Научная статья на тему 'Особенности швейцарской предпринимательской модели'

Особенности швейцарской предпринимательской модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
825
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности швейцарской предпринимательской модели»

60

а-ж = = = = = = = = = = = =

Юрий ЮДАНОВ

ОСОБЕННОСТИ ШВЕЙЦАРСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ МОДЕЛИ

Согласно одной известной легенде, в компенсацию за отсутствие подземных полезных ископаемых Бог дал Швейцарии другие богатства природы: сверкающие на солнце пики заснеженных гор и зеленые живописные долины. Эта небольшая альпийская республика превратилась, по оценке международной консалтинговой фирмы "Willian M. Mercer", в самую безопасную и удобную для проживания страну в мире. Швейцарии удалось найти оптимальное сочетание экономической свободы, умеренных налогов, общественного спокойствия, личной безопасности и приемлемых условий для адаптации иностранных предпринимателей.

Уже не одно десятилетие эта страна считается своеобразным международным эталоном не только социальной стабильности, но и устойчивой эффективности производства, что и обеспечивает ей одно из самых высоких мест по уровню жизни в современном мире. Эти достижения оказались возможными в результате постоянного поиска и внедрения передовых моделей предпринимательства, которые обеспечивают максимальное приспособление к стратегическим сдвигам в мировой экономике и сообществе.

Сложности трансформации модели

Формирование швейцарской предпринимательской модели происходило в течение всего прошлого века. В начале минувшего столетия в этой стране стали возникать союзы банковского и промышленного капитала. С целью "обретения больших преимуществ в конкурентной способности" в 1934 году был принят Банковский закон, который обеспечил внедрение принципов универсальности в деятельности банков. Это произошло в тот период, когда в США и многих европейских странах начали действовать новые законоположения о разграничении функций коммерческих (депозитных) и инвестиционных банков.

Внедрение принципа универсальности способствовало укреплению позиций швейцарских банков, которые стремились никогда не вступать в прямую конкурен-

Юданов Юрий Игнатьевич, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник

ИМЭМО РАН

© 2003

цию с ведущими мировыми банковскими объединениями. Добившись универсальности,

швейцарские банки (особенно "гроссбанки" и приватные) получили неограниченные возможности по корпоративному финансированию, но сохранили собственную "нишевую специализацию" (операции на мировых облигационных рынках, торговля благородными металлами и пр.)1.

В этот период и сложились основные компоненты швейцарского варианта континен-тально-европейской модели предпринимательства. Опираясь на исторические хозяйственные связи, "гроссбанки" стали формировать собственные промышленные группы в определенных отраслях. По оценке германского исследователя Г. Баумана, в середине XX века в Швейцарии сложилось около 30 финансово-промышленных группировок.

Особо выделялись три наиболее влиятельные: цюрихская, базельская и женевская. Во главе каждой из них находились "гроссбанки" (или крупные приватные банки), которые через систему холдинговых обществ владели значительными пакетами акций подконтрольных обществ. Цюрихская группировка, возглавляемая "гроссбанком" "Credit Suisse", ориентировалась на машиностроение, электротехнику и энергохозяйство. Базельская (предшественники UBS) специализировалась на связях с фармацевтическими, химическими и текстильными компаниями. Ядро женевской группировки составляли могущественные приватные банки, вовлеченные в специализированное машиностроение (производство часов, прецизионное станкостроение и пр.)2.

Следует однако отметить, что крупные швейцарские промышленные компании всегда проявляли определенную умеренность во внешних финансовых заимствованиях и никогда не попадали в такую зависимость от банков, как их германские коллеги. К тому же в 60-70-е годы в швейцарской экономике все более явно стала обозначаться тенденция к самофинансированию (особенно у крупных компаний). При этом, когда возникала необходимость во внешнем финансировании, основная ставка делалась на выпуск дополнительных собственных акций и других ценных бумаг с целью их реализации на фондовых биржах. В эти годы "ведущие швейцарские банки продали большую часть своих вложений в промышленные компании. Они вернулись к традиционным операциям с недвижимостью, международным трансакциям и стали активно привлекать личные сбережения простых граждан страны", - отмечал известный западный аналитик Н. Фейт3.

