туризма» // Правительство Российской Федерации. 2021. - 24.12. - http://static.government.ru/media/files/ Wdbna3vXF5dFlp2SITXiAWeCr311oTmL.pdf

Федеральный закон от 13.07.2020 № 193 ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // КонсультантПлюс. 2020. - 13.07. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_357078/

4 Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"» // Российская газета. - М., 2020. - 16.07. - https://rg.ru/documents/2020/07/16/arktika-dok.html

5 Федеральный закон от 28.06.2021 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный Интернет-портал правовой информации. 2021. - 28.06. - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106280039

6 В Арктике реализуется свыше 500 проектов с господдержкой // Мой бизнес. 2022. - 26.05. -http://portal.b14.ru/news/v-arktike-realizuetsya-svyshe-500-proektov-s-gospodderzhkoj/

7 Вызовы и противоречия в развитии Севера и Арктики: демографическое измерение / Фаузер В.В. [и др.] // Арктика: экология и экономика. 2022. - Т. 12, № 1. - С. 113-114. - http://arctica-ac.ru/docs/journals/45/vyzovy-iprotivorechiya-vrazvitii-severa-iarktiki-demograficheskoe-izmerenie.pdf

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что при решении вопроса о составе АЗРФ, в отношении ряда районов не учитывались разработанные Институтом Арктики и Антарктики Росгидромета природные критерии, определявшие отнесение территорий Российского Севера к АЗРФ. Естественно, на местах такая ситуация, принимая во внимание преференции, получаемые территориями, вошедшими в состав АЗРФ, воспринимается как несправедливая. Поскольку включение тех или иных территорий в состав АЗРФ является инструментом выравнивания «регионального неравенства» конкурентных условий в рамках национальной экономики, эксперты полагают, что вопрос о составе АЗРФ нуждается в дальнейшей проработке1.

Несмотря на различия между субъектами АЗРФ в плане природных условий, уровня развития, транспортной доступности, в Арктике, обладающей высоким природно-рекреационным2 и историко-культурным потенциалом (исторические памятники, в том числе памятники культуры, военной истории, истории изучения и освоения Арктики и др.)3, можно развивать практически все виды туризма: культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, оздоровительный, гастрономический и др., за исключением, пожалуй, пляжного. За 10 лет (2009-2019 гг.) туристический поток в Арктику вырос более чем в 1,6 раза - с 725 тыс. человек до 1172 тыс. человек в год (рис. 1). Однако Ростуризм признает, что количество реальных туристов меньше «статистических», поскольку Росстат учитывает как туристов людей, приезжающих в Арктический регион на работу вахтовым методом4. В 2019 г. доля иностранных граждан, посетивших АЗРФ, составила 5,8% (68 тыс. человек). Объем предоставленных платных услуг гостиничного сервиса за этот период также вырос в 1,3 раза в рублевом эквиваленте: с 6,4 млрд руб. в 2009 г. до 9,8 млрд руб. в 2019 г.5.

2009 2010 2011 2012 2015 2014 2015 2016 2017 201в 2019

Рисунок 1.

Количество туристов, посетивших АЗРФ в 2009-2019 гг.6

1 Подробнее см.: Тишков А.А., Жуков М.А., Телеснина В.М. Вопросы оптимизации состава Арктической зоны Российской Федерации // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022. - № 1. - С. 9-16.

2 В Российской Арктике на побережье Северного Ледовитого океана находятся более десятка особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения - заповедники и национальные парки. В них охраняются уникальные природные комплексы, удивительные растения и животные, приспособившиеся к жизни в этих суровых краях [Заповедники и национальные парки Арктики, Россия // Экологический туризм и ООПТ. - http://lesnoytur.ru/teoria/arktika/arktika-oopt.html

3 В Мурманской области, найдены наскальные рисунки (петрографы), датируемые 4-2 тысячелетием до нашей эры. Местные власти начали работу по их включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [Петроглифы в Заполярье стали федеральным объектом культурного наследия // РИА Новости. 2020. - 08.09. - https://ria.ru/20200908/petroglify-1576924254.html]. Имеются петрографы и в Карелии недалеко от Белого моря и на берегах Онежского озера.

