Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ И ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ И ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность полетов / тренажерная подготовка / взаимодействие диспетчеров и пилотов / программа совместной подготовки / человеческий фактор. / simulator training / flight safety / combined exercises / human factor / teamwork / cooperation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Екатерина Владимировна

Процесс профессиональной подготовки авиадиспетчеров и пилотов заключается в подкреплении полученных навыков опытом в процессе тренажерной подготовки. Работа авиадиспетчеров и пилотов сопряжена и имеет одну и ту же цель, однако подготовка специалистов в учебных заведениях происходит по отдельности образуя пробелы. Поскольку существует только два способа создания факторов роста нервов: усвоение и запоминание новой информации путем повторения и переживания нового опыта. Организация совместной тренажерной подготовки позволит отрабатывать взаимодействие пилотов и диспетчеров в штатных и аварийных ситуациях снижая загруженность обоих в дальнейшем, а также уменьшение вероятности перехода промежуточного события в авиационное происшествие по причине человеческого фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF COMBINED AIR TRAFFIC CONTROLLER AND PILOT SIMULATOR TRAINING

The process of professional training of air traffic controllers and pilots is to consolidate the received semantic information by experience in the process of simulator training. Obviously, air traffic controller’s and pilot’s job are interconnected and pursues one goal, however, training of specialists in educational institutions occurs separately, forming gaps in knowledge. Because there are only two ways to create nerve growth factors: assimilation and memorization of new information through repetition and gaining new experience. The organization of joint simulator training will allow working out the interaction of pilots and air traffic controllers in routine and emergency situations, reducing the workload of both in the future, as well as reducing the likelihood of an intermediate event turning into an accident due to human factors.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ И ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

«Научные исследования и инновации» УДК 629.7.072.8.08:681.5

Хохлова Екатерина Владимировна Khokhlova Ekaterina Vladimirovna

Аспирант Graduate student

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ И ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ORGANIZATION OF COMBINED AIR TRAFFIC CONTROLLER AND

PILOT SIMULATOR TRAINING

Аннотация. Процесс профессиональной подготовки авиадиспетчеров и пилотов заключается в подкреплении полученных навыков опытом в процессе тренажерной подготовки. Работа авиадиспетчеров и пилотов сопряжена и имеет одну и ту же цель, однако подготовка специалистов в учебных заведениях происходит по отдельности образуя пробелы. Поскольку существует только два способа создания факторов роста нервов. усвоение и запоминание новой информации путем повторения и переживания нового опыта. Организация совместной тренажерной подготовки позволит отрабатывать взаимодействие пилотов и диспетчеров в штатных и аварийных ситуациях снижая загруженность обоих в дальнейшем, а также уменьшение вероятности перехода промежуточного события в авиационное происшествие по причине человеческого фактора.

Abstract: The process of professional training of air traffic controllers and pilots is to consolidate the received semantic information by experience in the process of simulator training. Obviously, air traffic controller's and pilot's job are interconnected and pursues one goal, however, training of specialists in educational institutions occurs separately, forming gaps in knowledge. Because there are only two ways to create nerve growth factors: assimilation and memorization of new information through repetition and gaining new experience.

The organization of joint simulator training will allow working out the interaction of pilots and air traffic controllers in routine and emergency situations, reducing the workload of both in the future, as well as reducing the likelihood of an intermediate event turning into an accident due to human factors.

Ключевые слова. безопасность полетов, тренажерная подготовка, взаимодействие диспетчеров и пилотов, программа совместной подготовки, человеческий фактор.

IV Международная научно-практическая конференция

Keywords, simulator training, flight safety, combined exercises, human factor, teamwork, cooperation.

Приоритетной задачей деятельности любых организаций и ведомств в области авиации является обеспечение безопасности. Однако, учитывая тот факт, что три из четырех авиационных происшествий происходят по причине человеческого фактора, то любые улучшения позволяют повысить уровень безопасности полетов [1].

Теоретическая и практическая подготовка - две составляющие процесса обучения. Теоретическая подготовка предполагает овладение определенным объемом знаний, опыта и навыков с целью создания основы для приобретения в дальнейшем способности выполнять более конкретные функции. Теоретическая подготовка — это процесс, имеющий" целью развитие практических навыков, знаний или подходов к выполнению конкретной работы или задачи. Правильная и эффективная практическая подготовка невозможна без фундаментальных знаний, полученных в процессе теоретической' подготовки, которая является основой для развития любых навыков или подходов к выполнению конкретной работы. И в этом смысле знание является предвестником опыта, так как не имея знаний, мы переживаем опыт без понимания того, как себя вести в процессе этого опыта [1].

