Научная статья на тему 'РОЛЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) В УСТРОЕНИИ ГЕФСИМАНСКОГО СКИТА И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕГО НАСЕЛЬНИКОВ'

РОЛЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) В УСТРОЕНИИ ГЕФСИМАНСКОГО СКИТА И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕГО НАСЕЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ / МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / МОНАСТЫРЬ / СТАРЧЕСТВО / ШКОЛА СТАРЧЕСТВА / ДУХОВНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / THE GETHSEMANE SKETE / THE METROPOLITAN OF MOSCOW FILARET (DROZDOV) / SPIRITUAL LIFE / MONASTERY / THE ELDERS / THE SCHOOL OF ELDERSHIP / SPIRITUAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богачев Е. Н.

Целью исследования явилась роль митрополита Московского Филарета (Дроздова) в строительстве Гефсиманского скита. В статье прослеживается и анализируется причины основания скита, процесс становления обители, ее духовной жизни. Выявлена и освещена роль святителя в формировании школы старчества Гефсиманского скита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SAINT FILARET (DROZDOV) IN THE STRUCTURE OF THE GETHSEMANE MONASTERY AND THE SPIRITUAL LIFE OF ITS INHABITANTS

The purpose of the study was the role of Metropolitan Filaret of Moscow (Drozdov) in the construction of the Gethsemane skete. The article traces and analyzes the reasons for the Foundation of the skete, the process of formation of the monastery, its spiritual life. The role of the Saint in the formation of the Gethsemane skete the school of eldership.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) В УСТРОЕНИИ ГЕФСИМАНСКОГО СКИТА И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕГО НАСЕЛЬНИКОВ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 6, 2020: 768-778

Роль святителя Филарета (Дроздова) в устроении Гефсиманского скита и духовной жизни его насельников

Е.Н. Богачев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: Гефсиманский скит, митрополит Московский Филарет (Дроздов), духовная жизнь, монастырь, старчество, школа старчества, духовная преемственность.

Key words: the Gethsemane skete, the Metropolitan of Moscow Filaret (Drozdov), spiritual life, monastery, the elders, the school of eldership, spiritual continuity. Резюме: Целью исследования явилась роль митрополита Московского Филарета (Дроздова) в строительстве Гефсиманского скита. В статье прослеживается и анализируется причины основания скита, процесс становления обители, ее духовной жизни. Выявлена и освещена роль святителя в формировании школы старчества Гефсиманского скита. Abstract: The purpose of the study was the role of Metropolitan Filaret of Moscow (Drozdov) in the construction of the Gethsemane skete. The article traces and analyzes the reasons for the Foundation of the skete, the process of formation of the monastery, its spiritual life. The role of the Saint in the formation of the Gethsemane skete the school of eldership.

[Bogachev E.N. The role of saint Filaret (Drozdov) in the structure of the Gethsemane monastery and the spiritual life of its inhabitants]

В трех километрах к востоку от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1843-1844 гг. стараниями свт. Филарета (Дроздова, f1867) и наместника Лавры прп. Антония (Медведева, f1877) был устроен Гефсиманский скит, уже к концу века ставший известным своими насельниками-старцами далеко за пределами России. Несмотря на большую известность обители, вклад в ее строительство митрополита Московского Филарета остается в тени, и тому есть некоторые причины. В данной статье проводится всестороннее исследование роли святителя в строительстве скита и становлении духовной жизни его насельников.

Причин основания скита, думается, было немало, но выделить как основные можно две. Во-первых, стремление

