Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ'

РОЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уроки ИЗО в школе / развитие эстетической культуры обучающихся / тематическое рисование / иллюстрации к литературным произведениям / художественно-образное мышление учащихся / раскрытие творческого потенциала школьников / приобщение к искусству / изобразительная деятельность / художественная идея / fine arts lessons at school / development of aesthetic culture of students / thematic drawing / illustrations to literary works / artistic and figurative thinking of students / revealing the creative potential of schoolchildren / introduction to art / visual arts activities / artistic idea

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева Зумат Сулеймановна, Койчуева Майя Адеевна

Авторами статьи рассматривается тематическое рисование как эффективное средство выражения школьниками своего восприятия предложенных сюжетов. Изучено иллюстрирование литературных произведений в аспекте отражения проблем художественного текста. Выявлена роль тематического рисования в развитии эстетической культуры личности учащихся на уроках ИЗО в школе. Обозначена важность знакомства учащихся с произведениями искусства достоянием человеческой цивилизации, которое позволяет школьникам постигать внутренний мир других людей, так как в художественном труде с особой выразительностью запечатлена сила человеческого духа. В качестве источников для творческих работ выбраны рассказ отечественного писателя, родоначальника русского экспрессионизма Л.Н. Андреева «Кусака» (1901) и зарубежного прозаика О. Генри «Дары волхвов» (1905), изучаемые на уроках литературы в 7 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of the article consider thematic drawing as an effective means for schoolchildren to express their perception of the proposed plots. The article studies the illustration of literary works in the aspect of reflecting the problems of the artistic text. The role of thematic drawing in the development of aesthetic culture of students' personality at the lessons of Fine Arts at school is revealed. The importance of acquaintance of pupils with works of art an asset of human civilization, which allows schoolchildren to comprehend the inner world of other people, as the power of the human spirit is captured with special expressiveness in artistic work. As sources for creative works we have chosen the story «Kusaka» (1901) by the Russian writer, the founder of Russian expressionism L.N. Andreev and «The Gifts of the Magi» (1905) by the foreign novelist O. Henry, which are studied at the lessons of literature in the 7th grade.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ»

школьного возраста должна опираться на специализированные программы и эффективные методы воспитательной работы, позволяющие помогать школьникам научиться справляться с агрессорами, повышать свою самооценку и развивать социальные и эмоциональные навыки, учить уважению к другим и к себе [9]. Такие программы способствуют развитию толерантности, дружбы и уважения в нашем обществе.

Правильно подобранные программы и методики помогут взрослым и учащимся найти выход из крайних ситуаций, избежать вредных негативных влияний, проявлять уважение друг к другу, формировать положительные отношения в классе.

Литература:

1. Андрианова, P.A. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / P.A. Андрианова, A.A. Шемшурин, В.А. Чернов, Е.И. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. -2021.-Т. 13,-№4.-С. 107-125

2. Баталов, Д.Р. Роль современных технологий в процессе профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста / Д.Р. Баталов // Культура и образование. - Москва, 2022. - № 4. - С. 123-131

3. Григорьева, Е.И. Профилактика девиантного поведения участников контркультурных подростковых объединений экстремистской направленности в условиях досуга / Е.И. Григорьева, В.В. Негин, М.Н. Солнцев // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития: материалы Междун. научн. конф. - СПб., 2019. - С. 274-278

4. Калинина, P.P. Психолого-педагогическая программа профилактики буллинга среди школьников / P.P. Калинина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 52. - С. 52-56

5. Олевская, И.А. Профилактика девиантного поведения подростков средствами коллективной творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ирина Александровна Олевская. - М., 2020. - 28 с.

6. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающегося в образовательной организации [Электронный ресурс] / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26304

7. Погодина, E.K. Формирование бесконфликтной образовательной среды: пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / Е.К. Погодина, В.В. Мартынова, Е.Л. Евдокимова. - Минск: Национальный институт образования, 2021. - 184 с.

8. Предотвращение насилия в образовательных организациях: информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций / [Л.А. Глазырина и др.]: под ред. Т.А. Епояна. -Барнаул, 2017. - 150 с.

