Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСТВА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСТВА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
478
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР / СТУДЕНЧЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТ / ГАЛЕРКА / БИЛЕТЫ / КАССА / КРИТИКА / ЛЕГКИЕ ЖАНРЫ / АКТЕРЫ / КОНЦЕРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юркина Наталия Николаевна

Статья посвящена повседневной жизни учащейся молодежи университетских городов в XIX - начале ХХ века и исследует такой значимый фактор формирования мировоззрения и эстетических запросов студенчества, как театральный досуг. В статье рассматриваются значение театра для студентов, частота и материальная возможность приобретения билетов на постановки, взаимоотношения студентов с актерами и роль их в театральной критике. Внимание уделено и студенческим концертам и театральным кружкам при университетах, а также значению легких жанров театрального искусства в жизни студенчества. Автором прослеживается эволюция отношения студенчества к театральному искусству на протяжении XIX века, связанная с изменениями в самом театральном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THEATRICAL ART IN THE STUDENTS' LIFE IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

Theme of this article is the daily life of students in campuses in the XIX -early XX centuries which includes such a significant factor in the formation of the worldview and aesthetic needs of students as theatrical leisure. The article examines the importance of theater for students, the frequency and material possibility of purchasing tickets for stage plays, the relationship of students with actors and their role in theater criticism. Among the attention points are the students’ concert and theater circles at universities, as well as the importance of light genres of theater art in the students’ lives. The author traces the evolution of the students’ relationship with the theater art during the XIX century, connected to the changes in the theater world itself.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСТВА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

УДК 63.3(3)+284.2 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-276-283

ББК 93

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСТВА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

| Н.Н. Юркина

Аннотация. Статья посвящена повседневной жизни учащейся молодежи университетских городов в XIX - начале ХХ века и исследует такой значимый фактор формирования мировоззрения и эстетических запросов студенчества, как театральный досуг. В статье рассматриваются значение театра для студентов, частота и материальная возможность приобретения билетов на постановки, взаимоотношения студентов с актерами и роль их в театральной критике. Внимание уделено и студенческим концертам и театральным кружкам при университетах, а также значению легких жанров театрального искусства в жизни студенчества. Автором прослеживается эволюция отношения студенчества к театральному искусству на протяжении XIX века, связанная с изменениями в самом театральном мире.

Ключевые слова: театр, студенчество, университет, галерка, билеты, касса, критика, легкие жанры, актеры, концерт.

Для цитирования: Юркина Н.Н. Роль театрального искусства в жизни студенчества XIX - начала ХХ века // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Часть 2. С. 276-283. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-276-283

THE ROLE OF THEATRICAL ART IN THE STUDENTS' LIFE IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

I I, J NN illlllii

Abstract. Theme of this article is the daily life of students in campuses in the XIX -early XX centuries which includes such a significant factor in the formation of the worldview and aesthetic needs of students as theatrical leisure. The article examines the importance of theater for students, the frequency and material possibility of purchasing tickets for stage plays, the relationship of students with actors and their role in theater criticism. Among the attention points are the students' concert and theater circles at universities, as well as the importance of light genres of theater art in the students' lives. The author traces the evolution of the students' relationship with the theater art during the XIX century, connected to the changes in the theater world itself.

Keywords: theater, students, university, gallery, tickets, box office, criticism, light genres, actors, concert.

Cite as: Yurkina N.N. The Role of Theatrical Art in the Students' Life in the XIX - Early XX Centuries. Prepodavatel XX vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 2, part 2, pp. 276-283. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-276-283

