Научная статья на тему 'Роль цифровых ресурсов в процессе формирования культурной речи современных студентов'

Роль цифровых ресурсов в процессе формирования культурной речи современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровые ресурсы / культура речи / цифровая компетентность / корпусная лингвистика / контент-анализ / цифровые образовательные ресурсы / digitalization / digital resources / speech standard / digital competence / corpus linguistics / content analysis / digital educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Евгеньевна Варнаева

Проводится анализ опыта использования цифровых инструментов в ходе изучения студентами педагогических специальностей дисциплины «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде». Применение различных интернет-ресурсов активизирует познавательную деятельность обучающихся и способствует более успешному формированию и культуры речи, и цифровой компетентности будущих учителей. Это, в свою очередь, обеспечивает повышение их конкурентноспособности на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of digital resources in the formation of standard speech of modern students

The article is an analysis of the experience of using digital tools during the study by students of pedagogical specialties of the discipline "Standard of speech and the basics of communication in a multicultural environment". The use of various Internet resources activates the cognitive activity of students and contributes to the more successful formation of both the standard of speech and the digital competence of future teachers. This, in turn, ensures an increase in their competitiveness in the modern labor market.

Текст научной работы на тему «Роль цифровых ресурсов в процессе формирования культурной речи современных студентов»

Научная статья УДК 37:808.5

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-138-142 NIION: 2018-0077-4/22-238 MOSURED: 77/27-024-2022-04-437

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Роль цифровых ресурсов в процессе формирования культурной

речи современных студентов

Анна Евгеньевна Варнаева

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, anna6772@mail.ru

Аннотация. Проводится анализ опыта использования цифровых инструментов в ходе изучения студентами педагогических специальностей дисциплины «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде». Применение различных интернет-ресурсов активизирует познавательную деятельность обучающихся и способствует более успешному формированию и культуры речи, и цифровой компетентности будущих учителей. Это, в свою очередь, обеспечивает повышение их конкурентноспособности на современном рынке труда.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые ресурсы, культура речи, цифровая компетентность, корпусная лингвистика, контент-анализ, цифровые образовательные ресурсы

Для цитирования: Варнаева А. Е. Роль цифровых ресурсов в процессе формирования культурной речи современных студентов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 138-142. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-4-138-142.

Original article

The role of digital resources in the formation of standard speech

of modern students

Anna E. Varnaeva

Smolensk State University, Smolensk, Russia, anna6772@mail.ru

Abstract. The article is an analysis of the experience of using digital tools during the study by students of pedagogical specialties of the discipline "Standard of speech and the basics of communication in a multicultural environment". The use of various Internet resources activates the cognitive activity of students and contributes to the more successful formation of both the standard of speech and the digital competence of future teachers. This, in turn, ensures an increase in their competitiveness in the modern labor market.

Keywords: digitalization, digital resources, speech standard, digital competence, corpus linguistics, content analysis, digital educational resources

For citation: Varnaeva A. E. The role of digital resources in the formation of standard speech of modern students // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):138-142. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-138-142.

Современная эпоха - это эпоха цифровизации. Не случайно в языке, напрямую связанного с жизнью общества и отражающего ее, слово цифровой в последние годы приобрело очень широкие сочетаемост-ные возможности: цифровой мир, контент, след, язык; цифровая цивилизация, экономика, реальность, среда, зрелость, этика; цифровое общество, образование; цифровые технологии, сервисы, инструменты, продукты, компетенции, проекты, тренды и т. п.

Цифровая трансформация требует освоения новых профессиональных компетенций, которые являются

необходимыми для работы с новым цифровым инструментарием.

При этом «информатизация образования должна опережать информатизацию других направлений общественного производства, иначе сфера образования неизбежно начнет отставать от темпов развития общества» [3, с. 9].

В последние десятилетия мы наблюдаем процесс перехода от компьютеризации и информатизации образования к его цифровизации. Ее суть заключается в достижении «необходимых образовательных результатов

© Варнаева А. Е., 2022

138

и движении к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий» [2, с. 30].

В связи с этим перед вузами, ответственными за подготовку квалифицированных специалистов, стоит задача постоянно обновлять образовательные программы, актуализировать рабочие программы дисциплин, что обеспечит необходимую цифровую грамотность выпускников и их соответствие запросам работодателей.

В данной статье представлен опыт использования цифровых ресурсов в ходе освоения студентами дисциплины «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде». Ее выбор обусловлен тем, что данный курс входит в обязательную части блока дисциплин учебных планов многих вузов страны.

В частности, он преподается всем студентам - будущим педагогам, которые обучаются по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Повышенные требования к речевой культуре специалистов данной сферы вызваны тем, что они должны не только в собственной речи соблюдать все языковые правила, предоставляя обучающимся образец для подражания, но и уметь формировать правильную и красивую речь своих воспитанников.

