21. Mor Z., Adler A., Leventhal A. Tuberculosis behind bars in Israel: policy making within a dynamic situation // Isr. Med. Assoc J. - 2008. - Vol. 10, № 3. - Р. 202-206.
22. Roberts C.A., Lobato M.N., Bazerman L.B., Kling R., Reichard A.A., Hammett T.M. Tuberculosis prevention and control in large jails: a challenge to tuberculosis elimination // Am. J. Prev. Med. - 2006. -Vol. 30, № 2. - P. 125-130.
23. Sosa L.E., Lobato M.N., Condren T. [et al.]. Outbreak of tuberculosis in a correctional facility: consequences of missed opportunities // Int. J. Tuberc Lung Dis. - 2008. - Vol. 12, № 6. - Р. 689-691.
Галимзянов Халил Мингалиевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: [email protected]
Ишков Юрий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор кафедры наркологии и психотерапии ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-51-36, e-mail: [email protected]
УДК 214.2.07:61(07.7)
© Н.Н Касаткин, 2011
Н.Н Касаткин
РОЛЬ ЦЕНТРА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
Клиническая подготовка является основой медицинского образования, а метод обучения у постели больного - преобладающий. В тоже время, обучение студентов врачебному искусству у постели больного при существующих нормативно-правовых актах, может нарушать право пациента на оказание ему качественных медицинских услуг, а правила биоэтики и принципы деонтологии - ограничивать взаимодействия студентов с пациентами в учебном процессе. Современные медицинские фантомы, тренажеры и симуляторы, оснащенные электронной аппаратурой, позволяют моделировать не только простые мануальные действия, но и имитировать симптомы и ситуации, необходимые для практического обучения на разных этапах образования врачей. Они демонстрируют проявления патологических состояний, требующие экстренных действий бригады врачей по оказанию комплексной врачебной помощи, моделируют изменения состояния пациента после проведенных лечебных мероприятий. Центры практических навыков позволяют повысить качество освоения студентом учебного материала. При этом данное обучение соответствует требованиям безопасности допуска студентов к участию в оказании медицинской помощи гражданам, значительно уменьшает степень риска их практической деятельности.
Ключевые слова: технология обучения, практические умения и навыки, медицинские тренажеры и симуляторы, имитационное моделирование ситуации, междисциплинарный (межкафедральный) подход обучения.
N.N. Kasatkin
THE SIGNIFICANCE OF PRACTICAL SKILLS CENTRE IN THE PROCESS OF MODERNIZATION OF QUALITY CONTROL OF EDUCATION AT THE MEDICAL INSTITUTE
The clinical training is the basis of medical education, the method of training at patient's bed should be the main one. But the training of students at patient's bed may break patient's right on getting qualitative medical service and the rules of bioethics and principles of deontology may limit the relations of students with patients during the educational process. Modern medical phantoms, trainers and simulators with electronic apparatuses give the possibility to model simple and complex manual actions, to imitate symptoms and situations necessary for practical work at different steps of medical education. They demonstrate manifestations of pathological conditions demanding extreme actions of doctors in case of rendering complex medical help, modelling the changes of patiet's condition after curative measures. The centres of practical skills give the way to increase the quality of academic material and its learning by students. This type of teaching corresponds to demands of safety of students to participation in rendering medical aid to people, decrease the risk degree of their practical activity.
Key words: training technology, practical skills and capabilities, medical trainers and simulators, imitative modelling of situation, interdisciplining (interdepartment) method of training.
Выдающийся русский педагог, ученый и писатель Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.) говорил: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, применение конструкторов, контроль, допуски и браковка».
В настоящее время организационные системы обучения высшего профессионального образования связаны с термином «технология обучения».
Технология обучения - есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания.
Может возникнуть уместный вопрос: В чем разница между организационной системой обучения и технологией обучения? Содержание, методы, приемы, средства, виды деятельности участников процесса обучения организационной системы присущи и технологии обучения, но если организационная система обучения отвечает на вопросы: чему обучать? как обучать? зачем обучать?, то технология обучения, прежде всего, отвечает на вопрос как обучать с одним существенным дополнением: как обучать результативно.
