Макроэкономическое регулирование рецессии в экономике США в период пандемии С0Ш-19
Панкова Людмила Николаевна,
доктор философских наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена анализу состояния экономики США после COVID-19. Показано, что ФРС США ставит задачу достичь цели максимальной занятости и ценовой стабильности в условиях нестабильности. Экономический спад отразился не в равной степени на представителях различных социальных страт, более всего пострадали беднейшие слои. По данным ФРС США во время пандемии расходы на питание в ресторанах сократились на 45 процентов, на авиаперелеты на 95 процентов, на посещение стоматолога на 65 процентов. Поскольку спрос опережает предложение, пострадавшее в период пандемии, рост цен на товары длительного пользования является основным фактором, поднимающим инфляцию выше целевого уровня ФРС в 2 процента. При этом, высокие темпы восстановления экономики привели к росту инфляции. Согласно экспертным оценкам, текущие высокие показатели инфляции носят временный характер, поскольку, используя финансовые инструменты ФРС США будут способны поддерживать инфляцию на уровне, близком к цели составляющую 2%.
Ключевые слова: Пандемия, инфляция, спрос, предложение, рынок труда, занятость, безработица, индекс стоимости рабочей силы, производственный потенциал, ФРС США, макроэкономическая политика.
LQ S Ое
см о см см
Экономика США столкнулась с последствиями пандемии COVID-19 в 2020 году, что привело к спаду, так как значительная часть экономики была закрыта.
В отличие от типичных тенденций спада, в ситуации COVID совокупный личный доход в США вырос, а не упал, и домохозяйства в значительной степени переориентировали свои расходы с услуг на промышленные товары. Спрос на товары, а также скорость возобновления производства привели к дефициту, в результате чего ограниченное COVID предложение не смогло быть удовлетворено. Результатом стала повышенная инфляция в секторе товаров длительного пользования.
Многие другие страны с развитой экономикой переживают столь же сложные условия. ФРС США стремится достичь цели максимальной занятости и ценовой стабильности в условиях потрясений.
Рецессия, как следствие пандемии - самая короткая и в то же время самая глубокая в истории - за два месяца стала причиной безработицы 30 миллионов работников в США. Падение производства во втором квартале 2020 года вдвое превысило общий спад во время рецессии 20072009 годов. Однако темпы восстановления экономики превзошли ожидания: объем производства превысил предыдущий пик всего через четыре квартала. Восстановление занятости отставало от восстановления производства; тем не менее, рост занятости также происходил быстрее, чем ожидалось.
Экономический спад не в равной степени отразился на всех американцах, и более всего пострадали беднейшие слои. В частности, несмотря на достигнутый прогресс, безработица по-прежнему непропорционально сильно сказывается на низкооплачиваемых работниках сферы услуг.
Неравномерность восстановления можно также увидеть посредством отраслевого смещения расходов в сторону товаров - особенно товаров длительного пользования, таких как бытовая техника, мебель и автомобили - и в сторону от услуг, особенно услуг, предоставляемых индивидуально, в таких областях, как туризм и отдых. По данным ФРС в США во время пандемии расходы на питание в ресторанах сократились на 45%, на авиаперелеты - на 95%, а на посещение стоматолога -на 65%. Даже в настоящее время, когда общий валовой внутренний продукт и потребительские расходы более чем полностью восстановились, расходы на услуги остаются примерно на 7 процентов ниже тенденции. По данным ФРС США общая занятость сейчас на 6 миллионов человек ниже
уровня февраля 2020 года, и 5 миллионов из этого числа приходится на все еще депрессивный сектор услуг. Напротив, расходы на товары длительного пользования пережили бум с начала восстановления и сейчас примерно на 20% превышают уровень до пандемии. Поскольку спрос опережает предложение, пострадавшее от пандемии, рост цен на товары длительного пользования является основным фактором, поднимающим инфляцию намного выше целевого уровня ФРС в 2 процента.
Учитывая продолжающиеся потрясения в экономике, некоторые трудности и риски неизбежны.
Перспективы рынка труда в 2021 году значительно улучшились. После снижения зимой 2020 года в течение этого года число рабочих мест постоянно увеличивалось, и сейчас оно составляет по оценкам ФРС в среднем 832 000 за последние три месяца, из которых почти 800 000 приходится на сферу услуг. Темпы общего найма на работу выше, чем когда-либо в зарегистрированных данных до пандемии. Количество открываемых вакансий и увольнений достигло высокого уровня, и работодатели сообщают, что не могут заполнить рабочие места достаточно быстро, чтобы удовлетворить возвращающийся спрос.
Эти благоприятные условия для ищущих работу должны помочь экономике преодолеть путь к достижению максимальной занятости. Уровень безработицы снизился до 5,4%, что является минимальным показателем после пандемии, однако он все еще слишком высок. Безработица в долгосрочной перспективе остается на высоком уровне, а восстановление уровня занятости значительно отстает от остального рынка труда, как это было и в прошлые периоды восстановления экономики.
