Научная статья на тему 'РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ'

РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1589
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Ю.В.

В статье исследованы функции таможенного тарифа и выявлено влияние функций таможенного тарифа на развитие отечественных отраслей экономики.Актуальностьисследуемойпроблемыопределяетсянедостаточнойразработанностьютеоретических и практических вопросов влияния таможенного тарифа на внешнеторговую деятельность государства и развитие отраслей национальной экономики.Научнаяипрактическаязначимостьпроведенногоисследованиязаключаетсяввыделениирегулирующей и защитной функций таможенного тарифа на примере конкретных отраслей национальной экономики. Такой подход позволил обосновать необходимость выработки эффективного механизма защиты внешнеторговой деятельности государства с помощью таможенно-тарифного механизма.Достоверность достигнутых результатов базируется на показателях, характеризующих развитие внешнеторговой деятельности России и таможенной статистики.Проведенное исследование позволило выявить основные угрозы в развитии экономики страны и предложить пути решения выявленных проблем на основе совершенствования таможенно-тарифной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CUSTOMS TARIFFS IN ECONOMY DEVELOPMENT

The functions of customs tariffs are studied and the influence of customs tariffs on development of national industry is revealed in the article.The problem importance is determined by insufficient research of theoretical and practical issues of the tariffs impact on foreign trade activities of the state and development of the national economy sectors.The scientific and practical significance of the study lies in the allocation of regulatory protective functions of customs tariff on the example of specific sectors of the national economy. This approach allowed justifying the need for an effective protection mechanism of state foreign trade by means of customs tariff mechanism.Reliability of the achieved results based on the indicators characterizing the development of foreign trade activities of Russia and State Customs Committee.The study revealed the main threats to the country's economic development and proposed solutions for identified problems by improving customs and tariff policy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 339.543

Ю. В. Рожкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: rogkova69@mail.ru

РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

В статье исследованы функции таможенного тарифа и выявлено влияние функций таможенного тарифа на развитие отечественных отраслей экономики.

Актуальность исследуемой проблемы определяется недостаточной разработанностью теоретических и практических вопросов влияния таможенного тарифа на внешнеторговую деятельность государства и развитие отраслей национальной экономики.

Научная и практическая значимость проведенного исследования заключается в выделении регулирующей и защитной функций таможенного тарифа на примере конкретных отраслей национальной экономики. Такой подход позволил обосновать необходимость выработки эффективного механизма защиты внешнеторговой деятельности государства с помощью таможенно-тарифного механизма.

Достоверность достигнутых результатов базируется на показателях, характеризующих развитие внешнеторговой деятельности России и таможенной статистики.

Проведенное исследование позволило выявить основные угрозы в развитии экономики страны и предложить пути решения выявленных проблем на основе совершенствования таможенно-тарифной политики государства.

Ключевые слова: таможенный тариф, таможенная пошлина, таможенно-тарифная политика, национальная экономика.

Важной стратегической задачей России на среднесрочную и долгосрочную перспективу выступает создание механизма стимулирования развития конкурентоспособной национальной экономики, адаптированной к условиям глобализации, которое может быть обеспечено посредством сбалансированного развития всех отраслей экономики и установления рационального соотношения между импортом и экспортом товаров [1].

Таможенные тарифы считаются классическим инструментом регулирования внешней торговли, они выступают одним из важнейших инструментов торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком, позволяющим как осуществлять защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции, так и стимулировать развитие отдельных секторов национальной экономики [2].

Актуальность исследуемой проблемы определяется недостаточной разработанностью теоретических вопросов, охватывающих особенности применения таможенного тарифа, его влияния на внешнеторговую деятельность и экономическое развитие страны.

Таможенный тариф, как правило, применяется на национальном уровне, но в ряде случаев, когда ряд стран объединяются в союзы, таможенный тариф является единым для государств-членов таких союзов. Примером такого союза является Евразийский экономический союз, в котором действует Единый таможенный тариф.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза определяется как свод ставок

ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза [3].

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

1) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенную территорию;

2) создание благоприятных условий для изменений в структуре производства и потребления товаров на таможенной территории;

4) защита отраслей экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение благоприятных условий для интеграции в рамках Евразийского экономического союза и в мировую экономику.

В современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных пошлин основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1) обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей;

2) защита отечественного производителя и создание благоприятных условий для развития национальной экономики;

3) создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

Таким образом, с целью исследования таможенного тарифа как регулятора развития национальной экономики, нами будут рассмотрены основные функции таможенного тарифа: фискальная, регулирующая и защитная. Для достижения

Важным фактором, оказывающим влияние на внешнюю торговлю, является применение к России санкций со стороны США, Европейского союза (ЕС) и ряда других государств, а также ответные меры России.

