Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ПЛАТФОРМА / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / ПЛАТФОРМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ПОТРЕБИТЕЛИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / БАНК РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситник А. А.

Цель статьи заключается в том, чтобы на основе критического анализа действующих нормативных правовых актов, научных работ и практики функционирования финансового рынка определить роль цифровых платформ в организации указанного рынка. Для реализации заявленной цели были поставлены следующие задачи: определить содержание таких понятий, как «цифровая платформа» и «цифровая финансовая платформа»; выделить виды цифровых платформ; провести классификацию цифровых финансовых платформ; выявить влияние внедрения цифровых платформ в деятельность финансовых организаций на общественные отношения, складывающиеся на финансовом рынке.Установлено, что цифровая платформа может быть рассмотрена с различных точек зрения: как информационная система, цифровая среда, комбинация цифровых инструментов и услуг, поставщик услуги хостинга, совокупность правил, в соответствии с которыми происходит взаимодействие участников. Отмечено, что цифровизация в целом и внедрение цифровых платформ в частности приводят к изменению структуры финансового рынка, бизнес-моделей финансовых организаций, порядка взаимодействия поставщиков финансовых услуг и их клиентов, поведения потребителей финансовых услуг, а также к целому ряду иных фундаментальных сдвигов, воздействующих на финансовый рынок. В ходе исследования разграничены цифровые финансовые платформы и финансовые платформы в собственном смысле этого слова (функционирование которых регулируется нормами Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»). Проведена классификация цифровых финансовых платформ по различным основаниям: в зависимости от вида оказываемых с их помощью услуг (основные цифровые финансовые платформы, инфраструктурные цифровые финансовые платформы, сервисные (факультативные) цифровые финансовые платформы), по характеру оказываемых финансовых услуг (самостоятельные цифровые финансовые платформы, посреднические цифровые финансовые платформы, смешанные), по функциональному назначению в рамках деятельности регулятора финансового рынка (RegTech- и SupTech-платформы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE ORGANIZATION OF THE FINANCIAL MARKET

The paper aims to determine the role of digital platforms in the organization of the financial market on the basis of a critical analysis of existing regulatory legal acts, scientific papers and practices on the said market. To achieve the stated goal, the following tasks were set: to determine the content of such concepts as «digital platform» and «digital financial platform»; to identify the types of digital platforms; to classify digital financial platforms; to identify the impact of the introduction of digital platforms in the activities of financial organizations on public relations emerging in the financial market.It is established that the digital platform can be viewed from various points of view: as an information system, a digital environment, a combination of digital tools and services, a hosting service provider, a set of rules according to which participants interact.It is noted that digitalization in general and the introduction of digital platforms in particular lead to changes in the structure of the financial market, business models of financial organizations, the order of interaction between financial service providers and their customers, the behavior of consumers of financial services, as well as to a number of other fundamental shifts affecting the financial market.In the course of the study, digital financial platforms and financial platforms in the proper sense of the word are differentiated (the functioning of which is regulated by the norms of Federal Law № 211-FZ dated 20.07.2020 «On Financial transactions using a financial platform»).The classification of digital financial platforms is carried out on various grounds: depending on the type of services provided with their help (basic digital financial platforms, infrastructure digital financial platforms, service (optional) digital financial platforms), by the nature of the financial services provided (independent digital financial platforms, intermediary digital financial platforms, mixed), by functional purpose as part of the activities of the financial market regulator (RegTech and SupTech platforms).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

КИБЕРПРОСТРАНСТВО

CYBERSPACE

DOI: 10.17803/1729-5920.2023.199.6.121-127

А. А. Ситник*

Роль цифровых платформ в организации финансового рынка

Аннотация. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе критического анализа действующих нормативных правовых актов, научных работ и практики функционирования финансового рынка определить роль цифровых платформ в организации указанного рынка.

Для реализации заявленной цели были поставлены следующие задачи: определить содержание таких понятий, как «цифровая платформа» и «цифровая финансовая платформа»; выделить виды цифровых платформ; провести классификацию цифровых финансовых платформ; выявить влияние внедрения цифровых платформ в деятельность финансовых организаций на общественные отношения, складывающиеся на финансовом рынке.

