Роль Центрального банка в борьбе с ростом инфляции: международный и российский опыт
Гукасова Елена Романовна1,
студент Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]
В исследовании рассматривается общемировая проблема усиления темпов роста инфляции в рамках кризисного периода развития мировой экономики. Проведен анализ основных предпосылок, причин возрастания волатильности финансовых рынков, а также динамики изменения ценовых значений. Практическая составляющая исследования состоит в сравнении международного и российского опыта в области регулирования темпов роста инфляции и реализации Центральными банками мероприятий по минимизации воздействия экономических шоков на стабильность функционирования государства. Раскрыт подход развитых и развивающихся стран к определению денежно-кредитной политики на примере США и Российской Федерации. Также рассмотрена специфика финансовой среды каждого государства посредством выявления ключевых тенденций развития и внешних рисков, оказывающих влияние на уровень ценовой стабильности.
Ключевые слова: инфляция, ценовая стабильность, Центральный банк, денежно-кредитная политика, пандемия, экономический кризис.
Поддержание низкого уровня инфляции - приоритетная задача денежно-кредитной политики государства, выраженная в необходимости достижения ценовой стабильности. Основной инструмент воздействия регуляторных институтов на подобные рыночные колебания - использование ключевой ставки. Принятие решения о корректировке размера процента, под который Центральные банки выдают кредиты коммерческим кредитным учреждениям, оказывает существенное влияние на совокупный спрос и общий уровень инфляции.
Опыт финансового и долгового кризиса 2008 и 2012 гг. обеспечил продолжительно невысокий уровень инфляции во многих развитых странах. Наиболее показательным является пример США и государств Еврозоны, в которых после стабилизации финансовой обстановки названные значения не превышали 2,5%. Аналогичная ситуация сложилась в странах, входящих в состав Организации экономического сотрудничество и развития, демонстрирующих уровень инфляции, отличный от показателей США на десятые доли процентных пунктов (рис. 1).
Ое
1 Научный руководитель: Травкина Елена Владимировна, доктор экономических наук, профессор Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
4
; I з
: г 2 11 1 S I 0
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Еврозона США Среднее значение ОЭСР
Рис. 1. Уровень инфляции в развитых странах (США, Еврозона, ОЭСР) - 2010-2020 гг. Источник: составлено автором по данным OECD [1]
Основная причина низкого уровня инфляции в развитых странах на протяжении 2012-2020 гг. -продолжительная слабость экономических систем и падение цен на сырьевые товары. Отличительная тенденция названного периода времени - снижение инфляционных ожиданий в ряде государств на фоне затруднения достижения Центральными банками целевых значений ценовой стабильности с использованием инструментов денежно-кредитной политики. В соответствии с расчетами МВФ на протяжении 2015 года более 85% стран из 120 проанализированных демонстрировали значение инфляции, меньшее долгосрочных прогнозов профессиональных участников рынка [2].
Глобальная экономическая рецессия, вызванная ухудшением эпидемиологической обстановки, внесла существенные коррективы в долгосрочные планы Центральных банков по вопросам обеспечения ценовой стабильности. Дестабилизация финансовых рынков на фоне усиления макроэконо-
мических шоков и введения ограничительных мер Правительствами ряда стран оказала влияние на изменение темпов роста инфляции.
В первые месяцы распространения COVID-19 динамика цен скорректировалась в сторону сокращения показателей. Временной промежуток с августа по декабрь 2020 года ознаменован для Евро-зоны периодом дефляции на уровне - 0,3%. Однако в 2021 году ситуация претерпела кардинальные перемены. В июне темп роста цен на территории США составил 5,39%, продемонстрировав за полгода изменение на 3,99%. Среднее значение инфляции для стран ОЭСР и Еврозоны по состоянию на конец 2 квартала отмечено на уровне 4,02% и 1,09% соответственно [1]. Завершился 2021 год максимальными за анализируемый промежуток времени темпами роста цен: США - 7%, страны Европейского валютного союза - 5%. (рис. 2).
