Юлдошева Ш.
доцент кафедры «Инновационная экономика» Каршинский инженерно-экономический институт
Узбекистан
РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ
ЖИЛИЩНОМУ СЕКТОРУ
Аннотация: В данной статье описывается жилищная политика, деятельность жилищно-коммунальных предприятий, виды услуг, проводимые реформы по повышению эффективности коммунальных предприятий и их основные направления. В статье используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Информация данного исследования получена из официальных источников, изучение инновационного предпринимательства осуществлено на основе сравнительного анализа научно-теоретических взглядов известных экономистов на роль инноваций в развитии экономики, обобщения зарубежного опыта и полученные результаты по достижениям, достигнутым в нашей стране.
Ключевые слова: жилищная политика, коммунальные услуги, услуги, эффективность, реформы, социальные услуги, услуги, цифровая экономика
Yuldosheva Sh.
Associate Professor of the Department of Innovative Economics
Karshi Engineering Economics Institute
Uzbekistan
THE ROLE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE PROVISION OF SERVICES TO THE HOUSING SECTOR
Annotation: The article describes housing policy, housing and communal services activities, types of services, ongoing reforms to improve the efficiency of housing and communal services and their main directions. The article uses methods of scientific abstraction, analysis and synthesis, induction and deduction. The information in this study was obtainedfrom official sources; the study of innovative entrepreneurship was carried out on the basis of a comparative analysis of the scientific and theoretical views of famous economists on the role of innovation in economic development, generalization of foreign experience and the results obtained on the achievements achieved in our country.
Keywords: housing policy, utilities, services, efficiency, reforms, social services, services, digital economy
В XI-XVII веках нехватка водных источников и сухой и жаркий природный климат в Средней Азии привели к созданию инженерных сооружений, предназначенных для сбора большого количества воды в периоды естественных осадков и длительного сохранения ее. В ходе научных исследований, проведенных по карте древнего Великого Шелкового пути, было установлено, что на участке этой исторической дороги, проходящей через пустыни Средней Азии, установлены сооружения, называемые Цистернами, служившие для обеспечения питьевой водой торговых караванов. были построены решительно. Результаты научных исследований сохранившихся до наших дней цистерн показывают, что они обладают способностью набирать достаточное количество воды до конца весеннего сезона дождей, до следующего осеннего сезона дождей, защищать от солнечных лучей и загрязнений, предотвращать Распространение инфекционных заболеваний и вредоносных бактерий показывает, что конструкция очень совершенна и научно обоснована.
На территории Средней Азии находятся десятки инженерных сооружений, даты строительства и ввода в эксплуатацию которых относятся к предыдущему тысячелетию, все они в далеком прошлом были древними городами на территории Средней Азии и постоянными (среднего Трока) ) указывает на то, что в жилых районах были построены объекты жилищного и сельскохозяйственного водоснабжения и что в Средней Азии заложен фундамент жилищно-коммунального хозяйства. Уделение особого внимания жилищной политике в Узбекистане в условиях развития современной инновационной экономики является актуальной задачей.
