Научная статья на тему 'Роль трудовых отношений в условиях модернизации экономики России'

Роль трудовых отношений в условиях модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LABOR RELATIONS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC MODERNIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ECONOMIC EFFICIENCY / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / SOCIAL JUSTICE / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА / THE INTERNATIONALIZATION OF THE LABOR MARKET / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / THE INTENSIFICATION OF MIGRATORY FLOWS / НЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / NON-INSTITUTIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луковцева Анна Константиновна

В статье рассматриваются вопросы реструктуризации трудовых отношений в условиях модернизации экономики и, соответственно, изменения государственной политики регулирования рынка труда. Обозначены проблемы управления трудовой сферой в современной России. Дается оценка законодательной базы регулирования трудовых отношений с учетом нового Трудового Кодекса. Исследуется современная концепция регулирования социальнотрудовых отношений. Предложена систему показателей для оценки исходного и прогнозного состояниярынка труда и социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LABOR RELATIONS IN THE MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY

The article deals with the restructuring of labor relations in the context of economic modernization, and thus change government policy regulating the labor market. The problems of labor management area in modern Russia. Assesses the legal framework regulating labor relations in the light of the new Labour Code. We study the modern concept of regulation of social-labor relations. We propose a system of indicators to assess the initial and forecast of state of the labor market and social welfare.

Текст научной работы на тему «Роль трудовых отношений в условиях модернизации экономики России»

ЛУКОВЦЕВА А.К.

РОЛЬ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы реструктуризации трудовых отношений в условиях модернизации экономики и, соответственно, изменения государственной политики регулирования рынка труда. Обозначены проблемы управления трудовой сферой в современной России. Дается оценка законодательной базы регулирования трудовых отношений с учетом нового Трудового Кодекса. Исследуется современная концепция регулирования социально-трудовых отношений. Предложена систему показателей для оценки исходного и прогнозного состояниярынка труда и социальной сферы.

LUKOVCEVA А^

THE ROLE OF LABOR RELATIONS IN THE MODERNIZATION OF

RUSSIAN ECONOMY

The article deals with the restructuring of labor relations in the context of economic modernization, and thus change government policy regulating the labor market. The problems of labor management area in modern Russia. Assesses the legal framework regulating labor relations in the light of the new Labour Code. We study the modern concept of regulation of social-labor relations. We propose a system of indicators to assess the initial and forecast of state of the labor market and social welfare.

Ключевые слова: трудовые отношения, модернизация экономики, экономическая эффективность производства, социальная справедливость, интернационализация рынка труда, интенсификация миграционных потоков, неин-ституционализированные отношения.

Keywords: labor relations, economic modernization, economic efficiency, social justice, the internationalization of the labor market, the intensification of migratory flows, non-institutional relations.

Сложность регулирования трудовых отношений состоит в необходимо -сти достижения определенного баланса между обеспечением социальной справедливости и экономической эффективностью производства. Такой баланс достигается разными методами. В развитых странах помимо законодательного регулирования, гарантирующего занятому населению достаточно высокое качество трудовой жизни, широкое распространение получили системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Немаловажное значение имеют и неинституционализированные отношения, определяемые культурно-историческими традициями. К важным механизмам регулирования трудовых отношений относится политика государства на рынке труда.

К ключевым факторам изменения характера социально-трудовых отношений в первую очередь следует отнести экономико-технологические факторы, предопределяющие кардинальное изменение самого характера труда, а также механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Прежде всего, это появление новых наукоемких отраслей и секторов экономики, рост роли творчества в процессе производства, качественно новое место образования, здравоохранения, культуры как отраслей, вносящих все более весомый вклад в производство ВВП. Достаточно сказать, что около 2/3 новых рабочих мест в ЕС создаются в последние годы в наукоемких отраслях, тогда как сокращаемые (особенно интенсивно в период кризиса) рабочие места относятся к традиционным секторам экономики. В то время как социально-политические факторы (распространенность демократических институтов, представляющих различные стороны социально-трудовых отношений, традиции учета мнения профсоюзов в политической борьбе), напротив, во многом способствуют сохранению сложившихся ранее отношений. Кулътур-но-исторические традиции (например, существование общественного договора в европейских странах или японский стиль «жизни во имя работы»), не получая формализованного закрепления законодательно, в реальности оказывают влияние на характер трудовых отношений. Интернационализациярынка труда, интенсификация миграционных потоков и связанные с этим экономические и социальные процессы, в том числе «демпинговое» предложение рабочей силы из менее развитых стран, является фактором, ухудшающим позиции местных работников и приводящим к снижению уровня их трудовых доходов.

