УДК 004
Почебут В. А. студент Парфирова А. А. студент
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия, г. Самара РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Аннотация: в данной статья рассмотрены ключевые составляющие новой цифровой экономики - цифровые платформы. Проанализирована роль цифровых платформ и их качество работы в современном мире. Они представляют собой характерные для цифровой экономики бизнес -модели. Платформа предоставляет участникам ряд удобств, автоматически формирует уровень доверия между ними, а главное - позволяет продавцам и покупателям товара/услуги быстро найти друг друга, быстро заключить сделку и произвести расчеты.
Ключевые слова: цифровые платформы, цифровая трансформация, экономика, технологии, бизнес.
Pochebut V.A.
Student
Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics
Russia, Samara Parfirova А.А.
Student
Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics
Russia, Samara THE ROLE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE CONTEMPORARY WORLD Annotation: in this article the key components of the new digital economy are considered - digital platforms. The role of digital platforms and their quality of work in the modern world is analyzed. They represent a business model characteristic of the digital economy. The platform provides participants with a number of amenities, automatically generates a level of trust between them, and most importantly - allows sellers and buyers of goods / services to quickly find each other, quickly conclude a deal and make calculations.
Key words: digital platforms, digital transformation, economics, technology, business.
На сегодняшний день, в рамках цифровой трансформации, место классических посредников всё чаще занимают цифровые платформы. Цифровая платформа включает в себя любую веб-платформу, упрощающую множество процессов и взаимодействия людей (к примеру, Facebook, Twitter, Instagram, и т.д.). Различие цифровой от аналоговой платформы (такой как,
рекламные щиты, прямая почтовая рассылка, телемаркетинг) заключается в том, что появление цифровой платформы в любой индустрии приводит к значительному сокращению транзакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. [1] Данные платформы выдвигают новые профессиональные стандарты, а также развивают конкуренцию и основывают динамические рейтинги участников задействованных индустрий. Для подтверждения вышесказанного суждения проведен графический анализ (Рис. 1) стремительное развития компании «БасеЬоок», за последние несколько лет. 16000 14000 — 12000 — 10000 8000 — 6000 4000 2000 — 0
2012
2013
2014
2015
2016
^-годовая выручка Facebook, млн. U.S. Долларов ^-количество активных пользователей Facebook
Рис.1 - развитие компании Facebook (составлено автором)
Роль на потребительских рынках от внедрение цифровых технологий, заключается в том, что они позволяют снизить затраты на поиск и оформление заказов, способствуют оптимальному подбору продуктов, которые соответствуют требованиям потребителя, обеспечивает повышение прозрачности. [2] Пользователи сами могут проводить анализ цен, узнавать характеристики, возможные услуги и отзывы о товаре, всего лишь несколько раз щелкнув кнопкой мышью. Качественное функционирование платформ ускоряет процесс производства и обмена, а также уменьшает его стоимость, устраняет из него лишние посреднические звенья. Прослеживается резкое повышение эффективности рынков и производительности труда. Многие платформы могут обслуживать участников сделок без географических ограничений, почти во всем мире. [3]
Одни из главных компонентов цифровых платформ представлены на рисунке 2 и включают:
- повышение качества данных, предполагающее возможность для сборки, хранения и объединения цифровых данных намного быстрее;
- исследование целевой предметной области, которое позволяет статически и динамически исследовать, вырабатывать, формализовывать и
автоматизировать понимание сферы деятельности бизнеса;
- эффективность, которая поможет комплексно и масштабируемо обеспечить, упорядочить и организовать функционал, необходимый для самого субъекта и требуемый со стороны внешнего окружения;
- специализация взаимодействия, которая удобно и индивидуально обособит, организует взаимовыгодное сотрудничество;
- проактивная безопасность, поддерживающая сохранность данных, функционала и транзакций, обеспечивая высокий уровень доверия;
- свобода выбора и конкуренция, помогающие принимать решения;
- стандартизация и регулирование, которые обеспечивают построение бизнес-модели и взаимоотношение субъектов в пределах функционала целевой предметной области. [4]
Рис. 2 - Составляющие цифровых платформ (составлено автором)
Немало важным моментом является то, что цифровизация влечет за собой вытеснение классических компаний-посредников с рынка. К примеру, в туристической области к такому числу можно отнести Aviasales.ru, Ozon.travel, Booking.com и Ostrovok.ru, ранее выполнявшие посредническую функцию, сегодня успешно вышли на рынок турагентов, и позволяют пользователям искать и сравнивать различные предложения. В России бронировать билеты в режиме онлайн сегодня предпочитают около 20% клиентов, бронировать проживание - 12%, по прогнозам экспертов ожидается дальнейший рост данных показателей. [5]
Важно отменить то, что невозможно оцифровать и катализировать всю вселенную, то есть невозможно построить глобальную систему, которая будет полностью автоматически делать выбор за человека на любых рынках и сущностях. Но эффективные платформы это те, которые помогают человеку и оптимизируют экономические решения только на отдельных сегментах рынка. И только там стоит строить платформы высокой эффективности - отраслевые платформы. Рассматривая такую индустриальную платформу, можно заметить, что она очень глубоко
погружается в этот рынок и в его товарно-составляющую классификацию, бизнес-процессы, бизнес логику. Платформа не может быть общего назначения, она должна наладить синхронность восприятия объектов обмена и, конечно управлять рисками на этом рынке. Фактически она организует и координирует эту часть рынка. Таким образом эффективность экономики как системы намного выше, благодаря цифровым платформам такого формата. [6-7]
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что роль цифровых платформ очень велика в развитии и экономики России, и всего мира. Цифровизация помогает не только улучшить качество производства, но и повысить конкурентоспособность компании на рыночных условиях. Главное, что каждая платформа должна отвечать за свой сегмент рынка и быть полностью погруженной в его специализацию. Это необходимо для того, чтобы не возникало стереотипа - «появление цифровых технологий ради технологий».
Использованные источники:
1. Издание РС Week/RE («Компьютерная неделя») https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=195765
2. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. Отчет о НИР «Разработать концепцию единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки». -ВИАПИ РАСХН. 2014 - 130с.
3. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать теоретические основы и методологию оценки эффективности использования информационного ресурса ваграрной экономике». -ВИАПИ РАСХН. 2014 - 198с.
4. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Отчет о НИР «Мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве». -ВИАПИ РАСХН. 2014 - 154с.
5. Романенко И.А., Евдокимова Н.Е. Информационно-аналитическая система для поддержания задач прогнозирования развития региональных агропродовольственных систем //В сборнике: Инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур в Нечерноземье. Владимирский НИИСХ. 2013. С. 26-32.
6. Бышов Н.В., Мусаев Ф.А., Текучев В.В., Черкашина Л.В. Информационные технологии в экономике и управлении: учебное пособие // Рязань, Издательство РГАТУ, 2015. 184 с.
7. Шашкова И.Г., Мусаев Ф.А., Конкина В.С., Ягодкина Е.И. Информационные технологии в науке и производстве // Рязань, 2014.