Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НАЦПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»'

ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НАЦПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Близкий Роман Сергеевич, Лебединская Юлия Сергеевна

Рассматриваются актуальные аспекты реализации и внедрения преобразований, определенных национальным проектом «Цифровая экономика», формируется системное представление институционального сопровождения и регуляторной политики, влияющей, в том числе, на актуальные изменения в учете и отчетности бюджетных учреждений в цифровой среде государственного управления. Проведена оценка факторов функционально-институциональных преобразований (трансформаций) государственной регуляторной поддержки исполнения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; исследуется теоретико-категориальный аппарат цифровой среды, фундаментальных подходов и особенностей, связанных с внедрением цифровых платформ и экосистем учета и контроля государственных финансов бюджетных учреждений; предложен концепт графической модели развития технологического суверенитета в цифровой среде государственного управления, определены ключевые элементы, подсистемы и внешние зоны влияния на примере национального проекта «Цифровая экономика». Приведены результаты анализа сокращений бюджетных ассигнований по исполнению национальных проектов Российской Федерации, составлен прогноз по перспективам и особенностям бюджетного учета, а также предложен авторский концепт абстрактной модели развития технологического суверенитета в цифровой среде государственного управления. Отмечено, что представленные результаты в полной мере раскрывают тематику научного исследования в области трансформации учета и отчетности государственных финансов цифровой среды нацпроекта «Цифровая экономика». Сделаны выводы о необходимости создания и применения учреждениями единой методологии учета, ведения электронного документооборота и централизации учета, что будет способствовать упорядоченности финансовых данных и оптимизации процессов учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Близкий Роман Сергеевич, Лебединская Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ACCOUNTING AND REPORTING OF STATE FINANCES OF DIGITAL ENVIRONMENT OF NATIONAL PROJECT DIGITAL ECONOMY

The article presents the current aspects of the implementation and implementation of the transformations identified by the national project Digital Economy, forms a systemic view of institutional support and regulatory policy including those that affect current changes in the accounting and reporting of budgetary institutions in the digital environment of public administration. There have been evaluated the factors of functional and institutional transformations of the state regulatory support for the implementation of the national program Digital Economy of the Russian Federation; considered the theoretical and categorical apparatus of the digital environment, fundamental approaches and features related to the introduction of digital platforms and ecosystems for accounting and control of public finances of budgetary institutions; proposed the concept of a graphical model for the development of technological sovereignty in the digital environment of public administration, highlighting the key elements, subsystems and external zones of influence using the example of national project Digital Economy. There are shown the results of analysis of budget cuts for the implementation of national projects of the Russian Federation, made the forecast for the prospects and features of budget accounting, and offered the author’s concept of an abstract model for the development of technological sovereignty in the digital environment of public administration. The presented results are proved to fully reveal the topic of scientific research in transformation of accounting and reporting the public finances in the digital environment of the national project Digital Economy. Conclusions are drawn about the need to create and apply by institutions a unified accounting methodology, electronic document management and centralization of accounting, which will contribute to the orderliness of financial data and optimization of accounting processes.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НАЦПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ

УПРАВЛЕНИЯ

FINANCE, MONETARY CIRCULATION AND CREDIT: THEORY, METHODOLOGY AND TOOLS OF CONTROL

Научная статья УДК 336.13

https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-1-57-63 EDN WUOFPG

Трансформация учета и отчетности государственных финансов цифровой среды нацпроекта «Цифровая экономика»

Роман Сергеевич Близкий1, Юлия Сергеевна Лебединская

1Государственный университет управления, Москва, Россия

2Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, Yuliya.Lebedinskaya@vvsu.ruв

