Научная статья на тему 'Роль церкви в качестве субъекта социальной правовой политики Германии (XIX В. ) (формирование правовых основ социального государства)'

Роль церкви в качестве субъекта социальной правовой политики Германии (XIX В. ) (формирование правовых основ социального государства) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
825
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА / СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЮЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ПРОГРАММА ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ / CHURCH AS SUBJECT OF SOCIAL LEGAL POLITICS / HISTORY OF FOREIGN RIGHT / SOCIAL LEGISLATION / SOCIAL STATE / UNION OF SOCIAL POLITICS / PROGRAM OF CHRISTIAN-SOCIAL WORKING PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чилькина Ксения Владимировна

В статье рассматривается процесс участия церкви как религиозного объединения в процессе формирования социального государства в Германии XIX в. Автором обозначается роль церкви в качестве постоянного активного субъекта социальной правовой политики на всем протяжении развития немецкой государственности. Одним из факторов, обеспечивающих способность церкви оказывать влияние на развитие государственности, были принадлежащие церкви статус публичной корпорации и правовая автономия. В статье демонстрируется изменение способов осуществления социальной правовой политики церкви в XIX в. В связи с появлением новых факторов, влияющих на ухудшение положения населения в Германии в первой половине XIX в., церковь вынуждена была предпринимать активные шаги в процессе борьбы с ухудшением качества жизни населения, менялись масштаб и способы ведения этой борьбы. Представители церкви изначально разрабатывали теории о социальной справедливости и безопасности, входили в составы сначала местных законодательных органов с инициативами в сфере охраны труда, в целом улучшающими качество жизни отдельных категорий работников, а с 1871 г. - и в Имперский Рейхстаг. Автором делается вывод о том, что решающую роль в формировании социальной немецкой государственности играла церковь, она стояла у истоков развития социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE CHURCH AS A SUBJECT SOCIAL LEGAL POLITICS OF GERMANY (XIX

In the article the process of participation of church is examined as a religious association in the process of forming of the social state in Germany of XIX of century Author is designate the role of church as a permanent active subject of social legal politics along the whole length of development of the German state system. One of factors, providing ability of church to have influence on development of the state system, belonging churches were status of public corporation and legal autonomy. In the article the change of methods of realization of social legal politics of church is demonstrated in XIX of century In connection with appearance of new factors influencing on worsening of position of population in Germany in the first half of XIX of century, a church forced to undertake active steps in the process of fight against worsening of quality of life of population, a scale and methods of conduct of this fight changed. Representatives of the Church originally developed the theory of social justice and security, were the first structures of local legislative initiatives in the field of labour protection, in General, improve the quality of life of certain categories of workers, and in 1871, and the Imperial Reichstag. The author concludes that a decisive role in shaping the social German statehood played church, she pioneered the development of the welfare state.

Текст научной работы на тему «Роль церкви в качестве субъекта социальной правовой политики Германии (XIX В. ) (формирование правовых основ социального государства)»

УДК: 348

ББК: 67

Чилькина К.В.

РОЛЬ ЦЕРКВИ В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ (XIX В.) (ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА)*

Chilkina K. V.

ROLE OF THE CHURCH AS A SUBJECT SOCIAL LEGAL POLITICS OF GERMANY (XIX B.) (FORMING OF LEGAL FRAMEWORKS OF THE SOCIAL STATE)*

Ключевые слова: церковь как субъект социальной правовой политики, история зарубежного права, социальное законодательство, социальное государство, Союз социальной политики, Программа христианско-социальной рабочей партии.

Keywords: church as subject of social legal politics, history of foreign right, social legislation, social state, Union of social politics, Program of christian-social working party.

Аннотация: в статье рассматривается процесс участия церкви как религиозного объединения в процессе формирования социального государства в Германии XIX в. Автором обозначается роль церкви в качестве постоянного активного субъекта социальной правовой политики на всем протяжении развития немецкой государственности. Одним из факторов, обеспечивающих способность церкви оказывать влияние на развитие государственности, были принадлежащие церкви статус публичной корпорации и правовая автономия. В статье демонстрируется изменение способов осуществления социальной правовой политики церкви в XIX в. В связи с появлением новых факторов, влияющих на ухудшение положения населения в Германии в первой половине XIXв., церковь вынуждена была предпринимать активные шаги в процессе борьбы с ухудшением качества жизни населения, менялись масштаб и способы ведения этой борьбы. Представители церкви изначально разрабатывали теории о социальной справедливости и безопасности, входили в составы сначала местных законодательных органов с инициативами в сфере охраны труда, в целом улучшающими качество жизни отдельных категорий работников, а с 1871 г. - и в Имперский Рейхстаг. Автором делается вывод о том, что решающую роль в формировании социальной немецкой государственности играла церковь, она стояла у истоков развития социального государства.

