Научная статья на тему 'Роль таможенного дела в ускорении межгосударственных экономических отношений'

Роль таможенного дела в ускорении межгосударственных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CUSTOMS / EXPORT / IMPORT / BUDGET / CUSTOMS BORDER / TRADE / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайдаров Низамиддин

В данной статье рассматриваются вопросы поэтапного становления таможенного дела после приобретения независимости Республики Узбекистан. Отражаются и анализируются роль таможенного дела в развития национальной экономики страны. Обосновывается влияние таможенных дел в развитии межгосударственных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CUSTOMS IN THE ACCELERATION OF INTERSTATE ECONOMIC RELATIONS

This article deals with the issues of gradual formation of customs after the independence of the Republic of Uzbekistan. The role of customs in the development of the national economy is reflected and analyzed. The influence of customs affairs in the development of interstate economic relations is substantiated.

Текст научной работы на тему «Роль таможенного дела в ускорении межгосударственных экономических отношений»

УДК:339.543.38

РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УСКОРЕНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Н.Хайдаров1

Центра переподготовки кадров и статистических исследований при Государственном

комитете Республики Узбекистан по статистике 100077, Узбекистан, г.Ташкент, проспектМустакиллик-42б.

В данной статье рассматриваются вопросы поэтапного становления таможенного дела после приобретения независимости Республики Узбекистан. Отражаются и анализируются роль таможенного дела в развития национальной экономики страны. Обосновывается влияние таможенных дел в развитии межгосударственных экономических отношений.

Ключевые слова: таможенное дело, экспорт, импорт, бюджет, таможенная граница, торговля, экономика.

THE ROLE OF CUSTOMS IN THE ACCELERATION OF INTERSTATE ECONOMIC

RELATIONS

N. Haydarov

The center of retraining ofpersonnel and statistical researches at the State committee of the Republic of Uzbekistan statistically, 100077, Uzbekistan, Tashkent, handout Mustakillik-42b.

This article deals with the issues of gradual formation of customs after the independence of the Republic of Uzbekistan. The role of customs in the development of the national economy is reflected and analyzed. The influence of customs affairs in the development of interstate economic relations is substantiated.

Keywords: customs, export, import, budget, customs border, trade, economy.

Таможенная политика является составной частью финансовой политики любого самостоятельного государства. До недавних пор, точнее до приобретения политической независимости, в Узбекистане не проводилась обособленная и отдельная таможенная политика, так как республика находилась в составе бывшего Советского Союза и не было необходимости в её выделении, несмотря на то, что Узбекистан, помимо союзных государств, граничил с такой страной, как Афганистан. СССР имел торговые отношения с Афганистаном, однако доходы от импортных и экспортных операций поступали только в союзный бюджет.

Нужно отметить, что в начале 90-х годов прошлого столетия, доходная часть бюджета Узбекистана не покрывала своих расходов. Примерно 18 - 20 процентов дохода в бюджет Республики поступало в виде дотаций и субвенций из союзного бюджета. Эта сумма составляла приблизительно 1,8 млрд. рублей. Как отмечалось выше, налоговая и таможенная политика того периода не позволяла пополнять свой республиканский бюджет. Причинами в основном были следующие.

Во-первых, республики Средней Азии были сырьевой базой. Например, Узбекистан обеспечивал хлопковым волокном остальные республики бывшего Союза. На узбекских предприятиях производилось и перерабатывалось более 6 миллионов тонн хлопка, что составляло 8 процентов всех объёмов полу готовой и готовой продукции, 92 процента хлопка в виде сырья отправлялось в центральные и северо-западные республики Союза и социалистических стран.

Во-вторых, таможенные платежи не поступали в республиканский бюджет. Они в основном поступали только в союзный бюджет, что отрицательно сказывалось на местном бюджете.

С распадом СССР ситуация коренным образом изменилась. После обретения независимости Республика Узбекистан постепенно стала осуществлять собственную налоговую и таможенную политику, защищающую также интересы республик и государств, находящихся в одном блоке СНГ, ШОС и других объединений.