митрополита Филарета и его наместника в Лавре архимандрита Антония к пустынножительству и уединенной молитве. Во-вторых, сложные взаимоотношения митрополита Московского Филарета с Святейшим Синодом, его обер-прокурором Николаем Александровичем Протасовым (^ 1855), Государем Императором Николаем I (f1855). 24 февраля 1836 г. (здесь и далее ст.стиль - примечание автора) граф Протасов Н.А. был определен обер-прокурором Святейшего Синода, из которого он формирует подобие министерства. Св. Синод был вынужден претворять в жизнь не свои собственные взгляды на цели и задачи духовного образования, а идеи обер-прокурора, чему способствовало предварительное знакомство с ними Государя что вызывало, как правило, сочувствие самодержца взглядам Протасова и одобрение задуманных им преобразований. Благодаря такому положению графа Протасова, члены Синода, в случае проявления самостоятельности, часто подвергались неприятным для себя последствиям. Коллегия архиереев Синода стала безгласным органом при обер-прокуроре. Такой способ администрирования унижал сам Синод, всю Православную Церковь, порождал охлаждение в народе к Церкви. Однако, как ни велико было значение графа Протасова Н.А. в сфере жизни Церкви и как ни сильна была фактическая зависимость священноначалия от прокуратуры, все же и при нем в среде высшей иерархии находились личности, решавшиеся, в некоторых случаях, не изменять своим убеждениям в угоду взглядам и желаниям всесильного обер-прокурора, как, например, Московский митрополит Филарет (Дроздов). Охлаждение отношений с обер-прокурором вызвало и охлаждение отношений с Государем, ожидалось даже увольнение владыки на покой. Ожидания не оправдались, но опала продлилась четыре года. Именно на время опалы и пришлось строительство скита. Таким образом, факт устроения скита можно рассматривать как создание духовной опоры и школы монашества в пределах Московской епархии и Лавры. Владыка основывал скит без разрешения губернских властей и Синода, которые не были поставлены в известность о начале строительства скита и последующего освящения храмов в нем. Святитель не без основания опасался за судьбу Гефсиманского

скита и в письме от 17 мая 1844 г. просит отца наместника оградить обитель от любопытства и молвы (Письма митрополита Московского Филарета..., 1878: 140).

Даже само название - Гефсиманский, впервые встречается в письме митрополита Филарета к архимандриту Антонию от 3 сентября 1843 г.: «Добре было бы, если бы Матерь Божия благословила быть Гефсиманскому скиту» (Филимонов, 2000: 12).

Наиболее плодотворными годами в становлении скита стало первое десятилетие. За этот период были построены основные храмы и здания, утверждены правила общежития, создан экономико-хозяйственный фундамент жизни скита. К концу 1853 г. скит превратился в достаточно крупный монастырь, подчиненный основавшей его Лавре, отличием которого были запрет на вход женщин. Строительство началось с перевозки из с. Подсосенье двух древних церквей Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских. В Гефсиманском скиту была собрана Успенская церковь, поврежденное дерево которой было заменено на дерево Никольской. Во всех делах Святитель принимал самое деятельное участие, и 28 сентября 1844 г. сам освящал Успенскую церковь. Штат монастыря был установлен с момента начала работ по строительству скита, но официально в послужные списки и штатное расписание насельники были внесены после устроения Успенской церкви с 1845 г. Дабы не привлекать внимания к строительству скита в послужных списках и других документах Гефсиманский скит обозначается как «Скит» без названия, а насельники как «скитские» (РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, ед. хр. 24327: л. 165 об.-166). Причина выделения новой штатной единицы пояснялась как необходимость сохранения древней Успенской церкви (Письма митрополита Московского Филарета., 1878: 140). Официально первыми насельниками скита стали два иеромонаха, один «белый» священник, два иеродиакона, один монах и четыре послушника (РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, ед. хр. 24327: л. 165об.-170), хотя количество братии фактически подвизавшейся в скиту было гораздо больше. О факте создания скита свт. Филарет посчитал удобным и возможным сообщить Св. Синоду только в 1851 г., и только в связи с необходимостью укрепления за монастырем

земли, пожертвованной женой коммерции советника, потомственного гражданина, 1 -й гильдии купца Семена Логиновича Лепешкина, Анною Васильевной Лепешкиной (РГИА. Ф. 797. Оп. 21. II отд. 2 стол. Д. 46384: л. 1-6).

