Научная статья на тему 'Повышение роли Банка России в достижении цели экономического развития страны'

Повышение роли Банка России в достижении цели экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРОГНОЗЫ ВВП / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БАНКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ФИНАНСОВО-БАНКОВСКИЙ КРИЗИС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / СПРОС НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / БЛАГОПРИЯТНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МЕГАРЕГУЛЯТОР / РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ЭКСПОРТ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ОПЕРАЦИИ ЦБ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / МАСШТАБЫ ПРОИЗВОДСТВА / ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВА / РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КРЕДИТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / РАБОЧИЕ МЕСТА / ДЕНЕЖНЫЕ МАССЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РОСТА / ФАЗА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РОСТА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СТАТИСТИКА / НЕСЫРЬЕВЫЕ ОТРАСЛИ / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЛИГАЦИИ / ЭМИССИИ / ВАЛЮТНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ / НОРМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВОВ / ЦЕНОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / БАЛАНС / СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ / ИНОСТРАННЫЕ АКТИВЫ / СОКРАЩЕНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ / РАНЖИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / БАНКОВСКИЕ ПАССИВЫ / ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ОБЛИГАЦИИ МИНФИНА / РОССИЙСКИЕ РЕЗИДЕНТЫ / КРЕДИТОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПОЛИТИКА МОНЕТАРНЫХ ВЛАСТЕЙ / МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / МАСШТАБЫ СНАБЖЕНИЯ / РОЗНИЧНЫЕ КЛИЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ОТКРЫТИЕ ФИЛИАЛОВ / ИСТОЧНИКИ ДОЛГОСРОЧНОГО ФОНДИРОВАНИЯ / ПРОЦЕССЫ ВЗЫСКАНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / СОВОКУПНЫЙ СПРОС / БЮДЖЕТНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ДЕФЛЯЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ / РЕЕСТР БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ / ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ / ОБЛИГАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА / РИСКИ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ТРАНСМИССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ОЦЕНКА / ПРОГНОЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / СТАБИЛЬНЫЙ / КОРРЕЛИРОВАТЬ / ИСТОЧНИКИ РИСКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / СЫРЬЕВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наджибулло Махмадов

Существенное замедление экономического роста, ослабление рубля, повышение уровня инфляции, проблема ликвидности банковского сектора и снижение инвестиционной активности требует принятия Банком России конкретных мер, направленных на решение данных проблем, что является в последнее время актуальным вопросом экономики. В статье исследовано влияние банковской системы на экономический рост страны, рассмотрены особенности влияния денежно-кредитной политики, а также использование других инструментов монетарной политики Банка России. Также исследованы современные тенденции и задачи развития банковского сектора России. Анализ статьи направлен на выявления взаимосвязи деятельности банка России с экономическим развитием страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наджибулло Махмадов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение роли Банка России в достижении цели экономического развития страны»

o Преобразование бизнеса посредством радикальных изменений.

В книге «Управление приложениями» описаны вопросы изменений в бизнесе и управления жизненным циклом программного обеспечения.

В книге «Предоставление услуг» рассматриваются услуги, которые поставщик должен предоставить организации для обеспечения адекватной поддержки своих пользователей. В книге имеются следующие разделы:

o Управление мощностями; o Управление финансами для ИТ-услуг; o Управление доступностью; o Управление уровнем обслуживания; o Управление непрерывностью предоставления ИТ-услуг;

o Управление взаимоотношениями с Заказчиком.

Книга «Поддержка услуг» рассматривает вопросы обеспечения доступа потребителя к услугам, необходимым для поддержки бизнес-функций. Книга включает описание следующих функций: o Управление инцидентами; o Управление проблемами; o Служба Service Desk; o Управление конфигурациями; o Управление изменениями; o Управление релизами. В настоящее время ITIL создал целую индустрию управления ИТ. Фундаментальная информационная база знаний в области управления ИТ-

33_

услугами описывает цели, действия, а также входные и выходные параметры различных процессов, которые возможно внедрить в ИТ-подразделения. Набор «лучших практик» создает универсальный подход, который помогает представителям IT и бизнеса «говорить на одном языке».

