Научная статья на тему 'Цифровая трансформация государственного управления как фактор достижения цифрового суверенитета в Российской Федерации'

Цифровая трансформация государственного управления как фактор достижения цифрового суверенитета в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / цифровой суверенитет / электронное правительство / импортозамещение / государственные и муниципальные услуги / digitalization / digital transformation / digital sovereignty / e-government / import substitution / state and municipal services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Валерьевна Кубанцева

Целью данной работы стало изучение теоретических подходов к пониманию феномена цифрового суверенитета, его структуры и функции в условиях создания и внедрения информационно-теле-коммуникационных технологий в различных отраслях хозяйственной деятельности страны и активного про-цесса цифровой трансформации государственного управления, меняющих границы и инструментальную базу обеспечения национального суверенитета страны. Объектом исследования стал процесс цифровой транс-формации государственного управления в Российской Федерации. Предметом исследования являются меро-приятия цифровой трансформации государственного управления различных ветвей и уровней власти, оказы-вающие влияние на обеспечение цифрового суверенитета страны. В работе произведен анализ этапов про-никновения и использования цифровых технологий в государственном управлении, на основании которого определены основные направления и цели, являющиеся обязательными элементами обеспечения цифрового суверенитета страны с учетом повышающейся роли технологий как инструмента политического противобор-ства стран на международной арене. По итогам работы делается вывод о том, что активное внедрение совре-менных цифровых технологий в ключевые сферы государственного управления и жизни общества требуют обеспечения государственного цифрового суверенитета, что, в свою очередь, подразумевает создание соб-ственных критически важных информационно-телекоммуникационных технологий, национальной независи-мой инфраструктуры и информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Валерьевна Кубанцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Transformation of Public Administration as a Factor to Ensure Digital Sovereignty in the Russian Federation

The aim of this paper is to examine theoretical approaches to understanding the phenomenon of digital sovereignty, its structure and function in the conditions of creation and implementation of information and tele-communication technologies in various sectors of the country’s economic activity and the active process of digital trans-formation of public administration, changing the boundaries and instrumental base of ensuring national sovereignty of the country. The object – the process of digital transformation of public administration in the Russian Federation. The subject of the study is the activities of digital transformation of public administration of various branches and levels of government, which have an impact on ensuring the digital sovereignty of the country. The paper analyzes the stages of penetration and use of digital technologies in public administration, basing on which the main directions and goals that are mandatory elements of ensuring the digital sovereignty of the country are defined, taking into account the increasing role of technology as an instrument of countries’ political confrontation in the international arena. Based on the results of the work, it is concluded that the active introduction of modern digital technologies in key areas of public administration and society requires ensuring state digital sovereignty, which, in turn, implies the creation of its own critical information and telecommunication technologies, national independent infrastructure and information systems.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация государственного управления как фактор достижения цифрового суверенитета в Российской Федерации»

Научная статья УДК 35

https://doi.org/10.24158/pep.2023.9.5

Цифровая трансформация государственного управления как фактор достижения цифрового суверенитета в Российской Федерации

Елена Валерьевна Кубанцева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, elenakuba@gmail.com, https://orcid.org/0009-0009-6856-8720

Аннотация. Целью данной работы стало изучение теоретических подходов к пониманию феномена цифрового суверенитета, его структуры и функции в условиях создания и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в различных отраслях хозяйственной деятельности страны и активного процесса цифровой трансформации государственного управления, меняющих границы и инструментальную базу обеспечения национального суверенитета страны. Объектом исследования стал процесс цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации. Предметом исследования являются мероприятия цифровой трансформации государственного управления различных ветвей и уровней власти, оказывающие влияние на обеспечение цифрового суверенитета страны. В работе произведен анализ этапов проникновения и использования цифровых технологий в государственном управлении, на основании которого определены основные направления и цели, являющиеся обязательными элементами обеспечения цифрового суверенитета страны с учетом повышающейся роли технологий как инструмента политического противоборства стран на международной арене. По итогам работы делается вывод о том, что активное внедрение современных цифровых технологий в ключевые сферы государственного управления и жизни общества требуют обеспечения государственного цифрового суверенитета, что, в свою очередь, подразумевает создание собственных критически важных информационно-телекоммуникационных технологий, национальной независимой инфраструктуры и информационных систем.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровой суверенитет, электронное правительство, импортозамещение, государственные и муниципальные услуги

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кубанцева Е.В. Цифровая трансформация государственного управления как фактор достижения цифрового суверенитета в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 9. С. 45-52.. https://doi.org/10.24158/pep.2023.9.5.

