УДК 330.3
DOI 10.46845/1997-3071-2021-61-121-132
РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ДИВЕРСИФИКАЦИИ РЫБНОЙ
ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО
ПИТАНИЯ В РЕГИОНЕ
А. Я. Яфасов, А. А. Меркулов, Ф. Г. Майтаков
THE ROLE OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE DIVERSIFICATION OF THE FISH INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF ORGANIZING PERSONALIZED MEALS IN THE REGION
A. Ya. Yafasov, A. A. Merkulov, F. G. Maitakov
Статья является частью концепции создания модели цифровой платформы единой коммуникационной среды для рыбной отрасли региона. Использование цифровых технологий меняет инновационный процесс, в значительной степени снимая проблему координации участников, обеспечивая оценку рисков на каждом этапе НИОКТР и последующей стадии коммерциализации продукции. Показаны потенциальные возможности диверсификации экономики рыбной отрасли региона путем расширения сферы деятельности - созданием региональной системы персонального питания на основе местной сельскохозяйственной и морепродук-ции с использованием цифровой платформы «Питание XXI век». Цифровая платформа обеспечивает создание экосистемы множества независимых участников регионального рынка FoodNetRegion, ориентированного на потребителя. В региональную экосистему FoodNetRegion может подключиться каждый житель региона, юридическое лицо, стать участником в любой роли - автора новых рецептов, кулинара, производителя продукции, маркетолога, логиста, перевозчика и т. д. Новая экосистема учитывает выработанные рекомендации по питанию для различных групп населения и отдельных лиц. Цифровая платформа «Питание XXI век» позволяет получить новое качество: систему социального кейтеринга - персонализированного полноценного питания по цене массовой продукции. По оценкам это может дать прирост в региональный ВВП отрасли в 2,7 раза. Срок окупаемости системы социального кейтеринга составляет не более одного года.
рыбная отрасль, цифровая платформа, экосистема, водные биологические ресурсы, персонализированное питание, коммуникационная среда
The article is part of the concept of creating a digital platform model of a unified communication environment for the fishing industry of the region. The use of digital technologies changes the innovation process, largely eliminating the problem of coordination of participants, providing risk assessment at each stage of R&D and the subsequent stage of product commercialization. The paper shows potential opportunities for diversifying the economy of the regional fishing industry by expanding the scope of activities - by creating a regional personalized catering system based on local agricultural
products and seafood using the digital platform «Nutrition XXI Century». The digital platform enables creation of a consumer-oriented ecosystem of many independent participants in the regional FoodNetRegion market. Every resident of the region, a legal entity, can join the regional ecosystem FoodNetRegion and become a participant in any role - the author of new recipes, culinary specialist, product manufacturer, marketer, logistician, carrier, etc. The new ecosystem takes into account the developed dietary recommendations for different groups of the population and individuals. The digital platform «Nutrition XXI Century» allows you to get new quality: a system of social catering - personalized nutritious food at the price of mass products. According to the estimates, this can give an increase in the regional GDP of the industry by 2.7 times. The payback period for the social catering system is no more than one year.
fish industry, digital platform, ecosystem, aquatic biological resources, personalized nutrition, communication environment
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие внедрение цифровых технологий и инструментов начало быстро формировать новый облик экономики и стало глобальным вызовом традиционным методам хозяйствования. К цифровым технологиям относятся облачные технологии, сетевые системы, цифровые платформы и ситуационные центры, блокчейн, мобильные сети, блогосфера, интернет вещей (1оТ), набирающие скорость в развитии продуктов питания 3D-печать, в опытно-конструкторских работах (ОКР) и прототипировании цифровые двойники и др. Ускорение развития экосистемы стартапов в цифровой экономике последних лет свидетельствует о том, что региональные экосистемы становятся тенденцией цифровой трансформации во всем мире [1-5]. При этом надо понимать, что цифровизация меняет не только бизнес-модели, но и поведение людей, всю систему производства и управления, наиболее ярко проявившуюся в России в 2020 г. в развитии Сбербанка и компании «Магнит» [6, 7]. Опыт Сбербанка в цифровизации своих процессов и расширении сферы деятельности показывает значительные возможности развития других отраслей экономики, в первую очередь - реальных, в части повышения производительности и трансформации рынка товаров в рынок услуг, охвата населения высококачественным сервисом при минимизации ресурсных трат. Образно говоря, наряду с цифровизацией идет «цифровое» развитие технологий, открываются новые возможности не только для диверсификации отраслей экономики, но и повышения качества жизни населения, возможности значительного ресурсосбережения.
