Научная статья на тему 'Перспективы развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны'

Перспективы развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
490
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная инфраструктура / Арктическая зона РФ / транспортные сети / Северный морской путь. / transport infrastructure / the Arctic zone of the Russian Federation / the transport network / the Northern Sea route.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шарапкова Анна Сергеевна, Качаева Вера Александровна, Федотов Андрей Сергеевич, Левченко Людмила Олеговна, Кузнецова Илона Григорьевна

В Арктике распложены самые большие запасы углеводородов в мире. По мере климатического потепления конкуренция в освоении природных богатств северных и арктических регионов начала возрастать. В настоящее время для эффективного освоения Арктической зоны России необходимо развивать инфраструктуру в регионе. В данной статье представлен анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры, а также выявлены основные проблемы транспортных систем Арктики. Оценка динамики роста грузооборота Арктической зоны сделана на основе данных, представленных портами Северного морского пути. Авторами сделан обзор на перспективные проекты арктических грузоперевозок. В статье предложены основные стратегии создания транспортной инфраструктуры, которая обеспечит всестороннее развитие Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шарапкова Анна Сергеевна, Качаева Вера Александровна, Федотов Андрей Сергеевич, Левченко Людмила Олеговна, Кузнецова Илона Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR TRANSPORT DEVELOPMENT INFRASTRUCTURE OF THE ARCTIC ZONE

The Arctic has the largest hydrocarbon reserves in the world. Due to the warming climate, competition for the Arctic begins to increase. Currently, for the effective development of the Arctic zone of Russia, it is necessary to develop infrastructure in the region. This article presents an analysis of the current state of transport infrastructure and identifies the main problems of transport systems in the Arctic. Assessment of the dynamics of growth in cargo turnover in the Arctic zone is based on data provided by the ports of the Northern Sea Route. The authors made a review on promising projects of Arctic cargo transportation. The article suggests the main strategies for creating transport infrastructure, which will ensure the comprehensive development of the Arctic.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны»

KACHAEVA Vera Aleksandrovna,

3rd year student, specialty «Technological machines and equipment for the oil and gas complex»

FEDOTOV Andrey Sergeevich,

3rd year student, specialty « Technological machines and equipment for the oil and gas complex»

LEVCHENKO Liudmila Olegovna,

3rd year student, specialty «Chemical Technology»

KUZNETSOVA Ilona Grigoryevna,

3rd year student, specialty «Technological machines and equipment for the oil and gas complex»

Scientific adviser: STAROVA Olga Valerievna,

Candidate of Economic Sciences, associate Professor of the Department "Theoretical Foundations of Economics" of the Siberian Federal University

PROSPECTS FOR TRANSPORT DEVELOPMENT INFRASTRUCTURE

OF THE ARCTIC ZONE

Annotation. The Arctic has the largest hydrocarbon reserves in the world. Due to the warming climate, competition for the Arctic begins to increase. Currently, for the effective development of the Arctic zone of Russia, it is necessary to develop infrastructure in the region. This article presents an analysis of the current state of transport infrastructure and identifies the main problems of transport systems in the Arctic. Assessment of the dynamics of growth in cargo turnover in the Arctic zone is based on data provided by the ports of the Northern Sea Route. The authors made a review on promising projects of Arctic cargo transportation. The article suggests the main strategies for creating transport infrastructure, which will ensure the comprehensive development of the Arctic.

Key words: transport infrastructure, the Arctic zone of the Russian Federation, the transport network, the Northern Sea route.

Введение. В 2020 г. планируется принять ряд законопроектов о развитии Дальнего Востока и Арктики. Вступление в силу этих законопроектов создаст новые возможности для экономического и социального роста Арктической зоны России. На данный момент осуществлён ряд решений, стимулирующих поиск и разработку месторождений полезных ископаемых в Арктике. Правительство РФ утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г., который включает в себя два этапа: развитие в качестве национальной автомагистрали, развитие международного транспортного коридора.