С ростом вакцинации, возобновлением работы школ и прекращением выплаты повышенных пособий по безработице некоторые факторы, которые могли сдерживать ищущих работу, вероятно, исчезают. Хотя дельта-штамм представляет собой риск, перспективы дальнейшего продвижения к максимальной занятости хорошие.
Быстрое восстановление экономики привело к резкому росту инфляции. По данным ФРС в США за 12 месяцев по июль показатели базовой и основной инфляции расходов на личное потребление составили 4,2% и 3,6%, соответственно, что значительно превышает долгосрочный целевой показатель в 2%. Предприятия и потребители сообщают о давлении на цены и заработную плату. Инфляция на таких уровнях, конечно, вызывает беспокойство. Однако эта обеспокоенность сдерживается рядом факторов, которые указывают на то, что эти высокие показатели могут оказаться временными.
Всплеск инфляции в основном является результатом относительно узкой группы товаров и услуг, на которые непосредственно повлияла пандемия и восстановление экономики. По данным ФРС США только товары длительного пользования внесли около 1 процентного пункта в последние 12-месячные показатели потребительской и ба-
зовой инфляции. Цены на энергоносители, которые выросли в связи с активным восстановлением экономики, добавили еще 0,8 процентного пункта к потребительской инфляции, но, последствия инфляции от этого роста могут быть временными. Кроме того, некоторые цены - например, на гостиничные номера и авиабилеты - резко снизились во время рецессии, а в настоящее время вернулись к уровням, существовавшим до пандемии.
ФРС США проводит исследования по ряду показателей, призванных определить, влияние роста цен на отдельные товары и на инфляцию в целом. К ним относятся модифицированные средние показатели и показатели, исключающие товары длительного пользования и рассчитанные непосредственно перед пандемией. Эти показатели в целом показывают инфляцию на уровне или близко к долгосрочной цели ФРС США в 2%.
ФРС США проводит исследования цен на отдельные товары и услуги, наиболее подверженные влиянию пандемии и восстановлению экономики. Например, цены на подержанные автомобили стабилизировались; более того, некоторые ценовые показатели начинают снижаться. Если это продолжится, как предсказывают многие аналитики, то цены на подержанные автомобили вскоре будут тянуть вниз измеренную инфляцию.
Такая же динамика ослабления инфляционного давления, а в некоторых случаях и обратная тенденция, по прогнозам ФРС США, будет наблюдаться и в отношении товаров длительного пользования в целом. В течение 25 лет, предшествовавших пандемии, цены на товары длительного пользования фактически снижались, а инфляция в США в среднем составляла отрицательные 1,9 процента в год. Поскольку проблемы с предложением начали решаться, инфляция на товары длительного пользования, за исключением автомобилей, в настоящее время в США замедлилась и начинает снижаться. Представляется маловероятным, что инфляция на товары длительного пользования со временем продолжит вносить существенный вклад в общую инфляцию.
Повышение заработной платы, необходимой для поддержания растущего уровня жизни и в целом приветствуется. Но если рост заработной платы будет существенно и продолжительно превышать уровень роста производительности и инфляции, предприятия, вероятно, переложат этот рост на потребителей, что может привести к возникновению спирали заработной платы и цен. Широкомасштабные показатели заработной платы, учитывающие изменения в составе рабочей силы демонстрируют, что темпы роста заработной платы соответствуют долгосрочной цели ФРС США по инфляции.
ФРС осуществляет мониторинг широкого спектра показателей долгосрочных инфляционных ожиданий. В настоящее время эти показатели находятся на уровне, в целом соответствующем цели ФРС США в 2 процента. Также ФРС обращает внимание на общие закономерности в этих пока-
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
зателях. Одним из подходов к обобщению закономерностей является индекс общих инфляционных ожиданий (ОИО), разработанный сотрудниками Совета управляющих, который объединяет информацию широкого спектра опросов и показателей. Этот индекс отражает общее снижение ожиданий, начиная примерно с 2014 года, когда инфляция в США устойчиво держалась ниже 2%. В настоящее время индекс находится на уровне, более соответствующем цели ФРС в 2 процента.
Долгосрочные инфляционные ожидания изменились гораздо менее, чем фактическая инфляция или ближайшие ожидания, что говорит о том, что домохозяйства, бизнес и участники рынка также считают, что текущие высокие показатели инфляции, скорее всего, окажутся временными, и что в любом случае ФРС будет поддерживать инфляцию на уровне, близком к цели ФРС в 2 процента в течение длительного времени.
Стоит отметить, что с 1990-х годов инфляция во многих странах с развитой экономикой даже в стабильные времена была несколько ниже 2 процентов. Низкий уровень инфляции, вероятно, отражает устойчивые дезинфляционные факторы, включая технологии, глобализацию и, возможно, демографические факторы, а также более сильное и успешное стремление банков поддерживать ценовую стабильность. В США в течение двух лет до пандемии безработица была ниже 4 процентов, а инфляция была на уровне 2 процентов или ниже. Заработная плата повышалась по всему спектру доходов, что является положительным моментом, но не настолько, чтобы инфляция цен стабильно достигала 2 процентов. Хотя основные глобальные дезинфляционные факторы, вероятно, будут развиваться с течением времени, нет достаточных оснований полагать, что они внезапно изменились или снизились.
