Научная статья на тему 'Роль судебной власти в обеспечении целостности и укреплении финансовой системы Российской Федерации'

Роль судебной власти в обеспечении целостности и укреплении финансовой системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государство / финансовая система / элементы финансовой системы / финансовое законодательство / судебная власть / Верховный Суд РФ / судебная практика / судебная позиция / финансовый суд / state / financial system / elements of the financial system / financial legislation / judicial power / Supreme Court of the Russian Federation / judicial practice / judicial position / financial court

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриценко Валентина Васильевна

На фоне мирового финансово-экономического кризиса, неустойчивости международной финансовой системы, введения экономических и финансовых санкций западными странами против Российской Федерации, целью которых объявлена дестабилизация российской финансовой системы, отсутствия четкого и стабильного отечественного финансового законодательства представляется необходимой адаптация финансовой системы Российской Федерации к новым реалиям с целью исключения негативного влияния на ее развитие. Одной из приоритетных задач государства является формирование эффективных средств и способов защиты финансовой системы Российской Федерации от внешнего воздействия и от потенциальных внутренних противоречий. В условиях правового вакуума возрастает значение деятельности субъектов правоприменения в обеспечении целостности и укрепления финансовой системы. К числу таких субъектов, в частности, относятся суды, иерархию которых возглавляет Верховный Суд РФ. Его деятельность в сфере устранения лакунарности права имеет многоаспектный характер, так как состоит в ликвидации правовых ошибок судов нижестоящего уровня судебной системы Российской Федерации, а также в выявлении проблем в области применения противоречивого финансового, административного, гражданского, антикоррупционного законодательства. В свою очередь, дефиниции таких понятий, как «финансы», «финансовая система», требуют обобщения и формирования единообразных судебных правовых позиций в рассматриваемых отношениях и, как следствие, формулирования их в нормативных правовых актах. На основе анализа материалов судебной практики, учитывая важность механизма судебной защиты прав субъектов финансовых отношений и используя опыт зарубежных стран по созданию и функционированию финансовых судов, автор обосновывает перспективный характер заимствования положительного зарубежного опыта и необходимость формирования в Российской Федерации системы финансовых судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Judiciary in Ensuring Integrity and Strengthening of the Financial System of the Russian Federation

In the circumstances of the global financial and economic crisis, instability of the international financial system, imposition of economic and financial sanctions on the Russian Federation by Western countries the purpose of which is to destabilize the Russian financial system, lack of clear and consistent domestic financial legislation, it seems necessary to adapt the financial system of the Russian Federation to new realities in order to exclude a negative impact on its development. One of the priorities of government is the formation of effective means and methods of protecting the financial system of the Russian Federation from external actions and from potential internal contradictions. In the conditions of a legal vacuum, the importance of the activities of law enforcement entities in ensuring integrity and strengthening of the financial system increases. Law enforcement entities include courts, the hierarchy of which is headed by the Supreme Court of the Russian Federation. Eliminating of the lacunarity of law has a multidimensional character, since it consists in eliminating the legal errors of the courts of the lower level of the judicial system of the Russian Federation, as well as in identifying problems in the application of contradictory financial, administrative, civil, anti-corruption legislation. In turn, such definitions as «finance» and «financial system» require generalization and formation of uniform judicial legal positions in the relations under consideration and, as a consequence, their formulation in regulatory legal acts. Based on the analysis of judicial practice, taking into account the importance of the mechanism of judicial protection of the rights of participants of financial relations and using the experience of foreign countries in the creation and functioning of financial courts, the author substantiates the promising nature of borrowing positive foreign experience and the need to form a system of financial courts in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль судебной власти в обеспечении целостности и укреплении финансовой системы Российской Федерации»

DOI: 10.17803/1729-5920.2023.204.11.029-040

В. В. Гриценко

Воронежский государственный университет г. Воронеж, Российская Федерация

Роль судебной власти в обеспечении целостности и укреплении финансовой системы Российской Федерации

Резюме. На фоне мирового финансово-экономического кризиса, неустойчивости международной финансовой системы, введения экономических и финансовых санкций западными странами против Российской Федерации, целью которых объявлена дестабилизация российской финансовой системы, отсутствия четкого и стабильного отечественного финансового законодательства представляется необходимой адаптация финансовой системы Российской Федерации к новым реалиям с целью исключения негативного влияния на ее развитие. Одной из приоритетных задач государства является формирование эффективных средств и способов защиты финансовой системы Российской Федерации от внешнего воздействия и от потенциальных внутренних противоречий. В условиях правового вакуума возрастает значение деятельности субъектов правоприменения в обеспечении целостности и укрепления финансовой системы. К числу таких субъектов, в частности, относятся суды, иерархию которых возглавляет Верховный Суд РФ. Его деятельность в сфере устранения лакунарности права имеет многоаспектный характер, так как состоит в ликвидации правовых ошибок судов нижестоящего уровня судебной системы Российской Федерации, а также в выявлении проблем в области применения противоречивого финансового, административного, гражданского, антикоррупционного законодательства. В свою очередь, дефиниции таких понятий, как «финансы», «финансовая система», требуют обобщения и формирования единообразных судебных правовых позиций в рассматриваемых отношениях и, как следствие, формулирования их в нормативных правовых актах. На основе анализа материалов судебной практики, учитывая важность механизма судебной защиты прав субъектов финансовых отношений и используя опыт зарубежных стран по созданию и функционированию финансовых судов, автор обосновывает перспективный характер заимствования положительного зарубежного опыта и необходимость формирования в Российской Федерации системы финансовых судов.

