Марина Александровна Абрамова,
доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ВЕКТОРА*
Статья посвящена анализу современной денежно-кредитной политики России с позиций обеспечения эффектов для экономического роста. Рассматриваются проблемы действия различных каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Делается вывод о необходимости активизации кредитного канала.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, таргетирование инфляции, каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
M.A. Abramova
CURRENT MONETARY POLICY IN RUSSIA: PROBLEMS OF FINDING A NEW DEVELOPMENT VECTOR
The article analyzes the current monetary and credit policy of Russia from the point of view of providing impetus for economic growth. The problems of using various channels of the transmission mechanism of monetary policy are considered. It is concluded that it is necessary to expand the use of the credit channel.
Keywords: monetary policy, inflation targeting, transmission mechanism of monetary policy.
(fiat academy@fa.ru
УДК 336.7
Известный российский экономист, член-корреспондент РАНГ Б. Клейнер отмечал, что современная экономика - это экономика системы [3, ^ 108]. Новое
понимание современной экономики как экономики системы предполагает и системный подход к ее анализу и анализу функционирования ее отдельных
* Статья подготовлена по результатам исследований, проведенных в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации в рамках бюджетного финансирования.
♦-
элементов, что является серьезным изменением точек зрения как на оценку происходящих процессов, так и на прогнозы по тенденциям развития экономики. Экономика системы приводит к объединению, более тесной координации ее субъектов (объединяются предприятия с предприятиями, банки со страховыми компаниями - развивается банкострахование, банки и микрофинансовые организации и т.п.), а также механизмов, инструментов и методов экономической политики. Сложности современного мира не позволяют эффективно использовать отдельные компоненты и механизмы в экономике без их взаимодействия с другими. Все это непосредственно относится и к проблемам современной денежно-кредитной политики в России в контексте ее воздействия на экономический рост, в том числе в связи с вопросами формирования внутреннего инвестиционного спроса.
Теоретической основой влияния денежно-кредитной политики на обеспечение экономического роста на средне- и долгосрочную перспективу в условиях открытой экономики и высокой степени неопределенности внешней среды являются имманентно присущие любой экономической системе отношения взаимодействия между такими функциональными подсистемами экономики, как денежная, кредитная, бюджетно-налоговая, платежная и производственная. Понимание данного положения позволяет конкретизировать цели, задачи современной денежно-кредитной политики, выбор наиболее эффективных ее инструментов с точки зрения обеспечения экономического роста, в том числе на основе формирования внутреннего инвестиционного спроса, адекватного требованиям роста.
Вместе с тем следует учитывать тот факт, что денежно-кредитная политика (так же как, впрочем, и бюджетно-налоговая) косвенно воздействует на сектор материального производства как основу реального экономического роста. Косвенное воздействие указанных направлений экономической политики означает, что каналы их трансмиссионного механизма могут быть достаточно длинными, последствия - слабо предсказуемыми. Это не значит, что они оказывают незначительное влияние. В условиях развитого финансового рынка, высокого уровня «финансиализации» экономики их действие может быть значимым, определяющим формирование внутреннего инвестиционного спроса, адекватного требованиям роста.
Конкретные каналы влияния денежно-кредитной политики на экономику (трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики) - это объективно существующие способы передачи в кредитную, финансовую, платежную, а затем и в производственную систему (в реальный сектор экономики) сигналов Центрального банка о его решениях по смягчению или ужесточению денежно-кредитного регулирования исходя из поставленных целей денежно-кредитной политики с учетом складывающейся макроэкономической ситуации. Эти сигналы представлены в виде определенного набора инструментов и методов денежно-кредитного регулирования. Набор инструментов и эффективность их применения зависят от выбранной цели денежно-кредитной политики, от глубины, степени раз-
-♦
вития и структуры национального финансового рынка, его зависимости от внешних факторов, а также особенностей структуры национальной экономики. Не менее важными для результативности работы трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования является общая макроэкономическая среда.