Установлено, что цифровая платформа может быть рассмотрена с различных точек зрения: как информационная система, цифровая среда, комбинация цифровых инструментов и услуг, поставщик услуги хостинга, совокупность правил, в соответствии с которыми происходит взаимодействие участников. Отмечено, что цифровизация в целом и внедрение цифровых платформ в частности приводят к изменению структуры финансового рынка, бизнес-моделей финансовых организаций, порядка взаимодействия поставщиков финансовых услуг и их клиентов, поведения потребителей финансовых услуг, а также к целому ряду иных фундаментальных сдвигов, воздействующих на финансовый рынок. В ходе исследования разграничены цифровые финансовые платформы и финансовые платформы в собственном смысле этого слова (функционирование которых регулируется нормами Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»). Проведена классификация цифровых финансовых платформ по различным основаниям: в зависимости от вида оказываемых с их помощью услуг (основные цифровые финансовые платформы, инфраструктурные цифровые финансовые платформы, сервисные (факультативные) цифровые финансовые платформы), по характеру оказываемых финансовых услуг (самостоятельные цифровые финансовые платформы, посреднические цифровые финансовые платформы, смешанные), по функциональному назначению в рамках деятельности регулятора финансового рынка (RegTech- и SupTech-платформы). Ключевые слова: цифровые платформы; финансовые платформы; финансовый рынок; платформа; финансовые организации; профессиональные участники финансового рынка; платформенная экономика; финансовые услуги; потребители финансовых услуг; Банк России.

Для цитирования: Ситник А. А. Роль цифровых платформ в организации финансового рынка // Lex russica. - 2023. - Т. 76. - № 6. - С. 121-127. - DOI: 10.17803/1729-5920.2023.199.6.121-127.

© Ситник А. А., 2023

* Ситник Александр Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 aasitnik@msal.ru

The Role of Digital Platforms in the Organization of the Financial Market

Aleksandr A. Sitnik, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Finance Law,

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

aasitnik@msal.ru

Abstract. The paper aims to determine the role of digital platforms in the organization of the financial market on the basis of a critical analysis of existing regulatory legal acts, scientific papers and practices on the said market. To achieve the stated goal, the following tasks were set: to determine the content of such concepts as «digital platform» and «digital financial platform»; to identify the types of digital platforms; to classify digital financial platforms; to identify the impact of the introduction of digital platforms in the activities of financial organizations on public relations emerging in the financial market.

It is established that the digital platform can be viewed from various points of view: as an information system, a digital environment, a combination of digital tools and services, a hosting service provider, a set of rules according to which participants interact.

It is noted that digitalization in general and the introduction of digital platforms in particular lead to changes in the structure of the financial market, business models of financial organizations, the order of interaction between financial service providers and their customers, the behavior of consumers of financial services, as well as to a number of other fundamental shifts affecting the financial market.

In the course of the study, digital financial platforms and financial platforms in the proper sense of the word are differentiated (the functioning of which is regulated by the norms of Federal Law No. 211-FZ dated 20.07.2020 «On Financial transactions using a financial platform»).

The classification of digital financial platforms is carried out on various grounds: depending on the type of services provided with their help (basic digital financial platforms, infrastructure digital financial platforms, service (optional) digital financial platforms), by the nature of the financial services provided (independent digital financial platforms, intermediary digital financial platforms, mixed), by functional purpose as part of the activities of the financial market regulator (RegTech and SupTech platforms).

Keywords: digital platforms; financial platforms; financial market; platform; financial organizations; professional participants of the financial market; platform economy; financial services; consumers of financial services; Bank of Russia.

Cite as: Sitnik AA. Rol tsifrovykh platform v organizatsii finansovogo rynka [The Role of Digital Platforms in the Organization of the Financial Market]. Lex russica. 2023;76(6):121-127. DOI: 10.17803/1729-5920.2023.199.6. 121-127. (In Russ., abstract in Eng.).

