Научная статья на тему 'Направления и перспективы оптимизации государственной трудовой политики Российской Федерации'

Направления и перспективы оптимизации государственной трудовой политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА / STATE LABOR POLICY / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзаджанян Наири Ашотович

Государственная трудовая политика в РФ постоянно совершенствуется и видоизменяется, приспосабливаясь к стремительным изменениям социально-экономических реалий в стране. Тем не менее, перед российским государством стоит целый ряд насущных проблем в сфере регулирования социально-трудовых отношений, которые необходимо решать посредством общего совершенствования государственной трудовой политики. О том, что именно должно стать предметом наиболее пристального внимания в рамках совершенствования государственной трудовой политики в России, автор размышляет в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS AND PROSPECTS OF OPTIMIZATION OF THE PUBLIC LABOUR POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

State labor policy in the Russian Federation is constantly being improved and modified to adjust to rapid changes in the socio-economic realities in the country. Nevertheless, the Russian state will face a number of pressing issues in the regulation of social and labor relations that must be addressed through a general improvement of the state labor policy. The fact that it must be the subject of most attention in the context of improving the state labor policy in Russia, the author reflects in this article.

Текст научной работы на тему «Направления и перспективы оптимизации государственной трудовой политики Российской Федерации»

3. Данилин И. Российские инновации на фоне глобального кризиса // http://www.intertrends.ru/nineteenth/011.htm

4. Автономная некоммерческая организация (АНО) «Экспертно-аналитический Центр по модернизации и технологическому развитию экономики». Отчет о научно-исследовательской работе: «Разработка рекомендаций по модернизации экономики России». М., 2010.

5. Иноземцев В.Л. Стабильный застой // Огонек. 2011. 17 января. № 2 (5161).

6. Путин: внутренний спрос на инновации к 2013 г. составит 1,5 трлн. рублей // http://polit.ru/news/2012/04/11/jump_putin/

7. Атоян Ш.М., Крицкая А.А. Кадровые основы повышения эффективности реализации властной миссии российского государства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 4. С. 374-382.

Kobitskoy Roman Aleksandrovich, Magister of science, a post-graduate of department of political science and ethnic politics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: r_alians@mail.ru

EFFICIENCY OF REALIZATION OF PUBLIC POLICY ON MAINTENANCE OF SMALL AND MEDIUM INNOVATIVE BUSINESS IN MODERN RUSSIA Abstract

The article examines public policy aimed at supporting and developing small and medium business in modern Russia, as well as the effectiveness of the implementation of this policy through the use of innovation. Keywords: innovation, small and medium business, political process, political management, business organization, business innovation.

УДК 323

НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мирзаджанян соискатель кафедры политологии и этнополитики, Наири Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии

Ашотович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: nairi.90@bk.ru

Аннотация

Государственная трудовая политика в РФ постоянно совершенствуется и видоизменяется, приспосабливаясь к стремительным изменениям социально-экономических реалий в стране. Тем не менее, перед российским государством стоит целый ряд насущных проблем в сфере регулирования социально-трудовых отношений, которые необходимо решать посредством общего совершенствования государственной трудовой политики. О том, что именно должно стать предметом наиболее пристального внимания в рамках совершенствования государственной трудовой политики в России, автор размышляет в данной статье.

Ключевые слова: государственная трудовая политика, рынок труда, социально-трудовые отношения, трудовая миграция.

В условиях глобального и российского социально-экономического кризиса значительно усложняются требования к регулированию трудовых ресурсов. Кроме традиционных процессов трудового обеспечения экономического развития, проявляются явления массового высвобождения людей труда и потребности их перераспределения в и без того перенасыщенные ниши трудовой востребованности. Все это требует корректив и изменения государственной трудовой политики.

Рассматривая проблемы совершенствования государственной трудовой политики в современной России, необходимо, в первую очередь, выделить те ключевые направления, по которым она должна демонстрировать наибольшую эффективность. От данных направлений зависит не только социальная, но и политическая стабильность российского общества, национальная безопасность российского государства [1]. Прежде всего, важнейшую роль в общем контексте государственной трудовой политики Российской Федерации играет управление рынком труда.

