Научная статья на тему 'Роль таможенных органов в борьбе с контрабандой'

Роль таможенных органов в борьбе с контрабандой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2796
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / контрабанда / отечественный рынок / таможня / право / профилактика / customs authorities / smuggling / domestic market / customs / law / prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д. Ю. Русанова

Целью данной статьи является анализ роли таможенных органов в борьбе с контрабандой. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. В ходе исследования были определены основные способы контрабанды и угрозы, которую она несёт. В заключение дана оценка деятельности таможенных органов по предотвращению и профилактике контрабанды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д. Ю. Русанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FIGHT AGAINST SMUGGLING

The purpose of this article is to analyze the role of customs authorities in the fight against smuggling. Research methodology-analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience. The study identified the main ways of smuggling and the threat it poses. In conclusion, the assessment of the activities of customs authorities to prevent and prevent smuggling is given.

Текст научной работы на тему «Роль таможенных органов в борьбе с контрабандой»

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ Д.Ю. Русанова, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10184

Аннотация. Целью данной статьи является анализ роли таможенных органов в борьбе с контрабандой. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. В ходе исследования были определены основные способы контрабанды и угрозы, которую она несёт. В заключение дана оценка деятельности таможенных органов по предотвращению и профилактике контрабанды.

Ключевые слова: таможенные органы, контрабанда, отечественный рынок, таможня, право, профилактика.

Одним из наиболее опасных преступлений, совершаемых в таможенной сфере и наносящих значительный ущерб экономическим интересам России, является контрабанда.

Контрабанда - это незаконное перемещение через границу, товаров, ценностей, которое сопровождается нарушением требований таможенного законодательства.

Размер контрабанды формально определён в примечании к ст. 169 УК РФ. Крупной признаётся контрабанда товаров, таможенная стоимость которых превышает 1,5 млн рублей. При перемещении через границу незаконным путём товаров, стоимость которых составит менее полутора миллионов рублей, такое деяние не будет признано преступлением, но будет являться административным правонарушением [1].

Борьба с контрабандой, на современном этапе развития Российского государства выходит на первый план. Таможенные органы играют ведущую роль в борьбе с контрабандой.

Профилактикой и пресечением этой незаконной деятельности занимаются таможенные органы каждого государства. Основы таможенной политики России закреплены в соответствующих законодательных актах. Правовые аспекты борьбы с контрабандой изложены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Таким образом, осуществляется

защита отечественного рынка в целом, каждого потребителя и производителя [2].

Правоохранительные функции таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния [3].

Попытки незаконного перемещения товаров и иных ценностей в обход или с сокрытием от таможенного контроля, равно как и обманное использование таможенных или иных документов должны пресекаться повсеместно. Это правило распространяется не только непосредственно на государственную границу в местах разделения с другими странами, но и на всю экономическую территорию, над которой Россия имеет исключительную юрисдикцию. В отличие от государственной границы, таможенная граница не реальная линия на местности. Это воображаемая черта и проводится она там, где «таможня дает добро» или разрешает свободный оборот для импортируемых (ввозимых) ценностей или запрещает свободное пере-

мещение предметов, предназначенных к экспорту (вывозу) [4].

Такое определение границы предполагает от сотрудников таможенных органов более широкий круг действий, чем только визуальное обнаружение контрабанды. Часто это кропотливая аналитическая работа и проверка огромного массива документов, связанных с происхождением или предназначением и дальнейшим использованием товаров. И это входит в сферу деятельности таможенных органов. В таком аспекте контрабанда подлежит определению как противоправное деяние, запрещенное под угрозой уголовного либо административного наказания. И выявление таких фактов тоже входит в компетенцию таможенных органов.

На современном этапе таможенные органы обеспечивают следующие мероприятия по борьбе с контрабандой:

- внедрение информационных технологий в сферу внешнеторговых операций, оперативный обмен данными между таможней и предприятиями - участниками ВЭД;

- оповещение таможенных органов о будущих экспортно-импортных операциях и сроках их проведения;

- предпринимаются усилия по снижению экономической эффективности контрабандных операций. участникам ВЭД, добросовестно выполняющим все необходимые предписания таможенной службы, присваивается особый статус, который позволяет минимизировать контрольные процедуры;

- в целях затруднения контрабанды законодательными актами и решениями правительства вводятся специальные метки и маркировки продукции, экспортируемой на внешние рынки или импортируемой из-за границы;

- осложняют контрабанду и требования по наличию специальных лицензий для производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли того или иного вида продукции.

Все перечисленные выше способы принципиально отличаются от обычного

обнаружения спрятанных в тайнике предметов. Хотя такая «классическая» контрабанда продолжает совершаться при пересечении государственной границы физическими лицами, она практически полностью обнаруживается таможенниками при содействии сотрудников пограничной службы [5].

Куда более сложной для обнаружения и более опасной представляется контрабанда с обманным использованием средств таможенной идентификации и товаросопроводительных документов. Таким способом за границу вывозится и прикрывается вывоз огромного количества ценного сырья и материалов. В результате крупных масштабов незаконных действий государство рискует потерять десятки и сотни тысяч валютной выручки. При совершении контрабанды таким способом обязательными признаками преступления служат подделка или подлог документов. Такие действия всегда характеризуются наличием прямого умысла и пониманием противоправности совершаемого деяния без учета мотивов и целей, которые могут быть приняты судом в качестве смягчающих обстоятельств при назначении наказания.

Перемещение через таможенную границу запрещённых к свободному обращению предметов (оружие и наркосодержащие вещества) способствует распространению вреда для обычных граждан, независимо от страны их проживания. Иногда такие действия несут прямую угрозу совершения террористических актов. Для предотвращения такой контрабанды требуется объединение усилий таможенных органов различных государств и антитеррористических подразделений. Российской таможней неоднократно пресекались и отслеживались такие незаконные действия, а полученная информация передавалась в компетентные органы других стран. Таможня РФ имеет успешный опыт по профилактике и предотвращению контрабанды и готова делиться своими знаниями с таможенными органами иных государств.

Библиографический список

1. Незнамова, З.А. Ответственность за контрабанду в современных экономических условиях // Бизнес, менеджмент и право. - 2015. - №1. - С. 77-81.

2. Рогов, Р.А. Мировая экономика и международные экономические отношения (учебное пособие) / Р.А. Рогов, Р.А. Лаптев, А.А. Головин. - Курск: ЗАО «Университетская книга». - 2019. - 154 с.

3. Сушкова, И.А., Роль таможенных органов в обеспечении безопасности государства / И.А. Сушкова, Е.Г. Аливердиева // Наука и общество. - 2015. - №1. - С. 97-102.

4. Головин, Ар.А. Основы таможенного дела: механизмы регулирования международной торговли: учебное пособие. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2018. - 135 с.

5. Алиева, Ю.Э. Организация деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой. - М.: Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. - 2016. - С. 270-272.

6. Ревина С.Н., Паулов П.А., Борякин Д.В. Таможенный контроль: учебн. пособие для студентов вузов. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.

THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FIGHT AGAINST SMUGGLING D.Yu. Rusanova, Student

Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The purpose of this article is to analyze the role of customs authorities in the fight against smuggling. Research methodology-analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience. The study identified the main ways of smuggling and the threat it poses. In conclusion, the assessment of the activities of customs authorities to prevent and prevent smuggling is given.

Keywords: customs authorities, smuggling, domestic market, customs, law, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.