Ключевые слова: государство; финансовая система; элементы финансовой системы; финансовое законодательство; судебная власть; Верховный Суд РФ; судебная практика; судебная позиция; финансовый суд Для цитирования: Гриценко В. В. Роль судебной власти в обеспечении целостности и укреплении финансовой системы Российской Федерации. Lex russica. 2023. Т. 76. № 11. С. 29-40. DOI: 10.17803/17295920.2023.204.11.029-040

Valentina V. Gritsenko

Voronezh State University Voronezh, Russian Federation

Abstract. In the circumstances of the global financial and economic crisis, instability of the international financial system, imposition of economic and financial sanctions on the Russian Federation by Western countries the purpose of which is to destabilize the Russian financial system, lack of clear and consistent domestic financial legislation, it seems necessary to adapt the financial system of the Russian Federation to new realities in order to

© Гриценко В. В., 2023

The Role of the Judiciary in Ensuring Integrity and Strengthening of the Financial System of the Russian Federation

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО JUS PUBLICUM

exclude a negative impact on its development. One of the priorities of government is the formation of effective means and methods of protecting the financial system of the Russian Federation from external actions and from potential internal contradictions. In the conditions of a legal vacuum, the importance of the activities of law enforcement entities in ensuring integrity and strengthening of the financial system increases. Law enforcement entities include courts, the hierarchy of which is headed by the Supreme Court of the Russian Federation. Eliminating of the lacunarity of law has a multidimensional character, since it consists in eliminating the legal errors of the courts of the lower level of the judicial system of the Russian Federation, as well as in identifying problems in the application of contradictory financial, administrative, civil, anti-corruption legislation. In turn, such definitions as «finance» and «financial system» require generalization and formation of uniform judicial legal positions in the relations under consideration and, as a consequence, their formulation in regulatory legal acts. Based on the analysis of judicial practice, taking into account the importance of the mechanism of judicial protection of the rights of participants of financial relations and using the experience of foreign countries in the creation and functioning of financial courts, the author substantiates the promising nature of borrowing positive foreign experience and the need to form a system of financial courts in the Russian Federation. Keywords: state; financial system; elements of the financial system; financial legislation; judicial power; Supreme Court of the Russian Federation; judicial practice; judicial position; financial court

Cite as: Gritsenko VV. The Role of the Judiciary in Ensuring Integrity and Strengthening of the Financial System of the Russian Federation. Lex russica. 2023;76(11):29-40. (In Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2023.203.10.029040

Столетний юбилей Верховного Суда РФ актуализировал анализ результатов его деятельности в различных видах судопроизводств: конституционном, административном, гражданском, арбитражном, уголовном.

Одним из важных направлений его деятельности является обеспечение целостности и укрепления финансовой системы государства, что обусловлено рядом объективных причин:

— во-первых, кризисом и неустойчивостью международной финансовой системы, в основе которых находятся не только экономические противоречия, но и организационные, управленческие, политические предпосылки. Последние имеют в настоящее время решающее значение для развития и функционирования как финансовой системы в целом, так и ее отдельных структурных элементов. Ввиду указанных выше причин своевременным представляется предложение Президента Российского государства В. В. Путина о необходимости пересмотра принципов работы мировой финансовой системы, направленной на обеспечение лишь интересов так называемого «золотого миллиарда»1 без учета мнения и интересов других стран, мировой общественности;

— во-вторых, ярко выраженной санкци-онной политикой экономико-финансового характера, проводимой западными странами, направленной на дестабилизацию, развал рос-

сийской финансовой системы, противодействие которой нашло свое отражение в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов2. Поэтому необходимо формирование финансовой системы, на которую возлагалось бы решение всех государственных вопросов, и самое главное, чтобы она адекватно и своевременно реагировала на такое вмешательство, но этих целей невозможно достичь без построения грамотной, четкой, стабильной финансово-экономической политики;

— в-третьих, несовершенством, нестабильностью, противоречивостью финансового (в том числе налогового и бюджетного), уголовного, гражданского, административного, антикоррупционного законодательства, что негативно сказывается на единообразии судебной практики, о чем свидетельствуют решения двух высокопоставленных судов: Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В. М. Лебедев подчеркнул, что за 30 лет Пленум Верховного Суда РФ принял свыше 400 постановлений по вопросам правоприменения, Президиум Верховного Суда РФ утвердил более 150 обзоров судебной практики3;

— в-четвертых, недооценкой значения роли слаженного взаимодействия практически всех элементов финансовой системы, а также

1 ГерейхановаА. Многополярный день // Российская газета. № 233 (8881). 14 октября 2022 г.

2 URL: https://minfin.gov.ru/ по состоянию на 27 октября 2022 г. (дата обращения: 25.03.2023).

3 Лебедев В. М. Не судите строго // Российская газета. № 269 (8917). 29 ноября 2022 г.

необходимости их защиты в правовом аспекте (в частности, налоговой системы, бюджетной системы, денежной системы), так как от поступлений денежных средств в доходную часть бюджета напрямую зависит формирование расходной части, построение дефицитных или профицитных отношений, благосостояние российских граждан, а также укрепление финансового суверенитета Российской Федерации;

— в-пятых, отсутствием единых подходов к понятийно-категориальному аппарату, применяемому в рамках финансовой системы, например в отношении дефиниции понятия самой финансовой системы, определения и содержания элементов финансовой системы, а также публичных финансов как основы функционирования государства. Отметим, что достижение указанных целей должно осуществляться с учетом существующих экономических характеристик элементов структуры финансовой системы.