Original article

Digital Transformation of Public Administration as a Factor to Ensure Digital Sovereignty in the Russian Federation

Elena V. Kubantseva

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, elenakuba@gmail.com, https://orcid.org/0009-0009-6856-8720

Abstract. The aim of this paper is to examine theoretical approaches to understanding the phenomenon of digital sovereignty, its structure and function in the conditions of creation and implementation of information and telecommunication technologies in various sectors of the country's economic activity and the active process of digital transformation of public administration, changing the boundaries and instrumental base of ensuring national sovereignty of the country. The object - the process of digital transformation of public administration in the Russian Federation. The subject of the study is the activities of digital transformation of public administration of various branches and levels of government, which have an impact on ensuring the digital sovereignty of the country. The paper analyzes the stages of penetration and use of digital technologies in public administration, basing on which the main directions and goals that are mandatory elements of ensuring the digital sovereignty of the country are defined, taking into account the increasing role of technology as an instrument of countries' political confrontation in the international arena. Based on the results of the work, it is concluded that the active introduction of modern digital technologies in key areas of public administration and society requires ensuring state digital sovereignty, which, in turn, implies the creation of its own critical information and telecommunication technologies, national independent infrastructure and information systems.

Keywords: digitalization, digital transformation, digital sovereignty, e-government, import substitution, state and municipal services

Funding: Independent work.

© Кубанцева Е.В., 2023

For citation: Kubantseva, E.V. (2023) Digital Transformation of Public Administration as a Factor to Ensure Digital Sovereignty in the Russian Federation. Society: Politics, Economics, Law. (9), 45-52. Available from: doi: 10.24158/pep.2023.9.5 (In Russian).

Введение. Трансформация моделей и повышение эффективности государственного управления основываются на активном использовании цифровых сервисов и информационных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных органов. Развитие инфраструктуры «электронного правительства» обладает рядом преимуществ перед традиционным способом взаимодействия государства с гражданами и представителями бизнес-сообщества - это минимизация документооборота, снижение административной нагрузки, оптимизация бизнес-процессов, повышение эффективности принятия управленческих решений, сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг и другие. С точки зрения гражданина все это возможно благодаря переводу каналов взаимодействия органов власти с населением в электронный вид (с использованием общегосударственных или региональных порталов и ведомственных сайтов), сокращению числа необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг документов и сведений. Использование больших объёмов оцифрованных данных позволяет также повысить эффективность государственного управления, предоставляя лицу, принимающему решение в интересах государства и общества, объективную информацию о состоянии вверенной ему сферы.

Цифровая трансформация направлена на качественное изменение государственного управления и деятельности государственных органов в рамках исполнения ими функций и предоставления услуг за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий. Целью цифровой трансформации является повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, снижение издержек бизнеса и государственного управления, сокращение теневой экономики, а также повышение надежности и безопасности информационных систем, включая достижение технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, разработанного в иностранных государствах1.

Активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий и их внедрение в различные отрасли хозяйственной деятельности в странах Запада стали основным локомотивом экономического роста этих стран, в том числе благодаря различным видам государственной поддержки и совершенствованию нормативно-правого регулирования, а также интереса коммерческий структур к этой отрасли. Именно с учетом этих тенденций западные компании впоследствии стали крупнейшими транснациональными гигантами ИТ-индустрии. Технологическое преимущество позволило осуществить повсеместное внедрение западной инфраструктуры и программного обеспечения по всему миру, что привело к использованию технологий в качестве инструментов внешнеполитического давления.