9. Противодействие школьной травле. Комплексная межсекторная модель: итоговый пакет материалов // Авторский коллектив межрегионального проекта «Конструктор социальных практик НКО-2»; под ред. В.И. Кожарская. - Пермь, 2021.- 188 с.

10. Ткачева, Ю.В. Воспитательная среда школы: сущность и структура / Ю.В. Ткачева // Символ науки. - 2020. - № 3. - С. 87-90

Педагогика

УДК 372.874

кандидат педагогических наук, доцент Батчаева Зумат Сулеймановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); магистрант Койчуева Майя Адеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

РОЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ

Аннотация. Авторами статьи рассматривается тематическое рисование как эффективное средство выражения школьниками своего восприятия предложенных сюжетов. Изучено иллюстрирование литературных произведений в аспекте отражения проблем художественного текста. Выявлена роль тематического рисования в развитии эстетической культуры личности учащихся на уроках ИЗО в школе. Обозначена важность знакомства учащихся с произведениями искусства -достоянием человеческой цивилизации, которое позволяет школьникам постигать внутренний мир других людей, так как в художественном труде с особой выразительностью запечатлена сила человеческого духа. В качестве источников для творческих работ выбраны рассказ отечественного писателя, родоначальника русского экспрессионизма Л.Н. Андреева «Кусака» (1901) и зарубежного прозаика О. Генри «Дары волхвов» (1905), изучаемые на уроках литературы в 7 классе.

Ключевые слова: уроки ИЗО в школе, развитие эстетической культуры обучающихся, тематическое рисование, иллюстрации к литературным произведениям, художественно-образное мышление учащихся, раскрытие творческого потенциала школьников, приобщение к искусству, изобразительная деятельность, художественная идея.

Annotation. The authors of the article consider thematic drawing as an effective means for schoolchildren to express their perception of the proposed plots. The article studies the illustration of literary works in the aspect of reflecting the problems of the artistic text. The role of thematic drawing in the development of aesthetic culture of students' personality at the lessons of Fine Arts at school is revealed. The importance of acquaintance of pupils with works of art - an asset of human civilization, which allows schoolchildren to comprehend the inner world of other people, as the power of the human spirit is captured with special expressiveness in artistic work. As sources for creative works we have chosen the story «Kusaka» (1901) by the Russian writer, the founder of Russian expressionism L.N. Andreev and «The Gifts of the Magi» (1905) by the foreign novelist O. Henry, which are studied at the lessons of literature in the 7th grade.

Key words: fine arts lessons at school, development of aesthetic culture of students, thematic drawing, illustrations to literary works, artistic and figurative thinking of students, revealing the creative potential of schoolchildren, introduction to art, visual arts activities, artistic idea.

Введение. Проблема формирования и развития эстетической культуры личности достойна причисления к вечным вопросам педагогики в целом и дидактики в частности. Индивидуальный уровень эстетической культуры соотносится со становлением таланта человека, его врожденных творческих способностей, субъективными представлениями нравственно-эстетического идеала. Социальный уровень является отражением культурных аспектов различных сфер деятельности и

эстетических потребностей, предпочтений общества. Для формирования высококультурной личности необходимо привить верное понимание красоты в быту и природе, обучить бережно относиться к миру вокруг и ценить прекрасные явления действительности.

Эстетическое воспитание учащихся реализуется в процессе занятий ИЗО в школе. Педагогический потенциал уроков изобразительного искусства заключается в свободном, не оговоренном заранее и не ограниченном рамками творческом труде обучающихся. Рисование носит добровольный, созидательных характер и в результате оказывает положительное влияние на развитие эстетической культуры личности школьников.

Изложение основного материала статьи. Художественная деятельность на уроках ИЗО в школе способствует развитию художественно-образного мышления учащихся, по сути являющегося диалектическим и, соответственно, многомерным видением реалий жизни. Потому приобщение школьников к искусству, участие в различных видах художественной самодеятельности является неотъемлемым и ключевым компонентом становления эстетической культуры личности учащихся школ. Знакомство с произведениями искусства - достоянием человеческой цивилизации - позволяет обучающимся постигать внутренний мир других людей, так как в художественном труде с особой выразительностью запечатлена сила человеческого духа.

