Научная статья на тему 'Роль театральных технологий в освоении традиционных культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)'

Роль театральных технологий в освоении традиционных культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль театральных технологий в освоении традиционных культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)»

УДК392.792 (571.56)

Г.И.Карасева1

1 Арктический государственный институт культуры и искусств, доцент

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Говоря о социализации личности, мы уделяем огромное внимание формированию ее духовного потенциала, интеллектуальной и нравственно-эстетической культуры, в том числе через процесс этнической идентификации, а также освоения традиционных культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия).

Использование народности этнической культуры в общественном воспитании является одним из основных принципов социально-культурной деятельности, преемственности национально-этнического опыта, воспитания в процессе изучения духовного наследия своего народа. Преемственность включает в себя четыре звена: дошкольное; общее среднее и дополнительное; среднее профессиональное; высшее и послевузовское образование. Исходя из звеньев, имеется следующая направленность этно-художественного образования: первое звено - представленческий уровень, второе - понятийный уровень, третье - мировоззренческий и четвертый уровень -концептуальный. Следует отметить, что национально-региональный компонент дает возможность учащимся в различных возрастных группах освоить основы развития народной художественной культуры региона, основных понятий и научных фактов, привить любовь к традиционному творчеству, сформировать эстетическое отношение к ценностям народной культуры Якутии, развить творческие способности.

Театральное искусство объединяет людей путем приобщения к культурным ценностям, заключенным в сценическое действие. Зритель в процессе спектакля составляет новую модель отношения и может передать свои впечатления, эмоции, новую информацию будущим зрителям.

Театральная игра еще с доисторических времен являлась одним из средств передачи той или иной информации. Практически каждое обрядовое действие выстраивалось по законам драматургии, подводя зрителя к кульминации, делая его соучастником действа и включая его в «игровую

действительность», необходимую для его полноценной жизнедеятельности. И сегодня, воспроизводя на сцене обычаи, обряды того или иного этноса, мы не только передаем информацию, но и, используя средства эмоционального воздействия на зрителя, вырабатывает отношение к ней в том ракурсе, который необходим для понимая важности этого действа и ценностного отношения к нему.

Особая ценность театрального искусства заключается в его многоуровне-вости. Выше мы начали говорить об уровне «актер-зритель», где спектакль, художественно отражая действительность, погружает в него людей, знакомит их с новыми формами мировосприятия, при этом корректируя индивидуальное сознание сознанием общественным. Так, в спектакле «Законы жизни ИТА», поставленном в рамках студенческого театра лаборатории Арктического института культуры и искусств, показана жизнь эвенков, живущих в урикитвэ (поселении) по законам, определенным верховным богом Сэвэ-ки, где главным является любовь к земле, природе, к людям, уважение традиций, бережное их сохранение и неукоснительное следование им. Иначе нельзя выжить в тяжелых условиях Севера. Почитание старших, вера в добро, борьба за человека, который «потерялся» в своей злобе, зависти и подлости. Эта информация актуальна и сегодня. Но нравственные ценности, поданные средствами театрального искусства, подкрепленные сценографией, костюмами, песнями, хореографией, живым общением со зрителем, вызывают ответную реакцию и веру в то, о чем говорят актеры. Здесь расширяется личный опыт зрителя, становятся прочными контакты со сценической реальностью, и происходит процесс формирования общественного сознания.

Второй уровень - это «актер-образ». Говоря о студентах, изучающих историю Якутии, обрядово праздничную культуру народов Республики Саха, осваивающих этнокультурные ценности в традиционной форме в виде лекций, семинаров и, сравнивая их со студентами, отдавшими предпочтение театральным формам, отмечаем, что усвоение материала у вторых на 80% проходит в более углубленном варианте по их инициативе. Интерес усугубляется особым отношением студента, играющего роль охотника, шамана, старейшины или ребенка в тех или иных временных, образно-сюжетных обстоятельствах, когда создавая эту реальность, студент проникается особым чувством к происходящему. Он рождает образ эвенка или юкагира, злого или доброго персонажа реального исторического прошлого, которое в данный момент затрагивает его все существо. Возрождая фрагменты прошлого, студент осваивает не только физическую часть событий, но и старается понять и представить отношение своего героя к ним, а через это родить и свое,

личностное, понимание ценности тех событий, сопоставляя с настоящим, и перенести нравственные критерии жизни изучаемого этноса в реальную жизнь. В спектакле «Законы жизни ИТА» старейшина разговаривает с шаманом о молодом охотнике, злом и жестоком:

Шаман: Плохо в твоем урикитвэ. Человек должен жизнь любить, а не забирать ее. Черная душа мысли черные рождает, а потом и дела. Ты знаешь его. Пусть он придет. Плохой дух в нем. Прогонять его будем. А то от него к другому, третьему перейдет... А зло... оно губит все живое.. Хэргу Буга (злой дух нижнего мира) силен. Бороться с ним трудно.