В 2019 г. Министерство развития Дальнего Востока России подготовило законодательную базу для активизации развития арктических регионов страны. Прежде всего, были разработаны основополагающие документы, определяющие развитие Арктической зоны России на ближайшие 15 лет. Основными задачами этих законопроектов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

являются: определение национальных интересов России относительно Арктической зоны, стратегии развития Арктической зоны России до 2035 г. и разработка новой государственной программы, в которой будут указаны особые механизмы развития макрорегиона и их финансовые службы поддержки [1].

Эти документы позволили сформировать экономическую основу для освоения Арктики. Весной 2020 г. был принят ряд законопроектов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне России. Согласно документам, инвесторы, которые готовы инвестировать не менее 10 млн руб. в новые экономические проекты в Арктике, получат налоговые и неналоговые преференции. Система преференций предусматривает возможность построения инфраструктуры за счет государства. Российская Федерация будет помогать инвесторам в запуске предприятий в Арктической зоне [1].

Так же в 2020 г. в арктических регионах официально начнет работать Дальневосточный фонд развития. На данный момент он рассматривает инвестиционные проекты в Арктике общей стоимостью 87 млрд руб. с потенциальным участием фонда в размере 27.5 млрд руб. В 2020 г. может быть выделено до 15 млрд руб. на финансирование арктических проектов [3].

Задача государства - реализовать крупные проекты в Арктическом регионе, способные существенно изменить структуру экономики региона. Благодаря запуску этих проектов будет создано несколько тысяч рабочих мест. Так же ведется работа над законопроектом о доступе компаний к нераспределенному арктическому шельфу. Планируется создать корпорацию, которая будет представлять интересы государства в этих проектах и распространять оффшорные участки для частных инвесторов.

Необходимо обратить внимание на развитие транспортной системы в Арктике, поскольку через Арктику проходят кратчайшие морские пути между Европой и Тихоокеанским регионом. Арктическая транспортная система включает Северный морской путь, речной, автомобильный, железнодорожный, авиационный компоненты. Так же в её состав входит береговая инфраструктура (порты, навигация, гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, связь).

Развитие горнодобывающей и обрабатывающей промышленности на Крайнем Севере создаёт необходимость развития транспортных систем в северных и арктических регионах. Более того, именно инфраструктура, созданная для обрабатывающей промышленности, способна обеспечить наибольшую добавленную стоимость.

Следует отметить, что на шельфе арктических морей сосредоточено более 50% уже используемых мировых запасов нефти, газа и газового конденсата. Так же необходимо учитывать, что по мере потепления климата конкуренция в освоении природных ресурсов северных и арктических регионов начнет возрастать. В условиях глобализации российской экономики необходимо наращивать ее присутствие в Арктической зоне [4].

Одной из приоритетных задач, поставленных государством, является развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры арктических территорий до уровня и качества современной международной, национальной, региональной логистики. Развитие инфраструктуры, а именно - строительство линий связи, включая железные дороги, морские порты, аэропорты, дороги, осложняется из-за сурового климата [3].

В настоящее время морской транспорт -наиболее эффективный и практически безальтернативный способ ввоза оборудования, промыш-

ленных товаров и продуктов питания, энергоносителей, необходимых для работы хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах севера России.