Хайдаров Низамиддин - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Центра, тел.: +998909183654, е-шаП: khaydarov.l962@mail.ru

За годы независимости организационные, экономические и правовые основы таможенной системы Узбекистана претерпели коренное изменение, и сегодня в стране функционирует современная структура таможенных органов, в состав которой входят Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан и его территориальные подразделения, включая более 200 таможенных постов, Высший военный таможенный институт и Национальный центр кинологии. Изменилось отношение к таможне и таможенным органам. Например, в бывшем Союзе к таможне относились как к государственному институту, обслуживающему монополию внешней торговли. В настоящее время таможня регулирует вопросы «перевоза товаров и транспортных средств через таможенную границу, взымание таможенных платежей, таможенное оформление,

осуществление таможенного контроля, а также установление порядка предотвращения, выявления и прекращения нарушения таможенного законодательства»5.

В настоящее время: «Основной целью таможенной политики является обеспечение соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, перевозке, хранении и переработке товаров, обеспечение своевременности и правильности уплаты таможенных платежей, обеспечение соблюдения мер экономической политики, требований и условий таможенных режимов, пресечение и предупреждение нарушения таможенного законода-тельства»6. Таможенную деятельность невозможно представить без международных связей. Функциональнаяособенность таможни заключается в контроле международного товарообмена.

Таможенная система как неотъемлемая часть мировой экономики приобрела независимый международный статус в 70-е годы ХХ века. Такое положение стало приобретать не только экономическое, но и социально-политическое содержание. Таможенная политика позволила, прежде всего, поддерживать благоприятные торговые отношения между государствами. Функциональная особенность этой системы связана с появлением международных организаций, занимающихся таможенными вопросами, кодификацией внутренних таможенных процедур, гармонизацией национальных стандартов с международными, акти-

5Таможенный кодекс Республики Узбекистан от 20 января 2016 года.

6 Там же.

визацией таможенных отношений между государствами.

Узбекистан присоединился к Всемирной таможенной организации 28 июля 1992 года. В июне 1995 года он был избран в состав Политической комиссии этой организации. В составе данной Комиссии, насчитывающего 24 участника, Узбекистан смог установить взаимовыгодные отношения с государствами-членами, широко освещать проводимые экономические и социальные реформы в зарубежных странах, защитить свои интересы в сфере таможенной практики и развить таможенную службу, отвечающую мировым требованиям.

Одной из основных целей сотрудничества в рамках Всемирной таможенной организации является гармонизация правовых норм таможенного администрирования, применяемых в нашей стране, с действующими международными конвенциями и другими международными стандартами таможенной практики. В настоящее время Узбекистан присоединился к 15 международным конвенциям в области таможенного дела и планирует подписать еще девять конвенций в данной сфере. В частности, Узбекистан 28 июля 1992 года присоединился к Конвенции, учреждающей Совет таможенного сотрудничества. В качестве основных стратегических направлений реализации Концепции были определены:

- обеспечение безопасности и содействие международной торговле, включая упрощение и гармонизацию таможенных процедур;

- обеспечение справедливого, эффективного сбора государственных доходов;

- защита здоровья и обеспечение безопасности общества;

- продвижение институционального развития.

Участие во внешней торговле является традиционной сферой для Узбекистана. Исторические данные свидетельствуют о том, что наши предки были хорошо обучены торговле, были налажены трансграничные сухопутные и морские торговые пути. Шелковый путь является примером того, что экономические и культурные связи на равноправной основе Центральной Азии со странами Ближнего и Среднего Востока имели огромное значение. Особенность истории таможенной системы заключается в том, что истоки торговых отношений начались с создания и поддержки определенных интересов караванной торговли. А оплата таможенных пошлин, например, как это сложилось в Европейских странах, не была самоцелью.

Роль таможенного дела в ускорении межгосударственных экономических отношений

С научной точки зрения, история узбекской государственности в системе государственного управления показывает, что таможенные отношения основаны не только на традициях, но и на фундаментальных основах государственности и общественно-социальных интересах в целом.

В настоящее время демонстрируются возможности для максимального взаимовыгодного и прибыльного освоения новых рынков, что подтверждается узбекско-китайским экономическим сотрудничеством по экспорту продукции на рынок Китая и ряда других стран.

Предложенный Китаем проект «Один пояс - один путь» включает реализацию около 900 различных инфраструктурных проектов (автомобильные, железные дороги, порты, электростанции, мосты и т. д.) в более чем в 60 странах региона. Эксперты оценивают инвестиции, необходимые для его реализации, в объеме от 2 трлн. долл. до 3,5 трлн. долл. США. Учитывая отсутствие доступа к морю, Узбекистан проявляет большой интерес к «Экономическому поясу Шелкового пути», который открывает перспективы для каждого государства в полной мере использовать его возможности, эффективно с экономической точки зрения дополнять друг друга, стимулировать торговлю и инвестиции и развивать партнерские отношения.