Развитие творческого потенциала личности выступает обязательным этапом на пути к дальнейшему самоутверждению школьника. И уроки рисования становятся своеобразной «территорией свободного выражения», где обучающиеся проявляют собственные склонности и стремления. Однако нелепо рассчитывать, что за один урок рисования в неделю преподаватель изобразительного искусства сумеет не только научить школьников отображать на бумаге окружающий мир с его многогранными событиями и явлениями, но и сможет сформировать у учащихся умение видеть прекрасное в, казалось бы, обыденных вещах. Уроки рисования в школе призваны дать представление обучающимся о видах и жанрах изобразительного искусства, композиции и ее законах, предмете и его изображении на плоскости, способах построения фигур, техниках и материалах рисования и проч.

Уроки ИЗО в школе предусмотрены в четырех видах: беседы об искусстве, рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование. Занятия повышают уровень зрительно-моторной координации, формируют эмоционально-образное мышление учащихся - обязательное условие интеллектуально развитой и духовно восприимчивой личности. Тематическим рисованием называют творческую работу на обозначенную сюжетную тему, выполненную с помощью любых художественных материалов по памяти или представлению с элементами проявления фантазии исполнителя. Чаще всего школьникам предлагают изобразить сказочные миры, исторические события, животный мир. Нами предлагается рисование по мотивам литературных произведений для развития эстетической культуры личности учащихся на уроках ИЗО в школе. В качестве источников выбраны рассказ отечественного писателя, родоначальника русского экспрессионизма Л.Н. Андреева «Кусака» (1901) и зарубежного прозаика О. Генри «Дары волхвов» (1905), изучаемые на уроках литературы в 7 классе. Ознакомимся с сюжетом первого художественного произведения - рассказом «Кусака».

Жила на улице бродячая собака. Приходилось ей тяжело: от теплых изб ее отгоняли сторожевые псы, дети на улицах метали в нее палки и камни, взрослые угрожающе свистели ей вслед. Никто бы не мог знать, чем и где она питалась, но, испуганная и затравленная, собака пряталась в большом саду на краю поселка, где в страхе и злобе зализывала свои раны.

Однажды к ней ласково обратился пропойца, шумно сопевший себе под нос о добрых людях и их намерениях. Но пока собака робко приближалась к нему, весело виляя хвостом, мысли мужчины унеслись ко всем тем обидам, что причинили ему добрые люди. И когда собака легла к его ногам на спинку, он с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого ботинка.

С того времени собачка перестала доверять людям и сторонилась всех. Она набрела на пустую дачу и поселилась под ее террасой. Зимними ночами она выскакивала к дороге и лаяла на прохожих и проезжающие коляски. А вернувшись под террасу, еще долго злобно рычала, гордая и довольная собой.

Весной дача огласилась громким говором и скрипом колес - приехали люди из города. Первой собака познакомилась с девушкой веселого нрава, беззаботно готовой принимать весь мир с его красками и чудесами. Собака подкралась и укусила ее за подол коричневого дорожного платья. Напуганная девушка предостерегла о злой кусаке дачников. Сначала от собаки хотели избавиться, но вскоре люди привыкли к ней и лаю по ночам.

Девушку гимназистку звали Леля, она приручила Кусачку, приласкала. Когда собака второй раз за жизнь перевернулась на спину, наверняка не уверенная в том, что снова не получит тумака в брюхо, Леля теплой и нежной ладонью погладила ее, весело хихикая и созывая детей взглянуть.

Живя с людьми Кусака преобразилась: длинная ее рыжая шерсть, будто выгоревшая и во многих местах сбитая в колтуны, потемнела и лоснилась, подобно атласу, исхудавшее тело приходило в норму. Неприученная проявлять свою любовь, собака научилась игриво кувыркаться, шаловливо вертеться вокруг себя, выражая свою благодарность. Со временем Кусака привыкла к отсутствию необходимости добывать себе пищу, потому как кухарка регулярно оставляла собаке объедки со стола. Она стала ленива и спокойна, перестала резвиться в саду с детьми, но ночами по-прежнему также ревностно охраняла покой дачников.