Abstract: in the article the process of participation of church is examined as a religious association in the process of forming of the social state in Germany of XIX of century Author is designate the role of church as a permanent active subject of social legal politics along the whole length of development of the German state system. One of factors, providing ability of church to have influence on development of the state system, belonging churches were status of public corporation and legal autonomy. In the article the change of methods of realization of social legal politics of church is demonstrated in XIX of century In connection with appearance of new factors influencing on worsening of position of population in Germany in the first half of XIX of century, a church forced to undertake active steps in the process offight against worsening of quality of life of population, a scale and methods of conduct of this fight changed. Representatives of the Church originally developed the theory of social justice and security, were the first structures of local legislative initiatives in the field of labour protection, in General, improve the quality of life of certain categories of workers, and in 1871, and the Imperial Reichstag. The author concludes that a decisive role in shaping the social German statehood played church, she pioneered the development of the welfare state.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-00150.

Сотрудничество церкви и государства (и даже в такой форме как острая полемика) в сфере социальной политики, как показывает исторический опыт Германии, является одним из опорных пунктов построения социальной государственности. Сегодня Католическая, Евангелическая и некоторые другие церкви в ФРГ имеют статус корпораций публичного права, действующих в целях всесторонней заботы о религиозной и светской жизни своих членов1. Правовое регулирование государственно-конфессио-нальных отношений обеспечивается нормами государственно-церковного права, в рамках которого нет различия между понятиями «церковь», «религиозная организация», «религиозное объединение», и эти термины употребляются как синонимы2. На современном этапе развития

государственности уровни и сферы участия церкви в построении государственности отражаются не только в Основном законе ФРГ, но и в Конституциях земель. В соответствии со ст. 4 Основного закона ФРГ гражданам гарантируется не только индивидуальная свобода вероисповедания, но также коллективная свобода вероисповедания - основное коллективное право корпораций как объединений верующих на существование и деятельность. В соответствии с п. 3 ст. 7 Основного закона ФРГ преподавание религии в государственных школах обязательно. В Конституциях земель Баварии (от 02.12.1946 г.), Северного Рейна

1 В настоящее время деятельность церкви регулируется на территории Германии законом о церквах от 03.03.1924 г. В данном законе обозначается, что церкви - это корпорации публичного права. К церквам, в смысле данного закона относятся евангелистское, католическое, израильское религиозные сообщества (п. 2 § 1) (см.: http://www.veгfassungen. de/de/bw/wuerttembeгg-kiгchengesetz24.htm). Церковные общины также являются корпорациями публичного права (п. 1 § 2). Церковными общинами, в смысле этого закона, являются общины католической церкви, евангелистской церкви и израильского религиозного сообщества с включением правоспособных дочерних и совместных общин (п. 2 § 2). Религиозные товарищества приобретают правоспособность в соответствии с предписаниями гражданского права (§ 10). Этим законом также регламентируются вопросы, возникающие между общинами церкви и гражданскими. Отмечается, в каких случаях требуется решения Министерства по делам культов (существуют в отдельных землях) или Министерства финансов. Буквально за последние два года во многих землях ФРГ были приняты законы, регламентирующие процесс уплаты налогов церковью.

2 Володина Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе: дис... докт. философ. наук. 2004. 337 с.

- Вестфалии (от 1950 г.), в законодательстве о школьном образовании отдельных земель обозначается обязанность всех

обучающихся посещать уроки Закона Божьего. В ином случае требуется письменное заявление лица,

осуществляющего опеку над ребенком, и даже в случае освобождения от таких уроков учащиеся посещают занятия по вопросам общепризнанных основ морали и нравственности3.

Церкви принадлежит самостоятельное и независимое от государства нормотворческое право. Свобода правотворчества дополняется правом управления, которое охватывает помимо применения норм, созданных церковной властью, также право организации и руководства религиозными обществами и их учреждениями. Самостоятельность означает принятие собственных решений независимо от волеизъявлений государства, но в рамках государственного закона. Церкви, обладающие статусом корпорации публичного права, имеют ряд привилегий и обязанностей, делегированных им государством. К числу таких привилегий относится возможность создавать на совместные с государством средства больницы, детские приюты, другие благотворительные учреждения4. В ФРГ внутренняя автономия религиозных обществ имеет более широкое содержание, чем в других странах Западной Европы. Здесь внутренняя автономия церкви охватывает помимо религиозной

деятельности образовательную и

социальную5. Свобода религиозных организаций в Германии с XIX в. является не только существенным принципом немецкого государственно-церковного

права, но, как отмечает Н.В. Володина, фундаментом правового порядка в

3 См.: Понкин И.В. Зарубежные законы и документы о формировании и защите общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних / Приложение к проекту концепции государственной политики формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации. - М.: Общественный совет Центрального федерального округа; Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008. - С. 29-31.

4 Беллинг Д.В., Бойко А.В., Серова Н.Б. Право церквей на самоопределение по законодательству Германии // Государство и право. 2008. №11.

С. 62, 64, 65.

5 Володина Н.В., указ. соч., с. 331.

государственно-конфессиональных отношениях1.

Правовой статус церкви (церковь в смысле религиозного объединения) в ФРГ дает основания называть церковь субъектом политики. В частности, социальная политика всегда была сферой активного действия церкви2. В современной немецкой специальной литературе отмечается роль церкви в формировании, самоопределении светской, государственной власти не только в ранние периоды человеческой истории, но и на современном этапе данной истории, имеет место постоянное стремление государства к религиозной легитимации. В первую очередь, данная легитимация выражалась в династическом господстве, во-вторых, это имело место посредством распространения идеологий национализма и социализма, и

в-третьих, та форма связи государства и церкви, форма религиозной легитимации государственной власти, которая получила распространение в середине XIX в. и продолжается до сих пор - посредством демократии3.

