Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

344
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каримова Альбина Ренатовна, Рахманова Алсу Рамилевна

Данная статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у подростков посредством телевидения. Были проанализированы книги с научной литературы и интернет - ресурсами, что помогло определить ключевые понятия исследования (например, «телевидение», «средства массовой информации», «духовно-нравственное воспитание»). В работе приведен опрос, в котором приняли участие ученики средней школы, 8 - 9 классов. Результаты данного эксперимента были проанализированы, они помогли сформировать представление о роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей у подростков. На основе анализов ответов опроса и использованной литературы был определен вывод данной исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TELEVISION IN THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG ADOLESCENTS

This article is devoted to the problem of the formation of spiritual and moral values in adolescents through television. Books from scientific literature and Internet resources were analyzed, which helped to identify the key concepts of the study (for example, "television", "mass media", "spiritual and moral education"). The paper presents a survey in which students of secondary school, grades 8-9 took part. The results of this experiment were analyzed, they helped to form an idea of the role of television in the formation of spiritual and moral values in adolescents. Based on the analysis of the survey responses and the literature used, the conclusion of this research work was determined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.034

Каримова Альбина Ренатовна Karimova Albina Renatovna

Студент Student

Рахманова Алсу Рамилевна Rakhmanova Alsu Ramilevna Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Елабужский институт Казанского Федерального университета Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University

РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

THE ROLE OF TELEVISION IN THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG ADOLESCENTS

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у подростков посредством телевидения. Были проанализированы книги с научной литературы и интернет - ресурсами, что помогло определить ключевые понятия исследования (например, «телевидение», «средства массовой информации», «духовно-нравственное воспитание»). В работе приведен опрос, в котором приняли участие ученики средней школы, 8-9 классов. Результаты данного эксперимента были проанализированы, они помогли сформировать представление о роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей у подростков. На основе анализов ответов опроса и использованной литературы был определен вывод данной исследовательской работы.

Abstract: This article is devoted to the problem of the formation of spiritual and moral values in adolescents through television. Books from scientific literature and Internet resources were analyzed, which helped to identify the key concepts of the study (for example, "television", "mass media", "spiritual and moral education"). The paper presents a survey in which students of secondary school, grades 8-9 took part. The results of this experiment were analyzed, they helped to form an idea of the role of television in the formation of spiritual and moral values in adolescents. Based on the

analysis of the survey responses and the literature used, the conclusion of this research work was determined.

Ключевые слова: Телевидение, средства массовой информации, духовно-нравственное воспитание, влияние телевидения, подростки, опрос.

Key words: Television, mass media, spiritual and moral education, influence of television, teenagers, survey.

Природой была заложена потребность в получении и передачи информации. Это поспособствовало «рождению» такого явления как журналистика, ведь первородной ее функция - «удовлетворять информационные (новостные) запросы всё усложняющегося общества»[5].

На сегодняшний день эта функция делит свое место с развлекательной, цель которой заключается в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия[10].

Современное поколение все реже прибегают к телевидению, с целью расширить свой кругозор, предпочитая гаджеты в качестве получения информации.

Исходя из этого, возникла идея исследования. Главной целью, которого стало выяснение актуальности телевидения среди подростков, определения их предпочтения в просмотре передач - все это должно помочь сформировать выводы по данной проблеме.

Л.А. Григорович дал следующее определение нравственности: «Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [ 2, с. 104]. Отметим, что это непрерывный процесс, который начинается с рождения и идет рука об руку с человеком на протяжении всей его жизни.

По мнению отечественного психолога А.В.Зосимовский, первый этап охватывает младенчество и раннее детство - этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.

Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу" причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

С дошкольным периодом (от 3-4 до 6-7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного

сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения у ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, которые способствуют формированию ребенка как личности, различны. Так, например, основа закладывается в семье, затем дошкольник с имеющимися знаниями, умениями, навыками и нормами отправляется в детский сад, где он дополучает то, чего недодали дома. И уже, будучи в школе, на него идет воздействие через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Отсюда, возникает такой термин как социальный институт. Социальный институт (лат. ^ШШит установление, учреждение) - исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций[7].