В 1845 г. в подклети Успенской церкви, стараниями свт. Филарета, устраивается часовня для неусыпного чтения псалтири. Молитва зазвучала в скиту круглосуточно, как и мечтали устроители скита Митрополит и архимандрит Антоний. Некоторое время спустя, 8 июля 1845 г. Святитель освящает отстроенную в скиту церковь во имя Страстей Христовых, или Гефсиманского моления Спасителя. Необходимо отметить, что заданный свт. Филаретом темп и размах строительства сохранился на всем протяжении существования скита с момента основания в 1843 г. и вплоть до 1917 г. К 1853 г. было построено задуманное число храмов, достаточное для насельников количество братских корпусов, гостиниц и других построек на территории самого скита. Дальнейшее строительство, в основном, продолжает развиваться в пещерном отделении, пустыни Святаго Духа Параклита, Боголюбивой киновии, которые построены скитом и подчинялись ему. Скит через десять лет своего существования стал крупным благоустроенным монастырем, в это же время, обитель становится хозяйственно независимой от Лавры, что явилось целиком заслугой свт. Филарета, который полагал весьма важным, чтобы скит «не был так легко разрушен, как легко устроен» (РГАДА. Ф.1204, оп.1, ед.хр. 5935: л. 52).

Большое внимание уделяли отцы строители скита отлаживанию в нем чинного и благолепного богослужения, которое соображено было с образцами более древними; введено столповое пение, чтения из Святых Отец на утрени, вечернее правило с поклонами и не усыпающее чтение Псалтири. В обычные дни богослужение Гефсиманского скита не прерывалось в течении всех суток, службы шли непрерывно то в Пещерной, то в Успенской церквях, чтение псалтири о здравии живущих и упокоении усопших братий и благотворителей обители совершалось двенадцатью чтецами ежесуточно и днем, и ночью, которые сменялись каждые два часа. В будни утреня, часы, вечерня и правила монашеские совершались в «нарочито

устроенной для сего храмине под самою церковью, также по древнему чину церковному, дабы не каждый отдельно в своей келлии, но все вкупе соединялись на молитву» (Муравьев, 1993: 18). По благословению Владыки вечерня начиналась в пять часов вечера, а утреня в два часа по полуночи.

Главный праздник - 17 августа - «Честнаго Богоматери с плотию вознесения» (Филимонов, 2000: 23). Праздник был установлен не в день самого Успения Пресвятой Богородицы «дабы не отвлечь благоговейных поклонников от храмового праздника Лавры» (Муравьев, 1993: 18), а на третий день, когда совершается воспоминание взятия на небо Божией Матери, когда не обрели во гробе Ее святого тела апостолы с апостолом Фомой, опоздавшим к погребению, и видели они Восхождение Пречистой Богородицы от земли на небо. Устанавливалась символическая связь между скитом и Лаврой как Иерусалимом, скит же был как место Ее погребения и последующего Вознесения. Усиливалось это и наглядно, расположением Лавры, скита и Спасо-Вифанского монастыря, как подлинных Иерусалима, Гефсимании и Вифании. Только в день этого праздника допускались посетительницы в скит, в другое же время вход для женщин в обитель был закрыт, касалось это и монахинь. Без женщин мужчины также редко посещали скит, что способствовало тишине и покою, которых часто не доставало в многолюдной Лавре.

Святитель Филарет, занимаясь строительством храмов и зданий скита, с первых дней сосредоточился на создании условий для духовного роста насельников. В обители создавалась простота времен прп. Сергия Радонежского (f 1392), которая выражалась в скромности внутреннего убранства храмов, где не было ни золота, ни серебра, а богослужебные сосуды и утварь были деревянные, облачения священнослужителей были из хлопчато-бумажной или шелковой ткани без украшений. Запрет на посещение женщинами скита, также можно отнести к устроению монастыря по примеру обители времен прп. Сергия, в житии которого нет упоминаний о посещении его обители женщинами. Стремление устроить внутреннюю жизнь скита в простоте прп. Сергия, символично выразилось в облачении владыки Филарета

в фелонь и епитрахиль святого Сергия на освящение Успенской церкви, и в ризу прп. Никона Радонежского (^ 1428) и митру прп. Дионисия Радонежского (f1633) на освящение церкви Страстей Христовых (РГАДА. Ф.1204, оп.1, ед.хр. 5935: л. 14).