Анализ процесса формирования социального законодательства в Германии, принципов современного социального немецкого государства свидетельствует о том, что церковь, наряду с другими субъектами социальной правовой политики (община, государство) стояла у истоков формирования и социальной

государственности.

В комментариях к Социальному кодексу ФРГ отмечается, что формы государственного социального обеспечения развивались в Германии еще в средние века. Прежде других организаций, церковь брала на себя заботу о бедных и нуждающихся, затем города создавали соответствующие учреждения по борьбе с бедностью, которые, однако, заботились только о горожанах - чужеземцы не охватывались

1 Там же, с. 340.

2 И остается до сих пор. В частности, подробную информацию о деятельности евангелистской церкви Германии можно увидеть на сайте www.ekd.de (евангелистской церкви Германии).

3 Der Staat im dritten Jahrtausend. Fürst Hans - Adam II. Von Liechtenstein. l.Auflage. Liechtenschtein: von Eck Verlag, 2010. C. 29-40.

городским попечением .

В средние века именно церковь была тем институтом, в рамках которого члены сообщества верующих учились заботиться друг о друге, независимо от социального статуса верующего5. Христианство принесло в мир мысль, что в себе, по природе свободны все. Как отмечает Г.С. Климова, уже раннее христианство, будучи религиозной доктриной угнетенных, разрабатывало идеи социального равенства6, особенностью средневекового представления о равенстве и социальной практике в целом было влияние христианства7. Католические монастыри были центрами знаний, больничного ухода и образования8. Религиозные основания различных социальных процессов в немецких землях XIX в. были очень сильны. Церковь в своём стремлении решить социальный вопрос оказывала влияние на государство и своим законодательством и практикой поддержки нуждающихся.

М.Ю. Варьяс пишет, что «на Западе в XI - XIII вв. сложилась уникальная ситуация, когда национальное право европейских государств еще не сформировалось из-за слабости государств и их раздробленности, а роль регулятора общественных отношений в этот период приняло на себя право Католической Церкви, став ... транснациональной правовой системой, охватывавшей весьма широкую сферу регулирования, включая уголовную политику (знаменитая Инквизиция) и вопросы войны и мира (Крестовые походы)» .

Средневековую церковь как корпорацию характеризовала автономия в

4 Sozialgesetzbuch. Textausgabe mit ausführlichem Sachverzeichnis und einer Einführung von Professor Dr. Schulin. 41. Auflage. Beck-Texte im dtv. 2012. s. XII.

5 Так в монашеском Уставе Бенедикта в главе о приёме странствующих говорилось: «С особым тщанием принимать нищих и пилигримов, ибо в лице их более принимается Христос; ведь богатого чтут уже из боязни» (См.: Шерр И. Германия. Истории цивилизации за 2000 лет: в 2-х т. Т.2. - Мн.: - МФЦП, 2005. С. 309).

6 Климова Г.С. Социальная политика в гуманитарном знании Европы и социальное измерение европейской интеграции (последняя треть XX в.): дис... канд. ист. наук. М., 2009. С. 39.

7 Там же, с. 40.

8 Der Staat im dritten Jahrtausend. Fürst Hans - Adam II. Von Liechtenstein. 1.Auflage. Liechtenschtein: von Eck Verlag, 2010. С. 36.

9 Варьяс М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой семье: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. С. 9,10.

сфере правотворчества. Известный немецкий правовед Г. Ф. Пухта в число субъектов, оказывающих влияние на формирование права, включал церковь: «.христианство образовало наряду с государством союз, состоящий в совершенно особом к нему отношении, вследствие чего он (церковь - авт.) в некоторых отношениях от него (государство - авт.) зависит, а в прочих совершенно самостоятелен. Самостоятельность церкви и её управления совершенно другого и высшего рода, чем самостоятельность вышеупомянутых корпораций; её одинаковое положение с государством выражается в том, что церкви приписывается не только одна автономия, но подобно государство законодательство»1.

Значение наличия у церкви правотворческой автономии подробно описано современным российским правоведом

М.Ю. Варьясом2. Церковное право, по его мнению, представляет собой

наднациональную, сложную,

институализированную систему норм, которая распространяется на церковь как на корпорацию и на её членов, оно с одной стороны, испытывает влияние со стороны государства, а, с другой, само оказывает влияние на государственное

нормотворчество. Действуя параллельно с государственным законодательством,

регулируя при этом важные общезначимые социальные отношения с молчаливого согласия государства или с его попустительства, церковное право способствует преобразованию общества и сохранению его стабильности3.

Тема о бедности населения, будучи в средние века темой для осмысления представителями церкви, начиная с XVIII в. (развитие научно-технического прогресса, изменение способов производства, массовые безработица в европейских странах) становится постоянным поводом для интенсивных религиозно-политических и социально-реформистских дискуссий в

1 Пухта Г.Ф. Энциклопедия права / Пер. с 6 изд. Линденбратена под ред. П. Карасевича. - Ярославль: В типографии Г. Фальк, 1872. С. 52.

