УДК 327.83 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-4-49-63
РОЛЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
В РАМКАХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ
С.В. Володенков, Е.А. Кашин, С. К. Крайнов
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются одним из ключевых направлений развития. У российских разработчиков открывается возможность продвигать отечественные технологии не только внутри страны, но и на мировой арене, что может обеспечить геополитическое влияние и укрепление позиций страны в мире. Важным аспектом является и защита информационных ресурсов и снижение угроз цифровой безопасности государства. В связи с этим исследование по данной теме может способствовать продвижению отечественных технологий за рубежом, что, в свою очередь, может повысить конкурентоспособность страны на международной арене. Не имея своих специалистов в области программного обеспечения, Россия не сможет обеспечить должным образом безопасность своего цифрового пространства. Экспорт технологий поспособствует усилению не только внутренней независимости, но и даст возможность развития межгосударственных отношений с разными странами, что особенно важно будет в эпоху нового многополярного мира. Целью исследования является рассмотрение механизмов трансфера отечественных современных технологий за рубеж как направление геополитической стратегии России. В рамках данной исследовательской работы был проведён кейс-стади и анализ открытых источников. Основные выводы заключаются в том, что при современных темпах развития цифровых технологий России стратегически важно выстраивать свою технологическую безопасность и продвигать свои технологии в дружественные страны.
Ключевые слова: многополярность, цифровые технологии, алгоритмы, цифровые платформы, новый мировой порядок, международные отношения.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Ученого совета факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках реализации научного проекта «Механизмы трансфера отечественных современных технологий за рубежом как направление геополитической стратегии России в многополярном мире».
Введение
В современном мире информационные технологии являются одним из ключевых направлений развития экономики, национального суверенитета. Каждая страна стремится обеспечить себе цифровой суверенитет -независимость в использовании информационных ресурсов. В данном контексте компаниям следует продвигать отечественные технологии на мировой арене, что может обеспечить геополитическое влияние и укрепить позиции страны в мире. В связи с этим исследование в этом направлении является актуальным и необходимым, чтобы определить возможности и перспективы укрепления позиций России в цифровой сфере. К тому же в Кон-
цепции внешней политики Российской Федерации отдельное внимание уделяется международному технологическому сотрудничеству [1]. Анализ в данной области может помочь выявить проблемы и препятствия, которые мешают продвижению отечественных технологий за рубежом, а также найти способы их решения. Полученные выводы могут быть полезны для принятия решений на государственном уровне, а также способствовать развитию отечественных компаний.
Геополитические аспекты в данной теме также являются важными, так как многие западные страны уже активно продвигают свои технологии в других регионах мира, чтобы продвигать свои экономические и политические интересы. В этом контексте для России важно не только защитить свой суверенитет и национальные интересы, но и повысить узнаваемость своих технологий за рубежом, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировой арене. Следует отметить, что цифровой суверенитет Российской Федерации не только является важной стратегической задачей для обеспечения национальной безопасности, но и может сыграть значительную роль в улучшении качества жизни граждан. Это связано с тем, что цифровые технологии позволяют создавать новые рабочие места, улучшать качество образования, медицинского обслуживания и других социальных услуг, что, в свою очередь, увеличит благосостояние населения и укрепит экономику страны в целом. Исследование данной темы является актуальным и важным для развития страны в современных условиях, а также для ее позиционирования на мировой арене.
Технические характеристики IT-отрасли в России включают в себя наличие крупных компаний, таких как Яндекс, VK, Kaspersky Lab и др., которые играют важную роль в развитии отечественной цифровой экономики. Кроме того, существует развитая инфраструктура связи, включающая широкополосный доступ в Интернет и мобильные сети, что обеспечивает населению и бизнесу высокоскоростной доступ к цифровым услугам. Всё это является основой для превращения России в цифровую метрополию.
Также важно пояснить, что в данном исследовании термин «трансфер технологий» понимается как успешное применение и адаптация самых разных технологий путём экспорта в другие страны или регионы.
Обзор научной литературы
На фоне нового витка истории и начала перехода к многополюсному миру стоит важный вопрос национальной безопасности, а именно - вопрос о цифровом суверенитете каждой страны. Как никогда актуален междисциплинарный подход к анализу сложившейся ситуации. Развитие цифрового суверенитета невозможно представить без политического, технологического и международного взглядов для решения сложных смежных задач.
