Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРИФЕРИЯ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шаповалов В.С.

В статье рассматриваются ключевые вопросы развития транспортной инфраструктуры. Анализируется влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона. Исследованы основные составляющие транспортной инфраструктуры и выявлены возможности ее модернизации. Особое внимание уделяется исследованию проблематики влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие периферийных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The article discusses key issues of development of transport infrastructure. Analyses the impact of transport infrastructure on socio-economic development of the region. The basic components of the transport infrastructure and identified opportunities for its modernization. Special attention is paid to the study of problems of influence of transport infrastructure on socio-economic development of peripheral areas.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

УДК 338.47

Шаповалов В. С. студент 1 курс, экономический факультет Южный Федеральный Университет Россия, г.Ростов-на-Дону РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые вопросы развития транспортной инфраструктуры. Анализируется влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона. Исследованы основные составляющие транспортной инфраструктуры и выявлены возможности ее модернизации. Особое внимание уделяется исследованию проблематики влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие периферийных территорий.

Ключевые слова: Транспортная инфраструктура, социально-экономическое развитие, периферия, транспорт, инфраструктура.

Shapovalov V. S.

student

1 course, faculty of Economics Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don

THE ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Annotation: The article discusses key issues of development of transport infrastructure. Analyses the impact of transport infrastructure on socio-economic development of the region. The basic components of the transport infrastructure and identified opportunities for its modernization. Special attention is paid to the study of problems of influence of transport infrastructure on socio-economic development of peripheral areas.

Key words: transport infrastructure, socio-economic development, periphery, transport, and infrastructure.

Транспортная инфраструктура - это совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, которые обеспечивают не только перевозки, но и все то, что необходимо для их комфорта. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона трудно переоценить: она обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и улучшение качества жизни населения.

При этом следует отметить значительную роль транспортной системы в обеспечении экономических связей центра с периферией, включая перевозку грузов, товаров, людей.

Так, грузооборот транспорта России в 2016 году вырос на 1,8% по сравнению с показателем 2015 г. и составил 5,182 трлн тонно-километров, говорится в оперативном докладе Росстата. В частности, грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 1,6% - до 2,344 трлн т/км, автомобильного транспорта - на 0,8%, до 234,5 млрд т/км. Грузооборот трубопроводного транспорта возрос на 1,8% и составил 2,489 трлн т/км. Грузооборот морского транспорта за 2016 г. вырос на 7,6% - до 42,8 млрд т/км, внутреннего водного транспорта - на 3,4%, до 64,7 млрд т/км. Грузооборот воздушного транспорта увеличился на 20,6% и составил 6,6 млрд т/ км.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в январе-феврале 2017г. составил 64,8 млрд.пасс.-километров, в том числе железнодорожного - 15,1 млрд., автомобильного - 17,7 млрд., воздушного - 32,0 млрд.пасс.-километров.

Значительные масштабы территорий России затрудняет развитие транспортных связей. Это выражается не только в плохом состояние транспорта, его обслуживания, но и в общем состоянии дорог. В нашей стране только центральный округ обладает развитой транспортной сетью.

Транспортная инфраструктура для национальной экономики традиционно является проблемной. По сравнению с развитыми странами Россия находится на одном из последних мест по уровню транспортной инфраструктуры. Так, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, по качеству инфраструктуры и уровню дорог Россия находится на 123-м месте из 140 возможных. По качеству дорожного покрытия Россия близка к Бенину, Нигерии и Сьерра-Леоне.

Последние десять лет положение РФ в рейтинге только ухудшалось. Однако в настоящее время т благодаря реализации ряда программ по улучшению дорог ситуация начала немного улучшаться. Но эти улучшения незначительны, так как если в районных центрах регионов РФ состояние дорог можно считать удовлетворительным, то на периферии практически все дороги находятся в довольно плохом состоянии. В результате Общероссийским народным фронтом была разработана «Карта убитых дорог», благодаря которой водители сами могут отмечать места с худшими дорогами, которые затрудняют развитие транспортных связей. Так же Общероссийский народный фронт составил рейтинг качества дорог в РФ. Первые три места в рейтинге заняли: Тюмень, Саранск и Белгород, а последние — Якутск, Ульяновск и Петропавловск-Камчатский.

