Научная статья на тему 'ТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ'

ТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
318
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктическая зона РФ / устойчивое развитие / рынок туристических услуг
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ»

Шапаров А.Е.

д.полит.н., доцент, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии, Северный Арктический федеральный университет, г. Архангельск a.shaparov@narfu.ru Соколова Ф.Х.

д.и.н., профессор, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии, Северный

Арктический федеральный университет, г. Архангельск

f.sokolova@narfu.ru

ТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ

АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, устойчивое развитие, рынок туристических услуг.

Развитие национального рынка туристических услуг помогает регионам эффективно решать социально значимые проблемы занятости и роста экономики. Туризм позитивно влияет на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство и другие. В современном мире туризм рассматривается государствами и как политический ресурс улучшения внешнеполитического имиджа, в качестве инструмента мягкой силы, системы, в которой политика стимулирует экономику. При надлежащем управлении туристский сектор может спосо б-ствовать экономическому росту регионов, входящих в Арктическую зону РФ, социальной инклюзии, созданию новых рабочих мест в отдаленных территориях, а также охране культурного и природного наследия. В создание турпродукта через механизм государственно -частного партнерства активно вовлечен средний и малый бизнес.

Пандемия COVID-19 нанесла тяжелый урон экономике развитых стран, в которых наиболее пострадавшей оказалась сфера туризма. Международные потоки туристов в 2020 г. упали более, чем на 70%, откатившись к показателям 1990 г. По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), общий поток внутренних туристов в нашей стране по итогам 2020 г. сократился на 35-40%, причем наименьший урон понесли черноморские курортные регионы 1.

Россия - одна из пяти циркумполярных стран (наряду с Норвегией, Данией, Канадой и США), обладающая самой большой арктической территорией. Российская Арктика имеет большие туристские ресурсы, потенциал которых не раскрыт. Благодаря советской эпохе освоения Арктики, когда был создана колоссальная инфраструктура, включающая ледокольный флот, порты, населенные пункты, метеостанции, в сфере арктического туризма Россия обладает рядом эксклюзивных предложений. В 1999 г. была создана компания «Poseidon Expeditions», которая совместно с государственной компанией Росатомфлот ежегодно организует экспедиционные круизы на Северный полюс и Русскую Арктику на борту ледоколов. Первый сезон экспедиционных круизов на Северный полюс на борту атомного ледокола «Ямал» состоялся в 2001 г. В России действует уникальная сезонная станция Борнео, организуемая на льдине для посещения туристами точки Северного Полюса, к которой организованы туристические рейсы атомных ледоколов из Мурманска. На архипелаге Земля Франца-Иосифа в 2015 г. был создан пограничный пункт, что позволило осуществлять транзит круизных судов без захода в порт Мурманска. Это пример действий государства по удешевлению судовой логистики, повышению туристической привлекательности архипелага Земля Франца-Иосифа, что позволяет туроператорам и туристам экономить время в короткий летний сезон посещения высоких широт. В качестве эксклюзивных продуктов на рынке арктического туризма Россия может предложить посещение запусков с северного космодрома Плесецк (Архангельская область), а в перспективе и круизы на дирижаблях на Северный полюс (проект «Единая Евразия» академика РАН А.Д. Некипелова)2.

Ключевым фактором успешности проектов в сфере туризма является формирование туристского аттрактора как основы дестинации. Согласно Н. Лейперу, туристский аттрактор представляет собой систему, состоящую из трех элементов: туристический или человеческий элемент, ядро или центральный элемент и маркер или информативный элемент. Туристическая привлекательность возникает, когда три элемента связаны между собой. Лейпер3 описал цель как любую характеристику места назначения, которое турист рассматривает как значимую для посещения, место, где туристический продукт создается и потребляется. Информация должна сформировать интерес у туристов к посещению дестинации. Поэтому доступность, качество и достоверность информации о туристской дестинации является обязательным условием развития туризма. Развитие арктического туризма в регионах России осложняют проблемы инфраструктуры, логистики, высокая стоимость туристского продукта. Кроме того, к факторам, сдерживающим развитие

1 В АТОР подвели туристические итоги 2020 г. - https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html

2

«Единая Евразия»: глобальный ответ кризису - PolitRussia. 25.08.2016. - http://politrussia.com/ekonomika/laquo-edinaya-

evraz iy a-raquo-megap ily uly a-586/

3

Leiper N. Tourist attraction systems // Annals of Tourism Research. 1990. - Vol. 17, N 2. - P. 367-384.