В 1992 г. в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО был включен Историко-культурный комплекс Соловецких островов [Соловки - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО // solovky. - http://www.solovky.ru/ru/o-muzee/solovki-obekt-vsemirnogo-naslediya-yunesko

Еще одним объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО является комплекс памятников деревянного зодчества, иконописи и предметов быта, создававшихся в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий, на острове Кижи [Кижи. Наследие Юнеско // СканТур. - https://scantour.ru/turi-v-kareliu/tur-na-kizhi-nasledie-karelii-2-dnya

В Арктике также сохранилось множество материальных исторических объектов, связанных с открытием, изучением и освоением Севера, в частности на Земле Франца-Иосифа и на острове Северный архипелага Новая Земля - лагеря экспедиций, полярные станции, оборонительные сооружения времен Великой Отечественной войны. Значительная часть из них связана с именами самых известных исследователей Арктики: В. Баренца, Ф. Нансена, Г. Седова. Всего на территории двух архипелагов выявлено 93 объекта историко-культурного наследия [Ермолов О.Е. Изучение и сохранение историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» // Окружающая среда Санкт-Петербурга. 2022. - 18.03. - http://ecopeterburg.ru/2022/03/!8/%о В0%В8%В0%В7%В1%83%В1%87%В0%В5%В0%ВВ%В0%В8%В0%В5-%В0%В8-%В1%81%В0%ВЕ%В1%85%В1%80%Б0%В0% В0%ВВ%В0%В5%В0%ВВ%В0%В8%В0%В5-%В0%В8%В1%81%В1%82%В0%ВЕ%В1%80%В0%В8%В0%ВА%В0%ВЕ-%В0% ВА%В1%83%В0%ВВ%В1%8С%В1%82/

4 Арктический туризм // Ростуризм. - С. 14. - https://tourism.gov.ru/upload/iblock/c8f/%В0%90%В0%BВ%В0%B0%В0% ВВ%В0%В8%В1%82%В0%В8%В0%ВА%В0%В0_%В0%90%В1%80%В0%ВА%В1%82%В0%В8%В1%87%В0%В5%В1%81%В0% ВА%В0%В8%В0%В9%20%В1%82%В1%83%В1%80%В0%В8%В0%В7%В0%ВС^

5 Там же, с. 14.

6

Там же.

По данным Минвостокразвития, АЗРФ занимает четвертое место по востребованности у туристов среди арктических территорий стран мира, уступая Северной Норвегии, Исландии и Аляске (США). Лидером по этому показателю является Мурманская область, принимающая около 40% туристов российской Арктики. Второе место по этому показателю занимает Архангельская область (18%), третье и четвертое делят Республика Карелия и ЯНАО (по 15%)1. Лидерами по доле добавленной стоимости туризма в валовом региональном продукте субъекта АЗРФ в 2019 г. являлись Республики Саха (Якутия) - 3,0%, Карелия - 2,8, Мурманская область - 2,7, Архангельская область - 2,6%. Самые низкие показатели у Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов - 0,7 и 0,8% соответственно2.

В 2020 г. в результате санитарных ограничений, вызванных пандемией, показатели туриндустрии РФ значительно ухудшились. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг снизился со 179,8 в 2019 г. до 179,8 млрд руб. в 2020 г.; объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья - с 247 до 181,6 млрд руб.; экспорт услуг по статье «Поездки» - с 11,0 до 2,9 млрд долл.3.

Однако турсектор в 2021 г. довольно быстро восстанавливался: по прогнозам, его общий оборот по итогам года составит 2,5 трлн рублей (70% от «доковидного» уровня) за счет опережающих темпов роста внутреннего туризма, чему способствовала запущенная в августе 2020 г. программа туристического кешбэка. Механизм кешбэка поддержал не только туротрасль, но и экономики многих регионов - за счет его реализации регионы прямо и косвенно получили около 70 млрд руб. в период низкого сезона4.

По прогнозам Ростуризма, Россия по итогам 2021 г. восстановит туристскую отрасль по ключевым показателям в среднем на 80% от «доковидного» уровня, что, по словам З. Догузовой, Главы Ростуризма, является «одним из лучших показателей в мире». В число регионов, которые восстановят или даже превзойдут показатели 2019 г. входят Республика Карелия и Мурманская область5.

