Научная статья на тему 'Риски маргинализации общества при переходе к цифровой экономике'

Риски маргинализации общества при переходе к цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономические системы / устойчивое развитие / маргинализация / NBICS-технологии / конвергентное и дивергентное образование. / socio-economic systems / sustainable development / marginalization / NBICS-technologies / con- vergent and divergent education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н А. Кострикова, Ф Г. Майтаков, А Я. Яфасов

Рассмотрены изменения в социально-экономических системах, обусловленные технологической революцией и переходом к цифровой экономике. Обосновано появление рисков маргинализации общества по мере развития NBICS-технологий и производства расширяющегося перечня и объема инновационной продукции. В качестве предикативной меры обеспечения устойчивого развития общества предлагается организация системы непрерывного конвергентного и дивергентного образования в различных его видах, адаптированных к местному сообществу: классический и онлайн, персонализированный и групповой, в виде тренингов и обзорных лекций по перспективам развития технологий и рынка и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RISKS OF SOCIETY MARGINALIZATION IN TRANSITION TO A DIGITAL ECONOMY

The changes in the socio-economic systems due to the technological revolution and the transition to a digital economy are considered. The risks of society marginalization with the development of NBICS-technologies and the expansion of innovative products volume are described. The organization of a continuous convergent and divergent education system in various forms adapted to the local community: classical and online, personalized and group, in the form of trainings and survey lectures on the prospects for the development of technology and the market, etc. is proposed as a predicative measure for ensuring the sustainable development of society.

Текст научной работы на тему «Риски маргинализации общества при переходе к цифровой экономике»

УДК 316.42

Н.А. Кострикова, Ф.Г. Майтаков, А.Я. Яфасов

Калининградский государственный технический университет, Калининград, 236022 e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

РИСКИ МАРГИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рассмотрены изменения в социально-экономических системах, обусловленные технологической революцией и переходом к цифровой экономике. Обосновано появление рисков маргинализации общества по мере развития NBICS-технологий и производства расширяющегося перечня и объема инновационной продукции. В качестве предикативной меры обеспечения устойчивого развития общества предлагается организация системы непрерывного конвергентного и дивергентного образования в различных его видах, адаптированных к местному сообществу: классический и онлайн, персонализированный и групповой, в виде тренингов и обзорных лекций по перспективам развития технологий и рынка и др.

Ключевые слова: социально-экономические системы, устойчивое развитие, маргинализация, NBICS-технологии, конвергентное и дивергентное образование.

N.A. Kostrikova, F.G. Maitakov, A.Ya. Yafasov

Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, 236022 e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

THE RISKS OF SOCIETY MARGINALIZATION IN TRANSITION TO A DIGITAL ECONOMY

The changes in the socio-economic systems due to the technological revolution and the transition to a digital economy are considered. The risks of society marginalization with the development of NBICS-technologies and the expansion of innovative products volume are described. The organization of a continuous convergent and divergent education system in various forms adapted to the local community: classical and online, personalized and group, in the form of trainings and survey lectures on the prospects for the development of technology and the market, etc. is proposed as a predicative measure for ensuring the sustainable development of society.

Key words: socio-economic systems, sustainable development, marginalization, NBICS-technologies, convergent and divergent education.

Переход к цифровой экономике сопровождается конвергенцией нано-, био-, инфо-, когно-и социальных технологий (Nano-, Bio-, Info-, Cogno-, Socio-technology, NBICS-технологии) [1, 2], (см. рисунок), которая ведет к быстрому стиранию границ между физическим и цифровым пространством [3,4], например, в умных городах [5]. Отличительным свойством NBICS-технологий является экспоненциальный рост научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в развитых странах в этих направлениях и, соответственно, инновационной продукции, поставляемой на рынок.

Среди новой продукции цифровой экономики следует особо отметить аппаратно-программные комплексы (АПК) на основе квантовых компьютеров, обучающие друг друга и являющиеся одним из существенных направлений экспоненциальных технологий в рамках развития искусственного интеллекта (ИИ).

В качестве универсальной основы обеспечения устойчивого развития и сингулярных изменений социально-экономических систем следует рассматривать непрерывное образование, базирующееся на NBICS-технологиях, тем самым достигается саморегулирование социально-экономического и технологического развития общества.

