eration did not create the necessary legal basis for pi-lotless aerial vehicles in our country, which, of course, contributes to their misuse, including delivery of prohibited items to the territory of penitentiary facilities.
Bibliography
1. Quadcopter — pilotless aerial vehicle with four propellers, which is usually controlled by a remote control from the ground. Usually it has a mini-camera, which allows photo and video recording in-flight...//
2. https://digbox.ru/news/chto_takoe_kvadro-kopter_i_zachem_on_nuzhen/
3. https://twower.livejournal.com/2109090.html
УДК: 346.1
4. https://www.smol.kp.ru/dailv/26701.4/37250
12/
5. Air Laws and Regulations of the Russian Federation of 19.03.1997 N 60-®3 (rev. of 03.08.2018) (with amend., and suppl., come into effect since 14.08.2018)
6. Unmanned civil aircraft with a maximum take-off weight of 0.25-30 kg imported into the Russian Federation or produced in the Russian Federation shall be counted in accordance with the procedure established by the Government of the Russian Federation.
© Serebrennikova A.V., 2019
Соловяненко Н.И.
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского права
Института государства и права Российской академии наук DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10104 РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ «ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГОСУДАРСТВ: ОСНОВЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Nina I. Solovyanenko
Candidate of Legal Sciences, Senior Research Fellow of the Business Law Department,
Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences
THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF "INNOVATIVE ECONOMY" IN THE INTEGRATION ASSOCIATIONS OF STATES: THE BASICS OF
REGULATION
Аннотация
Переход современного общества к новому технологическому укладу характеризуется развитием технологий, которые обеспечивают развитие «инновационной экономики», прежде всего, информационных технологий (ИКТ).Национальные и региональные цифровые стратегии наряду с рамочными программами исследований и инноваций вошли в число магистральных направлений регулирования научно-технологического развития и формирования «научно-исследовательских пространств» в интеграционных объединениях государств, таких как ЕС и ЕАЭС.
Abstract
The transition of modern society to a new technological order is characterized by the development of technologies that ensure the development of "innovative economy", primarily information technology (ICT).National and regional digital strategies along with the framework programs of research and innovation are among the main areas of regulation of scientific and technological development and the formation of "research areas" in the integration unions such as the EU and the EAEU.
Ключевые слова: цифровые технологии, инновации, правовая основа, исследовательское пространство, информационное взаимодействие, сервисы доверия, региональная интеграция, цифровая стратегия, научно-техническое сотрудничество
Key words: digital technologies, innovations, legal basis, research space, information interaction, trust services, regional integration, digital strategy, scientific and technical cooperation.
Переход современного общества к новому, четвертому, технологическому укладу характеризуется преобладанием в нем знания и, соответственно, развитием технологий, которые обеспечивают «экономику знаний», прежде всего, информационных технологий (ИКТ). Цифровизация социальных, в частности экономических, процессов рассматривается учеными в качестве главного драйвера экономического роста [6]. В этой связи на глобальном и региональном уровне признается
необходимость комплексной политической и правовой основы для общегосударственного подхода, уделяющего преимущественное внимание инновациям и капиталу, основанному на знаниях, а также анализу данных.
В Европейском Союзе задача интенсификации научно-технологического развития в целях наращивания глобальной конкурентоспособности экономики ЕС и государств - его членов была поставлена в принятой в 2000 году Лиссабонской стратегии (Lisbon Strategy), а также в Стратегии «Европа -2020» (Europe 2020 Strategy), в которой ведущая
<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / JURISPRUDENCE
роль в выполнении указанных задач отводится образованию, науке и инновациям. Стратегия «Европа 2020» утвердила несколько приоритетов: развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях; содействие эффективной, экологичной и конкурентоспособной экономике; решение социальных проблем путем поддержки деятельности, охватывающей всю цепочку от исследований до рынка. В соответствии с Рамочной программой исследований и инноваций "Горизонт 2020" (Horizon 2020) исследования, научные знания и технологии распространяются свободно. Формирование Европейского исследовательского пространства (European Research Area) и «Инновационного союза», направленного на продвижение финансирования исследований и разработок, стало основой общего европейского научно-технологического пространства [7].
В развитие лиссабонской стратегии принята Цифровая повестка дня для Европы 2020. Она определяет ключевую стимулирующую роль, которую играет использование ИКТ в реализации задач Стратегии «Европа - 2020». В целях обеспечения справедливой, открытой и безопасной цифровой среды цифровая стратегия предусматривает: предоставление лучшего доступа потребителей и предприятий к цифровым товарам и услугам по всей Европе; создание правильных условий для продвижения цифровых сетей и услуг и максимизацию роста цифровой экономики.
Решению названных задач корреспондирует Регулирование № 910/2014 Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014г. «Об электронной идентификации и доверенных услугах для электронных транзакций на внутреннем рынке и отмене Директивы 1999/93/ЕС» [8]. Регулирование развивает положения «Стратегии единого цифрового рынка для Европы» [10] и является единообразной правовой основой для защищенного трансграничного электронного взаимодействия граждан, бизнеса и органов публичной власти на всей территории Евросоюза.