В научной литературе и материалах национальных центральных банков выделяются следующие основные каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования: канал инфляционных ожиданий; процентный канал; кредитный канал; канал валютного курса; канал благосостояния (цен активов). Для достижения цели экономического роста в России на основе формирования внутреннего инвестиционного спроса первые три канала из названных выше являются приоритетными.
Канал инфляционных ожиданий ранжируется Банком России как первый по значимости, что находит свое отражение в однозначно определяемой цели современной денежно-кредитной политики в России на период 2017-2019 гг. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов» отмечается, что «стратегия таргетирования инфляции в наибольшей степени подходит для России на современном этапе, особенно в условиях неблагоприятной и изменчивой конъюнктуры мировых рынков, ограниченного доступа российской экономики к внешнему финансированию» [4, с. 8]. Тезис об одноцелевом подходе в концепции современной денежно-кредитной политике России представляется спорным.
Во-первых, сам Банк России подчеркивает сегодня невозможность эффективно противодействовать инфляции преимущественно монетарными методами регулирования, учитывая, что ее базовые причины в основном связаны с немонетарными факторами, такими как внешнеэкономические условия, структурные особенности экономики (характеристики основных фондов, рабочей силы, технологический уровень производства, транспортная, логистическая инфраструктура), институциональные условия (нормативно-правовая база хозяйственной деятельности, особенности рыночных институтов, уровень конкуренции), фискальная политика, природные и политические факторы, влияющие на предложение товаров (торговые ограничения, урожай) [2, с. 39]. Кроме того, как отмечают специалисты Банка России, действуют и факторы смешанной, монетарно-немонетарной природы, испытывающие значительное влияние со стороны как монетарных, так и немонетарных условий (поведение производителей, инвесторов, потребителей, курсовые ожидания, склонность к сбережению, развитие кредитование и т.п.) [2, с. 40].
В числе инфляционных рисков немонетарного характера Банк России также рассматривает повышение цен производителей на фоне роста сырьевых цен на мировых рынках, которое в дальнейшем в той или иной мере может транслироваться в рост потребительских цен, а также изменения ставок налогов, в частности, повышение с 1 января 2017 г. акцизов на дизельное топливо, сигареты, легковые автомобили и алкогольную продукцию (таблица).
Изменение цен подакцизных товаров и влияние на инфляцию, %
Подакцизный товар Темп прироста потребительской цены Вклад в годовую инфляцию 2017 г.
Автомобильный бензин 4,00 0,13
Дизельное топливо 3,50 0,01
Сигареты 10,40 0,12
Легковые автомобили 0,19 0,01
Алкогольная продукция 0,36 0,02
Совокупный вклад в инфляцию 0,28
Источник: Росстат, Налоговый кодекс, расчеты Банка России.
Во-вторых, спорным также представляется утверждение Банка России о том, что «проводимая в рамках стратегии таргетирования инфляции денежно-кредитная политика, наряду с другими мерами государственной политики, в исключительно сложных внешних условиях сыграла роль амортизатора, сгладив влияние внешних шоков на функционирование экономики и жизнь людей» [4, с. 3]. Анализ реальных результатов перехода Банка России к реализации режима тарге-тирования инфляции определяет совершенно иную оценку его влияния на социально-экономическую ситуацию в России и национальную экономику в целом. Переход Банка России к таргетированию инфляции и увязываемому в связи с этим свободному плаванию рубля, вынудившего Банк России прибегнуть к резкому, кратному повышению ключевой ставки, не только оказал негативное влияние на реальный сектор экономики, но и, наоборот, стимулировал рост инфляции благодаря эффекту курсового переноса от ослабления курса рубля и резко возросшей его волатильности. Аналитики Банка России отмечают сегодня значимость асимметрии курсового переноса: ослабление рубля оказывает большее влияние на ускорение роста цен, чем укрепление - на его замедление [2, с. 21]. Эффект курсового переноса при ухудшении внешних условий и ослаблении рубля может привести к росту инфляции. При этом монетарными методами денежно-кредитного регулирования ослабить влияние этого курсового переноса практически невозможно. Важным здесь представляется уровень доверия экономических агентов к действиям Банка России, эффекты его информационной политики.