Данная проблема всегда была в области правового регулирования государства. Поэтому во многих исследованиях делается акцент на тенденции и структуре развития новой политической культуры, историко-политических течений. Стефан Кутюр и Софи Тоупин разделяют цифровой суверенитет на 5 подкатегорий [2]: суверенитет киберпространства, цифровой суверенитет государства и правительства, цифровой суверенитет коренных народов, цифровой суверенитет общественных организаций и личный цифровой суверенитет.
Также ключевыми работами в данной сфере являются труды С. В. Володенкова и С. Н. Федорченко, в которых затрагиваются вопросы использования цифровых технологий по воздействию на национальные режимы [3], внедрение технологий Big Data в систему традиционных институтов власти [4], деятельности разнородных цифровых акторов в условиях технологической эволюции Интернета [5], роли ИИ как перспективного направления развития «мягкой силы» [6], вопросы влияния цифровой среды на современное мировоззрение [7], а также затронута тема формирования глобальных «информационных империй», которые становятся активными игроками международных отношений [8].
Работы ряда авторов посвящены исследованию влияния цифровых технологий на общество и экономической развитие. Так, Д. Бир в своей работе «Социальная роль алгоритмов» пишет, что алгоритмы могут подбирать под конкретного пользователя методы и примеры воздействия, которые будут понятны данному пользователю [9]. Программный код становится фильтром, который будет для индивида определять, к какой группе людей в Интернете стоит прислушиваться, к какой нет. Как пишет И. Тарасов, новая технологическая революция поможет странам развиться, стать конкурентоспособнее, усилить внутреннюю экономику и выйти на новые рынки [10]. Группа экспертов МГИМО, под редакцией С. Камолова, выделяет положительные моменты при цифровизации государства: быстрота принятия решений, повышение эффективности труда с уменьшением производственных затрат [11]. Отрицательные эффекты сводятся к строгой индивидуальности каждого процесса в условиях стандартизации и типизации новых систем управления. Данное явление также критикует группа авторов, Д. Хдери, А. Алексанян, Ю. Лапотникова, ссылаясь на мысли М. Фуко, что развитие ради прогресса не способно осчастливить человека и сделать его свободнее, а создает предпосылки для развития разных форм закрепощения индивида [12].
В рамках темы развития трансфера технологий важными для анализа представляются работы исследователей С.В. Теребовой [13], Ю. И. Селивёрстова, Е. С. Самоваровой [14], в которых затрагиваются вопросы использования и применения передачи новых разработок в рамках международного сотрудничества.
Методология
В исследовании используются: кейс-стади и анализ открытых источников информации, таких как научные статьи, отчеты и публикации, связанные с продвижением технологий за рубежом.
Сочетая вышеперечисленные методы, можно будет раскрыть тенденции развития цифрового суверенитета в России в рамках геополитической ситуации. Междисциплинарный подход органично сглаживает недостаток информации и позволяет в полной мере раскрыть отдельные аспекты.
Результаты анализа
Активное развитие цифровых технологий привело к формированию новых моделей общественно-политических взаимодействий, которые уже активно вытесняют традиционные формы.
Новые медиа стали площадками общественно-политических коммуникаций, на которых происходит разного рода влияние на коммуникационное воздействие между различными группами, институтами власти. Это влияние может вызывать вражду и расколы или унифицировать и скреплять общество.
Расширение использования российских цифровых площадок в других странах позволит использовать специальные алгоритмы для предоставления персонализированного контента с основными идеями Русского мира в прямой или скрытой форме. Важным моментом является создание множества непосредственных продуктов в цифровой сфере, которые смогут персонально доносить до аудитории ценности Русского мира. Примером может служить создание и продвижение каналов на площадке «УК Видео» на разных языках. Также хорошим инструментом для влияния на молодое поколение является формат интегративного повествования в виде анимационных сериалов, игр и коротких роликов. Необходимо поддерживать отечественных молодых разработчиков и сценаристов во вхождении на рынок других стран и перевод их работ на местные языки. В этом случае важно определить базовые образы и ценности российской цивилизации, которые будут простыми и понятными для людей разных возрастов в цифровой среде. Спектр этих образов должен в полной мере отражать многовековой опыт развития российской цивилизации. Так, цифровые ресурсы предоставляют широкие возможности для оказания информационного влияния, в том числе на ценностно-мировоззренческие установки.
