Научная статья на тему 'Права и обязанности диспетчера-стажера в области авиации по законодательству Российской Федерации'

Права и обязанности диспетчера-стажера в области авиации по законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕТЧЕР-СТАЖЕР / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьев Сергей Сергеевич, Елисеев Борис Петрович

В статье проведен анализ прав и обязанностей диспетчера-стажера по законодательству РФ. Установлено, что диспетчер-стажер не входит в перечень специалистов авиационного персонала и не вправе осуществлять обслуживание воздушного движения. Его обязанностями являются закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков для получения свидетельства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHTS AND THE OBLIGATIONS OF AN AIR TRAFFIC CONTROLLER-TRAINEE IN THE AVIATION BY THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article carries out the analysis of the rights and duties of an air traffic controller -trainee by the legislation of the Russian Federation. It is established that an air traffic controller -trainee isn''t included into the list of experts of the aviation personnel and has no right to carry out service of air traffic. His duties are fixing of theoretical knowledge and acquisition of practical skills for obtaining the certificate.

Текст научной работы на тему «Права и обязанности диспетчера-стажера в области авиации по законодательству Российской Федерации»

УДК 347.82:351.814

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДИСПЕТЧЕРА-СТАЖЕРА В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б.П. ЕЛИСЕЕВ, С.С. ЮРЬЕВ

В статье проведен анализ прав и обязанностей диспетчера-стажера по законодательству РФ. Установлено, что диспетчер-стажер не входит в перечень специалистов авиационного персонала и не вправе осуществлять обслуживание воздушного движения. Его обязанностями являются закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков для получения свидетельства.

Ключевые слова: диспетчер-стажер, правила безопасности движения, воздушный транспорт, правовой статус, обслуживание воздушного движения.

В связи с повышением требований к квалификации специалистов гражданской авиации и введением профессиональных стандартов большой научно-практический интерес вызывает правовой статус диспетчера-стажера применительно к сфере управления воздушным движением.

1. Прежде всего отметим, что согласно п. 1 ст. 53 ВК РФ «к выполнению функций (...) по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства».

Входит ли диспетчер-стажер в число специалистов авиационного персонала гражданской авиации?

П. 1 ст. 52 ВК РФ определено: «К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по (...) организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации».

Таким образом, необходима совокупность трех условий для утверждения о том, что определенное лицо относится к авиационному персоналу: наличие профессиональной подготовки; осуществление деятельности по организации и обслуживанию воздушного движения; фиксация наименования должности, которую занимает лицо, в перечне специалистов авиационного персонала.

Заметим, что перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации и ЕС ОрВД РФ вправе и обязано утвердить Министерство транспорта Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Так, согласно пп. 5.2.53.8 п. 5.2 Положения о Минтрансе России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395, Минтранс России на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает, в частности, следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: требования к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; требования, предъявляемые к оформлению и формам свидетельств, выдаваемых лицам из числа специалистов авиационного персонала, допускаемым к выполнению функций по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения; требования к образовательным учреждениям и образовательным подразделениям организаций, осуществляющим подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; требования к порядку разработки и утверждения, а также к содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню

специалистов авиационного персонала гражданской авиации; порядок подготовки диспетчеров управления воздушным движением; особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда авиационного персонала; перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств; перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения; перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации1.

В современной редакции ст. 52 ВК РФ действует после изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 129-ФЗ, вступившим в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 30.07.2012 г.). Очевидно, что три месяца предназначались для подготовки ведомственных нормативных правовых актов, позволяющих реализовать законодательные нормы. Однако до сих пор (на 20.01.2015 г.) Минтрансом России перечень специалистов авиационного персонала не утвержден. Вместе с тем имеется судебная практика, согласно которой необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 г. № 749-ДСП «Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации»; это постановление официально не опубликовано, но приказом Федеральной авиационной службы России от 24.08.1998 г. № 267-ДСП доведено до сведения организаций гражданской авиации2.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.01.2009 г. № 32 в соответствии с имеющимися полномочиями утверждён Единый квалификационный справочник (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»3. Квалификационных характеристик должности «диспетчер-стажер» указанный ЕКС не содержит. Термин «диспетчер-стажер» упоминается только при описании обязанностей диспетчера-инструктора управления воздушным движением.

