Научная статья на тему 'Технология интегрированного обучения как средство обогащения духовно-нравственного опыта ученика'

Технология интегрированного обучения как средство обогащения духовно-нравственного опыта ученика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
293
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ СМЫСЛОВ ТЕКСТА / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION TECHNOLOGY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDYING READING / UNDERSTANDING THE MEANING OF THE TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Талалай Александр Анатольевич

В статье рассматривается практический аспект применения технологии интегрированного обучения, описана структура межпредметной интеграции, а также отдельные этапы ее использования при обучении школьников смысловому чтению в рамках внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF INTEGRATED TRAINING AS A MEANS OF STUDENT’S CONCENTRATION OF SPIRITUAL AND MORAL EXPERIENCE

The article discusses the practical aspects of integrated education technology, described the structure of interdisciplinary integration, as well as separate stages of its use in teaching pupils to read semantic within extracurricular activities

Текст научной работы на тему «Технология интегрированного обучения как средство обогащения духовно-нравственного опыта ученика»

дя из меняющихся условий. Таким образом, рефлексия в деятельности сотрудника правоохранительных органов носит контрольной и конструктивной характер, по утверждению психологов.

Доказав, что профессиональная рефлексия составляет сущность профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, так как связана с профессиональным самосознанием, аналитическими умениями, профессиональным общением, самообразовательной деятельностью, творчеством для нас важно рассмотреть возможность ее развития у сотрудников правоохранительных органов.

Итак, признание значимости рефлексии в профессиональной деятельности сотрудников ОВД ставит в ряд особо актуальных задач ее развитие, а также поиск и апробацию условий, способствующих развитию рефлексивной деятельности в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аврутин, Ю.Е. Аналитическая работа в органах внутренних дел. Организация, методика, техника: учебно-методическое пособие / Ю.Е. Аврутин. - СПб.: СПб. ВШ МВД России, 1996. -

2. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева // Современная дидактика: теория-практике. - М., 1994. - С.153-175.

3. Кочеров Ю. Н. Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2. - С.64-66.

4. Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. - 2012. - № 1. - С. 2 - 7.

5. Стеценко, В. В. Психологический особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: рефлексивный аспект // Вестник Таганрогского института им.А.П. Чехова. - 2016. - №1. - С. 104-107.

А.А. Талалай

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА УЧЕНИКА

Аннотация. В статье рассматривается практический аспект применения технологии интегрированного обучения, описана структура межпредметной интеграции, а также отдельные этапы ее использования при обучении школьников смысловому чтению в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: технология межпредметной интеграции, внеурочная деятельность, изучающее чтение, понимание смыслов текста.

A.A. Talalay

TECHNOLOGY OF INTEGRATED TRAINING AS A MEANS OF STUDENT'S CONCENTRATION OF SPIRITUAL AND MORAL EXPERIENCE

Annotation. The article discusses the practical aspects of integrated education technology, described the structure of interdisciplinary integration, as well as separate stages of its use in teaching pupils to read semantic within extracurricular activities.

Keywords: interdisciplinary integration technology, extracurricular activities, studying reading, understanding the meaning of the text.

Цель проекта - показ технологических этапов межпредметной интеграции в рамках внеурочной деятельности как средства оптимизации обучения согласно требованиям ФГОС. Интеграции в рамках внеурочной деятельности способствует:

• повышению мотивации обучения;

• формированию целостного представление о научной картине мира;

• развитию УУД (универсальных учебных действий): находить общее в различных предметных областях внеурочной деятельности;

• обогащению эстетического восприятия, воображения обучающихся;

• увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяющих вовлечь каждого обучающегося в активную работу на каждой минуте урока и проявить творческий подход к выполнению учебного задания.

В проекте актуализированы следующие приемы межпредметной интеграции:

• смысловое чтение - путь к пониманию текстов духовно-нравственного содержания;

• музыкальное оформление занятия (слушание или фоновое звучание музыкального произведения);

• музыкальный камертон (подбор или сочинение мелодии к стихам, картинам, рисование картин, отражающих смыслы объектов изучения или настроение учащихся, танцевальные движения под звучащую музыку и проч.);

• прикладная творческая деятельность: коллективный, групповой или индивидуальный ручной труд (изготовление подарков, макетов и проч.).