Особое внимание стало уделяться операциям по управлению имуществом на доверительной основе. Например, в сентябре 2001 года услугами двух ведущих "гроссбанков" (UBS и "Credit Suisse") пользовалось почти 550 тыс. богатых клиентов, что принесло банкам около 30% их совокупной прибыли. Такой вид деятельности оказался более стабильным источником доходов, чем инвестиционные банковские операции в промышленности. Управление имуществом осуществляется по поручению клиентов, которые сами несут экономический риск, а банки получают свои доходы в виде комиссии за оказываемые услуги. При этом, по оценке видного эксперта У. Холла, около половины всех собственников таких активов предпочитают ориентироваться на сектор недвижимости (данная сфера требует большего профессионализма, чем управление производственными активами)4.

В одном из солидных исследований банковского дела в Швейцарии подчеркивалось, что ведущие национальные банки, как правило, не осуществляют долгосрочного финан-

1 Christensen B. Switzerland's Role as an International Financial Center, Washington, 1986. P. 6-8.

2 См. подробнее: Юданов Ю. Международные монополии Швейцарии, Москва, 1961. С. 41-44.

3 Фейт Н. Тайная деятельность швейцарских банков, М. 1986. С. 180-181.

4 Ведомости 24.09.2001.

сирования промышленных и торговых компаний. Они ориентированы на предоставление кредитов в форме предфинансирования, взаимодействуют при подготовке эмиссии их ценных бумаг (акций, облигаций), но обычно не выступают в роли стратегических парт-неров1.

Конечно, возможны отдельные исключения. Например, когда в октябре 2001 года обанкротилась швейцарская авиакомпания "Swiss air", то ее имущество было продано фирме "Cross air", контрольный пакет акций которой (70,4%) был приобретен двумя ведущими "гроссбанками" за 160 млн долл.

Основные принципы формирования швейцарской предпринимательской модели определялись особенностями развития важнейших корпоративных структур экономики страны. Решающее значение приобрела так называемая нишевая специализация хозяйства, ориентированная на создание продукции (или услуг), требующих высокого уровня технологической профессиональной подготовки персонала, а также наличия обширной финансовой и научно-технической инфраструктуры. Такое специализированное производство предназначалось в основном для мировых рынков, что, естественно, и предопределило необходимость их выхода на крупномасштабные объемы деятельности.

Согласно рейтингу глобализации ведущих промышленных компаний современного мира, составляемому международной организацией "UNCTAD", в списке 16 корпо-

ративных лидеров находится пять швейцарских фирм (ни одна другая страна не располагает таким количеством представителей в этой элитной когорте). Основные показатели такого индекса определялись по параметрам соотношения зарубежной собственности и национальной, иностранных оборотов и валовых продаж, количества отечественного и международного персонала и пр. Для эффективного функционирования швейцарских корпораций в составе мировой элиты требовалась постоянная мощная финансовая поддержка, которую не были в состоянии предоставить национальные банки этой небольшой страны.

Такая необходимая финансовая база стала постепенно формироваться в результате активного и мощного развития швейцарского рынка ценных бумаг. Основными клиентами фондовой биржи Швейцарии выступают банки, страховые компании, пенсионные фонды и различные брокерские фирмы, которые приобретают ценные бумаги компаний-эмитентов на доверительной основе для физических и юридических лиц.

По масштабам развития рыночной капитализации корпоративных активов Швейцария безусловно является современным мировым лидером. Даже по абсолютным объемам фондового рынка (786,9 млрд долл. в марте 2001 г.) она входит в первую четверку европейских государств, уступая только Великобритании (2,6 трлн долл.), Германии (1,3 трлн долл.) и Франции (1,1 трлн долл.).

Но если оценивать уровень развития "акционерного предпринимательства" по стоимости капитализации на душу населения, то Швейцария выходит в очевидные мировые лидеры (109,7 тыс. долл.). У остальных продвинутых в этой сфере стран показатель вдвое ниже - это США (56,8 тыс. долл.), Нидерланды (47,9 тыс. долл.), Великобритания (43,5). Показатели ведущих континентальных европейских стран вообще мало сопоставимы: Франция - 19,4 тыс. долл., Германия - 16,2 тыс. долл. и Италия - 13,1 тыс. долл.