Аннотация. Рассматриваются актуальные аспекты реализации и внедрения преобразований, определенных национальным проектом «Цифровая экономика», формируется системное представление институционального сопровождения и регуляторной политики, влияющей, в том числе, на актуальные изменения в учете и отчетности бюджетных учреждений в цифровой среде государственного управления. Проведена оценка факторов функционально-институциональных преобразований (трансформаций) государственной регуляторной поддержки исполнения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; исследуется теоретико-категориальный аппарат цифровой среды, фундаментальных подходов и особенностей, связанных с внедрением цифровых платформ и экосистем учета и контроля государственных финансов бюджетных учреждений; предложен концепт графической модели развития технологического суверенитета в цифровой среде государственного управления, определены ключевые элементы, подсистемы и внешние зоны влияния на примере национального проекта «Цифровая экономика». Приведены результаты анализа сокращений бюджетных ассигнований по исполнению национальных проектов Российской Федерации, составлен прогноз по перспективам и особенностям бюджетного учета, а также предложен авторский концепт абстрактной модели развития технологического суверенитета в цифровой среде государственного управления. Отмечено, что представленные результаты в полной мере раскрывают тематику научного исследования в области трансформации учета и отчетности государственных финансов цифровой среды нацпроекта «Цифровая экономика». Сделаны выводы о необходимости создания и применения учреждениями единой методологии учета, ведения электронного документооборота и централизации учета, что будет способствовать упорядоченности финансовых данных и оптимизации процессов учета.

Ключевые слова: финансы, трансформация, национальный проект, цифровая среда, государственное управление, учет, отчетность

Для цитирования: Близкий Р. С., Лебединская Ю. С. Трансформация учета и отчетности государственных финансов цифровой среды нацпроекта «Цифровая экономика» // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 1. С. 57-63. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-1-57-63. ЕБЫ WUOFPG.

© Близкий Р. С., Лебединская Ю. С., 2023

§ Original article

s s

¡ Transformation of accounting and reporting of state finances

§ of digital environment of national project Digital Economy

Ш О

a -

^s Roman S. Blizkiy1, Yuliya S. Lebedinskaya2M

|5 1State University of Management,

g Moscow, Russia &

С 2

U Vladivostok State University of Economics and Service,

® Vladivostok, Russia, Yuliya.Lebedinskaya@vvsu.ruM

Л

ч -

& Abstract. The article presents the current aspects of the implementation and implementation of the transformations

0 identified by the national project Digital Economy, forms a systemic view of institutional support and regulatory poli° cy including those that affect current changes in the accounting and reporting of budgetary institutions in the digital

environment of public administration. There have been evaluated the factors of functional and institutional transfor-^ mations of the state regulatory support for the implementation of the national program Digital Economy of the Rus-§ sian Federation; considered the theoretical and categorical apparatus of the digital environment, fundamental ap-g proaches and features related to the introduction of digital platforms and ecosystems for accounting and control of public finances of budgetary institutions; proposed the concept of a graphical model for the development of techno-£ logical sovereignty in the digital environment of public administration, highlighting the key elements, subsystems and ï§ external zones of influence using the example of national project Digital Economy. There are shown the results

1 of analysis of budget cuts for the implementation of national projects of the Russian Federation, made the forecast for the prospects and features of budget accounting, and offered the author's concept of an abstract model for the develE* opment of technological sovereignty in the digital environment of public administration. The presented results are о proved to fully reveal the topic of scientific research in transformation of accounting and reporting the public finances я in the digital environment of the national project Digital Economy. Conclusions are drawn about the need to create

0 and apply by institutions a unified accounting methodology, electronic document management and centralization

£ of accounting, which will contribute to the orderliness of financial data and optimization of accounting processes.

4

H

° Keywords: finance, transformation, national project, digital environment, public administration, accounting, reporting

«3 For citation: Blizkiy R. S., Lebedinskaya Yu. S. Transformation of accounting and reporting of state finances of digital ^ environment of national project Digital Economy. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics.

1 2023;1:57-63. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-l-57-63. EDN WUOFPG. rt

5 a

Введение достижение технологического суверенитета страны,

g Геополитические изменения условий развития поэтому актуальность исследования процессов фор-

е^ экономики государства, постоянные ограничения, мирования интегрированной цифровой платформы

^ перестройка производственно-экономических от- с поддержкой развития экосистем цифровой транс-

2 ношений бизнеса, доступность к приобретению формации в ключевых отраслях экономики - про-g и использованию инновационных технологий се- мышленности, транспорта, здравоохранения и других

годня кумулятивно влияют на объективный запрос - является существенным приоритетом, ускоряющим

в поиске новых системных решений, определяю- достижение поставленной задачи. щих дальнейшие перспективы. В таких условиях Проблемы поиска новых направлений, повы-