Ряд крупнейших компаний - ритейлеров в стратегических целях повышения устойчивости своего бизнеса в обострившийся период социальных и ресурсных вызовов, вызванных пандемией COVID-19, пересматривают свои бизнес-модели, вводя все больше и больше производственные операции, проводя трансформацию в производственной и транспортной логистике, управлении персоналом. В качестве примера можно привести компанию «Магнит», которая системно занялась диверсификацией своей деятельности. В 2020 г. ее 17 предприятий в разных регионах страны превысили годовой объем производства по сравнению с предыдущим годом в среднем на 30 %. Они обеспечили выпуск около 500 наименований продовольственных товаров общим объемом, превышающим 300 тыс. т,
которые реализуются под собственными торговыми марками. Причем с учетом сложившейся в экономике ситуации и изменившегося спроса компания пересмотрела свою продуктовую линейку и запустила новую серию брендов, преимущественно в низком и среднем ценовых сегментах - «Моя цена» и «Магнит» [7]. Рост мучных изделий за 2020 г. составил 20 % (25 400 т), кондитерских и сыров -80 % (16 700 и 31000 т соответственно), свежих овощей и фруктов -30 % (около 92 000 т); рост объемов фасовки круп вырос: гречки - на 70 % (5 500 т), риса - на 350 % (4 700 т) и т. д. Наряду с объемами производства расширился ассортимент собственной продукции, появились новые наименования крекеров и печеньиц, конфет, мармеладных мини-долек, снеков, сухих завтраков, замороженных пельменей, блинов, вареников и т. д. Эта тенденция продолжается у «Магнита» и в 2021 г.
Приведенные два примера цифровой трансформации компаний свидетельствуют о больших возможностях цифровой трансформации рыбной отрасли России, являющейся монополистом в части поставки высококачественного пищевого сырья населению страны и на экспорт. Ранее в работах [8-11] отмечались преимущества развития сетевых платформенных экосистем, позволяющих значительно повысить эффективность использования ресурсов. В статье рассмотрена модель цифровой трансформации рыбной отрасли на примере организации персонализированного питания в регионе, в частности в Калининградской области.
Необходимо обратить внимание на особенность развития цифровых технологий: каждый крупный актор экономики [12], а таким является рыбохозяйствен-ный комплекс (РХК) России, во избежание потери глобальной конкурентоспособности должен разрабатывать и создавать собственную экосистему инноваций, в противном случае он становится зависимым от цифровых инструментов и технологий других компаний, работающих на тех же сегментах рынка. Для этого необходимо развитие научного, кадрового и инновационного потенциала рыбной отрасли, обеспечение доступа его предприятий и организаций, научных и образовательных подразделений к новым технологиям, оборудованию и ресурсам.
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «ПИТАНИЕ XXI ВЕК»
В работе [9] рассмотрены общие подходы к созданию концепции цифровой платформы региональной системы персонального питания, показано свойство информационных технологий переводить промышленные технологии в разряд эмерджентных [10, 11, 13] и обеспечить эффективное управление развитием территорий, организовать взаимодействие населения с бизнесом и органами власти. Эта сетецентрическая парадигма в данной работе нашла свое продолжение в раскрытии роли цифровой трансформации в развитии рыбной отрасли.
Рассмотрим потенциальные возможности диверсификации экономики рыбной отрасли в части расширения сферы деятельности созданием типовой региональной системы персонального питания на основе местной сельскохозяйственной и морепродукции с использованием ЦП «Питание XXI век». Данная ЦП является типичным примером полного изменения бизнес-процессов в системе обеспечения населения морепродуктами, организации общественного питания, переводит рынок продавца в рынок покупателя, рынок товаров в рынок персонализированных услуг, делает его рациональным и клиенториентированным. Она позволяет объединить в единую экосистему алгоритмизированное взаимодей-
ствие между большим числом независимых участников рынка здоровых продуктов питания и сформировать, во-первых, рынок, ориентированный на потребителя, а во-вторых, создать систему социального кейтеринга - персонализированного полноценного питания по цене массовой продукции [9]. Создается, по сути, новая экосистема, учитывающая выработанные рекомендации по питанию для выделенных групп населения и отдельных лиц (рис. 1).