Сущность экономических санкций заключается в мерах принудительного характера, которые направлены на полный или частичный запрет как импорта, так и экспорта из определенной страны, ограничение или запрет различных финансовых операций, инвестиций и другие мероприятия. В большинстве случаев применение санкций в отношении конкретного государства экономически не обосновано и носит, прежде всего, политический характер. Это ведет к экономическим потерям как стран, выдвинувших санкции, так и стран к которым эти санкции применяются.

Российские ответные меры на западные санкции проявились в запрете на импорт молока, мяса, рыбы, овощей, фруктов и орехов из стран, которые ввели санкции против России.

В современных условиях таможенная политика направлена на применение ответных мер в области, как ограничения внешней торговли, так и усилий, направленных на защиту экономической безопасности страны.

Последствия такой таможенной политики до конца неясны, необходимо признать серьёзное негативное воздействие на развитие российской экономики как санкций, введённых в отношении России, так и российских ответных мер.

Во-первых, ограничение импорта означает исчезновение из торговых сетей целого ряда товаров, либо уменьшение их количества. Быстро заполнить рынок отечественной продукцией невозможно. Во-вторых, отечественная продукция отличается высокой себестоимостью, этот фактор всегда снижал ее конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией. В-третьих, имеется ряд товаров, которые Россия в любом случае вынуждена импортировать.

С другой стороны, такая таможенная политика может подтолкнуть российских предпринимателей

поставленной цели проанализированы основные показатели товарооборота Российской Федерации, структура таможенных платежей в доходах федерального бюджета Российской Федерации (таблицы 1 и 2) [6].

к расширению и модернизации национального производства, так как Россия располагает всеми необходимыми ресурсами, как для промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Только для этого потребуется определенное время.

Рассматривая фискальную функцию таможенного тарифа можно сделать вывод, что фискальная функция проявляется в большей степени за счет взимания экспортных пошлин. Вывозная пошлина в общей структуре таможенных платежей преобладает, потому что основной экспорт составляют товары топливно-энергетического комплекса (таблица 2) [6].

За исследуемый период доля вывозной таможенной пошлины в общей структуре таможенных платежей возросла на 13,1 %. Значительные изменения в сторону снижения наблюдаются в структуре ввозных таможенных пошлинах (темп роста снизился на 13,3 %), такое изменение связано с применением ответных мер государства на ограничительные меры со стороны Европейского союза, США и других стран.

В настоящее время в товарной структуре экспорта преобладают преимущественно энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты, а в структуре импорта - готовые товары. Это существенно снижает конкурентоспособность российских отраслей нефтегазового комплекса на международном рынке. Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер.

Основным направлением для развития российских нефтяных и газовых компаний - это выход на международные рынки не просто с сырьем, а с уже готовой продукцией. Тогда будет обеспечен гарантированный сбыт и доход, в меньшей степени зависящий от мировой экономической конъюнктуры, и соответственно, стабильность валютного курса и наполняемость бюджета.

В механизме таможенно-тарифного регулирования используются также регулирующая и защитная функции таможенного тарифа. Регулирующая функция содержит большое количество экономиче-

Таблица 1 - Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации*

(млрд долл. США)

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп прироста 2014 г. к 2012 г., %

Экспорт 484,3 489,2 463,3 -4,3

Импорт 293,6 295,1 267,0 -9,1

Сальдо торгового баланса 190,7 194,1 196,3 2,9

Оборот 779,5 784,5 730,3 -6,3

*Составлено по данным таможенной статистики

Таблица 2 - Структура таможенных платежей в доходах федерального бюджета Российской Федерации*

Таможенные платежи 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста 2014 г. к 2012 г., в %

млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу

Всего доходов, в том числе: 6486,7 100 6565,4 100 7100,6 100 9,46

НДС 1157,0 17,8 1 561,9 23,8 1631,0 22,97 40,97

Ввозные таможенные пошлины 655,5 10,1 596,7 9,1 568,1 8,0 -13,3

Вывозные таможенные пошлины 4099,7 63,2 4 058,0 61,8 4637,1 65,3 13,1

Акцизы при ввозе товаров 51,4 0,8 56,9 0,87 60,1 0,85 16,9

Таможенные сборы 217,4 3,35 16,3 0,24 16,4 0,23 -92,45

'Составлено по данным таможенной статистики

ских, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранных конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом. Регулирующая, защитная и фискальная функции таможенного тарифа тесно взаимосвязаны между собой.

При проведении многолетних переговоров России при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) комплексно учитывались три функции таможенного тарифа. Россия вступила в ВТО в 2012 году и с этого момента таможенно-тарифная политика страны формируется в соответствии с требованиями данной организации. Россия приняла обязательства по обеспечению требований ВТО, в первую очередь это касается ставок Единого таможенного тарифа, которые были приведены в соответствии с начальными ставками ВТО. Сни-

Наиболее незащищенными отраслями в условиях членства в ВТО, по мнению многих экспертов, являются сельское хозяйство и автомобильная промышленность.

