Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ'

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная инфраструктура России / северный морской путь / Арктическая зона / транспортный узел / труднодоступные территории. / transport infrastructure of Russia / Northern Sea Route / Arctic zone / transport hub / hard-to-reach territories.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Митрюкова Ксения Андреевна

Статья рассматривает различные направления развития транспортной инфраструктуры в северных регионах РФ. Установлены основные преимущества реализации проектов в области развития транспортной инфраструктуры в контексте совершенствования внутренних и внешних экономических отношений. Обобщены проблемы, тормозящие развитие устойчивой транспортно-логистической системы северных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Митрюкова Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE HARD-TO-REACH REGIONS OF RUSSIA

The article examines various directions of development of transport infrastructure in the northern regions of the Russian Federation. The main advantages of implementing projects in the field of transport infrastructure development in the context of improving internal and external economic relations have been established. The problems that hinder the development of a sustainable transport and logistics system in the northern regions of Russia are generalized.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 338.1

Митрюкова Ксения Андреевна Mitryukova Kseniia Andreevna

Студент аспирант Postgraduate student Санкт-Петербургский государственный университет

Saint-Petersburg State University

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

THE ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE HARD-TO-REACH REGIONS OF RUSSIA

Аннотация. Статья рассматривает различные направления развития транспортной инфраструктуры в северных регионах РФ. Установлены основные преимущества реализации проектов в области развития транспортной инфраструктуры в контексте совершенствования внутренних и внешних экономических отношений. Обобщены проблемы, тормозящие развитие устойчивой транспортно-логистической системы северных регионов России.

Abstract. The article examines various directions of development of transport infrastructure in the northern regions of the Russian Federation. The main advantages of implementing projects in the field of transport infrastructure development in the context of improving internal and external economic relations have been established. The problems that hinder the development of a sustainable transport and logistics system in the northern regions of Russia are generalized.

Ключевые слова. транспортная инфраструктура России, северный морской путь, Арктическая зона, транспортный узел, труднодоступные территории.

Key words: transport infrastructure of Russia, Northern Sea Route, Arctic zone, transport hub, hard-to-reach territories.

Введение

Россия страна с обширной территорией и безграничным потенциалом. Развитие экономики страны неразрывно связано с развитием экономики регионов Российской Федерации. Особую роль играет развитие транспортной инфраструктуры, являясь своего рода капиталом, который носит регионообразующий характер. Состояние транспортной инфраструктуры

99

VII Международная научно-практическая конференция характеризует целостность регионов, модернизация и развитие происходит по

средствам ее функций, а именно - обеспеченность транспортно- экономических

связей, обеспечивая базовые потребности жителей. По средствам развития

транспортной инфраструктуры происходит развитие внешнеэкономических и

политических целей. Так, можно отметить, значительную тенденцию развития

транспортной инфраструктуры в связи с укреплением позиции страны в системе

международного разделения труда, которое позволяет расширить возможности

для развития внешней торговли, сотрудничество в различных областях с

международными компаниями и партнерами. В дополнение, внутри страны

транспортная инфраструктура является связующим звеном экономического

пространства, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие.

Обширная территория страны, с одной стороны, есть причина недостаточной развитости транспортной инфраструктуры и потребности в формировании связанности страны при помощи транспортно-логистической базы. Российская Федерация в последние несколько лет по общему показателю логистики занимает позицию в седьмом десятке, наряду с такими странами как Коста-Рика и Парагвай, то есть в кластере третьего мира, в соответствии с рейтингом Всемирного банка. [1]

С конца 90х годов наблюдается падение показателя грузооборота и качества состояния транспортной инфраструктуры, это касается, первоочередно, развития регионов с суровыми климатическими условиями, труднодоступных регионов страны и актуализирует проблемы изыскания вариантов развития транспортной системы труднодоступных регионов и, соответственно, повышения экономической активности таких территорий.

Большинство исследователей подчеркивают важность развития транспортной инфраструктуры, повышение транспортно-логистического потенциала страны, интеграция в международные транспортные коридоры при помощи комплексного развития транспортной инфраструктуры. В связи с чем, остро встает вопрос поиска и обоснования стратегических приоритетных

«Научные исследования и инновации» направлений социально-экономического развития труднодоступных регионов,

которые обладают широким потенциалом для роста.

Теоретические аспекты развития территорий рассматривали такие ученые как И. Ансоф, М. Портер, Д. Норт. Современный вклад в исследование социально-экономическое развитие систем регионов внесли такие исследователи, например, как А.Д. Абалков, А. И. Татаркин, В.Н. Лаженцев, Ю.Ю. Кузнецов, Е.Г. Ефимова.

Возникает необходимость в проведении исследования транспортной системы РФ на предмет оценки проблем и точек развития, а также макроэкономической оценки.