В мировые чемпионы выходит Швейцария и по соотношению стоимости капитализа-

1 Banken und Bankgeschäfte in der Schweiz. Bern und Stuttgart. 1969. S. 152.

ции корпоративных активов и национальных ВВП (326,2% в марте 2001 г.). Этот показатель вдвое превышает американский (161,7%) и среднеевропейский (107,8%) уровень. Среди европейских стран выделяются Нидерланды (208,4%) и Великобритания (183,8%). Однако ведущие континентальные европейские страны уже в несколько раз уступают швейцарским показателям: Франция - 88,1%, Германия - 70,8% и Италия - 70,2%:.

"Швейцарские банки были традиционно ориентированы на обслуживание портфельных инвестиций по преимуществу физических, а не юридических лиц, - отмечал один из известных экспертов в этой сфере Б. Кристенсен. - Однако позднее важнейшее значение стали приобретать также посреднические операции и для различных фирм и обществ"2.

Так, по оценке газеты "Файнэншл таймс", на ноябрь 2000 года объем финансовых средств, находившихся под управлением двух "гроссбанков" составлял почти 713,9 млрд долл. (в том числе у UBS - 413,9 млрд долл., а "Credit Suisse" - 300,0 млрд долл.), что приближается к объему всей капитализированной собственности швейцарских ком-паний3. Поэтому совершенно неслучайно у них обозначилась тенденция к частичному переводу этого вида банковской деятельности за пределы страны.

Швейцария включилась в систему международного движения капиталов еще в XVIII веке, но ее превращение в своеобразную "сейфовую гавань" произошло лишь в XX столетии. Этому способствовало географическое положение в центре Европы, а также крушение в результате Первой мировой войны двух соседних могущественных империй - Германской и Астро-Венгерской. К тому же следует добавить широкое распространение в стране трех основных языков континентальной Европы. Приток крупных иностранных финансовых ресурсов способствовал формированию масштабных объемов фондовой биржи этой страны. Не случайно упомянутый Н.Фейт отмечал, что "вне зависимости от конечного назначения иностранных депозитов швейцарские банки во всех случаях пускают их в оборот".

Весьма прибыльный и достаточно надежный бизнес швейцарских "гроссбанков" стал в последнее время подвергаться воздействию ряда тревожащих факторов. Первым из них можно считать активное вторжение в эти операции крупнейших приватных банков (сейчас в стране насчитывается около 16 таких семейных фирм). Двум ведущим из них удалось существенно потеснить "гроссбанки" в сфере обслуживания самой верхней части миллионеров. В результате объем финансовых активов, находящихся под управлением "J. Baer", увеличился к 2000 году до 88,4 млрд долл. (ежегодный рост составлял около 14%), а у "Vontobel" - до 48,5 млрд долл. (на 13%). Показатель ежегодного прироста у "гроссбанков" существенно ниже (2-4%).

Второй тревожный фактор связан с появлением "интернетовской конкуренции", особенно в сфере так называемого бытового обслуживания. Она может привести к коллапсу "брокерских услуг", предоставляемых банками. Молодое поколение клиентов предпочитает теперь самостоятельно включаться в брокерскую деятельность через Интернет и не намерено использовать традиционные банковские услуги в этой сфере.

Ведущие приватные банки уже приступили к созданию специальных интернетовских подразделений, которые будут осуществлять взаимодействие с клиентами без физическо-

1 Main Economic Indicators. Paris. Oct. 2001, p. 271; Monthly Bulletin of Statistics, New-York, 2001, p. 1-6; Financial Times March 28, 2001.

2 Christensen B., Op. cit. P. 31.

3 Financial Times November 16, 2000.

го общения. Приступили к созданию международных интернетовских площадок для торговли валютой и швейцарские "гроссбанки" (например, "Еха11", в котором участвует еще около дюжины крупных международных банков). Сейчас через Интернет проходит около 5-10% всех международных валютных операции, но спустя несколько лет эта доля может существенно возрасти1.

