Научная статья на тему 'Роль центрального Банка в экономике России'

Роль центрального Банка в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2512
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
BANK OF RUSSIA / MONETARY POLICY / LONG-TERM PRIORITIES OF CB / INFLATION / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нариманян Марат Араикович

В настоящее время огромное значение уделяют проблеме денежно-кредитных отношений в России, так как совершенствование монетарной политики является важнейшей предпосылкой для укрепления финансовой политики, обеспечения стабильной экономики и создания условий для экономического роста. Политика Банка России претерпело ряд существенных изменений, повлиявших на макроэкономическую ситуацию в стране. В работе проанализированы условия обеспечения низкого и устойчивого уровня инфляции, определенны долгосрочные приоритеты Банка России и дана оценка условий устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нариманян Марат Араикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль центрального Банка в экономике России»

УДК 336.711

Экономические науки

Нариманян Марат Араикович, студент, Финансовый Университет при Правительстве РФ г. Москва, Россия

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация: В настоящее время огромное значение уделяют проблеме денежно-кредитных отношений в России, так как совершенствование монетарной политики является важнейшей предпосылкой для укрепления финансовой политики, обеспечения стабильной экономики и создания условий для экономического роста. Политика Банка России претерпело ряд существенных изменений, повлиявших на макроэкономическую ситуацию в стране. В работе проанализированы условия обеспечения низкого и устойчивого уровня инфляции, определенны долгосрочные приоритеты Банка России и дана оценка условий устойчивого экономического роста.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитная политика, долгосрочные приоритеты ЦБ, инфляция, экономический рост.

Abstract: Nowadays, the problem of monetary relations is very significant condition in Russia, because effective implementation of tools of monetary policy is the base of economic growth. The policy of the Bank of Russia has undergone a number of significant changes that have affected on the macroeconomic situation in the country. This article is presented the analys is of maintenance of a low and steady level of inflation, long-term priorities of the Bank of Russia and maintains the estimation of steady economic growth.

Keywords: the Bank of Russia, monetary policy, long-term priorities of CB, inflation, economic growth.

Стадии развития российской экономики определяют текущие стратегические задачи Банка России. Российская Федерация — страна с переходной экономикой, для которой присущи определенные структурные черты. С одной стороны, ей свойственна невысокая эффективность институциональной среды, с другой — она обладает огромным потенциалом среднесрочного и долгосрочного экономического развития. Низкая эффективность проявляется в сильной зависимости от сырьевого экспорта и это делает ее чувствительной к конъюнктурным изменениям. Связи с этим перед денежными властями стоит нелегкая задача — обеспечить устойчивый экономический рост и раскрыть потенциал для дальнейшего развития финансовой системы и экономики в целом [1].

С моей точки зрения, для решения данной задачи необходимо:

1) обеспечить низкий и предсказуемый уровень инфляции;

2) поддержать развитие финансового сектора экономики;

3) определить долгосрочные приоритеты Банка России.

Для устойчивого снижения уровня инфляции недостаточно мер денежного сжатия, хотя монетарная экспансия является необходимым условием для этого. Ключевым моментом является установление инфляционных ожиданий и для этого требуется независимость денежной власти от исполнительной власти.

Центральный банк может эффективно регулировать и подавлять инфляцию, в том случае, когда экономические субъекты ожидают низкие темпы роста цен в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Инфляционные шоки будут рассматриваться экономическими субъектами как временные, и они не будут провоцировать длительные повышения темпов роста цен. Это даст возможность плавно и безболезненно для экономики сдерживать данные всплески без ужесточения денежной политики. Чтобы экономические субъекты рационально подходили к тому, что в среднесрочном и долгосрочном периоде динамика покупательной способности национальной валюты будет устойчивой, и не будет снижаться, Центральный банк должен быть независим от

исполнения функций, которые противоречат его целям. Фискальные власти в данном случае являются одним из основных источников давления на денежную власть для того, чтобы смягчить денежную политику. Вследствие чего фискальные власти облагают экономических субъектов инфляционным налогом, взамен мер по оптимизации налоговой нагрузки и бюджетных расходов. Получается так, что на денежные власти возлагаются обязанности фискальных властей, тем самым вступая в противоречие с основными целями по снижение и поддержанию низкой инфляции [4].

