Научная статья на тему 'Роль транснациональных корпораций Швейцарии в современной системе международных экономических отношений'

Роль транснациональных корпораций Швейцарии в современной системе международных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1295
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идалов Тимур Бадрудинович

В данной статье рассмотрены основные тенденции эволюции и развития транснациональных корпораций в экономике современной Швейцарии. Показана роль швейцарских ТНК в современных мирохозяйственных связей. Рассмотрена роль отдельных корпораций в повышении конкурентоспособности экономики Швейцарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль транснациональных корпораций Швейцарии в современной системе международных экономических отношений»

Работа по разработке более эффективных систем регулирования оптового предприятия должна иметь регулярный характер, так как меняются внешние и внутренние условия, что требует корректировки в ранее сформированных алгоритмах.

Библиографический список

1. Современный инструментарий логистического управления: учеб. для вузов / Л.Б. Миротин, В.В. Боков. - М: Экзамен, 2005. - 496 с.

2. Инженерная логистика: логистически - ориентированное управление жизненным циклом продукции: учеб. для вузов / Л.М. Миротин, И.Н. Омельниченко, А. А. Колобов [и др.] - М.: Горячая линия - Телеком, 2013. - 644 с.

3. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учеб. / А.Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 430 с.

4. Розен В.В. Математические модели принятия решений в экономике: учеб. пособие / В.В. Розен. -М.: Книжный Дом «Университет», Высшая школа, 2002. - 288 с.

Т. Б. Идалов

РОЛЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ШВЕЙЦАРИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные тенденции эволюции и развития транснациональных корпораций в экономике современной Швейцарии. Показана роль швейцарских ТНК в современных мирохозяйственных связей. Рассмотрена роль отдельных корпораций в повышении конкурентоспособности экономики Швейцарии.

Ключевые слова: Швейцария, транснациональные корпорации, внешнеэкономические

связи.

Сохраняя определенную стабильность и приверженность вековым традициям ведения бизнеса, Швейцария вынуждена учитывать объективные процессы развития мировой экономики и в первую очередь глобализацию мировой финансовой сферы. Обострение конкуренции с другими странами в финансовой сфере и влияние целого ряда экзогенных факторов вынуждают Швейцарию адаптировать свой финансовый сектор к изменяющимся условиям конкурентной среды. В этой связи оценка эффективности мер по повышению конкурентоспособности финансового сектора Швейцарии необходима для выявления оптимальных параметров и установления приоритетов при формировании концепций устойчивого развития финансовых секторов стран мира.

Важную роль на современном этапе играют финансовые корпорации Швейцарии. UBS AG - крупнейший швейцарский банк с центральными офисами в Цюрихе и Базеле. UBS является одним из мировых лидеров в области управления частным капиталом. Банк обслуживает частных, институциональных и корпоративных клиентов более чем в 50 странах, а также розничных клиентов в Швейцарии.

Международный бизнес UBS включает три основных направления: управление частным капиталом, инвестиционные услуги и управление активами. Из 64 тыс. сотрудников

© Идалов Т.Б., 2013

около 36% работают в Америке, 36% в Швейцарии, 15% в др. европейских странах и 13% в Азии [11]. UBS был образован в 1998 г. в результате слияния двух крупнейших швейцарских банков - Union Bank of Switzerland (основан в 1862 г.) и Swiss Bank Corporation (основан в 1854 г.). Общие активы на 30 июня 2011 года составляли 1,469 трлн долл. 96% акций банка обращается на бирже. Следует отметить, что степень интернационализации швейцарских ТНК так же высока, как и в других странах Европейского союза [10, с. 101].

Если же говорить о промышленных корпорациях, то, несомненно, ведущей ТНК Швейцарии является Nestle, которая является крупнейшим в мире производителем продуктов питания. Компания была основана в 1886 г. и уже через несколько лет имела несколько производственных предприятий в странах Европы. Годы после Второй мировой войны стали наиболее динамичными в истории компании. В основу новой стратегии компании лег дифференцированный подход к работе на мировом рынке продуктов питания, что позволило компании еще более эффективно реагировать на спрос. В результате поглощений ряда компаний к ассортименту добавились новые товары. Сегодня ассортимент насчитывает более 2000 товарных знаков.