Крупнейшими участниками швейцарской фондовой биржи выступают также страховые компании. В их числе и две ведущие национальные корпорации: "Zurich Financial Servises" и "Swiss Re", которые по объему своих капитализированных активов входят в первую европейскую страховую пятерку. Особо возросло их влияние после международных террористических актов в США (11 сентября 2001 года). "Swiss Re" оказалась первой среди всех страховых компаний мира, которая решилась на эмиссию своих новых ценных бумаг (акций и облигаций) на гигантскую сумму (3,3 млрд долл.). При этом около 41% прежних владельцев акций выразили желание приобрести новые ценные бумаги этого общества. Как отмечала газета "Уолл-стрит джорнэл", "именно этот показатель следует считать критерием большой надежности швейцарского общества, поскольку прежним владельцам не предлагалась значительная скидка, как это обычно происходило"2.

Важную роль на швейцарском фондовом рынке играют пенсионные фонды, которые располагают крупными финансовыми ресурсами. Они оценивались в огромную сумму -около 306,2 млрд долл. (1999 г.), что выводит небольшую Швейцарию на третье место в Европе (после Великобритании - 1,4 трлн долл., Нидерландов - 607 млрд долл., но впереди Германии - 294,1 млрд долл.).

Особенно примечательно лидерство Швейцарии в этой сфере, если исходить из показателей объема ресурсов пенсионного фонда на душу населения. Она занимает первое место в Европе (43,1 тыс. долл.), опережая Нидерланды (38,4 тыс. долл.) и Великобританию (24,3 тыс. долл.). А при сопоставлении пенсионных ресурсов со стоимостью ВВП ей не находится равных во всем мире. В Швейцарии оно составило 146%, что существенно выше, чем в Нидерландах (115%), Великобритании (95%) и США (84%). Швейцарская фондовая биржа постоянно получает масштабную финансовую поддержку из этого важного источника.

Словом, как отмечалось в известном швейцарском аналитическом издании "Цюрихер тренд", "главная особенность в развитии национального предпринимательства состоит в том, чтобы основными корпоративными инвесторами становились владельцы портфельных пакетов акций (физические и юридические лица), которые действуют на фондовой бирже через банковские, страховые, пенсионные и другие общества"3.

Швейцарский вариант акционерного предпринимательства и фондового рынка, которые в последнее время нередко увязывают с ростом "новой экономики" (Интернет-бизнесом), обладает вполне определенной спецификой. Действительно, наращивание объемов фондового рынка открыло новые возможности для форсированного формирования инновационного процесса, поскольку появилась возможность обеспечить его финансирование за пределами сравнительно узкой группы консервативно настроенных банковско-промышленных магнатов.

Процессы масштабной капитализации корпоративных активов оказали существенное

1 Financial Times November 16, 2000; Ведомости 26.10.2000.

2 Wall Street Journal November 19, 2001.

3 Züricher Trend 29.08.2001.

воздействие и на "традиционную экономику", совсем не обязательно связанной со столь модной телекоммуникационной сферой. Более того, акционерная модель предпринимательства позволила более эффективно интегрировать Интернет-бизнес (который сам по себе вряд ли может устойчиво развиваться) в различные подразделения "традиционного хозяйства». Такое направление этого процесса может в большей степени способствовать избавлению мировой экономики от появления спекулятивных "мыльных пузырей" на фондовых биржах, усилению устойчивости ее роста. Швейцарский вариант такой предпринимательской модели безусловно свидетельствует об определенной ее перспективности.

Международные позиции швейцарской корпоративной элиты

Согласно показателям рейтинга эффективности деятельности ведущих международных промышленных корпораций, составляемого известной консалтинговой фирмой "Price Waterhouse Coopers", первая дюжина европейских компаний оставалась достаточно устойчивой на протяжении последнего десятилетия. При этом в ее состав постоянно входили три-четыре компании из Швейцарии (таких результатов не удавалось добиваться ни одной другой европейской стране). К категории "грандов банковско-страховой элиты" также регулярно относятся два-три швейцарских общества.

Столь важным местом в международной корпоративной иерархии швейцарские компании смогли овладеть благодаря устойчивости и солидной финансовой базе национального фондового рынка, обеспечивающего их эффективную крупномасштабную международную деятельность. Об этом свидетельствует и высокий уровень рыночной капитализации ведущих швейцарских корпораций.