Рис. 1. Сегменты рынка персонализированного питания Fig. 1. Segments of the market of personalized meals
Ряд питательных веществ незаменимы, жизненно важны и должны поступать в организм регулярно, ряд - рекомендуется включать в специализированные диеты для различных групп населения, для конкретных лиц с учетом результатов ДНК анализа. Оптимальным вариантом формирования персонального пищевого рациона являются данные анализа ДНК.
Существующая система организации питания не обеспечивает персонализированное питание для широких слоев населения. Оно досягаемо только для высокодоходной части населения, так как стоимость однодневного рациона достигает нескольких тысяч рублей. Предлагаемая цифровая платформа позволяет разработать персональную диету каждому человеку с помощью ИИ, подбора компонентов, изготовителя и способа доставки готовой пищи. Тем самым обеспечивается снижение транзакционных и производственных издержек различных участников цифровой платформы по сравнению с существующими системами персонализированного питания. Каждая социальная группа может получать сбалансированное питание по приемлемым ценам с учетом их доходов.
В настоящее время производители специализированной пищи руководствуются данными о персональном или групповом пищевом статусе в конкретном регионе, либо опираются на региональные, национальные или мировые рекомендации, так как решение проблемы персонализированного или группового питания на базе индивидуального (группового) пищевого статуса основано на непрерывной обработке большого массива данных. Для обеспечения гибкой системы организации и управления персонализированным питанием необходима специальная гибкая модель цифровой платформы, ядром которой является быстро перенастраиваемый СЦ. Авторами и специалистами технопарка КГТУ модернизирована концепция цифровой платформы, включающей СЦ, организационно-программно-технические комплексы с данными о пищевом статусе клиентов, библиотеку рецептов, банки данных по производителям с/х продукции и поставщикам морепродуктов, специализированным предприятиям питания, программы управления производствами и доставкой персонального питания (рис. 2).
Рис. 2. Концепция региональной цифровой платформы «Питание XXI век» Fig. 2. Concept of the regional digital platform «Nutrition for the XXI century»
Концепция базируется на идее объединения цепочек участников в социальную сеть FoodNetRegion, при этом организационно поддерживается возможность неограниченного увеличения количества ее участников (фермеров, домовладельцев, ИП, медицинских работников и т. д.) и смены вида их деятельности.
На рис. 2 сеть показана в виде эллипса с разрывными линиями. Центральный компонент рассматриваемой концепции - быстро перенастраиваемый СЦ, разработанный группой программистов технопарка КГТУ, с помощью которого осуществляется управление функциональной составляющей (проектами, производством, поставками, продажами продуктов питания и т. д.). Основные потребители технологической информации, которую предоставляет СЦ через веб-ориентированный доступ, - административные отделы. Веб-интерфейс обеспечивает взаимодействие всех пользователей в системе единого информационного пространства.
Создание такой цифровой платформы позволяет на основе информации, полученной от медицинских учреждений, по согласованию с клиентом сформировать ему персональное меню, приготовить и доставить пищу в соответствии с меню и обеспечить обратную связь с помощью сенсорных датчиков - носимых устройств, центров обработки информации - СЦ и Web 4.0. Предлагаемые решения являются новыми в части технологии сбора и хранения информации, технологии обработки, алгоритмике и технологии взаимодействия пользователей, технических устройств и программных сервисов. Здесь использована новая методология сбора, хранения и обработки данных «Категории сущностей и связей» (КСС), которая включает в себя в качестве способа создания программной платформы три слоя [14]:
- базу данных, построенную на модели КСС;
- средний слой, выполненный в плагинной архитектуре;
- интерфейс, связанный с базой данных на уровне справочников и структурообразующего контента и со средним слоем на уровне событий.