Для достижения этих задач в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студенты традиционно знакомятся с программным теоретическим материалом и отрабатывают его на практике, тренируясь в нормативном употреблении языковых единиц, исправлении допущенных в высказываниях ошибок различного типа, составлении собственных текстов, выступлении с ними в разных ситуациях общения и др.

При этом данный процесс обучения можно сделать более успешным и интересным для студентов посредством обращения к возможностям, предоставляемым различными интернет-ресурсами. Их применение позволит повысить уровень культуры речи будущих педагогов и будет способствовать становлению их цифровой компетентности, что станет базой эффективного решения ими задач профессиональной деятельности.

Рассматриваемая учебная дисциплина ориентирована на формирование одной универсальной компетенции УК-4: «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах)» [4, с. 8]. Не имея возможности изменить содержание компетенции, мы можем актуализировать индикаторы ее достижения, добавив в конечные результаты освоения курса способность студентов работать в цифровой среде.

Так, в «Знать» считаем необходимым добавить знакомство студентов с возможностями интернет-ресурсов и программных продуктов для приобретения знаний о правилах делового общения и требованиях культуры речи. Здесь имеются в виду, например, такие цифровые ресурсы:

- научная база данных ЕИЬгагу;

- портал Грамота.ру;

- информационная система, включающая коллекцию различных словарей, которые дают представление о различных типах современных языковых норм;

- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и другие профессиональные базы данных.

Кроме этого, в качестве еще одной важной составляющей индикатора «Знать» предлагаем включить изучение студентами цифровых сервисов, позволяющих осуществлять поиск и анализ языкового материала, а также проводить контент-анализ образцовых текстов для иллюстрации нормативных правил культуры речи. Необходимость работы с данными ресурсами объясняется тем, что они обеспечивают быстрый отбор большого объема разнообразных примеров, служащих подтверждением того или иного лингвистического явления.

Здесь следует прежде всего обратиться к возможностям корпусной лингвистики, которая начала развиваться в конце XX века. Корпусы являются наиболее распространенными цифровыми ресурсами в области исследований языка. Они представляют собой информационно-справочные системы, основанные на собрании текстов в электронной форме. Корпусы ценны тем, что с их помощью можно получить примеры употребления определенных языковых единиц и установить частотность их использования. Мы используем следующие приводимые ниже корпусы по русскому языку, находящиеся в открытом доступе.

- Национальный корпус русского языка, основанный на собрании русских текстов в электронной форме. Его объем насчитывает более 900 млн слов. Данный сайт представляет собой не только ресурсную базу языковых данных, но и механизмы для анализа текстов.

- Русская корпусная грамматика - проект, целью которого является синхронное описание представительного фрагмента русской грамматики по данным Национального корпуса русского языка. Грамматика решает дескриптивную, исследовательскую и справочную задачи.

- Лингвистические корпуса и сервисы - многофункциональная платформа, которая содержит корпуса не только русского, но и других языков России и языков зарубежных народов. Кроме этого, здесь представлены словари синонимов и антонимов, транслитераторы и т. п.

- Корпус русской прозы для детей и юношества ХХ-ХХ1 вв. (ДетКорпус) - аннотированный корпус русской детской литературы, включающий более 2097 прозаических произведений, созданных в период с 1920-х по 2010-е годы и адресованных детям и подросткам. Корпус делится на два подкорпуса: художественной литературы (2037 текстов) и нон-фикшн (60 текстов). Данный сервис создан в первую очередь для исторических, типологических и количественных исследований в области детской литературы. Но его можно использовать и для решения других задач, например, поиска героев, тем, деталей быта в детской литературе разных временных периодов и др.

СКИЕ НАУКИ 139

Для осуществления контент-анализа, представляющего собой метод выявления и оценки специфических характеристик текстов, студентам предлагается работать с самым известным сервисом Лекта (лексико-се-мантический текстовый анализатор) - программой, которая проводит качественно-количественный анализ текста. Она, в частности, может составлять словарь контент-анализа, опирающегося на принцип частотности, включать все словоформы выбранных лексем в словарь, составлять матрицы контент-анализа, которые отражают встречаемость определенной лексемы в каждом из фрагментов текста.

В соответствии с полученными студентами знаниями цифровых инструментов в индикатор «Уметь» мы включаем их применение на практике в ходе освоения норм культуры речи. И здесь особенно востребованным оказывается портал Грамота.ру, а также образовательный портал по подготовке к ЕГЭ «Решу ЕГЭ».

Учитывая, что любая дисциплина в вузе должна быть профессионально ориентирована, мы обучаем студентов формировать речевую культуру своих учеников, в связи с чем в результаты освоения рассматриваемого курса на уровне «Уметь» включаем также использование возможностей актуальных цифровых и информационных технологий для создания методических продуктов, направленных на формирование культурной речи школьников.