Жилищный кодекс Республики Узбекистан [1] регулирует жилищную политику и все правовые аспекты в Республике Узбекистан. Правовые документы по жилью состоят из Жилищного кодекса и других правовых документов. Как сказано в Указе Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 года «О мерах по жилищному строительству и дальнейшему развитию рынка жилья» [2], «Сегодня жилищное строительство и связанный с ним сектор экономики Частный сектор остается одним из важнейших звеньев формирования и устойчивого развития финансовой системы, а также надежным источником банковских активов и надежной ресурсной базы. Исторический опыт большинства стран показывает, что определение сектора жилищного строительства и инфраструктуры в качестве приоритетного направления развития служит решающим инструментом восстановления национальной экономики»[2]
Вопросы жилищной политики и деятельности жилищно-коммунальных предприятий, видов услуг и эффективности тщательно изучены экономистами нашей страны и за рубежом. В частности, учебник «Экономика и управление жилищно-коммунальным хозяйством» [8] учёного нашей страны В.У.Ядгарова и Д.Й.Бутунова. Среди научных работ Э.С.Файзиева, в том числе в брошюре «Роль сферы услуг в экономике» [10], указаны права собственности, виды услуг, повышение качества и эффективности на
предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Как, свои взгляды на значение каждого ресурса в процессе оказания услуг, способы их использования и характеристики А.С.Садиков изложил в своем учебном пособии «Эффективность использования ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве» [7]. М.К.Пардаев и Дж.И.Исраилов разработали предложения по деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в Узбекистане, значимости реформ в сфере, совершенствованию оказания услуг и повышению ее эффективности. Также предложения и рекомендации, разработанные в результате научных исследований, проведенных зарубежными учеными К.Р.МакКоннеллом, С.Л.Брю, А.Маршаллом, Л. Демидевой, Ю.П. Свириденко, В.Н. поле.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную социально-экономическую систему, обеспечивающую жизненные потребности населения. В сфере жилищно-коммунального хозяйства предприятия и организации, принадлежащие к различным отраслям экономики, поставляют необходимые ресурсы, такие как газ, вода, тепловая энергия, и обеспечивают работой в них большое количество трудоспособного населения. В систему жилищно-коммунального хозяйства входят жилые массивы, административные и производственные здания, непроизводственные и социальные здания, сооружения, территории и магистральные магистрали, обеспечивающие обслуживание, организацию использования, строительство и ремонт, транспорт, конечный результат ее широкомасштабной деятельности, состоящая из предприятий, производящих энергию и предоставляющих различные другие товары и услуги, представляет собой отрасль, которая организует жизнь человека, развивает городскую инфраструктуру и служит улучшению экологической среды.
Уникальной особенностью системы жилищно-коммунального хозяйства является ее многопрофильный характер и состав различных услуг. Система жилищно-коммунального хозяйства, состоящая из множества отраслей и отраслей, в свою очередь, оказывает услуги предприятиям и организациям производственного и непроизводственного сектора, имеющим различную организационно-правовую и экономическую основу. Поскольку жилищно-коммунальное хозяйство связано с созданием условий для комфортной жизни населения, то, безусловно, существует потребность в различных видах коммунального хозяйства в городах и селах, где проживает население. Увеличение числа проживающих в местах постоянного проживания, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в коммунальных услугах. Например, сегодня в небольшом селе, расположенном в отдаленных районах, налажено только электроснабжение, в то время как в сельской местности и населенных пунктах (городах) действуют системы электро-, газо- и питьевого водоснабжения, а в городах предоставляются различные виды коммунальных услуг. формы доступны. Уровень организации системы коммунального хозяйства и коммунального хозяйства показывает условия, созданные для комфортного проживания
населения. Увеличение численности населения приводит к расширению границ определенной территории, совершенствованию системы коммунального хозяйства, и со временем сельские районы превращаются в населенные пункты, а населенные пункты - в города.
Город представляет собой административный район с большим населением, являющийся центром производства, торговли и культуры. Коммунальная система города состоит из комплекса предприятий, которые не только создают условия для комфортного проживания населения, но и оказывают различные коммунальные услуги всем видам предприятий производства и сферы услуг, социальной сферы и системы административного управления города. предприятия и организации. Любое предприятие, имеющее легальный статус, использует в своей деятельности тот или иной вид коммунальных услуг.
Предприятия и организации, входящие в систему жилищно-коммунального хозяйства, по видам оказываемых ими услуг делятся на следующие группы:
• Ремонтно-строительные организации жилищного комплекса и жилищного фонда;
• Экономика теплоэнергоснабжения;
• Экономика газоснабжения;
• Электроснабжение и уличное освещение;
• Водоснабжение и водоотведение;
• Предприятия, обслуживающие инженерные системы и сооружения (лифт, вентиляция-охлаждение и т.п.).
