Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ'

РОЛЬ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиация / безопасность полётов / подготовка персонала / тренажерная подготовка / диспетчер-инструктор / aviation / flight safety / training of personnel / simulation training / instructor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — C.В. Марихин, Н.С. Давыдов

В статье рассматривается взаимосвязь между обеспечением безопасности полетов и уровнем проведения тренажерной подготовки диспетчеров УВД. Анализ организации тренажерной подготовки диспетчеров управления воздушным движением позволил сделать вывод об её качестве и влиянии на обеспечении безопасности полетов. Приведена типовая методика организации тренажерной подготовки. В ходе исследования установлено, что уровень организации тренажерной подготовки зависит от уровня квалификации диспетчера-инструктора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — C.В. Марихин, Н.С. Давыдов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PART OF THE AIR TRAFFIC CONTROLLER’S SIMULATION TRAINING IN PROVIDING FLIGHT SAFETY

The article describes link between flight safety and air traffic controller’s simulation training. Analysis of the organization air traffic controller’s simulation training has led to the conclusion about her quality and impact on flight safety Standardized practice of organization simulation training is given in the article. In the course of the study, it was established correlation between quality of organization simulation training and instructor’s qualification level.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ»

РОЛЬ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ авиации в обеспечении безопасности полетов

С.В. Марихин, д-р пед. наук, канд. психол. наук, доцент Н.С. Давыдов, аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-1-78-81

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между обеспечением безопасности полетов и уровнем проведения тренажерной подготовки диспетчеров УВД. Анализ организации тренажерной подготовки диспетчеров управления воздушным движением позволил сделать вывод об её качестве и влиянии на обеспечении безопасности полетов. Приведена типовая методика организации тренажерной подготовки. В ходе исследования установлено, что уровень организации тренажерной подготовки зависит от уровня квалификации диспетчера-инструктора.

Ключевые слова: авиация, безопасность полётов, подготовка персонала, тренажерная подготовка, диспетчер-инструктор.

В 1990 году психолог Джеймс Ризон предложил модель для описания череды ошибок, ведущих к катастрофе. Данная модель наглядно показывает, что авиационные происшествия предполагают последовательные нарушения многоуровневой системы защиты. Эти нарушения вызываются рядом содействующих факторов, таких как отказы оборудования, ошибки при эксплуатации или человеческим фактором. Все нарушения, показанные в модели, можно объединить в две группы: активные отказы и скрытые условия.

Активные отказы - это действие или бездействие, включая ошибки и нарушения, которые оказывают прямое негативное воздействие. Они, как правило, считаются опасными действиями и ассоциируются с непосредственными исполнителями (пилотами, диспетчерами управления воздушным движением, инженерами-механиками и т.д.) и могут привести к тяжелым последствиям.

Установлено, что скрытые условия -это условия, которые существовали в авиационной системе задолго до наступления авиационного события. Такие условия обычно создают люди, которые весьма далеки во времени и пространстве от самого события. Причиной этих условий могут стать плохое оборудование, конфликт-

ные организационные цели, недостатки в организационных системах и неправильные решения руководства.

На наш взгляд, модель Джеймса Ризона помогает понять, какую роль в причинности авиационного происшествия играют организационные и управленческие факторы. Модель также показывает, что в авиационной системе заложены различные средства защиты от отклонений в действиях или решениях человека на всех уровнях системы. Одним из средств защиты является подготовка персонала, в частности диспетчеров УВД.

Важным элементом подготовки диспетчерского персонала гражданской авиации является тренажерная подготовка. Тренажерная подготовка диспетчеров УВД проводится для поддержания навыков на таком уровне, который необходим для выполнения работы, и, кроме того, для постоянного совершенствования, выходящего за рамки установленного минимального стандарта работы.

В процессе подготовки авиационный персонал получает необходимые компетенции и отрабатывает действия в особых случаях в полёте и на земле, при различной интенсивности воздушного и перронного движения, при выполнении полетов в неблагоприятных атмосферных условиях и

при попадании воздушного судна в опасные для полета метеорологические явления и других редко встречающихся ситуациях.

Некоторые определения компетентности включают в себя такие элементы как знания, навыки и ценности. Такой элемент как ценность представляет наибольшую сложность для оценки общей профессиональной компетентности в процессе профессионального отбора и обучения для выполнения летной эксплуатации. Неясное определение ценностей создаёт исключительную сложность для конструктивной оценки универсальной компетентности [5].

В период тренажерной подготовки должны быть усвоены и проверены знания, сформированы навыки, необходимые для точного, безотказного и своевременного выполнения необходимых функций по обслуживанию воздушного движения, с учетом местных особенностей конкретного пункта или сектора.

Тренажерная подготовка персонала проводится в следующих случаях:

1. При допуске к самостоятельной работе.

2. При допуске к обслуживанию воздушного движения на английском языке.