Транспортные системы Арктической зоны

Важным маршрутом в Арктическом бассейне является Северный морской путь (СМП) - основная судоходная линия не только в Арктике, но и в стране в целом. Он огибает Евразию с севера и граничит с Новой Землей с запада и Беринговым проливом с востока. Северный морской путь объединяет европейские и дальневосточные морские и речные порты России в единую транспортную сеть и позволяет соединить порты Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона по кратчайшему водному маршруту. Он объединяет сухопутные, воздушные и крупнейшие речные маршруты Сибири, а также трубопроводный транспорт в единую транспортную сеть. СМП имеет большой потенциал для будущего развития и является одним из элементов международного транспортного коридора. Через СМП осуществляется поставка товаров в арктические регионы. Нефтепродукты, древесина, уголь, промышленное оборудование и продукты питания транспортируются по шоссе. Если сравнивать показатели грузоперевозок через СМП, то, по итогам 2019 г., объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил 30 млн т при плановом показателе в 26 млн т. По сравнению с 2016 г. мы видим, что в 2016 г. общий объем перевозок составил 5 млн 392 тыс. т.

По итогам января-декабря 2019 г., грузооборот портов Арктического бассейна Российской Федерации составил 104.82 млн т, что на 13% превышает показатель 2018 г. Ассоциации морского торгового порта Российской Федерации. Перевалка навалочных грузов портами бассейна увеличилась на 17.4%, до 73.13 млн т. Сухогруз обработал 31.69 млн т, что на 4.1% больше, чем в прошлом году [5].

Мурманский морской торговый порт является четвертым по величине в России по обрабатываемым грузам и вторым по величине портом в Санкт-Петербурге на северо-западе Российской Федерации. Самый северный из незамерзающих портов России. Только в очень суровые зимы Кольский залив в районе порта полностью покрыт льдом. Грузооборот порта Мурманск увеличился на 2%, до 61.93 млн т.

Грузооборот порта Варандей составил 7.17 млн т (+ 2.3%), Архангельска - 2.69 млн т (-3%). Рост перевалки грузов в порту Кандалакша составил 13.5%, Дудинка - 11.1%.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Так же создаются новые портовые сооружения, в частности порт Сабетта, который начал работать в 2015 г., - яркий пример тому. Сегодня это один из 10 крупнейших портов в арктическом бассейне России. Порт Сабетта увеличил перевалку грузов на 58.7%, до 27.68 млн т.

Говоря кратко о состоянии речного судоходства, отметим, что его развитие, как на западе (речные бассейны Кольского полуострова, Северная Двина, Печора и др.), так и на востоке (Яна, Индигирка, Колыма, Оленек, Анабар), ограничено по целому ряду причин: сезонный характер деятельности речного транспорта, нехватка средств на дноуглубительные работы, износ флота, низкий спрос на перевозки со стороны населения. Эти факторы делают работу речного транспорта ненадежной, что сказывается на функционировании хозяйственного комплекса [5].

Дорожная сеть в российской Арктике характеризуется неравномерным развитием, есть субъекты, не имеющие круглогодичного доступа к российской дорожной сети, - Ненецкий автономный округ. Для связи с Республикой Коми зимой от Нарьян-Мара до Усинска ежегодно проложено временное шоссе, т.н. зимняя дорога, протяженностью 70 км. Среди территорий Арктики относительно благоприятная ситуация характерна для субъектов западного сектора. Федеральная автомобильная дорога Холмогоры М8 (Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск) работает в Архангельской области, а Кольская М18 (Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск) - в Мурманской области, которая обслуживает внутрирегиональные, федеральные и международные перевозки грузов и пассажиров [3].

Удаленность Арктики требует авиационного сообщения. Доступные в Арктике аэропорты в основном предназначены для небольших самолетов, что важно для текущей жизни регионов. Состояние этих объектов требует реконструкции, обновления навигационного оборудования. Это

предусматривает реконструкцию аэропортов в зоне поддержки Северного Якутска с общим объемом инвестиций около 13 млрд руб. Для решения стратегических задач макрорегиона был построен аэропорт Сабетта на Ямале, введенный в эксплуатацию 2 февраля 2015 г., который принимает самолеты практически всех типов. Нынешние издания федеральных целевых программ предусматривают реконструкцию восьми арктических аэродромов: Амдерма, Мурманск, Архангельск (Талаги), Нарьян-Мар, Диксон, Певек, Тикси, Чокурдах. Сроки реконструкции в настоящее время меняются из-за сокращения финансирования [5].

