Научная статья на тему 'РОЛЬ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

РОЛЬ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2577
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / СУД / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перин Никита Сергеевич

В данной работе рассматриваются некоторые особенности роли судебной практики связанных в регулировании экологических отношений. Рассматриваются точки зрения некоторых учёных, Постановление Конституционного Суда РФ, делаются некоторые выводы и даются предложения по охране окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF JUDICIAL PRACTICE IN REGULATION OF ENVIRONMENTAL RELATIONS

This paper examines some of the features of the role of judicial practice related to the regulation of environmental relations. The points of view of some scientists, the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation are considered, some conclusions are drawn and proposals are made on the protection of the natural environment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Перин Никита Сергеевич Уральский государственный юридический университет Институт специальных образовательных программ

Россия, Екатеринбург nikita. perin@y andex. ru Perm Nikita Sergeevich, Ural State Law University Institute of Special Educational Programs

Russia, Ekaterinburg

РОЛЬ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Аннотация: в данной работе рассматриваются некоторые особенности роли судебной практики связанных в регулировании экологических отношений. Рассматриваются точки зрения некоторых учёных, Постановление Конституционного Суда РФ, делаются некоторые выводы и даются предложения по охране окружающей природной среды.

Ключевые слова: право, суд, правонарушение, экономика, природа, экологическое право, законодательство.

ROLE OF JUDICIAL PRACTICE IN REGULATION OF ENVIRONMENTAL

RELATIONS

Annotation: this paper examines some of the features of the role of judicial practice related to the regulation of environmental relations. The points of view of some scientists, the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation are considered, some conclusions are drawn and proposals are made on the protection of the natural environment.

УДК 34.096

Key words: law, court, offense, economics, nature, environmental law, legislation.

Статистика указывает, что число экологических преступлений с каждым годов увеличивается, что негативно сказывается не только на состоянии экономики в стране, но и на биологических основах существования всего человечества [4, с. 26].

Так же сегодня экологическая ситуация на планете вызывает тревогу: с каждым годом увеличивается число масштабных эколого-технических катастроф, угрожающих жизни и здоровью миллионов людей; происходит загрязнение продуктов питания; растёт опасность экологического терроризма; из-за расточительного использования природных ресурсов и гонки за прибылью [5, с. 73]. Соответственно появляется необходимость в выяснении значения судебной практики в экологическом праве. Она неоднозначна, но в большинстве случаев учёные определяют особенную роль судебным актам по вопросам применения экологического законодательства при рассмотрении различных споров. Так д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов относит судебные акты Конституционного Суда РФ и постановления Верховного Суда РФ к источникам экологического права [1, с. 49-50].

Д.ю.н., профессор Б.В. Ерофеев считает, что судебные акты данных судов являются вспомогательными нормативными актами [2, с. 72]. Указанные точки зрения не противоречат друг другу и обе подтверждают важность судебной практики в регулировании экологических отношений.

В подтверждение высказанным точкам зрения можно сказать, что Конституция РФ в статье 125 закрепляет полномочия Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ законов, подзаконных актов, а также международных договоров, соответственно данный орган имеет определенное значение в области регулирования экологических отношений, как и любой вид власти - законодательная, исполнительная. Данное воздействие на

92

экологические отношения проявляется в первую очередь в отмене нормативно -правовых актов, которые противоречат положениям Конституции РФ. В частности статье 9 Конституции РФ, которая требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и другим статьям [6].

Так в Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П Конституционный Суд РФ установил, что часть 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ об обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный ущерб интерпретируют как устанавливающую не два, а одно требование и делают вывод о том, что при выполнении одно действия выполнять второе не нужно. Так же указал, что Постановление Правительства РФ «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» позволяет получить только приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, что является не соразмерным ущербу причиненного лесу как экосистеме [8].

Данные положения Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ, что обозначает автоматическое наложение на федеральный орган государственной власти обязанности по незамедлительному устранению неопределённости данных положений.