В-третьих, политика таргетирования инфляции Банка России сегодня ориентируется в основном на воздействие на инфляцию спроса. В апреле 2017 г. индекс потребительских цен составил 100,3%, с начала года - 101,3% (в апреле 2016 г. - 100,4%, с начала года - 102,5%) [5]. Снижение инфляции было более быстрым, чем прогнозировал Банка России. Основная причина - слабый спрос, который оказывает сдерживающее влияние на инфляцию (но, заметим, при этом сдерживает и развитие реального сектора экономики). Между тем инфляция издержек производства (точнее, воспроизводства) в условиях затратной модели российской экономики также требует регулирования, поскольку чрезмерные издержки формируются на всех стадиях воспроизводства. Замедление роста цен по состоянию на 1-й квартал 2017 г. отмечалось во всех основных группах товаров и услуг, но
снижение цен на продовольственные товары было более значимым, чем на непродовольственные, и еще более значимым, чем изменение цен производителей. По состоянию на 1-й квартал 2017 г. по отношению к 1-му кварталу 2016 г. ИПЦ составлял 104,6%, индекс цен производителей промышленных товаров1 -113,0%, индекс тарифов на грузовые перевозки -105,5% [5].
Немаловажным является то, насколько реальный уровень инфляции совпадает с инфляционными ожиданиями экономических агентов: экономические потери выше в стране, где инфляция выше инфляционных ожиданий. По данным Банка России, инфляционные ожидания бизнеса (предприятий) выше, чем населения [2, с. 18].
Данные Росстата (рис. 1) показывают, что к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность российских предприятий, наряду с инфляционными ожиданиями (60%), относятся неопределенность экономической ситуации, недостаток собственных оборотных средств, высокий уровень процентов по кредитам и сложность доступа к кредитам для реализации инвестиционных проектов [5].
Для снижения инфляционных ожиданий бизнеса (предприятий) и, соответственно, формирования внутреннего инвестиционного спроса и стимулирования производства важным является активизация кредитного и процентного канала трансмиссионного механизма современной денежно-кредитной политики России.
Процентный канал показывает влияние ключевой ставки Банка России, а вместе с ней и привязанных к ее значению остальных краткосрочных процентных ставок Центрального банка по операциям предоставления/абсорбирования ликвидности на краткосрочные и долгосрочные процентные ставки денежного рынка. В процентном канале следует различать первичные и вторичные эффекты. К первичным эффектам будут относиться отклики процентных ставок на финансовом рынке, а также величины, зависящие от уровня рыночных процентных ставок; к вторичным эффектам - изменения в решениях экономических агентов относительно потребления, сбережений и инвестиций вследствие сигнала с финансового рынка. Накопленный вторичный эффект будет выражаться в том, как быстро растет/падает совокупный спрос относительно
1 На товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке.
Неопределенность экономической ситуации в стране Недостаток собственных финансовых средств Высркий уровень инфляции в стране Высокий процент коммерческого кредита Инвестиционные риски
Параметры курсовой политики в стране
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов
Экономическая ситуация на мировом рынке
Колебания цен на мировом рынке энергоносителей
Существующий режим налогообложения инвестиционной деятельности
Недостаточный спрос на продукцию
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы
80
I 2016 г. 112015 г. 2014 г.
Рис. 1. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (по данным обследований инвестиционной активности предприятий). Источник: данные Росстата
совокупного предложения в экономики, что определит, как быстро будут расти цены.