Всего в Арктической зоне Российской Федерации расположено, по данным Минтранса, 73 аэродрома. Отечественная авиационная промышленность не производит самолетов нового поколения, в т.ч. и тех, которые способны работать в экстремальных условиях Севера. Основным типом самолетов по-прежнему остаются самолеты Ан-24 и вертолет Ми-8. Многие самолеты этого типа должны были быть выведены из эксплуатации в течение длительного времени. Значительную часть местных рейсов выполняют очень дорогие массивные вертолеты Ми-8, стоимость которых в час полета составляет около 300 тыс. руб. [6].

Еще одна важная задача транспортных систем Арктического региона - выгрузка и транспортировка грузов от береговой линии до промышленных объектов на материке. Проблема разгрузки связана с трудными условиями и удаленностью пунктов разгрузки от материковой инфраструктуры. Заболоченные и крутые берега также предотвращают разгрузку с моря. Разгрузка осуществляется с помощью вертолетов, переброска на более мелкие суда для прохождения отмелей, прокладки шлангопроводов и швартовки. Особенности транспорта для перевалки товаров приведены в табл. 1.

Таблица 1

Вид транспорта Период перевозок Особенности

Автотранспорт зимний период Необходимо прокладывать зимники

Вертолеты круглогодично Запрещено выполнять полеты в условиях Арктики поодиночке. Необходимо делать несколько приземлений для отдыха и дозаправки. Ограничения по весу. Необходимость постройки аэропортов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Оценка сезонности транспорта для материковых перевозок

Железнодорожный транспорт круглогодично На сегодняшний день Арктическая зона не имеет развитых железнодорожных путей. Необходимо строить и обслуживать железные дороги в условиях Севера.

Речной транспорт с 1 июля по 30 ноября Непродолжительный период летне-осенней навигации.

Как видно из табл. 1, использование речного транспорта и автотранспорта для грузоперевозок в материковой части Арктической зоны носит сезонный характер. Использования железнодорожного транспорта невозможно из-за отсутствия железнодорожных путей, а использование вертолетов не всегда экономически целесообразно. Поэтому необходимо разрабатывать универсальный вид транспорта и инвестировать в строительство железнодорожной инфраструктуры.

Инфраструктурные

Инфраструктурные проекты материковой части Арктики

Железнодорожный транспорт в Арктической зоне перевозит около 100 млн т грузов и лишь 5% перевозок углеводородов. При этом железные и автомобильные дороги часто дублируют друг друга и имеют преимущественно меридиональное простирание [6].

Существует несколько больших проектов по созданию транспортной инфраструктуры в материковой части Арктической зоны. Данные проекты рассмотрены в табл. 2.

Таблица 2

кты Арктической зоны

Название Описание Сроки реализации

Северный широтный ход Железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком Автономном округе (Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево), которая должна в перспективе соединить Северную железную дорогу со Свердловской и открыть прямой путь к промышленным предприятиям Урала. 2018—2025 гг.

Бованенково — Сабетта 170-километровая железная дорога, которая должна соединить Северную и Свердловскую железные дороги с портом Сабетта на Ямале. Начало реализации проекта ожидается в 2022 г

Мурманский транспортный узел Создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в т.ч. угольного и нефтяного терминалов и железнодорожной ветки Выходной — Лавна. Строительство первой очереди завершится в 2018 г

Белкомур (Белое море — Коми — Урал) Железная дорога, которая должна соединить Пермский край, Республику Коми и через Архангельск выйти к Белому морю. Планируемая протяженность — около 1200 км В стадии поиска инвесторов

Баренцкомур(Баренцево море — Коми — Урал) Железнодорожная магистраль, которая должна соединить порт Индигу (НАО), Сосногорск (Республика Коми), Полуночное (Свердловская область) и Сургут. В стадии поиска инвесторов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Карскомур Продление железнодорожной ветки от Воркуты до В стадии поиска инвесторов

порта Арктур на Карском море. Протяженность

около 200 км

Половина инфраструктурных проектов находится в стадии поиска инвестиции. Но для создания транспортных систем нужно время, поэтому необходимо начинать строить инфраструктуру уже сегодня, чтобы в будущем обеспечить необходимый объем грузоперевозок в Арктической зоне.