Кроме того, по действующему законодательству нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию. Минюстом России приказ Минздравсоцразвития от 29.01.2009 г. № 32 не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке. В этой связи на основании Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 данный ЕКС не влечёт правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний; на названный ЕКС нельзя ссылаться при разрешении споров4.

Заметим, что наименование «диспетчер-стажер» отсутствует и в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93 (далее - ОКЗ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 298. Это тем более удивительно, что в ОКЗ нашлось место «профессиям» астролога и гадалки5.

1 СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3342; 2013. № 26. Ст. 3343.

2 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 г. по делу № А33-5924/2013 // КонсультанПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.12.2014 г.).

3 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898. Положение о Минздравсоцразвития России утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 г. № 655 // СЗ РФ. 2012. № 27. Ст. 3764.

4 Пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

5 Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93. М.: ИПК Издательство стандартов, 1995. В данном классификаторе в базовой группе 515 указано: «Астрологи, гадалки и работники родственных профессий предсказывают будущие события в жизни клиентов методами астрологии или при помощи других приемов, предостерегают или дают советы о том, как нужно себя вести в разных ситуациях. Обязанности, выполняемые работниками данной группы, включают: предсказания будущих событий, основанные на положении звезд и планет в определенное время, составление гороскопов; предсказания на основании характеристики ладони клиента, игральных карт, расположения чайного листа или кофейной гущи в чашках или на основе других подобных методов; советы клиенту о необходимости принятия мер предосторожности с тем, чтобы избежать неблагоприятного влияния».

Следует также указать, что в соответствии со ст. 329 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. В разделе III («Гражданская авиация») данного перечня применительно к обслуживанию воздушного движения указаны, в частности, только должности диспетчеров (диспетчер аэродрома (зона взлета и посадки судов); диспетчер аэроузлового центра; диспетчер-инструктор управления воздушным движением; диспетчер диспетчерского пункта круга; диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки; диспетчер пункта подхода или направления; диспетчер районного центра; диспетчер стартового диспетчерского пункта; диспетчер-инструктор службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов; старший диспетчер-инструктор, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов; диспетчер службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов)6.

Официальное закрепление наименования должности важно в силу требований трудового законодательства. Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Как отмечалось выше, п. 1 ст. 53 ВК РФ предусмотрено, что к выполнению функций по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Таким образом, законом установлены ограничения для осуществления указанной деятельности - её могут осуществлять не любые желающие, а соответствующие специалисты. Другое ограничение - для работников, непосредственно обслуживающих воздушное движение, установлен запрет на забастовки (часть 2 п. 1 ст. 52 ВК РФ). Кроме того, для диспетчеров, непосредственно обслуживающих воздушное движение, законом установлен ряд льгот.

Отсутствие требований по должности диспетчер-стажер или стажер в квалификационном справочнике не позволяет отнести его к авиационному персоналу.

Другое требование, позволяющее (при наличии других условий) отнести лицо к авиационному персоналу, - осуществление деятельности по организации и обслуживанию воздушного движения.

Как уже говорилось, в силу п. 1 ст. 53 ВК РФ к выполнению функций по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Без такого свидетельства никто, в том числе диспетчер-стажер, не может быть допущен к деятельности по организации и обслуживанию воздушного движения.

В этой связи необходимо отметить, что даже если в ведомственных актах, локальных актах или трудовом договоре содержится обязанность диспетчера-стажера управлять воздушным движением, то такие положения представляются не основанными на законе.

Так, ст. 5 ТК РФ устанавливает: «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации».

Часть 4 ст. 8 ТК РФ предусматривает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и

6 СЗ РФ. 2008. № 4. Ст. 268.

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Часть 2 ст. 9 ТК РФ определяет, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.