2 Варьяс М.Ю. Указ. соч., с. 22.

3 Там же.

более широком масштабе. В рамках этих дискуссий отношение к бедным определялось традиционными

религиозными категориями. Бедный человек был братом Христу и сыном Господа, поэтому он в любом случае включался в сообщество верующих и интегрировался в человеческое сообщество. Такое отношение к бедным способствовало тому, что каждый член общины мог «примерить» на себя роль бедного.

Начало XIX в. в германских государствах было отмечено ломкой устоев общественной жизни: влияние французской буржуазной революции, войны с Наполеоном, отмена крепостного права, обезземеливание крестьянства - всё это относилось к факторам, нарушающим политическую и социальную стабильность. В первой половине XIX в. социальную безопасность на территории германских государств предлагалось обеспечить тремя способами: либеральными реформами, с помощью активного вмешательства государства в данный процесс и с помощью церкви (христианства). Причем последние два варианта в равной мере связывались с первым4. В рамках церковной корпорации с её правовой автономией начали разрабатываться теории обеспечения социальной безопасности, ключевым моментом которых был «социальный вопрос».

Наряду с организацией в начале XIX в. городских мероприятий по поддержке нуждающихся, аналогичные традиции церкви не были прерваны. Массовые безработицы заставляли принимать меры по борьбе с алкоголизмом, с детской беспризорностью, помогать лицам, вышедшим из мест отбывания наказания. Гражданская и церковная инициативы оказались связанными в форме различных ассоциаций, союзов помощи и спасения, которые заботились о домах для вдов, детских яслях, народных кухнях, комнатах для обогрева (Wärmestuben), приютах для бездомных различного рода. Как показывают современные исследования проблемы бедности в XIX в. в Германии, католический

4 Metz K.H. Geschichte der sozialen Sicherheit. Stuttgart: Kohlhammer. 2008. С.

80.

социальный реформизм имел собственный путь развития, в котором католики опирались на тесный союз с публичными службами опеки над бедными1. В качестве политической побочной цели более или менее ясно преследовалась цель отстранения рабочих от предводительства

коммунистической или социалистической агитацией. Конкуренция

раннесоциалистических союзов самопомощи (Ф. Лассаль) с гражданскими союзами была к тому же мотивирована политической борьбой за доверие рабочих2.

В работах отдельных представителей протестантской и католической церкви XIX в. были обозначены основные требования регулирования процесса труда, составившие затем содержание социального

законодательства. В первой половине XIX в. начинает развиваться католическое социальное учение. Его духовным основателем был Франц Баадер . Необеспеченность либерально-

капиталистического общества для него состояла в том, что такое общество концентрировало только интересы людей, преследующих собственные интересы. Не было больше моральных общественных связей, что грозило революционным расколом, который мог быть предотвращен благотворительностью, заботой о бедных, деятельностью полиции. Во взглядах Баадера было представлено не просто иллюзорное равенство, а признание собственного правового статуса слабых и возможность наделить ценностью, реальной значимостью их жалобы и желания в рамках существующего государственного порядка. Баадер воображал себе своеобразное представление интересов бедных в отношении государства. Он искал источник бедности не в моральной распущенности бедных, в отличие от многих его товарищей, а в эксплуатации

1 Schneider B., Maurer M., Franz I., Schröder C. Barmherzigkeit und professional^ Hilfe: Antworten der katholischen Kirche auf die sozialen Nöte zwischen Säkularisation und Kulturkampf (1803 - 1870) // Fremdheit. Armut. Repräsentation. Gegenwartsprobleme und aktuelle Debatten in historische Perspektive. 2008. S. 23.

2 Stolleis M., с. 20.

3 Годы жизни - 1765 - 1841 гг., с 1808 г. - рыцарь Баадер, по профессии горный инженер, специализировался в области социальной философии, позже профессор в Мюнхене. Выступал решительно против религиозного абсолютизма, в связи с чем баварский министр внутренних дел в 1838 г. запретил его лекции по религиозной философии.

бедных в результате распространения машинного производства собственниками этого производства. Задачей церкви и вообще Христа, по его мнению, была такая организация общественного блага, когда социальное неравенство достигалось путем балансировки прямой милосердной помощи церкви и содействия государства. Принятие на себя роли представителя, «адвоката» бедных позволяло также преодолеть социальную незначимость, ничтожность.

Кроме разработок теоретических и экономических основ модели социального государства, внедрения в общественное сознание идей о равенстве как базовом условии социальной справедливости, в середине XIX в. церковь начала политизироваться, пытаясь сохранить свои позиции в качестве ведущей корпорации в жизни социума. В Западной Европе церковь с её претензиями на наднациональное лидерство после введения всеобщего избирательного права стала использовать новые формы распространения своего авторитета, возникли религиозные партии, которые повели за собой значительную часть населения.