Цели (познавательные, практические, развивающие):

• развивать умение находить и графически обозначать ключевую информацию в соответствии с алгоритмом;

• научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения, то есть устанавливать диалог с автором с целью адекватного понимания текста и создания его читательской интерпретации;

• формировать внимания обучающихся к языку и особенностям текста определенного стиля и типа речи;

• развивать читательские умения: способность сопоставлять, сравнивать, находить аналогию и обобщать;

• воспитывать у обучающихся чувство прекрасного на основе анализа образцов различных видов искусств;

• способствовать развитию самостоятельности мышления, креативности. Оборудование: моноблок (компьютер, ноутбук), проектор, интерактивная доска (экран).

Тип урока: интегрированный (курсы внеурочной деятельности: «Смысловое чтение»; «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Очумелые ручки» - музыка и технология); закрепление материала - урок совершенствования умений и навыков смыслового чтения. Технология: межпредметная интеграция в рамках одного урока. Наглядность: 1) алгоритм работы с текстом (для каждого ученика);

2) текст для чтения и тематическая подборка стихов (два варианта);

3) мультимедийная презентация к уроку.

Ход проекта:

I. Организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке. (Примечание. Актуализация лингвистических знаний и умений: учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом, а результатом ответов на вопрос должно стать понимание авторского смысла).

Проблемный вопрос из текста письма Д.С. Лихачева «Самое большое»: «А в чем самая большая цель жизни?».

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока. (Примечание. Опора на технологию формирования правильного типа читательской деятельности (по Р.Н. Бунееву). Рассмотрим технологию смыслового чтения на примере внеурочной деятельности учащихся 5-х классов).

Обучающиеся входили в аудиторию под музыку П.И. Чайковского из альбома «Времена года», «Декабрь» с видеорядом (опора технологию интегрированного обучения на занятиях внеурочной деятельностью).

Музыка всегда создает определенное настроение, связана с темой урока. (Примечание. Этот приём входит в технологическую карту интегрированного урока).

Действительно, ребята, такое начало занятия способствует созданию определённого душевного настроя на содержание работы. Необходимо вспомнить, какие традиционные понятия связаны, ассоциируются в нашем сознании с праздником Рождества?

III. Практическая работа над содержанием произведения/текста по алгоритму (работа в группах).

Лейтмотивом деятельности является поиск основного смысла текстов. Мы продолжим работу с текстом письма Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Самое большое» - продемонстрируем этап изучающего чтения. (Примечание. Ознакомительное домашнее чтение состоялось накануне). Предложены варианты тематической подборки стихов - тема «Рождество». Ребята работают самостоятельно по предложенному алгоритму, чтобы совершенствовать некоторые приемы работы с текстом.

Рабочие инструменты - текстовыделитель, ручка.

• Чтобы правильно воспринимать текст, необходимо сказать несколько слов о личности автора текста Д.С. Лихачеве. (Примечание. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью. Работа с текстом до чтения направлена на развитие антиципации, т.е. умения предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, фамилии автора (См. «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев [1]).

• Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 - 1999 г.г.) - известный во всем мире советский ученый, академик, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, филолог, искусствовед,

почетный член многих зарубежных академий. Автор фундаментальных трудов, посвящён-ных истории русской литературы. В своей книге «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич делится опытом прожитой жизни, даёт советы, рассуждает, беседует со своим читателем о практически всех сторонах жизни, о красоте души человеческой и красоте окружающего мира.

Технология проблемного диалога. Подводящий от проблемы диалог с обучающимися (примерные вопросы).

- Что человек обычно ожидает от письма?

- Предполагали ли вы, о чем будет содержания письма?

- Какие вопросы до чтения у вас возникли?

Комментарий учителя. Этап ознакомительного чтения уже пройден в домашних условиях, сейчас мы займемся изучающим чтением, которое, напомню, предполагает полное и точное понимание всех смыслов текста. (Примечание. Дети работают с текстом письма. Сверхзадача - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом). Этап актуализации умений.

