Научная статья на тему 'Роль ценностей в поликультурном мире'

Роль ценностей в поликультурном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / КАРТИНА МИРА / FEDERAL STATE STANDARD / CULTURAL COMPETENCES / AXIOLOGY / VALUES / PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушникова Ольга Валентиновна

Рассматриваются вопросы формирования аксиологической картины мира у студентов в соответствии с задачами, поставленными ФГОС третьего поколения. Приводится определение ценностей и их классификация, а также результаты межвузовского исследования ценностных ориентиров студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушникова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values Role in the Polycultural World

The article examines the questions of the axiological picture of world formation with the higher school students in accordance with the task set by the third generation federal state standard in education. Definition of the values and their classification as well as the results of interuniversity research of the students basic set of values are presented

Текст научной работы на тему «Роль ценностей в поликультурном мире»

УДК 008+80

Ушникова Ольга Валентиновна Olga Ushnikova

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ

VALUES ROLE IN THE POLYCULTURAL WORLD

Рассматриваются вопросы формирования аксиологической картины мира у студентов в соответствии с задачами, поставленными ФГОС третьего поколения. Приводится определение ценностей и их классификация, а также результаты межвузовского исследования ценностных ориентиров студентов

Ключевые слова: ФГОС, общекультурные компетенции, аксиология, ценности, картина мира

The article examines the questions of the axiologi-cal picture of world formation with the higher school students in accordance with the task set by the third generation federal state standard in education. Definition of the values and their classification as well as the results of interuniversity research of the students’ basic set of values are presented

Key words: federal state standard, cultural competences, axiology, values, picture of the world

Процессы глобализации, интеграции и мобильности в международном сообществе становятся неотъемлемой частью современной жизни. Российская молодежь должна и может соответствовать требованиям современного мира и стать эффективным участником мировых процессов. Однако довольно часто интеркоммуникация происходит через призму национального контекста и нередко не удается понять особенности поведения и реакции людей другой культуры и донести мысль без смысловых потерь. Большинство проблем возникает по причине незнания культуры страны — партнера по международному общению. Только понимание культуры в широком смысле, в том числе осведомлённость о ценностях, обычаях, традициях, правилах поведения людей, их менталитете, привычках и национальном контексте в целом могут гарантировать успешное взаимодействие.

Как показывает практика, необходимо переходить к метапредметному изучению дисциплин, целенаправленно интегрируя культурологический подход с изучением иностранного языка или других дисциплин гуманитарного цикла. На данный момент

изучение культурологической составляющей в основном ведется по направлению «Межкультурная коммуникация». Однако без специального, нацеленного формирования общекультурной компетенции велика вероятность возникновения ошибок в межкультурном общении и, как следствие, коммуникативная неудача.

Проблема формирования общекультурной компетенции стала особенно актуальной в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. В приказе Рособразования от 10.02.2010 № 109 говорится о задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования и о главенствующей роли компетенций в подготовке специалиста — профессионала. Под компетенцией понимается способность человека применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Выпускник высшего учебного заведения должен продемонстрировать сформированность таких общекультурных компетенций, как:

— способность анализировать мировоз-

зренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

— способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

— готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (Приказ).

О о о

Знание ценностей своей культуры и культуры своего соседа — один из критериев сформированности общекультурных компетенций. Прежде чем выявить, что современные молодые люди знают о ценностях родной им культуры и культур других стран, необходимо определиться с самим понятием «ценности», изучить его признаки и составляющие и существующие классификации ценностей.

В процессе коммуникации и наблюдения человек овладевает языком и культурой; с раннего возраста учится определять для себя полезность или пагубность каких-то событий и явлений окружающего мира. Оценивая их с точки зрения добра и зла, он начинает осознавать их ценность. Создается аксиологическая картина мира, в результате чего образуется ценностное отношение человека к миру. Категория ценностей формируется в сознании людей, когда они сравнивают разные явления, осмысливают окружающую действительность, определяют важность и существенность происходящего. Аксиологическое отношение к предмету / явлению определяет его ценность для человека.

Данный процесс начинается, как уже было отмечено, в детстве и продолжается в сознательном возрасте, потому что в жизни человека нередко изменяется отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности и, как следствие, происходит переоценка одних ценностей и возникновение других. Одновременно происходит два процесса: культурное наследие передается от одного поколения к другому и параллельно возникают новые ценности, часто не

принимаемые старшим поколением.

Именно ценностные отношения определяют социальное взаимодействие и играют важнейшую роль в культуре, поскольку устанавливают отношения людей с природой и социумом. Ценности можно определить как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества ( благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)» (ФС1). В толковом словаре С. И. Ожегова ценность определена кратко — «важность, значение», а ценности — «ценный предмет, явление» (ТСО).

