Научная статья на тему 'РОЛЬ «ТРЕТЬЕГО ПРОСТРАНСТВА» В РЕКОНСТРУИРУЕМОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЕ ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

РОЛЬ «ТРЕТЬЕГО ПРОСТРАНСТВА» В РЕКОНСТРУИРУЕМОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЕ ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осетинский хадзар / градостроительство / планировка / застройка / сельские населённые пункты / постконфликтные территории / локальное сообщество / дворовое пространство / третье место / ossetian khadzar / urban planning / development / rural settlements / post-conflict territories / local community / yard space / third place

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хадарцева З.М.

Статья посвящена вопросам градостроительного преобразования и развития постконфликтной территории Пригородного района г. Владикавказ, пострадавшей ходе осетино-ингушского вооруженного столкновения. Предложено формирование в планировочной структуре сельских населённых пунктов, расположенных в пригородном поясе, общественных пространств для совместного использования в качестве событийных мест проведения важных мероприятий (внутри дворовых участков). Проведен анализ территории и обзор традиционной дворовой постройки – хадзар и применение его в качестве инструмента для решения ряда социальных и культурно-этнических задач по примирению народностей в рамках их совместного проживания на одной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF «THIRD SPACE» IN RECONSTRUCTED RESIDENTIAL ENVIRONMENT OF POST-CONFLICT TERRITORIES

Article is devoted to the issues of urban planning transformation and development of the post-conflict territory of the Suburban district of Vladikavkaz, which suffered during the Ossetian-Ingush armed conflict. It is proposed to form public spaces in the planning structure of rural settlements located in the suburban belt for joint use as event venues for important events (inside courtyards). An analysis of the territory and an overview of the traditional courtyard building – the hajar and its application as a tool for solving a number of social, cultural and ethnic tasks for the reconciliation of nationalities within the framework of their cohabitation in the same territory are carried out.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ «ТРЕТЬЕГО ПРОСТРАНСТВА» В РЕКОНСТРУИРУЕМОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЕ ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 71

Хадарцева З.М.

студент-магистр второго курса градостроительной кафедры Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)

РОЛЬ «ТРЕТЬЕГО ПРОСТРАНСТВА» В РЕКОНСТРУИРУЕМОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЕ ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация: статья посвящена вопросам градостроительного преобразования и развития постконфликтной территории Пригородного района г. Владикавказ, пострадавшей ходе осетино-ингушского вооруженного столкновения. Предложено формирование в планировочной структуре сельских населённых пунктов, расположенных в пригородном поясе, общественных пространств для совместного использования в качестве событийных мест проведения важных мероприятий (внутри дворовых участков). Проведен анализ территории и обзор традиционной дворовой постройки - хадзар и применение его в качестве инструмента для решения ряда социальных и культурно-этнических задач по примирению народностей в рамках их совместного проживания на одной территории.

Ключевые слова: осетинский хадзар, градостроительство, планировка, застройка, сельские населённые пункты, постконфликтные территории, локальное сообщество, дворовое пространство, третье место.

Ингуши и осетины, еще до вхождения в состав России в 1770 и 1774 гг., совместно проживали на территории нынешнего Пригородного района г. Владикавказа. В границах данного района было образованно Октябрьское сельское поселение (раннее несло название Шолхи), которое располагалось в Восточной части Пригородного района. В 1924 году территория западной части Пригородного района вошла в состав Северной Осетии, а восточная стала частью Ингушской автономной области, а затем в 1924 году - частью Чечено-

Ингушской автономной области. Передача Восточного Пригородного района ингушам считалась осетинами несправедливой, так как исторически оба народа проживали на этой территории. В 1944 после депортации ингушей, район был включен в состав Северо-Осетинской АССР, заселен осетинами, а селение Шолхи был переименован в Карца. После возвращения из депортации, ингуши требовали вернуть им восточную часть Пригородного района, но советское руководство не выполнило их запрос. В 1965 году село Карца было переименовано в Октябрьское. Напряженную ситуацию и неблагоприятную обстановку усугубило и прибытие в Октябрьское беженцев в связи с грузинско-Юго-Осетинким конфликтом, что привело к еще большей этнической напряженности в спорном Пригородном районе. [1, с. 1] В течение 1991 как со стороны осетин, так и ингушей проводились провокационные нападения, что переросло в вооруженный конфликт 31 октября 1992 года, который продлился 6 дней. Осетино-Ингушский конфликт характеризуется как глубоко укоренившийся с весьма трудноразрешимыми и далеко зашедшими претензиями и требованиями конфликтующих сторон. [2, с. 1]

Основной проблемой любых постконфликтных территорий является риск, связанный с возможностью рецидива конфликта. Социальная сегрегация (осетино-ингушский конфликт имеет этническую принадлежность) напрямую отражается на следующих показателях:

1. Система расселения (в качестве примера служит село Тарское, разделенное рекой Арчхи. На левом берегу реки проживают осетины, а на правом ингуши).