В завершении хотим напомнить, что у каждой организации есть свои особенности. ITIL не нужно воспринимать как, что-то новое, что следует немедленно внедрить в вашу организацию, а воспринимайте его как «идеал красоты 90-60-90», который предлагает схему организации уже существующих процессов, их структурирование и стандартизацию.

Библиография

1. Бараксанов Д. Н. Управление ИТ-сервисами и контентом: учебное пособие/ Д. Н. Бараксанов, Ю. П. Ехлаков. — Томск: ФДО, ТУСУР, 2015. — 144 с.

2. Глоссарий Терминов и Определений: ITILv.3 [Электронный ресурс]. - URL: http://wikiitil.ru/books/ITIL Glossarv(rus)-2009.pdf (дата обращения: 3.04.2018)

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015

4. Free ITIL [Электронный ресурс]. - URL: http://wikiitil.ru/books/2015 Free ITIL.pdf (дата обращения: 1.04.2018)

5. ITILv.2.3 Лучшие практики: Поддержка Услуг [Электронный ресурс]. - URL: http://wikiitil.ru/books/ITIL-ServiceSupport(rus)-2006.pdf (дата обращения: 3.04.2018)

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ БАНКА РОССИИ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ _ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ_

Наджибулло Махмадов

Аннотация

Существенное замедление экономического роста, ослабление рубля, повышение уровня инфляции, проблема ликвидности банковского сектора и снижение инвестиционной активности требует принятия Банком России конкретных мер, направленных на решение данных проблем, что является в последнее время актуальным вопросом экономики.

В статье исследовано влияние банковской системы на экономический рост страны, рассмотрены особенности влияния денежно-кредитной политики, а также использование других инструментов монетарной политики Банка России. Также исследованы современные тенденции и задачи развития банковского сектора России. Анализ статьи направлен на выявления взаимосвязи деятельности банка России с экономическим развитием страны.

Ключевые слова: экономика, инновации, экономический рост, прогнозы ВВП, правительство РФ, денежная масса, денежно-кредитная политика Банка России, инвестиции в основной капитал, инфляция, экономическое развитие, банки, банковская система, экономические санкции, финансово-банковский кризис, национальная платежная система, монетарная политика, спрос населения, государственное вмешательство, благосостояние населения, конкурентоспособность, движение экономики, финансовый рынок, предпосылки экономического роста, благоприятные экономические условия, импортозамещение, мегаре-гулятор, регулирование денежной массы, экономический потенциал, уровень безработицы, финансовые возможности, национальное производство, социальная стабильность, доходы, бюджетная система, экономическая политика, экономические условия, экономическая мысль, социальная стабильность, экспорт, механизмы регулирования, деловая активность, операции ЦБ, благосостояние, масштабы производства, потенциал государства, деловая активность, резервные требования, кредитные ограничения, проблемы экономического роста, рабочие места, денежные массы, ключевые процентные ставки, целевые ориентиры роста, фаза восстановительного роста, аналитическая информация, статистика, несырьевые отрасли, рефинансирование, облигации, эмиссии, валютные интервенции, нормы обязательные резервов, ценовая ста-

бильность, устойчивость, экономические субъекты, долгосрочные ресурсы, ценовая стабильность, общеэкономические задачи, баланс, сектор финансовых потоков, иностранные активы, сокращение, корпоративный кредитный портфель, ранжирование интересов, финансовое посредничество, внешняя задолженность, банковские пассивы, долговые обязательства, облигации Минфина, российские резиденты, сокращение, кредитование экономики, политика монетарных властей, минимальный уровень, масштабы снабжения, розничные клиенты, инвестиции, открытие филиалов, источники долгосрочного фондирования, процессы взыскания, проблемная задолженность, совокупный спрос, бюджетная консолидация, стимулирование, дефляционные тенденции, уровень доверия, реестр банковских гарантий, инфляционные ожидания, облигации Правительства, риски, сбалансированность, трансмиссионный механизм, оценка, прогноз, информационная открытость, стабильный, коррелировать, источники риска, потребительский сектор, сырьевая зависимость, социальные гарантии.