Понятие и функции цифровых платформ

Слово «платформа» имеет несколько значений. Изначально так называлось какое-либо возвышение (помост, ровная высокая площадка)1. Вместе с тем, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, «в переносном смысле в Англии с начала XIX в. так стали называть всякую речь, произнесенную с платформы, т.е. обыкновенно на народных собраниях. Вследствие этого платформой называется преимущественно политическая речь на народном митинге, но также

политическая речь на банкете, даже публичная лекция на политические темы»2. В то же время более верным представляется говорить о том, что платформа — это не сама речь, а политическая программа, концепция, которая может быть доведена до общественности посредством публичной речи, доклада в письменной или электронной форме и т.д. С развитием цифровых технологий появились так называемые цифровые платформы, широкое распространение которых, в свою очередь, привело к возникновению платформенной экономики.

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка : около 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986. С. 449.

2 Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. СПб. : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1898. Т. 23а : Петропавловский — Поватажное. С. 853.

Как определяется в Докладе Банка России для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию»3, платформа (цифровая платформа) — информационная система, работающая через сеть Интернет, которая обеспечивает взаимодействие участников платформы друг с другом, позволяя им создавать и обмениваться ценностями. Следует отметить, что в Европейском Союзе используется сходное понятие — онлайн-платформа, представляющая собой поставщика услуги хостинга, который по запросу получателя услуги хранит и распространяет общедоступную информацию, за исключением случаев, когда такая деятельность является второстепенной и чисто вспомогательной функцией другой услуги и по объективным и техническим причинам не может использоваться без этой другой услуги, и случаев, когда интеграция той или иной функции (feature) в другой сервис направлена на обход применения действующих нормативных правовых актов4. Следовательно, под платформой в рассмотренном определении понимается субъект — поставщик услуг.

Цифровая платформа может быть определена как:

— информационная система, включающая программное и аппаратное обеспечение, предоставляющая участникам цифровые инструменты (программы, интерфейсы, функции и сервисы для компьютеров, мобильных и иных электронно-цифровых устройств) для общения друг с другом;

— цифровая среда (цифровое пространство), которая возникает в результате взаимодействия участников платформы и в рамках которойтакое взаимодействие происходит;

— комбинация цифровых инструментов и услуг, объединяющая различные группы пользователей5;

— поставщик услуги хостинга, который по запросу получателя услуги хранит и распространяет общедоступную информацию;

— совокупность правил, в соответствии с которыми происходит взаимодействие участников. Таким образом, можно заключить, что цифровая платформа — сложное, многоаспектное понятие, которое включает в себя как технологические, так и экономические, социальные и правовые аспекты. Цифровая платформа — это и цифровые сервисы, используемые для взаимодействия между участниками, и новая цифровая реальность, в рамках которой происходит такое взаимодействие.

Отметим, что цифровые платформы выполняют разные функции:

— с технологической точки зрения — обеспечивают размещение, обработку, хранение, изменение и обмен информацией, а также возможность ознакомления с данной информацией;

— с экономической — участвуют в создании новых экономических благ (в частности, информации, объектов интеллектуальной собственности), а также в обмене экономическими ресурсами (реализации товаров, услуг, информации и т.д.);

— с социальной — опосредуют общение между участниками платформы;

— с правовой — предоставляют инструменты для совершения юридически значимых действий, в том числе для заключения сделок, обработки персональной и иной информации и т.д.

В свою очередь, платформенная экономика — это модель экономических отношений, в рамках которой процессы производства, распределения, обмена и потребления опосредуются цифровыми платформами. Предоставляемые платформами цифровые инструменты используются для проведения операций:

— между представителями бизнеса и потребителями (business-to-customer (В2С));

— предпринимателями (business-to-business (В2В));

— потребителями (си91отеМ:о-си91отег (С2С)6;

3 Доклад Банка России для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию» (апрель 2021 г.) // URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021. pdf (дата обращения: 01.08.2022).

4 Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on a Single Market For Digital Services (Digital Services Act) and amending Directive 2000/31/EC // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A52020PC0825 (дата обращения: 01.08.2022).

5 What is Digital Platform // URL: https://www.igi-global.com/dictionary/beusin/55829 (дата обращения: 01.08.2022) ; Regulating Digital Platforms: A Case of Indonesia // URL: https://www.igi-global.com/chapter/ regulating-digital-platforms/260683 (дата обращения: 01.08.2022).