Основной задачей социальных институтов является нормализация функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Их выделяют по каждой сфере жизни общества:

- политические - власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.;

- экономические - собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.;

- институты родства - брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.;

- институты образования и культуры - образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации;

- духовные или религиозные институты - религия, церковь, вера, культ и др.

СМИ оказывает на человека влияние.

С точки зрения социологии, СМИ - это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения. СМИ - мощнейшее политическое оружие, мы попытаемся рассмотреть его с точки зрения рычага воспитания подростков.

В настоящее время СМИ - печать, радио, кино, телевидение, компьютер. Интернет - является одним из самых мощных факторов социализации, то есть человек становится зависимым от подобного рода источника информации. Ребенок с пеленок оказывается в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, а это включают все виды средств массовой информации, которые функционируют в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов.

Важно, чтобы информация, которая поступает зрителю, не наносила какого - либо вреда, или не оказывала какое-либо негативное влияние, она, информация, должна расширять кругозор человека, обогащать его внутренний мир. Именно, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, рекламы, что в свою очередь воспитывает в подростках агрессию, жесткость. Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во

многом тем, что в отличие от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки.

В ходе небольшого опроса было выявлено, что одним из самых большим плюсом телевидения является общеобразовательная информация, благодаря ей зритель расширяет свой кругозор. Наличие огромного количества телеканалов, сетка которых наполнена передачами, например о животных, технике, ремонте, а также новости - они держат аудиторию осведомленной в определенных ситуациях.

Немаловажным преимуществом телевидения является бесплатное кино и сериалы. В погоне за большими рейтингами, телеканалы покупают лицензию на премьеру свежих фильмов и сериалов. Это играет на руку фанатам этой продукции, поскольку всегда хочется посмотреть премьеру абсолютно бесплатно и у себя дома.

Один из самых очевидных достоинств телевидения является развлечение. Передачи развлекательного характера заполонили современное ТВ - это один из самых популярных видов передач. Все любят посмеяться от души и приятно провести время. В дальнейшем появляется возможность поделиться и обсудить с друзьями шутки, которые услышали в любимой телепередачи. Конечно же, стоит не забывать и о музыкальных каналах, на которых можно послушать музыкальные новинки, попеть как в караоке и потанцевать.

Наличие своего собственного продукта в сетке телевещания является огромнейшим плюсом для аудитории. Некоторые телеканалы постоянно выпускают что-то новое и интересное, чем и заслуживают место во многих популярных интернет-ресурсах.

Из минусов опрашиваемые выделили - «промывка мозгов». Новости могут быть, как и правдивыми, так и нести дезинформационный характер для населения. При том, настолько

сильно убеждают людей в чем-либо, что значительно отводит их сознание от реалий нашего мира. «Промывка мозгов» — этот термин используют часто люди, которые добровольно отказались от просмотра ТВ. Также в роли обмана могут участвовать передачи шарлатанов, заставляющие отдавать деньги доверчивым людям.

Насилие - один из больших минусов телевидения. К большому сожалению, руководство большинства телекомпаний не следят за огромным количеством транслируемого ими материала. Таким образом, в эфир часто выходит неприемлемые кадры, это может быть шок контент, насилие, нецензурная информация.

Одно из самых незначимых отрицательных факторов - порча зрения. Ведь о нем вспоминают в последнюю очередь. Учёные доказали, что влияние телевизора на зрение, очень велико. В подростковом возрасте это вызывает развитие близорукости. Причиной тому, что дети садятся как можно ближе к «голубому экрану». Также на это влияет продолжительность просмотра, так как зрение находится в постоянном напряжении.