Экономический рост является основным критерием, характеризующим экономику страны. Он означает поступательное движение экономики, ее прогресс и развитие. Основной показатель экономического роста - это темпы экономического роста. Существуют различные взгляды на решение проблемы экономического роста. Классическое направление экономической мысли ратует за повышение совокупного спроса населения на товары и услуги, за предпринимательство свободное от государственного вмешательства, за влияние природных ресурсов на рост экономики.

К задачам экономического роста можно отнести:

- наиболее полное использование экономического потенциала государства;

- увеличение масштабов национального производства;

- создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;

- повышение доходов и уровня благосостояния населения;

- увеличение прибыльности и рентабельности отечественных предприятий;

- повышение уровня конкурентоспособности отдельных предприятий и национальной экономики в целом;

- расширение налогооблагаемой базы;

- увеличение доходов бюджетной системы и расширение финансовых возможностей государства;

- создание благоприятных экономических условий для обеспечения социальной стабильности;

- расширение международного экономического, политического и общественного влияния.

Поэтому приоритетной долгосрочной целью экономической политики любого государства является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов развития на стабильном уровне.

На финансовом рынке, возрастает роль Банка России в решении сложных задач, связанных с обеспечением сохранения и повышением уровня благосостояния российских граждан, что является одной из предпосылок экономического роста. Кроме того Банк России, как регулятор макроэкономической стабильности должен разработать собственный набор контрциклических мер, учитывающий национальный профиль рисков, институциональные, налоговые и прочие особенности

российского рынка. Разработка контрциклических инструментов требует решений на макро- и микроуровнях. На макроэкономическом уровне стоят задачи идентификации кредитного цикла и фазы временного «перегрева» рынка, а также настройки чувствительности макропруденциального регулирования к фазе кредитного цикла. На микроэкономическом уровне необходимо определить спецификацию резервирования, продолжительность накопления дополнительных резервов и период адаптации банков к новым мерам. Ряд задач в макроэкономической теории решается посредством стандартных решений.

Ключевыми задачами макропруденциального регулирования Банка России является:

- поддержание устойчивости финансовой системы к внешним шокам и рецессии;

- ограничение избыточных финансовых рисков, принимаемых на себя финансовой системой;

- сглаживание финансового цикла посредством предотвращения формирования «мыльных пузырей» на рынках финансовых активов.

Макропруденциальная политика тесно связана с денежно-кредитной политикой, поскольку одним из основных экономических инструментов государства в решении задач регулирования экономики является проводимая Банком России денежно-кредитная политика. Проведение эффективной денежно-кредитной политики в условиях возросшей неопределенности экономики, вызванной неблагоприятными внешними экономическими и политическими факторами, невозможно без совершенствования системы инструментов денежно-кредитной политики, а также оценки результативности применения существующих механизмов регулирования экономики, поскольку сохраняется неоднородность процессов оживления экономической активности по отраслям и регионам. Продолжается развитие импортозамещения, а также расширение несырьевого экспорта по некоторым позициям, сформировались дополнительные точки роста в промышленности, в том числе в высокотехнологичных производствах. Наблюдается улучшение деловой активности в секторе услуг, связанных с обслуживанием бизнеса.

В условиях сбалансированной макроэкономической конъюнктуры реализация задач макропру-денциальная политика будет способствовать достижению целей денежно-кредитной политики, таким как ценовая стабильность. Однако в случае макро-

экономического дисбаланса между макропруден-циальной и денежно-кредитной политикой возможен конфликт целей. Перед регулятором встанет выбор между поддержкой реальной экономики и финансовой системы. К примеру, в случае спекулятивного давления на валютном рынке и паники вкладчиков денежные власти столкнутся с дилеммой: обеспечивать банки ликвидностью для погашения обязательств или противостоять валютному кризису, ограничивая банковскую ликвидность. В зависимости от характеристик финансовой системы, ее влияния на реальный сектор экономики и профиля шока выбор регулятора носит дискреционный характер. В ряде экстремальных ситуаций денежно-кредитная политика может не соответствовать достижению макроэкономического баланса. Например, когда процентные ставки находятся на уровне около нуля или, наоборот, когда для борьбы с оттоком капитала и обесценением национальной валюты центральный банк вынужден устанавливать чрезмерно высокие процентные ставки, негативно влияющие на экономику. В таком случае макропруденциальная политика может заместить традиционную денежно-кредитную политика, которая потеряла должную эффективность.

