Научная статья на тему 'Роль транспортного шума в формировании здоровья детского населения г. Липецк'

Роль транспортного шума в формировании здоровья детского населения г. Липецк Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ / ШУМОВАЯ ОБСТАНОВКА / ШУМОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харламов Антон Петрович, Савельев С.И.

Определены территории с высоким уровнем транспортной нагрузки. Выявлены особенности состояния здоровья детского населения, проживающего на территориях с различной степенью транспортной нагрузки. Установлена причинно-следственная зависимость состояния здоровья детского населения от комплекса факторов окружающей среды. Рассчитан прогноз показателей общей заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью в зависимости от дозы транспортного шума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харламов Антон Петрович, Савельев С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of transport noise in formation of health of the children’s population of the city of Lipetsk

Territories with high level of transport loading are defined. Features of a state of health of the children’s population living in territories with various degree of transport loading. It is established cause and effect dependence of a state of health of the children’s population on a complex of factors of environment. The forecast of levels of indicators of the general disease depending on a dose of transport noise is calculated.

Текст научной работы на тему «Роль транспортного шума в формировании здоровья детского населения г. Липецк»

14

ЗНиСО ДЕКАБРЬ №12 (237)

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ г. ЛИПЕЦК

А.П. Харламов1,2, С.И. Савельев1 ROLE OF TRANSPORT NOISE IN FORMATION OF HEALTH OF THE CHILDREN'S POPULATION OF THE CITY OF LIPETSK

A.P. Kharlamov, S.I. Saveliev

'Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, г. Липецк; 2ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана», г. Мытищи Определены территории с высоким уровнем транспортной нагрузки. Выявлены особенности состояния здоровья детского населения, проживающего на территориях с различной степенью транспортной нагрузки. Установлена причинно-следственная зависимость состояния здоровья детского населения от комплекса факторов окружающей среды. Рассчитан прогноз показателей общей заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью в зависимости от дозы транспортного шума.

Ключевые слова: здоровье детского населения, транспортный шум, шумовая обстановка, шумовое воздействие.

Territories with high level of transport loading are defined. Features of a state of health of the children's population living in territories with various degree of transport loading. It is established cause and effect dependence of a state of health of the children's population on a complex of factors of environment. The forecast of levels of indicators of the general disease depending on a dose of transport noise is calculated. Keywords: children's health, traffic noise, noise situation, noise impact.

Состояние окружающей среды не только в ряде городов и регионов России, но и за рубежом стало угрожающим в связи с постоянным загрязнением ее вредными веществами и воздействием физических факторов. Население, проживающее в районах с высокими уровнями антропотехно-генного загрязнения, подвергается риску развития нарушений со стороны здоровья [3].

Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения отличается непостоянством и четко выраженным региональным характером [1]. Гигиеническая диагностика состояния среды обитания населения свидетельствует, что г. Липецк является территорией риска по показателю комплексной антропотехногенной нагрузки среди муниципальных образований всей Липецкой области [4]. Население крупного промышленного города подвергается воздействию комплекса вредных факторов: загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, шумовой дискомфорт.

Анализ данных литературы указывает на акустическое загрязнение всей городской среды, которое носит глобальный характер и отрицательно воздействует на здоровье населения [2; 4; 5]. Научное обоснование роли неблагоприятной акустической обстановки в формировании комплексной антропотехногенной нагрузки с учетом региональных особенностей и разработка системы гигиенического управления оптимизацией

среды обитания и здоровья населения является актуальной проблемой.

Исследования проводились на 8 территориях города, условно разделенных по обслуживанию детских поликлиник и уровню транспортной нагрузки: «Центр 1», «Центр 2», «Центр 3, 4», «Центр 5, 6»; жилой поселок Новолипецкого металлургического комбината; жилой поселок Липецкого тракторного завода; жилой поселок «Свободный Сокол»; жилой поселок «Сырский рудник».

При ранжировании Липецка по эквивалентному и максимальному уровням шума территории были разделены по степени шумового воздействия: высокое — Центральная часть города и территория жилого поселка НЛМК; умеренное — территория жилых зон Липецкого тракторного завода и завода Свободный Сокол; низкое — территория Сырского рудника.

Оценка дозы шумового фактора выражена уровнем шума за единицу времени. Суточная доза шума (Кшум) определялась за период дневного и ночного времени суток. В суммарную шумовую нагрузку для детей, посещающих детские дошкольные учреждения в дневное время, входили уровень городского шума на территории в дневное время (Дтер.день) и уровень шума в дошкольном учреждении (ДДОУ) с принятой продолжительностью воздействия в каждом периоде (8 ч). Шумовая нагрузка в ночное время оце-

ДЕКАБРЬ №12 (237) ЗНифО

15

нивалась в жилых квартирах (Дж.ночь) с 23.00 до Щ 07.00.

О Неблагоприятная акустическая обстановка сло-5? жилась в центральной части города (Кшум в пределах 2,216—3,299) и на территории жилого поселка НЛМК (Кшум =1,631) и обусловлена повышенными уровнями шума от транспортного движения в дневное время. Минимальная шумовая нагрузка отмече-¡-^ на на территории жилого поселка Сырский рудник (Кшум = 1,337). Установлено, что существенный ^ вклад в суммарную суточную шумовую нагрузку вно-ЕЕ сят повышенные уровни шума на улицах города от 3 автотранспорта: Дтер.день в пределах от 2,016 на тер-

■_ ритории Сырского рудника до 8,365 — в центральной

части города на территории «Центр 2».