Необходимо также указать, что в разделе XXI («Гражданская авиация») Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, содержащего перечень работников, осуществляющих непо-

7

средственное управление воздушным движением, отсутствует должность диспетчер-стажер .

Следовательно, диспетчер-стажер не вправе осуществлять деятельность по организации и обслуживанию воздушного движения.

Коснемся требования о наличии профессиональной подготовки как условия отнесения лица к авиационному персоналу.

Приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 утверждены ФАП «Требования к

8

диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам» .

П. 3 названных ФАП установлено, что «к выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства».

П. 16 данных ФАП урегулировано, что для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в него квалификационной отметки кандидат должен отвечать, в числе прочих, следующим требованиям: образование - среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, курсы профессиональной переподготовки (пп. 2 п. 16); наличие определенных знаний (пп. 3 п. 16); опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) - заключение диспетчера-инструктора о возможности допуска к самостоятельной работе и заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера (пп. 4 п. 16); состояние здоровья - действующее медицинское заключение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диспетчерам УВД, за исключением случаев, когда сфера деятельности кандидата ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о годности к работе по результатам медицинского освидетельствования.

Постановлением Правительства РФ от 6.08.2013 г. № 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации .

П. 6 названных Правил установлено, что кандидат на получение свидетельства проходит проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами, которая осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к лицу, имеющему право проверки навыков.

Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции диспетчера управления воздушного движения, осуществляется:

7

Собрание постановлений Правительства СССР. 1991. № 21-22. Ст. 85.

8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 7.

9

9 СЗ РФ. 2013. № 32. Ст. 4322.

- лицом, обладающим свидетельством с внесенной в него записью о праве проведения подготовки кандидата на получение свидетельства соответствующего вида;

- на тренажерных устройствах, имитирующих обслуживание воздушного движения, и (или) на рабочем месте диспетчера управления воздушным движением.

Применительно к названным Правилам важно зафиксировать то юридически значимое обстоятельство, что нахождение диспетчера-стажера (кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции диспетчера УВД) на рабочем месте диспетчера УВД рассматривается законодательством не как осуществление диспетчером-стажером трудовой функции диспетчера УВД, а как проверка навыков диспетчера-стажера.

Приказом Минтранса России от 14 апреля 2010 г. № 93 утвержден Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала (далее - Порядок)10.

Согласно п. 2 Порядка он устанавливает требования к функционированию непрерывной системы подготовки, профессиональной переподготовки, включая вопросы стажировки и порядка допуска к работе диспетчерского персонала.

Раздел III Порядка озаглавлен: «Организация стажировки для получения допуска к работе персонала ОВД».

П. 18 раздела III Порядка гласит: «Практическая подготовка проводится на диспетчерском тренажере и рабочем месте в соответствии с утвержденным планом и включает в себя демонстрацию обслуживания воздушного движения диспетчером-инструктором, работу стажера в качестве диспетчера УВД под контролем диспетчера-инструктора, ознакомление с работой смежных диспетчерских пунктов, разбор характерных ошибок, а также выполнение тренировочных упражнений на диспетчерском тренажере под контролем диспетчера-инструктора тренажера».

Обратим внимание на противоречие имеющейся в п. 18 фразы (согласно которой практическая подготовка включает «работу стажера в качестве диспетчера УВД») Воздушному кодексу Российской Федерации и иным упомянутым нормативным правовым актам, в том числе Порядку; не меняет ситуацию и оговорка «под контролем инструктора», ибо стажер не наделен правом деятельности по обслуживанию воздушного движения.

Заметим, кстати, что вышеупомянутый ЕКС не содержит такой должности - диспетчер УВД и соответственно квалификационных характеристик по этой должности.

Кроме того, п. 23 Порядка предусмотрены условия первоначального допуска к работе в качестве диспетчера УВД (одним из условий является успешное прохождение стажировки).