арктического туризма, по мнению экспертов, относятся природно -климатические факторы: малая продолжительность благоприятного периода. Если на первом этапе формирование туристического направления зависит от природных и культурных ресурсов, которыми наделено место назначения, его история, на втором этапе на развитие дестинации влияют политическая и правовая система страны, инфраструктура, то на третьем этапе устойчивость туризма зависит от отзывов туристов и их намерений вернуться1.

Как показало недавнее исследование, арктические регионы России обладают различным потенциалом создания туристских кластеров. По критерию наличия объектов культурного и исторического наследия совокупности объектов культурного и исторического наследия бесспорным лидером является республика Карелия, на втором месте Красноярский край, третье место у Архангельской области2. По нашему мнению, задачи по формированию конкурентной дестинации в сфере арктического туризма необходимо решать посредством системы многоуровневого управления, в которой координирующая роль принадлежит государству (федеральному и региональному уро вню), при обязательном участии заинтересованного бизнеса, НКО и муниципальных образований.

В таблице 1 представлены данные по динамике внутреннего туризма в регионах российской Арктики. Как видно из таблицы, в большинстве арктических регионов турпоток российских граждан за период 20 09-2019 гг. увеличился (исключение НАО). Наиболее существенное увеличение турпотока показали республика Карелия (в 3,8 раза), ЯНАО (в 2 раза) и Красноярский край.

Таблица 1

Численность российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения

2009-2019 гг. (тыс. чел.)

Субъект 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Респу блика Кар елия 113,2 212,1 227,8 228,0 205,8 379,40 375,73 423,3 435,3

Архангельская область 219,1 274,1 254,6 250,2 261,2 262,53 257,46 293,0 334,3

Ненецкий АО 24,5 16,9 17,9 17,2 18,6 12,42 7,40 8,7 12,7

Респу блика Коми 163,8 153,0 197,6 178,1 239,4 208,08 192,98 206,0 228,1

Мурманская область 190,1 165,3 186,7 177,9 179,7 214,09 266,05 262,0 263,8

Ямало-Ненецкий АО 91,0 98,3 132,6 102,7 138,2 135,90 151,35 158,8 203,8

Кр аснояр ский кр ай 425,1 457,9 505,4 480,1 384,1 662,71 662,58 730,7 808,0

Республика Саха (Якутия) 129,6 136,6 142,1 138,5 137,9 172,72 185,92 190,1 194,0

Чукотский АО 23,9 21,4 26,8 9,1 9,3 12,61 17,53 14,4 27,4

Источник: Федеральное агентство по туризму. Статистические данные по РФ. - https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statis tics/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2009-2017-gody/; https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics/ statisticheskie-danny e-po-rf/statisticheskie-danny e-po-rf-v-p eriod-2018-2019-gody/

Правительство России видит в туризме важный экономический ресурс, способный обеспечить рост поступлений в федеральный и региональные бюджеты. По данным Всемирного экономического форума ^ЕР) в рейтинге конкурентоспособности туристического сектора экономики стран Россия в 2019 г. заняла 39 место (в 2017 г. - 43 место, в 2009 г. - 59 место)3. Однако этот показатель все еще значительно меньше, чем у конкурентов России в сфере арктического туризма - Норвегии (20 место), Дании (21 место), Швеции (22 место) и Финляндии (28 место).

По показателю приоритетности сектора туризма для государства Россия также демонстрирует восходящую динамику - 86 место в 2019 г. (в 2017 г. - 95 место, в 2009 г. - 127 место)4. Создана вертикально -интегрированная государственная структура управления туризмом. Повышается значимость туризма в политико -административной иерархии. В сентябре 2018 г. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) было передано в ведение Министерства экономического развития РФ. До этого момента за развитие туристической отрасли отвечало Министерство культуры. В июне 2020 г., Ростуризм был выведен из-под Минэкономразвития и стал напрямую подчиняться вице-премьеру Д. Чернышенко. В скором времени ожидается создание государственной корпорации по развитию туризма, деятельность которой будет направлена на реализацию трех направлений: 1) туристическая инфраструктура и создание тур-продуктов (субсидирование процентной ставки на строительство гостиниц; грантовую поддержку НКО и бизнеса; субсидии регионам на формирование дестинаций); 2) доступность и информация о турпродуктах (компенсации поездок, субсидирование туроператоров, продвижение); 3) менеджмент в сфере туризма (создание учебных центров, бизнес-инкубаторов по туризму, создание электронной среды и др.). В планах к 2030 г. увеличить отдачу от услуг туризма в 2 раза, рабочих мест - в 1,8 раза, рост внутренних поездок - в 2,2 раза5.

