Научная статья на тему 'Роль тембральной окраски в реализации конфликтного дискурса'

Роль тембральной окраски в реализации конфликтного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМБР / TIMBRE / КОНФЛИКТНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ / CONFLICT TONE / КАЧЕСТВО ГОЛОСА / VOICE QUALITY / ИНТЕНЦИЯ / INTENTION / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сейранян Маргарита Юрьевна

Конфликтность дискурса распознается по целому комплексу знаков, по наличию общего кода для передачи необходимого смысла. Очевидно, что высокая интенциональная направленность данного вида дискурса диктует выбор вербальных средств, в частности просодических. В данной статье представлены некоторые результаты одного из этапов (аудиторского) анализа конфликтного дискурса. Исследовательский корпус представлен политическими дебатами в парламенте Великобритании. Принимая во внимание контекстуальную обусловленность просодической реализации дискурса, релевантным представляется рассмотрение примеров, иллюстрирующих роль тембрального компонента в реализации конфликтогенности дискурса. Представляется, что голосовые характеристики участников коммуникации не только выступают в качестве конфлктогена, но и маркируют стадии конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TIMBRE COLORATION IN THE IMPLEMENTATION OF CONFLICT DISCOURSE

Conflict nature of any discourse is revealed through a whole complex of signs, and/or some code to convey the necessary meaning. Obviously, the choice of verbal means, prosodic in particular, is governed by an overall discourse strategy and intention. The article deals with the results of conflict discourse analysis. The research case comprises samples of debates in the British Parliament viewed as conflict discourse. Since prosody is regarded as a contextualization key, the author finds it relevant to focus on the examples, illustrating the role of timber in conflict discourse manifestation. One of the main assumptions is that voice qualities of participants not only trigger the conflict but mark its stages as well

Текст научной работы на тему «Роль тембральной окраски в реализации конфликтного дискурса»

УДК 811.111'34 ББК 81.1

РОЛЬ ТЕМБРАЛЬНОЙ ОКРАСКИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНФЛИКТНОГО ДИСКУРСА

М.Ю. Сейранян

Аннотация. Конфликтность дискурса распознается по целому комплексу знаков, по наличию общего кода для передачи необходимого смысла. Очевидно, что высокая интенциональная направленность данного вида дискурса диктует выбор вербальных средств, в частности просодических. В данной статье представлены некоторые результаты одного из этапов (аудиторского) анализа конфликтного дискурса. Исследовательский корпус представлен политическими дебатами в парламенте Великобритании. Принимая во внимание контекстуальную обусловленность просодической реализации дискурса, релевантным представляется рассмотрение примеров, иллюстрирующих роль тембрального компонента в реализации конфликтогенности дискурса. Представляется, что голосовые характеристики участников коммуникации не только выступают в качестве конфлктогена, но и маркируют стадии конфликта.

Ключевые слова: тембр, конфликтная тональность, качество голоса, интенция, речевое поведение.

M.Yu. Seyranyan

Abstract. Conflict nature of any discourse is revealed through a whole complex of signs, and/or some code to convey the necessary meaning. Obviously, the choice of verbal means, prosodic in particular, is governed by an overall discourse strategy and intention. The article deals with the results of conflict discourse analysis. The research case comprises samples of debates in the British Parliament viewed as conflict discourse. Since prosody is regarded as a contextualization key, the author finds it relevant to focus on the examples, illustrating the role of timber in conflict discourse manifestation. One of the main assumptions is that voice qualities of participants not only trigger the conflict but mark its stages as well.

Keywords: timbre, conflict tone, voice quality, intention, verbal behavior.

290

THE ROLE OF TIMBRE COLORATION

IN THE IMPLEMENTATION OF CONFLICT DISCOURSE

Очевидно, что просодические характеристики несут не только лингвистическую информацию, но и сообщают слушающему сведения о личностных свойствах говорящего. Нельзя не согласиться с мнением большинства лингвистов, что описание просодической структуры любого дискурса не ограничивается анализом тональных, динамических и темпоральных характеристик, но и включает параметры, характеризующие качество голоса. В этой связи релевантным считаем остановиться на данном аспекте речевого поведения участников конфликтного дискурса подробнее.

В качестве базовой мы использовали классификацию С.В. Кодзасова, согласно которой представленные в современных исследованиях артикуляционные компоненты высказывания можно условно поделить на объективные и субъективные номинации. Первые используются как средство зафиксировать объективную, хотя и извлекаемую слушающим субъектом звуковую информацию о говорящего и говоримом. Вторые фиксирует оценки качества голоса слушающим. В каждой из групп можно также дифференцировать функциональные и собственно звуковые номинации [1, с. 416].

В настоящем исследовании в фокусе внимания находятся окказиональные (переменные), объективные и субъективные характеристики.

Анализ исследовательского корпуса подтвердил, что большинство характеристик речи участников дебатов связаны как с внешними обстоятельствами речи (экстралингвистический контекст), так и с интерактивными целями и установками говоря-

щих. Многие характеристики относятся как к фазе порождения, так и к фазе восприятия, что определяется в каждом конкретном случае окружающим контекстом. Более того, голосовые характеристики, выявленные в ходе исследования, выступают в качестве конфликтогена (особенно в отсутствие лексико-грамматических). Так, общим для конфликтных реплик являются взбудораженный, истерический, напряженной и уверенный голос. Помимо этого, частотными для огласовки критики действий оппонента и контраргументов являются командная, резкая и временами грубая тональность. Данные характеристики достаточно предсказуемы, в силу специфики дискурса, поэтому интересным представляется остановиться на примерах, в которых: 1) проявляется не типичная для конфронтации тембральная окраска; 2) голосовой компонент является определяющим в реализации конфликтной составляющей.