Прежде всего следует отметить, что лидирующая группа промышленно-финансовых корпораций Швейцарии по объему рыночной капитализации своих активов (около 621,3 млрд долл.) находится практически на уровне показателей ведущих европейских стран: Германии (648,7 млрд долл.), Франции (745,2 млрд долл.) и др. Особенно существенно Швейцария превосходит другие малые страны, в том числе и весьма продвинутые в акционировании капиталов Нидерланды (465,6 млрд долл.). В Западной Европе лишь у Великобритании этот показатель существенно превышает швейцарский уровень - 1139,1 млрд долл.).

Анализ масштабов капитализации ведущей группы швейцарских корпораций достаточно отчетливо свидетельствует о характере хозяйственной "нишевой специализации" этой страны в мировой экономике. В этом плане выделяется тройка фармацевтических гигантов, на которую приходится свыше одной трети всех стоимостных показателей элиты (35,5%, или 220,2 млрд долл.). "Фармацевтическая ниша" швейцарских корпораций оказалась весьма устойчивой и прибыльной. В 1990-е годы отрасль развивалась быстрыми темпами, достигнув общего объема продукции в 300 млрд долл., при этом доходы компаний этого сектора ежегодно составляли около 15%.

Швейцарские продуценты сделали ставку на выпуск вполне определенной группы лекарств, мировой годовой сбыт которых превышает 1 млрд долл. Так, на продукцию корпорации "Roche Group" приходится около 50% всего европейского рынка витаминов. А фармацевтический гигант "Novartis" является лидером по производству так называемых разумных препаратов, которые действуют избирательно (например, при лечении лейкемии). Ценные бумаги этой фирмы считаются самыми ликвидным в современной фарма-

цевтике. Особое место в швейцарской "нишевой специализации" занимает компания "Nestle", которая является самым крупным мировым продуцентом продовольствия (ее доля в капитализированной стоимости национальной корпоративной элиты составляет около 13,7%, т.е. 84,9 млрд долл.). Под ее контролем находится 509 компаний, расположенных в 83 странах с общим количеством занятых свыше 250 тыс. чел. Согласно оценке UNCTAD (комиссии ООН по торговле и экономическому развитию) "Nestle" выступает абсолютным лидером среди всех глобально действующих промышленных фирм.

При анализе деятельности швейцарского "нишевого гиганта" достаточно четко просматриваются основные побудительные мотивы трансформации национальной предпринимательской модели. Для осуществления крупномасштабной глобализации она постоянно прибегала к использованию огромных финансовых ресурсов фондового рынка. Так, например, в 2001 году "Nestle" поглотила крупную американскую продовольственную фирму "Ralston Purine", заплатив за контрольный пакет ее акций грандиозную сумму (около 10,3 млрд долл.). Подобная сделка не могла быть осуществлена за счет собственной прибыли "Nestle" (она в 2000 г. составила 3,42 млрд долл.) или финансового содействия стратегических партнеров.

Такая возможность появилась лишь в условиях растущей капитализации корпоративных активов. На обширном фондовом рынке проще заполучить многочисленных партнеров-инвесторов путем дополнительной эмиссии собственных ценных бумаг. Кстати, как отмечалось в швейцарском аналитическом издании для инвесторов, на фондовой бирже акции "Nestle" оказались единственными из всей группы продовольственных компаний, которые можно было приобретать во второй половине 2001 года без всяких опасений в качестве портфельных инвестиций"1.

Заметное место в швейцарской корпоративной элите занимают несколько компаний, связанных с производством продукции специализированных прецизионных подразделений машиностроения (их доля составляет около 11%). Среди них особо выделяется "Swatch Group", которая стала самой крупной корпорацией в мировой часовой промышленности, являющейся, как известно, традиционной многовековой национальной специализацией. Швейцария по-прежнему занимает в этой сфере мощные позиции. Хотя ее доля достигает лишь около 7% всего мирового производства часов, но по стоимости на швейцарских продуцентов приходится свыше его половины. Ежегодный экспорт часовой продукции из Швейцарии представляет значительную сумму (в 2000 г. - около 6,3 млрд долл.). Часы с клеймом "Swiss made" делятся условно на две категории: класса "люкс" и "просто швейцарские". В первую группу входят всемирно известные производители: "Blancpain" (ее "модель 1735" считается самыми дорогими часами в мире), "Patek Philippe", "Rollex", "Chopard" и др. Вторую группу представляет продукция средней ценовой категории ("Omega", "Longines", "Tissod", "Rado" и др., объединенные в ассоциацию "Swatch Group", которая первой освоила производство сверхтонких часов. По объему капитализированных активов (7,8 млрд долл. на январь 2001 г.) она является самой крупной часовой корпорацией мира. Эта компания стремится в последнее время диверсифицировать производство путем вторжения в смешанные отрасли. Однако этот процесс не всегда проходит успешно, о чем свидетельствует падение курса ее акций и, следовательно, уменьшение объема капитализированных активов (с января по август 2001 г. они со-