Насельники скита, в отличие от лаврских монахов не получали денежного жалования и не имели собственности. Свт. Филарет докладывал в Св. Синод в 1851 г.: «братия довольствуется всем потребным от обители, поручных денег не получают; вино и пиво в сей обители не употребляется; в одежде наблюдается простота» (РГИА. Ф. 797. Оп. 21. II отд. 2 стол. Д. 46384: л. 1-6). Одежда и келейная обстановка выдавалась монастырем и удовлетворяла лишь самым необходимым потребностям, была простота и в пище, Святитель установил в ските два дня «молочных», два дня «рыбных» и три дня постных. Необходимо отметить, что митрополиту Филарету и архимандриту Антонию приходилось не призывать скитян к молитве и воздержанию, а, наоборот, даже сдерживать некоторых насельников от излишнего рвения. Кроме Богослужения братия занималась рукоделиями и трудами на общую и взаимную пользу: вырезали из дерева ложки, чашки, подсвечники, изготавливали деревянные же крестики. Хлеб, пища, одежда, обувь, содержание в чистоте и отопление зданий, садоводство и разведение овощей производилось большею частью руками братии, что также служило к устранению мирских людей. Устав скита, по большей части, был заимствован в Свято-Успенской Темниковской Саровской пустыни. Несмотря на такое непривлекательное положение, братство сей обители, числящейся в штате Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, быстро возрастало. Если в 1851 г. в скиту было 24 монашествующих и 21 послушник, то есть - 45 насельников, кроме немалого числа живущих на испытании (РГИА. Ф. 797. Оп. 21. II отд. 2 стол. Д. 46384: л. 1-6), то уже в 1854 г. почти 60 человек: 30 монахов и 29 послушников, не считая большого количества проходящих искус перед поступлением в обитель (РГАДА. ф.1204, оп.1, ед.хр. 7775: л. 12-14об.).

Особо можно выделить создание отцами строителями скита - свт. Филаретом и прп. Антонием - условий для

зарождения старчества во вновь образованной обители. К формированию школы старчества Гефсиманского скита свт. Филарет привлек выходцев практически всех известных своими старцами обителей. Так, будучи почитателем прп. Серафима Саровского, Владыка в 1844 г. пишет о. Антонию (воспитаннику саровского старца): «Добре было бы, если бы пришли сюда последователи путей о. Серафима и его сподвижников и разнообразие видов природы населили благодатными созерцаниями» (Письма митрополита Московского Филарета. , 1878: 140). По ходатайству о. Антония, митрополит Московский Филарет охотно благословлял перевод в Лавру и Гефсиманский скит наиболее достойных саровских иноков. Духовный опыт Саровской пустыни передавался как общими для всех правилами и Уставом иноческой жизни, так и лично от носителей саровских традиций своим духовным чадам. Насельниками Лавры и подчиненных ей монастырей, стали в период с 1831 г. по 1860 г. минимум семнадцать иноков, иноческий путь которых какое-то время проходил в Саровской пустыни, некоторые из которых имели к тому времени священный сан (Смулов, Богачев, 2016: 64).

Другим центром старчества, оказавшим влияние на формирование духовной жизни скита, стала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии. Духовная связь Гефсиманского скита с Глинской пустынью складывалась как непосредственно через переход иноков из обители в обитель, так и опосредованно через духовное общение гефсиманских и глинских иноков с духовными наставниками - старцами других обителей, например, Козельской Введенской Оптиной пустыни (Смулов, Богачев, 2016).

Более других на формирование духовной жизни скита оказала именно Козельская Введенская Оптина пустынь, известная к моменту основания Гефсиманского скита своими старцами. Свт. Филарет Московский Оптину пустынь лично не посещал, но он оказывал почтение оптинским старцам, особенно выделял прпп Макария (Иванова, f1860) и Антония (Путилова, f1865). По приглашению митрополита, оптинские старцы ездили к нему в Москву для духовных бесед, и он даже