Программа смыслового чтения на практике знакомит с

1) различными видами чтения,

2) смысловыми акцентами выразительного чтения (составление партитуры выразительного чтения),

3) смысловое чтение текстов различных типов речи,

4) композиционным рисунком текстов различных типов,

5) лингвостилистическим анализом текста (как-то: речевая ситуация, функциональный стиль текста, тип речи, связь текста),

6) выделяем главную информацию текста и осмысливаем способы ее оформления, как правило, мы имеем дело с текстами не художественного стиля.

Для развития умения изучающего чтения в качестве дидактического материала используются отобранные тексты и специальные лингвистические задания, а именно: прочитать, определить количество частей в тексте, поставить вопрос к каждой части, составить план. Задания на чтение, понимание основной мысли текста и соотнесение ее с темой или центральной проблемой урока, вычленение из текста новой информации, формулирование главной мысли. Нам предстоит прочитать текст публицистического стиля.

Задача этого стиля - передача общественно значимой информации с целью воздействие на читателя, слушателя. Значит, первый вопрос перед нами такой: «В чем хочет убедить нас автор?»

(Примечание. Введение в тему, запись темы и ключевых вопросов на доске и в тетрадях. Внимание на слайд презентации).

Мы работаем с текстом письма Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Самое большое», чтобы совершенствовать основные приемы смыслового чтения. Этап изучающего чтения имеет свои цели. (См. алгоритм для обучающего).

1. Выделения темы.

2. Частичный лингвостилистический анализ текста.

Что мы можем сказать о типе речи и композиции текста?

1) это рассуждение;

2) композиционная схема текста выглядит так: тема - тезис - микротезис - доказательство-объяснение - микровывод - вывод.

3. Составление плана текста - цитатное оглавление микротем:

1) В чем цель жизни?

2) Ребенок любит родных, расширяясь, привязанности распространяются на всю страну;

3) Большая цель добра начинается с малого;

4) Любовь должна быть умной, а не слепой;

5) Мудрость - это ум, соединенный с добротой, она открыта и надежна;

6) Общее в принципах... - в большом и малом - верность правде - это вывод [1]

4. Выделить ключевые слова/словосочетания микротем. Контроль - смотри на

слайд:

1) самая большая цель жизни - увеличивать добро в окружающем нас - добро это счастье всех людей - оно слагается из многого - можно и в мелочи сделать добро, но мелочь и крупное нельзя разделять - многое начинается с мелочей, зарождается в детстве;

2) ребенок любит свою семью... расширяясь, ... привязанности распространяются на ... всю ... страну - это глубокое чувство. - надо любить в человеке человека;

3) большая цель добра начинается с малого - расширяясь, как круги на воде - любовь и дружба... обретают новые силы;

4) любовь должна быть умной - она должна бороться с недостатками - она должна быть соединена с мудростью - не должна быть слепой;

5) мудрость - это ум, соединенный с добротой - мудрость открыта и надежна... приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье... спокойную совесть;

6) общее - верность большим принципам - в большом и малом - верность правде: правде-истине и правде-справедливости. [1]. (Последняя микротема - вывод).

5. Хочу подчеркнуть важный этап работы - контроль понимания текста - вопросы к тексту, т.е. диалог с текстом. (Примечание. В первом предложении последней микротемы изъята часть предложения и поставлен учителем вопросительный знак). Задача: «выразить ... общее - верность ... большим принципам», назвав три самые важные положения текста.

Ответ на ключевой вопрос с опорой на текст (вывод): как «увеличивать добро в окружающем нас?» [1]. Примерные ответы:

1) «Большая цель добра начинается с малого»;

2) «Любовь ... должна быть умной;

3) «Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье. спокойную совесть» -

контроль понимания: осмысление итогового вопроса текста. [1].

6. Наблюдение над языком. Важное и перспективное общеучебное умение (УУД) -сжатый пересказ текста с опорой на ключевые слова, характерные для функционального стиля обороты речи.

7. Ребята озвучивают идею текста одним предложением:

« Цель жизни - увеличивать добро, даря счастье всем людям вокруг».

Можно ли подобрать варианты фразеологизмов, пословиц или поговорок, которые наиболее выразительно и точно по смыслу передают идею текста?