В целом в условиях модернизации экономики трудовые отношения подвергаются серьезной реструктуризации: занятость становится все менее стабильной. Естественно, что проблемы регулирования трудовых отношений невозможно решать лишь в рамках отдельного предприятия. Перекладывание решение проблем занятости на «плечи» фирм и предприятий заведомо обрекает бизнес на резкое снижение его эффективности, уменьшает стимулы к инвестиционной активности. Особенно это относится к модернизирующимся производствам, несущим значительные экономические издержки и риски. В этих условиях повышается роль государства как участника процесса регулирования трудовых отношений, а следовательно, роль и значение государственной политики занятости как одного из важнейших механизмов регулирования трудовых отношений.

Цель государственной политики регулирования рынка труда в условиях модернизации: формирование качественных характеристик занятого населения, отвечающих современным требованиям; формирование прогрессивной отраслевой и профессионально-квалификационной структуры занятых, обеспечение баланса между спросом и предложением на рынке труда; недопущение значительной по масштабам застойной безработицы; регулирование размеров минимальной заработной платы, стандартов условий труда; контроль за выполнением правил коллективных переговоров, обеспечение бесконфликтности развития бизнеса.

Главное, что характеризует современное состояние системы регулирования социально-трудовых отношений в развитых странах, это то, что она по-прежнему в состоянии решать основную стратегическую задачу - с одной стороны, социализировать экономику, а с другой - повышать ее эффективность.

Таким образом, государственное регулирование трудовых отношений выполняет двоякую задачу: сочетание экономических и социальных критериев. Приведем выдержку по этому поводу из доклада Минтруда США, в котором сформулированы стратегические цели развития рынка труда США до 2011 года [11]: «Масштабы глобализации продолжают расширяться ... Природа конкуренции на глобальном рынке меняется по мере того, как работники, технологии, капиталы все более свободно и легко перемещаются между странами. В экономике XXI века навыки, обучение и подготовка кадров являются ключевыми факторами для сохранения высокой конкурентоспособности страны... Сохранение высококвалифицированной рабочей силы будет одним из ключевых факторов, дающих сравнительное преимущество США в глобальной экономике будущего». Для реализации заявленных целей Министерство труда США «содействует развитию и обеспечивает благосостояние граждан США, ищущих работу, получающих зарплату или вышедших на пенсию, путем улучшения условий их труда, повышения возможностей иметь хорошо оплачиваемую работу, защищая пенсионные и страховые выплаты, содействуя работодателям в поиске работников, усиливая роль свободных коллективных переговоров, а также отслеживая изменения в области занятости, ценообразования и других показателей национальной экономики». В этом документе цели стратегического плана развития трудовых отношений США на 2006-2011 годы сформулированы таким образом: поддержание эффективного предложения на рынке труда ("Подготовка рабочей силы"), формирование спроса на рабочую силу ("Конкурентоспособность рабочей силы"), поддержание социальных стандартов занятости ("Безопасные защищенные рабочие места") и поддержание институциональных рамок развития трудовых отношений ("Усиление экономической защиты"). Эти цели составляют каркас не только стратегического планирования, но и бюджетирования и отчетности и должны позволить экономике США эффективно конкурировать в условиях «расширяющейся глобализации».

В условиях глобализации высокая цена труда, складывающаяся на национальных рынках труда развитых стран, делает собственную рабочую силу менее конкурентоспособной по сравнению с развивающимися странами, в то время как работодатели получают дополнительные возможности, связанные с повышением мобильности производств и капиталов. Такие угрозы в настоящее время стали уже реальностью для многих развитых стран, откуда идет активная «передислокация» рабочих мест. В Европе, например, для сохранения стабильности социально-трудовых отношений создан Европейский фонд глобализации для поддержки граждан в случае потери работы из-за переноса производств в страны третьего мира. Бюджет Фонда составляет до 500 миллионов евро в год и рассчитан на помощь 35-50 тысячам человек в год [10].