В 2018 г. был принят важный документ, свидетельствующий о наличии политической заинтересованности в развитии национального туризма - Стратегия развития внутреннего и внешнего туризма до 2035 года. Стратегией предусматривается создание преференциальных режимов, направленных на комплексное развитие туристских территорий, включая развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, реконструкцию аэропортов и

1 Manhas P.S., Manrai L.A., Manrai A.K. Role of Tourist Destination Development in Building its Brand Image: A Conceptual Model // Journal of Economics, Finance and Administrative Science. 2016. - Vol. 21. - P. 25-29. doi: 10.1016/j.jefas.2016.01.001

2

Мякшин В.Н., Шапаров А.Е., Тиханова Д.В. Совершенствование оценки туристского потенциала субъектов Арктической зоны РФ // Экономика региона. 2021. - Т. 17, вып. 1. - С. 235-248.

3 The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. - Geneva: World Economic Forum, 2020. - Р. 36.

4 Ibid., p. 75.

5 Национальный туристический рейтинг-2020. - https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2020

транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог. Развитие туриндустрии направлено на формирование туристского продукта с учетом природного, культурного, этнического разнообразия регионов России. Правительством России планируется разработка Стратегии развития арктического туризма в Российской Федерации для территорий Арктической зоны РФ и регионов Северного морского пути. К перспективным направлениям развития круизного туризма в России Стратегией отнесено развитие экспедиционного туризма в Арктической зоне.

Отметим, что Правительством России уделяется внимание развитию арктического туризма. Так, по итогам заседания государственной комиссии по вопросам развития Арктики в феврале 2021 г. Ростуризму поручено разработать предложения по формированию стимулирующих условий по развитию арктического туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в частности, по субсидированию процентной ставки для приобретения судов российскими туркомпаниями. Предполагается, что эти суда будут использоваться на маршрутах в Арктической зоне. Также, согласно протоколу, Ростуризм и Минтранс РФ должны направить в ФСБ России круизную программу на 2021 г. и график движения судов, предусматривающий пограничный контроль не более одного судна в сутки. На заседании также поднимался вопрос организации пункта пропуска через государственную границу на архипелаге Земля Франца-Иосифа для увеличения перевозок иностранных туристов. Для осуществления пограничного контроля часть акватории бухты Северная острова Земля Александры включена в пределы морского пункта пропуска Архангельск.

Либерализация визового режима для иностранных туристов особенно актуальна в плане развития арктического туризма. Важной мерой по увеличению турпотока признается облегчение визового режима для иностранных туристов. Механизм временного упрощения визового режима уже был эффективно реализован во время проведения 2018 FIFA World Cup (World Cup 2018), когда для иностранных граждан был введен особый порядок въезда на территорию России по паспорту болельщика (FAN ID), который является аналогом электронной визы. FAN ID был бесплатным, его можно было получить в центрах выдачи в России, зарубежных подразделениях Россотрудничества, визовых центрах VFS Global по всему миру или по почте.

В январе 2021 г. Правительство Архангельской области утвердило региональную концепцию развития туризма, ставящую цели развития внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта1. В Стратегии отмечается, что на 2020 г. в Архангельской области зарегистрирован 21 туроператор по внутреннему и въездному туризму, сформировано более 100 туристических программ.

Формирование единой информационной базы данных о состоянии туристских ресурсов территории, предо став-ляемой потенциальным туристам и инвесторам, реализуется посредством создания туристского паспорта региона. Большинством арктических регионов разработаны туристские паспорта (исключение - Чукотский АО)2. Унифицированный туристский паспорт региона (УТПР) - это полный каталог объектов культуры, природных богатств, транспортных ресурсов и характеристик территории как туристской дестинации. Туристский паспорт содержит статистические данные (число предприятий сферы туризма, число коллективных средств размещения); информационные данные (население, главные города, климат, транспортная доступность, наличие программ развития туризма, структура власти); описание региона в целом (географическое положение, транспортная доступность, включая аэропорты и вокзалы), объекты туристского интереса.