янв.21 фев.21 мар.21 апр.21 май.21 июн.21 июл.21 авг.21 сен.21 окт.21 ноя.21 дек.21 —^—Еврозона США Среднее значение ОЭСР
Рис. 2. Динамика темпов роста цен в развитых странах
за 2021 год (в %) Источник: составлено автором по данным OECD [1]
Наблюдаемая динамика инфляции является рекордной для стран ОЭСР с 1996 года. Описанные изменения оказали существенное влияние на значения индекса потребительских цен, выраженного в удорожании энергоносителей на 27,7% в ноябре в сравнении с 24,3% в октябре 2021 года. Не менее существенный вклад в структуру изменения уровня инфляции ОЭСР внес ИПЦ на продовольственные товары, увеличившийся в ноябре на 5,5% [3]. Примечательно, темпы роста цен на продукты питания оказались наиболее чувствительны к макроэкономическим шокам и практически одновременно с началом кризиса продемонстрировали положительное изменение. Однако по мере стабилизации ситуации и снятия Правительствами развитых стран ограничительных мер значения индекса стали возвращаться к докризисным показателям.
Вторая волна трудно контролируемого увеличения темпов роста инфляции связана с повышением геополитических рисков и эскалацией конфликта на территории в Восточной Европы. Усиление напряжения и введение встречных санкций привели к дестабилизации ключевых индексов глобальных и национальных финансовых рынков. Неопределенность дальнейшего развития ситуации послужила причиной серьезнейшего кризиса текущего столетия, в корне изменившего психологию общественного потребления. Экономические шоки и дестабилизация положения нашли отражение во всплеске спроса на наличность и массовой скупке отдельных товаров. Подобное иррациональное поведение привело к появлению дефицита отдельных позиций ассортиментной линейки
продукции и кратного повышения цен на остатки и новые поступления. В результате названных изменений инфляционные ожидания населения во многих странах достигли рекордных значений.
Второй квартал 2020 года вошел в историю США как период сокращения национальной экономики на 31,4%. Дестабилизация рыночной конъюнктуры привела к резкому росту безработицы, уровень которой в мае 2020 года составил рекордные 14,7% [4]. Распространение COVID-19 внесло существенные коррективы в направления развития денежно-кредитной политики, определив основные приоритеты - сохранение инфляции в рамках контролируемых значений и максимизация занятости населения. На протяжении года регулятор интерпретировал рост ценовой волатильности как временное явление и стремился сохранить ставки на уровне 0-0,25%.
Приближение 2022 года заставило регулятора пересмотреть курс денежно-кредитной политики и включить в макроэкономические прогнозы риск долговременного возвращения темпов инфляции к докризисным значениям. В октябре 2021 года ФРС выступила с заявлением о своем намерении ежемесячно сокращать размер приобретения активов. Более того, декабрьское заседание Федерального комитета по открытым рынкам завершилось принятием решения об ускорении реализации программы по прекращению покупки облигаций, которые являются важнейшим инструментом поддержки экономики после пандемии.
Изменение характера принимаемых ФРС решений свидетельствовало о готовности регулятора прибегнуть к повышению ставки по федеральным фондам в 2022 году. Заблаговременное завершение программы приобретения облигаций позволит охладить спрос и увеличить стоимость коммерческих кредитов. Подобная мера оказала влияние на рыночную конъюнктуру и динамику изменения цен, определяющих уровень инфляции [5].
Обострение ситуации в Восточной Европе и эскалация противоречий в международном сообществе - основная причина изменения риторики ФРС США в части постепенного отказа от мягкой денежно-кредитной политики. В марте 2022 года уровень инфляции достиг максимального за последние 40 лет значения. Обострение геополитического конфликта наряду с отказом США от российских сырьевых продуктов спровоцировало рост индекса потребительских цен до 7,9% (рис. 3).
—Базовый ИПЦ без учета продуктов питания и энергии (г/г)
Рис. 3. Темпы роста инфляции США за период 20002022 гг. (в %) Источник: составлено автором по данным Bloomberg [6]
сз о со от m Р от
от А
=Е
4
ПЦ (г/г)
о. в
Инфляционное давление в США послужило причиной корректировки краткосрочных планов ФРС в сторону повышения процентных ставок, находившихся на протяжении последних двух лет практически на нулевом уровне. В феврале 2022 года большинство экспертов ожидало преодоление пика роста инфляции, однако введение запрета на импорт российских энергоносителей, сокративших объем поставок нефти, привели к увеличению розничных цен на топливо на 6,6% в сравнении с предыдущим месяцем [6].
Федеральный комитет по открытым рынкам определяет в качестве долгосрочной перспективы развития достижение уровня 2% занятости и ИПЦ. Определение сроков реализации поставленной задачи находится в прямой зависимости от выбранного курса денежно-кредитной политики ФРС США. В целях поддержания обозначенной цели по стабилизации американского финансового рынка FOMC принял решение скорректировать целевой диапазон ставки по федеральным фондам до 0,25-0,5% [7].