Деньги должны идти как на помощь в создании собственного бизнеса, так и на переобучение и повышение квалификации тех, кто оказывается под угрозой увольнения. Не случайно в этой связи и наступление на профсоюзы как главного института защиты социально-экономических прав работников. Показательны слова одного из лидеров американского профсоюзного объединения АФТ-КПП Дж. Мазура: «Компании США активно используют угрозу перевода своих мощностей в Китай или Мексику, чтобы понизить наши зарплаты и увеличить свои доходы» [14]. Статистические данные свидетельствуют о глобальном «переселении» бизнесов в развивающиеся страны, например, более половины рабочих мест, перемещающихся из США в Мексику и 34% рабочих мест, перемещающихся из США в Китай - это рабочие места, охваченные профсоюзами [12].

В настоящее время в ряде европейских стран целые группы наемных работников оказываются вне сферы действия трудового законодательства или вынуждены мириться со значительно ухудшающимся трудовым законодательством с точки зрения уровня социальных гарантий. Это относится, в первую очередь, к работникам, занятым на малых и средних предприятиях, временным, сезонным работники, нелегальным трудовым мигрантам. Важное негативное последствие такой ситуации заключается в том, что работодатели, соблюдающие трудовое законодательство, оказываются в заведомо невыгодных условиях, существенно повышая свои издержки и тормозя тем самым развитие своего бизнеса. Предприятия, находясь перед необходимостью снижения издержек производства для сохранения своего бизнеса, ищут новые технологии организации работы с персоналом, в том числе прибегают к росту нетрадиционных видов занятости, появлению таких понятий как «дистанционные работники», «электронные надомники» и т.д., что, в свою очередь, вызывает к жизни нестандартные формы регулирования трудовых отношений (так называемый заемный труд). В большинстве стран Западной Европы в секторе заемного труда сегодня работает от 1 до 2,5% всего занятого населения [13]. По данным МОТ, в 15 странах Евросоюза 1,4 миллиона работников (1,4% от общего числа занятых) трудится в качестве заемных работников [15]. Во Франции, например, темпы роста найма по лизингу за последние годы в 13 раз превысили темпы роста найма персонала непосредственно работодателем [5]. Хотя, конечно, нельзя преувеличивать роль и место нетрадици-онных форм организации трудовых отношений в системе социально-трудовых отношений развитых стран.

В России к настоящему моменту сложилось законодательство, регулирующее трудовые отношения, ориентированные, прежде всего, на сохранение стабильности занятости. Однако оборотная сторона этой ориентации состоит в том, что значительные издержки, которые предприятия вынуждены нести в случае необходимости проведения серьезных структурных преобразований, могут привести к снижению заинтересованности предпринимателей во внедрении инноваций и консервации низкотехнологичной структуры производства, становясь, таким образом, серьезным препятствием на пути модернизации как самих предприятий, так и экономики в целом [4]. Весьма

низкая стоимость рабочей силы на фоне серьезных законодательных препон для сокращения «лишних» работников лишает работодателей стимулов внедрять трудосберегающие технологии, проводить какую бы то ни было модернизацию. Все это происходит на фоне неэффективной с точки зрения современных вызовов структуре занятости, крайне неудовлетворительного материально-технического состояния основных фондов большинства не то что предприятий, но целых отраслей экономики. Неэффективная экономика, в свою очередь, формирует соответствующий спрос на качество рабочей силы, тормозя преобразования в системе образования.