Ядром цифровой платформы является база данных, имеющая неизменную структуру и настраиваемая под конкретную организацию или сферу деятельности в процессе заполнения ее уникальным контентом. Этот подход позволяет представить платформу в виде независимых программных модулей, которые также настраиваются на конкретную предметную область. Цифровая платформа представляется в виде многослойного программного продукта, каждый слой которого легко конфигурируется с учетом сферы деятельности предприятия. Она состоит из трёх функциональных уровней (слоев). Слой данных включает в себя БД, которая обеспечивает хранение, обработку и выборку данных. Слой логики состоит из моделей и методов анализа данных и связывает слой данных со слоем пользовательского интерфейса, основное назначение которого - представление информации в удобном для пользователя виде. В этом слое обеспечивается интерактивное взаимодействие пользователя с системой. ЦП позволяет представить программные инструменты в виде плагинов - независимо компилируемых динамически подключаемых программных модулей, осуществить интеграцию всех участников проекта регионального персонального питания. Она основывается на концепции использования единого цифрового информационного пространства, что позволяет обеспечить широкий спектр взаимодействий различных категорий пользователей. В системе персонализированного питания такое взаимодействие необходимо для обеспечения непрерывности поставок и поддержки жизненного цикла готовой продукции.
Разработанная новая методология и алгоритмика формирования ЦП регионального кейтеринга связывает модель каждой организации с предметными областями и участниками процесса в виде типовых проектных решений с учетом от-
личительных свойств каждой организации и их изменений во времени. Настройка на конкретную организацию или предприятие осуществляется посредством модификации содержимого базы данных (рис. 3). Это позволяет выделить в модели каждой организации неизменную часть и связать ее с инструментальными средствами, обеспечивая тем самым создание гибкой экосистемы, в данном случае конкретного проекта - создание региональной ЦП социального кейтеринга - системы организации персонального и группового питания.
Рис. 3. Настройка БД ЦП на предметную область организации Fig. 3. Configuring the digital platform database for the subject area of the organization
Таким образом, в развитие работ [9, 11] предлагается региональная пищевая сетевая система FoodNetRegion, куда каждый житель может подключиться и стать участником как автор новых рецептов, кулинар, маркетолог, логист, перевозчик и пр. То есть, это уже новая социализированная сеть с горизонтальными связями, в первую очередь минимизирующая затраты на питание каждому с учетом выбора им своего меню, без дискриминации в качестве питания. С ее помощью решаются проблемы с питанием у населения с различными доходами: высокими - с эксклюзивным, средними - с ценным, низкими - с качественным питанием. FoodNetRegion будет обеспечивать качественным питанием всех вследствие минимизации расходов на связи, перевалке, хранении, рекламе, оптовых базах и складах и т. д., причем по социальным бюджетным ценам, обеспечивая метаморфоз региональной системы общественного питания. Резюмируя, можно говорить не просто о создании сетевой системы питания, а о создании определенной активной социальной среды, в которой каждый человек может выбрать для себя наиболее комфортные условия питания с точки зрения меню, времени и количества питания, пункта доставки, цены, меняя свои желания и соизмеряя их со своими возможностями. Таким образом, цифровизация рыбной отрасли, сопровождающаяся модернизацией технологических процессов и диверсификацией деятельности, приводит помимо решения важной экономической задачи - эффективного развития региональной экономики, ресурсосбережения - к развитию социализации ре-
гионального сообщества, обеспечивает тем самым триединство целей устойчивого развития: экономического, экологического и социального.
Калининградская область может стать хорошей площадкой для отработки пилотного проекта системы регионального персонализированного кейтеринга. Среднедушевые денежные доходы населения составили по итогам 2019 г.1 28,77 тыс. руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная плата -34,37 тыс. руб. в месяц (https://kaliningrad.gks.ru/statistical_compilations), средний размер назначенных пенсий - 14,19 тыс. руб. При определении бюджетной цены суточного питания в 200 руб. (ок. 3 $ USA), месячные траты на специализированное питание составят от 20 % для лиц, получающих среднюю заплату по региону, до 42 % для пенсионеров со средней пенсией.
Очевидно, цены на персонализированное питание будут колебаться в зависимости от индивидуальных потребностей и пожеланий клиентов и могут кратно превышать бюджетные цены. Бюджетные цены взяты в качестве минимальной цены персонализированного питания для того, чтобы оценить минимальный объем регионального рынка персонализированного питания. Общая численность целевых групп в Калининградской области, представленных на рис. 1, составляет около 165 000 чел. Оценки показывают, что при бюджетных ценах суточного питания объем регионального рынка по целевым группам будет не менее 12 млрд руб./год, объем национального рынка - 1 трлн руб. Таким образом, цифровая трансформация рыбной отрасли только в одном сегменте персонализированного питания для отдельных групп населения, в общей сложности составляющих шестую его часть, по минимальной оценке может дать дополнительные объемы в ВВП отрасли, в 2,7 раз превышающие оборот организаций рыболовства и рыбоводства (в 2019 г. он составил, по данным Коллегии Росрыболовства, 369 млрд руб.).