Варианты ответов:

1) Кинь добро назади, очутится впереди;

2) Худо тому, кто не делает добра никому;

3) Не дорог подарок - дорога любовь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Где подарки, там и отдарки;

5) Доброе слово дом построит и т.п.

Вопросы учителя.

Ребята, какие повторяющиеся (ключевые) корни вам здесь встретились?

Мы еще раз вспомним, какой праздник не так давно отмечал православный христианский мир? ( Рождество).

Какая традиция существует и неразрывно связана с этим светлым праздником?

Если говорить о подарках, то необходимо вспомнить об истории возникновения этой традиции.

В чем особенная ценность этих Рождественских даров?

8. Вместо выразительного чтения текста (микротемы) в качестве контроля смыслового чтения (с опорой на партитуру выразительного чтения) ребята выбирают из тематической подборки стихотворений одно для выразительного, осмысленного чтения с верным логическим и эмоциональным интонированием, желательно объяснить свое предпочтение.

Определите, какое стихотворение, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает тему нашего урока.

Какова общая тональность стихотворений? (Мажорная, жизнеутверждающая, радостная).

Встретились ли ключевые слова темы в стихотворениях? Назовите.

Какое физическое ощущение, на Ваш взгляд, передают стихи? (Свет и тепло).

Какое стихотворение ближе к рассуждению как типу речи? (И. Бродский стихотворение «Не важно, что было вокруг, и не важно.», потому что здесь есть узнаваемые элементы рассуждения: «во-первых», «во-вторых», «главное», кстати, есть лексическая перекличка с письмом Д.С. Лихачева: антонимы «большое и малое»).

Этап выразительного чтения стихотворения по желанию учащихся, но обязательно с личной оценкой его достоинств... (Примечание. Дети работают в группах. Даны два варианта подборки стихотворений: В. Берестов «В день рождения Христа», И. Гриневская «Звезда», А.Блок «Три светлых царя из восточной страны», И. Бродский «Не важно, что было вокруг, и не важно», а также общее для обоих вариантов стихотворение Льва Мея «То были времена чудес»).

(Примечание. Тематическая словарная работа в помощь учителю. Объяснение и уточнение значений слов ведется по ходу чтения лирики, а слово толкуется в контексте).

Ангел, -а, мужской род

1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А. -хранитель кого-чей-нибудь (оберегающий данного человека ангел или святой, имя которого человек носит, а также переносное значение: вообще тот, кто защищает, оберегает кого-нибудь). Падший а. (изгнанный из рая; также переносное значение: о грешнике). А. смерти (являющийся за душой умирающего). А. помогает, а бес подстрекает (пословица).

2. Переносное значение. О человеке как воплощении красоты, доброты. А. кротости, чистоты, невинности.

3. Обычно в сочет. с местоимениями «мой», «наш». Ласковое обращение (устар. разговорное). Прощайте, а. мой. День ангела — то же, что именины. Поздравить с днём ангела. Подарок в день ангела. Поздравить с ангелом — с днём ангела. Ангела из терпения выведет кто (разговорное) - очень раздражает, надоедает кто-нибудь. Тихий ангел пролетел — о наступившем молчании, тишине. Не ангел кто (разговорное неодобрительное) — о том, кто не отличается добротой, положительными качествами. Муж у неё далеко не а. уменьшительное - ангелочек, -чка, мужской род (к 1 знач.; ангел-дитя), ангелок, -лка, мужской род (к 1 знач.; устарелое — обычно об изображении маленького ангела) и ангельчик, -а, мужской род (к 3 знач.;устар.).прилагательное ангельский, -ая, -ое (к 1 знач.). А. глас. А. лик (хор ангелов). А. чин (одна из ступеней иерархии, образующих триаду, или ангельский лик). (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Вифлеем - одна из провинций Палестинской автономии.

Волхвы

1. Служители языческого дохристианского культа, звездочеты, чародеи, предсказатели.

2. Трое царей-мудрецов, пришедших поклониться младенцу Иисусу Христу. Они узнали о его рождении по появлению звезды, которая чудесным образом привела их к Иисусу. (Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинский, М.: Советская Энциклопедия, 1991).