Старик: Слаб человек. Слабость его в сердце его. Любовь мимо него прошла. А коли землю не любишь, то и людей подавно.

Удивительно, но во время тренинга на перемене я услышала, как студент сказал девушке (обладающей высокомерным характером): «Чего такая агрессивная, любовь мимо прошла?Люби жизнь, радуйся всем и тебе рады все будут. А то ходишь красивая и одинокая...». Девушка была студенткой из другой группы, до этого она скандалила с однокурсницей молодого человека. Не знаю, поняла ли она что-нибудь, но притихла, посидела минуту, а потом вдруг резко убежала. Молодой человек в спектакле играл главную роль. До постановки он был эдаким «красавчиком» с веселым отношением к жизни, рэпером и брейкером. Игра в спектакле его изменила во многом, в том числе и в отношении к любви, гордыне, ненависти, к вере. Но, самое главное, что традиционная жизнь эвенков стала для него понятной и близкой, ведь он играл мужественного, открытого, доброго человека, сильного духом, нежного. Мне кажется, что эти качества через его образ стали ближе и другим студентам. И вот именно здесь мы переходим к следующему уровню: «актер-актер». Процесс самопознания через идентификацию создаваемых образов дает возможность приобретения навыков межличностного общения в процессе игрового действа. Создавая образ, студент прежде постигает историю данного народа, особенности бытия, его сферу бытования, и, уже исходя из характера героя, он действует, понимая, как и почему это должно происходить. Взаимодействие героев, конфликт, борьба, достижение поставленной цели идет через толкование информации и решение образно-сюжетных линий героев. Как же можно сыграть шамана, не изучив эвенкийский шаманизм, не перечитав гору литературы, не поговорив с людьми, общавшихся с шаманами, не освоив лексику движений, речь, не зная обрядов, проводимых ими? Создание совместного творческого продукта, взаимное общение дают возможность студентам говорить на одном языке, обладая знаниями, которые они освоили в процессе работы

над ролью, и передавая их не только зрителю, но и партнерам по игре.

Якутский героический эпос Олонхо достаточно сложен для прочтения и освоения не только детьми, подростками, но и молодежью и людьми более старшего возраста, и требует определенной подготовки. Изучение многовековой якутской культуры сегодня происходит во многом через театральные технологии, адаптированные к той или иной аудитории. Школьные и студенческие театры успешно представляют свои работы по популяризации великого жанра якутского устно-поэтического творчества. Это дает возможность сформировать больший интерес к якутскому фольклору среди подрастающего поколения. Большое количество средств выразительности, особенности сценографии, мизансценирования, костюмы, реквизит, бутафория, маски, применение новых технологий в театральном искусстве - все это влияет на эмоциональное восприятие сложного материала.

Говоря о роли театральных технологий в популяризации и освоении этнокультурных ценностей якутского народа, мы не можем не сказать об огромной роли режиссера, являющегося главной творческой силой, которая владеет аналитическим, теоретико-практическим и педагогическим аспектами художественного оформления материала, и создает виртуальный мир, органически объединяя различные сферы спектакля.

Вместе с развитием общества развивается и человек. Общественное сознание должно расширяться, наполняться новым, но в то же время собирать и бережно хранить то ценное, что создано предками на протяжении тысячелетий. Театральные технологии являются главными помощниками в продвижении этнокультурных ценностей во времени и в пространстве.

Литература

1. Бродецкий, А.Я. Азбука молчания или топономика. - М., 1997.

2. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности. - М., 2001.

3. Гройсман, А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: руководство по театральной и паратеатральной психологии. - М., 1998.

4. Ершов, П.М. Искусство Толкования. В 2 кн. - Дубна, 1997.

5. Ершов, П.М. Технология актерского мастерства. - М., 1992.

6. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. - М., 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.