Анализируя современную педагогическую литературу по методам обучения, можно сделать два вывода:
Вывод 1. Методы обучения - это способы заранее спроектированной совместной деятельности преподавателей и студентов, в ходе которой осуществляются обучение, воспитание, развитие умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры обучаемых.
Вывод 2. Все методы обучения (лекции, семинары, конференции, изучение наглядных пособий и препаратов, учебные исследования, учебные деловые игры, решение ситуационных задач и т.д.), можно объединить в две принципиально разные группы: «методы ознакомления с информацией» и «методы выполнения обучающих заданий».
На разных этапах достижения целей обучения в медицинском вузе методы обучения характеризуются разной степенью активности участников процесса обучения. Так, во время чтения лекции активность резко смещается в сторону преподавателя, хотя студенты тоже выполняют определенную деятельность - воспринимают новую информацию по дисциплине. На семинарах педагогическое взаимодействие участников этого процесса выравнивается - под руководством преподавателя студенты конкретизируют и закрепляют знания, полученные ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. При отработке практических навыков, прохождении производственной (учебной) практики в лечебных (фармацевтических) учреждениях студенты выполняют элементы своей будущей профессиональной деятельности, а преподаватель - контролирует их работу.
Так как в целях обучения студентов медицинских вузов главенствует задача практической подготовки выпускников, то «методы выполнения обучающих заданий» должны преобладать над «методами ознакомления с информацией». При этом «методы выполнения обучающих заданий», целью которых является формирование практических навыков, могут реализовываться только с применением деятельностного подхода в обучении. Суть методик данного подхода состоит в том, чтобы учить студента действиям и деятельности, а не знаниям их применять.
В высшей медицинской школе под термином «практическое умение» понимается умение выполнять конкретное простое действие (мануальное, сенсорное, умственное), которое входит в состав более сложного профессионального действия врача. Практическое умение, доведенное до автоматизма, характеризуется как навык. Древние греки говорили: «Многознание уму не научает». Следовательно, в обучении необходимо создавать условия, при которых студент имеет возможность неоднократно, до полного овладения, выполнять действия, которые находятся под контролем правильности их выполнения.
Одним из способов улучшения качества подготовки специалистов, и это давно известно, является преподавание с использованием технических средств обучения. Но если в процессе овладения навыками, например управления самолетом или агрегатами атомной станции, контакт обучаемого с реальным объектом исключен до получения и качественного усвоения полного комплекса практических навыков на тренажерах, то в медицинском образовании приобретение практических навыков осуществляется студентами на реальном больном, т.е. на «объекте». Такое положение было оправдано и приемлемо в прошлом, но в век интенсивного технического развития оно противоречит научному подходу в обучении и здравому смыслу. Человек представляет более сложную систему, чем приведенные в качестве примера технические объекты, и дефекты медицинских манипуляций для пациента имеют не меньшие личностные последствия, чем социальные последствия авиакатастрофы или взрыва при аварии на АЭС.
Клиническая подготовка является основой медицинского образования, а метод обучения у постели больного - преобладающий. В тоже время, обучение студентов врачебному искусству у постели больного, во-первых, при существующих нормативно-правовых актах, может нарушать право пациента на оказание ему качественных медицинских услуг, а правила биоэтики и принципы деонтологии - ограничивать взаимодействия студентов с пациентами в учебном процессе. Во-вторых, преподаватель этот процесс, по разным причинам, в том числе и причинам объективного характера, реально полностью не контролирует. Поэтому нет уверенности, что каждый студент в объеме конкретной учебной дисциплины освоил правильные действия и деятельность, а не их подобие.
Получение студентом практических навыков у постели больного имеют еще одну, не урегулированную нормативно-правовыми актами, проблему. Сегодня лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) оказались (в подавляющем большинстве) на муниципальном уровне, а медицинские вузы - на федеральном. Возникают вопросы: как «федеральных» студентов обучать практическим навыкам в муниципальном ЛПУ? Каким образом «федеральным» студентам предоставить больных? В условиях жестких требований страховой медицины возьмет ли врач стационара на себя ответственность за познавательно-обучающую деятельность студента?