Несмотря на отсутствие дефиниции, сам термин «финансовая система» активно используется в российском законодательстве. Так, Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-Ф3 (ред. от 16.04.2022) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»4 предусматривает совокупность мер, направленных на поддержку только банковского сектора.

Нормы отдельных федеральных законов устанавливают особенности деятельности конкретных субъектов на определенный период. Например, специфика управления финансовыми отношениями в Республике Крым и городе Севастополе нашла закрепление в нормах Федерального закона от 02.04.2014 № 37-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»5.

Следует обратить внимание на неоднократные действия Президента РФ, наделенного определенными конституционными полномочиями в данной сфере, а также осуществляю-

щего координацию деятельности всех органов публичной власти, направленных на спасение финансовой системы РФ на различных этапах ее развития, о чем свидетельствует ряд указов Президента, в частности:

— Указ Президента РФ от 03.06.1993 № 842 «О некоторых мерах по сдерживанию инфляции»6;

— Указ Президента РФ от 11.12.1997 № 1278 (ред. от 24.08.2004) «О мерах по оздоровлению государственных финансов»7;

— Указ Президента РФ от 25.08.1998 № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации»8;

— Указ Президента РФ от 14.05.1998 № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации»9 ;

— Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами»10;

— Указ Президента РФ от 15.10.2022 № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)»11 и др.

Однако как упомянутые выше, так и другие нормативные правовые акты носят узконаправленный характер, поскольку затрагивают не финансовую систему в целом, а только ее отдельные структурные элементы. По мнению В. В. Путина, «финансовая, банковская система России и экономика активно развиваются», по его оптимистическим прогнозам, «есть все основания полагать, что такие же темпы будут сохранены в 2023 году»12. При этом вряд ли санкции против России исчерпают себя в ближайшее время, о чем свидетельствует очередной — 11-й — пакет санкций, и несмотря на то что экономический ущерб от санкций не достигает желаемого западными странами результата, негативное влияние на развитие как финансовой системы России, так и мировой финансовой

4 СЗ РФ. 2008. № 42. Ст. 4698.

5 СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1529.

6 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23. Ст. 2106.

7 СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5680.

8 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4383.

9 СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2145.

10 СЗ РФ. 2022. № 19. Ст. 3189.

11 СЗ РФ. 2022. № 42. Ст. 7159.

12 ГерейхановаА. Министерский отчет // Российская газета. № 5 (8950). 12 января 2023 г.

системы очевидно. По справедливому замечанию Т. Я. Хабриевой и А. Я. Капустина, санкции «приводят к росту недоверия и конфронтации между государствами, затрудняют развитие торгово-экономических и гуманитарных отношений, негативно сказываются на международном научно-технологическом сотрудничестве»13.

Не способствует улучшению ситуации в контексте новых вызовов и слабый понятийно-категориальный аппарат в российской науке финансового права. Рассматривая взаимосвязанные между собой категории «финансы» и «финансовая система» с экономической стороны, Э. Д. Соколова указала на их «объективную необходимость» в обществе14, так как от доходных частей бюджетов зависит реализация государством поставленных социально-экономических задач, находящихся в прямой взаимосвязи с благосостоянием российских граждан.

В финансово-правовой доктрине существует множество точек зрения относительно самого понятия «финансовая система». Так, разработаны три разнообразные концепции, объясняющие сущность данной категории: институциональная, посубъектная, фондовая. Отсутствуют и единые подходы к пониманию как количественных, так и содержательных аспектов структурных элементов финансовой системы.

Традиционно финансовую систему в науке финансового права определяют:

— как совокупность институтов, звеньев, финансовых правоотношений, элементов, ее составляющих;

— совокупность органов, осуществляющих определенный вид деятельности, которые необходимо рассматривать в контексте единой системы публичной власти, что представляется в настоящее время проблематичным, так как в законодательстве отсутствует четкий перечень органов, входящих в указанную систему. При этом следует отметить управленческий характер деятельности этих органов.

Н. И. Химичева вместе с тем не поддерживала концепцию финансовой системы, представляющей собой совокупность управленческих органов. Она справедливо отмечала, что использование такого узкого подхода ведет к размыванию самого понятия «финансовая система»15.

В финансовой системе, выступающей в большей степени в качестве экономико-правовой категории, о чем свидетельствует анализ положений нормативных правовых актов, в которых указанные термины употребляются, существуют проблемы, связанные с укреплением и защитой ее элементов, так как они находятся в центре пересечения вопросов экономики и права.

Финансовая система, несомненно, связана с деятельностью органов публичной власти, но она не может ограничиваться только процессом и результатом деятельности таких органов. Финансовая система — это многоаспектная, комплексная категория, которая сочетает в себе не только правовые и экономические составляющие, но и технологические процессы, происходящие в государстве. Еще П. М. Годме отмечал, к примеру, тесную взаимосвязь науки финансового права в целом и финансовой техники, указывая при этом, что финансовая техника — это определенные действия, позволяющие прийти к определенным финансовым результатам16.

Обосновывая «технологичность» современного финансового права, Е. Ю. Грачева и Л. Л. Арзуманова указывают на ее взаимосвязь с цифровизационными процессами, активно развивающимися в финансовой сфере, что диктуется необходимостью «ускорения финансовых операций», осуществлением своевременного и качественного финансового контроля17.

Трудно не согласиться с мнением Ю. Н. Ста-рилова о том, что цифровизация и искусственный интеллект занимают прочную позицию во всех сферах государственной деятельности18.

13 Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. Международное право и санкции. Поиск границ допустимого // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89, № 1. С. 3-4.