1 Züricher Trend 29.08.2001. S. 5.

кратились до уровни 4,5 млрд долл.).

Некоторые аналитики отмечают также разочарование швейцарским рынком ценных бумаг основателя и основного владельца акций этого объединения Н. Хайека. Он считает, что современные фондовые биржи не способны объективно оценивать компанию, а акционеры лишь мешают нормальному ее развитию. Они заинтересованы в ежегодном получении максимальных дивидендов и совершено не хотят думать о долгосрочной перспективе. Владельцы "Swatch Group" намерены скупать свои акции, чтобы вновь стать частной компанией.

Серьезные трудности испытывает также крупнейший национальный электротехнический концерн "Brown Bovery", который после объединения со шведской компанией АСЕА, превратился в АВВ - одну из ведущих мировых компаний в этой отрасли (она зарегистрирована в Швейцарии и главный центр управления расположен в Цюрихе). До недавнего времени под ее контролем находилось около 1 тыс. предприятий в 140 странах с общим количеством занятых свыше 210 тыс. чел. В середине 90-х годов она постоянно занимала первое место в рейтинге наиболее авторитетных европейских фирм по трем важнейшим критериям: эффективная корпоративная стратегия, рациональная организация хозяйственной деятельности, максимальное использование возможностей персонала.

Однако стремление объединенной группы создать мощный комплекс продуцентов (плюс французская фирма "Alstom") по производству полного спектра турбинной продукции (паровых-, газовых- и гидротурбин) не увенчалось успехом. Вследствие сильной прямой конкуренции со стороны двух других могущественных производителей (германской фирмы "Siemens" и американской "General Electric") концерн АВВ понес огромные убытки (в 2001 г. 691 млн долл.). Он вынужден был направить главные усилия на освоение других производственных ниш (экологическое оборудование, контрольно-измерительное оснащение и пр.). По определению аналитиков из лондонского журнала "Экономист", возникшая в 1988 году в результате швейцарско-шведского альянса группа АВВ осуществляет радикальные преобразования в своей производственной деятельности с ориентацией на происходящие процессы глобализации. И этот процесс еще не закон-

чился1.

Безусловно швейцарской спецификой следует считать вхождение в состав национальной корпоративной элиты мощного банковско-страхового комплекса. На его долю приходится 37% (т.е. около 225,6 млрд долл.) стоимостных показателей капитализации ведущей группы корпораций. Этот сектор экономики страны пользуется общепризнанной мировой репутацией как "наиболее отлаженный и эффективный". "Этому способствовала устойчивая политическая стабильность в республике и высококвалифицированная экономическая политика, направленная на поддержание низкого уровня инфляции, крепкой национальной волюты, здоровых федеральных финансов и высокого жизненного уровня", - отмечает известный в этой сфере аналитик Б. Кристенсен. К тому же наличие законодательной основы для функционирования универсальной банковской системы позволяет банкам включаться во все виды финансовых сделок2.

Сам факт появления в сравнительно небольшой стране столь крупных банков объясняется в первую очередь их ориентацией на "обширную индивидуальную работу с каждым клиентом" по модели "tailor made" (т.е. "портновской подгонки изделия к запросам

1 The Economist April 29, 2000. "Survey European Business", p. 4; Финансовые известия 14.02.2002.

2 Christensen B. Switzerland's Role.... P. 1-2.

конкретного заказчика"). Неслучайно поэтому около одной трети всего объема мировых оффшорных банковских операций приходится именно на Швейцарию (около 2 трлн долл. из 6 трлн долл.). Банковско-страховой сектор вносит существенный вклад в национальный ВВП (до 15%) и занятость (около 6%). Аналогичные показатели по Евросоюзу существенно ниже (6% и 2,5% соответственно)1. По размерам капитализации своих активов два крупнейших швейцарских "гроссбанка" - UBS и "Credit Suisse" - входят в первую "европейскую шестерку" лидеров, а две ведущие страховые корпорации - "Zurich Financial Services" и "Swiss Re" - в первую пятерку.