Иосиф - в христианских предствлениях юридический супруг Марии и хранитель ее девственности, юридический отец, кормилец и воспитатель Иисуса Христа в его детские и отроческие годы. Евангельское повествование сообщает, что он был прямым потомком династии Давида (Новый завет, Евангелие от Матфея 1, 1-16. (Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинский, М.: Советская Энциклопедия, 1991).

Искупление - жертвоприношение богам с целью загладить нанесенные им обиды и оскорбления (Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинский М.:, Советская Энциклопедия, 1991).

Крестьянин -а, мм. -яне, -ян, мужской род. Сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Светлица -ы, женский род. В старину: светлая парадная комната в доме.

Справиться, -влюсь, -вишься; сов., о ком-чем. Навести справку о ком-чём-н., осведомиться. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Палестина - историческая область на Ближнем Востоке.

Пророк - избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории - прошедшее, настоящее и будущее. (Словарь С.И. Ожегова).

Христос. Вошедшее в некоторые выражения имя Иисуса Христа, культ которого лежит в основе христианства. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Эдем - райский сад в Библии (книга Бытия), место первоначального обитания людей

Ясли - кормушка для скота, наклонно прикрепленная к стене или в виде сужающегося книзу ящика. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Глас вопиющего в пустыне. Напрасный, никем не услышанный призыв к чему-то. Выражение из Библии (Исаия. 40:3; Матфей. 3:3; Марк.1:3; Иоанн. 1:23) (Крылатые слова и выражения. Толковый словарь/Автор-составитель А. Кирсанова. - М.: Мартин, 2011).

9. Актуален прием создания ассоциативного ряда. Например:

1) устное словесное рисование воображаемой картины в соответствии с тематикой текста;

2) коллективное написание синквейна;

3) возможны ассоциации, связанные с живописью (картины, образы и т.д.), наконец, свой рисунок по теме;

4) ассоциация с музыкальным произведением - подбор «музыкального камертона»;

5) в качестве примера проявим ассоциативную связь темы «Рождество» с произведением художественной литературы, близким по тематике.

Варианты ответа? (О. Генри «Дары волхвов»).

Назовите героев произведения. (Это молодые супруги Джим и Делла).

Что подарили они друг другу? (Платиновая цепочка для золотых карманных часов Джима и набор черепаховых гребней для «каштанового водопада» волос Деллы).

10. В формате внеурочной деятельности переходим к продуктивному этапу урока. Анализ стихотворений русских поэтов с точки зрения лексики: есть ли слова, которые связывают нас с темой «музыка»? Назовите. Это следующие словосочетания и предложение: «звездный хоровод», «песнь хвалебную Эдема», «три светлых царя распевали». А возможно ли подобрать музыку к какому-либо стихотворению?

(Примечание. Этот приём имеет варианты: на предложенную мелодию ребята могут сочинять стихи, подобрать музыку, отражающую настроение поэта во время создания стихотворения, подобрать музыку к картине, ребята могут сами нарисовать картину, в том числе и коллективную, иллюстрирующую музыкальное произведение и проч.).

11. Дети исполняют а капелла стихотворение по выбору. (Примечание. Работа в группах или индивидуально, например, дети исполнили стихотворение И. Гриневской «Звезда» на мотив песни «Крылатые качели»; слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова из к/ф Приключения Электроника).

12. Обучающиеся пишут текст для рождественских открыток (работа в парах), слушают музыкальный образец на стихи Льва Мея.

(Примечание. Дети делают подарки, а именно: свои пожелания, оформленные как письмо. Лучшие варианты писем дети зачитывают. Оцениваются: соответствие теме, жанру, богатство языка, соблюдение норм речевого этикета, оригинальность).

IV. Подведение итогов урока.

Проблемный вопрос звучал так:

«А в чем самая большая цель жизни?»

Автор хотел убедить нас, что.

Вывод.

Автор нас красноречиво убедил в том, что настоящее, большое счастье и цель, достойная человека, - это возможность жить для общества, быть полезным, оказывать помощь окружающим людям, то есть делать добро по зову сердца, искренне и от души.

Подбор ключевых слов урока (запись в тетради, внимание на слайд презентации).