Несомненно, современная геополитическая обстановка обостряет необходимость минимизации зависимости от западных технологий и сервисов, так как накопление и использование больших объемов данных о гражданах и организациях посредством применения этих технологий, зачастую не всегда дружественных, - важный аспект деятельности каждого государства, направленный на обеспечение национального суверенитета, в том числе в информационной сфере.

Состояние исследуемой проблемы. Широкое использование информационно-телекоммуникационных технологий и свободная трансграничная передача огромных объемов цифровых данных приводит к трансформации устоявшихся процессов международных и внутригосударственных отношений. Распространение информационных ресурсов, в том числе зарубежных, поднимает широкий пласт вопросов, связанных с потребностью государства в обеспечении безопасности критической информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе информационных систем органов власти:

- развивать разработку и производство собственных технологий, обеспечивающих технологический суверенитет;

- проводить работу по локализации на территории страны хранилищ цифровых данных;

- ужесточать требования к сбору данных о гражданах и организациях своей страны;

- противостоять угрозе вмешательства в политическую и социальную жизнь в рамках информационной политики.

В последние годы в российской научной и экспертной среде активно изучаются различные аспекты влияния информационно-телекоммуникационных технологий на развитие государства. Целый блок исследований российских экспертов и государственной аналитики направлен на

1 Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

цифровую трансформацию государственного управления, повышение его эффективности и сокращение издержек. Влияние и перспективы развития цифровой трансформации государственного управления активно изучаются в работах российских ученых А.Ю. Демидова, А.И. Лукашева и других (Демидов, Лукашов, 2021; Добролюбова, 2018; Юдина, 2017). Цифровая трансформация государственного управления в России соответствует мировым трендам по созданию электронных правительств. Согласно Индексу развития электронного правительства ООН, все 193 страны-члена Организации предоставляют доступ к государственным услугам и информации в электронном виде.1 Отдельный интерес представляют работы российских и зарубежных ученых по предоставлению услуг в электронном виде и формированию понятия государства как платформы или экосистемы (Воронцов, Мамычев, 2019; Восколович, 2018).

Другим активно исследуемым трендом является цифровизация хозяйственной деятельности страны в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2, приоритетная цель которой - создание экосистемы цифровой экономики страны, основанное на интеграции и синергии всех сфер активности и функционирования государства, бизнеса и граждан, а также обеспечение необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой всех участников процесса и повышение конкурентоспособности страны на мировой арене. Систематизация теории и практики цифровой экономики отражена в работах И.А. Хасаншина, А.А. Кудряшева и других3. В рамках процесса цифровизации различных отраслей хозяйственной деятельности страны в работах О.Ю. Болдырева, Е.Н. Ведуты, М. Петрова (Петров и др., 2018) оцениваются перспективы экономического развития и его потенциал, а также модели ведения бизнеса.

Процесс цифровизации и создание цифровой экономики требует активного изучения юридических аспектов данной деятельности, включая создание документов стратегического планирования и снятия нормативных барьеров, существующих в государственном управлении. Новые технологии трансформируют понятие классического государства, где оно выступает локомотивом технологического управления и инициатором создания концепции цифрового государства и цифровой правовой среды4.

Рядом российских экспертов неоднократно поднимался вопрос изучения феномена цифрового суверенитета в условиях цифровой трансформации и определения его границ. Актуальным является вопрос нормативно-правого регулирования и цифровой грамотности населения. В работах российских политологов С.В. Володенкова, В.А. Никонова, А.С. Воронова, В.А. Сажиной, Е.С. Зиновьевой (Володенков, 2020a; Володенков, 2020б, Зиновьева, 2020; Никонов и др., 2021; Фархутди-нов, 2008) исследуются особенности трансформации структурно-функционального и содержательного наполнения феномена национального цифрового суверенитета в условиях цифровизации жизненно важных для государства общественно-политической и экономической сфер его жизнедеятельности (Никонов и др., 2021). В работах экспертов также поднимаются вопросы использования цифровых технологий в качестве инструментов геополитического противоборства, включая подрыв политической и социальной стабильности государства, в том числе транснациональными информационными корпорациями.