возрастает роль государственного управления, шающих эффективность управленческих решений

консолидации усилий потенциала бизнеса, научно- в развитии методологии ведения бухгалтерского

го сообщества, направленных на определение эф- учета, финансового контроля, формирования бух-

фективных трансформаций, инструментов под- галтерской (финансовой) отчетности организация-

держки и сопровождения в разных отраслях эко- ми бюджетной сферы в условиях развития цифро-

номики. Таким образом, оценка трансформаций вой среды государственного управления актуали-

сложенных кумулятивных потенциалов в выработ- зируются посредством принятия национальной

ке отраслевых и государственных стратегий, раз- программы «Цифров ая экономика Российской

работка эффективных процедур, обеспечивающих Федерации» (НП «ЦЭ») [1]. стабильность экономики государства в целом

и методологии учета и отчетности государствен- Цель исследования и постановка задачи ных финансов, в условиях развития цифровой сре- Целью исследования является систематизация

ды становится актуальным объектом исследования. направлений трансформаций учета и отчетности

На ежегодном собрании Совета по стратегическо- государственных финансов под влиянием внешних

му развитию и национальным проектам по поруче- факторов, специфик, перспектив развития цифро-

нию Президента России сформирован ряд важнейших вой среды государственного управления. задач на 2023 г. Одной из ключевых задач является

я я

ч

Рч

>я я и

M

я

ч

W

Задачи исследования:

- оценить факторы функционально-институциональных преобразований (трансформаций) государственной регуляторной поддержки исполнения НП «ЦЭ»;

- рассмотреть теоретико-категориальный аппарат цифровой среды, фундаментальных подходов и особенностей, связанных с внедрением цифровых платформ и экосистем учета и контроля государственных финансов бюджетных учреждений;

- предложить концепт графической модели развития технологического суверенитета в цифровой среде государственного управления, выделив ключевые элементы, подсистемы и внешние зоны влияния на примере НП «ЦЭ».

Методы и результаты исследования

Для достижения цели и задач в исследовании были задействованы общенаучные и специфические методы: метод научного абстрагирования (применялся при выделении в объекте существенных свойств, связей и отношений, влияющих на теоретико-категориальный аппарат фундаментальных подходов и терминов исследования), метод экспертных оценок (использовался при систематизации совокупности экспертных мнений по прогнозам исполнения НП «ЦЭ» в условиях развития цифровой среды государственного управления), методы анализа (системный, правовой, функциональный, структурный, экономический) и синтеза (при определении сущности интеграции информации в условиях централизации учета и составления бюджетной и финансовой отчетности в учреждениях).

Внесенные изменения в апреле 2022 г. в Постановление Правительства России «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 02.03.20l9 № 234 [2] существенно ускорили процесс функциональной гармонизации прав и ответственности между основными регуляторами управления в сфере установленных ими функций. В системе структуры и функций регуляторов НП «ЦЭ» можно выделить три управленческих надстройки: Минцифры РФ, Минэкономразвития РФ и АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ» [3, 4]. Особое внимание заслуживает система построения соподчиненно-сти и координации в проекте. Так, основной целью при создании экосистемы цифровой экономики является применение передовых цифровых технологий для повышения эффективности оказания цифровых услуг. Также стоит отметить расщепление и функциональное разделение по признакам регуляторов в соответствующей области на пять федеральных качественных и количественных индикаторов, а также выделить операторов экосистем, создать отраслевые взаимоувязанные проекты.

Реализация комплексных мер по достижению целей НП «ЦЭ» с учетом заявленных функций институционально регуляторной поддержки со стороны государства, аналитического центра доста-