Государство сегодня ставит приоритетом такие задачи, как позиция лидерства мировой экономики, обеспечение к интенсивному экономическому росту и максимизация уровня жизни населения, устанавливает такую важную задачу как выработку стратегических решений на долгосрочную перспективу.

Исследование проблем и потенциала экономического развития труднодоступных регионов Росси с помощью развития транспортной инфраструктуры, стали отправной точкой для темы данного исследования, также, установке задач- выявление роли государства в ее развитии и рассмотрение вектора развития транспортной системы в международных проектах, интеграция в глобальный рынок, исследование проблем, которые препятствуют реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры внутри России.

Существующие проблемы экономического развития труднодоступных регионов России и перспективы развития.

Спецификой многих труднодоступных регионов является сложные климатические условия, колоссальные расстояния между населенными территориями, ограниченность в строительстве дорожных сетей. Транспортная коммуникация с «большой землей», другими словами, с материком является одним из важных составляющих уровня жизни северных территорий, притормаживающий фактор. Американский экономист Берман М. отмечал

VII Международная научно-практическая конференция транспортную отдаленность центральной экономической особенностью Арктической зоны. Отсутствие сети железных дорог или их ограниченность явление не редкое, главным образом, из-за сложности строительства, климатических условий (заболоченность, труднопроходимость территорий, в зимнее время передвижение осуществляется по «зимникам» и т.д.). Развитие железнодорожного сообщения является важнейшим средством расширения экономического пространства и способом стабилизации и стратегического развития территорий различного рода. [2,3]

Речной транспорт (внутренний водный), деятельность, которого осуществляется в короткий временной период (от 2 до 4 месяцев) из-за короткого навигационного периода.

Интерес к развитию северных регионов порождает много новых государственных проектов, изучает вопрос и научное сообщество. Международный уровень предполагает формирование таких основных сюжетов развития северных территорий России, как перспектива экономического освоения арктического шельфа; строительство новых магистралей; обеспечение охраны окружающей среды; защита малочисленных коренных народов Крайнего Севера.

Но геополитическое расположение страны также является перспективной возможностью Северного морского пути, извлечения природных ресурсов, но с грамотным транспортным освоением.

Начало 90х в Росси отмечается выстраиванием государственной политики в направлении обеспечения жизнедеятельности региона, реформирование государственной поддержки, перестройка порядка и схем завоза, учитывая условия рыночной экономики, но отсутствовала единая концепция развития Арктики. Чаще это было решение оперативных задач, таких как поставка топлива, продовольствия, медицинских препаратов, поддержание транспортной доступности в труднодоступные регионы.

Двухтысячные характеризуются вторым этапом формирования политики в направлении развития Севера. Стоит отметить «Морскую доктрину РФ до 2020

«Научные исследования и инновации» г.», в которой по мимо всего прочего указывается на решающую роль Северного флота для свободного выхода в Атлантику, обороны страны, наличие богатых месторождений на шельфе. Интересы РФ на Северном морском пути должны быть четко контролируемы в части соблюдения разграничений морских территорий Ледовитого океана с приарктическими государствами.

На этом этапе, значимость Северного морского пути сформулировала такие цели как сохранение Северного морского пути как национальной магистрали РФ в Арктической зоне; обеспечение и укрепление нацбезопасности в Арктической зоне; обеспечение транспортной доступностью к местам освоения месторождений, включая углеводородное сырье и морской экспорт нефти и газа; способствование развития экспортных и каботажных перевозок, бесперебойного обеспечения труднодоступных северных территорий; формирование морской транспортной системы, приносящей доходы, самоокупаемой; улучшение социальных условий жизни северных народов.

Функционирование Северного морского пути будет производиться путем разделения функций госрегулирвоания и хозяйственной деятельности. В целях привлечения финансирования транспортной инфраструктуры ее совершенствования предполагается механизм долевого участия субъектов РФ и коммерческие кредиты, как от российских, так и зарубежных финансовых институтов. У государства оставлена функция контроля, рассчитывающая в итоге получить поэтапное формирование самоокупаемой транспортной системы.

Выделим третий этап, логично назвать 2007 г., Начало летнего периода, в которую проводили сейсмические обследования хребта Ломоносова, в рамках экспедиции «Арктика-2007». В 2009 г. был утвержден документ «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». [4] Документ, определивший такие приоритеты как определение Арктики ресурсной базы Российской Федерации стратегического значения, которая будет обеспечивать исполнение задач социально-экономического развития страны; сохранение экологических систем Арктической зоны; Северный морской путь- единая транспортная коммуникация РФ.