Осенью люди стали покидать поселок и возвращаться в города. Леля не хотела расставаться с Кусакой, но взять ее с собой не могла. Мать напомнила, что Догаевы предлагали им породистого щеночка. Внезапно явившиеся люди тревожили Кусаку, пока собирали вещи в телеги, и она пряталась до самого выхода во двор Лели в том самом коричневом дорожном платье. Девушка и собака отправились на шоссе. Погода навевала грусть, пейзаж, затянутый облаками, усугублял впечатление. Тихо проронив, что ей скучно, Леля развернулась и отправилась назад. Девушка вспомнила о том, что не простилась с Кусакой, уже на вокзале.

А собака долго металась по следам съехавших дачников, много времени она мокла под дождем в поисках знакомых людей. Вернувшись на дачу, она впервые заглянула в окно домика, но не увидела в нем никого. Надвигающийся мрак ночи не давал Кусаке сомневаться в том, что она осталась одна. И собака завыла. Она ровно и настойчиво, отчаянно и безнадежно

В учебнике литературы В.Я. Коровиной для 7 класса среди вопросов и заданий к рассказу Леонида Николаевича Андреева «Кусака» третий пункт звучит: «Если бы вам предложили подготовить иллюстрацию к рассказу, что бы вы на ней изобразили?» [3, С. 223]. В этой связи возможно использовать проблематику произведения в тематическом рисовании на уроке ИЗО. Произведя анализ рассказа, наиболее существенной определяется тема безнравственности человеческого общества, выявленная в проблеме моральной черствости людей и проблеме безответственного отношения к прирученным животным.

Трогательная и поучительная история бродячей собаки, вынужденной опасаться мира вокруг, заставляет учащихся задуматься над несправедливостью жизни. Кусака не выбирала родиться на улице, не желала быть объектом насмешек и пинков. Люди озлобленные и бескультурные не могут созидать прекрасное подле себя; они ожесточенно бросаются на слабого и беспомощного. Работы учащихся могут быть представлены рисунками девушки Лели и собаки Кусаки, воющей

на террасе в ночи Кусакой, веселыми играми детей дачников с Кусакой и др. Следует обратить внимание семиклассников на задачу - передать собственное впечатление о прочитанном рассказе.

Вторым предложенным для иллюстрирования на уроке ИЗО литературным произведением является новелла зарубежного писателя О. Генри (Уильям Сидни Портер) «Дары волхвов». Приведем краткий пересказ рассказа.

В меблированной квартирке за восемь долларов в неделю проживала молодая чета Диллингхем Юнг. Назавтра Рождество, а хозяйка дома Делла трижды пересчитывала один доллар восемьдесят семь центов на подарок мужу. Каждый цент достался девушке в спорах с бакалейщиками и мясниками. Но все равно сумма оказалась слишком недостойна ее супруга. Маленькая леди бросилась на старенькую кушетку в их бедном жилище и расплакалась. Немногим позже она встала у окна, наблюдая за гуляющей по забору серой кошкой. Внезапно Деллу осеняет мысль, и она торопливо распускает у узкого трюмо свои великолепные каштановые волосы. С минуту колеблясь, она нервно подбирает их обратно и, накинув на себя жакет и шляпку, мчится на улицу.

Делла останавливается у вывески о всевозможных изделиях из волос и взбегает на второй этаж. Она предлагает мадам купить ее волосы и получает за них двадцать долларов.

Следующие два часа девушка рыщет по городу в поисках подарка любимому мужу. И находит платиновую цепочку для часов Джима, принадлежавших его отцу и деду, - второе богатство семьи Диллингхем Юнг, кроме волос Деллы. Цепочка идеально подходит к золотым часам, и девушка, окрыленная и счастливая, возвращается домой.

В квартире она завивает оставшиеся после стрижки волосы в мелкие локончики, чтобы придать им относительно привлекательный вид. В семь вечера, сварив кофе и разогрев сковороду для бараньих котлет, девушка садится на край стола ближе ко входной двери, держа в ладошке подарок.