Тут возможны возражения следующего порядка: в пп. 4.4.1.3 («Опыт») п. 4.4 («Свидетельство диспетчера УВД») главы 4 («Свидетельства и квалификационные отметки авиационного персонала, кроме членов лётного экипажа») Приложения 1 («Выдача свидетельств авиационному персоналу») к Конвенции о международной гражданской авиации (открыта для подписания в Чикаго 7 декабря 1944 г.) в качестве требования к кандидату на получение свидетельства диспетчера УВД указано: «Кандидат успешно закончил курс подготовки по утвержденной программе и не менее 3 мес. успешно занимался практическим управлением воздушным движением под контролем надлежащим образом аттестованного диспетчера УВД»11.

Вроде бы, нет разницы между словами «работа в качестве диспетчера» (терминология российского нормативного правового акта) и «практическое управление воздушным движением» (терминология международно-правового акта). Однако если «работа в качестве диспетчера» по своей сути предполагает выполнение соответствующих функций в полном объеме, то «практи-

10 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 37.

11 Приложение 1 («Выдача свидетельств авиационному персоналу») к Конвенции о международной гражданской авиации. 11-е изд. Монреаль: ИКАО, 2011. С. 4-5.

ческое управление» - это однозначно и недвусмысленно лишь этап подготовки, причем в таких условиях, когда: а) не исключается взаимодействие со специально используемыми для этих целей воздушными судами; б) не исключается осведомленность экипажа воздушного судна, что в управлении воздушным движением задействован стажер; в) в силу требований п. 4.3 Приложения 1 к Чикагской конвенции предприняты все необходимые правовые и организационные меры для того, чтобы стажер («курсант», по терминологии Приложения 1) не создавал опасность для воздушного движения.

Подтверждение принципиальной разницы между терминами «работа» и «практическая подготовка» мы находим и в документе ИКАО «Руководство по обучению» (Doc 7192-AN/857, Часть D-3 «Сотрудник по обеспечению полетов/диспетчер»). Глава 16 этого документа посвящена прикладному практическому обучению. В пп. 16.4.1 п. 16.4 («Практика отправления рейсов (обучение на рабочем месте)») главы 16 указано, что после завершения теоретического обучения и занятий на тренажёре необходимо, чтобы «обучаемый был направлен на выполнение под наблюдением фактических обязанностей по эксплуатационному контролю. Предоставление обучения на рабочем месте позволит обучаемому развить необходимую уверенность по выполнению обязанностей и прав завершившего подготовку [диспетчера - авт.]. Кроме того, обучение на рабочем месте позволит ему приобрести личный опыт в отношении трудностей профессии, которую выполняют опытные диспетчеры в фактических эксплуатационных условиях»12.

Отсюда вывод: диспетчер-стажер не входит в число специалистов авиационного персонала гражданской авиации, не обладает соответствующей профессиональной подготовкой и не вправе осуществлять деятельность по обслуживанию воздушного движения.

2. В связи с неопределенностью правового статуса диспетчера-стажера (что является явным правовым пробелом, вызванным ненадлежащим исполнением функций должностными лицами, в компетенцию которых входит регулирование в установленной сфере деятельности) возникает проблема определения круга прав и обязанностей, а также условий ответственности диспетчера-стажера.

В этой связи необходимо определить понятие термина «стажировка».

Так, в ст. 59 («Срочный трудовой договор») ТК РФ упоминается, что срочный трудовой договор может быть заключен, в частности, для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362, определяют (п. 22-23), что стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от 2 до 4 месяцев; продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ13.

В п. 1 Рекомендаций по организации и проведению стажировки специалистов (письмо Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 15 марта 1996 г.

12 Doc 7192-AN/857. Руководство по обучению. Часть D-3. Сотрудник по обеспечению полетов/диспетчер. 2-е изд. Монреаль: ИКАО, 1998. С. D-3-119. В авторских скобках использован русский термин вместо английского

сокращения «FOO/ FD», список сокращений приведен на с. VII Dос 7192-AN/857. Часть D-3.

13

13 СЗ РФ. 2008. № 19. Ст. 2194.

№ 18-34-44и/18-10) указано: «Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретиче-

14

ской подготовки» .