6 Или «от человека к человеку» (peer-to-peer, person-to-person).

— правительством (органами государственной власти) и бизнесом (government-to-business (G2B));

— правительством и человеком (government-to-person (G2P)).

Виды цифровых платформ

В науке предлагается несколько подходов к классификации цифровых платформ. Так, в зависимости от применяемой бизнес-модели можно выделить:

— платформы-интеграторы (например, Apple iOS) — их суть заключается в том, что оператор платформы выступает посредником между разработчиком программного обеспечения или любым иным участником платформы, который предоставляет услуги, и конечным потребителем. Данную бизнес-модель, в частности, применяет Apple — разработчики программного обеспечения могут размещать свои программы только в AppStore. Ограничивая конкуренцию, Apple контролирует все процессы в рамках своего магазина приложений, в том числе и денежные транзакции. Подобное монопольное положение приводит к тому, что только указанная компания получает комиссию с разработчиков программного обеспечения (стандартная комиссия AppStore составляет 30 % для приложений, используемых для продажи цифровых товаров и услуг)7;

— продуктовая платформа (Google Android) — внешние участники опираются на базовую технологию, предоставляемую владельцем платформы, и продают продукты и услуги напрямую конечным пользователям, без посредничества или с ограниченным посредничеством владельца платформы;

— многосторонняя платформа (Facebook; eBay, Alibaba) — внешние участники и потребители могут свободно взаимодействовать друг с другом через платформу.

В зависимости от применяемого режима взаимодействия выделяют8:

— колаборативные платформы (Wikipedia) — характеризуются гибкими правилами регулирования поведения участников, а также равным и открытым доступом к информации в системе. В случае с Wikipedia пользователям предоставляется право редактировать содержащуюся в ней информацию;

— конкурентные (Playstation и Xbox) — функционируют в условиях конкурентного противостояния с аналогичными платформами.

Классификация по режиму управления позволяет выделить9;

— открытые платформы (Linux) — разработчик платформы предоставляет пользователям право на использование, изменение и распространение программного обеспечения и его исходного кода всем пользователям для любых целей;

— закрытые платформы (Apple iOS; Google Android) — операторы контролируют саму платформу (включая ее исходный код), сторонние приложения и контент, размещаемый на платформе, а также обладают правом ограничить «удобный» доступ к нежелательным, с их точки зрения, программам или контенту.

Цифровые платформы на финансовом рынке

Широкое внедрение цифровых платформ финансовыми организациями привело к существенному изменению ландшафта глобального и национального финансового рынка. Как было отмечено в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов10, «применение цифровых технологий и создание платформенных решений приводит к фундаментальным изменениям принципов предоставления финансовых услуг и взаимодействия компаний с клиентами, другими участниками финансо-

7 Apple представляет программу AppStore по поддержке малого бизнеса // URL: https://www.apple.com/ ru/newsroom/2020/11/apple-announces-app-store-small-business-program/ (дата обращения: 01.08.2022).

8 Boudreau K. J., Lakhani K. R. How to Manage Outside Innovation // MIT Sloan Management Review. 2009. 50:4. P. 69-76.

9 Boudreau K. Open Platform Strategies and Innovation: Granting Access vs Devolving Control // Management Science. 2010. 56:10. P. 1849-1872.

10 URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 25.12.2021).

вого рынка и регуляторами, а также увеличению объемов и скорости транзакций». Тот факт, что финансовый рынок стал одной из основных областей применения платформенных решений и развития передовых цифровых технологий, предопределяется сутью финансовых услуг и особенностями их оказания: как правило, такие услуги не связаны с объектами материального мира. Как отмечает А. Г. Гузнов, «в каком-то смысле финансовый рынок противопоставляется рынку материальных вещей... в постиндустриальной экономике финансовый рынок из прислуги системы производства вырос в самодостаточную систему»11. Цифровые технологии позволяют поставщикам и потребителям финансовых услуг обойтись без личного посещения последним офиса финансовой организации: потребитель может ознакомиться с условиями услуги на сайте поставщика, идентификация клиента и заключение соглашения могут быть осуществлены в дистанционной форме. Равным образом удаленно может быть произведена и оплата услуги — посредством безналичных, электронных и цифровых денежных средств. Кроме того, деньги могут выступать самостоятельным предметом финансовой сделки — в отношении договоров вклада, займа, кредита. Бездокументарные ценные бумаги, электронный страховой полис и даже драгоценные металлы на обезличенных счета — все эти объекты существуют в цифровой форме.