Жилищно-коммунальное хозяйство является основной частью экономики города, при этом следующие направления имеют непосредственное отношение к жилищно-коммунальному хозяйству в инфраструктуре городского хозяйства и считаются неотъемлемой частью системы коммунального хозяйства:
• автомобильный и городской транспорт;
• служба связи и инженерные коммуникации, службы отчетности и пожарной безопасности;
• ландшафтный дизайн и благоустройство;
• службы санитарно-гигиенического и экологического контроля и контроля;
• парки отдыха, аллеи, бассейны и бассейны;
• сохранение статуй и исторических памятников;
• гостиничный бизнес;
• ванная комната и прачечная;
• предприятия социального сектора и бытового обслуживания.
Расположение производительных сил, жилых массивов и транспортных
систем влияет на организацию и эффективную работу предприятий коммунального хозяйства. По этой причине в каждом городе существует своя
система коммунального хозяйства. На практике деятельность коммунальной системы координируется местными властями.
В нашей стране жилищная политика государства отражена в Жилищном кодексе Республики Узбекистан, который был принят Законом Республики Узбекистан № 713-1 от 24 декабря 1998 года и вступил в силу с 1 апреля 2008 года. 1999.
Жилищный кодекс Республики Узбекистан состоит из 11 разделов и 141 статьи. Жилищная политика в Республике Узбекистан регулируется на основе законодательства о жилье. Правовые документы по жилью состоят из Жилищного кодекса и других правовых документов. Если некоторые жилищные отношения не урегулированы правовыми документами о жилье, то в нашей республике применяется часть правовых документов о земле и правовых документов в области архитектуры и градостроительства, связанных с регулированием этих отношений. Правовые документы о жилье регулируют отношения граждан, юридических лиц, органов государственного управления и органов местного самоуправления по следующим вопросам: [1]:
• возникновение, осуществление, изменение и прекращение прав собственности, владения и пользования жилыми помещениями;
• учет жилищного фонда;
• содержание, уход и содержание жилищного фонда;
• контроль за соблюдением жилищных прав граждан и целевым использованием жилищного фонда.
Отношения, связанные со строительством домов, реконструкцией и переустройством жилых помещений, использованием инженерных устройств, оказанием коммунальных услуг, регулируются Жилищным кодексом и другими правовыми документами. Если законом или международным договором Республики Узбекистан не установлено иное, положения законодательства о жилье применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
К полномочиям Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования жилищных отношений относятся:
• проводит государственную политику в области использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, принимает государственные комплексные программы развития жилищного хозяйства.
• руководит деятельностью органов государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством.
• разрабатывает и утверждает порядок выделения жилых помещений и предоставления их гражданам по договорам найма и найма, а также их обмена и продажи.
• регулирует систему оплаты жилищно-коммунальных услуг.
• регулирует порядок и условия предоставления компенсаций, кредитов и займов.
• осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными документами.
• к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений относятся:
• обеспечение исполнения законодательства о жилье;
• организация жилищного фонда и управление объектами коммунального хозяйства;
• формирование в установленном порядке тарифной политики на оказание коммунальных услуг на подконтрольной территории;
• учет жилищного фонда;
• распределение жилых помещений в государственном жилищном фонде и предоставление их гражданам на условиях договора аренды;
• жилых помещений в государственном жилищном фонде юридическим лицам для использования их по целевому назначению на основании условий договора аренды
• обеспечение контроля за использованием жилищного фонда и его сохранностью, качеством предоставляемых населению коммунальных услуг;
• учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди социально незащищенных и малообеспеченных категорий населения и обеспечение их жильем из целевого жилищного фонда;
• строительство жилья для социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан; предоставлять земельные участки в постоянное пользование застройщикам для строительства домов, а также компаниям владельцев частного жилья;
• обеспечение надлежащего содержания и развития объектов коммунального хозяйства, социальной и транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищный фонд;
• бронирование и обмен жилья государственного жилищного фонда;
• осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Органы самоуправления граждан в сфере регулирования жилищных
отношений:
• гражданам оказывается помощь в использовании жилищного фонда и обеспечении его сохранности;
• осуществляет общественный контроль за соблюдением правил строительства и содержания придомовой территории;
• вносит в соответствующие органы предложения по улучшению бытовых и жилищных условий граждан и осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
Как отметил Президент Ш.Мирзиёев: «Масштаб нашей работы по обеспечению жильем малообеспеченных семей будет и дальше расширяться. При этом на выплату первоначальных взносов по ипотечным кредитам 27 тысяч семей, что в 2,5 раза больше, чем в этом году, и на субсидирование процентов по кредитам будет направлено 2,4 трлн сумов."[6]
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года №ПФ-60 «О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы», задачами приоритета 3 являются: необходимо обеспечить стабильную эксплуатация энергосистемы Узбекистана с энергосистемами соседних стран. Сокращение потерь в отраслях промышленности и повышение эффективности использования ресурсов; Широкое внедрение возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, объектах социальной сферы и других отраслях; Принятие мер по производству и использованию электромобилей; Снижение количества вредных газов, выбрасываемых отраслями экономики в воздух, на 10% на единицу ВВП» [5].