Мировой опыт показывает, что конфликт между фискальными и денежными властями решает создание формального отделения ЦБ от исполнительной власти и наделение их особой автономией. Даже не смотря на наличие формальной независимости не всегда, она не всегда является реальной независимостью, что влечет за собой недоверие к монетарной политике и повышению инфляционных ожиданий. Следовательно, фиксация оптимальных инфляционных ожиданий возможна при соблюдении таких условий:

1) денежные власти реально независимы от правительства;

2) экономические субъекты уверенны в том, что монетарная политика автономна от фискальной политики.

Обеспечить такую уверенность одними административными мерами невозможно. Она может сложиться в результате накопления определенного опыта, если экономическим агентам будет понятно, что ЦБ действует независимо де-юре, но и де-факто. Чтобы было выполнено данное условие, необходимо накопить соответствующий репутационный капитал. Время и активные усилия со стороны денежных властей, направленные на увеличение прозрачности их деятельности для рыночных агентов, являются важнейшими факторами достижения данной задачи. Поскольку ЦБ устанавливает уровень ключевой ставки, его политика существенно влияет на бюджетную политику. Следовательно, ЦБ важно взаимодействовать с участниками рынка и эффективно сотрудничать с министерством финансов, не допуская смешивания монетарных и фискальных функций [3].

Очередным важнейшим фактором, которая определяет действенность денежной политики (ее способность удерживать инфляцию), выступает эффективность трансмиссионного механизма. Она предполагает воздействие со стороны Центрального банка (изменение ставки рефинансирования, публичные выступления, валютные интервенции и т.д.). Данные действия вызывают реакцию у финансового и реального секторов экономики, а динамика цен изменятся в нужном направлении [2].

В странах с переходной экономикой и в развитых странах удерживать инфляцию удается по-разному. Для первого типа стран характерна повышенная волатильность инфляции. Она зависит от качества трансмиссионных механизмов. Поэтому наличие развитого финансового сектора выступает необходимым фактором для достижения низких темпов роста цен, что в свою очередь является ключевой задачей для ЦБ.

Подводя итог можно сказать, что основными способами устойчивого снижения уровня инфляции являются таргетирование инфляции и эффективное использование трансмиссионного механизма.

Значимость финансового сектора для экономического роста очень велика, и от того, как эффективно сбережения трансформируются в инвестиции,как используются заемные средства зависят, как темпы, так и устойчивость экономического роста, и в конечном итоге национальная безопасность страны [15].

Центральный банк как регулятор должен содействовать развитию финансового сектора. Выполнение функции стабилизации зависит от институциональных особенностей страны. По мнению Николайчук О.А., «создание благоприятной институциональной среды является важным направлением повышения эффективности банковской политики» [14]. ЦБ призван выполнять ряд задач:

1) он участвует в подготовке и актуализации законодательной базы, внося поправки и, совершенствуя ее, в целом;

2) за счет эффективного регулирования требований к раскрытию информации способен укрепить доверие между экономическими агентами и повысить устойчивость финансового сектора;

3) стимулирует конкуренцию в банковском секторе, удешевляя фондирование инвестиционных проектов;

4)поддержание устойчивости финансового сектора.

Обеспечение качественных условий для роста финансового сектора позволит создать рабочие места, поспособствует увеличению объема налоговых поступлений, повысит спрос на инвестиции и применению новых технологий, а также диверсифицирует экономику страны и позволит эффективно использовать доступные финансовые ресурсы. Уровень эффективности использования финансовых ресурсов зависит от зрелости финансовой системы.Помимо того, при достижении цели по созданию условий роста финансовой индустрии обеспечится независимость российской экономики. [6]

Реализация данных целей возможно при условии стабильности его функционирования. Стабильность финансового сектора в Российской Федерации выражается в непрерывной реализации финансовой системы своих функций и при уменьшении негативного влияния внутренних и внешних шоков.