Изменение ключевой ставки приводит к изменениям рыночных процентных ставок (по депозитам и кредитам коммерческих банков, по облигациям и коммерческим бумагам и т.д.). Изменение стоимости заемных и инвестируемых средств влияет на решения экономических агентов относительно объемов потребления, инвестиций, сбережений и производства. Действие процентного канала напрямую зависит от того, как сигналы Центрального банка воспринимаются участниками денежного рынка, а также насколько изменения, происходящие на денежном рынке, отражаются в реальной экономике. Влияние процентных ставок на реальные экономические величины определяется следующими факторами: чувствительностью потребления к ставке процента (т.е. соотношением в экономике нетто-креди-торов и нетто-заемщиков), жесткостью цен и заработной платы в краткосрочном периоде, чувствительностью инвестиции к ставке процента, долей производств, чувствительных к ставке процента, долей процентных расходов фирм в общих издержках.
Однако изменения ключевой ставки в контексте оживления деловой активности, инвестиционного спроса и, соответственно, экономического роста не отличается быстрым эффектом. Более того, как показывают данные рис. 2, рост кредитов предприятиям остановился в начале 2016 г., несмотря на падение ключевой и следующих за ним иных процентных ставок. Наблюдалось также два заметных падения показателя фактически выданных кредитов при переходе ко второму и третьему кварталу 2016 г.
Кредитный канал отражает реакцию спроса на кредиты и их предложения в ответ на изменения условий рефинансирования со стороны Центрального банка. Условия рефинансирования включают не только изменения процентной ставки, но и изменение условий доступа заемщиков к этим кредитам (виды залогов, сроки, цели и т.п.). Понятно, что Банку России требуется выбирать оптимальный уровень процентной ставки, который позволил бы управлять инфляцией и в то же время не нанес урон экономике, но это не решает проблему стимулирования кредитования производства (рис. 2).
35 000 30 000 25 000
ш т п о ^ т г
- X ^ к ^ [с !в а йс I ^ I " а ^ — с----^ _ ^ _ -шщ^ошхщ^сгадд
т I- а; зс ш со а.
О ^ О ш I Щ (В
на срок свыше 3 лет
на срок от 1 года до 3 лет
I Сумма кредитов до года
Рис. 2. Фактические кредиты банков нефинансовым предприятиям в рублях и иностранной валюте, млрд руб.
Источник: данные Банка России
Сегодня представляется важным добиваться того, чтобы снижение стоимости ссуд для конечных заемщиков было общей задачей всех ведомств, имеющих отношение к регулированию финансового рынка. В связи с этим динамика ключевой ставки и связанных с ней инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности не должна определяться колебаниями валютного курса, а должна иметь ярко выраженную и понятную всем участникам рынка тенденцию к постоянному снижению. В качестве первоочередной меры выступает выравнивание уровня ключевой ставки и уровня инфляции с последующей тенденцией к отрицательной реальной ключевой ставке. Для обеспечения реального экономического роста целесообразно принятие Банком России нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления Банком России инвестиционных вложений в российскую экономику, в том числе через институты развития, а также расширение использования специальных инструментов рефинансирования в целях обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни граждан.
В целом при реализации сценария денежно-кредитной политики в России, ориентированной на экономический рост, должно быть уделено большее внимание кредитной программе, а антиинфляционная и процентная политики должны усиливать эффективность друг друга. Успешное замедление темпов роста цен приведет к снижению ставок в экономике; в свою очередь, облегчение долгового бремени позволит компаниям закладывать меньшую маржу процентных расходов в конечную цену товаров и услуг.
С учетом описанных выше требований к современной денежно-кредитной политике, ориентированной на формирование внутреннего инвестиционного спроса и реальный экономический рост, а также с учетом необходимого взаимодействия различных направлений экономической политики в современной экономике системы представляется целесообразным следующее.