Активный процесс цифровой трансформации в Российской Федерации происходит в условиях постковидных экономических и социальных изменений, а также беспрецедентного санкцион-ного давления со стороны стран Запада, которые пытаются добиться политической и экономической изоляции России, включая закрытие доступа к информационным технологиям и инфраструктуре, активную информационно-психологическую борьбу. Ответные действия Правительства Российской Федерации по защите национальных интересов, в том числе в технологической сфере, способствуют развитию собственной высокотехнологической промышленности, обеспечивают переход на альтернативные технологии и рынки, что позволило обеспечить стабильную работу органов власти и экономики, сохранить социальный консенсус в обществе.

Цифровой суверенитет. Понятие суверенитета основывается на краеугольном факторе -способности государства независимо реализовывать внутреннюю и внешнюю политику. Особую актуальность феномену цифрового суверенитета придает глубокое проникновение современных технологий в различные отрасли экономики, что фактически делает его отдельным, технологическим,

1 E-Government Development Index [Электронный ресурс] // United Nations. URL : https://publicadministra-tion.un.org/egovkb/en-us/About/Overview/-E-Government-Development-Index (дата обращения: 05.07.2023).

2 О ходе реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://clck.ru/35XEeB (дата обращения: 13.07.2023).

3 Цифровая экономика : учебник для вузов / под ред. И. А. Хасаншина. М., 2022. 288 c.

4 Концепция цифрового государства и цифровой правовой среды : монография / Д. А. Пашенцев [и др.]; под общ. ред. Н. Н. Черногора, Д. А. Пашенцева. М., 2021. 244 c.

видом предпринимательства. Необходимо отметить, что с учетом мировых трендов наиболее циф-ровизированными отраслями в России являются образование, банковский сектор, промышленность и сфера управления, включая государственное. По уровню проникновения в эти сферы Россия, безусловно, входит в число мировых лидеров.

Освоение новых технологий и создание цифровых сервисов меняют и устоявшуюся систему подготовки кадров для разных отраслей экономики. Так, современным образовательным направлением уже стали курсы по цифровой трансформации не только государственного управления, но и деятельности коммерческих организаций, использования различных информационных систем, участвующих в управлении и производстве. Все это позволяет внедрять новые эффективные методы управления, в том числе проектного, проводить реинжиниринг бизнес-процессов.

Однако у процесса цифровизации есть и негативные аспекты. Так, в условиях глобализации процесса цифровизации всех сфер жизни общества происходит и их усиленная политизация, так как становится проще донести нужную, зачастую «политически ангажированную информацию», до каждого человека. Достижение поставленных политических целей все чаще происходит в виртуальной среде посредством полного или частичного ограничения доступа к информации, распространения заведомо ложных фактов, что приводит к изменению новостной повестки и может быть направлено на возникновение волнений в том или ином обществе. Растет и роль 1Т-корпораций как главного инструмента по монополизации прав на современные технологии и производство информационного контента.

В условиях геополитического противоборства акцентируется внимание на защите внутреннего информационного пространства, обеспечении безопасности критических технологий и телекоммуникационной инфраструктуры в целях защиты национального суверенитета.

В основе цифрового суверенитета лежит суверенитет технологический, включающий обеспечение независимости от внешних поставщиков оборудования и программного обеспечения. Развитие своей инновационно-технологической отрасли обеспечивается за счет поддержки собственных производителей и технологического предпринимательства. Данный фактор также оказывает непосредственное влияние на развитие науки, в том числе фундаментальной; экономики, в первую очередь инновационных отраслей, делая их более устойчивыми к внешним угрозам и нестабильности мировой политической и экономической обстановки.

Грамотная государственная политика регулирования включает нормативно-правое регулирование, меры государственной поддержки, а также контроль за цифровой трансформацией отраслей экономики. Активная цифровая трансформация государственного управления и отраслей экономики также требует нормативно-правового закрепления требований по обеспечению информационной безопасности, в том числе в части использования информационного пространства.

В современном мире цифровой суверенитет является ведущим фактором функционирования государства. Утрата цифрового суверенитета может привести к потере способности реализации внутренней и внешней политики, экономической и социальной нестабильности, что, в свою очередь, приведет и к потере независимости государства, когда его граждане уже не смогут сами определять собственную судьбу.