Отдельным моментом является вопрос технического оснащения и подержания цифровой инфраструктуры. Самым актуальным и важным критерием успеха продвижения какой-либо продукции является человече-
ский капитал. Невозможно создать новый продукт, реализовать теоретическую идею, не имея готовых кадров. В этом направлении заметны положительные тенденции. В 2023 году количество выпускников, которые пошли работать после окончания бакалавриата, составило 30 % [15]. Их востребованность повысилась на 37 % по сравнению с 2022 годом [16]. Для сравнения, в Китае число выпускников, начавших работать после окончания бакалавриата на момент 2019 года, составляет 91 % [17]. В частности, многие студенты жалуются на устаревшие программы образования по математике и информатике. Большая часть преподавателей в университетах готовят будущих работников по устаревшим материалам [18]. Первостепенным этапом улучшения образования должно быть внедрение новых программ и специалистов, которые знают потребности рынка программного обеспечения, развития нейронных сетей и алгоритмов. Второстепенным, но не менее важным, является обновление материального фонда университетов, создание высокотехнологичных лабораторий, совместно с бизнесом, которые будут подстраиваться под его интересы, получая взамен финансовую стабильность и возможность трудоустройства новых выпускников.
Быстрое развитие технологий создаёт возможность реализации и усиления «мягкой силы» путём продажи и экспорта технологий. Далеко не все государства имеют собственную технологическую базу, чтобы выстраивать разные сферы экономики и систему государственного управления по цифровым стандартам. Им приходится делать выбор - чью аппаратуру, технику и технологии закупать. Данный выбор может определить дальнейший контур международного курса этой страны. Такая практика довольно часто используется мировыми лидерами для конкуренции между собой.
Сейчас создаётся новая сфера мировой конкуренции, которая заключается в распространении цифровых технологий и продуктов для выстраивания дружественных отношений и создания рычагов влияния на страны в цифровом пространстве. Начинают устанавливаться цифровые метрополии (Эа1а-метрополии) [19], которые снабжают страны технологиями и оборудованием для цифровизации государственного управления и экономики. Наступает ситуация, при которой работа бюрократии и ключевых ведомств государства реализуется на основе скрытого кода и заложенных технологий, о которых знает только цифровая метрополия.
Актуальной остается проблема продвижения отечественных разработок внутри страны. Так, только после 2021 года началось массовое появление и внедрение отечественного программного обеспечения, которое бы покрывало текущие нужды не только разработчиков, но и обычных пользователей [20]. Успешное внедрение продуктов внутри страны, которая долгосрочно отказывается от внешних аналогов, способствует укреплению бизнеса, разработкам новых решений, способов защиты данных и незави-
симость от иностранных контрагентов. Эти шаги не только развивают экономику, но и повышают налоговые отчисления государству, открывают возможность для работы с университетами и лабораториями. С другой стороны, существуют нормы антимонопольного регулирования, при котором рынок остается довольно либеральным и открытым к малому и среднему предпринимательству, не разрешая появляться монополиям [21]. Это открывает возможность дальнейшего экспоненциального развития новых технологий и перспективы выхода на другие рынки.
Ярким примером в развитии телекоммуникационных услуг является Аврора ОС [22]. Это российская разработка, которая направлена на создание ПО для современных смартфонов. В перспективе она может стать конкурентом для Android и MacOS на внутреннем рынке, совмещая свою систему с отечественным смартфоном Ayya T1 [23]. А в 2023 году был анонсирован телефон со своей операционной системой, который поступит в продажу в ближайшем будущем, «Р-фон» и «РОСА Мобайл» [24]. Положительным аспектом этих новостей является создание собственной экосистемы, не зависящей от внешних факторов. Данные действия приведут к усилению цифрового суверенитета страны. С другой стороны, появляется новый продукт для экспорта, что создаст предпосылки образования дружественных ячеек на территориях разных государств, увеличивая узнаваемость и положительное отношение к России. В данный момент времени это особенно актуально для борьбы в информационном пространстве и подавлении негативного отношения ряда западных стран.