Для формирования и функционирования дестинации информация является важным фактором. В России государство обладает мощным информационным ресурсом - электронными СМИ. Для привлечения иностранных туристов большой потенциал имеет российский международный многоязычный информационный телеканал Russia Today, вещающий по всему миру на английском, арабском, испанском и французском языках. RT в своих программах активно продвигает Арктику. RT Documentary в своем вещании часто рассказывает о жизни коренных народов Севера и арктическом туризме. По нашему мнению, для продвижения арктического туризма следует использовать потенциал региональных государственных телекомпаний из арктических регионов России через механизмы государственных закупок и грантов.

Государство, муниципалитеты и бизнес в субъектах АЗРФ уже на протяжении почти двух десятилетий активно участвуют в создании и продвижении региональных туристских брендов. По итогам Первого международного маркетингового конкурса в сфере туризма «PROбренд» 2019 г., организованным Союзом «Евразийское содружество специалистов туриндустрии - ЕСОТ», лидером среди субъектов АЗРФ стала Архангельская область (в номинации «Брен-динг территории» второе место получил туристический бренд юго -восточного территориального туристского кластера «Северное трехречье», в номинации «Брендинг средств размещения и питания» первое место занял лесной отель «Голубино», в номинации «Интернет-брендинг. Сайты, порталы» второе место занял бренд «Посадочная страница брендового тура Архангельской области «Архангельск: здесь начинается Арктика»). Призовых мест удостоились ЯНАО (в номинации «Брендинг туристской организации» третье место занял «Туристско-информационный центр Ноябрьска», Якутия)3. В России создаются и другие площадки для обмена опытом по созданию брендов и продвижению туристических и гостиничных услуг.

1 Концепция развития туризма в Архангельской области. - https://pomorland.pro/upload/iblock/718/7181dc5clc352e946cf9ba4a 22fb9149.pdf

2

Унифицированный туристский паспорт региона. - Ы^://^ .nbcrs.org/

3

Итоги Первого международного маркетингового конкурса в сфере туризма «PROбренд». -https://www.itmexpo.ru/media/news/15625/

Одной из важных составляющих туристической привлекательности арктических регионов России может стать уникальная кухня коренных народов Севера. Ростуризм развивает федеральный проект «Гастрономическая карта России». В 2018 г. на встрече стран-членов Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был представлен гастрономический потенциал российской Арктики. Арктическая гастрономия предлагает такие деликатесы как краб, гребешок, икра морских ежей, кумжа, сиг, оленина и дикие ягоды. Первым регионом реализации федерального проекта «Гастрономическая карта России» стала Мурманская область.

Арктические страны, реализуя национальные геоэкономические приоритеты, объективно конкурируют в сфере международного туризма. Однако именно в сфере арктического туризма конкуренция не носит характера игры с нулевой суммой. Более 20 лет страны арктической восьмерки на регулярной основе вырабатывают общие подходы к сфере туризма в Арктике. В условиях ухудшения отношений России с США и Евросоюзом и наложенных санкций, развитие туризма способно компенсировать выпадающие доходы бюджета, блокировать попытки изоляции России и оказать позитивное влияние на климат международных отношений.

Развитие арктического туризма является значимым фактором устойчивого социально -экономического развития субъектов АЗРФ, актуализирует вопросы международного сотрудничества России и передовых стран мира в форматах Арктического совета, консорциума университетов Арктики, регионального трансграничного сотрудничества, взаимодействия муниципалитетов. Потребности устойчивого развития Арктики, безопасности судоходства и туризма, сохранения природного и культурного наследия арктических территорий требуют введения в политическую повестку по Арктике вопросов выработки правил арктического туризма с целью минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Геоэкономические приоритеты России в развитии арктического туризма должны стать частью национальных геоэкономических стратегий, таких как формирование транспортной и энергетической инфраструктуры; развитие северного геоэкономического пояса; развитие трансрегиональных транспортных сетей, интегрирующих железнодорожный, автомобильный и водный виды транспорта, цифровизации экономики и стать фактором устойчивого развития регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.