Период с 1950 по начало 1980-х годов преподнес два важных урока для управления рисками и неопределенностями. Первоочередные меры стабилизационной политики в 1950-х годах научили монетаристов не пытаться компенсировать временные колебания инфляции. Влияние денежно-кредитной политики на инфляцию может проявиться с задержкой. Несвоевременное ужесточение политики неоправданно замедляет набор сотрудников и другие виды экономической активности и толкает инфляцию ниже, чем хотелось бы. Когда на рынке труда сохраняется значительный спад, а пандемия продолжается, такая ошибка может оказаться особенно губительной. ФРС США исходит из того, что длительные периоды безработицы могут нанести долгосрочный ущерб работникам и производственному потенциалу экономики.
Е В 1970-х годах было два периода, когда наблю-оь дался значительный рост цен на энергоносители ~ и продукты питания, что на некоторое время повы-сэ сило потребительскую инфляцию. Но в тех усло-~ виях прямое воздействие на потребительскую ин-^ фляцию ослабло, базовая инфляция продолжала
оставаться на более высоком уровне, чем прежде. Одним из вероятных факторов, способствовавших этому, было то, что население стало в целом ожидать более высокой инфляции, что может повториться и в настоящее время.
Литература
1. Aguiar М., Amador М. The Economics of Sovereign Debt and Default (CREI Lectures in Macroeconomics). Princeton University Press, 2021.
2. Owensby B.P. New World of Gain: Europeans, Guarani, and the Global Origins of Modern Economy. Stanford University Press, 2021.
3. Chun C.W. (Author). A World without Capitalism? Alternative Discourses, Spaces, and Imaginaries. Routledge, 2021.
4. Ginn F., Palmer J., Ernwein M. The Work That Plants Do: Life, Labour, and the Future of Vegetal Economies (Social and Cultural Geography). Transcript Publishing, 2021.
5. Anderson Krog H. State Profiles 2021: The Population and Economy of Each U.S. State (U.S. DataBook Series). Bernan Press, 2021.
6. Desjardins J. Signals: The 27 Trends Defining the Future of the Global Economy. Wiley, 2021.
7. Cooperrider D., Selian A., Brodin J. The Business of Building a Better World: The Leadership Revolution That Is Changing Everything. Berrett-Koehler Publishers, 2021.
8. Shi-Ling Hsu. Capitalism and the Environment: A Proposal to Save the Planet. Cambridge University Press, 2021.
THE US ECONOMY IN THE PERIOD OF COVID-19
Pankova L.N.
Moscow Metropolitan Governance University
This article analyzes the state of the US economy after COVID-19. It is shown that the US Federal Reserve sets the goal of achieving the goal of maximum employment and price stability in an unstable environment. The economic downturn affected the representatives of different social strata not equally, and the poorest strata suffered the most. According to the US Federal Reserve, during the pandemic, the cost of food in restaurants decreased by 45 percent, on air travel by 95 percent, on visits to the dentist by 65 percent. With demand outstripping supply, hit by the pandemic, the rise in durable goods prices is the main factor driving inflation above the Fed's target of 2 percent. At the same time, the high rates of economic recovery led to an increase in inflation. According to expert estimates, the current high inflation rates are temporary, since, using financial instruments, the US Federal Reserve will be able to maintain inflation at a level close to the target of 2%.
Keywords: Pandemic, inflation, demand, supply, labor market, employment, unemployment, labor cost index, production potential, US Federal Reserve, macroeconomic policy.
References
1. Aguiar М., Amador М. The Economics of Sovereign Debt and Default (CREI Lectures in Macroeconomics). Princeton University Press, 2021.
2. Owensby B.P. New World of Gain: Europeans, Guarani, and the Global Origins of Modern Economy. Stanford University Press, 2021.
3. Chun C.W. (Author). A World without Capitalism? Alternative Discourses, Spaces, and Imaginaries. Routledge, 2021.
4. Ginn F., Palmer J., Ernwein M. The Work That Plants Do: Life, Labour, and the Future of Vegetal Economies (Social and Cultural Geography). Transcript Publishing, 2021.
5. Anderson Krog H. State Profiles 2021: The Population and Economy of Each U.S. State (U.S. DataBook Series). Bernan Press, 2021.
6. Desjardins J. Signals: The 27 Trends Defining the Future of the Global Economy. Wiley, 2021.
7. Cooperrider D., Selian A., Brodin J. The Business of Building a Better World: The Leadership Revolution That Is Changing Everything. Berrett-Koehler Publishers, 2021.
8. Shi-Ling Hsu. Capitalism and the Environment: A Proposal to Save the Planet. Cambridge University Press, 2021.