точно сложна. На наш взгляд, вертикаль сформи- Е рованных соподчинений в реализации задач между Е заинтересованными сторонами слабо учитывает спе- . цифику и интересы перспектив внедрения разраба- , тываемых концепций. Так, в списочном составе ко- е миссии, президиуме комиссии, рабочих группах ^ в недостаточной мере обозначены интересы предста- к вителей общественных организаций, профсоюзов, у ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, ^ научно-исследовательских институтов. Главным ^ недостатком, на наш взгляд, в данном исполнении н НП «ЦЭ» является ее низкая маневренность, сложная | иерархичность соподчиненности функций, задач, Г принятий решений и - самое основное - недостаточ- Ц ный уровень обеспечения контроля и обратной связи § по оценочным достижениям, планируемым в отрас- % лях экономики. Необходим более прозрачный меха- с низм обеспечения реализации всех стадий от выдви- § жения идей, обсуждения задач до конкретной их реа- Л' лизации на практике в условиях развития цифровой § среды государственного управления. е Трансформация и преобразования в хозяйствен- о ной деятельности исторически всегда вызывали ре- 5' зонанс в обществе, поскольку внедрение новых ре- % шений и инноваций воспринималось с предельной а осторожностью, сопротивлением и опасением. Для Е снижения сопротивления участников изменениям § цифровой среды в ряде научных исследованиях сдела- | ны акценты на понимании сущности генезиса мягкого % или смешанного подхода к трансформациям цифро- Е вого пространства. Так, в публикациях Е. М. Петри- 1 ковой [5], И. А. Тищенко [6], Н. И. Легостаевой [7], § З. О. Османовой [8], Т. В. Костиной, Ю. С. Лебедин- §' ской [9], Н. Н. Масюк, М. А. Бушуевой [10] и других | исследователей достаточно аргументированно и обос- £ нованно представлены предложения по оптимизации § трансформаций развития экономики в цифровой среде, учете и отчетности, но при этом вопросы нацио- 1 нальных программ и механизмов совершенствования финансового контроля недостаточно рассмотрены. Сс В ноябре 2022 г. Минфин опубликовал сводную 9 информацию об исполнении федерального бюджета "Ц-в части бюджетных ассигнований, предусмотренных Е на реализацию НП «ЦЭ». Анализ исполнения по § бюджетным ассигнованиям свидетельствует о пере- § распределении и секвестировании кассового исполнения ассигнований по национальным проектам. Так, из трех наиболее всего ощутивших изменения в сторону уменьшения исполнения бюджетной росписи оказались следующие национальные проекты: по цифровой экономике (медиана отклонения от неисполнения - 30,67 %, дефицит - 111 983,5 млн руб.); международной кооперации и экспорту (медиана отклонения от неисполнения - 10,12 %, дефицит -49 809,8 млн руб.); экологии (медиана отклонения от неисполнения - 8,63 %, дефицит - 47 184,5 млн руб.).

На рисунке представлены результаты исследования - концепт графической модели развития технологического суверенитета в цифровой среде государственного управления; выделены ключевые элемен-

•е я

а

& я

ты, подсистемы и внешние зоны влияния на примере НП «ЦЭ». Согласно концепции имеется несколько гипотез. Первая гипотеза: цифровая трансформация учета и отчетности государственного сектора управления возможна при сохранении влияния нескольких ключевых подсистем, а именно - преобразования государственного управления в интероперабельный, доступный, достоверный, транспарентный (прозрачный) механизм функционирования в цифровом пространстве. По мере тотального внедрения цифровых технологий и единых правил применения цифрового учета и отчетности система учета будет заменена по принципу блокчейна на сертифицированный независимый центр «Инфоресурс». Вторая гипотеза: ско-

рость развития трансформаций цифрой среды напрямую зависит от объемов финансирования, уровня профессионализма и слаженности работы команды проекта, геополитических ингибиторов внутренней и внешней среды, уровня доступности к новейшим технологиям и технико-технологическим системам обеспечения инновационного производства. Третья гипотеза: по мере трансформаций государственного сектора экономики в цифровой среде открытости рынков, доступности к информационно-аналитическим ресурсам и системам поддержки экономических субъектов в среднесрочной и долгосрочной перспективе можно достичь по проекту технологического суверенитета.