Была проведена оценка роли транспортного шума в многофакторном воздействии окружающей городской среды и формировании здоровья детского населения. Анализ заболеваемости детского населения, посещающего ДОУ, за 6-летний период (2005—2010 гг.) показал, что на территориях с высокой транспортной нагрузкой (центральная часть города и жилой посёлок НЛМК) среднемноголет-ние уровни заболеваемости случая на 1000 детей), достоверно выше (2,37 < 1 < 10,74, р < 0,05), чем на территории с относительно благоприятной акустической обстановкой — 1283,2—1417,4 и 926,54— 1075,78 случая на 1 000 детей соответственно.

Был использован метод нормирования интенсивных показателей заболеваемости, способствующий выявлению факторов, контингентов и степени риска: Высокий риск (НИП в пределах 1,78—2,0) отмечен для болезней системы кровообращения, нервной системы на территориях «Центр 2», «Центр 3,4». Повышенный риск (НИП в пределах 1,63-1,78) - для болезней органов пищеварения, эндокринной системы, болезней крови на территориях «Центр 2», «Центр 3,4», «жилого поселка НЛМК». Приемлемый риск (НИП в пределах 1-1,39) отмечен для болезней органов дыхания на территории «Центр 2». В целом, между загрязненными и «относительно чистым» районами отмечена существенная разница в заболеваемости детского населения.

Одним из наиболее перспективных направлений количественной интерпретации причинно-следственных связей в системе «среда обитания — здоровье населения» является применение методов оценки риска здоровью, приобретающих все большее значение как основа современных информационно-аналитических технологий в гигиене окружающей среды. Для уточнения и подтверждения болезней риска на обследуемых территориях обслуживания детских поликлиник осуществлены расчет фоновых показателей и оценка эпидемиологического риска здоровью детей, посещающих ДОУ, по методике Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, утвержденной ученым советом Минздрава России 24 декабря 1999 г.

На территориях с различной интенсивностью техногенного загрязнения были определены следующие показатели риска:

Очень высокие показатели риска. В Центральной части города на территории «Центр

1» для болезней системы кровообращения, территории «Центр 2» — для болезней системы кровообращения и органов дыхания, «Центр 3, 4» - для болезней нервной системы.

Высокие показатели риска. В центральной части города на территории «Центр 1» для болезней крови; на территории «Центр 3,4» — для болезней системы кровообращения и органов дыхания.

Низкие показатели риска. Низкие показатели отмечены на территориях жилого посёлка ЛТЗ, Свободного сокола и Сырского рудника для болезней системы кровообращения, а Свободного сокола и Сырского рудника — для болезней нервной системы.

Математический анализ полученных данных позволил определить статистически достоверные корреляционные связи между комплексным показателем антропотехногенной нагрузки и непосредственным риском болезней системы кровообращения (г = 0,500); симптомами и признаками отклонения от нормы (г = 0,543); суммарным показателем загрязнения атмосферного воздуха и болезнями системы кровообращения (г = 0,826), нервной системы (г = 0,587), органов пищеварения (г = 0,599) и общей заболеваемостью (г = 0,527); суммарным показателем загрязнения питьевой воды и болезнями мочеполовой системы (г = 0,738); суммарным коэффициентом шумовой нагрузки и нормированным риском общей заболеваемости (г = 0,786), болезнями системы кровообращения (г = 0,952), органов пищеварения (г = 0,905), эндокринной (г = 0,810) и нервной систем (г = 0,738).

На основе корреляционно-регрессионного анализа рассчитан прогноз и установлена достоверно значимая (г = 0,68) взаимосвязь между уровнем показателей общей заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью и дозой транспортного шума, указывающая на однонаправленный характер влияния на состояние здоровья транспортного шума:

Z = 844,058 + 176,659 х Кшума Стандартная ошибка = 70,872, Нижний 95 % -669,859, Верхний 95 % - 1018, F = 18,681

На основании проведенных исследований была разработана «Модель обеспечения гигиенической безопасности среды жизнедеятельности для здоровья детского населения». Выполненные исследования позволили обосновать приоритетные направления системы гигиенических и медико-организационных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение акустических нагрузок на примагистральных селитебных территориях, а также на улучшение условий проживания населения крупного промышленного центра, а следовательно и сохранение здоровья населения, что позволит улучшить условия проживания и сохранения здоровья населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грачева М.П. Эффективность внедрения методологии оценки риска для здоровья населения факторов окружающей среды в региональных системах социально-гигиенического мониторинга /

16

ЗНиСО ДЕКАБРЬ №12 (237)

М.П. Грачева [и др.] // Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2012. Том 1. 796 с.

2. Измеров Н.Ф. Человек и шум / Измеров Н.Ф., Суворов Г.А., Прокопенко Л.В. / М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 384 с.

3. Потапов А.И. Здоровье населения и проблемы гигиенической безопасности / Потапов А.И., Винокур И.Л., Гильденскиольд Р.С. / М.: ИНФРА-М, 2006. 304 с.

4. Физические факторы окружающей среды и человек / Савельев С.И. [и др.]; под ред. акад. РАМН В.Н. Ракитского. Липецк: Юлис. 2007. 207 с.

5. Babisch W. Traffic noise and cardiovascular risk.The ^ Caerphilly Study ,firstphase. Outdoor noise levels and risk factors // Archives of Environmental Health. 1988. ^^ 43. P. 407-414._

Контактная информация: ^

Харламов Антон Петрович, тел.: 8 (4742) 30-88-48,

e-mail: kharlam@bk.ru i_

Contact information: Kharlamov Anton, phone: 8 (4742) 30-88-48, e-mail: kharlam@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.