Научная статья на тему 'Развитие методики оценки мультипликативного воздействия транспортного комплекса на экономику'

Развитие методики оценки мультипликативного воздействия транспортного комплекса на экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / ГРУЗООБОРОТ / МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ / СТАТИСТИКА / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / MULTIPLICATIVE IMPACT / TRANSPORT INDUSTRY / CARGO TURNOVER / MULTIMODALITY / STATISTICS / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биленко Александр Васильевич

Модернизация транспортной инфраструктуры катализатор экономического роста. Население и бизнес (пользователи) формируют «социальный заказ» на развитие транспортной инфраструктуры. Госбюджет и частный сектор предоставляют необходимые инвестиции. Результирующее улучшение инфраструктуры ведет к росту экономической активности, создает внутренний спрос и увеличивает налоговые поступления от пользователей, транспортных операторов и инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Of The Technique For Assessment Of The Multiplicative Impact Of The Transport Complex On The Economy

Modernization of transport infrastructure is a catalyst for economic growth. The population and business (users) form a “social order” for the development of transport infrastructure. The state budget and the private sector provide the necessary investment. The resulting improvement in infrastructure leads to increased economic activity, creates domestic demand and increases tax revenues from users, transport operators and investors.

Текст научной работы на тему «Развитие методики оценки мультипликативного воздействия транспортного комплекса на экономику»

УДК 656

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА ЭКОНОМИКУ

Биленко Александр Васильевич

Научный сотрудник учебно-научной лаборатория «Моделирование бизнес процессов», аспирант 1 курс ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», 42106@mail.ru

Аннотация. Модернизация транспортной инфраструктуры - катализатор экономического роста. Население и бизнес (пользователи) формируют «социальный заказ» на развитие транспортной инфраструктуры. Госбюджет и частный сектор предоставляют необходимые инвестиции. Результирующее улучшение инфраструктуры ведет к росту экономической активности, создает внутренний спрос и увеличивает налоговые поступления от пользователей, транспортных операторов и инвесторов.

Ключевые слова: мультипликативное воздействие, транспортная отрасль, грузооборот, мультимодальность, статистика, экспорт, импорт

DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE FOR ASSESSMENT OF THE MULTIPLICATIVE IMPACT OF THE TRANSPORT COMPLEX

ON THE ECONOMY

Alexandr V. Bilenko

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Russian University of Transport» Moscow

Abstract. Modernization of transport infrastructure is a catalyst for economic growth. The population and business (users) form a "social order" for the development of transport infrastructure. The state budget and the private sector provide the necessary investment. The resulting improvement in infrastructure leads to increased economic activity, creates domestic demand and increases tax revenues from users, transport operators and investors.

Keywords: multiplicative impact, transport industry, cargo turnover, multimodality, statistics, export, import

Долгосрочное регуляторное решение для инфраструктуры - «сетевой контракт» между РЖД и государством, обязательства и возможности, механизм «сетевого контракта» (де-юре, дегосударства факто) между государством и владельцем. Обязательства инфраструктуры применяется в странах ЕС. Определение текущих и (например, Германия, Великобритания) среднесрочных требований отражен (те же принципы) в механизме провозной способности сети «минимального маршрута» (ФПК) (исходя из макро-стратегии / экономики).

Государственные субсидии в поддержание ж-д сети являются общепринятой практикой в странах с регулируемой инфраструктурой. Мировой опыт показывает, что субсидирование инфраструктуры является системным решением для стран с регулируемым инфраструктурным тарифом на основании контракта государства с владельцем ж. -д. сети. Соответствует нормам ВТО (в отличии от прямых субсидий в отрасли-клиенты).

Транспортный комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии каждого государства.

Территориальную целостность РФ и единство ее экономического пространства обеспечивают транспортные коммуникации, которые объединяют между собой районы, а также связывают нашу страну с мировым сообществом, тем самым обеспечивая интеграцию России в глобальную экономическую систему.

Географическое положение РФ дает возможность получать значительный доход от экспортных операций и транзитных перевозок. Таким образом, развитие транспортного комплекса обеспечивает условия экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качество жизни населения.

Структура рынка грузоперевозок делится на несколько видов транспорта: автомобильный; железнодорожный; водный (морской и речной); воздушный; трубопроводный.

Следует различать структуру перевозки грузов, которая характеризует тоннаж перевезенных грузов, и структуру грузооборота, измеряемую в тонно-километрах.

Что касается первого показателя, то в данном случае неизменное лидерство сохраняется за автомобильным транспортом, доля которого в среднем составляет около 68%. На втором месте по тоннажу перевезенных грузов в России занимает железнодорожный транспорт (17%), на третьем - трубопроводный (13%). Водный и воздушный транспорт суммарно составляют порядка 2% от общего тоннажа.

Данные статистики свидетельствуют, что в 2016-2017 гг. автомобильный транспорт начал терять свою долю рынка, а сегмент железнодорожного и морского видов транспорта увеличивает свою долю в общей структуре. Связан данный факт с сокращением вследствие санкций экспорта и импорта большинства потребительских товаров, которые перевозились именно автомобильным

транспортом. А экспорт биржевых товаров (газ, нефть, металл, зерно и т.д.) наоборот, возрос в связи с низким курсом рубля. Для доставки таких товаров используется непосредственно морской и трубопроводный транспорт. В связи с чем, некоторые автоперевозчики были вынуждены покинуть рынок.