настаивал, чтобы оказавшиеся в Москве по каким-либо делам оптинские старцы, монахи и послушники непременно навещали его, и принимал их первыми (РГБ НИОР. Ф. 214 0пт-406 Кн.3: л. 36об.-37). Глубокое почитание оптинских старцев сказалось и на желании Святителя видеть насельниками Гефсиманского скита воспитанников Оптиной, которыми в итоге и стали иеросхимонах Александр (Стрыгин, |1878), иеросхимонах Феодот (Кольцов, |1873), схиигумен Илия (фамилия не установлена, |1863) и многие другие. Освящение храма Гефсиманского скита проходило в присутствии насельников Иоанно-Предтечинского скита Оптиной пустыни. Можно предположить, что это происходило при освящении деревянной Успенской церкви в Гефсиманском скиту в сентябре 1844 г. (РГБ НИОР. Ф.213, К.57, ед.хр. 19: л. 1об.-2).

Духовное общение и любовь связывали с оптинскими старцами также наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антония (Медведева). Он неоднократно посещал Оптинскую пустынь, встречаясь со старцами, с которыми его связывала многолетняя духовная дружба. Например, с прп. Антонием (Путиловым) он был знаком с 1823 или 1824 г. и на протяжении своей земной жизни поддерживал духовное общение, встречаясь лично или ведя переписку (Смулов, Богачев, 2015: 1006-1012).

Прп. Антоний при непосредственном участии игумена Саровской Пустыни Исаии (Путилова, |1858) (родного брата оптинских старцев прпп Моисея (|1862) и Антония (|1865) (Путиловых) - прим. автора) ввел в скиту правила, частично заимствованные из Саровской пустыни (Яковлев, 2012: 150).

Владыка Филарет лично подобрал настоятеля Гефсиманского скита и большое значение уделял подбору кандидатов на рукоположение в священный сан, проводил отбор наиболее достойных, лично беседовал с кандидатами. Так им был рукоположен один из основоположников гефсиманского старчества иеромонах Исидор (Козин, |1908). В 1862 г., 7 октября, в домовой Церкви Преподобного Сергия, Игумена Радонежского Чудотворца, что на Троицком Сухаревском подворье (ныне - Московское Троицкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: 2-й Троицкий пер., дом 8-10 - прим.

автора), монах Гефсиманского скита Исидор был рукоположен в иеродиакона митрополитом Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым). «К посвящению представлял Дома Его Высокопреосвященства диакон Павел Сергеев Грозов»» (РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 9377: л. 28). Два года спустя о. Исидора рукополагают в иеромонаха. Рукоположен он был 25 апреля 1865 г. митрополитом Филаретом (Дроздовым) в той же Церкви, что и в иеродиакона. В характеристике, подписанной о. наместником прп. Антонием (Медведевым), говорится об о. Исидоре: «Поведения хорошего и к послушанию усерден» (РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10061: л. 7,9).

По поводу своего рукоположения в иеромонахи о. Исидор рассказывал следующее: «Нас явилось ко Владыке трое для рукоположения: меня - во иеромонахи и еще двух монахов -во иеродиаконы... и тогда спросил меня: «А ты чем надеешься спастися?». Я ответил: «Крестными страданиями и смертию Спасителя нашего Господа Иисуса Христа». Владыка перекрестился и сказал: «Вот, запомните этот ответ и помните его всегда»» (Андроник (Трубачев) игумен, 2010: 87-88).

Отец Исидор (Козин) духовно окормлялся у воспитанника Оптинской пустыни иеросхимонаха Александра (Стрыгина), вместе с ним у старца духовными детьми были ставшими святыми прп. Варнава (Меркулов, f1906) и прп. Герман (Гомзин, f1923). После смерти духовного отца в 1878 г., о. Исидор с любовью исполняет послушание духовного наставника для отцов Варнавы и Германа, став одним из родоначальников самобытного гефсиманского старчества. Прп. Герман (Гомзин) впоследствии станет настоятелем Смоленской Зосимовой пустыни и взрастит плеяду великих старцев, а прп. Варнава (Меркулов) станет духовным отцом прп. Серафима (Вырицкого, f1949) и многих других носителей духа гефсиманского старчества.

Выводы:

1. Причинами строительства Гефсиманского скита святителем Филаретом (Дроздовым) явились расположенность его к молитве и жажда пустынножительства, а также подготовка места его дальнейшего служения при возможной опале и увольнении Владыки на покой.