2. Градостроительные и объемно-планировочные показатели жилой среды. Отсутствие планировочной связности разрозненных частей сельского поселения, необеспеченность жизненно важными объектами социальной инфраструктуры, отсутствие пространств и территорий общего пользования, которые могли бы использоваться обоими этносами (школы могут быть также негласно поделены на осетинскую и ингушскую, рядом проживающие ингуши не отдают ребенка, где по большей части обучаются осетины, и наоборот).

3. Экономическое положение в районе. Отсутствие мест приложение труда и невозможность ведения бизнеса.

4. Административное положение.

В создании новой жилой среды на территориях, где ценится добрососедство, солидарность и общество в целом, нельзя не учитывать вышеупомянутые факторы.

Решение данного комплекса проблем автор видит в реализации градостроительных мероприятий по планировочному преобразования постконфликтных территорий. Первостепенной задачей является обеспечение жилья и наличие качественных общественных пространств. Важным условием в организации жилого пространства является анализ и учет традиционных объемно-планировочных характеристик застройки и принципов жизни и быта обеих этнических групп. Выделяется такая особенность как соседская сплоченность и поддержка. В планировочной структуре она может проявляться в виде событийного общественного здания во дворе, либо квартале, где обсуждают проблемы и принимают решения, касательно только одной дворовой единицы. Данная этническая черта создает прочные локальные сообщества.

Хадзар (общественное дворовое сооружение или «третье место») -традиционное осетинское сооружение, одно- или двухэтажное, с придворовым пространством для организации дворовых мероприятий. Оно берет на себя ряд основных функций, таких как:

1. Общественные мероприятия. Дворовые неформальные встречи жителей всех возрастов для общения, неофициальных встреч, где за разговорами и обсуждениями новостей можно провести весь вечер, что способствует укреплению соседских взаимоотношений.

2. Решение административных задач. Обычно группой мужчин рассматриваются вопросы быта и квартирные либо дворовые вопросы и неполадки, таким образом принимая на себя задачи органов управления создается взаимопонимание и желание сотрудничать.

3. Проведение официальных календарных либо культурных праздников. Помещение может использоваться под нужды различных религиозных обрядов и мероприятий; для традиционных торжеств, таких как свадьба, также проводятся похороны и поминки; проведение культурных или национальных праздников в честь важных событий. [3, с. 2]

Внедрение традиционной архитектуры в жилую ячейку способствует четкому делению местного самоуправления в квартале, что повышает сплоченность дворового сообщества и понижает риск развития конфликта.

Жилая застройка квартала а период СССР С 70-х гт Предложение но формированию жилою квартала

на гюсаопфликшой территории

Рис. 1. Схема градостроительного преобразования планировочной структуры жилого квартала на постконфликтной территории с размещением общественного пространства - Хадзара (третье место).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Мейриев Х.М. Геополитические аспекты осетино-ингушского конфликта // Власть. 2012. № 7. С. 1;

Мейриев Х.М. Структурная характеристика осетино-ингушского конфликта // Власть. 2012. № 11. С. 1;

Штырков С.А. Ирон Хадзар (Ирон хждзар) как элемент социальной инфраструктуры в современном североосетинском // Антропологический форум. 2022. №55. С. 2

Hadarceva Z.M.

Saint Petersburg University of Architecture and Civil Engineering

(Saint-Petersburg, Russia)

ROLE OF «THIRD SPACE» IN RECONSTRUCTED RESIDENTIAL ENVIRONMENT OF POST-CONFLICT TERRITORIES

Abstract: article is devoted to the issues of urban planning transformation and development of the post-conflict territory of the Suburban district of Vladikavkaz, which suffered during the Ossetian-Ingush armed conflict. It is proposed to form public spaces in the planning structure of rural settlements located in the suburban belt for joint use as event venues for important events (inside courtyards). An analysis of the territory and an overview of the traditional courtyard building - the hajar and its application as a tool for solving a number of social, cultural and ethnic tasks for the reconciliation of nationalities within the framework of their cohabitation in the same territory are carried out.

Keywords: ossetian khadzar, urban planning, development, rural settlements, post-conflict territories, local community, yard space, third place.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.