Американские этнологи и этнопсихологи К. Клакхон и Ф. Стродбек подчеркивают значение ценностей как принципов, которые придают стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности при решении общих человеческих проблем (ЫискИоп С., Я^оёЬеск Р., 157). Хотя ценности и являются свойством явлений и предметом, они — не когерентная их характеристика, а присущи предметам и явлениям в силу их вовлеченности в сферу общественного бытия и социальных отношений. Они служат ориентиром в окружающей действительности. Ценности выражаются в нравственных нормах, принципах, идеалах, целях и установках (ЭТС). Регулятивно-целевое значение ценностей отмечено и в работах А.В. Кирьяковой (А.В. Кирьякова, 22).

Необходимо подчеркнуть прагматический потенциал ценностей, определяемый ролью предмета или явления в обществе, в то время как сам предмет / явление без медиатора никакой ценности не представляет (СТП). Таким медиатором выступает человек.

Определенную сложность представляет систематизация ценностей, т.к. в работах изложены различные классификации. Различают материальные, духовные и общественно-политические ценности, а также, согласно аксиологической шкале, положительные и отрицательные ценности

(Электронные словари и Энциклопедии).

Кроме того, выделяют витальные (здоровье, безопасность), социальные (социальный статус человека, его образовательный уровень), религиозные (бог, вера), моральные ( добро, достоинство) , политические (свобода слова, законность) и эстетические ( красота, гармония) ценности (К.С. Романова). Есть также ценности экономические ( богатство) , вечные ( добро) , логические ( полезное и пригодное) , этические (истина) (Философский словарь).

Один из основоположников аксиологии Р.Б. Перри в своих работах «Общая теория ценностей» и «Сфера ценностей» выделил истинные и ложные, сложные и простые, развитые и неразвитые, позитивные и негативные, сложные и простые, скрытые и активные ценности (цит. по А.В. Кирьяко-ва, 7).

Роль ценностей в жизни человека неоспорима и их понимание является ключом к сохранению культуры. Осознание же ценностных ориентиров представителей других культур облегчает межкультурное взаимодействие и помогает преодолеть культурный барьер. В плане межкультурной коммуникации совокупность материальных и духовных ценностей составляют культуру. Диалог культур — это равноправный обмен продуктами созидательной деятельности человека (З.К. Сабитова). Особенно это важно понимать в ситуации, когда настолько обострились глобальные проблемы и так актуален вопрос их разрешения. Глобализация проявила истощение культурного потенциала и ценностей, прежде всего духовных.

Среди основных глобальных проблем выделяют отношения между Востоком и Западом, человеком и обществом, социумом и природой (А.И. Пушкарь), т.е. все те отношения, которые в немалой степени регулируются нашими ценностными представлениями. Ключом к разрешению глобальных проблем современности является синтез культуры и духовных ценностей. Более того, только при таком синтезе может быть успешным взаимодействие культур Восток-Запад (ibid). Речь не идет о взаи-

мопроникновении культур, т.к. именно национальные особенности создают самобытность культуры и многообразие мировых культур. Современному жителю глобального мира необходимо знать и уважать ценности культуры другого народа.

Следует уточнить приведенное определение, ибо в современных условиях речь идет уже не только о диалоге, но и о полилоге культур. Таким образом, полилог культур не только подразумевает обмен продуктами деятельности, но и учет широкого национального контекста, включающего особенности национального менталитета, характера, и, что немаловажно, ценности культуры.

Какие ценности знает современная молодежь? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нами проведен опрос среди студентов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (За-бГГПУ) — 27 респондентов и Читинского государственного университета (ЧитГУ) — 23 респондента, в котором студентов попросили дать определение понятия «ценности» и назвать основные ценности русской,

о о / о о о

английской / американской и китайской культуры. Эти две культуры были выбраны в связи с тем, что английский язык является общепринятым языком мирового общения, а Китайская народная республика

о о Г"> ^ о

— ближайший сосед Забайкальского края. Как показали итоги опроса студентов третьего курса факультета иностранных языков ЗабГГПУ и студентов второго курса горного института ЧитГУ, хотя определение понятия «ценности» и представляет для студентов определенную сложность, тем не менее, основные его составляющие были отмечены.

Согласно коллективному определению студентов, ценности — это важность, значимость, то, что дорого для человека или общества, что приносит пользу обществу, то, что хранят и чем дорожат из века в век; то, что нужно поддерживать, то, ради чего живут люди; то, что необходимо и не может быть оспорено. Ценности — это совокупность представлений о добре и зле, то, что не хочется терять, моральные установки /

принципы, заложенные в детстве, духовный мир человека. Более конкретно, ценности — это культура, искусство, польза, смысл, национальное богатство, материальные или духовные блага.

В качестве основных ценностей русской культуры называются памятники, обычаи, традиции, праздники ( это самые популярные ответы); а также церковь, исторические ценности, храмы, парки, литература, поэзия, природа, искусство, живопись, театр, язык, доброта, простота, образованность, богатая история, открытая душа, гостеприимство, щедрость, самопожертвование, здоровье, семья, патриотизм и даже матрешки. Ряд респондентов отмечает, что в последнее время материальные ценности вытесняют исконные русские духовные ценности.