В мае 2022 г. состоялась презентация итогов первого года реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В своей речи вице-премьер Д. Чернышенко сказал: «С 2021 года у нас в стране началась эпоха возрождения внутреннего туризма. И сегодня Россия - страна-лидер, отдых в которой самый безопасный». В 2021 г. на создание инфраструктуры и повышение доступности отдыха для россиян в рамках нацпроекта было направлено 45,9 млрд руб. Внутренний турпоток составил 56,5 млн человек при плане 52,2 млн. В 2022 г. для достижения показателя в 61,2 млн человек, запланировано выделить 52,8 млрд руб. Бюджет проекта «Развитие туристической инфраструктуры» в 2021 г. составил 29,9 млрд руб., в рамках проекта было поддержано 452 общественные и предпринимательские инициативы по развитию внутреннего туризма. В 2022 г. при запланированном бюджете в 38,8 млрд руб. предполагается поддержать около 800 инициатив.

Д. Чернышенко также акцентировал внимание на мерах Правительства по стабилизации и развитию экономики в условиях санкций, которыми могут воспользоваться представители туриндустрии и граждане. Это нулевая ставка НДС, дополнительные средства на компенсацию льготной процентной ставки и создание быстровозводимых модульных отелей в регионах. Всего на стабилизацию и развитие экономики туризма дополнительно направлено более 22 млрд руб.

С. Суханов, генеральный директор корпорации «Туризм.РФ» сообщил о формировании первого портфеля из 53 инвестпроектов в 27 регионах. Их реализация уже началась, и до 2030 г. они обеспечат 20 тыс. гостиничных номеров и увеличение турпотока на 10 млн туристов. Приток инвестиций в туризм от этих проектов составит 400 млрд рублей. Он также рассказал о разработанных за 2021 г. трех мастер-планах.

По программе детского туристического кешбэка, запущенной по поручению Президента, в 2021 г. отдохнуло свыше 400 тыс. детей. Ожидается, что в 2022 г. ею смогут воспользоваться не менее 450 тыс. ребят.

Чартерными рейсами в 2021 г. воспользовалось более 26 тыс. человек. В 2022 г. отправиться в путешествие на субсидируемых правительством рейсах смогут не менее 30 тыс. граждан6.

Однако турбизнес неоднозначно отреагировал на презентацию. Можно понять желание авторов и исполнителей нацпроекта показать, что выделенные колоссальные средства работают. Однако в самой отрасли с позитивной оценкой ситуации категорически не согласны. Многие не верят цифрам из презентации и считают, что наверх поступает искаженная информация. Кроме того, данные из презентации не стыкуются с другими цифрами, озвученными самими

1 Минвостокразвития и Ростуризм готовят для Арктики перечень мер по развитию туризма // PortNews. 2020. - 23.03. -

https://portnews.ru/top_news/print/293268/

2

Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации (в основных текущих ценах, %) / Росстат. 2022. - 11.03. - vds_ti-okved2_vrp

3 Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма - 2021. - https://topuch.ru/byulletene-rosstata-k-vsemirnomu-dnyu-turizma-2021/index.html#%D0%92%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8% D0%B7%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%83_%D0 %A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_2018-2020_%D0%B3%D0%B3

4 Гайва Е. Ростуризм объявил о старте нового этапа туристического кешбэка // Российская газета. - М., 2021. - 13.12. -https://rg.ru/2021/12/13/rosturizm-obiavil-o-starte-novogo-etapa-turisticheskogo-keshbeka.html

5 Отсутствие иностранных туристов помешало РФ полностью восстановить туротрасль в 2021 году // Интерфакс. - М., 2021. -27.12. - https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84295/

6 Большинство показателей нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» по итогам одного года были перевыполнены // AK&M. 2022. - 17.05. - https://www. https://www.akm.ru/press/bolshinstvo_pokazateley_natsproekta_turizm_i_industriya_gostepriimstva_ po_itogam_odnogo_goda_byli_pe/.ru/press/bolshinstvo_pokazateley_natsproekta_turizm_i_industriya_gostepriimstva_po_itogam_odnogo_ goda_byli_pe/

чиновниками. Эксперты отрасли приходят к выводу, что, во-первых, методика оценки туристического потока не соответствует реальности; во-вторых, что после 24 февраля многое изменилось, поэтому нельзя ориентироваться на цели, сформулированные в 2021 г. Нужно определять новые, четко расставив приоритеты. Если государство хочет развивать туризм как элемент сферы социального обеспечения, оно должно взять на себя все финансовое бремя по строительству гостиниц и созданию доступного по цене турпродукта1.

1 Основной турпоток в России генерируют чиновники, причем на бумаге // Крыша ТурДома. 2022. - 18.05. - https://www.tour dom.ru/hotline/obzory-i-analitika/osnovnoy-turpotok-v-rossii-generiruyut-chinovniki-prichem-na-bumage/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.