Научная статья на тему 'Роль традиций в формировании семейной культуры'

Роль традиций в формировании семейной культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
490
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочкарев В.П., Суховеева Е.И.

Семья деятельная совокупность людей, объединенных общностью целей, интересов, норм, манеры и образов поведения, единством традиций, искусства, культуры и специфики речи ее членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль традиций в формировании семейной культуры»

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

УДК 168.522

В. П. Бочкарев, Е. И. Суховеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ

Семья - деятельная совокупность людей, объединенных общностью целей, интересов, норм, манеры и образов поведения, единством традиций, искусства, культуры и специфики речи ее членов.

Семейные традиции это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни, ритуалы, обряды, привычки членов семьи.

Семейная традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано в семье от обычаев и ритуалов семей, в которых выросли супруги и которые они сформировали в начале супружеской семейной жизни. А так как каждый из супругов формируется в своей системе семейных традиций, то создавая семью между супругами происходит явная или скрытая «борьба» за преобладание в ней семейной традиции или супруги, или супруга, в большинстве случаев сопровождаемая неприятием семейных традиций супруга-супруги «оппонента» (пренебрежением их, оскорбительными, уничижительными словами и действиями), порождая в семье между супругами ощущение ненужности, незначимости, а, следовательно, негативное отношение друг к другу, желание «защитить» семейные традиции семьи своих родителей.

На уровне обывательских оценок данный период дисгармонии, разрушения комплиментарных чувств любви, сплотивших супругов в семью, называется периодом «притирки характеров» супругов [1]. В большинстве случаев этот процесс сопровождается неумными советами представителей старших поколений типа - «стерпится-слюбится», «а ты ей(ему) не давай, что хотят, пусть привыкает», «муж (жена) - иголочка, а муж (жена) - ниточка, вот и пусть следуют беспрекословно за ней (ним)» и так далее.

В данных советах ярко присутствует принцип оправдания агрессии и пренебрежение мнением, культурой семейных традиций второго супруга, которые обеспечивают ей(ему) атмосферу семейного комфорта и важного стимула для личностного самовыражения. В итоге следования данным и подобным советам чаще всего любовь между молодыми супругами быстро угасает, у «побежденного» супруга и у супруга-«победителя» формируются ощущение личностной бесперспективности, ненужности в семье, вне семейные цели и интересы. И победи-тель(ница) и побежденный(ная) одновременно проигрывают, ибо их семья оказывается или на грани разрушения, или разрушается: между ними происходит охлаждение и отчуждение.

Считаем, что более результативным для супругов, для их семьи, как до появления у них детей, так и с появлением детей, является деятельный подход к формированию семьи с первых дней супружеской жизни на основе взаимных (озвученных или нет) договоренностей по созданию семейных традиций.

Для чего им важно взять элементы традиций из семьи родителей мужа, приятные его жене; взять элементы традиций из семьи родителей жены, приятные ее мужа (они в них выросли, для них комфортны), и обязательно в эту систему семейных традиций молодой семь привнести элементы обрядов, ритуалов, норм и так далее, приятные обоим супругам, но которых нет - ни в его, ни в ее семье [2].

Супругам, создавая данную систему, крайне желательно заложить в неё не только принцип ожидаемой приятности от встречи, которая их будет тянуть домой друг к другу, но и принцип совершения периодических приятных сюрпризов для своей второй половины (что на обывательском языке называется как «маленькие празднички»).

Так, в одних семьях предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров, в других же семьях приняты совместные трапезы, беседы, обсуждение семейных или иных планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга и уважение, гордость друг за друга.

С появлением детей, они автоматически приобщатся к системе традиций своей семьи, к манере обязательного, беспристрастного анализа в семье своих поступков. Существует много литературы по воспитанию детей, о взаимоотношениях в семье молодого и старшего поколения и много еще разной литературы. Думаю каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту [3].

Важнейшая сторона человеческой жизни - домашние праздничные традиции. Не секрет, что в наши дни приготовления к празднику сводятся к наведению чистоты и приобретению всякой снеди. К сожалению, многие полагают, что дети при этом только мешают, поэтому их выпроваживают гулять или отсылают к бабушке. Но именно в эти дни вполне уместна любая инициатива детей и родителей. Каждая известная дата таит в себе массу неиспользованных возможностей, которые позволяют через игру, веселье, торжественные ритуалы донести до ребенка подлинный смысл праздника единения членов семьи от 4-3-го поколений до 1-го (внучат и внучек) в системе понятных, приятных, в том числе своей оригинальностью, семейных этно- и социо-культурных традиций, обрядов и ритуалов.