Российская Федерация занимает особое место в рассмотрении вопроса ценовой стабильности как элемента устойчивого функционирования финансового рынка. Вступление мировой экономики в состояние рецессии, вызванной распространением COVID-19, привело к достижению рекордного за период 2017-2021 гг. темпа роста инфляции -8,4%. Наибольшее влияние на дестабилизацию цен оказало давление со стороны чувствительных к сторонним потрясениям сырьевых рынков, оказывающих влияние на курс национальной валюты РФ. Не меньшая роль в инфляционном всплеске отводится положению бизнеса, вынужденного функционировать в условиях повышенной неопределенности, разрыва производственных и логистических цепочек. Более того, введение ограничительных мер привело к увеличению издержек предприятий, которые были переложены на потребителей посредством изменения политики ценообразования конечной продукции.
События 2022 года во главе с обострением ситуации в Восточной Европе, введением беспрецедентных санкций, связанных с арестом части золотовалютных резервов и попытками всячески ограничить Российской Федерации доступ к международным рынкам, послужили причинами экономического кризиса. Эскалация геополитических противоречий практически мгновенно сказалась на динамике национальной валюты. 11 марта 2022 года курс доллара США и евро обновили исторические максимумы, составив 120,38 руб. и 132,96 руб. соответственно [8].
Большая часть иностранных организаций выразила свое желание покинуть российские рынки, закрыв все торговые точки и офисы на территории страны. Данный факт наряду с прекращением авиасообщения и закрытием границ для въезда россиян большинством государств создал серьезные логистические сложности. Доставка новых партий отдельных категорий товаров временно
стала затруднительной, по причине чего на фоне нестабильного курса рубля и возросшего потребительского ажиотажа производители приняли решение о повышении общего уровня цен на все виды продукции.
Названные обстоятельства послужили основными причинами инфляционного всплеска на территории Российской Федерации, годовое выражение которого по состоянию на январь 2022 г. составляло 8,73%, на февраль - 9,15% и на март -16,69% (рис. 4).
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Рис. 4. Динамика инфляции Российской Федерации
(в %)
Источник: составлено автором по данным ЦБ РФ [9]
Обобщенно в годовом выражении темп прироста цен на продовольственные товары по состоянию на март 2022 года находится на уровне 17,99%, на непродовольственные - 20,34% и на услуги - 9,94%. В разрезе продуктов питания в большей степени инфляционным воздействиям подвержены плодоовощные товары: лук репчатый - 50,1%, белокочанная капуста - 39,8%, бананы - 31,5, морковь - 29,5% и т. д [10].
Инфляционные ожидания населения в медианной оценке по состоянию на март 2022 г. достигли максимального за последние 11 лет значения -18,3%. Граждане Российской Федерации рассчитывают на скорое изменение ситуации в сторону снижения темпов роста цен и стабилизации финансовых рынков. При учете инфляционных ожиданий населения необходимо принимать во внимание уровень располагаемых ими сбережений, определяющих личные финансовые риски граждан. В большинстве случаев люди, не имеющие свободных денежных средств, быстрее проявляют реакцию на текущее изменение цен, в частности, по группе товаров, относящихся к продуктам питания.
Особое значение имеют инфляционные ожидания предприятий по причине важности их роли в процессе формирования конечной цены товаров и услуг. Ослабление национальной валюты и кратное повышение закупочных цен - основные причины увеличения среднего темпа роста ожидаемой инфляции до 11,9% в годовом выражении [9].
Регулирование вопроса ценовой стабильности - приоритетная задача Банка России, выраженная в его готовности ужесточать меры денежно-кредитной политики в случае возникновения существенных рисков. В марте 2021 года Центральный банк начал прибегать к последовательным корректировкам ключевой ставки в сторону ее повышения на 25 б.п. до 4,5%. Изменение риторики регулятора и переход к нейтральной полити-
ке обусловлено относительным восстановлением рыночного спроса и возросшими инфляционными ожиданиями. В апреле 2021 года Совет директоров Банка России заявил о повторном повышении ключевой ставки на 50 б.п. до 5% по причине усиления действия отложенного спроса, в отдельных отраслях превышающего возможные темпы роста производственных мощностей для обеспечения необходимого размера рыночного предложения.