Однако проблемы управления трудовой сферой в современной России явно не считаются первостепенными. Ликвидация Минтруда РФ очень ярко отражает положение трудовой сферы в системе приоритетов развития страны. При этом проблема поиска адекватных целей развития трудовых отношений и формирования соответствующих законодательных, институциональных и организационных рамок регулирования рынка труда для России особенно актуальна, если учесть, что условием дальнейшего развития страны становятся серьезные структурные преобразования в экономике, а следовательно, и на рынке труда. Возникающая в связи с неизбежностью структурной перестройкой производства необходимость повышения конкурентоспособности производства в целом и рабочей силы в частности, ставит под угрозу складывающиеся механизмы регулирования социально-трудовых отношений и системы социальной защиты занятого населения.

Современная концепция регулирования социально-трудовых отношений, получившая законодательное оформление в новом Трудовом Кодексе, предполагает сохранение за государством заботы о выполнении минимума обязательств по социальным гарантиям для работников, оставляя решение остальных вопросов регулирования трудовых отношений для переговоров сторонам этих отношений - работникам и работодателям. Формально в России к настоящему моменту сложилась система социального партнерства, включающая федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный уровни и уровень организации. В рамках этой системы формируются механизмы социального диалога (субъекты, а также комиссии, в которых ведется работа по подготовке и заключению соглашений соответствующего уровня). Механизм переговорного процесса достаточно подробно прописан в законодательстве, складывается и практика ведения переговоров и заключения соглашений [9].

Как оценивать социальный эффект трудовых отношений в процессе модернизации экономики? Социальный эффект выражается в повышении качества жизни населения, под которым понимаются возможности для удовлетворения потребностей, состояние здоровья, состояние среды обитания и безопасности населения. Понятие качества жизни конкретизируется показателями уровня доходов, обеспеченности услугами социальной сферы, жильем, состояния здоровья, образовательного уровня населения, характеристиками возможностей самореализации в трудовой, общественной и других сферах жизни, характеристиками окружающей среды (экологическая, кримино-

генная обстановка, законодательная и социальная защищенность, стабильность).

В Методике расчета показателей и применения критериев эффективно -сти региональных инвестиционных проектов выделяются следующие показатели социального эффекта от модернизации: повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте; повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем; улучшение состояния окружающей среды; повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства [3].

Таким образом, для достижения социального эффекта модернизацион-ные мероприятия должны содействовать решению таких социальных задач, как расширение занятости населения; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; повышение уровня жизни населения; повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг; усиление поддержки социально уязвимых слоев общества; преодоление бедности; расширение платежеспособного спроса населения на товары и услуги; улучшение демографической ситуации, включая оптимизацию миграционных процессов.

При оценке социальной эффективности проектов по модернизации следует различать прямой и косвенный эффект. Под прямым социальным эффектом понимается эффект, непосредственно связанный со строительством, реконструкцией, модернизацией проектируемых объектов и их последующей эксплуатацией. Косвенный эффект возникает вследствие налоговых поступлений, дополнительных инвестиций, развития производства, инициированных реализацией проектов. В результате развития производства инвестиции, вложенные непосредственно в проекты по модернизации, индуцируют дополнительный прирост инвестиций в различные отрасли экономики как непосредственно в регионах реализации проектов, так и по России в целом. Косвенный социальный эффект от реализации проекта постоянно воспроизводится, увеличиваясь в каждом цикле. Так, полученная в результате дополнительных инвестиций прибыль вновь реинвестируется; рост доходов населения означает повышение уровня внутреннего платежеспособного спроса, что становится дополнительным фактором экономического развития, создания рабочих мест, увеличения налоговых поступлений.

В целом социальные эффекты от модернизации могут быть как положительными, так и отрицательными [8].

К положительным социальным эффектам можно отнести - сокращение безработицы и расширение занятости; повышение уровня жизни населения и сокращение бедности; повышение обеспеченности населения качественными социальными услугами, инфраструктурой, товарами; повышение образовательного и квалификационного уровня рабочей силы; улучшение экологической ситуации; оптимизация миграционных потоков; улучшение здоровья населения, сокращение преждевременной и предотвратимой смертности, уве-

личение продолжительности жизни, создание предпосылок для повышения рождаемости; снижение социальной напряженности, улучшение социального климата в обществе.