N

B

I

C

S

Конвергентные технологии.

По материалам Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий [2]

При этом предикативной мерой обеспечения устойчивого развития общества становится организация системы непрерывного конвергентного и дивергентного образования в различных его видах, адаптированных к местному сообществу: классическое и онлайн, персонализированное и групповое, в виде тренингов и обзорных лекций по перспективам развития технологий и рынка и др.

Источником их обучения, базой данных являются Big Data, которые уже сегодня обеспечивают ИИ конкуренцию человеческому интеллекту в решении ряда задач экономики, даже с учетом того, что многие данные могут быть некорректными, слабовоспроизводимыми или обладать высокой стоимостью. При этом следует заметить, что АПК, обмениваясь опытом или проводя эксперименты с цифровыми моделями, способны получать новые знания в совершенно разных областях человеческого познания. И если специалиста необходимо готовить достаточно длительное время к новой области деятельности, то перепрограммирование АПК и ввод новых данных или автоматизированное обращение АПК к Big Data или друг к другу происходит практически мгновенно. Мониторинг, прогнозирование процессов с помощью сетей распределенных датчиков и «Интернет вещей» (IoT) дополняют управление производством, переводя его в автоматизированное производство без участия человека, а управление в экономических и социальных системах обеспечивается ситуационными центрами (СЦ), распределенными системами СЦ, значительно сокращая управленческий аппарат.

То есть по мере развития NBICS-технологий сфера применения человеческого интеллекта, человеческого труда постепенно трансформируется, снижается потребность во многих специальностях и возникает проблема трудоустройства освобождающихся сотрудников. Нетрудно

заметить, что эти процессы будут носить экспоненциальный характер, так как прирост знаний и устройств в виде роботизированных, в перспективе самовоспроизводимых комплексов, пропорционален их числу в каждый момент времени. Таким образом, мы имеем самоусиливающийся, экспоненциальный процесс вытеснения человека в цифровой экономике из определенных областей производственной сферы, который должен искать применение себе в других сферах производства, сферах деятельности.

В результате такого процесса, с одной стороны, возникает новый биогеотехноценоз - сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность людей, встроенных в новую среду, живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами, вычислительными АПК, робототехникой, IoT и т. п., объединенных одним термином -«геотехноценоз», условиями обитания. Впервые на этот феномен обратил внимание в первой половине прошлого века Р. Парк, который разработал концепцию социальной экологии, основная идея которой состоит в том, что общество следует изучать в соотнесении с его средой [5], включая, в том числе, техноценоз.

Идеи техноценоза, сформулированные впервые Б.И. Кудриным [3], в дальнейшем получили развитие в работах [4, 6, 7] с распространением на социоценоз. При проектировании основного инструмента управления в социальных и экономических системах - ситуационных центрах последние рассматриваются в виде организационно-технических систем с учетом социально-экономической модели общественной среды, для которой создается тот или иной СЦ. Причем СЦ создается как эргатическая система с учетом того, что «цифровизация» мышления и формирование системы человек - компьютер кардинально и динамично меняют мировосприятие и мировоззрение человека, общественных групп, социума. Термин «эргатическая система» был принят на I конгрессе Международной федерации по автоматическому управлению, прошедшем в 1960 г. в МГУ, для обозначения систем, включающих человека, функционирующего с комплексом технических средств [8].

Четвертая промышленная революция [9] и развитие платформ [10] быстро меняют экономику, представления о социальной роли пространства и времени, и встает естественная задача, как заставить их работать на человека наилучшим образом. В работе [11] приводится пример предельного варианта взаимодействия человека с технической системой - непрерывного непосредственного взаимодействия человека с компьютером путем использования сенсоров мозговой активности с искусственным интеллектом, подключенных к системе производственного контроля.