В последнее время активным спросом пользуются Gigachat и Kandinsky. Как отмечают разработчики, генератор ответов от компании «Сбер» обогнал лидера рынка ChatGPT3.5 [25]. Данное наблюдение со стороны экспертов может увеличить интерес со стороны отечественных пользователей. Грамотный трансфер на иностранные рынки через время может обеспечить региональное, а потом и глобальное лидерство этого ПО. На наш взгляд, нужно начать продвигать в дружественных странах более плавный переход людей с ChatGPT3.5 на Gigachat, одновременно получая новые параметры от иностранных пользователей, которые улучшат ИИ. Генератор изображений Kandinsky имеет более 2 миллионов уникальных пользователей, что гарантирует его загруженность, постоянное обучение на новых запросах [26]. Все это говорит о том, что в скором времени, когда продукты от компании «Сбер» окончательно объединят, разработчики создадут новую нейронную сеть, способную не только ускорить создание новых материалов, но и сделать быстрым выход на мировые рынки с успешным внутренним опытом. Необходимо учитывать, на какой информации обучаются ИИ и какие устанавливаются внутренние ограничения. В современной технологической гонке идеи, заложенные в ИИ, будут определять её решения и отношения к политическим и социальным собы-
тиям. То есть ИИ становится инструментом в руках политиков и корпораций. Для России важно в этой сфере поддерживать собственную линию развития и интегрировать ценности и идеалы Русского мира в цифровые продукты.
Также стоит учитывать, что существуют планы создания к 2027 году AGI (Artificial General Intelligence) - искусственного интеллекта, способного выполнять любую интеллектуальную задачу, которую может выполнять человек, с таким же уровнем универсальности и адаптивности. AGI может стать ключевым геополитическим ресурсом в XXI веке наравне с ядерным оружием, поэтому технологические лидеры конкурируют за первенство его создания [27].
По данным консалтинговой компании «Яков и партнеры Digital», страны Персидского залива активно закупают российские продукты машинного обучения, искусственного интеллекта и технологии компьютерного зрения. Также отмечается реальный потенциал экспорта цифровых продуктов в страны Латинской Америки, Африки и Индию [28]. К этому же заявление ГК «Солар» подтверждает рост спроса на российские продукты в Средней Азии, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В свою очередь, это открывает возможности для распространения отечественных интересов на разные континенты, создавая сообщества дружбы.
Специалисты компании TrueConf отметили, что после спада экспорта ПО в «недружественные страны» многие разработчики переориентировались на экспорт в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Латинскую Америку, на Ближний Восток. В 2023 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации начало разрабатывать стратегию трансфера технологий в страны БРИКС и ЕАЭС. Для реализации этой инициативы, как пишет газета «Коммерсант», будет сформирована новая структура - «Центр технологического лидерства Техлид.рф» [29]. Целями новой структуры являются сбор и обработка данных о потенциальных новых рынках, помощь при экспорте ПО, обучение местных клиентов пользованию отечественными продуктами.
На данный момент иностранным компаниям интересны разработки в сферах сельского хозяйства, цифровизации транспорта, добывающей промышленности. К осени 2022 года были заинтересованы в трансфере технологий 18 стран, такие как Китай, Бразилия, Индия, Турция и Саудовская Аравия. В 2023 году Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко заявил, что в Малайзии, Аргентине, Вьетнаме, ЮАР, КНР и Кубе были назначены «цифровые атташе», ожидается появление таких специалистов и в Казахстане, ОАЭ, Турции и Узбекистане [30]. К такой мере пришли в результате роста спроса на ПО за рубежом и актуальности конечных продуктов по трем направлениям: прикладное ПО с использованием ИИ, кибербезопасность и облачные реше-
ния. Несмотря на то, что США, Европа и Япония суммарно занимают крупную часть рынка в общемировой системе, в дружественных странах они заняли 47 %. Россия отвоевала 15 % от общемирового рынка, что открывает возможности для дальнейшего развития при правильном продвижении и высоком качестве предоставляемых услуг.
Также следует рассмотреть алгоритм трансфера технологий в другие страны с целью усиления геополитического влияния. Ярким примером является кейс вхождения США на рынок Вьетнама [31]. Казалось бы, коммунистический режим, юго-восточная азиатская специфика страны и события Вьетнамской войны должны были создать серьёзные трудности американскому бизнесу. Объявив о начале «крупнейшей в истории» бизнес-миссии, правительство США собрало представителей компаний SpaceX, Netflix и Boeing для обсуждения вхождения на рынки стран Юго-Восточной Азии. Американское правительство поддерживает свои компании, сделав форум по линии США-АСЕАН, тем самым используя международные организации для взаимодействия со странами, являющимися не самыми лучшими партнерами. Так, на последнем Деловом саммите США-АСЕАН приняли участие более 50 американских компаний из оборонной, фармацевтической и технологической отраслей. Бизнес, на примере Netflix, готов подстраиваться под условия Вьетнама, чтобы войти на его рынок. Для Вьетнама это дополнительные внешние инвестиции в трудные для торговли времена. То есть через международные организации американские власти воспользовались слабостью и готовностью Вьетнама для внедрения своих технологий, получая новый рынок сбыта продукции.