Многочисленные представители церкви входили в законодательные собрания германских государств еще до их объединения в 1871 г., а с этого момента церковь могла уже на уровне и в форме политической партии представлять свои и народные интересы. В числе членов первого имперского Рейхстага были «пионеры» борьбы за конструктивное решение социального вопроса на законодательном уровне. К их числу, например, относился Франц Бусс, член Имперского Рейхстага с 1874 г. и вплоть до самой смерти в 1878 г. член партии «Центр» (католики), который в 1837 г. был первым, кто внес в Баденский Ландтаг проект закона о фабриках, содержащим нормы о регулировании труда. Бусс приветствовал индустриализацию как необходимое условие роста народного благосостояния. К вопросу о контроле за трудом на фабриках предлагал также относить определения по поводу посещения школ, регулирование касс, создаваемых на предприятиях, запрет воскресного труда и в выходные дни.

Другим представителем социального католицизма был барон Вильгельм Эммануэль Фрайхер фон Кеттелер (18111877) - архиепископ Майнцский, автор труда «Рабочий вопрос и христианство», один из разработчиков социально-политического законодательства. Под социальным вопросом он понимал проблему индустриализации и экспроприации, поддерживал фабричное законодательство, самопомощь рабочих в форме создания производственных ассоциаций и профсоюзов. Для новой отрасли индустриальной работы государство должно было взять на себя ответственность на законодательном уровне, в то время, как забота о бедных была задачей церкви, этот процесс должен был поддерживаться государством. Кеттелер поддерживал Ф. Лассаля в его предложениях.

Среди сторонников проведения социальных реформ на базе христианского вероисповедания был и организатор международной конференции 1890 г. по защите прав рабочих Теодор-Кристиан Ломанн (1831-1905), юрист. Введение многих законодательных норм периода 90-х годов XIX столетия было связано с именем Т.-К. Ломанна. До 1900 г. он был руководителем отдела торговли в Министерстве торговли. В 1904 г. был награжден Орденом Вильгельма за особые социально-политичес-кие заслуги. К вопросу о влиянии основ христианской религии на немецкое законодательство, необходимо отметить, что Ломанн был активным деятелем по продвижению христианской религии. Ломанн с 70-х годов занимался организацией прорелигиозных союзов. Так он был участником, а затем и президентом длительное время «Общества по поддержке христианства среди евреев», а затем и членом «Общества по поддержке евангелистской миссии среди язычников». Так вот, по проекту

Г.-Г. Бурлепша (министр торговли в Пруссии в 1890-1896 гг.) и Т.-К. Ломанна, рабочие могли и должны были объединяться в союзы не по территориальной принадлежности, а по принадлежности к индустриальной отрасли и вместе с этим рассредоточивать численность населения по территориям. Таким образом, посредством организации таких союзов у рабочих была возможность представлять свои

интересы и организовывать самоуправление.

В стремлении решить социальный вопрос посредством христианского обновления общества встретились католики и протестанты.

В революционном 1848 году Иоганн Генрих Вихерн (представитель

протестантской церкви, годы жизни 18081881) организовал Внутреннюю Миссию -благотворительную организацию

протестантской церкви, евангелистско-социальное движение, католическое движение профсоюзов и подмастерьев. В том же году Кеттелер изложил социальный вопрос как основное ядро программы христианского обновления общества. Социальный вопрос многим казался «божьим делом»1.

С этого момента активное развитие социальной протестантской мысли привело фактически к формированию концепции социального рыночного хозяйства, используемой в качестве ведущей доктрины в 50-х гг. XX столетия. В литературе отмечается, что зарождение концепции социального рыночного хозяйства началось в Германии в 1893 г. с доклада Юлия Кафтана «Христианство и экономический порядок», где Кафтан задачей церкви обозначил установление такого экономического порядка, который мог быть основой обеспечения нравственных идеалов христианства2.

С момента образования единого немецкого государства и осуществления возможностей участия в законодательном процессе сторонники католицизма и протестантизма стали заявлять свои интересы на качественно другом уровне. Партия «центра» (католики) образовалась официально в 1871 г. Основным ядром партии центра была широкая масса католической мелкой буржуазии, по преимуществу сельской. Кроме основных программных требований о необходимости сохранять полномочия католической церкви в вопросах воспитания молодежи и самостоятельности духовной власти, партия

1 Cm.: Metz, Karl H., yxa3.coH., c. 80-81.

2 Cm.: Die protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft: ein Quellenband / hrsg. Von Günter Brakelmann und Traugott Jähnichen. - Gütersloh: Güterslohen Verl. - Haus, 1994. C. 21.

также выступала за «моральное и материальное благополучие всех классов населения»1. В последней трети XIX в. католическая церковь подвергалась преследованиям со стороны имперской власти, но данное противостояние наоборот дало эффект усиления власти церкви и её влияния на массы. И собственно противостояние светской и духовной власти в последней трети XIX в., разграничение компетенции той и другой, как отмечает современный российский исследователь немецкого конституционализма В.Г. Баев, имели целью обретение единого вектора развития - укрепления немецкой государственности2. Численность партии «Центр» неуклонно росла. В 1877 г. под руководством В. Штеккера и священника Р. Тодта была сформирована общественная организация протопартийного типа «Центральный союз социальных реформ на религиозной и конституционно-

монархической основе». Центральным пунктом программы Союза стала идеология социального монархизма, построенная на необходимости взаимного доверия и социального партнерства между главой государства и рабочими сословиями. Как пишет С.С. Иванов, основной целью деятельности Союза провозглашалось создание монархического социального государства, которое должно иметь надклассовый характер и осуществлять политику, способную изменить ориентацию рабочего движения в сторону государственного социализма3.