Для реализации данных мероприятий Банк России совместно с Правительством Российского Федерации разрабатывает план по развитию финансового сектора на период 2016-2018 гг. [9].

После кризиса 2009 года экономика России вернулась к росту, однако этот импульс в дальнейшем затухал. Самый высокий рост наблюдался в 2011 году, где прирост ВВП составил 28%.После 2011 года он колебался на уровне 10% и к 2016 году составил 3%. Поскольку торможение роста произошло в период стабильных цен на нефть и отсутствия явных макроэкономических шоков, то стало необходимым провести анализ истинных причин такого замедления. И от того, какими факторами оно обосновано (структурными или циклическими), зависит реакция от денежных властей. Стимулирующая политика может помочь в период циклического спада, но она дестабилизирует

экономику, если он был вызван фундаментальными причинами. Чуть позже, когда были введены взаимные санкции, началась девальвация национальной валюты, ускорился рост цен и отток капитала, возникла дискуссия о необходимости реакции Банка России, предполагающие смягчение политики для поддержания экономики.

Года Темп роста Темп прироста

2009 94,01691103 -5,983088973

2010 119,3297095 19,3297095

2011 128,9138372 28,91383715

2012 112,1088341 12,10883406

2013 106,1109473 6,110947282

2014 111,5225384 11,52253838

2015 105,092143 5,092143049

2016 103,3773183 3,377318321

Таблица 3.3. Темп роста ВВП1[10]. '

Но, несмотря на замедлившийся рост, безработица оставалась рекордно низкой. В период спада она выросла с 6% до 8%, а затем постепенно падала и к февралю 2017 году составила 5,6% (или 4,2 млн. человек). Как правило, циклический спад вызывает увеличение уровня безработицы. И поэтому высокая занятость населения говорит о том, что торможение было вызвано структурными причинами. Но в тоже время резкий спад нельзя объяснить лишь структурными причинами.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Годы

Рис.2.2. Уровень безработицы в Российской Федерации в период 2008-2016 гг. [11]

1 Рассчитано автором на основе данных gks.ru 2Построено автором на основе данных gks.ru

Анализ динамики ставки MIACR и инфляции позволяет найти уровень реальных ставок денежного рынка. А именно, он равен разнице ставки межбанковского рынка и уровня инфляции. Можно заметить, что в 2008 году реальная ставка денежного рынка составила -7,42%. Большое отрицательное значение реальной ставки объясняется тем, что номинальная ставка межбанковского рынка была ниже, чем уровень инфляции и находилась в нижней границе процентного коридора Банка России. Вплоть до 2016 года мы можем видеть отрицательную реальную ставку денежного рынка. По мере увеличения ликвидности банков и сужения процентного коридора процентных ставок Банка России инфляция уменьшалась, а ставка денежного рынка росла, что привело к росту реальной ставки. В 2016 году она составила 5,2%.

Рис.3.3. Сравнение ставки М!ДСК и инфляции [12]

Общее направление политики Банка России определяется перечисленными выше направлениями. Они актуальны для стран с переходной экономикой, так как в развитых странах в основном уже решены эти проблемы.

Составлено автором на основе показателей ставок межбанковского рынка с 01.08.2000

3

Необходимо заметить, что задачи стоящие перед Банком России и доступные им инструменты кардинально отличаются от задач и инструментов ЦБ стран с развитой экономикой. На самом деле для стран с переходной экономикой часто сталкиваются с проблемой хронической инфляции, то для стран с развитой экономикой больший риск представляет возможное попадание в дефляционную спираль. Так же перед ними не стоят проблема прозрачности информации и предсказуемости решений денежно-кредитной политики, в тоже время в странах с переходной экономикой стоит проблема коммуникации между участниками рынка и регулятором, стало быть, и доверие к политике ЦБ зачастую нарушена.

Помимо стратегических задач Банка России можно сделать более точные выводы. Актуальной проблемой для российской экономики является высокий уровень инфляции. В среднем за 2014-2016 она составила около 10%. В странах с переходной экономикой и формирующимся рынком среднее значение инфляции за тот же период составляет 3% . По темпу роста цен Россия занимает второе место после Индии среди стран БРИКС.