© Юркина Н.Н., 2021

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

По воспоминаниям многих студентов, «Театр играет в жизни учащейся молодежи огромную роль» [1, с. 61]. По переписи 1905 г., 85,3% студентов посещали театр регулярно [2], 99% студентов хотя бы раз посетили оперу или театр. Однако вопросы культурных предпочтений студенчества XIX - начала ХХ века, влиятельной части российского общества, редко рассматриваются исследователями. Отдельное внимание досугу студенчества уделяет в своей монографии «Мир российского студенчества» А.И. Иванов [3, с. 141]. Подробно изучена театральная жизнь студентов Московского университета. В данной статье мы проследим эволюцию отношения к театру и опере на протяжении XIX в., проанализируем причины изменения театральных предпочтений студентов к началу ХХ в., разберем особенности проведения студентами свободного времени, не только связанного с высоким искусством, но и интерес студентов к более простым развлечениям, таким как оперетка и цирк. Источниками нашей работы являются воспоминания бывших студентов В. Курбского, М.О. Гершензона, Н.М. Дружинина, художественная литература (произведения В.В. Вересаева, А.П. Чехова, Н.Г. Гарин-Михайловского), переписи и опросы среди студентов.

Значение театра в становлении внутреннего мира учащейся молодежи сложно переоценить. «Театр в России ... играл огромную культурно-просветительскую и общественно-политическую роль. Связь Московского университета с театральной жизнью Москвы имела давние и прочные основания. . самим своим возникновением московский публичный театр был обязан . университетскому студенческому театру ... С годами связь эта, освященная традициями, становилась только многограннее и прочнее», — пишет в очерке,

посвященном истории Московского университета, исследователь С.Ю. Косилки-на [4]. Связь театрального искусства с университетами носила комплексный характер, студенчество и актеры были связаны между собой по многим направлениям деятельности.

Большинство исследователей обращают внимание лишь на серьезные увлечения студентов высоким искусством, однако театральная жизнь столичных городов XIX - начала ХХ века была представлена и легкими жанрами, такими как балет, не считавшийся серьезным искусством, оперетка и цирк. Каждый студент хотя бы раз был в оперетке, некоторых этот жанр привлекал больше других, 17% студентов по переписи 1905 г. посещали оперетку регулярно. «Из родов театральных зрелищ большинство предпочитало драму (60%) и меньшинство (40%) — оперу; в оперетке, кафе-шантанных летних садах бывали уже и в это время 29%». По данным переписи, и к началу ХХ в. только 2,1% совсем не ходили в театр. Музыкальные театры по этой же переписи выглядели в глазах студентов более привлекательно: «.большинство (55%) по- 277 сещает театр редко, и, главным образом, оперу (53%), а не драму (47%); в оперетке, кафе-шантанах и т. д. бывают 23% (больше всего в оперетке и летних садах); в балет ходят 26%» [2]. Оперетка была доступна лишь состоятельным студентам, интерес к ней и ощущения после посещения отразились в большей мере в художественной литературе, в мемуарах писать об этом было не принято. Посещение оперетки в массовом сознании студентов считалось зазорным. В Москве оперетка называлась «Парадиз», в Санкт-Петербурге это была оперетка Барга (Берга). Большинство молодых людей отмечали влияние на формирование своего мировоззрения именно высокого

театрального искусства, в то время как оперетка считалась мимолетным развлечением.

Увлечение театральным искусством высокого жанра носило среди студентов университетских городов серьезный характер. По воспоминаниям, в читальне университета регулярно вывешивались афиши, в которых студенты отмечали желаемые к посещению спектакли. Поскольку финансовый вопрос стоял остро для большинства студентов, билеты покупались самые дешевые, на галерке. Поэтому студентов в театре называли «дети райка» или «кукушки», т. е. те, кто сидит под самым потолком. Дешевых билетов было мало, раскупались они быстро, поэтому иногда студенты заранее приходили к открытию касс, выстаивали огромные очереди, стояли всю ночь, начиная с вечера накануне, ходили греться в ближайшую булочную. Билет в театр достать было довольно трудно. Часто толпа, стоявшая у театра часами, расходилась безуспешно. Зачастую студенты экономили на еде, чтобы попасть в театр. «И . ничуть не раскаиваюсь», — писал В. Курбский, не питавшийся обеда-278 ми целую неделю ради покупки билета в театр, т. к. получал «неизмеримое наслаждение» от спектакля [1, с. 61]. Экономия на жизненно важных вещах ради «крупного приобретения», такого как билет в театр, была распространенной практикой среди бедного студенчества. «Театр был стихией студентов: они в нем отдыхали душою и набирались сил для борьбы с житейскими невзгодами. Необходимость в нем была так всесильна, что между двумя потребностями, физической и духовной, перевес всегда замечался на стороне последней. Иной раз сидит студент впроголодь несколько дней, чтобы скопить какие-нибудь 30 коп., открывающие ему доступ в "храм искусств" и без всякого сожаления нес их в кассу театра» [5, с. 81].