Реальность проведенной оценки подтверждается на примере Калининградской области. Объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2019 финансовый год в Калининградской области, без учета объема скрытой деятельности, составил 77,4 млрд. руб., т. е. на каждого человека в среднем 6450 руб./мес. Если занять 30 % этого рынка только по целевым группам (16,5 % от общей численности населения), то объем производства товаров и услуг рыбной отрасли региона вырастет примерно в два раза. Срок окупаемости рассмотренного проекта системы социального кейтеринга составляет не более одного года. Целевыми сегментами рынка питания являются формованные и замороженные полуфабрикаты, готовые блюда с доставкой потребителю. В условиях карантина во время эпидемии или пандемии население оказывается готовым к обеспечению бесперебойного безопасного питания с учетом потребностей и предпочтений каждого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход рыбной отрасли в цифровую экономику с одновременной назревшей глубокой модернизацией технологических процессов [15] позволит решить масштабную комплексную проблему расширения производства широкого спектра продуктовых линий с обеспечением конкурентоспособности на мировом рынке. Для Российской Федерации цифровая трансформация с диверсификацией дея-
1 2020 год не берется за базу расчетов вследствие искажения многолетних трендов социально-экономического развития пандемией COVID-19.
тельности рыбной отрасли является новой возможностью кратного повышения ВВП РХК в ближайшие 5-7 лет, возможностью максимального раскрытия инновационного потенциала приморских регионов страны. Приморские регионы должны превратиться в своеобразные инновационные хабы персонализированных продуктов питания на основе ВБР и местной с/х продукции на основе органического земледелия, продуктов питания, обладающих высоким экспортным потенциалом.
Следует отметить один важный момент в рыночном мышлении. Клиенту нужно продать то, что ему нужно, но человек зачастую не знает, что ему нужно. Но лучше продается то, что человек хочет, а не то, что ему нужно. Сложная дилемма в случае персонализации питания разрешается просто: клиент становится покупателем уже с конкретными знаниями и особенностями питания своего организма теми или иными продуктами после посещения врача причем в идеальном варианте - с данными ДНК-анализа. Таким образом, совершенствуется не только система питания для каждого конкретного человека, но и общая культура потребления пищи и, что важно, - совпадение желания клиента с покупкой необходимого продукта. С учетом биоресурсов океана, оцениваемых в 6,9 трлн дол. США [16], приморские регионы России имеют все возможности стать значимыми акторами в экономике Российской Федерации, создавая новые бизнес-процессы, привлекательные для инвесторов. Рыбная отрасль - одна из немногих в экономике России, способная развиваться по аналогии с компаниями-«газелями», быстро создавать новые рабочие места и наращивать выручку, играть роль катализатора перемен в экономике и обществе, имидже и международном статусе приморских регионов России.
Исследования выполнены в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «КГТУ» (тема 21 «Разработка модели сетевой организации рыбной отрасли региона с использованием цифровой платформы»).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. The Global Startup Ecosystem Report 2020 (GSER 2020). -https://startupgenome.com/report/gser2020. Обращение 14 марта 2021 г.
2. Прохоров, А. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт / А. Прохоров, Л. Коник. - Москва: ООО «ЛитРес», 03 ноября 2018. - 460 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.litres.ru
3. Accelerate Startup Ecosystem Development. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://startupgenome.com/. Обращение 14 марта 2021 г.
4. Региональное программно-целевое развитие рыбной отрасли России / под ред. Л. И. Сергеева. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2018. -206 с.
5. Моазед, А. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели / А. Моазед, Н. Джонсон. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 288 с.
6. Сбербанк. Кухня на районе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.localkitchen.ru/?utm_source = sberbank.ru&utm_medium = partners&utm_ cmpaign = sberbank_main_page. Доставка домашней еды https://www.sber.ru/food. Обращение 14 марта 2021 г.