После усвоения теоретических знаний студенты приступают к практической подготовке на тренажере. Для долговременной потенциации требуется многократное «зажигание» на синаптическом уровне, снова и снова, до тех пор, пока стимул не станет достаточно сильным, чтобы заставить две клетки наконец соединиться [2 - 3]. Другими словами, необходимо систематически повторять одни и те же действия для того, чтобы укрепить синаптические связи. Как только синаптические связи становятся достаточно крепкими, мы можем применять усвоенные знания, процедуры и действия без дополнительных усилий и концентрации, так сказать автоматически. Для этого и осуществляется тренажерная подготовка, специалисты отрабатывают

«Научные исследования и инновации» различные ситуации, как правило нештатные, вырабатывая алгоритм действий

таких, как получение и передача важной информации, организация очередности,

оказание необходимых содействия и помощи и прочее. Отработав порядок

действий у авиадиспетчера, во-первых появляется больше времени на принятие

творческих решений, неподдающихся заблаговременному анализу, во-вторых

снижается вероятность ошибки в стандартных процедурах.

Авиационные специалисты отрабатывают стандартные процедуры на тренажерах каждый по отдельности. Представители каждой из профессий ставят свои цели тренажерной подготовки, составляя упражнения на отработку конкретных задач. Однако, взяв один отдельный полет воздушного судна, можем проследить тесную взаимосвязь межу работой пилотов и авиадиспетчеров каждого сектора на протяжении всего полета. Являясь компонентами одной большой системы, не стоит упускать из виду необходимость совместной подготовки специалистов, для лучшего понимания специфики работы друг друга.

Программа тренажерной подготовки

Тренажерная подготовка проводится для поддержания и совершенствования практических навыков диспетчеров управления воздушным движением (УВД) в обычных условиях, особых случаях полета и в экстремальных условиях и может включать различные виды операций от простых пультовых до решения сложных нестандартных задач:

- изучение рабочего места диспетчера / пилота;

- изучение особенностей пультовых операций и дополнительного оборудования;

- считывание показаний приборов, индикаторов и звуковых сигналов;

- пространственная ориентация в своей зоне ответственности, изучение наименований точек, населенных пунктов, крупных водоемов;

- распознавание потенциально конфликтных ситуаций;

- порядок действий пилота при получении команд от диспетчера;

IV Международная научно-практическая конференция

- порядок действий диспетчера при получении докладов и информации от

экипажей ВС;

- порядок расстановки приоритетов при управлении большим количеством

ВС;

Так как для пилота и авиадиспетчера одна и та же ситуация видится по -разному. При разработке упражнений для тренажера необходимо учитывать специфику работы каждого и производить подбор и разработку операций отдельно для диспетчера и пилота ГА. Для оптимизации тренажерной подготовки необходимо составлять упражнения, направленные на совместное и последовательное решение поставленных задач. [4]

Упражнения на тренажере могут ставить перед специалистами различные задачи, направленные на множество аспектов профессиональной подготовки:

- штатные и бесконфликтные условия

- полет с наличием неблагоприятных атмосферных условий

- возникновение особых случаев в полете

Все описанные задачи направленны на увеличение вероятности безошибочной работы авиационных специалистов и определение своевременности требуемых действий. Невозможно четко разделить своевременность (а) от безошибочности (Ф).

Под а понимается вероятность выполнения ьм диспетчером j-го этапа -Р- = ,

Р N,1

где - количество j-ых этапов, которые выполнил ьй диспетчер за определенное время;

п^ - количество этапов из ^, которые выполнены безошибочно. Под Ф понимается вероятность готовности к выполнению ьм диспетчером ]-го этапа - Rji.

% = мп

«Научные исследования и инновации» где М^ - количество j-ых этапов, которые выполнил ьй диспетчер за

определенное время;

т^ - количество этапов из М^, которые были начаты своевременно. Параметр г^ определяет готовность диспетчера к управлению воздушным движением и определяет количественную меру безотказности в процессе управления им воздушным движением в определенных условиях.

Производственный процесс для ьго диспетчера может быть сформирован из ^ этапов, из которых изначально известны вероятности и г^, причем j-й этап может быть повторен ьм диспетчером Zji раз.

Если предположить, что социологические и психофизиологические составляющие не влияют друг на друга, то вероятность того, что ьй диспетчер будет выполнять требуемое задание безошибочно и своевременно описывается следующим уравнением:

= г,[Р1

Выбор необходимого метода исследования определяется совокупностью показателей и критериев, при помощи которых дается оценка качества проведения тренажерной подготовки. [5]

Организация сети симуляторов для совместной подготовки После того, как диспетчеры и пилоты отработали свои процедуры на тренажерах по отдельности, наступает этап совместной подготовки. Ниже представлены несколько вариантов организации сети симуляторов. Стоит также отметить, что тренажер для пилотов может быть процедурным, для снижения стоимости таких комплексов, однако использование полнофункционального пилотажного тренажера позволит максимально приблизиться к реальности.