Таким образом, темп роста цен остается высоким не только по сравнению с развитыми странами, но и со странами с переходной экономикой. Снижение инфляции до 4% будет являться разумным направлением для Банка России. Инфляционный рост, в результате которого индекс потребительских цен2014 году превысил 11%, не послужил основанием для изменения целевого направления и отказа от цели снижения инфляции [5].

В связи с высокой зависимостью российской экономики от конъектуры мирового рынка энергоресурсов изменения цен на этом рынке существенно отразится на динамике потребительских цен. Инфляционные всплески, обусловленные внешними факторами, будут носить краткосрочный характер только при сдержанной политике ЦБ и не приведут к сдвигу инфляционных ожиданий в долгосрочной перспективе. Политика ЦБ направлена на удержание инфляции в среднесрочном периоде и, следовательно, допускает краткосрочные отклонения, вызванные экзогенными факторами.

Банк России должен повышать эффективность трансмиссионного механизма, функция которой будет являться постоянное взаимодействие с финансовым сектором и предсказуемость монетарной политики. Необходимо создать условия, с помощью которых будет происходить взаимодействие между Банком России как регулятором и экономическими агентами.

В среднесрочном периоде перед ЦБ стоит задача урегулирования валютной и процентной политик. Одновременное влияние на динамику обменного курса и управление объемом рублевой ликвидности создаст известную проблему.

Если рубль находится под натиском, необходима поддержка, как валютными интервенциями, так и сопровождением высоким уровнем ставок денежного рынка. В противном случае если Банк России предоставит рублевую ликвидность по заниженным ставкам, то привлеченные дешевые займы попадут на валютный рынок и тем самым усилят давление на рубль и приведут к дальнейшему исчерпанию резервов. Поэтому очень важно четко разграничить валютную политику и процентную [8].

Необходимо отметить, что 5 ноября 2014 года Банк России сделал большой шаг к разграничению валютной политики от процентной. Он объявил об отмене политики валютного коридора и переходу к политике плавающего курса. Это означает, что курс рубля к иностранным валютам определяется денежным рынком - соотношением спроса и предложения на иностранную валюту. ЦБ в нормальных условиях не прибегает к валютным интервенциям с целью урегулирования курса валют, так как согласно статье 34.1 N 86-ФЗ: основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Устойчивость валюты означает не фиксированный курс, а сохранение покупательной способности денег за счет низкой инфляции [13].

Учитывая роль курса рубля для экономики России, его резкие изменения могли бы спровоцировать масштабный кризис. Поэтому переход к плавающему курсу был совершен постепенно, чтобы смягчить процесс адаптации участников рынка. Политика Банка России состоит в том, чтобы не вмешиваться в рыночные процессы, однако, он оставляет за собой право проводить операции с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности. Операции с иностранной валютой проводятся для предотвращения рисков подрыва финансовой устойчивости, а также для пополнения резервов. Они должны проводиться в небольших объемах, чтобы не повлиять на динамику курса.

Российским денежным властям необходимо сформировать новую эмиссионную модель в ближайшие годы, которая будет надежно функционировать в долгосрочном периоде. До глобального кризиса 2008 -2009 гг. Центральный банк Российской Федерации придерживался политики фиксированного обмена курса валют, когда основным направлением увеличения денежной базы являлась покупка валюты. Это привело не только увеличению валютных резервов, так как были созданы условия положительного торгового баланса, но и не позволяло использовать процентную ставку в качестве основного инструмента денежной политики. Связи с переходом Банка России к использованию ставки процента как основного инструмента монетарной политики и отказа от таргетирования курса валют сохранение прежней эмиссионной модели невозможно [8].

Необходимо разработать новую эффективную модель формирования денежной базы для обеспечения функционирования денежной политики.