Особенности цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации. Последние десятилетия тема создания отечественных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры находится на повестке внутренней политики России. Активный импульс процессу цифровой трансформации придал Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1. Основной фокус направлен на достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Наблюдается увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде - до 95 %; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет - до 97 %; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

В историческом аспекте Россия прошла ряд этапов развития технологий. Так, середина XX века характеризовалась активным бумом развития собственных средств электросвязи и вычислительной техники в условиях гонки вооружений холодной войны. При этом особенностью разработок Советского Союза считается их военная направленность и закрытость не только для других стран, но и невозможность применения в хозяйственной деятельности внутри страны. С началом пере-

1Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. https://clck.ru/PoPes (дата обращения: 12.07.2023).

стройки и масштабных социальных изменений технологии начали просачиваться в государственное управление и в некоторые сферы экономики. Впервые был принят документ стратегического планирования в области технологий - Концепция информатизации советского общества 1989 года1, положения которой вошли в текст Программы информатизации России 1991 года2. В период распада СССР и становления Российской Федерации развитие технологий отошло на второй план, это привело к фактической потере наработок советского времени из-за активного использования западных аналогов, ставших доступными.

В то же время был принят один из первых концептуальных документов в данной области политики - Концепция информационной политики3. Концепция выделяла два основных направления: построение демократического информационного общества, вхождение страны в мировое информационное сообщество и создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

В рамках положения Концепции 1998 года и Окинавской хартии Глобального информационного общества4 Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия»5 (2002-2010) - первый документ по созданию и использованию цифровых технологий, включая государственное управление. Основными направлениями Программы являлся фокус на доступ граждан к информации о деятельности государственных органов, разработка стандартов и оперативность предоставления государственных услуг, повышение эффективности межведомственного взаимодействия и государственного управления, включая контроль за деятельностью государственных органов.

Данная амбициозная Программа ставила перед собой две наиважнейшие задачи: создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение ею территории страны; перевод государственных услуг в электронный вид, в том числе утверждение нормативно-правовой базы данного процесса. Главными достижениями Программы стало создание Единого портала государственных услуг (ЕПГУ, Госуслуги) и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также создание столь необходимой федеральной и региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Новый виток развития цифровизация получила благодаря Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. Ее главная особенность - комплексность и более широкая направленность на создание российской инфраструктуры, технологий и программного обеспечения, включая создание единой цифровой экосистемы страны6.

Импульс собственным наработкам придал факт присоединения Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации и начала санкционной политики зарубежных стран. Основными направлениями стала поддержка российских производителей и разработчиков систем и технологий с применением искусственного интеллекта, а также сбор и анализ большого объема данных. Определены ключевые направления для достижения лидирующих позиций в исследованиях и разработках: высокий темп освоения новых знаний и создание инновационной продукции, которые являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.

В контексте Стратегии были обозначены определение и роль цифровой экономики и ее экосистемы:

- цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов информации, ис-

1 Концепция информатизации общества [Электронный ресурс] // Архив академика А.П. Ершова. URL: http://ershov.iis.nsk.su/ru/node/807075 (дата обращения: 07.07.2023).

2 О Центре информатизации России [Электронный ресурс] // Законодательство России. URL: https://clck.ru/35XEsq (дата обращения: 07.07.2023).

3 Концепция государственной информационной политики Российской Федерации Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. [Электронный ресурс] // Реферат. URL: https://refdb.ru/look/1671235-pall.html (дата обращения: 12.07.2023).

4 Окинавская хартия Глобального информационного общества [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170 (дата обращения: 06.07.2023).

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

6 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. URL: https://clck.ru/SZGaR (дата обращения: 13.07.2023).