Дверь отворяется, и в комнату входит двадцатидвухлетний мужчина озабоченного вида, замерший в неподвижности при взгляде на Деллу. Девушка подскакивает к мужу и объясняет, что волосы она остригла и продала ради подарка для него. Ошарашенный супруг уточнил, действительно ли Делла срезала косы и, получив утвердительный ответ, Джеймс заключил жену в объятия, достал из кармана сверток и бросил на стол. Леди разворачивает обертку и находит набор восхитительных черепаховых гребней - два боковых и один задний, с камешками. Делла давно любовалась ими в витрине, но они стоили дорого. Девушка протянула любимому свой подарок, и драгоценный металл сиял ярче в лучах ее искренней радости. Но муж лег на кушетку, улыбнулся и пояснил, что им следует отложить пока подарки, потому что часы он продал ради гребней для нее. Наступило самое время для бараньих котлет.

Завершается история соотнесением даров волхвов в ночь рождения Иисуса и подарков двух влюбленных людей. И поистине, мудрейшими дарами обменялась чета Диллингхем, ведь они «пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами» [3, С. 352].

0. Генри автор светлого и доброго рассказа о настоящей любви, самозабвенной и чистой. О самом благородном и прекрасном чувстве человеческой натуры. Можно отрастить волосы, заработать на новые часы, но ощутить тепло любви в сердце, где ее нет, невозможно. Делла и Джеймс величайшие из мудрецов. Золото, ладан, смирна - три божественных дара волхвов, блекнут в тусклости своей надменной притязательности при сиянии великодушной и жертвенной, бескорыстной любви двух маленьких людей в мире большого города. Человек, вынужденный расстаться с самым ценным сокровищем, бывает страшно расстроен, подавлен. Но герои новеллы О. Генри счастливы возможности доставить радость дорогому ближнему. Их подаркам есть цена, но поступки мужа и жены Диллингхем Юнг бесценны.

В рамках проблематики «Даров волхвов» учащимся на уроке ИЗО можно предложить тематическое рисование в нескольких жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт) как в живописи, так и в графике. Портрет может быть представлен изображениями главных героев произведения - Деллы и Джеймса. Пейзаж городского типа вполне отразится в виде из окна бедной квартирки Диллингхемов. Натюрморт красноречиво представят один доллар и восемьдесят семь центов сбережений Деллы, или подарки супругов друг другу: набор гребней и платиновая цепочка. Учителю важно помочь учащимся выявить наиболее характерные художественные детали в новелле, создающие общее впечатление о произведении. Педагог должен обратить внимание школьников на преобладающий серый цвет в описании обстановки жилища молодой семьи, города за окном и бродячей кошки, за которой наблюдает Делла. Противоположным теплым цветом окрашены прекрасные волосы девушки и золотые часы Джима. По итогу урока желательно провести выставку работ-иллюстраций учащихся к произведению О. Генри и выделить особо удачные рисунки.

Выводы. Прекрасное, не всегда в рамках трезвого рационализма, доступно во всей своей чарующей прелести личности, у которой развита нравственная культура и сформировано не частично, но основательно благоговейное отношение ко всему живому, а также ценностное понимание любви, красоты. Учитель изобразительного искусства в школе не просто учит детей рисовать, но и способен благотворно влиять на развитие эстетической культуры обучающихся методами художественного труда. Тематическое рисование выступает эффективным средством выражения школьниками своего восприятия предложенных сюжетов. Иллюстрирование литературных произведений в аспекте отражения проблем художественного текста имеет дидактический и нравоучительный характер: в процессе тематического рисования учащиеся вдумчиво изучают тему, выявляют наиболее существенные элементы сюжетных линий и наглядно демонстрируют свое видение нравственно-этических проблем в произведении.

Литература:

1. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. -Минск: Народная асвета, 1988. - 128 с.

2. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой. - Москва: Педагогика, 1991136 с.

3. Литература: 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. В.Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2000. - 428 с.

4. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.