Оценивая опыт, накопленный таможенной системой в годы независимости с точки зрения научно-теоретического и практического значения, Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев в своём обращении к Олий Маж-лису, касаясь вопроса дальнейшей либерализации внешней торговли, отметил: «Многие знают, что сложность таможенных процедур является одним из основных факторов препятствий для предпринимательства. Согласно докладу Всемирного банка, жаль, что Узбекистан занимает 175-е место из 190 стран по оформлению экспортно-импортной документации. Например, для таможенного оформления в Бельгии достаточно одного часа, у нас на это уходит 1 месяц»7. В то же время сложные процедуры и длительные сроки таможенного контроля и оформления препятствуют полной реализации реформ. Более того, неудовлетворительная организация межведомственного и международного сотрудничества в области мониторинга внешнеторговых операций не позволяет эффективно выполнять задачи по предотвращению

7 Обращение Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к Олий Мажлису.http:uza.uz 22-122017

импорта контрабандных и контрафактных товаров и выявлять схемы неуплаты таможенных платежей.

Следующая задача - сделать выводы из достигнутых результатов, устранить некоторые недостатки и определить направления стратегического развития таможенной службы. Сегодня внешнеэкономические связи регулируются не только специально принятыми нормативно-правовыми документами в таможенной сфере, но и актами налогово-финансового и таможенного законодательства. Следует отметить, что основные принципы и процедуры осуществления внешнеэкономических связей в стране отражены в Законе «О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан». Принятие этого закона обеспечило защиту прав, интересов и имущества субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от форм деятельности, создало правовую основу интеграции экономики в мировую экономическую систему. Применение закона было введено во все виды и формы внешнеэкономических связей, включая экономическое, научно-техническое, культурное сотрудничество, обучение, международную и приграничную торговлю, страхование, банковское дело, транспортные операции, туризм и другие виды деятельности в области международных экономических отношений. Узбекистан осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность на основе следующих основных принципов:

- принцип свободы и экономической независимости субъектов внешнеэкономической деятельности;

- принцип равенства субъектов внешнеэкономической деятельности;

- принцип не дискриминации при ведении торгово-экономических отношений;

- принцип взаимной заинтересованности в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- принцип государственной защиты прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что в результате дальнейшей либерализации и углубления реформ в таможенной системе страны были упрощены юридические аспекты внешнеэкономической деятельности и прозрачности таможенных процедур, приняты многие нормативные документы, в частности, Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года «О дополнительных мерах по обеспечению ус-

коренного развития предпринимательства, комплексной защиты частной собственности и качественного улучшения деловой среды», в том числе новая редакция Таможенного кодекса Республики Узбекистан.

Существенные результаты достигнуты по вопросам, предусмотренным в Стратегии действий, а именно по направлению дальнейшего развития и либерализации экономики, обеспечению стабильности цен и национальной валюты, постепенного внедрения современных рыночных механизмов регулирования национальной валюты, расширению внешнеэкономических связей, внедрению современных технологий для производства продукции и материалов на экспорт, развитию инфраструктуры, транспорта, логистики и предпринимательства, а также повышению инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.

Для анализа значения экспортно-импортных операций в развитии государства рассмотрим динамику доли экспорта и импорта в общем объеме валового внутреннего продукта Республики Узбекистан на основе фактических данных (табл. 1).

Как видно из таблицы1, наибольшая доля экспорта в ВВП в 2008 году составила 41,1 процент. На основе семилетнего наблюдения, проведенного недавно, можно сделать вывод, что снижение доли экспорта в ВВП в 2011 году составило 32,6 процентов, а в 2017 году этот показатель составил 28,7 процентов. Наибольшая доля импорта в ВВП за последнее десятилетие составила 38,5 процентов в 2008 году, тогда как в 2018 году этот показатель составил 35,3 процентов. Доля импорта в ВВП на душу населения в 2012 - 2018 годах была достаточно высокой, что стало причиной снижения валютных резервов страны в результате импорта участниками внешнеторговой деятельности товаров, которые не производились в стране.

Целесообразно проанализировать долю общих таможенных сборов, взимаемых дляГосударственногобюджетаРеспублики Узбекистан в общем объеме косвенных налогов (табл. 2).