Возрастание важности вопроса ценовой стабильности в условиях сохранения экономической неопределенности способствовало формированию позиции Банка России по готовности прибегать к дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики. В июне 2021 года регулятор принял решение о повышении ключевой ставки на 50 б.п. до 5,5%; в июле на 100 б.п. до 6,5%; в сентябре на 25 б.п. до 6,75%; в октябре на 75 б.п. до 7,5%, в декабре на 100 б.п. до 8,5% и в феврале 2022 г. на 100 б.п. до 9,5%.
Обострение геополитических противоречий, которые в корне трансформировали привычные основы функционирования российской экономики, послужили причиной повышения ставки процента до 20% годовых. Названная мера являлась ожидаемой по причине необходимости поддержания финансовой и ценовой стабильности страны наравне с созданием возможности для повышения ставок по депозитам до достаточных для компенсации девальвационных и инфляционных рисков уровней. В марте 2022 года Банк России принял решение о сохранении ключевой ставки на уровне 20%. Данное решение позволило относительно минимизировать негативное влияние рекордного ослабления рубля и инфляционного всплеска на фоне возросшего спроса населения при ограниченном рыночном предложении.
8 апреля 2022 года Центральный банк внепланово понизил ключевую ставку до 17% годовых. Адаптация российского финансового рынка к функционированию в кризисных условиях, выраженная в организации стабильного контроля за движением капитала, притоке средств на срочные депозиты и относительном снижении внешних рисков для экономической стабильности государства позволили регулятору прибегнуть к смягчению ранее принятых мер в области денежно-кредитной политики. Положительный вклад в решение обозначенного вопроса внесла нормализация обменного курса, создающего дополнительные условия для снижения инфляционного давления.
Особенности занимаемого страной положения на международной арене определяют направления развития ее денежно-кредитной политики. В большинстве случаев развитые государства используют мягкие меры контроля финансового рынка и регулярно вносят коррективы в прогнозные значения с поправкой на инфляцию и текущее положение национальной экономики. Описанный в работе пример ФРС США свидетельствует об использовании инструмента ужесточения
денежно-кредитной политики как вынужденной меры реагирования на риски. Продолжительное обсуждение необходимости повышения процентной ставки по федеральным фондам в целях минимизации инфляционного давления подготовило американские рынки к заблаговременной корректировке финансовых показателей. Отличие развивающихся стран состоит в классическом подходе к регулированию экономики и преимущественному использованию инструмента повышения ставок. Российская Федерация, попавшая в беспрецедентные финансовые сложности, вынуждена функционировать в условиях повышенных рисков и рыночной волатильности. Проводимая в настоящее время структурная перестройка национального финансового рынка сопровождается неизбежным повышением темпов роста инфляции. Необходимость Банка России контролировать динамику потребительских цен и создавать резервы для компенсации негативного эффекта в целях сохранения сбережений населения обуславливает вынужденное повышение ключевой ставки.
Литература
1. Официальный сайт статистики ОЭСР - [Электронный ресурс] URL: https://www.oecd.org/sta-tistics/ (дата обращения: 10.04.2022).
2. Сдержанный спрос: симптомы и меры // МВФ -[Электронный ресурс] URL: https://www.imf. org/en/Publications/WEO/Issues/2016/12/31/ Subdued-Demand-Symptoms-and-Remedies (дата обращения: 10.04.2022).
3. Потребительские цены // ОЭСР - [Электронный ресурс] URL: https://www.oecd.org/newsroom/ consumer-prices-oecd-updated-11 -january-2022. htm (дата обращения: 10.04.2022).
4. Политика реагирования на COVID-19 // МВФ -[Электронный ресурс] URL: https://www.imf.org/ en/Topics/imf-and-covid19/Policy-Responses-to-COVID-19#U (дата обращения: 10.04.2022).
5. ФРС переходит к борьбе с инфляцией, сворачивая меры поддержки после пандемии // Нью-Йорк Таймс - [Электронный ресурс] URL: https:// www.nytimes.com/2021/12/15/business/econo-my/inflation-fed-fomc-meeting-december-2021. html (дата обращения: 10.04.2022).
6. Инфляция в США достигла 40-летнего максимума // Блумберг - [Электронный ресурс] URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-03-10/u-s-inflation-hits-fresh-40-year-high-of-7-9-before-oil-spike?sref=Y0jVLcFo (дата обращения: 10.04.2022).