Настоящей боевой силой партии был «Народный Союз Католической Германии», который насчитывал более 800 членов, публиковал массу изданий, а в 1910 г. в его распоряжении было 492 католических

газеты с тиражом в 3000 экземпляров4. Кроме того, «Союз» сумел создать вокруг себя много общественных организаций, к числу которых относились кредитные и закупочные кооперативы, «христианские союзы купцов», «христианские союзы ремесленных мастеров», «торговых служащих» и пр.

Особую роль в социальной политике католицизма сыграло циркулярное письмо папы Лео XIII 1881 г., которое было направлено против социалистического учения о борьбе классов в обществе, акцент в этом письме делался на гармоничные взаимоотношения индивида и общества.

На фоне активного участия в решении социальных проблем, католические мыслители к концу XIX в., как отмечает П.А. Кучеренко, сформировали представление о государстве, согласно которому последнее не может быть «венцом в развитии политической культуры и политического самосознания»5. Государство как субъект политики стало постоянным объектом критики с позиций достижения целей социального благополучия.

Христианско-социальная партия

(протестанты) возникла в 1878 г. под руководством придворного пастора Адольфа Штеккера и профессора Адольфа Вагнера. А. Вагнер был профессором политической экономии и в 1872 г. организовал совместно со Г. Шмоллером и другими, помимо христианско-социальной партии, Союз социальной политики, который сыграл значительную роль в развитии социальной государственности. Задачи Союза социальной политики, сформулированные в Программе этого союза, совмещали принципы христианской этики и сугубо прусской государственной традиции .

1 См.: Лукин - Антонов Н. Очерки по новейшей истории Германии. 18901914 гг. Государственное издательство Москва - Ленинград, 1925. С. 69.

2 См.: Баев В.Г. Правовые основы сосуществования церкви и государства (на примере Германии последней трети XIX в.) // История государств и права. 2009. № 23; фактически о том же говорил и один из учредителей нового Лексикона о государстве и праве Бахем, по словам которого «конфликт между церковью и государством сводится к вопросу о правильном понятии государства.» (См.: Кучеренко А.П. Католическая концепция государства в Германии в начале XX в. // история государства и права. 2013. № 11. С. 41).

3 Иванов С.С. Христианский социализм как политический феномен: опыт России и

Европы / под ред. А.И Демидова. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2009. С. 163.

4 Тп же, С. 60.

ам

5 Кучеренко А.П., указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Г. Шмоллер следующим образом видел задачи Союза социальной политики: «... мы выступаем за умеренное проведение фабричного законодательства, мы требуем, чтобы так называемый трудовой договор не привел в действительности к эксплуатации трудятттихся, мы требуем полной свободы для трудящихся при условии самостоятельного обсуждения трудового договора, если он повышает претензии, которые имеют определенные аналогии со старыми цеховыми организациями. Мы выступаем за то, чтобы свобода контролировалась общественностью, и там, где недостаёт контроля общественности, там должно пытаться выступать государство без заинтересованности в решении экономических вопросов, и затем объективно опубликовывать результаты. Мы выступаем за учреждение фабричного

Деятельность представителей Союза социальной политики разъясняла также значение церкви в обществе и её общественных организаций. Деятельность Союза была востребованной, и это было доказательством того, насколько глубоко социальный вопрос проник в среду народа, готового и способного нести ответственность. Посредством деятельности Союза социальной политики общество было подготовлено не только к социально-реформаторским мерам, но и с научной, и с конфессиональной сторон1.

Согласно одному из мнений, представленному в современной немецкой литературе, начало немецкого социального государства было положено в процессе научного и политически-духовного преодоления экономического либерализма. Эрвин Нассе (1829-1890), Адольф Вагнер (1835-1917), Густав Шмоллер (1838-1917) и многие другие заложили духовные и социальные основы для современной системы социального страхования в Германии2. Кроме того, в Уставах общественных прорелигиозных

организаций, в программах политических прорелигиозных партий, целью которых было участие в социальной политике, фиксировались цели и задачи такой политики, отмечались степени

необходимого участия в процессе повышения качества жизни населения церкви, самого государства, всего населения.

В основе доктрины партии христианского социализма лежала идея о государстве, основанном и действующем на христианской морали и признающем, что на нем, «кроме обязанности внешней защиты,

инспектората, за учреждение службы контроля банков и системы страхования, мы требуем проведения социальных опросов (анкетирования) по социальному вопросу. Мы не выступаем за тс, чтобы государство проводило неудачные эксперименты, но мы выступаем за то, чтобы государство действовало иначе в отношении систем воспитания и образования, мы выступаем за то, чтобы оно заботилось о том, чтобы не снижать еще глубже того уровня жизни, который сейчас есть у рабочих. » (Schmoller G. Eröffnungsrede des Vereins für Sozialpolitik (1872) // Die protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft ein Quellenband / hrsg. Von Günter Brakelmann und Traugott Jähnichen - Gütersloh: Gütersloher Verl, - Haus, 1994. с. 122).