«...Цель жизни - увеличивать добро - добро это счастье всех людей», «большая цель добра начинается с малого», «любовь должна быть умной», «мудрость - это ум, соединенный с добротой», «общее - верность большим принципам - верность правде», «Кинь добро назади, очутится впереди», «Рождество - Рождественская звезда - «времена чудес».

(Примечание. Рефлексия - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом, выделив ключевые словосочетания темы. Верно ли мы поняли авторский замысел?). Читает учитель или учащиеся по микротемам.

«В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутреннекрасив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. ... Я стремлюсь к другому - к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры», - пишет Д.С. Лихачев.

У каждого человека может быть своя цель существования, пишет автор, но «цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание». Цель должна сочетаться с принципами. Главное правило: «надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». (Письмо пятое «В чем смысл жизни» [1]).

«Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!» (Письмо шестое «Цель и самооценка» [1]).

(Примечание. Комментарии обучающихся с оценкой своего восприятия правильности интерпретации смыслов текста письма Д.С. Лихачева).

Итоговые вопросы учителя в режиме диалога.

Какая новая для тебя информация обнаружена в тексте в процессе «медленного» чтения?

- Что нового открыли? Узнали?

- Чему научились?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

Работа в нашей творческой лаборатории закончилась. Мы все прикоснулись к важной духовной теме и, надеюсь, ощутили тепло и свет взаимной доброты. Мне кажется, что время нашего общения, говоря словами О. Генри, «пролетело на розовых крыльях» - так всегда пролетает время, когда один человек готовит другому подарок от души... Процитирую два предложения из рассказа О. Генри «Дары волхвов»: «Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду (а по-нашему традицию) делать рождественские подарки». Эти слова как нельзя лучше, на мой взгляд, композиционно смыкаются с ключевыми словами письма Д.С. Лихачева: «Мудрость - это ум, соединённый с добротой», народная мудрость утверждает: «Где доброе слово скажется, там и добро окажется».

Подводя итог уроку, хочется вспомнить слова нашего великого писателя-земляка А.П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

V. Творческие домашние задания (на выбор учащихся) с комментарием учителя:

1) Рождественская открытка своими руками;

2) нарисовать иллюстрации по теме «Рождество»;

3) устное словесное рисование картины Рождества;

4) подбор музыкального ряда: ребята, определите, в каком из стихотворений чувствуется музыкальный потенциал, выберите из предложенных вам стихотворений наиболее музыкальное и попробуйте соединить с известной или сочинённой вами мелодией: подобрать или сочинить музыку, исполнить а капелла текст стихотворения. (Примечание. Работать можно в группах или индивидуально. На следующем уроке мы проанализируем выполненную работу, обращая внимание на ее качество: совпал ли размер стиха в музыкальным ритмом, соответствует ли музыкальный рисунок словесному);

5) написать сочинение-рассуждение с опорой на текст письма Д. С. Лихачева на одну из тем: «Большая цель добра начинается с малого» [1], «Кинь добро назади, очутится впереди».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.

И.А.Терских

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ

Аннотация. В данной статье затронуты теоретические аспекты педагогической терминологии как системы лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике образования, на примере развития русской педагогической терминологии XVIII века, сформировавшей новые стили и жанры в педагогике и заложившей основы современной педагогической лексики.

Ключевые слова: педагогическая терминология, дидактические термины, общепедагогические термины, педагогическая лексика.

I.A. Terskih

DEVELOPMENT OF RUSSIAN PEDAGOGICAL TERMINOLOGY IN THE XVIII CENTURY

Abstract. The offered paper considers the theoretical aspects of pedagogical terminology are analyzed. Pedagogical terminology is considered as a system of vocabulary resources and names which are used in theory and practicing of education. The development of the Russian pedagogical terminology in the 18th century, expansion of pedagogical, formulation of new styles and genres in pedagogy are analyzed.

Keywords: pedagogical terminology, didactic terms, all-pedagogical terms, pedagogical vocabulary.

Актуальность нашего исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых: формирование педагогических понятий у студентов возможно только при условии овладения ими научно-педагогической терминологией. Во-вторых, к сожалению, в некоторых научных публикациях, периодической педагогической печати имеет место неправильное использование педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.