Из 50 респондентов 18 затруднились назвать основные ценности американской культуры и 20 — китайской. Среди основных ценностей американской / английской культуры студенты называют, прежде всего, памятники, праздники, традиции, обычаи, музыку и язык, а также деньги, карьеру, материальный достаток, социальное положение, открытость культуры, свободу, оптимизм, личное пространство, толерантность, вежливость. Кроме того, упомянуты ВеаИе8, футбол, Голливуд.

Памятники, религия, язык, трудолюбие, покорность, сплоченность народа, история, культура, церемонии, подчинение государственной системе, конфуцианство, философия, мудрость, письменность, а также китайская стена, единоборства, фарфор и чай — основные, по мнению студентов, ценности китайской культуры.

Следует отметить, что, описывая ценности, характерные для русской и китайской культур, студенты называют в основном духовные, а говоря об американской культуре, упоминают материальные ценности.

Таким образом, можно сказать, что, хотя имплицитно понятие «ценности» и осознается всеми респондентами, его эксплицитная вербализация представляет определенную сложность. В основном называются переферийные признаки, и редко

кем четко обозначаются центральные его составляющие. Кроме того, в умах студентов смешаны такие понятия, как стереотипы, традиции и обычаи, особенности национального характера и ценности. Что касается конкретных ценностей разных культур, то ответы здесь не отличались развернутостью и подробностью, отсутствует хоть сколько-нибудь целостное и систематизированное представление о ценностях. Около 50 % студентов называют памятники, обычаи и традиции основными ценностями трех культур.

Взаимодействие разных культур предполагает способность людей усваивать и ассимилировать ценности других культур (Е.А. Соколков, 61). Исходя из сказанного, имеется насущная необходимость интегрировать изучение ценностей с другими предметами общепрофессиональной подготовки будущих специалистов для того, чтобы у студентов сформировалось полноценная аксиологическая картина мира. Результаты воспитания и образования в высшей школе могут быть гораздо лучше, если будет иметь место симфония «дидактического союза» науки, образования, культуры, базирующаяся на единых духовно-нравственных ценностях (Д.В. Чернилевский, 144-145).

Как в 1949 г. отметил Карл Манхейм, система ценностей, характеризующая данное общество, является результатом той духовной работы, которая осуществляется этим обществом (Манхейм К. Диагноз нашего времени / цит. по Кирьякова А.В., 17) . Успех в решении глобальных проблем, успешность актуальной сейчас программы академической мобильности, сохранение духовной культуры общества в немалой степени зависит от того, знаем ли мы свои ценности и ценности других культур и готовы ли мы жить в условиях уже не только диалога, но в условиях полилога культур и готово ли общество и, в данном случае, высшая школа к такой духовной работе. Специализированное и нацеленное обучение и развитие у студентов аксиологической картины мира может быть одним из способов достижения обозначенных целей и развития общекультурных компетенций.

Литература

1. Кирьякова А.В. Теория ценностей — методологический базис / аксиологии образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orenport.ru/axiology/docs/3/3.pdf.

2. Приказ Рособразования от 10.02.2010 № 109 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/actual/urobr/12552/.

3. Пушкарь А.И. Цивилизация, культура, духовные ценности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2005. — С. 22-26.

4. Романова К.С. Трансформация ценностей как индикатор изменения общества и личности / Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук 2008. — Вып. 8. — С. 165-179.

5. Сабитова З.К. Межкультурная коммуникация и обмен культурными ценностями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://world.russianforall.ru/upload/iblock/3cb/sabitova.doc.

6. Соколков Е.А., Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. — Изд-во: Университетская книга, Логос, 2008. — 207 с.

7. Чернил евский Д. В., Петракова Т. И. О модернизации образования на основе духовнонравственных ценностей / Высшее образование в России. — № 4. — 2010. — С. 144-147.

8. F. Kluckhon and F. Strodbeck, Variation in Value Orientations, Peterson & Co., 1961. — p.

157.

9. Мир словарей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_ bes/cennost-69111.html.

10. СТП — Словарь терминов по психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.onlinedics.ru/slovar/fil/c/tsennost.html.

11. ТСО — Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// slovarozhegova.ru/

12. ФС1 — Философский словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovar.plib. ru/dictionary/d39/162.html.

13. ФС2 — Философский словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. onlinedics.ru/slovar/fil/c/ tsennost.html.

14. ЭСЭ — Электронные словари и Энциклопедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slovar.plib.ru/

Коротко об авторе____________________________________________________Briefly about the author

Ушникова О.В., канд. филол. наук, доцент, Забай- O. Ushnikova, Candidate of Philological Sciences, as-

кальский государственный университет (ЗабГУ) sociate professor of the social-cultural service and tour-

Тел.: (3022) 32-46-11 ism department, Zabaikalsky State University (ZabGU)

Научные интересы: лингвистика текста, методи- Scientific interests: text linguistics, methodology of

ка преподавания иностранных языков, межкультур- foreign languages teaching, inter-cultural communica-

ная коммуникация tion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.