Таким образом, если применить нормы международного воздушного права, трудового и воздушного законодательства Российской Федерации в их правовой взаимосвязи, можно сделать вывод о том, что трудовыми обязанностями диспетчера-стажера являются закрепление им теоретических профессиональных знаний и приобретение практических навыков и умений для получения в установленном порядке свидетельства, позволяющего выполнять функции по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, и первоначального допуска к работе в качестве диспетчера УВД.

Отсюда следует, что фактически диспетчер-стажер, находясь на рабочем месте диспетчера УВД, обязан принимать решения и осуществлять действия только с согласия или по распоряжению диспетчера-инструктора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19.03.1997 г. №60-ФЗ г в действующей редакции.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. №197-ФЗ г в действующей редакции.

3. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 129-ФЗ.

4. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763.

5. Приложение 1 («Выдача свидетельств авиационному персоналу») к Конвенции о международной гражданской авиации. 11-е изд. Монреаль: ИКАО, 2011.

6. Doc 7192-AN/857. Руководство по обучению. Часть D-3. Сотрудник по обеспечению полетов/диспетчер. 2-е изд. Монреаль: ИКАО, 1998.

7. Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях: утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

8. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321.

9. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395.

10. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16.

11. Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362.

12. О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 655.

13. Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям Федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670.

Документ опубликован не был. Цит. по КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.12.2014 г.).

14. ФАП. Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам: утв. приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216.

15. Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала: утв. приказом Минтранса России от 14 апреля 2010 г. № 93.

16. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93: утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 298. М.: Издательство стандартов, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»: утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 32.

18. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 г. по делу № А33-5924/2013 (по делу об отмене предписания органа авиационного надзора об устранении выявленных нарушений требований, установленных правовыми актами в сфере транспортной (авиационной) безопасности, выразившихся в отсутствии у специалистов службы наземного штурманского обеспечения полетов соответствующих сертификатов (свидетельств) авиационного персонала).

THE RIGHTS AND THE OBLIGATIONS OF AN AIR TRAFFIC CONTROLLER-TRAINEE IN THE AVIATION BY THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Eliseev B.P., Yurev S.S.

The article carries out the analysis of the rights and duties of an air traffic controller -trainee by the legislation of the Russian Federation. It is established that an air traffic controller -trainee isn't included into the list of experts of the aviation personnel and has no right to carry out service of air traffic. His duties are fixing of theoretical knowledge and acquisition of practical skills for obtaining the certificate.

Keywords: an air traffic controller-trainee, safety rules, air traffic, legal status, service of air traffic.

REFERENCES

1. Vozdushnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyj zakon ot 19.03.1997 g. №60-FZ g v dejstvujushhej redakcii. (In Russian).

2. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 30.12.2001 g. №197-FZ g v deistvuyushchei redaktsii, (In Russian).

3. O vnesenii izmenenii v Vozdushnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 28 iyulya 2012 g. № 129-FZ, (In Russian).

4. O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu aktov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii, Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii i normativnykh pravovykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 23 maya 1996 g. № 763. (In Russian).

5. Prilozhenie 1 («Vydacha svidetel'stv aviatsionnomu personalu») k Konventsii o mezhdunarodnoi grazhdanskoi avi-atsii. 11-e izd. Montreal. 2011.

6. Doc 7192-AN/857. Rukovodstvo po obucheniju. Chast' D-3. Sotrudnik po obespecheniju poletov/dispetcher. 2-e izd. Monreal': IKAO, 1998.

7. Spisok № 1 proizvodstv, rabot, professii, dolzhnostei i pokazatelei na podzemnykh rabotakh, na rabotakh s osobo vrednymi i osobo tyazhelymi usloviyami truda, zanyatost' v kotorykh daet pravo na pensiyu po vozrastu (po starosti) na l'gotnykh usloviyakh: utv. Postanovleniem Kabineta Ministrov SSSR ot 26 yanvarya 1991 g. № 10. (In Russian).

8. Polozhenie o Ministerstve zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 iyunya 2004 g. № 321. (In Russian).

9. Polozhenie o Ministerstve transporta Rossiiskoi Federatsii: utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 iyulya 2004 g. № 395. (In Russian).