Действенность мер монетарной политики Банка России во многом ограничивается структурными особенностями российской экономики: высокой монополизации и слабой конкуренцией, значительным износом основных фондов, низкий уровень внедрения передовых технологий, недостаточная развитость транспортной и логистической инфраструктуры, а также высокий уровень социального неравенства, который выражается в неравномерном распределении доходов и богатства в обществе. Все это увеличивает риски недостижения целевого показателя по инфляции или его достижения неприемлемой ценой «переохлаждения» экономики, снижения потенциала ее роста, вынуждая ЦБ проводить более жесткую денежно-кредитную политику.

Каналы трансмиссионного механизма - это система показателей, изменяющихся под воздействием центрального банка и характеризующих влияние денежного предложения на экономику страны. Иными словами, трансмиссионный механизм денежно-кредитного регулирования - это механизм, посредством которого применение инструментов центрального банка влияет на экономику в целом и уровень инфляции, в частности.

К основным инструментам макропруденци-альной политики относят:

- целевое кредитование государства внутренними инвесторами (такими, как пенсионные фонды или банки);

- установление границ процентных ставок;

35

- регулирование трансграничного движения капитала;

- управление государственным долгом;

- установление налога на операции с ценными бумагами и др.

Поэтому основная роль Банка России заключается в контроле и регулировании денежной массы, которые включают:

- установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;

- определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование банков и кредиты правительству;

- валютные интервенции;

- операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;

- установление целевых ориентиров роста денежной массы;

- количественные кредитные ограничения;

- эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Таким образом, Банк России, согласно своей денежно-кредитной политике, применяет к действию четыре основных канала трансмиссионного механизма. К ним относятся:

- монетарный канал (изменение объема денежной массы);

- канал процентной ставки (изменение динамики процентной ставки);

- канал кредитования;

- канал валютного курса.

С 1 марта 2017 г. шкала коэффициентов риска в зависимости от ПСК была сдвинута Банком России в ответ на изменение рыночных процентных ставок. На фоне перехода экономики к структурному профициту ликвидности и замедления инфляции средневзвешенное значение ПСК по вновь выдаваемым потребительским кредитам с 1 января 2015 г. по 1 января 2017 г.1 снизилось на 7,7 п. п. -до 20,9%. В условиях более низкой стоимости привлеченных средств кредитных организаций тот же уровень ПСК отражает более высокий уровень кредитного риска заемщика, поэтому сохранение предыдущей шкалы коэффициентов риска означало бы ослабление регулятивных требований.

Повышение нормативов обязательных резервов способствовало формированию «подушки» ликвидных активов, которая была использована Банком России в период острой нехватки ликвидности в банковском секторе.

Такая стратегия способствовала снижению задолженности по необеспеченным потребительским кредитам.

РисА.Задолжетостьпотобеспечетымпотребительсшмкредитам,накоторыераспространяются

повьшенныекоэффициентыриска,млрдруб.

В настоящее время Банк России обеспечивает достижение целей по инфляции, воздействуя при этом на цену денег в экономике путем изменения процентных ставок. Осуществляя операции с кредитными организациями, мегарегулятор непосредственно воздействует лишь на краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой процентной ставке.

Экономика России переходит к фазе восстановительного роста, что соответствует базовому прогнозу Банка России. По оценкам, в III квартале прекратилось снижение ВВП в квартальном выражении. В октябре-ноябре отмечался рост производства в промышленности, сообщается на сайте Банка России. Однако восстановление экономики сталкивается с сильными препятствиями. В чем причина и какова здесь роль банка России попытаемся разобраться, исходя из аналитической и статистической информации.

Однако российская экономика в 2017 году была полна противоречий. ВВП перешел к росту, но устойчивым его назвать нельзя. Расходы потре-

бителей росли, а доходы падали. Инфляция опустилась ниже 4%, хотя в достижение этой цели верили не все.