1 Erdmann G., указ.соч., с. 8.

2 См.: Brakelmann G., Jänichen T. Protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft // Die protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft: ein

Quellenband / hrsg. Von Günter Brakelmann und Traugott Jähnichen - Gütersloh:

Güterslohen Verl., - Haus, 1994. С. 17.

лежит обязанность положительным образом содействовать благосостоянию всех членов его общества, в особенности слабых»3.

Христианско-социальная рабочая партия была постоянным и сильным оппонентом социал-демократической

партии. В программе этой партии так и обозначалось, что она «отвергает настоящую социальную демократию как непрактичную, нехристианскую и непатриотичную»4. Программа

христианско-социальной рабочей партии включала также много требований, являющихся средством решения

социального вопроса.

Во-первых, эта партия преследовала, согласно Программе, в качестве цели сокращение пропасти между богатыми и бедными и создание широкой экономической безопасности. В области государственной помощи она требовала создания обязательных, разделенных по специальностям, но объединенных общим правом специализированных товариществ, с которыми будут связаны общим управлением организации обучения на производстве; установления обязательных третейских судов; учреждения

обязательных касс помощи вдовам, сиротам, инвалидам, престарелым; уполномочения специализированных

товариществ к представительству интересов и прав рабочих против их работодателей; обязать специализированные товарищества к обеспечению договорных обязательств; государственного контроля за кассами, созданными специализированными

товариществами.

В области защиты трудящихся требовались: запрет воскресного труда, отмена труда детей и замужних женщин на ф абриках; нормализация рабочего времени, адаптированная к определенной рабочей специальности; активное стремление к распространению на международном уровне данных законов о защите трудящихся; до достижения данной цели

3 CeHboöoc ffl., yKa3.coH., C. 494.

4 Cm.: Adolf Stoecker / Adolf Wagner, Programm der christlich-sozialen Arbeitspartei (1878) // Die protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft: ein Quellenband / hrsg. Von Günter Brakelmann und Traugott Jähnichen. - Gütersloh: Gütersloher Verl. - Haus, 1994. C. 114.

достаточная защита национального труда; защита трудящегося сообщества от антисанитарных условий на рабочем месте и в жилищах; пересмотр ростовщического закона.

В сфере налогообложения

требовались: введение прогрессивного налога на доходы в качестве уравнивающего противовеса против существующего или планируемого косвенного налогообложения; введение прогрессивного налога на наследство, в том случае, если это наследство представляет собой крупное имущество и в случае получения этого наследства дальними родственниками; введение биржевого налога; введение высокого налога на роскошь.

В сфере нравственности требовалось преисполненного любви и деятельного участия во всех сферах, которые направлены на повышение материальных и духовных благ, а также на нравственно-религиозную твердость всего народа.

В сфере отношений с участием имущих классов требовалась услужливая предупредительность против обоснованных требований неимущих (не владельцев частной собственности), особенно посредством воздействия на

законодательство, посредством повышения зарплаты и сокращения рабочего времени1.

На практике широкие политические требования церкви отражались в её практической деятельности, регулируемой в том числе и законодательством о бедных. Церковь наряду с общинами продолжала участвовать в процессе обеспечения бедных. Согласно ст. 38 Баварского закона 1869 г. учреждения попечения о бедных и больных формировали задачи общины округа. Эти задачи состояли в следующем:

1) поддержка перегруженных бедными общин округа;

2) содержание существующих благотворительных и больничных учреждений округа; 3) накопление и постепенное увеличение особых фондов попечения о бедных округа; 4) учреждение окружных домов для бедных, учреждений

1 Там же, с. 115-116.

занятости, колоний бедных, больниц, а также учреждений для воспитания детей, потерявших родителей, 5) учреждение авансовых касс, сберегательных касс и подобных учреждений2. Норма закона (п. II ст. 28 Баварского закона от 29.04.1869 г.) обязывала все общинные организации, управления фондов, церковных служащих, частные благотворительные союзы по требованию советов учреждений по опеке над бедными участвовать в решении вышеобозначенных задач.

Представители церкви и в последующие годы принимали активное участие на теоретическом и практическом уровне в формировании основ социального государства: правовых, экономических, этических и других. Наряду с традиционными формами продвижения церковью идей христианского социализма появлялись новые формы, менялись уровни представления церковью своих идей в сфере создания социального государства3.

Анализ политико-правовой

активности церкви, как протестантской, так и католической, и в XIX в., и на современном этапе в Германии, её конструктивная позиция в сфере достижения социального благополучия позволяют сделать вывод о том, церковь является одним из субъектов социальной правовой политики. Данная роль церкви, как показывает опыт Германии, может осуществляться порой даже в противовес мнению государственной власти, однако, поддерживается интересами

представляемого церковью общества. Церковь XIX в. в Германии сумела сохранить свои позиции в числе основных субъектов социальной правовой политики,

2 Bayerisches Gesetz vom 29.April 1869, die öffentliche Armen- und Krankenpflege betr., Ges. BI. 1868/69, 1093// Stolleis, Michael Quellen zur Geschichte des Sozialrecht. Musterschmidt: Göttingen - Frankfurt - Zürich. С. 72-77.