Так, отмечается координация взбудораженный-невозмутимый голос и прочувственный-равнодушный как коррелят тезиса — антитезиса (аргументации-контраргументации)

- Is the right hon. Gentleman going to come forward with any serious policy about the future of this country ? Has he got anything serious to offer this country for the future? Has he got anything to say to the unemployed of this country, or to mortgage holders or businesses? The person who will be talking about the future is the Chancellor. The shadow Chancellor has nothing to offer.

- So really that is it - the Treasury always wanted this information published, and it was only the Informa-

291

1 / 2015

Преподаватель

ВЕК

292

tion Commissioner stopping it. Once again, this Prime Minister takes the whole country for fools. Let us try another one.

Следует отметить, что монотонность и невозмутимость в данном случае являются не сигналами спокойствия, ухода от конфликта, а наоборот, способствуют его эскалации.

Мы также выявили, что звуковое поведение участников дебатов варьируется в зависимости от того, к кому адресовано высказывание. В случаях контакта однопартийцев отмечается уравновешенный, расслабленный и невозмутимый голос. В обращениях, направленных на представителя оппозиции, наблюдается взволнованный, тревожный, гневный и раздраженный. Таким образом, можно говорить о качестве голоса как о маркере оппозиционности, который в отсутствии других просодических и лекси-ко-грамматических средств является доминантным.

В качестве примера приведем вопрос представителя консервативной партии к действующему премьер министру — Дэвиду Кэмерону — лидеру консервативной партии.

Does the Prime Minister remember that in 1971, at the peak of the opposition to the Vietnam war in the United States, the US Government brought 16,000 troops into Washington, in addition to the police, who rounded up and arrested the rioters and put 40,000 of them in the DC stadium in one morning Has he any plans to make Wembley stadium available for similar use?

И вопрос представителя партии лейбористов:

Will the Prime Minister come to Tottenham and speak with those vic-

tims and the independent shopkeepers, hairdressers and jewellers whose businesses are lying in cinders Will he also commit to a public inquiry to consider why initial skirmishes were allowed to lead to a situation in which the great Roman road, Tottenham high road, now lies in cinders?

Тембральный компонент (качество голоса) является доминирующим маркером и в случаях цитирования. Материал обнаруживает частотность театрального, фальшивого голоса, а в некоторых случаях притворного или приторно ласкового голоса. Подобная огласовка свидетельствует о том, что иллокуция не соответствует функциональной цели высказывания. Цитирование оппонента или другого третьего лица, не участвующего в дебатах, направлено, прежде всего, на дискредитацию оппозиции и по сути выполняет роль либо маркера конфликта, либо конфликтогена.

The Higher Education Minister said: "It is clear, as has been demonstrated in the House today, that this fatuous proposal of an extra 10,000 places is elitist".

That is what the Government said about it. Once again, they have been caught taking the public for fools.

Подобную ситуацию можно наблюдать и при анализе голосовых характеристик реализации иронии. Известно, что в британской культуре элементы иронии и юмора в большинстве случаев выделяются именно по просодического компоненту. Иными словами, именно звуковая огласовка маркирует те или иные высказывания как ироничные и/или саркастические. В конфликтном взаимодействии качество голоса добав-

Таблица

Тембральный компонент как маркер стадии конфликта

эскалация пик спад

нервный, возмущенный, тревожный, настороженный, вызывающий, фамильярный яростный, резкий, скабрезный крик, переходящий на фальцет обеспокоенный (в случаях, неразрешимого конфликта), победоносный (при победе над собеседником), сдержанный, невозмутимый, временами равнодушный (в случаях «мнимой уступчивости»)

ляет этим элементам дискурса дополнительную коннотацию. Издевательский, саркастический, временами скабрезный, тон вносит элемент враждебности и агрессии и вызывает адекватное ситуации ответное поведение оппонента.

В ходе анализа мы отметили, что вариативность голосовых характеристик коррелирует со сменой фаз конфликта, а именно эскалация — пик — спад (см. табл.).

Полученные данные позволяют сделать вывод о высоком потенциале тембра как просодического конфлик-тогена. Представляется, что дальнейшее изучение данного параметра позволит также отмечать наличие конфликтной тональности в других, не конфликтных по своей природе видах взаимодействия. Помимо этого, результаты проводимого исследования продуктивны при обучении навыкам эффективного взаимодействия. Осведомленность об определенных пара-

метрах речи, вызывающих конфликт, помогает не только фиксировать их наличие в речи собеседника, но и избежать непреднамеренную конфликтность своего поведения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодзасов, С.В. Исследования в области русской просодии [Текст] / С.В. Кодзасов. - М.: Языки славянских культур, 2009. -496 с. - (Studia philologica).

2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М., 1998. -Ч. 5.

3. Cruttenden, A. Intonation [Text] / A. Crut-tenden. - Cambridge, 1986.

REFERENCES

1. Arutyunova N.D., Yazyk i mir cheloveka, Moscow, 1998, Ch. 5. (in Russian)

2. Cruttenden A., Intonation, Cambridge, 1986.

3. Kodzasov S.V., Issledovaniya v oblasti russ-koi prosodii, Moscow, Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2009, 496 p., (Studia philologica). (in Russian)

293

Сейранян Маргарита Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра фонетики и лексики английского языка, Институт филологии и иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Seyranyan M.Yu., PhD in Philology, Associate Professor, English Phonetics and Lexicology Department, Institute of Philology and Foreign Languages, Moscow State Pedagogical University, [email protected]

1 / 2015

Преподаватель ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.