По итогам 9 месяцев 2017 года промышленное производство в России выросло на 1,8%, что может считаться важным индикатором будущего роста ВВП. Примечательно, что локомотивом роста стала не нефть, а несырьевые отрасли — машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленности. Не отставала добыча газа и угля.

Суммируя разные факторы, можно предположить, что в пользу более сильной динамики ВВП говорят сильный рост инвестиций в основной капитал, оживление строительства и положительная динамика ряда отраслей промышленности в текущем году. Среди факторов, которые пока сдерживают рост ВВП, можно выделить продолжающийся спад реальных доходов населения и все еще слабый рост розничных продаж.

В росте российского ВВП есть определенная заслуга и Банка России, ведь его политика снижения ставок делает кредиты более доступными, что помогает и производству, и банковскому сектору.

РФ,%

Рис. 2.ДинамикаключевойставкиБанкаРоссиив2017г.

Центральный банк располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность как отдельных банков,

так и банковской системы в целом, создавая условия для роста экономики через изменение ключевой ставки, нормы обязательных резервов, отзыва лицензий.

Также существенное влияние на экономический рост оказывает и деятельность самих коммерческих банков. В настоящее время часто наблюдается ситуация, когда банки не имеют долгосрочных кредитных ресурсов, которые могли бы в полном объеме обеспечивать реальный сектор экономики.

На протяжении многих лет реализация денежно-кредитной политики ограничивалась лишь обеспечением ценовой стабильности, но нарастание периодических кризисных явлений и международный опыт по предотвращению его последствий показал, что ценовая стабильность является необходимым, но не достаточным условием для устойчивого роста экономики. Для достижения последней цели требуется усиление участия кредитных организаций в развитии отдельных экономических субъектов путем их долгосрочного кредитования. Однако ориентация денежно -кредитных институтов на определенный результат зачастую находится в противоречии с общеэкономическими задачами.

что обусловливает потребность в поиске новых инструментов достижения баланса между целевыми направлениями экономического развития, кредитным потенциалом коммерческих банков и сферой их интересов.

В 2017 году основным источником финансовых ресурсов в банковском балансе стали средства населения. На них пришлась почти половина всех перераспределенных банковским сектором финансовых потоков - 2,2 трлн руб. Еще около четверти ресурсов обеспечили собственные средства банков. Кроме того, на сопоставимую величину произошло сокращение банками своих иностранных активов за год, что обеспечило еще около четверти располагаемых ресурсов банковского сектора. Стоит отметить и то, что незначительное сокращение корпоративного кредитного портфеля также привело к тому, что кредитование юридических лиц в 2017 г. не работало на финансирование реального сектора экономики.

Рис.4. Формированиересурсовбанковскогосекторав2017г.

Структура использования банковским сектором полученных финансовых ресурсов свидетельствует о том, что в 2017 г. банки фактически не выполняли свою основную макроэкономическую функцию финансового посредничества, а решали собственные задачи по оптимизации инструментов фондирования банковской деятельности. Так, основным направлением использования банками финансовых ресурсов в 2017 г. стало погашение задолженности перед Банком России. На эти цели было направлено более половины располагаемых финансовых ресурсов. Еще более трети всех ресурсов ушло на сокращение других банковских пассивов, включая внешнюю задолженность.

Для снижения вероятности финансового кризиса Банк России использует спектр инструментов

проводимой им денежно-кредитной политики. В свою очередь на эффективность кредитно-денежной политики влияют ключевые направления, выбранные Банком России, по вопросу регулирования денежной массы.

Увеличение нормы обязательных резервов влечет за собой снижение кредитной активности коммерческих банков ввиду сокращения в их распоряжении денежной массы. Однако в 2017 г. на увеличение активов было направлено лишь немногим более 10% от перераспределенных банками финансовых ресурсов. Большая часть увеличения активов пришлась на наращивание банковского портфеля долговых обязательств российских резидентов, главным образом облигаций Минфина.

Рис. 5. Основныезатратыбанковскогосекторав2й17г.