В тележурналистике выделяют информационные (информационное сообщение (заметка), интервью, репортаж, телевизионный отчет, обзор печати), аналитические (корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение) и документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими) (очерк, документальный фильм и др).

В исследовании были выявлены актуальность телевидения и предпочтении подростков в просмотре телепередач. Участниками

эксперимента стали ученики средней

Вы смотрите телевизор?

|>ИС

35% "Да

я нет

52%

■ редко

13%

школы, 8 - 9 классы, в количестве 31 человека.

Самым часто выбираемым ответом на вопрос «вы смотрите телевизор?» стал вариант - «редко», 52% (см. рис. 1). Это говорит о том, что телевидение продолжает пользоваться популярностью среди подростков. 35 % отметили, что просмотр телеканалов - обыденное дело, что заставляет задаться вопросом «сколько времени они проводят за просмотром телевизора?». 13% заявили - не смотрят телевизор, а это значит, что они проводят свое свободное время за другим занятием.

Важно обратить внимание на то, сколько времени подростки

проводят за просмотром телевизора, оттуда возник вопрос - «Если "да", то, сколько времени Вы проводите за просмотром телевизора?». Были предложены следующие ответы: «час», «2-3 часа», «4-5 часов», а также ответ «другое» (который подразумевал возможность участнику опроса написать свой вариант ответа).

Проанализировав ответы, можно сказать следующее (рис.2): популярным ответом у подростков был ответ «час» (32% от числа опрашиваемых) и «полчаса» (25%).Данная диаграмма показывает -опрашиваемые четко контролируют просмотр телевизора, что в принципе не вредит их здоровью, поскольку согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) старшим школьникам сидеть у экрана разрешено 1-3 часа в день [4]. В целом, то результаты довольно таки неплохи, ведь чрезмерный просмотр телевизора может привести к «зависимости от телевизора». Данное явление может оказать

воздействие, как на здоровье, так и на психику. С точки зрения здоровья - частое сидение перед экраном приводит к сидячему образу жизни. Человек может несколько часов проводить без какого-либо движения. Необходимо осознавать, что неподвижность замедляет все физические процессы в организме, что приводит к снижению тонуса мышечной массы, личность становится вялой. С течением времени развиваются различные заболевания, в том числе сердечно-сосудистые[8].

С точки зрения психики, то просмотр телевизора может

вызвать у смотрящего депрессию. Когда

человек сидит перед экраном телевизора в тусклом освещении у него начинает развиваться апатия. Если он ожидает выхода новой серии, которая по каким-то причинам была отменена, то заметно ухудшается настроение. Кроме того, депрессия может вызываться самой информацией, которая транслируется в передачах, новостях, фильмах[8].

Анализы ответов на последние вопросы были объединены, поскольку они тесно взаимосвязаны друг с другом. 1-ый, 3 - ий вопрос - «какие телепередачи Вы предпочитаете? («если Вы предпочитаете смотреть по телевизору фильм, то укажите это в опросе под ответом "другое"»). Лидерами по количеству голосов среди каналов стали «СТС», «ТНТ», «Дисней», «Муз-тв», другими словами, каналы с развлекательной телепередачей (см. рис. 3).

Развлекательные программы - это телепрограммы, являющиеся формой и способом проведения досуга, сочетающие в себе признаки азарта, юмора, игры и эскапизма, рассчитанные на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации[13].

Вторую лидирующую категорию телеканалов занимают «телеканалы общей тематики» - «1-ый канал», «НТВ», «Россия-1», «РЕН ТВ» и т.п., а также информационные телеканалы - «Россия-24».

Среди подростков особым успехом не пользуются познавательные каналы (например, «Культура», «Наука», «Кто есть кто» и т.п.). Что и подтверждает диаграмма под номером 4 (см. рис.4). Был предоставлен вопрос, подразумевающий выбор одной из классификаций телепрограмм по функциональной направленности, а также возможность дать свой ответ - написать фильм или телесериал.