За последние десять лет наибольшая доля собранных таможенных пошлин в общем объеме косвенных налогов была в 2014 году. В 2007-2017 годах среднее арифметическое значение этого показателя составляло 6,9%. Данный факт показывает, что в таможенном законодательстве созданы благоприятные условия для инвестирования и всех субъектов предпри-

нимательства, включая малый бизнес, занимающихся внешней торговлей.

В настоящее время Узбекистан использует систему таможенного контроля применяя принцип предварительного предупреждения рисков, существующий в развитых странах. Это, в свою очередь, экономит как государственные ресурсы, так и время предпринимателей. Система предупреждения рисков успешно внедрена в работе таможенного досмотра товаров хозяйствующих субъектов, что свидетельствует об успешном функционировании зеленых и красных коридоров.

Таблица 1 - Доля экспортно-импортных операций по отношению к ВВП в 2006-2018 гг. (по товарам и услугам)8

В настоящее время мировой рынок постоянно меняется, усиливающаяся в условиях глобализации конкуренция требует реализации принятых в «Стратегии действий» мер, которые включают в себя реформирование таможенных отношений, обеспечение прозрачности государственных услуг и их доступность, сбалансированность экспортно-импортных операций, реализация которых ускорит развитие предпринимательской деятельности, повысит инвестиционный и экспортный потенциал и станет одним из важнейших условий для улучшения качества жизни населения.

8Составлена автором по данным годовых отчетов Всемирного банка.

№ Годы Доля экспорта в ВВП, в % Доля импорта в ВВП, в %

1. 2006 36,5 30,9

2. 2007 39,6 36,5

3. 2008 41,1 38,6

4. 2009 34,2 37,8

5. 2010 31,6 28,5

6. 2011 32,6 30,8

7. 2012 27,3 32,5

8. 2013 26,6 30,9

9. 2014 23,1 27,1

10 2015 19,5 21,3

11 2016 18,8 20,6

12 2017 28,7 26,7

13 2018 24,1 35,3

Таблица 2 - Исполнения государственного бюджета Республики Узбекистан (по некоторым типам доходов, по годам

Налог на добавлен- Таможенные платежи

СЗ н ц Косвенные налоги ную стоимость (НДС) Акцизный налог

Годы 2 Е? ю ч ы рл дл о 2 £ сумма, млрд.сум доля в доходах бюджета, в % сумма, млрд.сум доля в косвенных налогах, % сумма, млрд.сум доля в косвенных налогах, % сумма, млрд.сум доля в косвен ных налогах, %

2007 6 145 2 915,5 47,45 1 721,7 59,05 773,9 26,54 168,8 5,79

2008 8 760,8 4 123,3 47,07 2 505,5 60,76 1 123,3 27,24 317,6 7,70

2009 10840,2 5 438,3 50,17 3 085,0 56,73 1 794,5 33,00 334,2 6,15

2010 13596,7 6 858,5 50,44 3 900,2 56,87 2 219,4 32,36 430,3 6,27

2011 17061,3 8 225,0 48,21 4 761,4 57,89 2 541,8 30,90 516,3 6,28

2012 21295,7 10434,5 49,00 5 966,6 57,18 3 175,9 30,44 759,7 7,28

2013 26223,0 13398,6 51,09 7 552,5 56,37 4 168,3 31,11 1 007,4 7,52

2014 31730,5 16852,3 53,11 9 476,1 56,23 4 941,1 29,32 1 350,0 8,01

2015 36493,3 19193,8 52,60 10 851,0 56,53 5 618,4 29,27 1 481,5 7,72

2016 41043,5 21130,7 51,48 11 891,6 56,28 6 258,2 29,62 1 449,5 6,86

2017 49684,8 26133,6 52,60 14 686,2 56,20 7 449,2 28,50 1 707,4 6,53

2018

(прог 62229,5 33404,3 53,68 22 019,4 65,92 8 343,8 24,98 1 415,3 4,24

ноз)

Составлена автором на основе открытой информации официального сайта Министерства финансов Республики Узбекистан. https:www. mf.uz

Республики Узбекистан и Российской Федерацией связывают несколько веков. В одно время мы жили в общей семье. Мы друг друга признавали, как равноправного сверстника и никаких границ, и проверок документов не было. Хотя в конце 1991 году, после распада СССР каждая республика стала отдельным государством, и тогда между Россией и Узбекистаном существенных преград не было. Хотя с непосредственно граничащими государствами (Киргизстан и Таджикистан) были строгие таможенные процедуры и даже визовой режим но между нами такого не было.