10. Perechen' rabot, professii, dolzhnostei, neposredstvenno svyazannykh s upravleniem transportnymi sredstvami ili up-ravleniem dvizheniem transportnykh sredstv: utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 19 yanvarya 2008 g. № 16. (In Russian).

11. Gosudarstvennye trebovaniya k professional'noi perepodgotovke, povysheniyu kvalifikatsii i stazhirovke gosudar-stvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiiskoi Federatsii: utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 6 maya 2008 g. № 362. (In Russian).

12. O priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28 iyunya 2012 g. № 655. (In Russian).

13. Pravila provedeniya proverki sootvetstviya lits, pretenduyushchikh na poluchenie svidetel'stv, pozvolyayushchikh vypolnyat' funktsii chlenov ekipazha grazhdanskogo vozdushnogo sudna, sotrudnikov po obespecheniyu poletov grazh-danskoi aviatsii, funktsii po tekhnicheskomu obsluzhivaniyu vozdushnykh sudov i dispetcherskomu obsluzhivaniyu vozdushnogo dvizheniya, trebovaniyam federal'nykh aviatsionnykh pravil, a takzhe vydachi takikh svidetel'stv litsam iz chisla spet-sialistov aviatsionnogo personala grazhdanskoi aviatsii: utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 6 avgusta 2013 g. № 670. (In Russian).

14. FAP. Trebovaniya k dispetcheram upravleniya vozdushnym dvizheniem i parashyutistam-instruktoram: utv. pri-kazom Mintransa Rossii ot 26 noyabrya 2009 g. № 216. (In Russian).

15. Poryadok funktsionirovaniya nepreryvnoi sistemy professional'noi podgotovki, vklyuchaya voprosy osvidetel'stvo-vaniya, stazhirovki, poryadka dopuska k rabote, periodichnosti povysheniya kvalifikatsii rukovodya-shchego i dispetch-erskogo personala: utv. prikazom Mintransa Rossii ot 14 aprelya 2010 g. № 93. (In Russian).

16. Obshcherossiiskii klassifikator zanyatii OK 010-93: utv. postanovleniem Gosstandarta Rossii ot 30.12.1993 g. № 298. М.: Izdatel'stvo standartov. 1995. (In Russian).

17. Edinyi kvalifikatsionnyi spravochnik dolzhnostei rukovoditelei, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel «Kvalif-ikatsionnye kharakteristiki dolzhnostei rukovoditelei i spetsialistov organizatsii vozdushnogo transporta»: utv. prikazom Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii ot 29 yanvarya 2009 g. № 32. (In Russian).

18. Postanovlenie Tret'ego arbitrazhnogo apellyatsionnogo suda ot 26.09.2013 po delu № A33-5924/2013 (po delu ob otmene predpisaniya organa aviatsionnogo nadzora ob ustranenii vyyavlennykh narushenii trebovanii, ustanovlennykh pravovymi aktami v sfere transportnoi (aviatsionnoi) bezopasnosti, vyrazivshikhsya v otsutstvii u spetsialistov sluzhby nazemnogo shturmanskogo obespecheniya poletov sootvetstvuyushchikh sertifikatov (svidetel'stv) aviatsionnogo personala). 2013. (In Russian).

Сведения об авторах

Елисеев Борис Петрович, 1957 г.р., профессор Технологического университета Нингбо, ректор МГТУ ГА, окончил Дальневосточный государственный университет (1982), профессор, доктор юридических наук, доктор технических наук, заслуженный юрист РФ, автор более 150 научных работ, область научных интересов - государственное управление, административное, финансовое, воздушное право.

Юрьев Сергей Сергеевич, 1958 г.р., окончил Калининский государственный университет (1984), доктор юридических наук, профессор Российской академии адвокатуры и нотариата, президент Национальной ассоциации воздушного права, почетный юрист г. Москвы, автор более 130 научных работ, область научных интересов - теоретико-правовые аспекты демократии, государства и права в современном мире, правовые вопросы использования воздушного пространства, организация оказания правовой помощи и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.