На текущем этапе Банку России нужно более оперативно перейти на следующую ступень денежно-кредитного регулирования, т.е. отдать приоритет макро-пруденциальному регулированию финансовой системы в целом, а также новой модели и правовых основ макропруденциальной политики [1]. Ключевой целью экономической политики государства должно выступать обеспечение реального экономического роста, что требует объединения усилий всех межведомственных регуляторных органов, согласованность действий которых в конечном итоге будет способствовать снижению цен, росту ВВП и повышению жизненного уровня населения.
В связи с этим представляется целесообразным изменение мандата Банка России: внесение в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» изменений, определяющих в качестве одной из основных целей деятельности Банка России «обеспечение условий для устойчивого экономического роста в Российской Федерации». (В дополнение к ст. 34.1. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста (статья 34.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ). Статью 34.1 дополнить словами: «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является обеспечение финансовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста на основе внутреннего инвестиционного спроса»).
Представляется целесообразным вменение Правительству РФ ответственности за поддержание целевого уровня немонетарной составляющей инфляции, ограничение ответственности Банка России только за монетарную составляющую инфляции, а также усиление координации действий Банка России и Правительства РФ по поддержанию общего целевого уровня инфляции.
Для активизации кредитного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в целях экономического роста представляется целесообразным:
- считать, что снижение стоимости ссуд для конечных заемщиков должно быть общей задачей всех ведомств, имеющих отношение к регулированию финансового рынка. В связи с этим динамика ключевой ставки и связанных с ней инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности не должна определяться колебаниями валютного курса, а должна иметь ярко выраженную и понятную всем участникам рынка тенденцию к постоянному снижению. В качестве первоочередной меры - выравнивание уровня ключевой ставки и уровня инфляции с последующей тенденцией к отрицательной реальной ключевой ставке;
- выбор ключевых направлений денежно-кредитной политики должен формироваться в зависимости от механизмов экономического роста. Для приоритетных инвестиционных проектов допустимо применение селективных нерыночных механизмов финансирования, что позволяет обеспечивать их необходимыми средствами даже в условиях относительно высоких процентных ставок. Масштабное финансирование средних по макроэкономической значимости инвестиционных проектов на рыночных принципах требует снижения уровня процентных ставок и общего смягчения денежно-кредитной политики;
- считать целесообразным принятие Банком России нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления Банком России инвестиционных вложений в российскую экономику, в том числе через институты развития, а также расширение использования специальных инструментов рефинансирования в целях обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни граждан.
Сегодня можно констатировать, что без изменений в действующих каналах влияния денежно-кредитных факторов на экономику, а также без скоординированных решений при проведении денежно-кредитной, банковской, финансовой, валютной, промышленной и структурной политики представляется невозможным обеспечить реальный экономической рост в России.
1. Абрамова М.А., Ковалева Н.А, Лаврушин О.И. и др. Основные направления развития финансового рынка в среднесрочной перспективе: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 4. С. 6-11.
2. Доклад о денежно-кредитной политике. № 1, март 2017 г. URL: https://www.cbr.ru/publ/ddcp/2017_01_ddcp.pdf.
3. Клейнер Г. Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 107-123.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов. URL: https://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017(2018-2019).pdf.
5. Сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/ IssWWW.exe/Stg/d02/89.htm.
Hab barulinsv@mail.ru Сергей Владимирович Барулин
доктор экономических наук,
профессор кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Богдан Ростиславович Скрипниченко,
аспирант кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
УДК336.2:662.7 РЭУ им. Г. В. Плеханова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Целью данной статьи является анализ проблем нефтегазового комплекса в Российской Федерации и определение направлений государственной политики развития нефтегазового комплекса. Рассмотрены основные недостатки функционирования нефтегазового комплекса, имеющие место в Российской Федерации, проанализированы их причины, а также инструменты и направления государственного регулирования. Результаты, полученные в работе, позволяют оценить преимущества и недостатки современного государственного регулирования нефтегазовой отрасли, а также возможные перспективы ее дальнейшего эффективного развития.
Ключевые слова: налоговое регулирование, нефтегазовый комплекс, государственная политика.