На современном этапе деятельность Nestle характеризуется дальнейшим географическим и отраслевым расширением. Так, например, в 2012 г. объем продаж Nestte вырос на 8,6 млрд шв. франков или на 10,2%, достигнув 92,2 млрд шв. франков. Значительный рост последних лет позволил достичь роста на уровне 5,9%. Доход от торговых операций Группы составила 14,0 млрд шв. франков, что на 1,5 млрд шв. франков, или на 11,8%, больше результата за предыдущий год. Норма прибыли достигла 15,2%.

Инновационная направленность является одним из элементов социально-экономической модели Швейцарии. Поэтому ключевые ТНК в Швейцарии функционируют в тех отраслях, где технологии играют определяющую роль. Одной из таких отраслей швейцарской экономики является фармацевтика, представленная двумя гигантами - Novartis и Roche.

Общепризнанным лидером среди фармацевтических ТНК мира является швейцарский концерн Novartis, являющийся транснациональной фармацевтической компанией и занимающий второе место на рынке товаров этой группы в ЕС. Компания функционирует в 140 странах, штаб-квартира находится в Базеле. Компания была образована в 1996 г. в результате слияния Sandoz и Ciba. Компания обладает диверсифицированным портфелем и в настоящий момент занимает лидирующие позиции в следующих областях: от производства инновационных препаратов, брендированных дженериков и безрецептурных лекарственных средств до препаратов для охраны зрения, вакцин и диагностических тест-систем.

Долгосрочная стратегия развития Novartis основана на диверсифицированном портфеле, а ее реализация исходит из трех ключевых приоритетов:

- лидерство в инновациях посредством исследований и разработки новых препаратов и расширения сфер применения нынесуществующего портфеля;

- ускоренный рост во всех дивизионах за счет вывода на рынок новых препаратов и расширения присутствия на развивающихся рынках;

- рост производительности путем выполнения корпоративных инициатив, освобождающих финансовые ресурсы для инвестиций в НИОКР для создания новых препаратов [8].

Другим крупным представителем на мировом рынке фармацевтических товаров является швейцарская компания Roche, которая кроме фармацевтики, специализируется на диагностике. Roche является одним из ведущих производителей биотехнологических лекарственных препаратов в области онкологии, вирусологии, ревматологии и трансплантологии. Ком-

пания имеет представительства в 150 странах мира и штат в 80 тыс. сотрудников. Характерно, что доля инвестиций в НИОКР в общих продажах компании находится на уровне 1/5. Компании принадлежит контрольный пакет Genentech (США) и Chugai Pharmaceutical (Япония) [10].

Важное место среди современных швейцарских ТНК принадлежит концерну Glencore International AG - трейдинговой компании, специализирующейся на поставка сырья и редкоземельных материалов. Представляя добывающие компании всего мира, Glencore поставляет нефть, минералы, металлы, нефтепродукты, уголь, продукцию сельского хозяйства ряду заказчиков в автомобилестроении, металлургии, энергетике и пищевой промышленности. Компания владеет 10% российской компании «Русал», небольшими горнодобывающими активами в Казахстане, ЮАР и Филлипинах [10]. Так, в 2007 г. алюминиевые активы Glencore были объединены с активами российских компаний «СУАЛ» и «Русал». Объединенная компания стала крупнейшим производителем алюминия и глинозема в мире. Также необходимо отметить, что c 2012 г. Glencore является главным акционером другого транснационального швейцарского концерна Xstrata, в результате чего создан крупнейший в мире экспортер угля для электростанций и ведущий производитель меди.