3. При продлении срока действия свидетельства.

4. При повышении (подтверждении) в классе.

5. При подготовке к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

6. При перерывах в работе по обслуживанию воздушного движения более трех месяцев.

7. При присвоении (подтверждении) квалификационной отметки.

8. При нарушениях, приведших к авиационному происшествию или авиационному инциденту.

9. При изменении маршрутов и схем полетов, внедрении новых процедур обслуживания воздушного движения.

Руководитель полётов также может направить диспетчера УВД на дополнительную тренажерную подготовку по результатам проверки средств объективного контроля.

Для проведения тренировок на тренажере необходимо составить программу, которая будет включать в себя упражнения по отработке необходимых навыков при обслуживании воздушного движения. Данные упражнения состоят из имитации конфликтных ситуаций, особых случаев в полете, неблагоприятных атмосферных явлений, полетов воздушных судов литерных и подконтрольных рейсов, несанкционированного занятия ВПП и других ситуаций, которые редко встречаются в повседневной работе.

Наше исследование показывает, что интенсивность воздушного движения в упражнении соответствует заявленным нормативам пропускной способности данного сектора. По своему назначению упражнения делятся на процедурные, тренировочные и зачетные.

Общее время, отводимое на проведение одного упражнения должно распределяться следующим образом: инструктаж - 10 минут, выполнение упражнения - 2 часа, разбор по результатам тренировки - 15 минут. Перед началом тренировки до персонала должны доводиться задачи и цели упражнения, условия и порядок выполнения упражнения, распределение специалистов по рабочим местам, особенности отрабатываемого упражнения.

По завершении упражнения, диспетчер-инструктор оценивает практические навыки по управлению воздушным движением по следующим технологическим операциям:

1. Прием дежурства и подготовка рабочего места.

2. Соблюдение правил и процедур УВД.

3. Анализ и решение конфликтных ситуаций.

4. Соблюдение правил радиосвязи и фразеологии радиообмена.

5. Приоритетность, регулирование очередности, управление скоростями, векто-рение, эшелонирование, техника УВД с использованием средств наблюдения ОВД.

6. Действия при УВД в особых случаях и условиях в полете.

Выполнение каждой технологической операции оценивается с применением пятибалльной системы.

Установлено, что за качественную организацию тренажерной подготовки несет ответственность диспетчер-инструктор. Это должен быть специалист, имеющий опыт работы в органах обслуживания воздушного движения не менее 5 лет и имеющий классную квалификацию «Диспетчер УВД 1-го класса». Диспетчер-инструктор должен знать основы авиационной педагогики и психологии, методику планирования учебного процесса и методику проведения предварительной подготовки и практического обучения на рабочем месте в процессе стажировки. Диспетчер-инструктор формирует базовые навыки и знания диспетчера-стажера и способ-

ствует развитию и укреплению навыков действующего диспетчера УВД.

Таким образом, качественно организованная тренажерная подготовка диспетчерского персонала гражданской авиации России оказывает положительное влияние на уровень безопасности полетов воздушных судов.

С помощью тренажеров у диспетчеров УВД формируются навыки по обслуживанию воздушного движения в особых случаях полёта ВС. Уровень качества тренажерной подготовки напрямую зависит от уровня квалификации диспетчера-инструктора. Должны быть введены программы по выявлению специалистов с выраженными методическими способностями, умеющих делиться своими знаниями и навыками по УВД с молодыми специали-

стами.

Библиографический список

1. Федеральные авиационные правила «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам - инструкторам», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2009 года № 216.

2. «Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала», утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 апреля 2010 года № 93.

3. «Порядок проведения стажировки и проверки персонала УВД и ПВД на рабочем месте», утвержденный заместителем руководителя ДГР ОрВД ГС ГА Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2002 года (Письмо ГС ГА от 23 декабря 2002 года № 20.2-3118 ГА).

4. Doc 9859 AN/460 Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - Издательство первое, ИКАО, 2006 год.

5. Марихин С.В., Мамчак А.В. Особенности многомерного оценивания профессиональной деятельности авиационного персонала на этапе первоначальной подготовки / Заметки ученого. - 2021. - № 6. - С. 106-109.

THE PART OF THE AIR TRAFFIC CONTROLLERS SIMULATION TRAINING IN

PROVIDING FLIGHT SAFETY

S.V. Marikhin, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

N.S. Davydov, Graduate Student

St. Petersburg State University of Civil Aviation

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article describes link between flight safety and air traffic controller's simulation training. Analysis of the organization air traffic controller's simulation training has led to the conclusion about her quality and impact on flight safety Standardized practice of organization simulation training is given in the article. In the course of the study, it was established correlation between quality of organization simulation training and instructor's qualification level. Keywords: aviation, flight safety, training of personnel, simulation training, instructor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.