На современном этапе существует ряд проблем, связанных с развитием сельского хозяйства:

1) высокие тарифы на услуги в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и низкий уровень оплаты труда занятого в сельском хозяйстве населения от ее среднего уровня по остальным отраслям экономики страны;

2) уровень доходов большей части сельскохозяйственных производителей остается низким, так

жение ставок проходит в несколько этапов. Переходный период составляет 2-3 года, но для наиболее чувствительных товаров он составляет 5-7 лет. Самый продолжительный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).

Снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением в ВТО проходит следующие этапы:

- в 2012 году с 9,5 % до 7,36 %;

- в 2013 году с 9,33 % до 7,24 %;

- в 2014 году с 9,15 % до 6,65 %;

- в 2015 году с 9,15 % до 5,94 %.

Изменение средних ставок ввозных таможенных

пошлин на отдельные товарные позиции, в связи с выполнением обязательств России по присоединению к ВТО, представлены в таблице 3.

как реализация производимой ими продукции не обеспечивает расширенного воспроизводства; высокая закредитованность отрасли;

3) недостаточность собственных и привлеченных финансовых ресурсов, малая доля инвестиций в агропромышленный комплекс, что негативно сказывается на темпах модернизации сельскохозяйственного производства и сельхозмашиностроения, это приводит к низкой конкурентоспособности данных товаров.

Перечисленные тенденции оказали влияние на динамику экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (таблица 4) [6].

Таблица 3 - Изменение ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением в ВТО (%)

Наименование товара Связанная ставка ввозной таможенной пошлины на дату присоединения Конечная связанная ставка ввозной таможенной пошлины

Молочная продукция 20 15

Злаки 15 10

Масличные культуры 9,0 7,1

Автомобили 15,5 12,0

Бумага и древесина 13,4 8,0

Химическая продукция 6,5 5,2

Электрооборудование 8,4 6,2

Таблица 4 - Динамика экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья

Российской Федерации*

Направление товаропотока Млн долл. США Темп прироста

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Экспорт 16598,1 13838,2 16281,7 -1,90624

Импорт 40202,5 39820,7 35869 -10,7792

*Составлено по данным таможенной статистики

Динамика экспорта и импорта продовольственных товаров имеет тенденцию к снижению, это объясняется непростой ситуацией на внешнем рынке и существующими внутренними проблемами развития агропромышленного комплекса.

Для поддержания отечественных сельхозпроизводителей Российская Федерация использует тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы, а также некоторые продукты из молочной сыворотки. Так, ввозная пошлина на говядину на квотируемую продукцию составляет 15 %, неквотируемую -55 %. На свинину устанавливается нулевая ставка в пределах квоты и 65 % за ее пределами. Для отдельных видов птицы в пределах квоты - 25 % и соответственно за ее пределами - 80 %. С 2020 года квота на свинину будет полностью отменена - ее заменит «плоский» тариф в размере 25 %. Данное обстоятельство усложнит обеспечение конкурентоспособности животноводческой отрасли [8].

Также существует проблема, связанная с ростом цен на минеральные удобрения. До вступления в ВТО отечественные сельхозпроизводители покупали минеральные удобрения по ценам, согласо-

Однако следует отметить, что соблюдение вышеприведенных норм не позволят реализовать Стратегию развития автомобильной промышленности, по которой к 2020 году 80 % продаваемых машин в России должны производиться внутри страны. Кроме того, российские автомобили дешевле иномарок, что вызывает спрос из-за дешевизны, а не из-за качества. После переходного периода иномарки можно будет купить по более низкой цене, это однозначно вызовет падение спроса на российские автомобили.

Рассмотренные основные функции таможенного тарифа на примере агропромышленного комплекса

ванным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 2013 г. минеральные удобрения закупаются по мировым ценам, что привело к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию на 35-40 %.

Сельскохозяйственное машиностроение испытывает трудности из-за научно-технической отсталости. Усугубит проблему то, что ввозные пошлины на импортные комбайны и прицепную технику сократятся в три раза - с 15 до 5 %.

Для автомобильной отрасли, как и для сельского хозяйства, снижение таможенных пошлин несет немало проблем. Доля нашей страны в мировом экспорте автомобильной продукции является незначительной. В то же время Россия является привлекательным рынком сбыта для импортеров, что является основной угрозой для автомобильной отрасли, так как уровень конкуренции очень высокий.

Постепенное снижение ставок таможенных пошлин в течение семи лет позволит отечественной автомобильной промышленности усовершенствовать производство, а также произвести конкурентоспособную продукцию (таблица 5).