Этот опыт будет полезен России для распространения ПО в недружественные страны в период 2025-2029 годов, когда ожидается ослабление производства в Европе и её невозможность, как отдельного субъекта международных отношений, создавать общеевропейские невоенные структуры и аналоги американским технологиям. Это способствует не только развитию многополярного мира, но и раскроет потенциал российского ПО, сравнивая их эффективность с западными аналогами. Взаимодействие с этими странами можно ожидать через организации ООН, БРИКС или через прямые контакты с определенными странами, имеющие духовные, культурные и экономические связи с Россией. Примером таких стран может выступить Австрия, Франция, Германия, Венгрия, Польша и Болгария, если правительства этих стран будут готовы к сотрудничеству. Через эти страны внедрение и распространение на весь Европейский союз будет эффективнее за счет культурно-исторических связей. Не стоит также забывать и о странах СНГ, ОДКБ и Единого экономического пространства. Все эти международные организации являются в наивысшей степени важными для защиты не только экономических, но и геополитических интересов России. Выход на доминирующие позиции в этих государствах российско-
го оборудования и ПО должен стоять на первом месте. По данным на конец 2023 года, первые места по экспорту ПО занимают Казахстан, ОАЭ, Узбекистан, Армения и Беларусь [28]. Ярким примером распространения российских технологий является «Яндекс Такси» в ОАЭ, которое вышло на местный рынок под названием Уап§о [32]. Как следует из открытых данных, на данный момент компания заняла от 4 до 8 % рынка такси. Используя только рыночные механизмы, компания смогла побороться с мировыми конкурентами в рамках одного года.
В Турции, Египте, Индии, Венгрии, Бангладеше и Китае на данный момент «Росатом» строит атомные станции для производства энергии [33]. Появление в каждой стране ядерных технологий налаживает и научные исследования, так как представители каждой страны должны будут обеспечивать жизнедеятельность станций, что требует обучения персонала по российским стандартам. Вследствие этого создаются культурные связи в образовании, почва для внедрения других технологий.
Экспорт цифровых технологий играет важную роль в процессе реализации геополитических стратегий. Экономическое влияние на разные государства приводит к получению доходов, развитию собственной отрасли и усилению политической силы в разных регионах мира. Геополитическое отражение последней может воплотиться в создании новых союзов и объединений, способных качественно изменить мировое общество. При этом активизируется борьба с новыми препятствиями в современном мире: киберопасностью и киберугрозой.
Развитие собственных цифровых технологий позволяет контролировать поток данных, защищать критическую информацию и уменьшать зависимость от иностранных платформ. Это является положительной тенденцией, которая обеспечивает национальную безопасность и развитие дружественных отношений со странами ближайшего приграничья.
Также не стоит забывать про страны Африки, которые в последнее время пытаются изменить не только свою внешнюю, но и внутреннюю политику. Сотрудничество с ними может происходить через платформу «Россия-Африка». Это поспособствует увеличению доверия большего числа стран, так как они будут равноправными партнерами с российским бизнесом. Это приведет к более доверительным отношениям и вызовет чувство взаимоуважения, что перерастет в принятие различных видов новых технологий. На втором месте по экспорту находится ОАЭ, страна-партнер в БРИКС. Данное международное объединение можно использовать для продвижения в арабских и южноамериканских странах, так как благодаря ему развивается многополярность. Не стоит забывать, что Китай и Индия со своими традиционными успехами в разработке новых технологий будут создавать высокую конкуренцию. Данное замечание должно только стимулировать бизнес для улучшения своей продукции или разви-
тие иных дополнительных возможностей, которые бы опередили зарубежные разработки.