7. Заявление Федерального комитета по операциям на открытом рынке // ФРС США -[Электронный ресурс] URL: https://www.feder-alreserve.gov/newsevents/pressreleases/mon-etary20220316a.htm#:~: text=The%20Commit-tee%20seeks%20to%20achieve, labor%20mar-ket%20to%20remain%20strong (дата обращения: 10.04.2022).
сз о со от m Р от
от А
=Е
8. База данных по курсам валют // Банк России -[Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/ currency_base/ (дата обращения: 10.04.2022).
9. Инфляционные ожидания // Банк России -[Электронный ресурс] URL: https://www.cbr. ru/analytics/dkp/inflationary_expectations/Infl_ exp_22-03/ (дата обращения: 10.04.2022).
10. Оценка индекса потребительских цен // Рос-стат - [Электронный ресурс] URL: https://ross-tat.gov.ru/storage/mediabank/56_06-04-2022. htm (дата обращения: 10.04.2022).
THE ROLE OF CENTRAL BANK IN CURBING INFLATION GROWTH: INTERNATIONAL AND RUSSIAN EXPERIENCE
Gukasova E.R.1
Financial University under the Government of the Russian Federation
The paper stresses a global problem of inflation's rates increasing during the crisis period in the world economy development. Particular attention is paid to the analysis of the main prerequisites, reasons of increasing volatility in financial markets and the dynamics of changes in price values. The practical aspect of this research consists in comparing international and Russian experience in regulating the rate of inflation and the implementation of Central Banks measures for minimizing the impact of economic shocks on the stability of state functioning. The author illustrates the approach of developed and developing countries to the monetary policy on the example of the USA and the Russian Federation. The specifics of the financial environment of each state by identifying key development trends and external risks affecting the level of price stability are also considered.
Keywords: inflation, price stability, Central Bank, monetary policy, pandemic, economic crisis.
References
1. Official website. OECD Data - [Electronic resource] URL: https://www.oecd.org/statistics/ (date accessed: 10.04.2022).
2. Subdued Demand: Symptoms and Remedies // International Monetary Fund - [Electronic resource] URL: https://www.imf.org/ en/Publications/WE0/Issues/2016/12/31/Subdued-Demand-Symptoms-and-Remedies (date accessed: 10.04.2022).
3. Consumer prices // OECD - [Electronic resource] URL: https://www.oecd.org/newsroom/consumer-prices-oecd-updated-11-january-2022.htm (date accessed: 10.04.2022).
4. Policy responses to COVID-19 // International Monetary Fund -[Electronic resource] URL: https://www.imf.org/en/Topics/ imf-and-covid19/Policy-Responses-to-COVID-19#U (date accessed: 10.04.2022).
5. Fed Shifts to Inflation Battle, Winding Down Pandemic Support // The New York Times - [Electronic resource] URL: https://www. nytimes.com/2021/12/15/business/economy/inflation-fed-fomc-meeting-december-2021.html (date accessed: 10.04.2022).
6. U.S. Inflation Hit Fresh 40-Year High // Bloomberg - [Electronic resource] URL: https://www.bloomberg.com/news/ar-ticles/2022-03-10/u-s-inflation-hits-fresh-40-year-high-of-7-9-before-oil-spike?sref=Y0jVLcFo (date accessed: 10.04.2022).
7. The FOMC statement // Board of Governors of the Federal Reserve System-[Electronic resource] URL: https://www.federal-reserve.gov/newsevents/pressreleases/monetary20220316a. htm#:~: text=The%20Committee%20seeks%20to%20achieve, labor%20market%20to%20remain%20strong (date accessed: 10.04.2022).
8. The currency base // Bank of Russia - [Electronic resource] URL: https://www.cbr.ru/currency_base/ (date accessed: 10.04.2022).
9. Inflation expectations // Bank of Russia - [Electronic resource] URL: https://www.cbr.ru/analytics/dkp/inflationary_expecta-tions/Infl_exp_22-03/ (date accessed 10.04.2022).
10. Assessment of the consumer price index // Federal State Statistics Service - [Electronic resource] URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/56_06-04-2022.htm (date accessed 10.04.2022).
LQ S Q.
e _
oj 1 Scientific adviser: Travkina Elena Vladimirovna, Doctor of
OJ
o Economics, Professor of the Department of Banking and Financial Markets of the Faculty of Finance Financial University under the z Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]