пользование результата анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производств, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

- экосистема цифровой экономики - партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Также в рамках Стратегии был принят курс на создание цифровой экономики, поэтому распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1 и ее приоритетные цели: создание экосистемы цифровой экономики страны, основанное на интеграции и синергии всех сфер активности и функционирования государства, бизнеса и граждан; обеспечение необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой всех участников процесса и повышение конкурентоспособности страны на мировой арене. Реализация приоритетной цели Программы по созданию единой экосистемы невозможна без использования сквозных технологий, интеграции и синергии всех сфер активности и функционирования государства, бизнеса и граждан, а главное, без сбора данных и управления ими. Программа включает ряд проектов, необходимых для успешной цифровой трансформации: нормативно-правое обеспечение, подготовку кадров, развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и цифровое государственное управление, разделенное по отраслям экономики. Отдельным треком идет программа по информационной безопасности как основа сохранения национального суверенитета и защиты данных.

Анализ действий Правительства Российской Федерации по созданию и внедрению цифровых сервисов и инфраструктуры автором оценивается как огромный технологический рывок. События 2020-2023 гг. показали жизненную необходимость создания собственной отрасли информационных и цифровых технологий. В рамках Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р2, основной задачей государства является обеспечение цифрового суверенитета страны путем обеспечения национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий, технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, а также усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы.

Заключение. Современное понятие национального государства и его атрибутов в XXI веке подразумевает создание собственных критически важных информационно-телекоммуникационных технологий, инфраструктуры и информационных систем, в том числе их объединение в экосистемы, позволяющие повысить эффективность взаимодействия органов власти с гражданами и представителями бизнес-сообщества.

В условиях технологического доминирования коллективного Запада важным условием обеспечения национального суверенитета является обеспечение технологической независимости, защита собираемых и хранимых данных о гражданах и организациях, устойчивость моделей развития в различных отраслях промышленности.

В настоящее время учеными активно изучаются последствия и эффекты цифровой трансформации на реализацию государственных функций. Помимо основных преимуществ оптимизации и эффективного управления, выделяется и ряд угроз, связанных с экстерриториальным принципом цифровизации, ее влияние на информационную повестку и социальную стабильность, а также парализацию деятельности органов власти.

Российской Федерацией проделана колоссальная работа по преодолению цифрового разрыва между странами, входящими в топ стран Индекса развития электронного правительства. С начала 2000-х гг. в стране происходит повсеместное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, формируются и реализуются различные государственные программы по цифровизации и цифровой трансформации различных отраслей экономики. Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление», в рамках которого запланированы мероприятия по цифровой трансформации государственного сектора. Основной фокус направлен на системное изменение процессов обеспечения технологической и информационной независимости в рамках обеспечения цифрового суверенитета.

1 Распоряжение Правительства России от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. URL: https://clck.ru/35XF4y (дата обращения: 14.07.2023).

При этом необходимо отметить, что активное внедрение все новых и новых информационных технологий во все сферы государственного управления и жизни общества требуют постоянного внимания к проблеме обеспечения цифрового суверенитета. Несмотря на всю проделанную работу, Российская Федерация стоит еще только в начале пути. Потребуются значительные комплексные усилия, направленные на эффективное взаимодействие всех государственных и общественных механизмов, на интеграцию научных достижений в промышленное производство и дальнейшую реализацию российской продукции в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на внутреннем и зарубежных, в первую очередь дружественных, рынках.

Список источников:

Володенков С.В. Информационное вмешательство как феномен деятельности субъектов современной международной политики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020а. Т. 25, № 3. С. 148- 160. https://doi.org/ 10.15688/jvolsu4.2020.3.13.

Володенков С.В. Феномен цифрового суверенитета современного государства в условиях глобальных технологических трансформаций: содержание и особенности // Журнал политических исследований. 2020б. Т. 4, № 4. С. 3-11. https://doi. org/10.12737/2587-6295-2020-3-11.

Воронцов С.А., Мамычев А.Ю. «Искусственный интеллект» в современной политической и правовой жизнедеятельности общества: проблемы и противоречия цифровой трансформации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 4. С. 9-22. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/009-022.

Восколович Н.А. Особенности развития электронных услуг в цифровом обществе // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 410-425.

Государство как платформа: (кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация / М. Петров [и др.]. М., 2018. 53 с.