О частоте посещения театра может свидетельствовать утверждение, что визит в театр раз в месяц — это «редко». Поскольку потребность студентов в посещении театра была значительной, администрация вузов к началу ХХ в. пыталась решать вопрос обеспечения студентов билетами централизованно. При университетах эпизодически устраивались театральные комиссии, распределявшие дешевые билеты по жребию, иногда таким распределением занимались землячества. Однако билетов было крайне мало и доставались они студентам по воле случая [3, с. 141]. Студенты составляли «карты театров» — расположения мест в них, и, если была возможность, покупали только лучшие места. В середине XIX в. были и состоятельные студенты, которые «пользовались особым расположением капельдинеров» [5, с. 87], помогавших с местами и билетами. Для бедных студентов билеты поставлялись в общежитие, появившееся в начале ХХ века. В Москве театр Корша присылал бесплатные билеты на галерку пять раз в неделю. Цирк давал каждый день 20 блях за 1 коп. штука. На художественные выставки вход студентам был бесплатный [6, с. 26]. Такие акции не только помогали студентам быть ближе к искусству, но и служили своего рода рекламой для учреждений культуры. Театры предоставляли студентам скидки на спектакли, продавали билеты за полцены, а также устраивали общедоступные спектакли и «утренники», то есть спектакли в неудобное время днем и в будни [3, с. 143]. Такая практика помогала сделать театр более доступным, популярность новых постановок и молодых, малоизвестных актеров во многом зависела от мнения студенчества, регулярно ходившего на постановки и выступавшего самым активным критиком театрального искусства.

«Студент в России — учитель общества», — по меткому выражению публициста начала века. К мнению студенчества, как активной и просвещённой части общества, прислушивалась городская публика. «Влияние театра на студентов Московского университета безусловно не являлось односторонним. Студенты составляли одну из самых многочисленных, а, главное, наиболее активную часть театральной публики» [4]. Студенты выступали не просто зрителями, но самыми активными критиками, писали статьи и обзоры спектаклей, могли давать театру рекламу, создавая шум вокруг удачных постановок. Степень свободы, предоставленная студентам обществом по отношению к театральному искусству, иллюстрирует переписка Московского обер-полицмейстера с ректором университета, датируемая сентябрем 1868 г. Ректору — из Министерства внутренних дел: «...в большом театре молодые люди выражали неудовольствие на антрепренера Итальянской оперы Мерелли шиканьем и свистом, а когда певец Падилла объявил, ... что Мерелли не было в театре, то из упомянутых лиц до тридцати человек, выйдя из театра, собрались у актерского подъезда с намерением ошикать Мерелли . невзирая на напоминания полиции» [7, л. 10-12]. Конфликты студентов с актерами, театральными деятелями и полицией были частым явлением во второй половине XIX - начале ХХ в. Сидя на галерке, студенты всегда могли «ошикать» плохую игру актера или бурно аплодировали полюбившемуся исполнителю. И.А. Свиньин вспоминает, что в 60-е гг. XIX в., публика в театре прислушивалась к реакции студентов, к их мнению. И если следовали с галерки, где сидели студенты, звуки одобрения, зал подхватывал их. «В театр мы редко ходили в одиночку, а все больше компаниями,

и в отношении своих "предметов" отличались необыкновенным единодушием, представляя из себя такую сплоченную силу, с которой не считаться было нелегко». «Сейчас не то.» — сетует автор [5, с. 87]. В начале ХХ в. отдельные актеры стали манипулировать мнением студентов, договариваясь с молодыми людьми на умышленное создание шума вокруг конкретных «любимцев» студентов [3, с. 144, 232]. Значение авторитета учащейся молодежи в среде поклонников театрального искусства падало, да и студенты к началу ХХ века стали охладевать к театру. Тем не менее, именно в этот период особо полюбившимся актерам студенты-театралы в конце сезона устраивали торжественные проводы.