Главным источником роста денежной базы в последнее время являлись операции по предоставлению ликвидности через аукцион РЕПО, впоследствии чего возрастала задолженность банковского сектора перед Банком России. Но для работоспособности этой схемы необходимо достаточное число качественных активов, т.е. безрисковых и малорисковых активов, которые можно использовать как залог в сделках РЕПО. Дефицит таких активов может

создать угрозу для эффективного использования данного механизма и нормального денежного обращения в целом. В результате чего Банку России необходимо покрывать дефицит активов за счет некачественных или рисковых активов, принимая на себя риски частного сектора или искать новые каналы для предоставления ликвидности.

Банк России осознает проблему нехватки залоговых активов и расширяет операции по рефинансированию, пополняя ломбардный список и включая туда нерыночные активы, такие как золото, поручительства и т.д. Пока ЦБ придерживает действующей модели, но не рассматривает альтернативные эмиссионные модели в среднесрочном периоде.

Эта проблема заслуживает особого внимания для Банка России, так как она имеет фундаментальный характер, и дальнейшее развитие в данном направлении создаст новые резервы пополнения денежной базы и станет толчком к экономическому росту.

В соответствии страктовкой руководства Банка России "Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов" названы приоритетные цели и задачи:

1) снизить инфляцию до уровня 4%;

2) создать стратегию, направленную на преодоление структурных проблем российской экономики:

3) улучшить качество функционирования социально-экономических институтов;

4) обеспечить макроэкономическую, в том числе финансовую и ценовую, стабильность.

Все поставленные задачи являются элементами постепенного курса, которые ориентированы на более эффективную монетарную политику [7]

Исходя из предоставленных материалов, можно сделать вывод, что Банк России является ключевым звеном в экономике Российской Федерации. Он обеспечивает не только устойчивость денежно-кредитной политики, но и

устойчивость всей экономики в целом, и от того как эффективно реализуются поставленные цели и задачи зависит благосостояние экономических агентов.

Автор выражает благодарность научному руководителю профессору Николайчук Ольге Алексеевне за помощь в написании статьи.

Библиографический список:

1. Аюрзанайн А.Б. Институциональные изменения российской экономики в современных условиях влияния действия внешних факторов и ограничений / Экономические науки. -2015. - №131. - стр.7-13.

2. Барида Н.П. Влияние трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на эффективность денежной эмиссии и развитие экономики. /Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. -2014. - № 11-12. - С.11-12.

3. Дробышевский С.М., Горюнов Е.Л., Трунин П.В. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика/Вопросы экономики. -2015.- № 10. - C.53-85.

4. Красавина Л.Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности / Деньги и кредит. - 2012. - № 12. - С. 3-11.

5. Информационно-аналитический материал Банка России №12инфляцияна потребительском рынке. URL: http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01122016.pdf(дата обращения 23.05.2017).

6. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов (Одобрено Советом директоров Банка России 26 мая 2016 г.) URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71323550 /#ixzz4esjreTk9 (дата обращения 23.05.2017).

7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов URL:http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on 2017(2018-2019)^Ядата обращения 23.05.2017).

8. Пресс-релиз ЦБ РФ от 05.11.2014 г. «О параметрах курсовой политики Банка России». URL: http:// www.cbr.ru/press/pr.aspx7file =10112014 115454dkp2014-11-10t11 52 lQ.htmtoa обращения 23.05.2017).

9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>ЦЕЬ: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134(дата обращения 23.05.2017).

10. Официальный сайт Федеральной службы статистики (ФСГС)/ Валовой внутренний продукт URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/vvp/vvp-god/tab1.htm (дата обращения 23.05.2017).

11. Официальный сайт Федеральной службы статистики (ФСГС)/ Уровень безработицы в Российской Федерации URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/trud/trud6.xls(дата обращения 23.05.2017).

12. Официальный сайт Банка России URL: https://www.cbr.ru/hd base/?Prtid=mkr base (дата обращения 23.05.2017).

13. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37570(дата обращения 23.05.2017).

14. Николайчук О.А.электронная валюта в свете современных правовых И экономических вызовов //Journal of Economic Regulation. 2017. Т. 8. № 1. С. 142-154.

15. Николайчук О.А.ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. Т. 7. № 2 (34). С. 93-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.