Рост доли экосистем и цифровых платформ

Индикаторы цифровых трансформаций учета и отчетности

НАЦИОНАЛЬНЫЙ проект «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Государственное управление

Технологии

Централизации учета

и отчетности

Смарт-контроль

Формы первичного учета (электронный формат) и технологий обработки

Электронный документооборот

«Электронный дубликат» / «Цифровое хранилище»

Це ль

Политика

Социальная интеграция

Последствия внедрения новых технологий

Цифр овая экосистема

AI-интеллект, нейронные сети, роботизация

IT-технологии, SMART-платформы, автоматизация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функциональная структура управления цифровыми платформами

Спрос, предложение и цена ресурсов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Внутренний ингибитор

Объем производства и потребления продукции

Нормативное регулирование цифровой среды

Кадры для цифровой экономики

Цифровые технологии

Цифровое государственное управление

Информационная безопасность

Рынок факторов производства. Рынок средств производства. Финансовый рынок. Р ынок интеллектуальной собственности. Рынок технологий

Доступ к агрегированным базам данных

Технико-технологический уровень производства

Внешний ингибитор

Концепт графической модели развития технологического суверенитета в цифровой среде государственного управления

Concept of a graphical model for the development of technological sovereignty in the digital environment of the public administration

В связи со сложившейся ситуацией по исполнению государственного финансирования нацпроек-тов, а также учитывая правовые нормы исполнения вышеуказанных нормативных актов, на основании авторской гипотезы о необратимости процессов цифровизации в производственно-экономических, институциональных, социальных отношениях, в том числе в учетно-контрольной системе государственных учреждений необходимо выделить ряд трендов и особенностей в области управления.

Во-первых, централизация учета и отчетности, переход на электронный документооборот. Централизация учета и отчетности в госсекторе будет проходить до 2028 г. Во-вторых, современные технологии, среда обмена информацией, скорость передачи данных, система мониторинга и контроля требуют новых решений в управлении государственными финансами. В рамках ведомственного проекта Минфина «Электронный СМАРТ-контроль для учета государственных финансов и управленческих решений» предлагается система электронного СМАРТ-контроля (контроллинга). Система должна обеспечить управленческий процесс качественной, оперативной информацией, в которой будут аккумулироваться консолидированные данные о государственных финансах. На наш взгляд, цифровая среда в госсекторе означает создание определенных технологических, информационных, правовых и иных инновационных условий, направленных на обеспечение и взаимодействие электронного документооборота, единых условий и протоколов подключения государственных учреждений к процессам автоматизации поставленных задач, а также централизацию бюджетного процесса в едином инфоресурсе (экосистемы цифровой экономики). В-третьих, все субъекты учета государственных финансов обязаны перейти на электронный вариант оформления первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Минфин разработал девять новых форм электронных документов: семь документов первичной отчетности и два регистра учета. Они уже внесены в проект изменений приказа № 61н. В-четвертых, учитывая возможности цифровых технологий, оценивая динамику контрольно-надзорных функций государственных органов, воссоздание объективных и достоверных событий подтверждения фиксации фактов хозяйственной жизни становится неоспоримой необходимостью. В ближайшее время в учете появится новое понятие «электронный дубликат». Электронный дубликат должен заменить подлинник бумажного документа и служить правовым основанием при правовых спорах. В-пятых, особое отношение к организации системы хранения и обеспечения безопасного доступа к электронным бухгалтерским документам. Для хранения электронных документов сего-

дня предложено создать «цифровое хранилище». Е

N

§

Обсуждение результатов .

Таким образом, согласно результатам прове- ,

денной систематизации в исследовании факторов, Ь

влияющих на обеспечение организации учета §

и отчетности государственных финансов в услови- ^

ях развития цифровой среды государственного а

управления, можно выделить следующие дискус- .

сионные результаты обобщения. »

Оценка факторов функционально-институцио- а

нальных преобразований (трансформаций) госу- §

дарственной регуляторной поддержки исполнения |

НП «ЦЭ» выявила, на наш взгляд, вертикаль §

структурных преобразований, сформированных о

соподчинений в реализации задач между заинтере- с

сованными сторонами проекта НП «ЦЭ», как недо- §

статочно эффективно обеспечивающую специфику П

и интересы перспектив внедрения разрабатывае- ^

мых концепций. Так, в списочном составе комис- Г

сии, президиуме комиссии, рабочих группах недо- Г

статочно отражены интересы представителей об- 2

щественных организаций, профсоюзов, ассоциации о

предприятий малого и среднего бизнеса, научно- ;

исследовательских институтов. Дополнительным §

недостатком является система негативных факто- |

ров, таких как низкая маневренность, сложная |

иерархичность соподчиненности функций, задач, %

принятий решений и недостаточный уровень обес- й;