В целом, ситуация с кредитованием экономики в 2017 году оказалась хуже, чем предполагалось динамикой активов. В частности, согласно опубликованной Центробанком РФ статистике, за январь-ноябрь 2017 года кредитование экономики выросло на 3% (3,9% в реальном выражении). Доля просрочки по сравнению с началом 2017 года практически не изменилась, снизившись с 6,72% на начало года до 6,68% на 1 декабря 2017 года. В течение года динамика этого показателя носила неустойчивый характер. Локальный максимум просроченной задолженности был достигнут по итогам марта 2017 года (7,39%). Неустойчивая ситуация с динамикой просрочки обусловлена волатильностью корпоративного кредитования, в то время как по розничным кредитам доля просроченной задолженности практически непрерывно снижалась (с 8,1% по итогам января до 7,3% на 1 ноября 2017 года). По мнению аналитиков РИА Рейтинг, доля просроченной задолженности по кредитам экономике в 2018 году будет снижаться. По итогам следующего года, вероятно, следует ожидать ее снижение на 0,4-0,7 процентного пункта.

В 2017 году Центробанк РФ шесть раз снижал ключевую ставку, однако этот процесс далеко не закончен, и при благоприятной ситуации с инфляцией в 2018 году можно ожидать аналогичного по масштабам снижения. В целом политика монетарных властей оказалась несколько мягче, чем это ожидалось в конце 2016 и начале 2017 года. Однако рекорд по минимальному уровню инфляции (2,5% по итогам 2017 года) позволил снижать ставки более быстрыми темпами. Стоит отметить, что наиболее существенно снижение ставок ощутили на себе розничные клиенты, о чем уже упоминалось ранее, однако и корпоративный сектор в конце года тоже начал ощущать улучшение условий по банковскому кредитованию.

Таким образом, проводя политику, направленную на стабилизацию банковской системы, Центральный банк может требовать от коммерческих банков увеличения их резервов, выдавать им в порядке поддержки краткосрочные кредиты или,

напротив, отзывать лицензии на проведение банковских операций, сдерживать открытие филиалов. В соответствии с политикой центрального банка коммерческие банки также меняют свою тактику -расширяют или сужают инвестиции, регулируют направление своей деятельности.

В этой связи, возможные мероприятия, направленные на содействие развитию банковского сектора:

1) необходимы новые источники долгосрочного фондирования, а также механизмы, которые гарантируют вложение банками получаемых ресурсов в кредитование реального сектора;

2) необходимо изменить условия, мотивирующие банки развивать кредитование потребителей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) необходимо принимать системные меры по улучшению процессов взыскания проблемной задолженности.

Вместе с тем, многие ведущие ученые экономисты отмечают, что на сегодняшний день каждая из политик решает свои внутренние задачи (снижение дефицита федерального бюджета до благоприятных значений в бюджетной политике и достижение целевого показателя инфляции в денежно-кредитной политике) при явном отсутствии стремления достичь всеобщей цели - достижение устойчивых темпов экономического развития посредством стимулирования совокупного спроса. Об этом свидетельствует содержание таких документов, как «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов», который определяет целью денежно-кредитной политики «постепенное снижение годовой инфляции до 4% и поддержание ее вблизи этого уровня в дальнейшем», а второй в качестве целей бюджетной политики определяет реализацию программы бюджетной консолидации (сокращение расходов федерального бюджета) и достижение заложенного в федеральном законе предельного уровня дефицита федерального бюджета в % к ВВП. Представляется, что достижение низкого уровня инфляции и еще большее сокращение расходов федерального бюджета в условиях ограниченности внутренних ресурсов в экономике

и падения реального уровня доходов населения не приведет к стимулированию экономического роста, а может быть достигнуто ценой последнего.

В целом, монетарная политика Банка России играет ведущую роль в формировании таких важных условий экономического развития, как низкие темпы инфляции и предсказуемый уровень процентных ставок.