Выводы
В России существует ряд технологий, которые могут быть ключевыми для укрепления её позиций в многополярном мире, как в настоящем, так и в будущем. Специалисты в области ядерных разработок используют передовые технологии, способные укрепить имидж страны среди разных стран мира, создавая перспективы развития двусторонних контактов. Привлечение новых стран к развитию космической сферы способно улучшить представление о России в условиях информационной войны. Это обеспечивает стране важную роль в международном космическом сообществе и способствует развитию технологического лидерства. В России активно развивается искусственный интеллект и квантовые технологии, что имеет большое значение для науки, экономики, безопасности. В последние годы активно развивается возобновляемая энергетика, солнечная и ветровая энергия. Развитие биотехнологий и фармацевтики сделают Россию важным игроком на мировом рынке. С учетом растущих угроз в сфере кибер-безопасности активно развиваются технологии в области информационной безопасности, средства защиты информации и кибероборона. Это важно для обеспечения любой национальной безопасности и защиты критической инфраструктуры в современном мире. Не стоит забывать и про развитие индустрии композитов, робототехники и автономных систем, которые считаются технологиями будущего.
В области информационных технологий и искусственного интеллекта стоит ориентироваться на страны, с которыми установлены дружеские отношения. Это поспособствует ускоренному внедрению в них ПО российских компаний, что увеличит рынок сбыта, использование. Данное действие приведет к усилению роли России в современном мире, укреплению дипломатических связей и создаст предпосылки к продвижению национальных интересов в разных частях планеты. Этому может помочь расширение БРИКС, форум «Россия-Африка», создание объединения «Россия-Южная Америка», в перспективе «Россия-Европа».
В контексте современного геополитического противостояния активное развитие российской ГГ-отрасли и цифровых технологий является критически важным. В условиях геополитического напряжения обеспечение суверенности данных становится важным элементом национальной безопасности. Развитие собственных цифровых технологий позволяет контролировать поток данных, защищать критическую информацию и уменьшать зависимость от иностранных платформ. Стимулирование цифровых разработок увеличит количество научных исследований, поспособствует появлению новых технологических решений. В геополитической конфронтации технологии играют роль воздействия и влияния. Развитие собственной цифровой отрасли позволяет укрепить роль России в мире, создать ин-
струменты для информационной войны и защищать интересы в киберпро-странстве. Россия - одна из немногих стран мира с государственной цифровой валютой. Технология блокчейн обеспечивает прозрачность и безопасность транзакций, обходя наложенные санкции. Разработка инфраструктуры для связанных устройств и сенсоров увеличивает конкурентоспособность промышленности, здравоохранения и городской инфраструктуры.
Продвижение российских цифровых продуктов и услуг на общемировом рынке должно осуществляться через маркетинговые кампании, участие в выставках и конференциях, а также поддержку экспорта через торговые соглашения и партнерства с другими странами. Реализация стратегии дипломатии для продвижения интересов российской цифровой индустрии на международной арене должна включать в себя диалог с другими странами по вопросам цифровой безопасности, стандартов и нормативных положений. Участие в создании международных критериев технической применимости ПО обеспечит совместимость и взаимодействие российских продуктов и сервисов с мировым сообществом.
Важно отметить, что для эффективного использования этих технологий и укрепления позиций в многополярном мире необходимо не только развивать научно-технический потенциал, но и создавать благоприятные условия для инноваций, в том числе поощрять инвестиции в науку и образование, поддерживать предпринимательскую активность и развивать международное научное сотрудничество.
Таким образом, в современной политике усиливается роль цифровых технологий, которые начинают влиять на самые разные сферы жизни от ценностных установок до аппаратуры и баз данных. Верно в этом контексте отметил глава МИД РФ Сергей Лавров: «Практически ежедневно мощным кибератакам с применением продвинутых информационных технологий подвергаются российские государственные учреждения, СМИ, объекты критической инфраструктуры, система жизнеобеспечения. Все это часть скоординированной информационной агрессии против нашей страны. Российская цифровая дипломатия находится на передовой информационного противостояния и противоборства. Иногда цифровая дипломатия становится едва ли не единственным способом доведения до зарубежных аудиторий альтернативной точки зрения, когда нормальные каналы общения перекрываются» [34]. У России есть возможность занять своё место в гонке цифровых технологий, но следует не только выстраивать собственную кибербезопасность, но и использовать цифровое пространство для усиления геополитического влияния. В этом деле подразумевается выстраивание собственного производства, продвижение технологических решений, а также использование цифровой инфраструктуры для информационного продвижения ценностей и идей. Разработка российских методов когнитивного и информационного противоборства служит необходимым шагом по выстраиванию системы сохранения и развития ценностей Русского мира в целом.
Список литературы
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.mLd.ru/ru/detail-material-page/1860586/?lang=ru (дата обращения: 04.04.2024).
2. Кутюр С., Тоупин С. Что означает понятие "суверенитет" в цифровом мире? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. № 4. С. 48-69.