Первая модель (рис. 1) представляет собой два тренажера имеющих двустороннюю связь, а также два рабочих места операторов для каждого из тренажеров. Один из тренажеров является диспетчерским и обязан иметь двустороннюю связь не только с летным тренажером, но и с оператором, так как последний выступает также в роли смежных диспетчеров и других экипажей.

IV Международная научно-практическая конференция Оператору летного тренажера достаточно иметь одностороннюю связь для ввода различных параметров окружающей среды и симуляции возникновения особых случаев в полете.

Рис. 1. Тренажер совместной подготовки диспетчеров и пилотов удаленной связи

На рис. 1 отображена также схема расположения тренажеров, где изображены два контура, каждый включает пару компьютеров: рабочее место и место оператора. Такая схема позволяет осуществить связь дистанционно, например, с помощью беспроводной сети или путем прокладки кабеля, в случае если объекты удалены друг от друга незначительно. Такой способ позволяет соединить уже существующие тренажеры в комплекс. Примером может служить тренажерный центр Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, где имеется два отдельно стоящих здания летных тренажеров и одно диспетчерских. Расстояние между зданиями незначительное и позволяет осуществить данный тип организации комплекса тренажеров.

Второй тип подключения тренажеров такой же, как и первый, различие представляет расположение рабочих мест (рис.2). В отличие от первого типа, второй тип предполагает расположение операторов диспетчерского и летного тренажеров совместно. Такая организация предоставляет больше возможностей операторам-инструкторам по взаимодействию, позволяющее добавлять вводные

«Научные исследования и инновации»

или менять ход событий имитируя неравномерность распределения случайностей, что приближает упражнение еще больше к реальной ситуации.

Рис. 2. Второй тип организации связи тренажера совместной подготовки диспетчеров и пилотов

По сравнению с первым типов такой вид организации имеет большие экономические затраты, так как подразумевает организацию нового тренажерного комплекса или добавление диспетчерских тренажеров к имеющемуся летному.

Стоит также отметить, что количество пар: рабочее место диспетчера или пилота - рабочее место оператора, может быть добавлено неограниченное количество, превращая один тренажер в тренажерный комплекс. В таком случае меняется только техническая составляющая, отвечающая за организацию компьютерной сети.

Третий вариант представляет собой тренажерный комплекс (рис.3). Так как, на мой взгляд, организация нескольких рабочих мест пилотов в одном комплексе не имеет практической ценности, предлагается взять один полнофункциональный летный тренажер и подключить двусторонней связью его к сети комплекса диспетчерских тренажеров. При такой организации часть функций будет снята с оператора, повысив его скорость пультовых операций, а также введет случайную величину, в виде увеличения числа людей, играющих различные роли, в отличие от схемы, где один человек - оператор возлагает на

IV Международная научно-практическая конференция себя несколько ролей. Также это позволит повысить реалистичность тренажерной подготовки, так как происходит полноценная отработка взаимодействия смежных секторов и процедур согласования.

Рис. 3. Совмещенный тренажерный комплекс

Принцип организации связи схож с первыми двумя типами. Необходимо организовать двустороннюю связь между диспетчерами и пилотом, а также между диспетчерами и операторами диспетчерских тренажеров, так как они по -прежнему выступают в роле остальных экипажей ВС.

Таким образом, представлен тренажерный комплекс совместной подготовки авиадиспетчеров и пилотов, направленный на отработку процедур в штатных и аварийных ситуациях. Такая организация подготовки позволяет авиационным специалистам лучше понять специфику работы друг друга и снизить вероятность допущения ошибки при взаимодействии, особенно в нештатных ситуациях. Также при совместных тренировках диспетчеры и пилоты отрабатывают правили ведения радиообмена.

Библиографический список:

1. Руководство по обучению в области человеческого фактора// Doc 9683 -AN/950/ ИКАО; 1998.

«Научные исследования и инновации»

2. Дубынин В. А. Мозг человека: основные функции// Курс лекций - М.,

2020. - лекция 3.

3. Hebb D. The organization of behaviour. - 1949

4. Степнова А. И., Степанов С. М., Борсоева В. В., Борсоев В. А., Анализ эффективности программы совместной подготовки авиадиспетчеров и пилотов. - Научный Вестник МГТУ ГА, 2019, том 22, №5. - С. 32-33.

5. Горенков А. Н. Современные тренажерные и моделирующие комплексы в системе профессиональной подготовки специалистов УВД. - Вестник СПбГУ ГА, 2016, №4. - С. 70-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.