В целом, как показывает проведенный анализ, транспортная система Российской Федерации находится далеко не в лучшем состоянии. Средний возраст парка автобусов, которые являются самым популярным видом транспорта в стране, в целом составляет 15,2 года. Причем 44% всех автобусов в стране имеют возраст старше 15 лет.

Несмотря на то, что на долю ж/д транспорта приходится около 85% всего грузооборота страны (по этому показателю Россия значительно

опережает все ведущие мировые державы), железные дороги требуют модернизации, что сдерживается, по мнению ряда специалистов, наличием монополии в лице РЖ Д.

Развитие транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач государственной деятельности. Государством разрабатываются различные программы по решению данного вопроса. Одной из таких является целевая программа «Развитие транспортной системы России» и транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, которая включает в себя семь подпрограмм: развитие экспорта транспортных услуг, железнодорожный транспорт, автомобильные дороги, морской транспорт, внутренний водный транспорт, гражданская авиация, государственный контроль и надзор в сфере транспорта [2]. Реализация данной стратегии будет осуществляться посредством ряда инвестиционных инновационных проектов. Целями данной программы являются:

- развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

- повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

- улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Так же регионами разрабатываются программы по улучшению дорожного покрытия страны. Согласно этим разработкам региональные власти должны довести долю дорог, соответствующих нормативам, до 50% к 2018 году и до 85% к 2025 году.

Таким образом, на данный момент Российская Федерация не обладает развитой транспортной инфраструктурой, которая может обеспечить качественные связи городов с периферией и которая может повлиять на социально экономическое развитие страны. Но несмотря на это ряд реализуемых на различном уровне программ развития транспортной инфраструктуры позволяет сформировать предпосылки для ее эффективного развития.

Использованные источники:

1.Гужов В.В. Инновационные направления развития транспортной отрасли в РФ // Транспортное дело России. 2013. №6-2. С.102-105. 2.Чернова О.А. Региональная финансовая политика в отражении процессов модернизации национальной экономики // Региональная экономика. Юг России. 2013. №2. С. 195-202.

3Абакумов Г.В. Элементы Транспортной Инфраструктуры. Автомобильные дороги // Тюменский государственный нефтегазовый университет. 2012. 4Кузьмина Л.П. Инвестиции в транспортную инфраструктуру Российской Федерации // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого". 2015. С. 47-49.

5Зубец А.Ж. Роль Транспортной Инфраструктуры в Развитии городов. Теоретический аспект // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. 2014. № 4 (10). С. 45-49.

УДК 691

Шарипова Д. Ф. студент 1 курса магистратуры кафедра биомедицинской инженерии и управления инновациями Инженерный институт Казанского (Приволжского)

федерального университета (КФУ)

Россия, г. Казань Хафизов И. И., кандидат технических наук доцент, заместитель директора по образовательной

деятельности

Инженерный институт Казанского (Приволжского)

федерального университета (КФУ)

Россия, г. Казань ПРОБЛЕМА РЫНКА НЕКАЧЕСТВЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

Аннотация. Данная статья отражает текущее положение отечественного рынка строительных материалов, в котором производятся некачественные стройматериалы. Вследствие чего, рассматриваются возможные решения по улучшению качества продукции строительного производства.

Ключевые слова: строительные материалы, технология производства, сертификация, аккредитация, промышленность строительных материалов (ПСМ)

Sharipova D. F. 1-st year student

Department of Biomedical Engineering and Innovation Management Engineering Institute of Kazan Federal University (KFU)

Russia, Kazan

Khafizov 1.1.candidate of technical sciences associate professor, deputy director for educational activities Engineering Institute of Kazan Federal University (KFU)

Russia, Kazan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.