К сожалению, чаще всего только Новый год является семейным праздником с твердо определив-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

шимся сценарием, включающих в ритуал праздничного события детей. А когда-то они принимали участие почти во всех праздничных событиях, связанных с укладом жизни семьи.

Именно в семье, состоящей из носителей семейных, этнокультурных традиций нескольких поколений, сохраняются условия их взаимопонимания, уважения, любви, заботы друг о друге.

Существуют объективные и субъективные причины того, что многие семейные традиции ушли в прошлое, среди которых как специфика квартирно-малогабаритного проживания, так и негативного влияния господствующей идеологии нигилизма СМИ, «моды».

В некоторых домах приходится слышать от представителей старшего поколения, что в старину живали «деды веселей своих внучат». Но привить своим детям и внукам культуру самозанятия себя творчеством от безделья, культуру нравственного веселья, в силу редких встреч, они не могут. В системе же дошкольного образования часто действует система работы с детьми по принципу «камеры хранения» (чему-нибудь и как-нибудь») или безнационального, без семейно-межпоколенного, т. е. унифицированное воспитание, ориентированное на возможности и личные предпочтения и опасения руководства и коллектива детских дошкольных учреждений.

Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с куль-

турой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества, зависят в большей мере от богатства духовной, нравственной культуры, чем от благосостояния семьи, уровня образования ее членов. Кто не формирует семейные традиции на принципах взаимности и нравственности, все равно их формируют, но на основе безнравственности, например «собутыльства» или отчужденного от интересов и забот семьи самоиндивидуализма всех или некоторых членов данной семьи.

Таким образом, роль традиций в формировании семейной культуры, культуры поведения личности огромна: правила поведения, заповеди, примеры, предписания, песни и поговорки, сказы и стихи, усвоенные в родительском гнезде в системе родительской, а затем своей, семьи, семейных традиций, остаются с человеком на всю жизнь, отражаясь в его интересах, в умениях, в мировоззрении, в поведении, в результативности.

Библиографические ссылки

1. URL: http:/www. navigato.ru/years/2007-01-26/semainye-tradizii.php. 2010. 25 марта.

2. URL: http:/www. 7ya.lv/moya-semya/semainye-tradizii-i-obychai.html. 2010. 26 марта.

3. URL: http:/www. volna-lubvi.ru/semya_semai-nye-tradizii/php. 2010. 27 марта.

© Бочкарев В. П., Суховеева Е. И., 2010

УДК 168.522

В. П. Бочкарев, Н. А. Третьяченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СПЕЦИФИКА ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ МОЛОДЕЖИ

Речь - это специфический информационно-смысловой способ и механизма социализации человека в личность с момента его рождения и подвергается эволюции в течение всей его под влиянием объективных и субъективных факторов - внешней среды, лингвистически-языковой политики правящих сил, внедряемой моды и так далее.

Человек, как биологический вид животного мира, становится личностью, как высший социокультурный вид природного мира, только в результате общения с социумом. Если в первом случае важнейшими коммуникативными сигнальными системами является первичные - язык телодвижений и звуков, то у социокультурной личности важнейшей сигнальной системой коммуникации является естественный язык - речь.

Наиболее существенным фактором объективного воздействия на эволюцию языка - речи - являются достижения научно-технического прогресса (НТР): по мере создания новых предметов, технологий, изучения явлений идет процесс автоматического присвоения им имени в форме слова, как знака-обозначения, знака-модели или знака-символа. А так как основная масса достижений НТР происходит вне РФ, то естественным является интернационализация речи любого

языка и в первую очередь в речи молодежи, как наиболее интеллектуально-мобильной к новейшим достижениям современной науки и техники.

Существенным фактором объективного характера эволюции речи молодежи является время «революционных» перестроек в стране, примером чему является эволюция языка в эпохи трагических событий 1917-1920-х гг., 1941-1945-х гг., 1990-х гг.

С одной стороны, происходит усложнение современной социокультурной реальности в силу ускорения НТП, стимулируя радикальные изменения социальных связей и форм человеческой коммуникации, что в первую очередь отражается в современной речи молодежи [1. С. 56-60.].

С другой стороны, усиление пропаганды и поддержки экспериментов в области нелучших образцов массовой культуры, например, языка поп-культуры («попсы»), сопровождается ломкой традиций и норм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.