В заключение можно отметить, что в условиях инновационной экономики основным содержанием жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства в Узбекистане следует уделить внимание:
- дальнейшее совершенствование системы управления и применение современных механизмов регулирования на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;
- провести работы по технико-технологическому обновлению, максимально используя имеющиеся возможности на предприятиях жилищно -коммунального хозяйства;
- устанавливать взаимоотношения между жилищно-коммунальными предприятиями и микрорайоном, который считается органом самоуправления;
- налаживание деятельности на основе строгой экономии без допуска расточительства в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- формирование уникальной коммунальной культуры у населения;
- разработка совершенного варианта коммунальной системы домов, возводимых в деревнях.
Использованные источники:
1. «Жилищный кодекс» Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 года № 713-1.
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию жилья и рынка жилья». Народное слово, 16 февраля 2005 г.
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 января 2009 года ПП-1051 «О мерах по стимулированию развития подрядных работ по реконструкции, ремонту и сдаче готового к эксплуатации жилого фонда».
4. Указ Президента Республики Узбекистан №ПФ-3038 «О дополнительных мерах по развитию деятельности товариществ собственников жилья», «Народное слово», 26 февраля 2002 года.
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № ПФ-60 «О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы».
6. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису, Народное выступление, 29.12.2020
7. Садиков А.С. Эффективное использование ресурсов в региональной и коммунальной экономике. Учебное пособие. М., 1996.
8. Ёдгоров В.Ю., Бутунов Д.Ю. Экономика и управление жилищно-коммунальным хозяйством: Учеб. - Т.: Ташкентский архитектурно-строительный институт. 2010. - 449 с.
9. Файзиев Э.С. Роль сферы услуг в экономике. Трактат. Т.: «Наука и техника», 2007. - 16 с.
10. Shodmonovna F. S., Negmatovich Y. N. The role of livestock reform in the development of the country's economy //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 11. - №. 2. - С. 1080-1085.
11. Djurayev B. et al. Improvement of the modeling system of mineral fertilizer use efficiency in agriculture //BIO Web of Conferences. - EDP Sciences, 2024. - Т. 95. - С.01002.
12. Dustova M., Khalilova Z. Evolution of Economic Theories on State Intervention in the Economy //Insight: Advances in Research in Radiophysics and Electronics. -2024. - Т. 1. - №. 1. - С. 15-20.
13. Дустова М. Х., Махмутуллаева С. Х. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ //Science and innovation. - 2024. - Т. 3. - №. Special Issue 42. - С. 538-542.
14. Khujakulova N. R. Economic Efficiency of Using Innovative Technologies In the Cultivation of Medicinal Plants //The Journal of Economics, Finance and Innovation. - 2023. - С. 198-202.
15. N.R.Khujakulova. (2023). Economic Efficiency of Using Innovative Technologies In the Cultivation of Medicinal Plants. The Journal of Economics, Finance and Innovation, 198-202.