В 2000 году швейцарский "гроссбанк" UBS был признан известным британским журналом "The Banker" "наилучшим в мире по номинации инвестиционных банков". В этом году он осуществил одно из самых крупных приобретений, купив контрольный пакет акций известной американской брокерской фирмы "Paine Weber" за грандиозную сумму (около 13,2 млрд долл.)2.

Второй по величине "гроссбанк" "Credit Suisse" также стремительно наращивает свои позиции в мировых финансах. В 2000 году он поставил под контроль (заплатив 12,2 млрд долл.) лидера американского рынка корпоративных облигаций фирму "Donaldson, Lufkin, Jenrette". А двенадцатью годами ранее (в 1988 г.) осуществил реструктуризацию приобретенного прежде небольшого провинциального финансового общества "Bank of Boston" в крупнейший мировой инвестиционный банк под названием "Credit Suisse First Boston" (CSFB). Теперь он стал самым крупным держателем российских портфельных акций (по некоторым оценкам, до 1 млрд долл.)3.

Столь крупномасштабная инвестиционная активность швейцарских банковских гигантов по всему миру оказалась возможной в результате наращивания рыночной капитализации их корпоративной собственности. В этом, очевидно, и находит свое подтверждение прогрессирующая тенденция формирования новых принципов швейцарской предпринимательской модели.

* * *

Трансформация основных постулатов швейцарской корпоративной практики происходила в обстановке возрастания специфической роли этой страны в системе международных экономических отношений. Используя все преимущества функционирования надежного "финансового сейфа", она смогла привлечь огромные иностранные ресурсы для оптимального решения основных хозяйственно-структурных национальных проблем. Важнейшим из них можно считать, очевидно, модернизацию и укрепление специализированного высокотехнологического сектора, который занимает устойчивые позиции в мировом хозяйстве. Это, кстати, позволило предотвратить опасное развитие известной "швейцарской болезни" - чрезмерного влияния банковского капитала не только на хозяйственную, но и на общественную жизнь.

Решение этой проблемы оказалось возможным в рамках новых предпринимательских ориентаций, путем превращения банковского капитала в важнейший созидательный фактор формирования основ высококонкурентной национальной экономики. Своевременный

1 Financial Times November 16, 2000.

2 International Herald Tribune September 1, 2000.

3 Эксперт 2.07; 17.09.2001; Ведомости 27.09.2001.

отход от холдинговой модели институциональной структуры экономики позволил обеспечить более гибкое приспособление (главным образом финансирование) Швейцарии к изменяющимся потребностям мирового рынка в условиях глобализации (что, по мнению многих аналитиков, не произошло в рамках известной "шведской модели").

Швейцарский вариант трансформации предпринимательской модели может представить определенный интерес и для российского формирования основных принципов хозяйственного и общественного развития. Активный рост в настоящее время в России холдинговых промышленно-финансовых групп (их 20-25) вызван объективными причинами и реальными потребностями национальной экономики. Швейцарский опыт свидетельствует, что именно такая структура хозяйства позволила этой бедной ресурсами стране достаточно эффективно обозначить свою "производственную нишу" в международной экономике. Кстати, многие известные в мировой практике хозяйственные достижения ("германское экономическое чудо", "японское хозяйственное возрождение" и даже победное шествие южнокорейских финансово-промышленных групп) были обеспечены в результате внедрения холдинговых моделей капитализма с непременным участием стратегических инвестиционных партнеров. Поэтому на базе складывающейся в России современной предпринимательской модели объективно создаются условия для достижения аналогичного "российского экономического чуда". Что же касается отхода в нашей стране от холдинговой модели, то это станет возможным и эффективным после появления необходимых предпосылок и, прежде всего, создания обширного фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.