Еще одним важным направлением театральной жизни студенчества являлись благотворительные концерты, устраиваемые известными актерами для организации помощи малоимущим. «Известно, что многие выдающиеся актеры, певцы, композиторы, режиссеры либо получили университетское образование, либо принимали самое активное участие в общественной жизни Московского универси- 279 тета» [4]. А.Ф. Керенский, учившийся в Петербургском университете в самом начале ХХ в., вспоминает: «.мы устраивали благотворительные концерты, в которых нередко принимали участие известные актеры и певцы. Не однажды мне доводилось обращаться к таким знаменитостям, как Мария Савина, Вера Комис-саржевская и Н.Н. Ходотов, и я ни разу не получил отказа. Моя сестра, студентка-медичка, жила в привилегированном женском общежитии, где тоже устраивались благотворительные концерты и приглашались актеры и писатели. На одном из первых литературных вечеров, где я присутствовал, свои произведения читали такие известные писатели, как

Д.С. Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус» [8, с. 15]. «Студенческие концерты «отличались необыкновенным разнообразием, так как вся артистическая знать Москвы принимала в них бескорыстно непосредственное участие» [5, с. 79]. Такие концерты собирали большое количество зрителей, до нескольких тысяч, во многих мемуарах мы встретим упоминания о том, как тесно становилось в достаточно просторных университетских актовых залах, когда в них набивалось огромное количество зрителей. Успеху способствовало не только участие звезд в таких концертах, но и их бесплатность. Так, М.В. Сабашников, не склонный к театральному искусству по причине глубокого увлечения наукой, вспоминает: «В землячествах я не состоял, но на устраивавшиеся ими от времени до времени вечеринки хаживал» [9, с. 579]. Даже те студенты, которые были далеки от театральной и творческой деятельности товарищей, приходили на благотворительные концерты, поэтому сборы с таких концертов были весьма значительными, а материальная помощь малоиму-280 щим студентам эффективной.

Создавали студенты и свои театральные кружки на базе Университетов. «Попасть в число членов этого кружка было делом нелегким: требовался и случай, и особая протекция, особливо студенту.», нередко нужна была помощь товарищей, чтобы играть в таком кружке [5, с. 90]. «Студенческие концерты. долгое время считались излюбленнейшими развлечениями в Москве . носили на себе чисто семейный характер» [5, с. 64]. Концерты и спектакли в университетах занимали большое место в жизни учащейся молодежи, у многих студентов они занимали практически все свободное время. Студенты организовывали вечера и балы. Атмосфера праздника таких мероприятий

отразилась и в художественной литературе. «Самый тесный кружок студентов оставался еще долго, пили брудершафт, говорили о порядочности своего заведения, говорили о старинной дворянской крови» [10, с. 188]. Театральная деятельность позволяла студентам испытать не только возвышенное чувство близости к искусству, но и ощутить свою социальную принадлежность, давала статус.

Среднее гимназическое образование, так же как и университетское, в конце XIX - начале ХХ века было сопряжено с привилегированным социальным статусом, поэтому посещение театра являлось в том числе признаком принадлежности к определенному сословию. «Что касается театра, то большинство (56%) бывало уже в театре до поступления в среднюю школу (в 8% часто); во время пребывания в средней школе бывало в театре подавляющее большинство (96%)» [2].

Во многом театр и опера, а также балет и оперетка были связаны для молодых людей с личным увлечением молодыми актрисами, первыми любовными чувствами, юноши много времени проводили у театрального подъезда: «.. .значительная доля светлых минут прошедшей юности проведена была возле его притвора, в приятном ожидании предмета платонических увлечений». Студент провожал актрису взглядом от подъезда до кареты, и этого было достаточно для молодого воображения, театр «для студента моей поры . составлял альфу и омегу жизненных его стремлений. Отсюда он черпал для себя духовную пищу» [5, с. 93], — пишет И.А. Свиньин.