Здесь неоценимую помощь оказывает контент национальных платформ, содержащих различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по русскому языку, которые как предлагают уже готовые тесты, упражнения, так и позволяют конструировать задания различного типа. Приведем наиболее интересные из них:

- Kid-mama (сервис, содержащий тренажеры, тесты для закрепления правил правописания);

- образовательная платформа «ЯКласс»;

- School collection (портал, содержащий ЦОР по различным предметам);

- Learning apps (сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения, кроссворды, викторины с выбором ответа, тесты, игры на развитие памяти и др.);

- Фабрика кроссвордов (конструктор для создания кроссвордов онлайн);

- Hot Potatoes (программа для формирования тестов и кроссвордов);

- еТреники (конструктор учебных тренажеров, вошедший в ТОП-30 лучших проектов конкурса инноваций в образовании);

- MyQuiz (сервис для создания викторин, являющийся аналогом Kahoot).

Наконец, в индикатор «Владеть» считаем необходимым добавить формирование навыков работы с различными информационно-справочными системами, прежде всего с Информационной системой, включающей коллекцию различных словарей; Толковым словарем Ожегова; Толковым словарем иностранных слов, а также с профессиональными базами данных. Они привлекаются с целью сбора информации о способах формиро-

вания культуры речи учащихся. Мы работаем с такими базами, как Федеральный центр информационных образовательных ресурсов; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; Российская электронная школа; Яндекс Учебник; Электронные учебники «Просвещение»; Материалы издательского дома «1 сентября», и некоторыми другими.

Рассмотрим использование названных цифровых инструментов на примере отдельных тем курса, адресованного будущим учителям начальной школы.

Так, уже в рамках первой темы «Сущность языка. Понятие культуры речи», наряду с базовыми вопросами, связанными с природой и функциями языка, аспектами культуры речи и типами речевой культуры, студенты знакомятся с цифровыми технологиями как частью образовательного процесса и возможностями использования ЦОР в области формирования культуры речи.

При подготовке к практическому занятию они составляют аннотированный каталог интернет-ресурсов по теме «Правила делового общения», что напрямую нацелено на формирование предписанной ФГОС ВО компетенции (УК-4), а также составляют викторину «Русский речевой этикет», используя цифровой сервис MyQuiz, для отработки этического аспекта культуры речи.

В качестве заданий для самостоятельной работы, которая предполагает более высокий уровень инициативного участия в ней обучающихся, предлагается подбор цифровых образовательных ресурсов, отражающих нормативный аспект культуры речи (различные типы языковых норм). Результаты анализа собранных ЦОР студенты представляют в виде презентации (инструменты для ее создания - Power Point или Canva), которую им необходимо использовать для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Культура речи младшего школьника». Собрание проводится в режиме видеоконференцсвязи «Яндекс.Теле-мост». В его ходе будущие учителя должны следить за соблюдением всех необходимых правил делового общения.

Большой блок тем в рамках рассматриваемой дисциплины посвящен изучению языковой нормы, так как культура речи прежде всего предполагает следование различным нормативным правилам. «Норма - единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)» [1, с. 103]. Выделяют пять основных типов норм: орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические.

В процессе отработки каждого типа студенты составляют список электронных словарей, отражающих конкретный анализируемый тип, используя информационно-справочную систему Коллекция различных словарей. Выбранные словари привлекаются ими для выполнения различных практических заданий на усвоение нормативных правил русского языка.

Кроме этого, они создают методическую копилку для своей будущей профессиональной деятельности,

подбирая по 10 интересных заданий для учащихся начальных классов на каждый тип норм, работая с различными цифровыми образовательными ресурсами по русскому языку, приведенными ранее.

Повышает мотивацию студентов к изучению языка обращение к лингвистическим корпусам в ходе выполнения, например, таких заданий: используя Национальный корпус русского языка, подберите языковой материал, иллюстрирующий умелое использование писателями синонимов; приведите примеры на все правила нормативного употребления в речи имен числительных, воспользовавшись Русской корпусной грамматикой. Для закрепления на практике теоретических сведений по межкультурной коммуникации студенты, работая с Корпусом русской прозы для детей и юношества XX-XXI вв., подбирают три произведения, герои которых принадлежат к разным этносам, и анализируют, соответствует ли их общение необходимым правилам.

В целях выявления особенностей функционирования в языке тех или иных его единиц на занятиях предусмотрено знакомство с сервисом по контент-анализу текстов Лекта. Так, используя его ресурсы, студенты устанавливают частотность употребления в русской речи одной из наиболее сложных лексико-семантиче-ских групп - паронимов, или в этом аспекте рассматривают форму Род. падежа мн. числа имен существительных, образование которой вызывает серьезные трудности у носителей языка.