Что касается грузооборота в РФ, то он достаточно стабилен. Лидирующую позицию еще с 90-х годов 20 века занимает трубопроводный транспорт (таблица 1), что легко объясняется углеводородной направленностью экспорта в нашей стране. На втором месте находится железнодорожный транспорт, который постоянно наращивает свою долю в общей структуре грузооборота в т-км. Что же касается автомобильного транспорта, то его доля довольно низкая, несмотря на внушительный тоннаж перевезенных грузов. Связано это с тем, что в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют перевозки на близкие расстояния (внутригородские и внутриобластные), которые при большом объеме перевозок составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России.

Таблица 1. Структура грузооборота по видам транспорта в РФ

Вид транспорта

Год Показатель Автомобильный Внутренний водный Воздушный Железнодорожный Морской Трубопроводный Транспорт - всего

2013 Грузооборот, млрд т-км 199 54 4,7 2011 100 2382 4751

Удельный вес, % 4,19 1,14 0,10 42,33 2,10 50,14 100

2014 Грузооборот, млрд т-км 223 59 4,95 2128 78 2422 4915

Удельный вес, % 4,54 1,20 0,10 43,30 1,59 49,28 100

2015 Грузооборот, млрд т-км 249 81 5,1 2222 45 2453 5505

Удельный вес, % 4,52 1,47 0,09 40,36 0,82 44,56 100

2016 Грузооборот, млрд т-км 250 80 5 2196 40 2513 5084

Удельный вес, % 4,92 1,57 0,10 43,19 0,79 49,43 100

2017 Грузооборот, млрд т-км 247 72 5,2 2301 32 2423 5080

Удельный вес, % 4,86 1,42 0,10 45,30 0,63 47,70 100

2018 Грузооборот, млрд т-км 233 64 5,4 2306 42 2444 5093

Удельный вес, % 4,57 1,26 0,11 45,28 0,82 47,99 100

Важен тот факт, что на протяжении четырех лет грузооборот в целом оставался практически неизменными, даже несмотря на то, что показатели внешней торговли имели положительные тенденции. Чего нельзя сказать о ежегодном падении объемов перевезенных грузов. Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов за 2013-2018 гг. приведена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов в РФ

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Грузооборот транспорта, млрд т-км, 4 751 4 915 5 505 5 084 5 080 5 093

Объем перевезенных грузов, млн т 7 750 8 337 8 519 8 264 8 006 7 465

В этой отрицательной динамике объема перевезенных грузов сыграл свою роль именно автомобильный транспорт, падение которого в 2018 г. составило около 12% в начале года. Девальвация рубля изменила ситуацию в автотранспортной отрасли к концу года, но ежемесячного снижения грузовых перевозок избежать не удалось - спрос на услуги продолжал сокращаться. Так, если в 2013г. было перевезено 7750 млн т груза, то в 2018г. - 7465,1 млн т. При этом спад по сравнению с предыдущим годом составил более 10%. В результате спрос начал смещаться в сторону железнодорожных перевозок.

Смещение спроса в сторону железнодорожного транспорта можно объяснить рядом причин: достаточно низкая стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 км пути, не смотря на возросшие в 2018г. тарифы. Кроме того, при международных перевозках часто используются мультимодальные схемы транспортировки с выгодной тарификацией (комбинация автомобильного и железнодорожного транспорта, а также морского и железнодорожного и т.д.).

Тем не менее, не все перевозчики согласны использовать железную дорогу в качестве единственного средства перевозки грузов. В большинстве своем для малого и среднего бизнеса данный вид транспорта является невыгодным. Отсутствие возможности точечной доставки по конкретному адресу (доставка до двери), трудное планирование поставок и дополнительные расходы на погрузку-разгрузку грузов - все это снижает востребованность железной дороги в пользу других видов транспорта.

В результате произошел небольшой прирост объема воздушных перевозок, а морские грузоперевозки в 2018г. увеличились на 15% по сравнению с предыдущим годом. Что же касается автомобильного транспорта, то за первые два месяца 2018г. наблюдались отрицательные значения сальдо прибылей и убытков в размере 7,3млрд руб.

Так что же является причиной такой статистики? Во-первых, санкции и продовольственное эмбарго значительно сократили величину экспорта и импорта. Во-вторых, в связи с ослаблением рубля, значительно выросли риски неплатежеспособности заказчиков транспортных услуг. В-третьих, наблюдается рост расходов на транспортное обслуживание, цен на топливо, увеличение тарифов на КАСКО и ОСАГО, а также введение системы взимания платы «Платон». Таким образом, сокращение внешнеторговых потоков и увеличение затрат значительно повлияло на транспортный комплекс РФ.