В настоящее время государственная трудовая политика, реализуемая в РФ, сводится преимущественно к предоставлению различных форм социальной поддержки гражданам, оставшимся без работы. Государство делает основной упор на то, чтобы представители социально незащищенных категорий в процессе поиска работы могли наиболее эффективно адаптироваться к запросам современного рынка трудоустройства. Такой примитивный подход во многом обусловлен распространенной точкой зрения, что рынок труда включает в себя преимущественно вопросы, связанные с безработными и наличием достаточного количества вакансий, в то время как на самом деле данная область охватывает весь комплекс отношений, существующих в сфере занятости населения.

В развитых странах принято расценивать политику занятости в качестве функционального инструмента, позволяющего обеспечить максимально полную реализацию трудового потенциала индивидов. При этом оказание помощи лицам, оставшимся без работы, безусловно, является немаловажной частью этой стратегии. Специалисты Международного центра экономического роста подготовили документ, согласно которому самыми актуальными задачами осуществления политики занятости наряду со снижением уровня безработицы являются следующие:

- поиск применения трудового потенциала высвобождаемых трудовых ресурсов;

- организация максимально продуктивной занятости и достойного уровня оплаты труда;

- вложение средств в так называемый «человеческий капитал» для эффективного наращивания индивидуальной производительности труда и достижения соответствия между уровнем технологических процессов и возможностями участвующих в них работников;

- создание и последующее внедрение механизмов адаптации к запросам современного рынка труда, в частности, поддержка двух важнейших инфраструктур - производственной и социальной.

Мы считаем, что основным средством для поддержания стабильного экономического статуса человека и всего социума в целом является сбережение и наращивание человеческого капитала, поддержание тенденций, направленных на усовершенствование профессиональных навыков индивида путем получения соответствующего образования и профессиональной подготовки, и т.д. При этом в большинстве стран распространена точка зрения, согласно которой повышение образовательного уровня среди малоимущих граждан в дальнейшем даст возможность повысить уровень материального благосостояния представителей данной категории населения, сократить дистанцию между слоями общества, а также в дальнейшем стимулировать побуждение к осуществлению более содержательной и творческой деятельности.

По нашему мнению, в настоящее время основной задачей государственной политики обеспечения занятости населения является улучшение качества рабочих мест, предполагающее перспективы дальнейшего профессионального роста, обеспечение адекватного уровня оплаты труда, и т.д. В РФ при формировании подобной стратегии следует в обязательном порядке учитывать несколько существенных обстоятельств. В частности, немаловажной отличительной характеристикой РФ является высокий уровень образовательного и профессионально-квалифицированного потенциала населения, соответствующий мировым стандартам. При этом в ряде отраслей, таких, как теоретическая физика, математика, инженерные специальности и др., РФ по-прежнему сохраняет ведущие позиции. Это позволяет отечественным специалистам успешно конкурировать на мировом рынке труда, тем более, что низкий уровень заработной платы нередко вынуждает их трудоустраиваться за рубежом. Таким образом, Россия лишается значительного человеческого капитала.

Сопоставляя уровень развития отечественного рынка труда с аналогичными рынками европейских государств, мы выяснили, что в России к числу наименее социально защищенных категорий относятся работники, имеющие высшее образование, о чем свидетельствует низкий уровень заработной платы у этой группы лиц и относительно невысокие гарантии обеспечения их занятости. При этом к более благополучным с материальной точки зрения, а значит, к более престижным сегодня относится сфера торговли и оказания различных услуг. Сюда же можно отнести работы, которые практически не требуют высокого образовательного уровня и специализированной профессиональной подготовки. Что касается развитых стран, то в этом случае данная группа работников наряду с теми, кто остался без работы, относится к самым неблагополучным категориям.