Ценовая стабильность подразумевает устойчиво низкую инфляцию. Это - одно из важнейших условий принятия решений экономическими субъектами, включая формирование домохозяйствами расходов и сбережений в национальной валюте и рост инвестиций в основной капитал предпринимателями. Банк России нацелен на постепенное снижение годовой инфляции до 4% и поддержание ее вблизи этого уровня в дальнейшем. При стабильно низкой инфляции снижается неопределенность и хозяйственные риски, увеличивается горизонт и точность планирования, повышаются стимулы к сбережениям и инвестициям, снижается дифференциация доходов и социальное неравенство. Все это способствует формированию благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса.

Целевой уровень инфляции 4% выбран с учетом особенностей ценообразования и структуры экономики в нашей стране. Заметим, что цель по инфляции определена для индекса потребительских цен. Поддержанию инфляции на более низком уровне мерами денежно-кредитной политики препятствуют ряд структурных и экономических проблем: высокий уровень монополизации, относительная неразвитость рыночных институтов и механизмов, низкая эффективность и слабая отраслевая диверсификации экономики, высокие инфляционные ожидания при низком уровне доверия, и даже риски возникновения дефляционных тенденций на рынках отдельных товаров. Важное значение для экономического развития имеют и устойчивость, предсказуемость темпов роста потребительских цен.

В нашей стране планируется создать специальный фонд, средства которого в случае необходимости будут направляться на финансовое оздоровление кредитных организаций. При Банке России можно ожидать появления единого реестра банковских гарантий. Данное мероприятие должно повысить доверие коммерческих предприятий и населения к банкам.

Для формирования стабильно низких инфляционных ожиданий и доверия общества к проводимой денежно-кредитной политике большое значение приобретают информационная открытость ЦБ, разъяснение им публике целей и ожидаемых результатов денежно-кредитной политики, публикация оценок текущей ситуации и прогноза.

Прежде всего, необходимо организовать целевое использование вновь созданных денег. Основу для этого должна составить стратегия единого экономического развития РФ, а технически это будет осуществляться с помощью определенных инструментов, к которым можно отнести:

39

- специальные инструменты рефинансирования Банка России;

- механизм на основе предприятий - 8РУ, который разработан Столыпинским клубом;

- механизм целевой эмиссии под облигации Правительства РФ, где есть уверенность что эти денежные средства пойдут на определенные инвестиционные проекты.

Когда деньги будут направлены на инвестиции в новые и перспективные технологии, это должно снизить издержки производств и снизить зависимость от импорта машин и оборудования, что должно положительно сказаться на снижении уровня цен. При этом Правительство РФ должно отказаться от постоянного индексирования тарифов естественных монополий и стимулировать развитие конкурентной среды. Все это в совокупности обеспечит экономический рост и не создаст инфляционных рисков.

Что касается курса национальной валюты, то он не должен быть сильно завышенным, должен соответствовать реальным условиям, быть стабильным и меньше коррелировать с нефтью.

Достижение данных целей возможно при грамотной и сбалансированной бюджетной политике и денежно-кредитной политике, которые должны гармонично воздействовать на все отрасли экономики и взаимодополнять друг друга, соответствуя экономической политике страны и интересам общества. Главным из них является регулирования банковского сектора.

Исходя из этого, ЦБ РФ использует инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которых происходит стабилизация валютного курса рубля, сдерживает рост инфляции и стимулирует рост кредитования в банковском секторе страны.

Принимая меры и просчитывая их ожидаемые последствия, Банк России придает большое значение сбалансированности своих решений. Это обеспечивается в том числе через разработку макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу (на три года вперед), в рамках которого проводится всесторонний анализ факторов и перспектив экономического развития с учетом последних тенденций, заявленных мер макроэкономической политики и потенциальных источников рисков. Прогноз формируется на основе модельных расчетов и экспертных суждений. При этом рассматриваются возможные сценарии развития ситуации в экономике. Банк России принимает решения, опираясь в первую очередь на долговременные устойчивые экономические тенденции, в меньшей степени реагируя на проявления краткосрочных факторов, которые могут оказать лишь временное влияние на инфляцию и экономическую динамику.