К отрицательным социальным эффектам можно отнести - сокращение рабочих мест вследствие модернизации действующего производства; разорение конкурирующих производств и, как следствие, высвобождение рабочей силы, вытеснение с рынка дешевых товаров и услуг; возникновение локального дефицита рабочей силы в результате оттока рабочей силы из соседних регионов, а также с предприятий данного региона на проектируемые объекты; ухудшение экологической ситуации; возникновение социальной напряженности, социальных конфликтов за счет следующих факторов: (а) увеличение плотности застройки, миграционный приток населения в густонаселенных регионах; аналогичная ситуация может возникнуть и в малонаселенных регионах, если приток населения не сопровождается достаточным развитием социальной сферы и усиливает нагрузку на имеющиеся социальные объекты; (б) появление современных высокооплачиваемых рабочих мест в депрессивных регионах, в регионах с низким уровнем жизни, не сопровождающееся увеличением отчислений на социальные нужды и вложением прибыли в развитие экономики региона, может привести к жесткой сегментации рынка труда и усилению социальной напряженности.

Конечно, при оценке социальной эффективности необходимо учитывать макроэкономические и региональные проявления эффектов, имея в виду, что социальный эффект, достигнутый на региональном уровне, является составной частью макроэкономического эффекта. Масштабы регионального социального эффекта определяются не только абсолютными показателями, но и относительными, которые характеризуют влияние на социально-экономическое развитие регионов. Таким образом, величина социального эффекта в значительной степени определяется социально-экономической ситуацией в регионе. Так, например, эффект от ввода новых рабочих мест будет зависеть от их процентного отношения к имеющимся в регионе рабочим местам и от ситуации на региональном рынке труда.

Проявление социального эффекта на региональном уровне зависит не только от типа модернизационного проекта, но и от исходного состояния ситуации в регионе. Для оценки исходного (и прогнозного) состояния рынка труда и социальной сферы следует использовать следующую систему показателей:

❖ показатели, характеризующие состояние рынка труда: уровень занятости; уровень общей безработицы; доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более; уровень регистрируемой безработицы; вынужденная неполная занятость, выраженная удельным весом работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации и работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации в течение года, в общей численности занятых; доля работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;

❖ показатели уровня жизни населения: среднедушевые денежные доходы; соотношение среднедушевых доходов с прожиточным минимумом; удельный вес и численность бедного населения (с доходами ниже прожиточного минимума); среднемесячная начисленная заработная плата;

❖ показатели развития социальной сферы (в сравнении с нормативными или среднероссийскими): показатели жилищных условий населения; обеспеченность населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, медицинским персоналом; образовательными учреждениями; учреждениями культуры; услугами транспорта и связи;

❖ демографические показатели: показатели воспроизводства населения (рождаемость, смертность, естественный прирост/убыль); миграционный прирост/убыль населения; уровень заболеваемости и инвалидности; структура населения по полу и возрасту; средняя ожидаемая продолжительность жизни;

❖ экологическая ситуация;

❖ прочие показатели, специфичные для конкретных регионов (обеспеченность продукцией/услугами, производимыми на проектируемых производствах, и другие).

В большинстве случаев модернизационные проекты реализуются на территории одного или нескольких регионов, прямой эффект от создания рабочих мест и заработной платы на них, налоговых поступлений проявляется в первую очередь на региональном уровне, косвенные эффекты перераспределяются на макроуровень [2, 6]. Эффект от производства продукции, предусмотренной проектом (создание инфраструктуры, элементов инновационной системы), в зависимости от масштабов проекта может проявляться и в регионе, и на макроуровне. Например, при создании в регионе объектов социальной сферы местного значения эффект от их услуг будет проявляться на региональном уровне, при создании объектов межрегионального или федерального значения (университет, больница или консультационно-диагностический центр федерального подчинения) эффект проявится на макроуровне. Эффект от строительства крупной транспортной артерии, пересекающей обширную территорию, проявится и на макроуровне, и в соответствующих регионах. При создании крупного фармакологического производства эффект от поступления продукции на потребительский рынок проявится на макроуровне, а эффект от создания новых рабочих мест - преимущественно на региональном уровне, эффект от налоговых поступлений распределится в соответствии с пропорцией отчислений в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Итак, современные технологии преобразуют характер труда, по-новому определяют место качественных характеристик занятого населения (и не только уровень образования, уровень профессиональной подготовки и здоровье, а также такие, практически не поддающиеся точному измерению характеристики, как адаптивность, мобильность, креативность работника, готовность к принятию нестандартных решений.), делая их ключевым звеном