14 СоколоваЭ. Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Юриспруденция, 2007. С. 33.

15 См.: Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Юристъ, 2003. С. 23.

16 См.: Годме П. М. Финансовое право. М. : Прогресс, 1978. С. 50.

17 См.: Грачева Е. Ю., Арзуманова Л. Л. Доктрина науки финансового права: эволюционное развитие и современность // Журнал российского права. 2023. Т. 27, № 5. С. 182.

18 См.: Старилов Ю. Н. Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2023. № 1. С. 16.

Появляются новые термины: «цифровой профиль налогоплательщика», «цифровой налог», «цифровой суверенитет», «цифровое правосудие», «цифровая экономика», «цифровая трансформация», «утилитарное цифровое право», «цифровая валюта», «цифровые активы», «цифровой инструментарий» и т.д., что позволяет ученым констатировать факт наличия «цифровых отношений»19.

В контексте существующей правовой неопределенности в финансовой сфере использование данных терминов представляется неоднозначным и может повлечь негативные последствия, так как это представляет собой определенный вызов сложившимся финансовым отношениям и обосновывается необходимостью их перехода на новый формат, но с учетом и государственных интересов, и прав налогоплательщиков, особенно касающихся защиты их персональных данных. Опасность также состоит в возможном нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков отдельными процессами цифровизации.

Современная финансовая система — это сложноструктурированная, а потому трудно регулируемая сфера государственной управленческой деятельности, поэтому «оцифрование» всех ее элементов должно осуществляться под четким контролем органов, входящих в единую систему публичной власти.

Кроме того, на фоне отсутствия федерального закона «О финансовой системе Российской Федерации» или рамочного федерального закона «О финансах», эпиграфом которого, как справедливо утверждает С. В. Запольский, должно стать суждение «право рождает финансы»20, без дефиниции понятия «финансовая система», единой финансово-правовой доктрины сложно говорить о целостности и укреплении финансовой системы, так как неясно, чем и как укреплять, что и от кого защищать.

В Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»21 укрепление финансовой системы и суверенитета нашего государства напрямую взаимосвязано с экономической безопасностью России.

Финансовая система представляет собой экономико-правовую категорию, поэтому проблемы, касающиеся укрепления и защиты ее элементов, должны находиться в плоскости пересечения экономики и права, но в данный момент приходится констатировать, что превалирует совсем другой, политический аспект, так как прослеживается тенденция активного политического влияния на определение сущностных характеристик таких категорий, как «финансы» и «финансовая система». Динамизм политических процессов, происходящих в государстве, не должен влиять на стабильность финансовой системы РФ. Стабильная структура финансовой системы составляет основу функционирования государства, предполагает наличие действенного механизма защиты прав участников финансовых отношений и предсказуемость условий осуществления предпринимательской деятельности. На фоне экономической, правовой и политической нестабильности в сфере правоприменительной деятельности в настоящее время зачастую возникают сложности, которые напрямую связаны с отсутствием четкого категориально-понятийного аппарата, зафиксированного в нормативных правовых актах.

Финансовая система, выступая в качестве сложной правовой конструкции, является одной из самых уязвимых сфер государственного управления, так как на нее оказывают негативное влияние финансово-экономические кризисы, проблемы организационного характера, политические аспекты и т.д., поэтому это практически всегда зона конфликта интересов между государством (органами публичной власти), должностными лицами и другими субъектами налоговых, бюджетных, валютных, банковских и других правоотношений. Общеизвестно, что идеальных финансовых систем не существует.

В условиях политической и экономической нестабильности и лакунарности права возрастает значение деятельности субъектов правоприменения, которая призвана обеспечить единообразное применение правовых норм. Ведущая роль в решении указанных задач в первую очередь принадлежит Верховному Суду РФ.

19 См.: Зайцев О. А., Кучина Я. О. Сравнительно-правовые элементы трансформации уголовного права для защиты цифровых отношений // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 2. С. 21.

20 См.: Запольский С. В. О финансовой политике в Российской Федерации и правовых формах ее глобализации // Финансовое право. 2020. № 4. С. 10.

21 СПС «КонсультантПлюс».

По мнению В. Д. Зорькина, «деятельность Верховного Суда придает особый импульс работе всей судебной системы»22, так как данный Суд исправляет «судебные ошибки» других судов, решает проблемы законодательного характера, в частности «отставания, запаздывания законодателя в регулировании новых проблем и отношений»23, в том числе в финансовой сфере.

Иной позиции придерживается В. В. Момо-тов, который считает, что «исправление судебных ошибок не самая главная задача для Верховного Суда РФ», основная задача, полагает он, обеспечение «правовой определенности и последующего единообразия судебной практики», что осуществляется «посредством формулирования доктрин и унификации правовых позиций»24.

Е. С. Гетман утверждает, что самой главной задачей Верховного Суда РФ является написание качественного судебного акта, который, по ее мнению, представляет собой «маленькое произведение искусства», характеризуемое четкостью, логичностью, последовательностью, мотивированностью25.

Следует отметить содержательный аспект решений Верховного Суда РФ. В. В. Путин подчеркивает, что Верховный Суд «неизменно отвечает на новые вызовы времени и запросы нашего общества» 26.

Формами вариантов ответа на вопросы современной правовой реальности и существующей неопределенности права являются постановления и обзоры Верховного Суда РФ.

Одним из основных направлений в деятельности Верховного Суда РФ в конечном итоге является обеспечение единообразия судебной практики, и особенно важна реализация указанной задачи в сфере правового обеспечения различных институтов финансовой системы Российской Федерации.