Происходящая на современном историческом этапе трансформация финансового рынка, связанная с внедрением платформенных решений, проявляется в повышении:

— доступности финансовых услуг одновременно в трех измерениях — временном, пространственном и финансовом. В рамках платформенной экономики финансовые услуги оказываются быстрее, чем в традиционной экономической модели. Потребитель более не ограничен выбором финансовых услуг, оказываемых финансовыми организациями, которые находятся в пределах его транспортной доступности;

— адресности финансовых услуг. Из всего многообразия предоставляемых финансовыми организациями услуг потребитель может выбирать наиболее подходящие именно ему — как по видам, так и по условиям. При этом внедрение алгоритмов поведенческого

анализа пользователей приводит к тому, что гражданин зачастую получает информацию о подходящей для него услуге в рамках контекстной рекламы. Финансовые организации могут дифференцировать условия предоставляемых финансовых услуг в зависимости от категории потенциальных потребителей: малые предприятия, индивидуальные предприниматели, 1Т-компании и т.д.;

— сложности финансовых продуктов. Цифровые финансовые платформы дают возможность увеличивать портфель предлагаемых продуктов и количество каналов их предоставления, комбинировать различные виды финансовых услуг;

— конкуренции между финансовыми организациями. Вследствие повышения доступности финансовых услуг профессиональные участники финансового рынка вынуждены предлагать потребителям более выгодные условия, а также менять свои бизнес-модели. Так, финансовые организации, которые ранее опирались на разветвленную сеть офисов, расположенных в труднодоступных местностях, в настоящее время теряют данное конкурентное преимущество;

— простоты получения финансовой услуги. Цифровые платформы стремятся внедрять «дружественные», т.е. интуитивно понятные и логичные, пользовательские интерфейсы, а также максимально автоматизировать процесс получения финансовой услуги. Например, для того, чтобы перевести денежные средства физическому лицу, не нужно заполнять платежное поручение, а достаточно указать номер телефона получателя в своем мобильном приложении;

— коммодитизации. Финансовые услуги стандартизируются, теряя свою уникальность, в результате чего для потребителя не имеет значения, кто оказывает услугу, — он может поменять поставщика, если другая финансовая организация предложит более выгодные условия;

— рисков. Возрастают риски негативных последствий как для всей системы финансового рынка, так и для отдельных финансовых организаций и потребителей.

11 Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 29-30.

Понятие и виды цифровых финансовых платформ

В настоящее время платформенные решения применяются в деятельности всех субъектов финансового рынка — кредитных и некредитных финансовых организаций, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке. В этом смысле цифровые платформы, используемые указанными субъектами для оказания финансовых услуг, по своей сути являются финансовыми. Вместе с тем необходимо обратить внимание, что в российском законодательстве финансовые платформы выделяются в качестве отдельного вида информационных систем на финансовом рынке. Таким образом, можно говорить о том, что к определению «финансовой платформы» можно подойти с двух точек зрения:

— с широкой: финансовой платформой является любая цифровая платформа, посредством которой финансовые организации оказывают финансовые услуги, а также цифровые платформы, которые используются Банком России в процессе регулирования и надзора на финансовом рынке (далее — цифровая финансовая платформа);

— с узкой: финансовая платформа представляет собой информационную систему, которая на основании п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»12 обеспечивает взаимодействие участников такой платформы — финансовых организаций или эмитентов и потребителей финансовых услуг — с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой предоставляется оператором финансовой платформы. Цифровые финансовые платформы могут

быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от вида оказываемых с их помощью услуг можно выделить:

— основные цифровые финансовые платформы — опосредуют оказание потребителям банковских, страховых, платежных и иных финансовых услуг, связанных с движением финансовых ресурсов. Соответствующие услуги выступают фундаментом финансового рынка, поскольку именно по поводу их

12 СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4737.