В современной России в сфере внимания государственных структур, реализующих политику занятости населения, прежде всего, попадают представители традиционных групп риска (люди предпенсионного и пенсионного возраста, инвалиды, матери-одиночки, и пр.) и те, кто в ближайшем будущем может остаться без работы, попав под сокращение. Между тем, как уже говорилось выше, заметно актуализировалась проблема утраты человеческого капитала - в этом случае мы имеем в виду как пресловутую «утечку мозгов», так и переход значительной части квалифицированных работников в сферы занятости, не требующие знаний и квалификации, однако дающие возможность получения более высокого заработка. Чтобы обеспечить себе и своей семье материальное благополучие, современная молодежь зачастую не стремится инвестировать в знания, предпочитая сразу трудоустраиваться на высокодоходные позиции, при этом не требующие квалификации.

Существенным показателем, иллюстрирующим нестабильную социально-экономическую обстановку в РФ, является отсутствие налаженной системы трудоустройства для выпускников вузов, которые, не имея возможности получить работу по полученной специальности, вынуждены заниматься непрофильной деятельностью. Между тем, в развитых странах молодые люди предпочитают строить карьеру, где на начальных ступенях доходы являются невысокими, однако существуют реальные перспективы дальнейшего профессионального роста с повышением благосостояния по мере получения необходимого опыта. Очевидно, что сегодня очень важно проводить продуманную и взвешенную политику в сфере предоставления качественных образовательных услуг. Прежде всего, необходимо внедрение следующего комплекса мероприятий:

- предотвратить «свертывание» обучения, сформировав необходимые организационные, правовые и финансово-экономические условия, способствующие увеличению численности обучаемых, преимущественно в системе профессионального образования;

- разработать и внедрить на практике технологии привлечения инвестиций в обучение, особенно для предприятий, предоставляющих услуги по переобучению или повышению квалификации работников;

- обеспечить привлечение к процессу оказания образовательных услуг служб занятости населения, расширяя на их базе систему учебных центров;

- утвердить на законодательном уровне порядок предоставления финансовой поддержки для обеспечения профессионального обучения работников предприятий и организаций;

- привести существующую образовательную систему в соответствие с требованиями современной экономики.

Для эффективного выполнения перечисленных мер следует разработать специализированные федеральные и региональные программы, направленные на организацию профессионального обучения граждан, в первую очередь тех, кто относится к категории наиболее остро нуждающихся в социальной защите (инвалиды, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, и т.д.).

Переход к рыночной экономике наряду с интеграцией РФ в систему международного разделения труда спровоцировал возникновение новых проблем в сфере занятости населения, в числе которых можно выделить следующие:

- значительное снижение численности занятых лиц трудоспособного возраста;

- привлечение трудоспособного населения в частный сектор, поддержка малого и среднего бизнеса, повышение уровня самозанятости, развитие форм частичной (дополнительной) и вторичной занятости, возможность временного трудоустройства (например, участие в сезонных работах);

- перестройка системы отраслевой занятости, подразумевающая увеличение удельного веса занятых в сферах торговли, организации общественного питания, ЖКХ, здравоохранения и образования, социального обеспечения населения, в финансовой сфере, и др.;

- реформирование структуры занятости в промышленных отраслях;

- необходимость трудоустройства подростков и лиц постпенсионного возраста, обусловленная общим снижением благосостояния большинства жителей РФ, стимулирование развития сферы личных услуг (охрана, извоз, уборка дома, обслуживание больных и др.);

- постоянно растущая безработица, связанная с закрытием многих промышленно-производственных предприятий и, соответственно, высвобождением значительного числа представителей рабочих специальностей; усиление так называемой «скрытой» безработицы; увеличение числа территорий, где официально зафиксированный уровень безработицы значительно выше общероссийских показателей, а уровень оплаты труда существенно ниже;

- активизация трудовой миграции, изменение ее структуры;

- перераспределение рабочих ресурсов в теневой сектор экономики.

К этому следует добавить список преходящих ситуаций, существенно сказывающихся на трудовой политике в условиях социально-экономического кризиса.