Г. А. Борисов подчеркивает, что «сегодня имеет место известная неопределенность относительно природы постановлений и обзоров, создаваемых Пленумом и Президиумом Верховного Суда Российской Федерации»27. В. В. Сорокин считает, что постановления Верховного Суда РФ «фактически дописывают законодательные акты по тем вопросам, где имеются пробелы в законах и существенные противоречия». Кроме того, он отмечает, что «после оценки обзоров судебной практики Верховный Суд обнаруживает слабые места в законодательстве и практике его применения и в своих постановлениях устраняет их»28.

Г. А. Борисов указывает на наличие существующей неопределенности по поводу определения правовой природы постановлений и обзоров, которые создаются Пленумом и Президиумом Верховного Суда РФ29. По мнению В. В. Сорокина, если имеются пробелы и противоречия в законодательстве, то именно постановления Верховного Суда РФ «фактически дописывают законодательные акты» в финансовой сфере с целью ликвидации недостатков30.

Судебная практика по вопросам, связанным с финансово-правовой сферой, представляет собой систему разъяснений, обобщений, результатов, итогов судебной деятельности в области регулирования специфических видов отношений, возникающих в сфере аккумулирования, распределения, а также использования денежных средств в нашем государстве.

Судебная система обладает рядом специфических особенностей в отношении решений, которые принимаются законодательной и исполнительной властью, при их проверке суды имеют полномочия в отношении отмены, могут направить дело на новое рассмотрение, а также принять свое решение. Оценивая роль решений Верховного Суда РФ, направленных

22 См.: Лебедев В. Указ. соч.

23 См.: Бондарь Н. С. Единство теории и практики одинаково важно как для маститых профессионалов, так и для студентов юридических вузов // Судья. 2022. № 12. С. 7.

24 См.: Момотов В. В. Пространство права и власть технологий в зеркале судебной практики: современный взгляд // Журнал российского права. 2023. № 2. С. 120-121.

25 См.: Гетман Е. С. Женщина в судебной власти // Судья. 2023. № 3. С. 3.

26 См.: Герейханова А. Право на защиту. Владимир Путин выступил за дальнейшее повышение справедливости и доступности правосудия // Российская газета. № 270 (8918). 30 ноября 2022 г.

27 Борисов Г. А. Роль верховных судов в формировании единообразной судебной практики: тенденции на постсоветском пространстве // Российское правосудие. 2023. № 4. С. 80.

28 См.: Сорокин В. В. Теория права и государства : учебник. М. : Проспект, 2023. С. 308.

29 Борисов Г. А. Указ. соч. С. 80.

30 См.: Сорокин В. В. Указ. соч. С. 308.

на обеспечение единства судебной практики, В. Д. Зорькин констатировал, что «в спорах о праве точку над ^ по общему правилу должен поставить именно суд»31, это касается финансовых споров, одним из видов которых являются налоговые споры, их особенность заключается в предмете спора, его рассмотрении, вынесении решений, механизме их реализации.

Например, это касается проведения закрытых судебных заседаний, так как они могут быть связаны с сохранением различных видов тайн и сведений, в частности персональных данных, государственной тайны, банковской тайны, служебной тайны, коммерческой тайны, медицинской тайны, личной тайны и т.д. В отношении сохранения государственной тайны суды по своей инициативе проводят закрытые заседания, при этом волеизъявление участвующих в деле лиц не учитывается. Особую опасность представляют судебные заседания по налоговым спорам, связанным с разглашением сведений, содержащих персональные данные субъектов финансовых отношений. Такие данные могут находиться в протоколах допросов физических лиц, при этом необходимо учитывать их согласие на распространение сведений, кроме того, это могут быть выписки с расчетных счетов, другие банковские документы. В связи с этим суды, принимая решение о проведении закрытых или открытых судебных заседаний, ссылаясь на законодательство, должны учитывать огромное количество нюансов по каждому спору. Таким образом, на любой стадии арбитражного процесса после возбуждения производства по делу возможно проведение закрытых заседаний. При этом ходатайствовать о проведении такого заседания могут как налоговые органы, так и налогоплательщики.

Современная финансовая система должна обеспечивать возможности реализации прав и именно законных интересов участников финансовых правоотношений. В том случае если приоритет будет отдаваться защите публично-правовых интересов, будет падать авторитет судебной власти как ветви государственной власти, что будет негативно отражаться на единой системе публичной власти; если наоборот — частноправовым интересам, то это повлечет негативные последствия для системы публичных финансов, а также для построения России как правового и социального государства.

Ярким примером, иллюстрирующим указанную ситуацию, является сложившаяся в последнее время практика Верховного Суда РФ32 в отношении пополнения доходной части федерального бюджета за счет имущества, конфискованного у лиц, совершивших коррупционные правонарушения33. Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу является однозначной. Так, Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении кассационной жалобы в интересах родственников Д. В. Захарченко (об изъятии имущества на 9 млрд руб. в доход государства); в отношении имущества бывшего руководителя управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ России К. В. Черкалина (в размере 6 млрд руб.). Решения судов о взыскании с третьих лиц имущества, полученного от должностного лица, оцениваются неоднозначно. В связи с этим С. Н. Шевердяев предлагает пересмотреть, «переосмыслить» концепцию законодательства о декларировании доходов и расходов публичных должностных лиц34.

По-видимому, 10-летний юбилей принятия Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, за-

31 См.: Выступление Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина на X Всероссийском съезде судей // Судья. 2023. № 1. С. 15.

32 См., например: Обзор судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 г.) // Документ опубликован не был. URL: https://www. vsrf.ru/documents/all/16173/ (дата обращения: 28.03.2023).