печения контроля и обратной связи по оценочным е

достижениям, планируемым и достигнутым факти- §

ческим результатам в отраслях экономики. Реко- 2

мендации по ситуации - это создание более про- 2

зрачного механизма аккумулирования государ- о

ственных финансов, обеспечения доступности §

оценки качества целей проектов, проектных задач, §'

конкретных процедур и реализации на практике рр

технологий для развития цифровой среды государ- е

ственного управления. ;

Адаптация теоретико-категориального аппарата, §

фундаментальных подходов и особенностей, связан- 1

ных с внедрением цифровых платформ и экосистем §

учета и контроля государственных финансов бюд- | жетных учреждений предлагает расширить НП «ЦЭ» дополнительным элементом (инфоресурс), влияющим, в том числе, и на систему электронного СМАРТ-контроля (контроллинга), который должен обеспечить прозрачность управленческого процесса качественной, оперативной информацией, в которой будут аккумулироваться консолидированные данные о государственных финансах. Место и содержание элемента «инфоресурс» в НП «ЦЭ» представлено в концепте на рисунке. Трансформация, обеспечивающая развитие, - это обеспечение улучшений процессов транспарентности фактов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, создания многостороннего инструмента со-

•е я

а

& я

а

-ея я

я я -е-

провождения государственного и муниципального финансового контроля с учетом доступа верифицированных, авторизированных пользователей системы.

Заключение

На наш взгляд, цифровая среда в госсекторе означает создание определенных информационных, технологических, правовых и иных инновационных условий, направленных на обеспечение и взаимодействие электронного документооборота, единых условий и протоколов подключения госу-

дарственных учреждений к процессам автоматизации поставленных задач, а также централизацию бюджетного процесса в едином инфоресурсе (экосистемы цифровой экономики). Для этого учреждения должны применять единую методологию учета, вести электронный документооборот и централизовать учет. Таким образом, будет возможно оптимизировать процессы учета и отчетности, сопоставлять финансовые данные, анализировать информацию, вводить новые форматы отчетности.

Список источников

1. Цифровая экономика Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://government.ru/docs/all/112831/ (дата обращения: 09.01.2023).

2. О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от 13.05.2022). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_319701/ (дата обращения: 09.01.2023).

3. Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению: Приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н (ред. от 07.11.2022). URL: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=428872 (дата обращения: 09.01.2023).

4. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации: проект федерального закона (подготовлен Минфином России 17.10.2022 г.). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/56937211/paragraph/1:0 (дата обращения: 09.01.2023).

5. Петрикова Е. М. Цифровая трансформация экономики и финансирование национального проекта

«Цифровая экономика Российской Федерации» // Фи-нанс. менеджмент. 2021. № 2. С. 94-105.

6. Тищенко И. А. Цифровая экономика как контур исследования цифровой трансформации экономики // Экон. и гуманитар. науки. 2022. № 3 (362). С. 3-15.

7. Легостаева Н. И. Цифровая трансформация системы государственного управления: классификация цифровых акторов государственных структур // Вестн. Перм. нац. исслед. Политехн. ун-та. Социально-экономические науки. 2021. № 4. С. 155-165.

8. Османова З. О. Мониторинг результатов цифровых трансформаций в российской федерации на основе национального индекса развития цифровой экономики // Науч. вестн.: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 3 (48). С.159-167.

9. Костина Т. В., Лебединская Ю. С. Цифровая модернизация государственного управления: прерогативы и барьеры // Формирование геоэкономической стратегии развития региона в период пандемии коронавируса: мо-ногр. / под ред. О. Л. Некрасовой. Донецк: ФЛП Кириенко С. Г., 2021. С. 229-238.

10. Масюк Н. Н., Бушуева М. А. и др. Основные тренды цифровой трансформации экономики. М.: Изд-во ВГУЭС, 2022. 200 с.

References

я я

ч

Рч

>я я и

M

я

ч

W

1. Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii: Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r [Digital economy of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r]. Available at: http://government.ru/docs/all/ 112831/ (accessed: 09.01.2023).

2. O sisteme upravleniia realizatsiei natsional'noi pro-grammy «Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.03.2019 № 234 (red. ot 13.05.2022) [On the management system for the implementation of the national program Digital Economy of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of March 2, 2019 No. 234 (as amended on May 13, 2022)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_319701/ (accessed: 09.01.2023).