По мнению европейских законодателей, Рамочная программа исследований и инноваций Горизонт Европы 2021-2027 (Horizon Europe), должна предусматривать существенное увеличение расходов на основные цифровые исследования и инновационную деятельность по сравнению с Рамочной программой «Horizon 2020» и в результате - способствовать тому, чтобы Европа оставалась на переднем рубеже глобальных исследований и инноваций в цифровой области [9].
В Российской Федерации цифровые данные определены нормативными правовыми документами в качестве преобладающего фактора производства и конкурентоспособности на глобальном рынке. Соответственно, в целях построения национальной инновационной системы предусматривается развитие новых производственных технологий;
139
квантовых технологий, промышленного (индустриального) интернета, искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, робототехники, технологий беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. [1] Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года [3;4] ставит целью переход к 2020 году российской экономики к инновационному методу развития, включающего расширенное воспроизводство знаний на основе прогрессирующего сектора исследований и разработок. Стратегия инновационного развития РФ предполагает интеграцию России в мировые процессы создания и использования инноваций, а также международное двустороннее и многостороннее научно-техническое сотрудничество. В сфере информационных и коммуникационных технологий Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы [2] предусматривает эффективное применения знаний, формирование российской экосистемы цифровой экономики, а также международное информационное взаимодействие со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Обеспечение международного информационного взаимодействия включает создание трансграничного пространства доверия к электронной подписи. Договором о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС) установлено, что государства-члены ЕАЭС проводят согласованную политику в области информатизации и информационных технологий. В целях информационного обеспечения интеграционных процессов в рамках Союза предусмотрено расширение информационного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий. Договор о ЕАЭС ввел правовые понятия «трансграничное пространство доверия» и «доверенные услуги» (сервисы доверия). В развитие положений Договора принято решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 № 73 «О Концепции использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов» (вступило в силу 1 января 2015г.) [5].
Таким образом, национальные и региональные цифровые стратегии наряду с рамочными программами исследований и инноваций вошли в число магистральных направлений регулирования научно-технологического развития и формирования «пространства знаний», или «научно- исследовательских пространств» в интеграционных объединениях государств, таких как ЕС и ЕАЭС.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 07. 05. 2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». СЗ РФ.2018 г. N 20. ст. 2817.
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" СЗ РФ. 2017 . N 20 ст. 2901.
3. Указ Президента РФ от 31.декабря.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2016 № 1 (ч.2). Ст. 212.
4. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 № 73. URL:https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0143504/cncd_06102014_73.
6. Бодрунов С. Д. Переход к перспективному технологическому укладу: анализ с позиции концепций НИО.2 и ноономики //Экономическое возрождение России № 3 (57) 2018.С 5-13.
7. Regulation (EU) No 1291/2013 of the European Parliament and of the Council (4) established Horizon 2020 - The Framework Program for Research
and Innovation (2014-2020) (('Horizon 2020'). https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?qid=1552451889022&uri=CELEX: 32013R1291.
8. Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on Electronic Identification and Trust Services for Electronic Transactions in the Internal Market and Repealing Directive 1999/93/EC // URL: http://data.eu-ropa. eu/eli/reg/2014/910/oj.
9. Report on the Regulation: http://www.euro-parl.europa.eu/sides/get-
Doc.do?type=REPORT&mode=XML&reference=A8-2018- 0401&language=EN.
10. A Digital Single Market Strategy for Europe. Brussels, 6.5.2015. URL:https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-single-market-strategy-europe-com2015-192-final.
Шапсугова М. Д. Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права
Института государства и права РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10105 КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО—ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Shapsugova M. D.
PhD, Associate Professor, Senior Researcher, Business and Corporate Law Sector, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
THE CONCEPT OF STATE FAMILY POLICY FOR THE PERIOD UNTIL 2025 AND HARMONIZATION OF PRIVATE LAW AND PUBLIC LAW PRINCIPLES IN THE FAMILY AND
ENTREPRENEURIAL LEGAL REGULATION
Аннотация
В статье исследуются модели семьи, модели государственно-семейной политики, и их роль в поиске баланса публичных и частных начал в данной сфере
Abstract
The article analyzes the family model, the model of family policies, and their role in the search for balance between public and private has started in this area
Ключевые слова: семейная политика, семья, семейное предпринимательство, гармонизации частноправовых и публично-правовых начал в сфере семейного регулирования
Keywords: family policy, family, family business, harmonization of private law and public law principles in the family law regulation
Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция). Концепция была принята в развитие положений Указа Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Утверждение Концепции является безусловно важной вехой в становлении семейной политики государства. В Концепции закреплены принципы государственной семейной политики.
Анализируя Концепцию необходимо учитывать степень абстрактности ее положений, свойственную документам подобного рода. Вместе с
тем, концепция должна соответствовать критериям актуальности и реализуемости поставленных в ней целей.
Полагаем модель семейной политики должна строиться из функций семьи и существующих моделей семьи. Традиционно выделяют следующие функции семьи: репродуктивную, воспитательную, психологическую, экономическую. Семья является базовой ячейкой общества, с экономической точки зрения - домохозяйством. Семья также является источником удовлетворения основных потребностей личности (безопасность, принадлежность, продолжение рода и др.). К моделям семьи относят патри-