Следует обратить внимание на то, что переход значительной части трудоспособного населения в теневой сектор экономики усложняет процесс получения объективных данных о получаемых доходах, а значит, искажает реальную картину постоянно усугубляющегося социального расслоения и не позволяет адекватно оценивать реальные масштабы безработицы в РФ. Иными словами, государство постепенно утрачивает контроль над процессами, которые в настоящее время происходят на рынке труда.

Глобальные социально-экономические преобразования в РФ значительно повлияли на организацию занятости населения. Результатом использования внерыночных методов регулирования стало:

- сохранение избыточного количества сотрудников на предприятиях, невзирая на значительный спад производства, воспрепятствование проведению банкротства несостоятельных предприятий, не выдерживающих рыночной конкуренции;

- несоответствие объема профессиональной продуктивности работника и размерами заработной платы, «уравниловка» в оплате труда и пенсионном обеспечении;

- распространение практики, когда официально зарегистрированные в качестве безработных граждане продолжают трудиться в теневом секторе, а также формальная регистрация в штате предприятий и организаций тех лиц, которые в действительности не имеют отношения к их деятельности, и т.д.

При этом приходится констатировать существенное сокращение предоставляемых государством гарантий в части обеспечения занятости населения, предоставления оплачиваемой работы, сохранения рабочего места, ослабление контроля в сфере обеспечения безопасных условий труда. Значительно снизилась роль профсоюзов, призванных отстаивать интересы трудящихся, особенно в частном секторе экономики; на предприятиях практически отсутствует эффективная система подготовки, переобучения и повышения квалификации кадров; очевиден дефицит возможностей для прохождения профессионального обучения на бесплатной основе, и др.

Среди основных направлений государственной трудовой политики Российской Федерации в настоящее время можно выделить следующие направления. Во-первых, это решение проблемы

трудовой миграции и присутствия мигрантов из иностранных государств на территории страны и российском рынке труда. Данный вопрос требует эффективной оптимизации и государственного регулирования. Во-вторых, это решение проблемы трудовой занятости молодых поколений российских граждан, в том числе трудоустройства молодых специалистов, подготовки квалифицированных работников, трудоустройства студентов и безработной молодежи. В-третьих, это трудоустройство пенсионеров и лиц старшего возраста, требующее политики социальной протекции со стороны государства и частных организаций. Рассмотрим данные направления государственной трудовой политики более подробно.

В современной ситуации одним из важнейших вопросов, требующих эффективного решения в контексте государственной трудовой политики, является управление процессами трудовой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья на территорию Российской Федерации. От правильно выработанной стратегии государственной политики в сфере управления трудовой миграцией зависит не только распределение трудовых ресурсов, но и обеспечение безопасности рынка труда для коренного населения страны, а также сохранение политической стабильности, так как неконтролируемая трудовая миграция является сильным дестабилизирующим фактором.

Государственные структуры, в чью компетенцию входит решение вопросов, связанных с регулированием международной миграции, в Российской Федерации находятся под контролем Президента (например, Федеральная миграционная служба (ФМС) РФ, входящая в состав МВД), либо в подчинении правительства (Федеральная служба по труду и занятости, и др.). Помимо этого, в настоящее время во многих регионах страны действуют неправительственные общественные организации, которые также занимающиеся данной проблематикой.

В соответствии с данными ФМС, по состоянию на август 2012 г. на территорию РФ прибыли 11 994 697 иностранных граждан. В 2013 году эта цифра увеличилась до 13 269 112 человек [2]. Иными словами, в течение года только по официальным данным количество иностранных мигрантов, находящихся в РФ, возросло на 1-1,5 млн. человек [2]. Между тем, количество официально выданных разрешений на работу по сравнению с численностью иностранцев, находящихся в настоящий момент на территории РФ, остается мизерным, из чего можно сделать вывод об истинных масштабах теневого рынка труда. Подавляющее большинство иностранцев, прибывающих в РФ с целью трудоустройства, являются гражданами государств ближнего зарубежья, с которыми действует соглашение о безвизовом въезде на территорию России. Они трудоустраиваются без оформления документов, предусмотренных законодательством