оказания соответствующий рынок и складывается;

— инфраструктурные цифровые финансовые платформы — с помощью таких платформ оказываются финансовые услуги, связанные с обеспечением деятельности финансовых организаций и в целом финансового рынка (включая различного рода технические и организационные услуги: клиринговые, расчетные, операционные услуги, услуги по организации торгов, ведению реестров и т.д.);

— сервисные (факультативные) цифровые финансовые платформы — используются для оказания услуг, сопутствующих основным и инфраструктурным финансовым услугам (идентификация, оценка рисков, посредничество и т.д.).

По характеру оказываемых финансовых услуг можно выделить:

— самостоятельные цифровые финансовые платформы — это платформы, посредством которых происходит оказание финансовых услуг;

— посреднические цифровые финансовые платформы — их основная цель заключается в том, чтобы обеспечить возможность заключения сделки между финансовой организацией и клиентом. Примером служит финансовый маркетплейс, на котором потребитель может выбрать интересующую его услугу, сопоставить условия, предлагаемые различными поставщиками, и заключить сделку с использованием цифровых сервисов, предоставляемых маркетплейсом;

— смешанные — к данной группе можно отнести краудфандинговые платформы, которые, с одной стороны, оказывают финансовые услуги, связанные с привлечением инвестиций, с другой — служат посредником между лицом, инвестирующим денежные средства, и реципиентом. Последнее особо ярко проявляется, когда инвестор получает вознаграждение в виде продуктов или доступа к услугам, которые он финансирует.

В рамках перечисленных выше цифровых финансовых платформ происходит реализация в первую очередь частного интереса: они служат для извлечения прибыли в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъектов финансового рынка. В то же время можно выделить цифровые финансовые платформы,

функциональное назначение которых лежит в иной, публично-правовой плоскости — они создаются в целях обеспечения стабильности и развития финансового рынка. Среди таких платформ можно выделить:

— RegTech цифровые финансовые платформы — обеспечивают выполнение финансовыми организациями регуляторных требований;

— SupTech цифровые финансовые платформы — применяются регулятором для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка13.

Выводы

Таким образом, цифровые финансовые платформы — многоаспектное понятие, их не следует сводить исключительно к финансовым платформам, вопросы образования и функцио-

нирования которых регулируются Федеральным законом от 20.07.2020 № 211-ФЗ. На сегодняшний день цифровые финансовые платформы опосредуют как оказание финансовых услуг профессиональными участниками финансового рынка, так и выполнение функций, возложенных действующим законодательством на регулятора финансового рынка.

Подводя итог, можно заключить, что ци-фровизация в целом и внедрение цифровых платформ в частности приводят к изменению структуры финансового рынка, бизнес-моделей финансовых организаций, порядка взаимодействия поставщиков финансовых услуг и их клиентов, поведения потребителей финансовых услуг, а также целому ряду иных фундаментальных сдвигов, воздействующих на финансовый рынок. Это, в свою очередь, требует адекватных и своевременных правовых решений, обеспечивающих стабильность финансового рынка, его развитие, защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2016. — 493 с.

2. Boudreau K. J., Lakhani K. R. How to Manage Outside Innovation // MIT Sloan Management Review. — 2009. — 50:4. — P. 69-76.

3. Boudreau K. Open Platform Strategies and Innovation: Granting Access vs Devolving Control // Management Science. — 2010. — 56:10. — P. 1849-1872.

Материал поступил в редакцию 22 декабря 2022 г.

REFERENCES

1. Guznov AG. Finansovo-pravovoe regulirovanie finansovogo rynka v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk [Financial and legal regulation of the financial market in the Russian Federation. Dr. Sci. (Law) Dissertation]. Moscow; 2016. (In Russ.).

2. Boudreau KJ, Lakhani KR. How to Manage Outside Innovation. MIT Sloan Management Review. 2009;50(4): 69-76.

3. Boudreau K. Open Platform Strategies and Innovation: Granting Access vs Devolving Control. Management Science. 2010;56(10):1849-1872.

13 RegTech и SupTech // URL: https://www.cbr.ru/fintech/reg_sup/ (дата обращения: 01.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.