В художественной литературе можно проследить негативное влияние легких театральных жанров на студенчество. Его «развращающее» влияние можно также увидеть в переписи 1905 г. Н.Г. Гарин-Михайловский подробно описывает, как

оперетка затягивает главного героя повести «Студенты. Инженеры». Оперетка выбила Карташева из колеи, он хотел писать письма домой, но не смог. «Перед ним ярко проносились картины театра, мелькали голые руки и обнаженные плечи красивых актрис, и особенно одна из них не выходила из головы» [10, с. 171]. Из переписи 1905 г. явствует, что учащаяся молодежь осознавала негативное влияние оперетки: «На половое чувство театр оказывает влияние в 53%, но лишь в 82% — облагораживающее, а в 18% — развращающее» [2]. В художественной литературе оперетка выглядит довольно непривлекательной, пошлой и мелкой. Откровенный непрофессионализм актеров и музыкантов смягчался «французским языком, красивыми личиками актрис, их декольтированными руками и плечами и какой-то патриархальной простотой. . Собьется с такта поющая, добродушно рассмеется сама, добродушно рассмеется публика, дирижер рассмеется, и начинают сначала!» [10, с. 177]. Большинство студентов, воспитанных на образцах высокого искусства, осознавали смысл и низкое качество оперетки, однако были и такие, у кого хватало средств посещать оперетку регулярно. «Что касается театра, то все приписки указывают на облагораживающее влияние серьезного театра . и сильно развращающее — оперетки, .. .кафе-шантановых, летних садов, цирка и т. д.; некоторые отмечают

развращающее влияние зрелища декольтированных женщин в опере и в балете» [2].

Таким образом, учащаяся молодежь во многом в силу своего социального статуса воспитывалась, особенно в первой половине XIX в., на высоких образцах театрального искусства, и сам театр носил более элитарный характер, был тесно связан с университетами по многим аспектам. С середины XIX в. происходит демократизация театральной жизни, на этот период приходится расцвет актерского искусства, репертуар театров становится более разнообразным, большое место в репертуаре занимают постановки отечественных драматургов. Именно в это время и студенчество с особым пиететом относится к театральному искусству, увлечение театром практически тотальное и носит весьма серьезный характер. В пореформенный период открываются новые театры, к концу века большое значение приобретают частные театры, их становится больше, а вот казенные театры приходят в упадок. Это ощущают студенты, поэтому в 90-е гг. они охладевают к театру. Это явление закрепилось в художественной литературе: «В театр теперь ходят по 281 привычке, как в церковь, не веря, что надо ходить в театр» [11, с. 371]. Однако по переписи 1905 г., студенты продолжали интересоваться театральным искусством, интересы их стали более разнообразны, как и само театральное искусство, предлагавшее зрителю новые жанры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курбский, В. Очерки студенческой жизни (из дневника бывшего студента). М., 1912. 61 с.

2. Членов, М.А. Половая перепись Московского студенчества и ее общественное значение. М., 1909. 104 с. URL: https://library6.com/3596/item/800654 (дата обращения: 10.04.2021).

3. Иванов, А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX - начало ХХ века. М., 2010.

4. Косилкина, С.Ю. Студенчество Московского университета и театральная Москва на рубеже 19-20 вв. Московский государственный университет им. Ломоносова. URL: http://

www.hist.msu.ru/Caleodar/1997/Apr/Lomnosov97/kosilkina.htm (дата обращения: 28.03.2021 г.)

5. Свиньин, И.А. Воспоминания студента 60-х гг. за 1862-1865 гг. Тамбов, 1890.

6. Гиляровский, В. Записки москвича. М.: Изд-во «Федерация», 1931.

7. Переписка Московского обер-полицмейстера с ректором университета, сентябрь 1868 г. // ЦИАМ. Ф. 418 «Московский императорский университет». Оп. 495. Д. № 20. Л. 10-12.

8. Керенский, А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары / пер. с англ. М.: Республика, 1993. С. 15.

9. Сабашников, М.В. Воспоминания. В университете // Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / сост. Ю.Н. Емельянов. М.: Современник, 1989. С. 579-580.