Сложившаяся ситуация, а также, и это главное, ответственность медицинских вузов Российской Федерации за практическую подготовку выпускников, соответствующую требованиям безопасности допуска их к осуществлению медицинской помощи пациентам, предопределили использование в практическом обучении последних достижений науки и техники. В вузах вне стационара ЛПУ стали организовываться центры практических навыков (фантомные центры практической подготовки, модули фантомного обучения при кафедрах), где обучение студентов диагностическим и лечебным манипуляциям стало проводиться на медицинских фантомах, тренажерах и симуляторах.
Создание инновационного подхода в практическом обучении было продиктовано и одним из направлений Национального проекта «Образование», а также требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 января 2007 года № 30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам», в соответствии с которым к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах), тренажерах.
Межкафедральный центр практических навыков создается и в Астраханской государственной медицинской академии. Его организационное начало было положено в сентябре 2008 года, когда академией были приобретены 34 фантома и тренажера, позволяющие сегодня студентам из общего перечня базовых навыков и умений среднего уровня профессионального образования освоить 45 практических манипуляций.
Современные фантомы, тренажеры и симуляторы, оснащенные электронной аппаратурой, позволяют моделировать не только простые мануальные действия, но и имитировать симптомы и ситуации, необходимые для практического обучения на разных этапах образования врачей. Они демонстрируют проявления патологических состояний, требующие экстренных действий бригады врачей по оказанию комплексной врачебной помощи, моделируют изменения состояния пациента после проведенных лечебных мероприятий. Поэтому создание и функционирование центра практических навыков вне стационара ЛПУ - мероприятие дорогостоящее, требующее как финансовых вложений, так и наличия подготовленных кадров для реализации технологии обучения.
Вузы, имеющие или создающие подразделение практических навыков, имеют разную степень финансирования, в связи с чем, подходы по созданию такого подразделения индивидуальны. Между тем, представляется целесообразным рассмотреть отдельные вопросы функционирования этого подразделения.
Сразу следует подчеркнуть, что приобретение вузами медицинского оборудования для создания модулей фантомного обучения на отдельных кафедрах - бесперспективно (исключение составляют кафедры стоматологического профиля), т. к. данный учебный процесс требует междисциплинарного (межкафедрального) подхода, использования комплексных методик обучения, которые могут реализовываться отдельной (самостоятельной в структуре вуза) командой преподавателей с высокой педагогической и клинической компетентностью.
Количество фантомов, тренажеров и симуляторов в центре, а также штат сотрудников центра должны обеспечивать высокую пропускную способность студентов. Наиболее приемлемым, по конечному результату, представляется проведение занятий с малыми группами - по 5-6 человек. При таком подходе пропорционально увеличивается качество усвоения материала, возрастает контроль со стороны преподавателя, появляются возможности для перехода приобретенных умений в навыки.
Для обеспечения высокого качества практической подготовки только наличия фантомов, тренажеров и симуляторов недостаточно. В методическом обеспечении учебного процесса в центре должны преобладать методы активного обучения. Конечно, можно идти традиционным путем: преподаватель - фантомы (тренажеры, симуляторы) - студент, но принцип имитационного моделирования клинических и чрезвычайных ситуаций представляется более перспективным. По своей сути имитационное моделирование ситуации представляет групповое упражнение, в ходе которого с помощью заданий студенты под руководством преподавателя воспроизводят профессиональную обстановку, сходную по основным существенным характеристикам с реальной. Сегодня данный подход в системе среднего и высшего профессионального образования считается инновационным и активно применяется в разных по профилю вузах России и за рубежом.