33 См., например: постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан» // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 См.: Шевердяев С. Н. Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 10.

мещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»35 ознаменовался законопроектом, внесенным в Государственную Думу РФ группой депутатов, предлагающих внесение изменений в ст. 235 ГК РФ, которая должна (как отмечено в пояснительной записке) защитить лиц от необоснованного изъятия их имущества, так как «презумпция незаконности доходов вступает в противоречие с презумпцией невиновности, установленной уголовным и административным законодательством Российской Федерации». В связи с этим правовые позиции Верховного Суда РФ в данном вопросе, при его положительном решении в предлагаемом варианте, практически будут сведены к нулю.

Можно резюмировать, что финансовая устойчивость российского государства, механизм защиты финансовой системы строится в современных условиях в большей степени через судебную защиту структурных элементов финансовой системы, среди которых важное значение придается налоговой и банковской системам, о чем свидетельствуют результаты судебной практики Верховного Суда РФ36.

При этом следует отметить неоднозначность научных подходов и доктринального толкования самого понятия «судебная практика». Особенно наглядно это проявляется в финансовом законодательстве, характеризующемся конфликтным характером регулируемых им отношений. Поэтому и судебная практика в данной сфере отличается многообразием правовых подходов и решений. Например, в налоговой сфере это касается определения элементов на-

логообложения, наличие которых обязательно (кроме налоговой льготы, так как это факультативный элемент) для того, чтобы налог считался законно установленным.

Судебная практика свидетельствует, что количество налоговых споров, рассмотренных в арбитражных судах в 2021 г., составляло 16 567 дел, в 2022 г. — 24 000 дел, т.е. прослеживается тенденция к увеличению количества налоговых споров (рост на 44,8 %)37.

Следует также отметить, что периодически в российской доктрине возникают идеи образования новых специализированных судов, в частности финансовых судов, несмотря на палитру разногласий в отношении данного вопроса, от отрицательного подхода (в частности, определенные опасения в стремлении к институциональной специализации обосновывают В. В. Захаров38 и Д. Н. Бахрах39) до положительной, одобрительной40.

По мнению А. Р. Юлдашева, «функционирование специальных судов позволяет учитывать специфические особенности правовых конфликтов при рассмотрении конкретных дел»41.

Одним из основных аргументов создания специализированных (административных) судов В. И. Майоров и В. В. Денисенко считают борьбу с коррупционными проявлениями во всех эшелонах власти, «а также отсутствие полной независимости судов общей юрисдикции от органов местной власти, оказывающих судам определенную материальную поддержку в связи с их недостаточным финансированием»42.

35 СПС «КонсультантПлюс».

36 См., например: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 2021. № 4 (определение № 308-ЭС21-6663) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2022. № 4. С. 37-38 ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 1. С. 9-14 ; Брызгалин А. В., Федорова О. С., Королева М. В., Зырянов А. В. Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2021 год // Налоги и финансовое право. 2022. № 4. С. 8-129.

37 См.: Подносова И. Л. Арбитражные суды играют важную роль в поддержании стабильности и устойчивости экономических связей // Судья. 2023. № 4. С. 24.

38 Захаров В. В. Специализация судей как средство совершенствования правосудия // Российский судья. 2019. № 1. С. 31-36.

39 Бахрах Д. Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 10-11.

40 См.: Демин А. А. Необходимость одновременного введения судов административной юстиции и Административно-процессуального кодекса // Проблемы защиты публичных и частных интересов в административных судах : материалы конференции / отв. ред. В. И. Радченко. М. : Российская академия правосудия, 2001. С. 216-220.

41 Юлдашев А. Р. Финансовые суды в Германии. М. : Анкил, 2000. С. 4.

42 Майоров В. И., Денисенко В. В. К вопросу о возможности создания административных судов в России // Административное право и процесс. 2020. № 1. С. 37.

Поучительным представляется опыт Китайской Народной Республики, в которой сформированы и успешно действуют финансовые суды. В частности, в 2018 г. был создан Шанхайский финансовый суд в качестве специального народного суда, рассматривающий дела, связанные с финансовой сферой, Пекинский финансовый суд учрежден в 2021 г. Характерной чертой судебной системы указанного государства является профессиональная специализация судебных органов, которая применяется в отношении споров в четырех наиболее важных сферах: финансах, интеллектуальной собственности, при регулировании интернет-отношений, в международной торговле. К преимуществам специализированных судов, в частности в отношении финансов, можно отнести: наличие и использование специальных знаний именно в области финансов; повышенный уровень компетентности специалистов; наличие и использование приобретенного опыта судей, минимизацию коллизий; повышение уровня доверия граждан к судебной системе; последовательный характер выносимых решений; эффективность осуществления правосудия.

Учитывая важность механизмов судебной защиты отношений, возникающих в финансовой сфере, судебную нагрузку на судей, зарубежную практику (в частности, деятельность федерального финансового суда Германии, финансового суда Греции, финансового трибунала Эквадора, опыт организации и деятельности специализированных судов Казахстана43, Китайской Народной Республики) применительно к нашему государству, полагаем целесообразным поддержать позицию ученых о формировании в Российской Федерации финансовых судов.

Безусловно, это вопрос не ближайшей перспективы, но в будущем их формирование представляется необходимым в свете приобщения их к принятию новой Конституции РФ, которое, по предположению ученых, должно состояться в 2025-2026 гг.44

По мнению А. И. Щукина, формирование специализированных судов, в том числе в сфере финансов, должно являться «стратегической

целью дальнейшего совершенствования отечественной судебной системы»45.