Подавляющая часть выручки Glencore (92%), что составляет 133,9 млрд. долл. США, формируется за счет трейдинга. Доля производства в ЕВГГОАкомпании составляет 32 % (1,9 млрд долл. США) [10]. В 2011 г. состоялось первое первичное размещение акций компании, в результате которого по показателю рыночной капитализации Glencore вышла на седьмую позицию среди крупнейших горнодобывающих компаний мира.

Для Швейцарии характерно не только формирование ТНК с одной страной базирования, но и многонациональные компании. Типичным примером является ABB (Asea Brown Boveri) - шведско-щвейцарская компания, специализирующаяся в области энергетического машиностроения и электроники (основная деятельность сосредоточена на производстве оборудования для энергетики). Подразделения компании сосредоточены более чем в 100 странах. Для компании характерно наличие большого числа производств в ряде стран: в Европе -в Швейцарии, Швеции, Германии, Италии, Франции, России, Чехии, Финляндии, Португалии, Беларуси; в Азии - в Индии и Китае. Лидерство в технологиях, глобальное присутствие и опыт работы на местном ранке позволяют компании предлагать продукты, системы и решения, помогающие нашим заказчикам улучшать показатели своей деятельности от повышения надежности линий электропередачи до увеличения эффективности производства [3].

Компания Syngenta AG является одним из лидеров в области производства средств защиты растений и семеноводства. Компания работает в 90 странах мира. Благодаря богатому ассортименту препаратов, мощной технологической базе и большому научно-исследовательскому потенциалу компания лидирует в мировом агробизнесе. Обширные инвестиции осуществляются как в традиционные, так и в новейшие технологии [3].

Холдинговая компания Compagnie Financière Richemont S.A. специализируется на производстве предметов роскоши. Она владеет 17 брендами, такими, как, например, Cartie, Alfred Dunhill, A. Lange & Sohne [5].

На рынке строительных материалов представлена корпорация Holcim, являющаяся ведущим мировым поставщиком цемента и работающая в более чем 70 странах. Компания Schindler Holding AG, в которой в настоящее время работает 45 тыс. человек по всему миру, является и ведущим производителем лифтов в мире с сетью из одной тысячи отделений по всему миру.

На рынке электроники следует упомянуть о STMicroelectronics, которая занимается разработкой, изготовлением и продажей электронных и микроэлектронных полупроводниковых компонентов.

Нельзя отдельно не отметить и The Swatch Group AG - крупнейшего в мире производителя часов (около 25 % мировых продаж). Swatch Group выпускает часы под марками Bre-guet, Blancpain, CK Watch, Longines, Omega, Rado, Tissot и др. У компании достаточно широкий спектр продукции с четко выстроенной маркетинговой позицией- от люксовых марок (Breguet, Blancpain) до массовых. Также группе принадлежит ряд компаний, ведущих исследовательские работы, выпускающих механизмы и прочие части часов. Компании ETA, входящая в состав Swatch Group, является основным поставщиком механизмов для механических и кварцевых часов других швейцарских и европейских производителей.

В последние годы в Швейцарии наблюдается рост числа ТНК, успешно действующих в секторе услуг. Так, например, Adecco (Адэкко) - международная швейцарская компания, предоставляющая решения в области управления персоналом - является крупнейшей в мире компанией, предоставляющей HR-решения [9]. Компания насчитывает более 5 500 офисов в более чем 60 странах. Важную роль в экономике Швейцарии играет транснациональная компания Swiss Re - одна из крупнейших страховых компаний в мире в секторе перестрахования. Kuehne+Nagel - логистическая корпорация, крупнейший в мире экспедитор грузов. Сегодня деятельность компании - это глобальные морские перевозки, авиаперевозки, перевозки по суше, контрактная логистика с предоставлением ИТ-услуг для управления доставкой, обеспечивая мониторинг перемещения груза клиенту. KN имеет глобальную сеть из 1000 офисов с примерно 63 тыс. сотрудников, 7 млн м2 менеджментируемых складов [6]. Полный и стандартный портфель продуктов и услуг компании объединен и соинтегрирован.