Профессиональные базы данных изучаются будущими учителями начальных классов прежде всего с целью сбора информации о способах формирования культуры речи младших школьников. Для этого они выполняют задания для самостоятельной работы типа: проведите сопоставительный лингвометодический анализ материалов по синтаксическим нормам электронных учебников по русскому языку для начальной школы, представленных на платформе Электронные учебники «Просвещение».

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме тестов. Для онлайн-тестирования используется платформа СДО Moodle, Yandex Forms, Google Forms, Online Test Pad.

Приведем примеры отдельных тестовых заданий на оценку цифровой компетентности студентов:

1. Что относится к ключевым компетенциям современности:

а) умение использовать ИКТ,

б) умение жить в эпоху неопределенности,

в) знание последних трендов в образовании,

г) умение создавать собственные тренды.

2. На какой платформе содержатся словари синонимов и антонимов в виде баз данных:

а) Русская корпусная грамматика,

б) Национальный корпус русского языка,

в) Лингвистические корпуса и сервисы,

г) Корпус русской прозы для детей и юношества XX-XXI вв.

3. Назовите сервис по контент-анализу текста:

а) Лингвоанализатор,

б) Порфирьевич,

в) «Живые страницы»,

г) Лекта.

4. На базе какой цифровой платформы будет создана единая онлайн-платформа для всех школ России, где будут собраны такие цифровые образовательные сервисы, как школьный дневник, расписание занятий, порт-фолио учеников и др.:

а) ГИС «Моя школа»,

б) Яндекс. Практикум,

в) Госуслуги,

г) платформа «Открытое образование».

5. Назовите ЦОР, позволяющие создавать интерактивные упражнения для проверки знаний:

а) Learning apps,

б) Kid-mama,

в) ЯКласс,

г) Hot Potatoes.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. При его выставлении учитываются результаты работы студентов в течение семестра и выполнение ими зачетных заданий. Приведем для примера те из них, которые позволяют оценить приращение индикаторов достижения компетенции в области цифровых инструментов: проведите анализ профессиональных баз данных с целью сбора информации о способах формирования культуры речи учащихся начальной школы; составьте аннотированный каталог цифровых образовательных ресурсов по культуре речи для младших школьников.

Как показывает практика, обращение к цифровым ресурсам в ходе организации занятий по дисциплине «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде» позволяет сделать их более разнообразными и интересными для студентов, что повышает их познавательную активность и, как следствие, обеспечивает прирост необходимых знаний и умений в области речевой культуры будущих педагогов и формирует их цифровую компетентность. А в целом это способствует качественной профессиональной подготовке будущих учителей современной школы.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. 6-е изд., доп. и пере-раб. Ростов-н/Д : Феникс, 2005. 537 с.

2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фру-мина. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

3. Фабрикантова, Е. В. Современные информационные технологии в образовании : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. В. Фабрикан-това, Е. Е. Полянская. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2017. 84 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по на-

СКИЕ НАУКИ 141

правлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): утв. Приказом Министерства образования и науки России от 22 февраля 2018 г., № 125. 17 с.

Bibliographic list

1. Vvedenskaya, L. A. Rhetoric and culture of speech / L. A. Vvedenskaya, L. G. Pavlova. 6th ed., supplement and revision. Rostov-n/A : Phoenix, 2005. 537 p.

2. Difficulties and prospects of digital transformation of education / edited by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumina. M. :

Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. 343 p.

3. Fabrikantova, E. V. Modern information technologies in education: a textbook for students of pedagogical universities / E. V. Fabrikantova, E. E. Polyanskaya. Orenburg : OGPU Publishing House, 2017. 84 p.

4. Federal State educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles): approved. By Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated February 22, 2018, No. 125. 17 p.

Дополнительная информация об авторе А. Е. Варнаева - заведующая кафедрой теории и методики начального образования Смоленского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.

Additional information about the author A. E. Varnaeva - Head of the Department of Theory and Methodology of Primary Education of Smolensk State University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

Психология

ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Третье издание

V

Психология оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Обеспечение законности и правопорядка» / под науч. ред. В. Л. Цветкова, Н. А. Кузьмина; под общ. ред. И. Б. Лебедева, А. Ю. Федотова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2023. 391 с. ISBN 978-5-238-03631-1

Учебное пособие включает систему основных понятий психологии оперативно-розыскной деятельности, рекомендации эффективного самоопределения в ситуациях взаимодействия с лицами, представляющими оперативный интерес, а также основы психотехники решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Его содержание соответствует рабочим программам учебной дисциплины для обучающихся по специальностям 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка».

Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных организаций, практических работников и всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.