62 % отметили, что предпочитают развлекательные телепередачи. 26 % человек заявило, что предпочитают смотреть фильмы и телесериал, например, «Воронины», «Кухня» и т.п. Аналитика (это «тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная,

систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно

значимый интерес для зрительской аудитории) не нашла своих зрителей. 10 % зрителей выбрали информационные (данный вид телепередач представляют собой регулярное сообщение о текущих событиях, начиная от

Какие телепередачи Вы предпочетаете? рис. 4

информационные ■ аналитические

■ выбор фильма ■ развлекательные

19

политики и заканчивая сводками погоды). Познавательные телепередачи не нашли своего зрителя. Это говорит о том, что подростки не стремятся обогатиться новыми знаниями, расширить свой кругозор, они предпочитают получать удовольствие от просмотра развлекательного шоу, что является грустным фактом.

Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей у подростков во многом зависит от слаженной работы таких компонентов, как урочная деятельность, внеурочная деятельность и семейное воспитание, оказывающих духовное, социальное, педагогическое и психологическое воздействие, а также от социальных институтов. Одним из таких институтов являются средства массовой информации, с которыми нам приходится часто сталкиваться, ведь они стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Исходя из исследовательской части, а именно опроса, мы можем сказать о том, что раньше телевидение было источником получения и передачи новой информации, сейчас - это один из способов развлечься в свободное время.

Единственное о чем нужно помнить при просмотре телевизора, так это умение отделять от ненужного и вредного, полезное и прекрасное, что поспособствует формированию истинных духовно-нравственных ценностей у подростков.

Библиографический список:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11. - С. 68-71;

2. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М., 2001.С. 104.

3. Гринёва Е.А., Давлетшина Л. Х. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный

потенциал». Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 249;

4. А. Макеева. Как ребенку смотреть телевизор: Дольше 30 минут не зависать, на 3 метра не приближаться [Электронный ресурс]. - URL https://www.kp.ru/daily/27078/4149658/ (дата обращения 23.02.2022);

5. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики [Электронный ресурс]. - URL - https://www.studmed.ru/view/tretyakov-vt-kak-stat-znamenitym-zhurnalistom-kurs-lekciy-po-teorii-i-praktike-sovremennoy-russkoy-zhurnalistiki_97de474ae 13 .html?page= 1 (дата обращения 19.02.2022);

6. Аналитические программы на современном российском телевидении. [Электронный ресурс]. - URL https://webkonspect.com/?room=profile&id=25702&labeHd=275899 (дата обращения 23.02.2022);

7. Вопрос 1. Социальный институт: понятие, история термина [Электронный ресурс]. - URL https://helpiks.org/9-8015.html (дата обращения 23.02.2022);

8. Зависимость от телевизора и влияние тв на человека [Электронный ресурс]. - URL https://psycho4you.ru/zavisimosti/vliyanie-televizora-na-cheloveka (дата обращения 23.02.2022);

9. Категория:Телеканалы по тематике [Электронный ресурс]. -URL https: //ru.wikipedia. org/wiki/Категория: Телеканалы_по_тематике (дата обращения 23.02.2022);

10. Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции [Электронный ресурс]. - URL -https://student-

servis.ru/spravochnik/kulturoformiruyushhie-reklamno-spravochnye-rekreativnye-funktsii/ (дата обращения 19.02.2022);

11. Нравственное воспитание [Электронный ресурс]. - URL https://studbooks.net/35024/pedagogika/nravstvennoe_vospitanie^aTa обращения 23.02.2022);

12. Основные плюсы и минусы телевидения [Электронный ресурс]. - URL https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-televideniya/ (дата обращения 23.02.2022);

13. Особенности развлекательных форматов на телевидении и их драматургия [Электронный ресурс]. - URL https://vuzlit.ru/71105/osobennosti_razvlekatelnyh_formatov_televidenii_d ramaturgiya(дата обращения 23.02.2022);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.