3 В 1896 г. была учреждена церковно-социальная конференция, в 20-х гг. XX в. стали собираться общие съезды евангелистского рабочего союза Германии, в 20-х и 30-х гг. стала собираться международная церковная конференция «Жизнь и работа» - сначала в Стокгольме (1925 г.), затем в Англии - в Лондоне в 1930 г. конференция была посвящена взаимосвязи церкви и экономической организации («Die Kirchen und die modern Wirtschaftsgestaltung»), в Оксфорде в 1937 г. -проблемам взаимодействия церкви, народа и государства в условиях экономического порядка («Kirche, Volk und Staat in ihrer Beziehung zur Wirtschaftsordnung»). В 40-х гг. над разработкой экономической концепции, совместимой с нравственностью и требованиями поддержки слабых, стали работать Отто Дибелиус, Альфред Mюллер-Aрмак, Константин фон Дитце.

её политизация на государственном уровне в рамках острого политического дискурса с социал-демократами, со сторонниками стихийного развития рынка, позволила в качестве фундамента социального, правового и экономического порядка заложить нравственные основания деятельности государства и сформировало у общественности отношение к государству, как к институту, должному воплощать интересы общества

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Sozialgesetzbuch. Textausgabe mit ausführlichem Sachverzeichnis und einer Einführung von Professor Dr. Schulin. 41. - Auflage: Beck-Texte im dtv, 2012.

2. Bayerisches Gesetz vom 29.April 1869, die öffentliche Armen- und Krankenpflege betr., Ges. BI. 1868/69, 1093// Stolleis, Michael Quellen zur Geschichte des Sozialrecht. Musterschmidt: Göttingen - Frankfurt - Zürich.

3. Adolf, Stoecker / Adolf, Wagner, Programm der christlich-sozialen Arbeitspartei (1878) // Die protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft: ein Quellenband / hrsg. Von Günter Brakelmann und Traugott Jähnichen. - Gütersloh: Gütersloher Verl. - Haus, 1994.

4. Brakelmann, G., Jänichen, T. Protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft // Die protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft: ein Quellenband / hrsg. Von Günter Brakelmann und Traugott Jähnichen. - Gütersloh: Güterslohen Verl. - Haus, 1994.

5. Der Staat im dritten Jahrtausend. Fürst Hans - Adam II. Von Liechtenstein. 1. Auflage. -Liechtenschtein: von Eck Verlag, 2010.

6. Erdmann, G. Die Entwicklung der deutschen Sozialgesetgebung. 2., erw. Aufl. - 1957. XI,

405 s.

7. Metz, K.H. Geschichte der sozialen Sicherheit. - Stuttgart: Kohlhammer, 2008.

8. Schneider, B., Maurer, M., Franz, I., Schröder, C. Barmherzigkeit und professionalle Hilfe: Antworten der katholischen Kirche auf die sozialen Nöte zwischen Säkularisation und Kulturkampf (1803 - 1870) // Fremdheit. Armut. Repräsentation. Gegenwartsprobleme und aktuelle Debatten in historische Perspektive. 2008.

9. Schmoller, G. Eröffnungsrede des Vereins für Sozialpolitik (1872) // Die protestantische Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft: ein Quellenband / hrsg. Von Günter Brakelmann und Traugott Jähnichen. - Gütersloh: Gütersloher Verl. - Haus, 1994.

10. Баев, В.Г. Правовые основы сосуществования церкви и государства (на примере Германии последней трети XIX в.) // История государств и права. - 2009. - № 23.

11. Беллинг, Д.В., Бойко, А.В., Серова, Н.Б. Право церквей на самоопределение по законодательству Германии // Государство и право. - 2008. - № 11.

12. Варьяс, М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой семье: автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 1997.

13. Володина, Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе: дис.. докт. философ. наук. - 2004.

14. Иванов, С.С. Христианский социализм как политический феномен: опыт России и Европы / под ред. А.И. Демидова. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2009.

15. Климова, Г.С. Социальная политика в гуманитарном знании Европы и социальное измерение европейской интеграции (последняя треть XX в.): дис.. канд. ист. наук. - М., 2009.

16. Кучеренко, А.П. Католическая концепция государства в Германии в начале XX в. // История государства и права. - 2013. - № 11.

17. Лукин - Антонов, Н. Очерки по новейшей истории Германии. 1890-1914 гг. -Государственное издательство «Москва - Ленинград», 1925.

18. Понкин, И.В. Зарубежные законы и документы о формировании и защите общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних / Приложение к проекту концепции государственной политики формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации. - М.: Общественный совет Центрального федерального округа; Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008.

19. Пухта, Г.Ф. Энциклопедия права / Пер. с 6 изд. Линденбратена, под ред. П. Карасевича. - Ярославль: В типографии Г. Фальк, 1872.

20. Сеньобос, Ш. Политическая история современной Европы (1814 - 1896 гг.) / Пер. с фр., под ред. проф. А.Трачевского. Изд. 2. - Санкт-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, Садовая, №9, 1901.

21. Шерр, И. Германия. Истории цивилизации за 2000 лет: в 2-х т. Т. 2. - Мн.: МФЦП,

2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.