Представляется, что формирование финансовых судов в Российской Федерации должно способствовать обеспечению целостности и укрепления финансовой системы государства. Аргументом в пользу создания системы финансовых судов РФ является отсутствие формальной специализации в деятельности арбитражных судов. Арбитражным судам подведомственны как частноправовые, так и публично-правовые споры. Отмечается также возрастающая сложность рассматриваемых судами финансово-правовых споров. Создание системы специализированных финансовых судов должно способствовать дальнейшему формированию качественных финансовых отношений и привлечению на внутренний рынок иностранных инвесторов. Финансовые суды могут выполнить роль гаранта защиты прав иностранных инвесторов. В спорных ситуациях участники финансовых правоотношений при обращении в специализированные финансовые суды могут использовать аргументацию, опираясь на узкоспециализированные финансово-правовые нормы, что может способствовать более оперативному рассмотрению и разрешению финансовых споров.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что принимаемые государством меры, направленные на укрепление финансовой системы, в настоящее время представляются недостаточно эффективными, о чем свидетельствуют продолжающийся отток капитала из страны; запрет на использование российских международных резервов; отсутствие механизма реализации отдельных финансово-правовых норм; низкий уровень правовой (особенно финансово-правовой) культуры непосредственно граждан, должностных лиц в указанной сфере и государства; высокий уровень коррупции в финансовой сфере; отсутствие доверия граждан к проводимой

43 См.: Аблаева Э. Б. Специализированные экономические, финансовые и административные суды Казахстана: история возникновения, современное состояние, перспективы развития // Lex russica. 2020. № 3. С. 121-134.

44 См.: КлеандровМ. И. Об основах механизма судебной власти в новой Конституции Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2022. № 8 (86). С. 18.

45 Щукин А. И. Специализация судов в Китае как национальная стратеги развития государства (ч. II) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 2. С. 66-77.

в стране финансово-правовой политике; недостаточность и необъективность информации о состоянии российской финансовой системы.

В целях развития и совершенствования действующего законодательства необходимо рассмотреть возможные перспективы законодательного закрепления понятия «финансовая система Российской Федерации», а также определения количественных и содержательных аспектов ее структурных элементов. При этом финансовая система Российской Федерации и ее структура должны быть синхронизированы с действующим бюджетным, банковским, валютным, налоговым и другим законодательством. Указанные виды законодательства оформляют существующие подотрасли права и правовые институты, которые уже имеют значительную правоприменительную базу и положительный

опыт. Правовые позиции, сформулированные Верховным Судом РФ, также должны быть фундаментом для формирования общего финансового законодательства, основу которого должны составить такие явления, как финансовая система и структурные элементы финансовой системы РФ.

На фоне отмеченных проблем, безусловно, будет возрастать роль судебной системы, особенно деятельности Верховного Суда РФ, что в общих чертах вытекает из положений ст. 126 Конституции РФ, в использовании терминов «Верховный» и «высший», так как Верховный Суд РФ является высшим судебным органом для четырех видов судопроизводств46 с приоритетным направлением в сфере обеспечения целостности и укрепления финансовой системы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аблаева Э. Б. Специализированные экономические, финансовые и административные суды Казахстана: история возникновения, современное состояние, перспективы развития // Lex russica. 2020. № 3. С. 121-134.

БахрахД. Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 10-11.

Бондарь Н. С. Единство теории и практики одинаково важно как для маститых профессионалов, так и для студентов юридических вузов // Судья. 2022. № 12. С. 4-9.

Борисов Г. А. Роль верховных судов в формировании единообразной судебной практики: тенденции на постсоветском пространстве // Российское правосудие. 2023. № 4. С. 74-81.

Брызгалин А. В., Федорова О. С., Королева М. В., Зырянов А. В. Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2021 год // Налоги и финансовое право. 2022. № 4. С. 8-129.

Выступление Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина на X Всероссийском съезде судей // Судья. 2023. № 1.

Годме П. М. Финансовое право. М. : Прогресс, 1978. 428 с.

Грачева Е. Ю., АрзумановаЛ. Л. Доктрина науки финансового права: эволюционное развитие и современность // Журнал российского права. 2023. Т. 27, № 5. С. 171-186.

Демин А. А. Необходимость одновременного введения судов административной юстиции и Административно-процессуального кодекса // Проблемы защиты публичных и частных интересов в административных судах : материалы конференции / отв. ред. В. И. Радченко. М. : Российская академия правосудия, 2001. С. 216-220.

Гетман Е. С. Женщина в судебной власти // Судья. 2023. № 3. С. 3.

Запольский С. В. О финансовой политике в Российской Федерации и правовых формах ее глобальной реализации // Финансовое право. 2020. № 4. С. 7-11.

Захаров В. В. Специализация судей как средство совершенствования правосудия // Российский судья. 2019. № 1. С. 31-36.

Зайцев О. А., Кучина Я. О. Сравнительно-правовые элементы трансформации уголовного права для защиты цифровых отношений // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 2. С. 21-31.

Клеандров М. И. Об основах механизма судебной власти в новой Конституции Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2022. № 2 (86). С. 18-23.

46 Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобрена в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. № 237 (853). 25 декабря 1993 г.

Лебедев В. М. Не судите строго // Российская газета. № 269 (8917). 29 ноября 2022 г.

Майоров В. И., Денисенко В. В. К вопросу о возможности создания административных судов в России // Административное право и процесс. 2020. № 1. С. 36-40.

Момотов В. В. Пространство права и власть технологий в зеркале судебной практики: современный взгляд // Журнал российского права. 2023. № 2. С. 112-124.