Демидов А.Ю., Лукашов А.И. Отдельные подходы к цифровой трансформации государственного управления // Государственная служба. 2021. Т. 23, № 1. С. 28-34. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2021-23-1-28-34.

Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 70-93.

Зиновьева Е.С. Проблемы международного управления Интернетом в контексте цифрового суверенитета. Диалог // Сборник докладов участников Тринадцатого международного форума «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности» (ФРГ). Москва, 2020. с. 133-136.

Фархутдинов И.З. Экономический суверенитет государства в условиях глобализации // Право и безопасность. 2008. № 3. С. 58-65.

Цифровой суверенитет современного государства: содержание и структурные компоненты (по материалам экспертного исследования) / В.А. Никонов [и др.] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 206-216. https://doi.org/10.17223/1998863X/60/18.

Юдина М.А. Новая промышленная революция как вызов государственному управлению // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. С. 76-95.

References:

Volodenkov, S.V. (2020) Information Interference as a Phenomenon of the Contemporary International Policy Subjects Avtivity. Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations. (25 3)), 148-160. Available from: doi: 10.15688/jvolsu4.2020.3.13. (In Russian).

Volodenkov, S.V. (2020) The Phenomenon of Contemporary State's Digital Sovereignty in the Context of Global Technological Transformations: Content and Features). Journal of Political Research. (4 (4)), 3-11. Available from: doi: 10.12737/2587-6295-20203-11. (In Russian).

Voroncov, S.A. & Mamychev, A.Yu. (2019) "Artificial Intelligence" in Modern Political and Legal Life of Society: Problems and Contradictions of Digital Transformation. The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State Univercity of Economics and Service. (11 (4)), 9-22. Available from: doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/009-022. (In Russian).

Voskolovich, N.A. (2018) Osobennosti razvitija jelektronnyh uslug v cifrovom obshhestve [Features of the development of electronic services in a digital society] Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik. (68), 410-425. (In Russian).

Demidov, A.Yu. & Lukashov, A.I. (2021) Selected Approaches To Digital Transformation Of Public Administration. Gosudar-stvennaja sluzhba. (23 (1)), 28-34.

Dobroljubova, E.I. (2018) Performance management in public administration in the digital era: Review of international practices and prospects for Russia. Public Administration Issues. (4), 70-93. (In Russian).

Zinovieva, E.S. (2020) Problemy mezhdunarodnogo upravlenija Internetom v kontekste cifrovogo suvereniteta. Dialog [Problems of international Internet governance in the context of digital sovereignty. Dialogue]. In: Sbornik dokladov uchastnikov Trinadcatogo mezhdunarodnogo foruma "Partnerstvo gosudarstva, biznesa i grazhdanskogo obshhestva pri obespechenii mezhdunarodnoj informacionnoj be-zopasnosti" (FRG). Moscow, 133-136. (In Russian).

Nikonov, V.A., Voronov, A.S., Sazhina, V.A., Volodenkov, S.V. & Rybakova, M.V. (2021) Digital Sovereignty of a Modern State: Content and Structural Components (Based on Expert Research). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Soci-ologija. Politologija. (60). 206-216. Available from: doi.org/10.17223/1998863X/60/18. (In Russian).

Petrov, M., Burov, V., Shkljaruk, M. & Sharov, A. (2018) Gosudarstvo kak platforma: (kiber)gosudarstvo dlja cifrovoj jekonomiki. Cifrovaja transformacija [The State as a platform: (cyber) the state for the digital economy. Digital transformation]. Moscow, Centr strate-gicheskih razrabotok. 53 p.

Farhutdinov, I.Z. (2008) Jekonomicheskij suverenitet gosudarstva v uslovijah globalizacii [Economic sovereignty of the state in the context of globalization]. Pravo ibezopasnost'. (3), 58-65.

Judina, M.A. (2017) The New Industrial Revolution as a Public Administration Challenge. Gosudarstvennoe Upravlenie. Jelektronnyj vestnik. (61), 76-95.

Информация об авторе Е.В. Кубанцева - независимый исследователь, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1209816

Конфликт интересов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.V. Kubantseva - Independent Researcher, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1209816 Conflict of interest:

The author declares no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.07.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.08.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.