10. Гарин-Михайловский, Н.Г. Студенты. Инженеры. М.: «Художественная литература», 1972.

11. Горький, М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет): Повесть. Ч. I. Вступ. ст. А.И. Овчаренко. М.: Правда, 1979.

12. Дружинин, Н.М. Воспоминания и мысли историка // Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / сост. Ю.Н. Емельянов. М.: Современник, 1989.

REFERENCES

282

1. Kurbskij V. Ocherki studencheskoj zhizni (iz dnevnika byvshego studenta) [Essays on Student Life (from the Diary of a Former Student)]. Moscow, 1912, 61 p. (in Russ.)

2. Chlenov M.A. Polovaya perepis Moskovskogo studenchestva i ee obshchestvennoe znachenie [Sexual Census of Moscow Students and Its Social Significance]. Moscow, 1909, 104 p. Available at: https://library6.com/3596/item/800654 (accessed: 10.04.2021) (in Russ.)

3. Ivanov A.E. Mir rossijskogo studenchestva. Konec XIX - nachalo XX veka [The World of Russian Students. Late 19th - Early 20th Century]. Moscow. (in Russ.)

4. Kosilkina S.Yu. Studenchestvo Moskovskogo universiteta i teatralnaya Moskva na rubezhe 19-20 vv. Moskovskij Gosudarstvennyj Universitet im. Lomonosova [Students of Moscow University and Theatrical Moscow at the Turn of the 19th and 20th Centuries. Lomonosov Moscow State University]. Available at: http://www.hist.msu.ru/Calendar/1997/Apr/Lomnosov97/kosilkina.htm (accessed: 28.03.2021) (in Russ.)

5. Svinin I.A. Vospominaniya studenta 60-h gg. za 1862-1865 gg. [Memories of a Student of the 60s: Years 1862-1865]. Tambov, 1890, pp. 70, 69, 80-94. (in Russ.)

6. Gilyarovskij V. Zapiski moskvicha [Notes of a Muscovite]. Moscow, Izdatelstvo "Federaciya", 1931. (in Russ.)

7. Perepiska Moskovskogo ober-policmejstera s rektorom universiteta, sentyabr 1868 g. [Correspondence of the Moscow Chief of Police with the Rector of the University, September 1868]. Central Historical Archives of Moscow, fund 418 "Moskovskij imperatorskij universitet", inventory 495, file 20, sheets 10-12. (in Russ.)

8. Kerensky A.F. Rossiya na istoricheskom povorote: Memuary [Russia and History's Turning Point: Memoirs], trans. from Eng. Moscow, Respublika, 1993. (in Russ.)

9. Sabashnikov M.V. Vospominaniya. V universitete [Memories. At the University]. In: Moskovskij universitet v vospominaniyah sovremennikov: Sbornik [Moscow University in the Contemporaries' Memoirs: a Collection], ed. by Yu.N. Emelyanov. Moscow, Sovremennik, 1989, pp. 579-580. (in Russ.)

10. Garin-Mihajlovskij N.G. Studenty. Inzhenery [Students. Engineers]. Moscow, Hudozhestvennaya Literatura, 1972. (in Russ.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1__2 I 2021

ВЕК 12021

11. Gorkij M. Zhizn Klima Samgina (Sorok let): Povest. Chast I [Forty Years: The Life of Klim Samghin. A Novel. Part I], introduct. article by A.I. Ovcharenko. Moscow, Pravda, 1979. (in Russ.)

12. Druzhinin N.M. Vospominaniya i mysli istorika [Memories and Thoughts of a Historian]. In: Mos-kovskij universitet v vospominaniyah sovremennikov: Sbornik [Moscow University in the Memoirs of Contemporaries: a Collection], ed. by Yu.N. Emelyanov. Moscow, Sovremennik, 1989. (in Russ.)

Юркина Наталия Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет, [email protected]

Natalia N. Yurkina, PhD in History, Associate Professor, Russian History Department, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.04.2021. Принята к публикации 30.04.2021 The paper was submitted 19.04.2021. Accepted for publication 30.04.2021

283

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.