В рамках Транспортной стратегии РФ для железнодорожной сферы сформулированы следующие задачи:

- увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети;

- строительство железных дорог в районах нового освоения и по направлению транспортных коридоров;

- обновление парка пассажирских составов, грузовых вагонов и локомотивов с увеличением их безопасности.

К 2020 г. в свете Транспортной стратегии запланировано ввести в эксплуатацию 600 км новых железнодорожных линий, 1100 км дополнительных главных путей; увеличение скорости доставки грузовых отправок до 340 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении - 900 км в сутки.

Что касается морского транспорта, то согласно Транспортной стратегии РФ запланировано увеличить суммарную производственную мощность отечественных портов на 413,1 млн т, а общий тоннаж морского транспортного флота РФ увеличить в 2 раза.

Для воздушного транспорта Транспортной стратегией предусмотрено:

- строительство и реконструкция 93 взлетно-посадочных полос;

- разработка перспективных воздушных судов, обеспечивающих безопасную и эффективную транспортную деятельность;

- обновление парка самолетов в размере 777 единиц;

- увеличение количества перевезенных пассажиров на местных авиалиниях в 1,5 раза в год, трансферных пассажиров - более, чем в 20 раз.

Мультипликативный эффект - это концепция, которая чаще всего связана с тем, как инвестирование в экономику (например, увеличение государственных закупок) приводит к намного большему, чем можно было бы предположить, росту занятости и производства товаров и услуг. Рассмотрим, как это работает: Происходит инвестирование в национальную экономику. Например, государство решает увеличить объемы закупок. Инвестирование приводит к увеличению совокупного спроса на товары и услуги. Это позволяет фирмам более полно загрузить производственные мощности и нанять больше работников. Занятость среди трудоспособного населения в стране растет, у людей появляется больше денег. Совокупный спрос на товары и услуги растет. Фирмы могут нанять еще больше работников, загрузив производственные мощности.

Транспорт носит инфраструктурный характер, поскольку является общим условием материального производства, имеет существенное общеэконо-46 Вестник ММА №1-2019

мическое, социальное, культурное и политическое значение, выполняет общегосударственные хозяйственные и другие функции. Как вид деятельности, он носит межотраслевой характер, и это дает основание считать его сверхотраслевым образованием - межотраслевым комплексом.

Транспорт в этом своем качестве способен активно воздействовать на процесс расширенного воспроизводства, ускоряя или замедляя его, увеличивая массу готовой продукции, топлива и сырья, находящихся в процессе обращения, или сокращая ее. Определенное количество продукции находится на транспорте и не может быть использовано. Следовательно, предприятия должны иметь запас продукции, равный объему товаров, находящихся в процессе транспортировки. В этом запасе заключены оборотные средства предприятий, которых обслуживает транспорт.

Транспорт - крупнейшая сфера приложения труда. На крупных и средних предприятиях транспорта в 2018 г. занято 2,1 млн. чел. (ж/д - 0,6, авто - 0,6, водный- 46 тыс., воздушный - 87 тыс., прочие виды перевозок и деятельности - 0,77 тыс.) - 6,2 % занятых в народном хозяйстве. Перевозка обладает повышенной энергоемкостью, так как транспортировка связана с преодолением сопротивления среды.

Доля отдельных видов транспорта в общем потреблении ими энергии характеризуется данными, %: автомобильный 80; авиационный 10; железнодорожный 3,5; водный 2,5; прочие 4.

Транспорт активно влияет на окружающую среду. Причем, это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 90%) дает автомобильный транспорт.

Уровень загрязненности атмосферного воздуха: автомобильным транспортом - 91,3; железнодорожным транспортом - 3,7; морским транспортом -2,7; воздушным транспортом - 1,4.

Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом определяется решением проблемы на автомобильном транспорте. Проблема это очень актуальная, поскольку во многих городах, испытывающих быстрый рост, развитие транспорта отстает от прироста населения, из-за чего происходит деградация окружающей среды. И наоборот, эффективное управление транспортным движением в городах приносит экологические выгоды для всех групп населения.

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежных исследователей рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития страны транспортная инфраструктура также должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, то есть транспорт оказывает воздействие на экономическое

развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. Однако, специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру не гарантируют роста экономики. Успех зависит прежде всего от экономической политики государства в целом.

На мероприятия, предусмотренные Транспортной программой, объем финансирования составляет 10250 млрд руб., из которых около 46% - средства федерального бюджета. При этом вклад проведенных мероприятий в ВВП России оценивается в 9,5 трлн руб., т.е. почти 1/3 среднего прироста ВВП будет обусловлена мероприятиями Транспортной программы.

Таким образом, транспортный комплекс рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики нашей страны.

Литература

1. Безновская В.В., Прусова В.И. Конкурентоспособность и развитие российских предприятий в условиях глобальной экономики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №5-1. - С. 123-128.

2. Безновская В.В., Жабкин М.О., Прусова Л.В. Российский рынок легковых автомобилей в условиях санкций // Автотранспортное предприятие. -2016. - №8. - С. 35-39.

3. Кирова И.В., Попова Т.Л. Перспективы модернизации российской экономики в условиях санкционного режима // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - № 2 (8). - С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.