Эффективность монетарной политики, как и макроэкономической политики в целом, в решающей степени зависит от согласованности действий всех субъектов государственного управления. Поэтому Банк России постоянно координирует свои действия с деятельностью Правительства Российской Федерации, в том числе в области бюджетно-

40

налоговой (фискальной) политики. При этом важное значение имеет комплексное применение всех инструментов, имеющихся в арсенале ЦБ

Проведение эффективной денежно-кредитной политики, направленной преимущественно на снижение инфляции, будет способствовать развитию благоприятного инвестиционного климата, что окажет существенное влияние на увеличение долгосрочного, реального инвестирования в национальную экономику. При этом необходимо чтобы стимулирующая политика Правительства РФ и политика Банка России не оказали негативное влияние на инфляцию, курс валюты и устойчивость финансового сектора.

Следует отметить, что по размеру ВВП на душу населения Россия и все еще занимает 67-е место в мировом рейтинге, правда, обгоняя по этому показателю Китай.

В развитых странах двигателями экономического роста являются доходы населения и потребительский спрос.

Поэтому о выходе на средние темпы роста мировой экономики, которые в текущем году составят, по разным оценкам, от 2,7 до 3%, России остается лишь мечтать. Нам трудно даже соревноваться и с нашими партнерами по БРИКС Китаем и Индией по огромным по мировым меркам темпам роста. По итогам III квартала 2017 года подъем ВВП Китая составил 6,8%, Индии — 6,3%. Китай наводнил своими дешевыми гаджетами и потребительскими товарами весь мир, Индия все больше позиционирует себя как высокотехнологическое государство, успешно развивая при этом и добычу сырья, и потребительский сектор. В России же пока только начинается процесс диверсификации экономики и снижения сырьевой зависимости. Для выхода на среднемировые темпы роста государству придется развивать несырьевые секторы, вкладывая в них значительные средства и поощряя частные инвестиции, а возможно, и уменьшать свою долю в экономике.

Новая экономическая модель должна быть направлена на стабильное развитие страны, на выполнение социальных гарантий, на обеспечение обороноспособности. Отраслями, требующими развития в первоочередном порядке, являются: сельское хозяйство, которое должно полностью обеспечить население России качественной сельскохозяйственной продукцией; здравоохранение, базирующееся на передовом отечественном оборудовании и на отечественном производстве лекарств; образование, которое используя новые образовательные технологии, смогло бы в короткий срок подготовить менеджеров для государственного управления экономикой страны. Еще один

приоритет - транспорт, без технического развития которого, без снижения стоимости перевозок невозможен рост промышленного производства. А все это невозможно без грамотной кредитной политикиБанкаРоссии.

Списокиспользуемойлитературы

1. Арыков Р. И. Финансовая стабильность, системный риск и макропруденциальная политика // Экономика,2016.—№1.—С. 122—125.

2. ГолубА.Н.Проблемыэкономическогороста в России в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016.-Т. 11.

3. Горюнов, Дробышевский, Трунин Денежно - кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики. — 2015. №4. — С. 5385.

4. Данилова Е. О. и Елизарова Н. Б. Макропруденциальная политика: теоретические аспектыипрактическийопытБанкаРоссии//Деньгии кредит, 2017.—№6.—С. 5—17.

5. Дембилов О.Э. Роль денежно-кредитной политики Банка России в экономическом развитии государства // Российское предпринимательство. -2015. - Том 16. - № 20.

6. Иваник Е.М. Реализация денежно-кредитной политики банка россии В 2014-2017 ГГ. // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22)

7. Корищенко К.Н. О противоречии бюджетной и монетарной политики современной России как основной причине кризисов // Креативная экономика. — 2015. — С. 86-98.

8. Курганский С.А. Монетарная политика Банка России в 2017 году // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017.

9. Сайбель Н. Ю., Данилова Ю. А. Современное состояние банковского сектора России в условиях санкций // Молодой ученый. — 2017. — №1.

10. Шматок Е.В. Роль банковской системы в обеспечении экономического роста России / науч. рук. И.В. Подпорина // Научные исследования и разработки студентов : материалы II Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.

11. Эскиндаров М.А. и др. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно - кредитной, валютной и бюджетно - налоговой политики // Вестник Финансового Университета. — 2016. № 6. — С. 6-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.