и автомобильной промышленности позволяют сделать вывод о том, что меры таможенно-тарифного регулирования должны быть нацелены на:

- уменьшение значения фискальной функции таможенного тарифа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рационализацию импорта и привлечение инвестиций в данную отрасль, чтобы стимулировать конкурентоспособность российских товаров.

Таким образом, выявлено, что таможенно-тарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности играют важную роль в экономическом развитии России. Результаты исследования свидетельствуют, что в настоящее время методы

Таблица 5 - Изменение ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды автомобилей (%)

Вид автомобиля Ставка ввозной таможенной пошлины до вступления в ВТО Ставка ввозной таможенной пошлины после вступления в ВТО

Новые тягачи экологических классов ниже 4-го ставки 25 10

Новые самосвалы полной массой от 20 тонн 25 10

Поддержанные самосвалы от 3 до 5 лет 30 15

Новые легковые автомобили 30 15

Новые автобусы вместимостью менее 120 человек 20 10

Бывшие в эксплуатации автобусы от 3 до 5 лет 30 10

таможенно-тарифного регулирования не в полной мере выполняют свои функции, в первую очередь защитную и регулирующую. В связи с этим необходимо выделить наиболее существенные проблемы применения таможенного тарифа в механизме регулирования внешнеторговой деятельности:

1) для российской экономики характерно, что таможенный тариф выполняет главным образом фискальную функцию, а не защитную и регулирующую;

2) для тарифной системы России характерна недостаточно высокая степень эскалации таможенного тарифа;

3) для защиты отечественных товаропроизводителей недостаточно используются таможенные

Таким образом, с помощью таможенного тарифа решаются крупномасштабные задачи по формированию доходной части федерального бюджета,

механизмы, такие как специальные, компенсационные, антидемпинговые и сезонные пошлины;

4) для российского рынка характерно расширение зоны влияния импорта в отдельных отраслях, что весьма актуально в свете членства России в ВТО;

5) значительное снижение ставок таможенных пошлин в связи с вступлением в ВТО отрицательно сказывается на уровне тарифной защиты и проявляется, главным образом, в низкой конкурентоспособности отдельных отраслей российской экономики.

Для решения выявленных проблем можно выделить меры таможенного регулирования в отдельных отраслях экономики России, которые приведены в таблице 6.

защите отечественных отраслей экономики, и как следствие обеспечение экономической безопасности страны.

Таблица 6 - Меры таможенно-тарифного регулирования экономики России

Отрасль экономики Меры таможенно-тарифного регулирования

Сельское хозяйство - применение тарифных квот на отдельные виды сельскохозяйственных товаров; - меры по увеличению уровня ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную технику; - проведение специального антидемпингового защитного расследования в отношении импорта зарубежных зерноуборочных комбайнов.

Автомобильная промышленность - применение умеренных тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта, которые соответствуют правилам ВТО и Евразийского экономического союза

Литература

1. Немирова Г.И. Таможенные платежи как индикатор развития экономики России и внешнеторговой деятельности / Г.И. Немирова // Вестник Российской таможенной академии. - 2015.- № 4 (33). - С. 26-35.

2. Джерелейко, И.С. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в России / И.С. Джерелейко // Балтийский экономический журнал. - 2010. - № 1. - С. 21-29.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 10.10 2014// КонсультантПлюс: справочная правовая система Документы ТСВТ. М.: OIM.RU, 2004-2016. URL: http://www.consultant.ru.

4. Рожкова, Ю.В. Влияние реализации системных таможенных функций на развитие экономики страны/ Ю.В. Рожкова //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - №2 2 (46). - С. 224 - 227

5. Курманова, Д. А. Современные проблемы таможенно-тарифного регулирования / Д. А. Курманова // Вестник ВЭГУ - 2012. - № 2 (58). - С. 35-39.

6. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли. Документы ТСВТ. М.: OIM.RU, 2004-2016. и^: http://www.customs.ru/.

7. Рожкова, Ю.В. Роль таможенного регулирования в функционировании социально-экономических подсистем/ Ю.В. Рожкова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 2 (40).- С. 214-217.

8. Сауренко,Т.Н. Влияние ставки таможенного тарифа на объем импорта во внутреннем потреблении государств-участников Таможенного союза/Т.Н. Сауренко // Вестник Российской таможенной академии. -2014. - № 1 (26). - С. 18-26.

9. Рожкова, Ю. В. Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях / Рожкова Ю. В. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета .- 2015. - № 3(53). - С. 292-295.

10. Халипов, С.В Таможенное регулирование в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации/ С.В. Халипов//Евразийский юридический журнал.- 2013. - № 2 (57). - С. 24-30.

11. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06. 2012 № 1125-р. Документы ТСВТ. М.: OIM.RU, 2004-2016. и^: http://www.consultant.ru.

12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 № 378-р. Документы ТСВТ. М.: OIM.RU, 2004-2016. URL: http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.