Существует и такое постановление Конституционного Суда РФ, в котором рассматриваются положения одного из главных законов в экологическом праве - Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"[10].

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П Конституционный Суд РФ признаёт не соответствующими Конституции РФ данные положения устанавливающими, что плата за негативное воздействие на окружающую среду определенным образом ограничивает каждого на свободное использование имущества, гарантированное и в том числе, лицам, оказывающим

негативное воздействие на окружающую среду, принцип равенства перед законом и судом применительно к указанным лицам означает равный подход при возложении на них бремени общественных расходов [7]. То есть суд встал на защиту юридического лица, которое при заключении гражданско - правового договора считало, что плата за негативное воздействие на окружающую среду уже взималась ранее с лица, которое было контрагентом данного договора. И определил, что пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации не соответствует положениям Конституции РФ.

Д.ю.н., профессор Круглов В.В. и к.юн., доцент Пельвицкая Е.П. в своей научной работе ссылаются на различные Определения Конституционного Суда РФ в подтверждение своих слов. Так Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-О подтверждает, что плата за НВОС представляет собой форму возмещения экономического ущерба, а Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2019г. № 1197- О устанавливает особенность данного экологического платежа [9, а 99].

Из приведённых примеров заметна значительная роль Конституционного Суда РФ в регулировании экологических отношений, так же необходимо рассмотреть судебные акты Верховного Суда РФ, которые не менее важны в правоприменительной деятельности судебной системы Российской Федерации. Так Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) было принято для обеспечения единства судебной практики применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. А Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 было принято для обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда, причиненного

окружающей среде. Можно заметить насколько значимы данные постановления для нижестоящих судов, ведь именно эти постановления помогают правильно понимать закон и не допускать ошибок при его применении. Некоторые документы не только разъясняют, но иногда, конкретизируют общие положения, создают правовые положения, обязательные при разбирательстве отдельных категорий дел.

Во время разрешения отдельных конкретных дел суды при отсутствии конкретной нормы, необходимой для правового регулирования данных отношений, могут применять аналогию закона или аналогию праву, за исключением норм затрагивающих уголовно-правовую ответственность за экологические преступления. Так пункт 2 статьи 6 Гражданского Кодекса РФ закреплено, что существует возможность применения аналогии права при невозможности использования аналогии закона [3].

Данные действия суда равносильны созданию нового правового элемента, который оказывает определенное влияние на развитие экологических отношений, поскольку определенную долю экологических правоотношений регулирует гражданское законодательство, в частности, заключение гражданско-правовых договоров.

Таким образом, судебная практика в сочетании с нормативно - правовыми актами участвует в регулировании общественных отношений, единообразными и юридически верным применением права в регулировании правоотношений, в разрешении споров, так же отменяет, обобщает судебную практику, изменяет смысл первичных нормативно - правовых актов, восполняет многочисленные недостатки, пробелы и разногласия в нормативно - правовых актах. Из вышесказанного, безусловно, судебную практику можно фактически признавать одним из источников экологического права в силу своего влияния на правовую систему Российской Федерации.

Список литературы:

1. Боголюбов С.А. и др. Учебник для вузов // под редакцией С. А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021., С 49-50.

2. Ерофеев Б. В. Учебник для академического бакалавриата // под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 24-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018., С. 72.

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Капицкий В.Н. О некоторых вопросах незаконной рубки лесных насаждений //Вестник Международного юридического института. 2015, №2 (53) С.26.

5. Капицкий В.Н. Роль экологических общественных объединений в охране природы (правовые вопросы) // Российское право 1/2018 (103) С.73.

6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12 -П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда,

96

причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" // СПС «КонсультантПлюс».

9. Круглов В.В., Пельвицкая Е.П. Правовое обеспечение взаимосвязи организационных и экономических механизмов охраны окружающей среды // Российское право: образование, практика, наука. 2019г., № 6 (114), С. 99.

10. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.