7. Интерфакс. Центр раскрытия корпоративной информации. ПАО «Магнит». Сообщение о выпуске собственными предприятиями «Магнита» рекордных 310 000 тонн продукции. 08.02.2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-disclosure.ru/portal/event.aspx?EventId= MnZTVxJxo0WG41prF9CRcw-B-B. Обращение 14 марта 2021 г.
8. Яфасов, А. Я. Проблемы трансформации социально-экономических систем в постCOVID-19-ой экономике / А. Я. Яфасов, Н. А. Кострикова // Известия Калининградского государственного технического университета.. - 2020. - № 58. -С.193-207.
9. Майтаков, Ф. Г. Концепция цифровой платформы региональной системы персонального питания / Ф. Г. Майтаков, А. Я. Яфасов // Морские интеллектуальные технологии. - 2020. - Т. 1, № 1 (47). - С. 176-185.
10. Diamandis, Peter H., Kotler, Steven. The future is faster than you think: how con-verging technologies are transforming business, industries, and our lives. Description: New York: Simon & Schuster, 2020. ISBN 978-1-9821-0968-4 (ebook).
11. Яфасов, А. Я. Экосистема рыбной отрасли в цифровой экономике / А. А. Меркулов, Р. К. Поляков, Ф. Г. Майтаков // Морские интеллектуальные технологии. - 2020. - № 4. - С. 85-95.
12. Заславская, Т. И. Успешные экономические акторы как потенциальная модернизационная общность / Т. И. Заславская, М. А. Шабанова // Общественные науки и современность. - 2012. - № 4. - С. 5-23.
13. Deloitte. Singularity University. Exponential technologies in manufacturing/ Transforming the future of manufacturing through technology, talent, and the innovation ecosystem/2018, 64 p.
14. Меркулов, А. А. Методы обработки информации в ситуационных центрах на основе моделей организаций: автореф. дис. ...канд. техн. наук: 05.13.10 -«Управление в социальных и экономических системах» / Меркулов Александр Алексеевич. - Брянск, 2019. - 20 с.
15. Шестаков, И. В. О ходе реализации мероприятий Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года: доклад на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. 4 февраля 2021 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fishcom.ru/obiedinennaya-press-sluzhba / novosti/33026-ilya-shestakov-predstavil-doklad-o-khode-realizatsii-meropriyatij-strategii-razvitiya-rybokhozyajstvennogo-kompleksa-rf-na-period-do-2030-goda. Обр. 14 марта 2021 г.
16. Hoegh-Guldberg, O. et al. 2015. Reviving the Ocean Economy: the case for action - 2015. WWF International, Gland, Switzerland, Geneva, 60 pp.
REFERENCES
1. The Global Startup Ecosystem Report 2020 (GSER 2020). Available at: https://startupgenome.com/report/gser2020 (Accessed 14 March 2021).
2. Prokhorov А., Konik L. Tsifrovaya transformatsiya. Analiz, trendy, mirovoy opyt [Digital transformation. Analysis, trends, world experience]. LitRes: 03 November 2018, 460 p. ISBN: 9785449366474.
Haynnbiu ^ypnan «H3eecmun KrTY», № 61, 2021 г.
3. Accelerate Startup Ecosystem Development. Available at: https://startupgenome.com/ (Accessed 14 March 2021).
4. Sergeev L. I., Volkogon V. A., Kuzin V. I. Regionalnoe programmno-tselevoe razvitie rybnoy otrasli Rossii [Regional program and target development of the Russian fishing industry]. (Pod red. Sergeeva L. I.). Izdatelstvo KGTU, Kaliningrad, 2018, 206 p.
5. Moazed A., Johnson N. Platforma. Prakticheskoe primenenie revolyutsion-noy biznes-modeli [The platform. Practical application of the revolutionary business model]. M., Alpina pablisher, 2019, 288 p. ISBN 978-5-9614-1245-1.
6. Sberbank. Kukhnya na rayone [Sberbank. Kitchen on the block]. Available at: https://web.localkitchen.ru/?utm_source=sberbank.ru&utm_ medi-um=partners&utm_campaign =sberbank_main_page. Dostavka domashney edy [Home food delivery]. Available at: https://www.sber.ru/food (Accessed 14 March 2021).