3. Володенков С.В. Интернет-технологии как инструмент воздействия на современные национальные политические режимы // Дискурс-Пи. 2017. № 3-4 (28-29). С. 65-73.
4. Володенков С. В. Digital-технологии в системе традиционных институтов власти: политический потенциал и современные вызовы // Вестник МГОУ. 2018. № 2. С. 39-48.
5. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Субъектность цифровой коммуникации в условиях технологической эволюции интернета: особенности и сценарии трансформации // Полит. наука. 2021. № 3. С. 37-53.
6. Федорченко С. Н. Значение искусственного интеллекта для политического режима России: проблемы легитимности, информационной безопасности и «мягкой силы» // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2020. № 1. С. 41-53.
7. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Печенкин Н. М. Влияние цифровой среды на современное мировоззрение: pro et contra // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2023. № 1. С. 113-133.
8. Федорченко С. Н. Информационная империя: миф или новый сетевой мир? // Русская политология. 2016. № 1. С. 114-119.
9. Beer D. The social power of algorithms // Information, Communication & Society. 2017. Vol. 20. Iss. 1. P. 1-13.
10. Тарасов И. «Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития» // Стратегии бизнеса. Анализ, прогноз, управление. 2018. № 6 (50). С. 57-63.
11. Камолов С. Г. «Умные города в фокусе государственного управления»: монография. Москва: МГИМО-Университет, 2020, часть 1. 341 с.
12. Хдери Д.Ю., Алексанян А.Д., Лапотникова Ю.А. «"Умный город": три вопроса от политологов» // Международный научно-исследовательский журнал № 8 (110) Часть 3. 2021. C. 125-135.
13. Теребова С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. 2010. № 4 (50). С. 31-36.
14. Селивёрстов Ю.И., Самоварова Е.С. Трансфер технологий: опыт университетов США // Белгородский экономический вестник. 2017. № 3 (87). С. 189-197.
15. Минобрнауки рассказало, сколько выпускников вузов работают в промышленности [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230623/pro mvshlennost-1880033009.html (дата обращения: 15.03.2024).
16.Востребованность выпускников технических вузов выросла в 2023 году на 37 % [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/19990933 (дата обращения: 15.03.2024).
17. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Трудоустройство выпускников вузов в современном Китае: ожидания и реальность // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 3. С. 165-185.
18. Академический рынок труда в России столкнулся с проблемой «старения» [Электронный ресурс]. URL: https://rsr-online.ru / news / 2022 / 12 /20/akademicheskiï-rvnok-truda-v-rossii-stolknulsva-s-problemoi-stareniva/ (дата обращения: 15.03.2024).
19. Федорченко С. Н. Информационная империя: миф или новый сетевой мир? // Русская политология. 2016. № 1. C. 114-119.
20. Опыт внедрения Astra Linux в органы исполнительной власти Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: https://ict.moscow/presen tation/opvt-vnedreniia-astra-linux-v-organv-ispolnitelnoi-vlasti-cheliabinskoi-oblasti/ (дата обращения: 15.03.2024).
21. Истомин В. Г. Антимонопольное регулирование деятельности цифровых компаний и функционирования интернет-платформ в России и Европейском союзе // Правоприменение. 2022. Т. 6. № 2. С. 120-133.
22. ОС Аврора [Электронный ресурс]. URL: https://auroraos.ru/ (дата обращения: 15.03.2024).
23. Смартфон AYYA T1 [Электронный ресурс]. URL: https://avva.tech/ (дата обращения: 15.03.2024).
24. В России представили отечественный смартфон «Р-фон» и новую ОС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/19565769 (дата обращения: 15.03.2024).
25. GigaChat обогнал по качеству ChatGPT и расширил контекст до 32 тысяч токенов [Электронный ресурс]. URL: https : //habr.com/ru/companie s/sberdevices/articles/790470/ (дата обращения: 15.03.2024).
26. Новый рекорд бесплатной нейросети «Сбера» для создания картинок: 2 млн уникальных пользователей Kandinsky 2.1 за 6 дней [Электронный ресурс]. URL: https://www. ixbt.com/news/2023/04/10/2-kandinskv-2-1-6.html (дата обращения: 15.03.2024).
27. Разбор документа про AGI от Леопольда Ашенбреннера, бывшего сотрудника OpenAI [Электронный ресурс]. URL: https : //habr.com/ru/com panies/bothub/articles/819659/ (дата обращения: 05.06.2024).