Последние два года сближения ещё более усилилась в положительную сторону. В частности, развитие сотрудничества в сферах торговли, экономики, нефтехимической отрасли, транспортных коммуникаций, сельского хозяйства, культуры, туризма, создания достойных условий для трудовых мигрантов и другие.

4 - 5 апреля 2017 года Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев с государственным визитом побывал в Москве. В ходе визита подписаны более 50 соглашений на общую сумму 12,5 млрд. долларов. Мы уверены в том, что Подпи-

санные документы послужат развитию Узбекистана и России, дальнейшему росту благосостояния народов двух стран, поднятия на новый уровень взаимодействия между нашими государствами.

На сегодняшний день в Узбекистане действует более тысяч совместных предприятий, созданных в сотрудничестве с российскими партнерами. В нашей стране открыты представительства 64 фирм и компаний России. На территории Российской Федерации эффективно действуют 595 субъектов предпринимательства, образованные совместно с узбекскими партнерами.

Хотел бы особо отметить, что если с начала года товарооборот Узбекистана со странами СНГ вырос более чем на 20 процентов, то товарооборот с Россией вырос по сравнению с предыдущим годом почти на 34%, до 3,65 миллиарда долларов США. По нашему мнению, эти цифры и намерении говорят о том, что между Россией и Узбекистаном таможенное сотрудничество становится широко и объемно и станет ещё крепче.

В конце 2018 года Правительство Узбекистана утвердило новые нормы беспошлинного ввоза продукции для физических лиц через автодорожные (пешеходные), железнодорожные и речные пункты. Ранее Узбекистанцы могли беспошлинно ввозить в страну в течение одного календарного месяца 20 видов товаров, каждый по одной штуке. То есть, раз в месяц можно было беспошлинно завезти один холодильник, морозильник, кондиционер, пылесос, стиральную машинку, газовую или электрическую плиту, телевизор, микроволновку, духовую печь, утюг, фен, кухонный комбайн, телефонный аппарат, компьютерную технику, принтер, планшет, ноутбук и столовую посуду (комплект). Теперь узбекистанцы смогут завозить по одной единице указанной выше продукции, один раз в шесть месяцев, вместо одно-

9

го раза в месяц .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что позволило правительству принять такое не популярной решеное. Нам кажется, этому способствовало несколько объективных и субъективных причин.

Во-первых, разгружаются таможенные процедуры. Так как пройденная практика показала, что некоторые лица проходили таможенные границы всей семьёй, и каждый месяц без пошлины провозили, почти каждый их них льготные товары. Это способствовало образованию небывалых очередей среди людей, и простые люди часто жаловались о непорядках в таможенных границах.

Во-вторых, они беспошлинно провезённые товары перепродавали на внутреннем рынке и тем самим косвенно препятствовали продаже местных товаров на рынке. Это снизило доходы некоторых местных компаний. В свою очередь они не смогли вовремя оплатить обязательные платежи в государственный бюджет к тому же были вынуждены увольнять рабочих на рынке труда. Тем самым еще больше усугубляли и того не простой социальный процесс в стране.

В-третьих, государственный бюджет страдал от недопоступления таможенных пошлин, что привело к увеличению налогов и ставок, и к увеличению налогового бремени для налогоплательщиков.

Таможенные платежи (НДС, акцизы, таможенные пошлины и таможенные сборы) играют важную роль в формировании доходной части бюджета, а, следовательно, эти рычаги

9Узбекистан серьезно ужесточил нормы беспошлинного ввоза продукции для физических лиц от 17 Октября 2018 года.Щрвфо^оЬпо.щ

необходимо совершенствовать, что должно быть удобно и для субъектов внешнеэкономических отношений, и для государства.

Необходимо смягчить с соседними и дальними зарубежными странами политику в отношении таможенных процедур, что должно выражаться в проведении различного рода форумов, конференций с участием ученых и практиков в области таможенного дела, а также, сотрудников таможенных органов.