Подносова И. Л. Арбитражные суды играют важную роль в поддержании стабильности и устойчивости экономических связей // Судья. 2023. № 4. С. 23-28.

Соколова Э. Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Юриспруденция, 2007. 136 с.

Сорокин В. В. Теория права и государства : учебник. М. : Проспект, 2021. 584 с.

Старилов Ю. Н. Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2023. № 1. С. 7-32.

Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. Международное право и санкции. Поиск границ допустимого // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89, № 1. С. 3-9.

Шевердяев С. Н. Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 3-10.

Щукин А. И. Специализация судов в Китае как национальная стратегия развития государства (ч. II) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 2. С. 66-77.

ЮлдашевА. Р. Финансовые суды в Германии. М. : Анкил, 2000. 136 с.

REFERENCES

Ablaeva EB. Specialized Economic, Financial and Administrative Courts of Kazakhstan: History, Current Status, Development Prospects. Lex russica. 2020;3:121-134. (In Russ.).

Bakhrakh DN. Specialization of judges is needed, not courts. Rossijskaja Justitsiya. 2003;2:10-11. (In Russ.).

Bondar NS. The unity of theory and practice is equally important for both venerable professionals and law students. Sudya [The Judge]. 2022;12:4-9. (In Russ.).

Borisov AG. Role of Supreme Courts in Ensuring Uniform Judicial Practice: Trends in the Post-Soviet Space. Russian Justice System. 2023;4:74-81. (In Russ.).

Bryzgalin AV, Fedorova OS, Koroleva MV, Zyryanov AV. Judicial practice in tax and financial disputes. The year 2021. Nalogi i finansovoe pravo [Tax and Financial Law]. 2022;4:8-129. (In Russ.).

Demin AA. The need for simultaneous introduction of administrative justice courts and the Administrative Procedure Code. In: Radchenko VI (ed.). Problems of protection of public and private interests in administrative courts: Conference Proceedings. Moscow: Russian Academy of Justice Publ.; 2001. (In Russ.).

Getman ES. The Woman in the Judiciary. Sudja [The Judge]. 2023;3:3. (In Russ.).

Godme PM. Financial law. Moscow: Progress Publ.; 1978. (In Russ.).

Gracheva EYu, Arzumanova LL. The doctrine of the science of financial law: evolutionary development and modernity. Journal of Russian Law. 2023;27(5):171-186. (In Russ.).

Khabrieva TYa, Kapustin AYa. International law and sanctions. Search for acceptable boundaries. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 2019;89(1):3-9. (In Russ.).

Kleandrov MI. On the basics of the mechanism of judicial power in the new Constitution of the Russian Federation. Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiya. 2022;2(86):18-23. (In Russ.).

Lebedev VM. Don't judge strictly. Rossiyskaya Gazeta. 2022;269(8917). 29 November 2022. (In Russ.).

Mayorov VI, Denisenko VV. On the question of the possibility of creating administrative courts in Russia. Administrativnoe pravo i protsess. 2020;1:36-40. (In Russ.).

Momotov VV. The Space of Law and the Power of Technology in the Mirror of Judicial Practice: a modern view. Journal of Russian Law. 2023;2:112-124. (In Russ.).

Podnosova IL. Arbitration courts play an important role in maintaining the stability and sustainability of economic ties. Sudya [The Judge]. 2023;4:23-28. (In Russ.).

Shchukin AI. Specialization of courts in China as a national strategy for the development of the state (Part II). Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2023;19(2):66-77. (In Russ.).

LEX RUSSCA

Sheverdyaev SN. Forfeiture of Cash of Public Officials to the State within the Anti-Corruption Control Procedure: a Novelty of Russian Law. Constitutional and Municipal Law. 2022;5:3-10. (In Russ.).

Sokolova ED. Theoretical and legal foundations of financial activity of the state and municipalities. Ed. by Gracheva EYu. Moscow: Jurisprudence Publ.; 2007. (In Russ.).

Sorokin VV. Theory of Law and the State. Moscow: Prospect Publ.; 2021. (In Russ.).

Speech by the Chairman of the Constitutional Court of the Russian Federation V. D. Zorkin at the 10th All-Russian Congress of Judges. Sudya [The Judge]. 2023;1:15. (In Russ.).

Starilov YuN. Conservatism of legal policy as a guarantee of progress in the field of administrative and other public legal relations. Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023;1:7-32. (In Russ.).

Yuldashev AR. Financial courts in Germany. Moscow: Ankil Publ.; 2000. (In Russ.).

Zaitsev OA, Kuchina YaO. Comparative legal elements of the transformation of criminal law for the protection of digital relations. Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2023;19(2):21-31. (In Russ.).

Zakharov VV. Specialization of judges as a justice improvement means. Russian Judge. 2019;1:31-36. (In Russ.).

Zapolskiy SV. On the financial policy in the Russian Federation and legal forms of its global implementation. Financial Law. 2020;4:7-11. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гриценко Валентина Васильевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры

административного и административного процессуального права юридического факультета

Воронежского государственного университета

д. 10а, Ленина пл., г. Воронеж 394018, Российская Федерация

vvgritsenko@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Valentina V. Gritsenko, Dr. Sci. (Law), Professor, Professor, Department of Administrative and Administrative Procedural Law, Faculty of Law, Voronezh State University 10a, Lenina St., Voronezh 394018 Russian Federation vvgritsenko@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26 июня 2023 г. Статья получена после рецензирования 27 июня 2023 г. Принята к печати 17 октября 2023 г.

Received 26.06.2023. Revised 27.06.2023. Accepted 17.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.