С развитием технологий цифровых двойников [12] и цифровых теней в сочетании с развитием Spatial Web - пространственной сети - появилась возможность построения цифровых производств, культурных и образовательных пространств, интеллектуального анализа данных с использованием ИИ, создания множества других новых подпространств пространства цифровой экономики. В частности, с развитием интерфейсов AR/VR и IoT, Spatial Web будет легко интегрироваться в человеческую физическую среду, сопровождая и препарируя каждый объект, процесс или явление искусственным интеллектом и сопоставляя с интуитивно-представленными данными [13], а AR/VR-очки и в недалеком будущем контактные линзы позволят взаимодействовать человеку с цифровым отображением мира, цифровыми образами и двойниками. Нарастающее развитие ИИ постепенно сделает окружающий биогеотехноценоз умным, автономным, саморазвивающимся и самопрограммируемым. Технология блокчейна, новые технологии информационной безопасности в цифровой экономике и облачные сервисы обеспечат устойчивое развитие независимо от роста сложности инфраструктуры и логического построения цифровой экономики и общества.

С другой стороны, часть населения по мере развития цифровой экономики оказывается на границе или вне этой системы. Как быть в таком случае с той частью населения, которая по каким-либо причинам не смогла вписаться в новые реалии информационного общества, информационной экономики? Как быть с маргинализацией общества (маргинальный от французского «marginal» - граница, находящийся на границе двух сред), источником которой могут стать процессы цифровизации экономики? Каковы риски нарастающей маргинализации общества? По Р. Парку, маргиналами являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, но не примкнувшие по каким-то причинам к другой, т. е. тем самым они находятся как бы на краю, на обочине культурного общества. Как правило, они одновременно попадают в маргинальную

правовую среду, в маргинальное правовое пространство. История показывает, что обычно процессы маргинализации усиливаются в периоды перестройки экономики, смены технологических укладов, когда уволенные с привычной работы люди долгое время не могут найти новую работу и постепенно теряют связь со своим привычным социальным статусом.

На современном этапе научно-технической революции основным источником маргинализации может стать технологическая революция. Она может перевести в маргинальное пространство социальные группы, к которым принадлежали те или иные лица, вытесняя из складывающейся системы, становясь причиной потери статусов, культурной среды и, в конце концов, собственной культурной идентификации. Возникнут целые сообщества маргиналов, которые затем будут дальше стратифицироваться по группам - дети, молодежь, женщины, престарелые, инвалиды, мигранты и т. д. Как в таком случае можно обеспечить устойчивость общественного развития, например, используя потенциал предприимчивых и неординарных людей, попавших в маргинальную среду?

Лучшей превентивной мерой является организация системы непрерывного конвергентно-дивергентного образования в различных его видах: классическом и онлайн, персонализированном и групповом, в виде тренингов и обзорных лекций по перспективам развития технологий и рынка и т. д. По аналогии с мышлением, конвергентным назовем образование, направленное на формирование знаний, навыков и умений на основе четкого алгоритма учебного процесса, который может затрагивать различные предметные области, взаимодействие (пересечение) образовательного процесса с научным и проектным, в котором могут одновременно принимать участие различные возрастные группы, а коллективная работа проводиться в пределах сетевой доступности. Дивергентное образование подразумевает нечеткую логику учебного процесса, с экскурсами в различные области человеческого познания и деятельности, предполагает поливариантность образовательного процесса на любой его стадии. То есть в данном случае большее внимание уделяется творческой деятельности учебной группы в поисках новых знаний.

Система непрерывного образования в данной логике, например для образования в морехо-зяйственной деятельности, означает:

- наличие специализированной образовательной платформы, позволяющей обеспечивать индивидуальную траекторию обучения морских специалистов, включающей реальные и виртуальные учебные комплексы с широким использованием AR/VR-технологий, способные генерировать стартапы в области морехозяйственной деятельности;

- подготовку критически мыслящего креативного специалиста, обладающего помимо профессиональных компетенций: умением непрерывно совершенствовать свои знания мира в парадигме анализ - синтез новых знаний, умений и навыков, СБЮ; познающего океан как будущую среду обитания человечества, гармонично и бережно взаимодействующий с ней; мотивированного и способного осуществлять инновационную исследовательскую и проектно-производственную деятельность;

- формирование новых рынков и №-ТесЬ-продукты: рынка общественного и персонализированного питания на основе морепродукции и местного сырья с ежегодным ростом на 30%; рынка морского онлайн-образования на собственной отечественной платформе; с распространением в странах ЮВА; технологии комплексного использования и воспроизводства (от морских биоресурсов к устойчивой системе марикультуры).