VII Международная научно-практическая конференция Арктика находится под властью федерального законодательства РФ, эти

территории используют в экономических целях нашей страны. Помимо

Северного морского пути по территории Арктической зоны проходит Северный

воздушный мост, связывающий Азию и Северную Америку. Охват территорий

Арктической зоны простирается на территории Мурманской области, НАО,

Чукотского и ЯНАО, Республики Коми, некоторые районы Якутии, несколько

районов Красноярского края и Архангельской области.

Арктическая зона богата полезными ископаемыми, Баренцево море

насчитывает более 10 месторождений нефти и газа (Мурманское, Приразломное,

Ледовое и др.). Месторождения газового конденсата открыты в Карском море,

Тазовской и Обской губах.

На континентальном шельфе Российской Федерации расположено около

90% ресурсов углеводорода, более 90% добываемого природного газа и около

80% запасов газа государства. [5]

Имеются запасы золота, черных металлов, оптического сырья, ртути,

драгоценных и полудрагоценных камней, редкоземельных элементов,

расположенных в пределах материковой зоны Арктики.

Источники трудностей, возникающих в процессе реализации стратегии,

можно условно разделить на пару категорий, просчеты концепции самой

стратегии и практическая реализация. Первая характеризуется несоответствием

установленных целей и задач состоянию экономической конъюнктуры;

сверхуверенность в вероятности реализации установленных планов по

расширению арктического сектора; неточность формулировок целей, задач,

размытое фиксирование мероприятий, отсутствие индикативов планирования.

Практическая реализация сталкивается с такими проблемами как:

недостаток бюджетного обеспечения, нет очевидного подтверждения о том, что

Арктическая зона есть перспективная ведущая ресурсная база, так как

существующая информация о имеющихся запасах ископаемых основана на

прогнозе и не учитывает мировую рыночную конъюнктуру; отсутствие развитой

инфраструктуры Северного морского пути, которая обеспечивает снижение

«Научные исследования и инновации» рисков и стабилизирует безопасность, тем самым делая слишком завышенным

ожидание о возможности Северного морского пути в качестве

транснациональной транспортной инфраструктуры; загрязнение Арктики

токсичными отходами, снижение экологии северных территорий, ветхий и

аварийный жилой фонд.

Отраслевой характер Стратегии транспортного развития труднодоступных экономических регионов России является фактором, оказывающим отрицательное влияние.

Проведя анализ нормативной базы и различных существующих источников предоставляет возможность сформулировать несколько тезисов.

Первое, политика транспортного развития северной зоны РФ характеризуется такими факторами- неопределенный статусом национальных границ Арктического региона, наличие обильных запасов природных ресурсов и стратегическое значение Северного морского пути как интегрированной национальной системы транспортного сообщения.

Второе, Арктический регион можно рассматривать как вероятного партнера, нежели соперника в геополитическом аспекте, не всеми политиками РФ другие участники сообщества рассматривается как партнеры, скорее наоборот, как конкуренты.

Третье, вероятность пересмотра стратегического пересмотра приоритетов и тактических задачи российской политики в Арктической зоне могут быть последствием изменений в международных отношениях или кризисных явлений экономики внутри страны.

Заключение

Обобщая, можно сказать, что у транспортной системы северных регионов достаточно перспектив развития и преимуществ, для реализации которых необходимо эффективное администрирование, что предоставит возможность использовать конкурентные преимущества России на пользу социально-экономических показателей регионов.

VII Международная научно-практическая конференция

Отсутствие в ряде регионов Севера РФ развитой транспортной

инфраструктуры тормозит развитие добывающих государственных компаний, транспортных компаний. Развитие транспортной инфраструктуры прямо повлияет на уровень жизни населения в лучшую сторону, в том числе для малочисленных городах и поселках. Выйдет на новый уровень систему товарного обеспечения населения регионов, создаст рабочие места. Подспорьем развития может служить ясная, объективно сформированная стратегия, учитывающая все необходимые факторы.

Библиографический список:

1. https: //www.vsemirnyjbank. org/ru/home

2. Е.А. Корчак Арктическая зона России: социальный портрет регионов. КНЦ РАН, 2017. С. 101

3. Human capital of the Arctic: Problem and development prospects//IOP Conference: Earth and Environmental Science. 2019. D0I:10.1088/1755-1315/302/1/012087

4. В.А. Виниченко, А.В. Бабаев, В.В. Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири // Проблемы современной экономики: Материалы VI Международной научной конференции, 2017 г. Молодой ученый С. 124-128 (обращение 19 мая 2021)

5. Д.М. Дмитриева, П.С. Мизун Проблемы развития транспортной инфраструктуры арктического региона в контексте инновационного развития транспорта // Развитие экономической науки на транспорте: проблема оптимизации бизнеса: Сборник научных статей под ред. Н.А. Журавлевй. СПб, 2016 г. С. 145-153.

6. Стратегии развития транспортного комплекса России до 2020/до 2030 г.

© К.А. Митрюкова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.