2. Святитель Филарет управлял созданием скита лично и через наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антония (Медведева). Владыка контролировал строительство храмов, устройство чинных и благолепных Богослужений, способствовал созданию условий для духовного роста насельников, а также занимался организацией внутренней экономико-хозяйственной стороны жизни обители, то есть явился устроителем всех сторон жизни скита.

3. Святитель Филарет создал условия для формирования старчества Гефсиманского скита, пригласил насельниками в скит носителей духа старчества из обителей - центров старческого окормления.

4. Благодаря усилиям святителя Филарета обители в Гефсиманском ските, сформировалась самобытная школа старчества, в конце XIX - начале XX вв. известная по всей России и далеко за ее пределами.

5. Связь со старцами оптинскими, саровскими и других обителей их ученики не прерывали, даже став насельниками Гефсиманского скита. Более того, они способствовали установлению духовного общения между насельниками Гефсиманского скита и Оптиной, Саровской, Глинской пустынь и других монастырей, которое стало постоянным и непрерывным.

ЛИТЕРАТУРА

Андроник (Трубачев) игумен. 2010. Соль земли. Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита аввы Исидора. Под ред. игумена Андроника (Трубачева). М.: «Издательский Дом «Русский Паломник». 256 c. Муравьев А.Н. 1993. Письма о богослужении. В 2-х томах. Т. 2. М.: «Русский

Духовный Центр». 320 с. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию 1831-1867 гг. Ч. 2. 18421849 гг. М.: Типография А.И. Мамонтова и К0, 1878. 510 с. Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА). Ф. 1204, оп. 1, ед. хр. 24327. Послужные списки Лавры, Махрищского и Спасо-Вифанского монастырей за 1843-1846 годы. Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА). Ф.1204, оп.1, ед.хр. 5935. О перенесении из села Подсосенья на Корбуху двух деревянных древних Церквей, о построении Гефсиманского скита, и о положении в Опекунский Совет на отопление Подсосенской Церкви из

суммы Его Высокопреосвященства 2000 руб. (серебром) ассигнациями.

Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА). Ф. 1204, оп.1, ед.хр. 7775. Ведомость о числе братии скита.

Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА). Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 9377. О рукоположении из монашествующих во иеромонахи и иеродиаконы и о награждении набедренниками.

Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА). Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10061. О рукоположении в иеромонахи и иеродиаконы лиц братии Лаврской, Скитской и Пустынок.

Российская Государственная Библиотека Научно-Исследовательский Отдел Рукописей (РГБ НИОР). Ф. 214 0пт-406 Кн. 3. Семен Хрущов, послушник. Путевые записки утлой ладьи по бурному житейскому морю.

Российская Государственная Библиотека Научно-Исследовательский Отдел Рукописей (РГБ НИОР). Ф. 213, К. 57, ед.хр. 19. Антоний (Медведев), архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры. Письмо к Антонию Путилову.

Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Ф. 797. Оп. 21. II отд. 2 стол. Д. 46384. По отношению преосвященного митрополита Московского об устройстве Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре и укреплении за оным жертвуемой почетною гражданкою Лепешкиною земли.

Смулов А.М., Богачев Е.Н. 2015. Духовное влияние воспитанников Оптиной пустыни на формирование старчества Гефсиманского скита. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4 (5): 10021018.

Смулов А.М., Богачев Е.Н. 2016. Роль Глинской пустыни в зарождении и становлении старчества Гефсиманского скита. - Гуманитарные научные исследования. 5 (57). 27-32.

Смулов А.М., Богачев Е.Н. 2016. Носитель духа Саровского старчества преподобный Антоний Радонежский - устроитель духовной жизни Гефсиманского скита. - Культурное наследие России. 1: 62-67.

Яковлев А.И. 2012. Традиции русского старчества: святитель Филарет Московский и старец Варнава Гефсиманский. - Филаретовский альманах. 8: 149-164.

Филимонов К.А. 2000. Новая Гефсимания. М.: Дом Подкова. 64 с.

Получена /Received: 18.11.2020 Принята /Accepted: 25.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.