Стремление иностранцев осесть на территории РФ однозначно свидетельствует о том, что их доля на российском рынке труда в дальнейшем так же будет увеличиваться. При этом нелегальное трудоустройство стимулирует рост теневой экономики. Миллионы иностранных граждан, занятые в этом секторе, не только не платят налоги, но в принципе оказываются неподконтрольными государственным структурам (имеются ввиду миграционные, налоговые, социальные службы, правоохранительные органы). Эта тенденция постоянно нарастает и тем самым представляет угрозу для сохранения политической, экономической и социальной стабильности РФ.

Исследователи отмечают, что в настоящее время иностранные граждане, не имеющие официального разрешения на трудовую деятельность, составляют весьма многочисленный сегмент. Как правило, они заняты в строительстве, торговле, сельском хозяйстве.

Постоянное увеличение миграционных потоков может привести к следующему:

• Расширение теневого рынка, «монополизация» определенных ниш представителями этнических диаспор.

• Возникновение конфликтов с коренным населением, так как в большинстве случаев работодатели отдают приоритет иностранным работникам, не требующим высокой оплаты труда и предоставления социальных гарантий.

• Снижение трудового потенциала местных жителей, поскольку привлечение к трудовому процессу мигрантов априори нивелирует необходимость инвестирования в систему подготовки кадров.

• Значительный рост безработицы среди коренного населения, так как дешевизна иностранных рабочих ресурсов существенно снижает конкурентоспособность местных кадров на отечественном рынке труда.

Следует отметить, что в настоящее время требования, предъявляемые к трудовым мигрантами работодателям, стали гораздо более жесткими. Так, с 1 декабря 2012 г. введено обязательное тестирование на знание русского языка для приезжих из других государств, желающих трудоустроиться в некоторых сферах. Помимо этого, нарушение этими лицами правил дорожного движения при осуществлении коммерческих перевозок может привести к депортации. Также к мигрантам могут быть предъявлены требования о получении российских водительских прав и об оформлении медицинского полиса еще до пересечения границы РФ. Не исключено, что в ближайшее время на рассмотрение Государственной Думы будут внесены законопроекты о повышении страховых взносов за трудовых мигрантов (до 28% фонда оплаты труда) и о повышении ставки налога на прибыль для работодателей, использующих труд мигрантов (до 30%).

Серьезные изменения в сфере государственной трудовой политики в обозримой перспективе могут быть связаны с финансово-экономическим кризисом, вызванным введением санкций западных стран против Российской Федерации и снижением цен на нефть. Повышение стоимости доллара и евро относительно рубля повлекло за собой и пересмотр основ деятельности многих компаний и фирм. В частности, некоторые компании приступили к массовым сокращениям работников. Прежде всего, в конце 2014 - начале 2015 гг. сокращения стали происходить в «надстроечной» сфере - средствах массовой информации, рекламе, менеджменте. В связи с этим ожидается увеличение количества безработных россиян до 6,4 % [3]. Численность официально зарегистрированных безработных может составить 1,6 млн. человек [3].

Рост безработицы обусловливает необходимость совершенствования государственной трудовой политики по обеспечению граждан страны рабочими местами. В частности, вполне вероятно возникновение потребности в переучивании работников некоторых отраслей, освоении ими новых профессий. В частности, Минкомсвязи РФ сообщает, что намеревается переучить ряд работников средств массовой информации, сокращенных вследствие кризиса, в работников сферы информационных технологий или государственных и муниципальных служащих [3].