Такая система непрерывного образования разработана в Калининградском государственном техническом университете, первый полный учебный курс «Беспилотные морские дроны» прошел апробацию летом 2018 г. в образовательном центре «Сириус», Сочи [14-16]. В настоящее время проект КГТУ «Цифровая образовательно-проектная среда рынка МариНет» прошел обсуждение на рабочих группах НТИ МариНет и «Кружковое движение» и находится на рассмотрении в проектном комитете АО «Российская венчурная компания» - государственном фонде фондов и институте развития венчурного рынка Российской Федерации. Целью проекта является создание цифровой отраслевой платформы для формирования единой образовательно-проектной среды на основе конвергентной модели сетевого взаимодействия на примере рынка МариНет с перспективой дальнейшего распространения на другие рынки Национальной технологической инициативы [17]. В реализации проекта примут участие все вузы Росрыболовства, Университет, ведущие морские вузы и ряд судостроительных и рыбоперерабатывающих предприятий России.

Литература

1. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С. Природоподобные технологии - новые возможности и новые угрозы // Индекс безопасности. - 2016. - Т. 22, № 3-4 (118-119). - С. 103-108.

2. Материалы Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий (28-29 сентября), Сочи, Radisson Blu Resort & Congress Centre.

3. Кудрин Б.И. Исследования технических систем как сообществ изделий - техноценозов // Системные исследования. Методологические проблемы. - 1981. - Т. 1981. - С. 236-254.

4. Меркулов А.А. VSM-ценоз в решении задач повышения жизнеспособности организационных систем // Электрика. - 2006. - № 8. - С. 22-28.

5. Development of Decision Support Systems for Smart Cities / F.G. Maitakov, A.A. Merkulov, E.V. Petrenko, A.Ya. Yafasov // Communications in Computer and Information Science 947: Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. - P. 52-66.

6. Park R.E. Human Communities: the City and Ecology. - N.Y., 1952.

7. Гнатюк В.И., Меркулов А.А., Яфасов А.Я. Универсальная модель организации как инструмент реализации целостного подхода в управлении социально-экономическими системами // Морские интеллектуальные технологии. - 2018. - № 2 (40). - Т. 1. - С.143-154.

8. Кострикова Н.А., Меркулов А.А., Яфасов А.Я. Технология синтеза распределенных интеллектуальных систем управления как инструмент устойчивого развития территорий и сложных объектов // Морские интеллектуальные технологии. - 2017. - Т. 1, № 1 (37). - С. 135-141.

9. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016. - 208 с.

10. Паркер Д., Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику - и как их заставить работать на вас. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 304 с.

11. Stephen Chen. Forget the Facebook leak: China is mining data directly from workers brains on an industrial scale [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scmp.com/news/china/society/article/ 2143899/forgetfacebook-leak-china-mining-data-directly-workers-brains (дата обращения: 10.03.2019).

12. Боровков А., Рябов Ю., Марусев В. «Умные» цифровые двойники - основа новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения. Трамплин к успеху // Цифровая экономика знаний. - 2018. - № 13. - С. 12-15.

13. The Spatial Web Will Map Our 3D World - And Change Everything In the Process [Электронный ресурс]. - URL: https://singularityhub.com/2018/11/16/the-spatial-web-will-map-our-3d-world-and-change-everything-about-it-in-the-process/ (дата обращения: 10.03.2019).

14. Кострикова Н.А., Щербина А.В., Яфасов А.Я. Возможности использования технологии «дополненной реальности» в морском образовании в контексте национальной технологической инициативы // Известия БГАРФ: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - 2016. - № 1 (35). - С. 11-16.

15. Меркулов А.А., Бендер В.Е., Шабельников И.П. Реализация проекта «Звездная флотилия» в образовательном центре «Сириус» // Известия БГАРФ: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - 2018. - № 3 (45). - С. 183-191.

16. Меркулов А.А. Роль искусственного интеллекта в интеллектуализации образования // Известия БГАРФ: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - 2018. - № 3 (45). - С. 173-182.

17. Kostrikova N.A., Yafasov A.Ya. Intellectual Organization in the New Model of the Russian Marine Industry Development. TransNav // The International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. - 2014. - № 8-2. - P. 267-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.