28. Экспорт ПО из России [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3A5VFB (дата обращения: 15.03.2024).
29. ПО неширокому кругу друзей [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6083548. (дата обращения: 14.04.2024).
30. Чернышенко сообщил о назначении российских "цифровых атташе" в шести странах [Электронный ресурс]. URL: https:// tass.ru / ekonomika / 17893907 (дата обращения: 15.03.2024).
31. US companies including Netflix and Boeing join 'biggest' business mission to Vietnam [Электронный ресурс]. URL: https: //edition. cnn. com/2023 /03/21/business/us-asean-business-council-vietnam-intl-hnk/index.html (дата обращения: 15.03.2024).
32. Bloomberg: зарубежный бренд «Яндекс Такси» занял от 4 % до 8 % рынка поездок в Дубае [Электронный ресурс]. URL: https: //habr.com/ru/ news/739252/ (дата обращения: 15.03.2024).
33. Строящиеся АЭС [Электронный ресурс]. URL: https://rosatom.ru/production/design/stroyashchiesya-aes/ (дата обращения: 12.03.2024).
34. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на пленарной сессии «Международные отношения в условиях цифровизации общественной жизни» Международной научно-практической конференции «Цифровые международные отношения 2022», Москва, 14 апреля 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign policy/news/1809294/ (дата обращения: 04.04.2024).
Володенков Сергей Владимирович, д-р полит. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова,
Кашин Егор Алексеевич, аспирант, e.a.kashinamail. ru, Россия, Москва, МГУ им. Ломоносова,
Крайнов Стефан Кирилович, магистрант, [email protected], Россия, Москва, МГУ им. Ломоносова
THE ROLE OF TECHNOLOGY TRANSFER WITHIN THE FRAMEWORK OF RUSSIA'S GEOPOLITICAL STRATEGY IN A MULTIPOLAR WORLD
S.V. Volodenkov, E.A. Kashin, S.K. Kraynov
In the modern world, information and communication technologies are one of the key areas of development. Russian developers have the opportunity to promote domestic technologies not only within the country, but also on the world stage, which can ensure geopolitical influence and strengthen the country's position in the world. An important aspect is the protection of information resources and the reduction of threats to the digital security of the state. In this regard, research on this topic can contribute to the promotion of domestic technologies abroad, which in turn can increase the country's competitiveness in the international arena. Without its own software specialists, Russia will not be able to properly ensure the security of its digital space. Technology exports will help strengthen not only internal independence, but will also provide an opportunity to develop interstate relations with different countries, which will be especially important in the era of the new multipolar world. The purpose of the study is to consider the mechanisms for transferring domestic modern technologies abroad as a direction of Russia's geopolitical strategy. As part of this research, a case study and an analysis of open sources were conducted. The main conclusions are that, given the
current pace of development of digital technologies, it is strategically important for Russia to build its technological security and promote its technologies to friendly countries.
Key words: multipolarity, digital technologies, algorithms, digital platforms, new world order, international relations.
Volodenkov Sergey Vladimirovich, doctor of political sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, LomonosovMoscow State University,
Kashin Egor Alekseevich, postgraduate, [email protected], Russia, Moscow, Lo-monosov Moscow State University,
Kraynov Stefan Kirilovich, master's student, [email protected], Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University
УДК 327 001: 10.24412/2071-6141-2024-4-63-76
ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ МАСС-МЕДИА)
В. А. Хмелев
Благодаря развитию Интернета «новые масс-медиа» стали активными участниками соцсетей и субъектами формирования общественной повестки дня, в том числе и на основе оперативной обратной связи со своей аудиторией. В интернет-пространстве формируется собственная медийная социально-политическая повестка дня. В статье анализируется формирование социально-политической повестки дня на региональном уровне и представляется авторское видение взаимодействия гражданской общественности / институтов гражданского общества как субъектов формирования социально-политической повестки дня с государственными структурами.
Ключевые слова: социально-политическая повестка дня, масс-медиа, институты гражданского общества, органы государственной власти.
Публикация выполнена в рамках научного проекта № 124101700544-3 «Региональное политическое управление: моделирование социально-политических и экономических процессов на основе агент-ориентированного подхода» реализуемого в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ).
Введение
Социально-политические вопросы, затрагивающие непосредственную жизнь граждан, всегда актуальны, поскольку находятся в центре внимания как государственных структур, так и институтов гражданского об-