Заключение. Северный морской путь в ближайшей перспективе должен стать одной из самых востребованных мировых логистических трасс. Развитие заполярных территорий России обеспечит энергетическую и экономическую безопасность нашего государства в условиях обостряющейся геополитической обстановки. Модернизация и развитие арктической транспортной системы обеспечит всестороннее развитие Арктики.

Развитие транспортной системы арктических территорий предусматривает модернизацию имеющейся портовой инфраструктуры и создание новых портово-производственных комплексов в Арктической зоне Российской Федерации. Развивая портовое хозяйство в Арктике, бизнес и инвесторы нередко встречаются с привычными для региона вызовами. Многие порты сталкиваются проблемой скудного технического оснащения, причем не хватает не только погрузочно-разгру-зочной техники, но и персонала. Поэтому необходимо развивать человеческий капитал на Дальнем Востоке, чья компетенция распространена и на арктические территории. Для привлечения людей необходимо создание качественной инфраструктуры. Решить проблему технического оснащения портов можно за счет привлечения инвестиций, которые сегодня приходят в регион в недостаточном объеме. Так же нужно финансировать реконструкцию аэропортов и замену парка авиационной техники.

Необходимо работать в направлении создания инновационных решений для транспортной инфраструктуры. Такими решениями могут стать вездеходы-амфибии. Такие вездеходы смогут забирать грузы с кораблей и перевозить к промышленным объектам без дополнительной перевалки. В качестве основы для создания вездехо-

дов-амфибий можно использовать суда на воздушных подушках.

Список литературы:

[1] Добро пожаловать в Арктику. ПОРА (2020). Природные богатства Арктики. URL: http:// wearctic.ru/prirodnye-bogatstva-arktiki

[2] Антипов E. (2017). Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне РФ морским путем. URL: https://doi. org/10.22394/1726-1139-2017-11-72-79

[3] Новости Якутии (2020). Что ждет Арктику в 2020 году. URL: https://news.ykt.ru/mobile/ article/95559

[4] РИА Новости (2010). Природные ресурсы Арктики. Справка. URL: https://ria. ru/20100415/220120223.html

[5] Чернов В. (2019). Морские итоги ПМЭФ-2019. Ассоциация морских торговых портов. URL: http://www.morport.com/rus/publications/morskie-itogi-pmef-2019

[6] Штыров В. (2019). Крайний Север и Дальний Восток России: проблемы стратегии развития.

Spisok literatury:

[1] Dobro pozhalovat' v Arktiku. PORA (2020). Prirodnye bogatstva Arktiki. URL: http://wearctic.ru/ prirodnye-bogatstva-arktiki

[2] Antipov E. (2017). Problemy osushchestv-leniya transportirovki gruzov v Arkticheskoj zone RF morskim putem. URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2017-11-72-79

[3] Novosti Yakutii (2020). Chto zhdet Arktiku v 2020 godu. URL: https://news.ykt.ru/mobile/arti-cle/95559

[4] RIA Novosti (2010). Prirodnye resursy Arktiki. Spravka. URL: https://ria.ru/20100415/220120223. html

[5] Chernov V. (2019). Morskie itogi PMEF-2019. Associaciya morskih torgovyh portov. URL: http://www.morport.com/rus/publications/morskie-ito-gi-pmef-2019

[6] Shtyrov V. (2019). Krajnij Sever i Dal'nij Vostok Rossii: problemy strategii razvitiya.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.