В целом, по данным журнала Forbes, среди 2000 крупнейших компаний мира 45 -швейцарские. Возможно, это небольшое количество по сравнению с представителями США и КНР в указанном рейтинге, однако, учитывая размеры самой Швейцарии, позиции более чем достаточные. Все эти компании объединяет то, что для них характерен чрезвычайно высокий уровень транснационализации. Также следует указать, что эти компании функционируют в инновационных отраслях хозяйства либо в сфере услуг. Многие из этих компаний нишевые и основным источником их конкурентоспособности является производство какого-либо уникального товара или услуги, круг производителей которых на мировом рынке весьма ограничен.

Библиографический список

1. Смирнов Е.Н. Трансформация внешнеэкономических связей Европейского Союза в условиях инновационного развития его экономической системы // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 2.- 2013.

2. Хрипунов К. Откровенная Glencore // Ведомости. - 2009. № 45 (2315).

3. Annual Review 2012, Bringing plant potential to life, Syngenta AG, 2013.

4. Building on our technology leadership. - The ABB Group Annual Report 2012, Zurich, 2013. 156 p.

5. Richemont Annual Report 2010. - Compagnie Financière Richemont S.A, 2010.

6. Szakonyi M. Kuehne + Nagel Ranked Top Forwarder in 2010 // Journal of Commerce, Jul. 12, 2011

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metalindex.ru/news/2011/05/06/ news_30829.html?template=23 // МеталлИндекс - новости, прогнозы, аналитика.

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novartis.ru/ru/about/mission.shtml

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.randstad.com/about-us/company-information/mission-core-values

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roche.ru/portal/roche.ru/grupa_roche

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wbanks.ru/europe/switzerland/ubs.html

Г.К. Карнач А.Р. Фаттахова

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ

Аннотация: рассматриваются вопросы применения нормативного учета затрат на предприятиях малого и среднего бизнеса в г. Набережные Челны.

Ключевые слова: управление затратами, стандарт-кост, проблемы контроля затрат, эффективные методы управления.

Одним из следствий экономического роста, усложнения бизнеса, развития новых технологий является усиление конкуренции на рынках, что заставляет руководство предприятий задуматься об эффективных методах управления предприятием в условиях постоянно меняющихся требований и предпочтений потребителей. Ситуация подкрепляется еще и тем, что многим предприятиям приходиться конкурировать с товарами иностранных производителей, а значит как с их технологией производства, так и с технологией и методами управления.

Для завоевания рынка и удержания лидирующих позиций требуется внедрение системного менеджмента, составным элементом которого является управленческий учет. В настоящее время заметно увеличилось использование элементов стандарт-кост или ее отечественного аналога - системы нормативного учета. При этом, если для традиционных предприятий, созданных еще в советское время, учет и калькулирование по нормам является обычной практикой, то для предприятий, созданных в постперестроечный период применение норм в учете - новая технология, требующая существенных затрат на внедрение и поддержание [1].

Наибольшее распространение стандарт-кост получилна промышленных предприятиях [3]. Этим во многом и объясняется повышение интереса к системе со стороны именно молодых предприятий. В 90-е годы XX века основная часть предприятий малого и среднего бизнеса действовала в сфере торговли и услуг. В этих сферах система управления относительно проста и не требует использования сложных учетных процедур. По мере насыщения рынка и падения доходности в этих отраслях все больше предпринимателей, заработавших свой первоначальный капитал в торговле, стали направлять ресурсы в различные отрасли промышленности.

Среди наиболее значимых преимуществ стандарт-кост по сравнению с учетом по фактическим затратам выделяют следующие:

1) сокращение объема учетной работы за счет отсутствия необходимости скрупулезно рассчитывать и контролировать каждую статью затрат. Особенно это актуально при производстве широкой номенклатуры изделий [5];

2) усиление контроля над поведением затрат за счет своевременного выявления и анализа отклонений, оперативное выявление резервов сокращения себестоимости;

© Карнач Г.К., Фаттахова А.Р., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.