С другой стороны, в связи с финансово-экономическим кризисом может измениться соотношение иностранных трудовых мигрантов и граждан Российской Федерации, предлагающих свои услуги на рынке труда. Падение курса рубля заставит значительное количество мигрантов выехать с территории Российской Федерации, что повлечет за собой освобождение рабочих мест, прежде всего в секторе непрестижного и низкоквалифицированного труда. Однако вряд ли данные вакансии будут заполняться представителями коренного населения - таким образом, государство получит дополнительные проблемы в сфере трудовой политики, так как возникнет потребность заполнить существующие вакансии желающими на них работать гражданами.

Итак, несмотря на то, что государственная трудовая политика Российской Федерации, в соответствии с законодательством страны, реализуется в интересах российских граждан и с целью соблюдения их права на труд, в действительности социально-трудовые отношения в стране испытывают целый ряд проблем и противоречий. Данные негативные тенденции в сфере социально-трудовых отношений связаны, в первую очередь, с низкой эффективностью государственной трудовой политики, особенно явно выраженной на фоне социально-экономических и социально-демографических проблем в стране. Разрушение советской системы тотальной трудовой занятости населения в совокупности с ликвидацией значительной части государственных предприятий

способствовало изменениям в сфере социально-трудовых отношений. В первую очередь, эти изменения коснулись социально незащищенных слоев населения и молодежи. Молодое поколение российских граждан испытывает серьезные проблемы в сфере трудоустройства, являющиеся следствием отсутствия полноценной системы централизованного трудоустройства и трудовой адаптации молодых специалистов. Данная ситуация провоцирует рост скрытой безработицы и теневого трудоустройства молодежи на российском рынке труда, что крайне негативно сказывается на социальной стабильности в стране.

Нам представляется целесообразным выделение в данной связи трех основных направлений реализации государственной трудовой политики в Российской Федерации, которые влияют на уровень социальной и, соответственно, политической стабильности в стране. Это государственная политика в сфере регулирования трудового поведения мигрантов на российском рынке труда, тесно связанная с государственной миграционной политикой; государственная политика поддержки и защиты интересов молодого поколения россиян на рынке труда, связанная с государственной молодежной политикой; государственная политика в направлении поддержки трудоустройства социально незащищенных категорий граждан - пенсионеров, инвалидов, лиц, нуждающихся в социальной адаптации, тесно связанная с государственной социальной политикой.

Данные три направления должны являться приоритетными в направлении совершенствования государственной трудовой политики. Объясняется это тем, что государственное присутствие на рынке труда, в первую очередь, предполагает защиту прав и интересов граждан, в особенности их социально незащищенных и слабых категорий, а во-вторых - регулирование взаимосвязи социально-демографической ситуации и растущей потребности в трудовых ресурсах. Органы государственной власти и управления являются единственным инструментом, способным определять и регулировать присутствие иностранных трудовых мигрантов на российском рынке труда.

Литература

1. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Основные критерии национальной безопасности России // Условия и перспективы национальной безопасности современной России: Сборник материалов Всероссийского научно-теоретического круглого стола. 29 апр. 2011 г. (Краснодар). М.: Социально-гуманитарные знания. 2011. С. 140-149.

2. Федеральная Миграционная Служба РФ. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 8 месяцев 2013 года - Официальный сайт ФМС МВД РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - // http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/72075/

3. Белые воротнички под угрозой - [Электронный ресурс] - 19.01.2015 - // http://finance.rambler.ru/news/analytics/156805l79.html?utm_source=news&utm_content=finance& utm_medium=midcol&utm_campaign=self_promo

Mirzadzhanyan Nairi Ashotovich, applicant of department of Politology and Ethnopolitics, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: nairi.90@bk.ru

DIRECTIONS AND PROSPECTS OF OPTIMIZATION OF THE PUBLIC LABOUR POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract

State labor policy in the Russian Federation is constantly being improved and modified to adjust to rapid changes in the socio-economic realities in the country. Nevertheless, the Russian state will face a number of pressing issues in the regulation of social and labor relations that must be addressed through a general improvement of the state labor policy. The fact that it must be the subject of most attention in the context of improving the state labor policy in Russia, the author reflects in this article. Keywords: state labor policy, labor market, social and labor relations, labor migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.