повышения конкурентоспособности. Очевидно, что с изменением характера труда в ближайшие десятилетия существенным образом изменятся акценты и в структуре системы регулирования трудовых отношений. Адекватный современным вызовам уровень развития систем, формирующих новое качество рабочей силы как условие экономического и социального прогресса общества, становится важнейшим объектом такого регулирования. В первую очередь это относится к системе профессионального образования: работник, на обучение которого работодателем затрачены значительные средства, в меньшей степени рискует потерей работы, он более конкурентоспособен в условиях модернизации, что сделает трудовые отношения более стабильными. Изменение характера труда, повышение качественных характеристик работника как фактора экономического роста - тенденции, которые будут определять характер социально-трудовых отношений в России в целом на достаточно длительную перспективу.

Хотя в стране может наблюдаться и противоположная тенденция (и экономический кризис ее отчетливо проявил) - это дальнейшее углубление разрыва между регионами. Те регионы, которые окажутся на периферии технологического развития, будут иметь архаичные, сегментированные трудовые отношения со значительными по доле занятых маргинализированными сегментам рынка труда (а некоторые социально-демографические группы могут оказаться полностью исключенными из социальной жизни), незащищенную занятость, недейственность механизмов регулирования.

Однако Россия нуждается во всесторонней модернизации. В этом плане задача сформулирована Президентом Российской Федерации так: «.нам необходимо радикально изменить экономический и технологический уклад, преодолеть отсталость, чтобы страна получила эффективную экономику и стала конкурентоспособнее, а ее граждане стали богаче» [7].

_Литература_

1. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (ред. От 10.03.2009) // Собрание законодательстваРФ, 10.03.2008, N10 (2 ч.), ст. 932.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008г. N468 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008г. N134» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N26, ст. 3064.

3. Приказ Минрегиона РФ от 31.07.2008 №117 «Об утверждении методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2008 N12067) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N33, 18.08.2008, с. 2.

4. Бонвичини Р. Социальное партнерство и трудовые отношения в Европе. Применимы ли для России европейские модели?. - М.: 2005. - С. 56.

5. Киселева Т. Частные агентства занятости: проблемы законодательного регулирования деятельности // «Менеджер по персоналу», 2007, №10.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. - М.: Минэкономразвития, 2008. - 211 с. // http://www.economy.gov.rU/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/m ain/_

7. Медведев Д.А. Система должна развиваться // Стратегия России. 2010, №2 (74). - с. 7.

8. Нехода Е.В. Трансформация труда и социально-трудовых отношений в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Электронный научный журнал: Современные технологии бизнеса / Выпуск №1, сентябрь 2006г. / статья 1. - С. 10.

9. Садовая Е.С. Современные механизмы регулирования социально-экономических отношений // Проблемы прогнозирования. - М.: 2010, №5.

10.Стаут Л.У. Управление персоналом. - М.: Добрая книга, 2007.

11. Стратегический план Министерства труда США на финансовый период 2006-2011 гг. (U.S. Department of Labor's Strategic Plan for Fiscal Years 2006-2011) (Неофициальный перевод. Редактор профессионального перевода. - М. Байгереев) // Человек и труд, 2009, №5. - С.2-4.

12.Changing Natur of corporate global Restructuring: the Impact of production Shifts on Jobs in the US, China, and around the Globe. - Submitted to the USChina Economic and Security Review Commission By Dr. Kate Bronfenbren-ner and Dr. Stephanie Luce. - 2004. - October 14. - C.31-32.

13.European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions/ Temporary agency work in an enlarged European Communities. - VIII/ - P. 6.

14.Mazur J. Labor's New Internationalism // Foreign Affairs. January/Fabruary. 2000. - P. 79.

15.http://www.ubo.ru/articles/?cat=1318&pub=400

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.