7. Interfaks. Tsentr raskrytiya korporativnoy informatsii. PAO "Magnit". Soob-shchenie o vypuske sobstvennymi predpriyatiyami "Magnita" rekordnykh 310 000 tonn produktsii. 08.02.2021 [Interfax. Corporate Information Disclosure Center. PJSC "Magnit". A report on the release of the record 310 000 tons of products by Magnit's own enterprises. 08.02.2021]. Available at: https://e-disclosure.ru/portal/event.aspx?EventId= MnZTVxJxo0WG41prF9CRcw-B-B (Accessed 14 March 2021).
8. Yafasov A. Ya., Kostrikova N. A. Problemy transformatsii sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v postCOVID-19-oy ekonomike [Problems of transformation of socio-economic systems in the post-COVID-19 economy]. Izvestiya KGTU, 2020, no. 58, pp. 193-207.
9. Maytakov F. G., Yafasov A. Ya. Kontseptsiya tsifrovoy platformy regional-noy sistemy personalnogo pitaniya [The concept of the digital platform of the regional personalized nutrition system]. Morskie intellektualnye tekhnologii, 2020, vol. 1, no. 1 (47), pp. 176-185.
10. Diamandis Peter H., Kotler Steven. The future is faster than you think: how con-verging technologies are transforming business, industries, and our lives. Description: New York: Simon & Schuster, 2020. ISBN 978-1-9821-0968-4 (ebook).
11. Yafasov A. Ya., Merkulov A. A., Polyakov R. K., Maytakov F. G. Ekosistema rybnoy otrasli v tsifrovoy ekonomike [The ecosystem of the fishing industry in the digital economy]. Morskie intellektualnye tekhnologii, 2020, no. 4, pp. 85-95.
12. Zaslavskaya T. I., Shabanova M. A. Uspeshnye ekonomicheskie aktory kak potentsialnaya modernizatsionnaya obshchnost' [Successful economic actors as a potential modernization community].Obshchestvennye nauki i sovremennost, 2012, no. 4, pp. 5-23.
13. Deloitte. Singularity University. Exponential technologies in manufacturing. Transforming the future of manufacturing through technology, talent, and the innovation ecosystem, 2018, 64 p.
14. Merkulov A. A. Metody obrabotki informatsii v situatsionnykh tsentrakh na osnove modeley organizatsii. Avtoreferat diss. kand. tekhn. nauk [Methods of information processing in situation centers based on organization models. Abstract of diss. cand. sci.]. Bryansk, 2019, 20 p.
15. Shestakov I. V. O khode realizatsii meropriyatiy Strategii razvitiya ry-bokhozyaystvennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda. Doklad na zasedanii Komissii Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii po voprosam razvitiya ry-
bokhozyaystvennogo kompleksa. 4 fevralya 2021g. [On the implementation of the measures of the Strategy for the Development of the Fisheries Complex of the Russian Federation for the period up to 2030. Report at the meeting of the Commission of the Government of the Russian Federation on the Development of the Fisheries complex. 4 February 2021]. Available at: http://www.fishcom.ru/obiedinennaya-press-sluzhba/novosti/33026-ilya-shestakov-predstavil-doklad-o-khode-realizatsii-meropriyatij-strategii-razvitiya-rybokhozyajstvennogo-kompleksa-rf-na-period-do-2030 -goda (Accessed 14 March 2021).
16. Hoegh-Guldberg, O. et al. 2015. Reviving the Ocean Economy: the case for action - 2015. WWF International, Gland, Switzerland, Geneva, 60 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Яфасов Абдурашид Яруллаевич - Калининградский государственный технический университет; доктор технических наук, старший научный сотрудник; начальник управления инновационной деятельностью; E-mail: [email protected]
Yafasov Abdurashid Yarullaevich - Kaliningrad State Technical University; Doctor of Technical Sciences, Senior Researcher; Head of the Innovation Activity
Department; E-mail: [email protected]
Меркулов Александр Алексеевич - Калининградский государственный технический университет; кандидат технических наук; руководитель технопарка;
E-mail: [email protected]
Merkulov Aleksandr Alekseevich - Kaliningrad State Technical University; PhD in Technical Sciences; Head of the Technopark; E-mail: [email protected]
Майтаков Федор Георгиевич - Калининградский государственный технический университет; ведущий специалист технопарка; E-mail: [email protected]
Maitakov Fyodor Georgievich - Kaliningrad State Technical University; leading specialist of the Technopark; E-mail: [email protected]