3. Ob utverzhdenii unifitsirovannykh form elektronnykh dokumentov bukhgalterskogo ucheta, primeniaemykh pri vedenii biudzhetnogo ucheta, bukhgalterskogo ucheta gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdenii, i Metodicheskikh ukazanii po ikh formirovaniiu i primeneniiu: Prikaz Minfina Rossii ot 15.04.2021 № 61n (red. ot 07.11.2022) [On the approval

of unified forms of electronic accounting documents used in the conduct of budgetary accounting, accounting of state (municipal) institutions, and Guidelines for their formation and application: Order of the Ministry of Finance of Russia dated April 15, 2021 No. 61n (as amended on November 7, 2022 )]. Available at: https://normativ.kontur.ru/document? moduleId=1&documentId=428872 (accessed: 09.01.2023).

4. O vnesenii izmenenii v Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: proekt federal'nogo zakona (podgotovlen Minfi-nom Rossii 17.10.2022 g.) [On amendments to the Budget Code of the Russian Federation: Draft Federal Law (prepared by the Russian Ministry of Finance on 10/17/2022)]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/56937211/ paragraph/1:0 (accessed: 09.01.2023).

5. Petrikova E. M. Tsifrovaia transformatsiia ekonomiki i finansirovanie natsional'nogo proekta «Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii» [Digital transformation of the economy and financing of the national project Digital Economy of the Russian Federation]. Finansovyi menedzhment, 2021, no. 2, pp. 94-105.

6. Tishchenko I. A. Tsifrovaia ekonomika kak kontur issledovaniia tsifrovoi transformatsii ekonomiki [Digital economy as contour of studying digital transformation of economy]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki, 2022, no. 3 (362), pp. 3-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Legostaeva N. I. Tsifrovaia transformatsiia sistemy gosudarstvennogo upravleniia: klassifikatsiia tsifrovykh aktorov gosudarstvennykh struktur [Digital transformation of public administration system: classification of digital actors of state structures]. VestnikPermskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsi-al'no-ekonomicheskie nauki, 2021, no. 4, pp. 155-165.

8. Osmanova Z. O. Monitoring rezul'tatov tsifrovykh transformatsii v rossiiskoi federatsii na osnove natsion-al'nogo indeksa razvitiia tsifrovoi ekonomiki [Monitoring results of digital transformations in Russian Federation based

on national index of digital economy development]. Nauch-nyi vestnik: finansy, banki, investitsii, 2019, no. 3 (48), pp.159-167.

9. Kostina T. V., Lebedinskaia Iu. S. Tsifrovaia mod-ernizatsiia gosudarstvennogo upravleniia: prerogativy i bar'ery. Formirovanie geoekonomicheskoi strategii razviti-ia regiona v period pandemii koronavirusa: monografiia [Digital modernization of public administration: prerogatives and barriers. Formation of geo-economic strategy for development of region during coronavirus pandemic: monograph]. Pod redaktsiei O. L. Nekrasovoi. Donetsk, FLP Kirienko S. G.,

2021. Pp. 229-238.

10. Masiuk N. N., Bushueva M. A. i dr. Osnovnye trendy tsifrovoi transformatsii ekonomiki [Main trends in digital transformation of economy]. Moscow, Izd-vo VGUES,

2022. 200 p.

r !

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 03.03.2023; принята к публикации 10.03.2023 The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 03.03.2023; accepted for publication 10.03.2023

Информация об авторах I Information about the authors

Роман Сергеевич Близкий — доктор экономических наук, доцент; профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения; Государственный университет управления; yuliya.lebedinskaya@vvsu.ru

Roman S. Blizkiy — Doctor of Sciences in Economics, Assistant Professor; Professor of the Department of Accounting, Auditing and Taxation; State University of Management; yuliya.lebedinskaya@vvsu.ru

» в

Юлия Сергеевна Лебединская — кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры экономики и управления; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; yuliya.lebedinskaya@vvsu.ru

Yuliya S. Lebedinskaya - Candidate of Sciences in Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Economics and Management; Vladivostok State University of Economics and Service; yuliya.lebedinskaya@vvsu.ru

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.