В настоящее время растет интерес субъектов предпринимательства и населения к вопросам развития и совершенствования таможенной сферы, что объясняется следующими факторами:

- во-первых, по мере активизации внешнеэкономической деятельности в условиях развивающейся инновационной экономики, объем внешней торговли также быстро растет. Например, вначале 2000 году во внешнеэкономической деятельности участвовало 4000 хозяйствующих субъектов, в том числе 1000 иностранных компаний. В настоящее время их число увеличилось в несколько раз. В таможенных отношениях происходят важные изменения, в том числе совершенствуются правовые основы таможенной системы, таможенные процедуры, таможенные учреждения, формируются новые таможенные концепции, организовываются свободные экономические зоны;

- во-вторых, углубленный анализ инновационного развития страны, глобальных рыночных условий и международной экономической интеграции Республики Узбекистан в условиях усиления конкуренции и глобализации требует реформирования внешнеэкономической деятельности, которая влечет изменения в таможенной политике;

- в-третьих, развитие таможенной системы также связано с устранением общественных проблем в контексте глобализации. Эти проблемы, прежде всего, охватывают важные аспекты общественных отношений, таких как безопасность, духовность и культурные ценности. В этом процессе роль таможенных органов будет возрастать, и таможенная служба будет играть, наряду с контролем за перемещением товаров и транспортных средств через границу, важную роль в обеспечении экономической, социальной и политической безопасности страны;

- в-четвертых, таможенная система создала благоприятные условия для развития внешнеторговых отношений и стала фактором обеспечения социально-экономической безопасности. Нынешний этап внешнеэкономических связей характеризуется либерализацией

Роль таможенного дела в ускорении межгосударственных экономических отношений

торговых отношений. В то же время экономическая безопасность означает защиту государственных интересов от внешних и внутренних угроз, экономических и материальных потерь;

- в-пятых, таможенные органы тесно сотрудничают с другими органами государственного надзора, в частности с налоговой службой. Однако, в условиях инновационного развития требуется совершенствование интерактивной и межправительственной системы обмена информацией в целях дальнейшего повышения ее эффективности и формирования непрерывно обновляемой базы данных. Это приведет к ускорению процедур таможенного оформления в экспортно-импортных операциях, упрощению таможенных процедур и повышению качества предоставляемых таможенных услуг;

- в-шестых, Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан необходимо пересмотреть и проанализировать деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся внешнеторговой деятельностью, и, как следствие, составить список продукции, которую можно импортировать в страну, что послужит более эффективному использованию золотовалютных резервов страны. Кроме того, если участники внешнеэкономической деятельности подтверждают, что товары ввозятся в страну в соответствии с таможенным законодательством, они должны быть обеспечены зеленым коридором. За исключением вышеуказанного списка ввозимой продукции, все участники внешнеэкономической деятельности, импортирующие товары, обязаны проводить общие таможенные проверки на основе системы красного коридора. Для этого необходимо также сформулировать список товаров и стран с высоким уровнем риска, что обеспечит верховенство закона, научит субъекты внешнеэкономической деятельности соблюдать нормативно-правовые акты.

Стратегическими направлениями

совершенствования деятельности таможенных органов является проведение

институциональных изменений, оптимизация их задач и функций, повышение окрытости и прозразности, а также упрощение таможенных процедур с целью повышения эффективности таможенной системы. Следует отметить, что проведение открытой таможенной политики, эффективно использующейся в развитых странах, с учетом особенностей национального менталитета и осуществления реформ в этой области, станут эффективным механизмом в совершенствовании таможенной системы и будут способствовать стандартизации деятельности государственных таможенных органов в Республике Узбекистан. Таким образом, решение вышеприведенных таможенных процедур будет способствовать развитию таможенной политики, а также внешнеэкономических взаимоотношений между Россией и Узбекистаном на различных уровнях.

Литература

1. Таможенный Кодекс Республики Узбекистан. от 20 января 2016 года.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах»

3. Обращение Президента Республики Узбекистан к Олий Мажлису. http:uza.uz от 22 декабря 2017 г.

4. Законе «О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» от 26 мая 2000 г.

5. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательства, комплексной защиты частной собственности и качественного улучшения деловой среды» от 5 октября 2016 г.

6. Узбекистан серьезно ужесточил нормы беспошлинного ввоза продукции для физических лиц от 17 Октября 2018 года. https: podrobno.uz

7. Центральный банк Республики Узбекистан «Сведения о золотовалютных резервах Республики Узбекистан» 2018-2019 годы.

8. Узбекистан Национальное информационное агентство. URL: http:uza.uz (дата обращения 05.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.