Работа центра при междисциплинарном (межкафедральном) подходе обучения позволяет контролировать приобретение студентом практических умений и навыков на всех этапах (курсах) подготовки специалиста, в том числе контролировать подготовленность студентов к прохождению производственных практик. Допуск студентов к прохождению производственной практики посредством зачета позволит исключить действующий сегодня подход, когда студент допускается к производственной практике автоматически, при условии успешного освоения теоретического учебного материала и сдачи экзаменационной сессии.
Вывод. В условиях центра содержание междисциплинарного обучения с использованием фантомов, тренажеров и симуляторов позволяет разрешить возникшие проблемы, повысить качество освоения студентом учебного материала. При этом данное обучение соответствует требованиям безопасности допуска студентов к участию в оказании медицинской помощи гражданам, значительно уменьшает степень риска их практической деятельности.
Касаткин Николай Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-51-54, (8512) 72-85-01, e-mail: [email protected]
УДК 616-053.31-036.88:312.1
© И.Е. Квятковский, Л. А. Гальцева, И. Л. Халтурина, 2011
И.Е. Квятковский, Л.А. Гальцева, И.Л. Халтурина РОЖДАЕМОСТЬ И МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Министерство здравоохранения Астраханской области
Целью исследования явился анализ рождаемости и младенческой смертности в Астраханской области. При оценке показателей рождаемости установлено, что за период 1990-1999 гг. показатель рождаемости планомерно снижался с 15,1%о в 1990 г. до 9,5 %о в 1999 г. С 2000 г. в Астраханской области наблюдается увеличение рождаемости, показатель вырос с 9,7%о (2000 г.) до 14,2 %о (в 2009 г.). Показатель младенческой смертности снизился с 16,4%о (1990 г.) до 8,2 %о (в 2009 г.). В 2009 г. ведущими причинами младенческой смертности были отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 39,5% (1990 г. - 43,8%) и врожденные аномалии развития - 29,0% (1990 г. - 25,7%).
Ключевые слова: Астраханская область, рождаемость, младенческая смертность.
I.E. Kvyatkovskyi, L.A. Galtseva, I.L. Halturina THE BIRTH RATE AND INFANT MORTALITY IN THE ASTRAKHANIAN REGION
The aim of investigation is to do analysis of birth rate and infant mortality in the Astrakhanian region. It was stated that during the period of 1990-1999 the index of birth rate was decreasing from 15,1% in 1990 to 9,4% in 1999. Since 2000 in the Astrakhanian region there was observed the increase of birth rate, the index -9,7% in 2000, 14,3% in 2009, the index of infant mortality decreased - 15,9% in 1990 to 7,9% in 2009. The main reason of infant mortality was the condition appearing during perinatal period - 39,5% (in 1990 - 43,8%) and congenital abnormalities of development - 29,0% (in 1990 - 25,7%).
Key words: the Astrakhanian region, birth rate, infant mortality.
Современная демографическая ситуация в Астраханской области конца XX столетия и начала XXI столетия, как и в Российской Федерации (РФ) в целом, является следствием социально-экономического кризиса, имевшего место в последние десятилетия. В связи с чем, одним из важнейших направлений государственной политики, определенных Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ, является улучшение демографической ситуации в стране, повышение рождаемости и создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей.
Приоритетным направлением в деятельности министерства здравоохранения Астраханской области является вопрос охраны здоровья женщин и детей, а изучение демографической ситуации в регионе проводится для рациональной организации деятельности учреждений охраны материнства и детства, определения ближайших и отдаленных перспектив планирования материально-технических и кадровых ресурсов медицинской помощи женщинам и детям.
Цель исследования: анализ рождаемости и младенческой смертности в Астраханской области за период с 1990-2009 гг.
Астраханская область относится к Южному Федеральному округу (ЮФО). Площадь Астраханской области равна 44,1 тыс. км2, что составляет 0,3% от всей территории РФ. На севере Астраханская область граничит с Волгоградской областью, на западе - с Калмыкией, на востоке - с Казахстаном, а на юге омывается водами Каспийского моря. Область имеет в своем составе 11 муниципальных районов, закрытое административное территориальное образование (ЗАТО) г. Знаменск и административный центр г. Астрахань, в котором на