Научная статья на тему 'Роль студента-отличника в контексте социологического анализа'

Роль студента-отличника в контексте социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3732
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ / ОТЛИЧНИК / ОЖИДАНИЯ / РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ / ROLE / HIGH ACHIEVER / EXPECTATIONS / A ROLE MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зверев Алексей Игоревич, Брезгина Мария Олеговна

В статье анализируется фигура студента-отличника с позиции статусно-ролевого подхода, выделяются элементы социальной роли отличника, ролевые интерпретации, приводятся данные авторских исследований, посвященных анализу социологического портрета студента-отличника в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зверев Алексей Игоревич, Брезгина Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological role of the high achiever in the context of the sociological analysis

In article the figure of the high achiever, from a position of the role approach is analyzed, elements of a social role, role interpretations are allocated, the data of the authors researches devoted to the analysis of a sociological portrait of the high achiever in modern Russia is cited.

Текст научной работы на тему «Роль студента-отличника в контексте социологического анализа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 150-156.

А. И. Зверев, М. О. Брезгина РОЛЬ СТУДЕНТА-ОТЛИЧНИКА

в контексте социологического анализа

В статье анализируется фигура студента-отличника с позиции статусно-ролевого подхода, выделяются элементы социальной роли отличника, ролевые интерпретации, приводятся данные авторских исследований, посвященных анализу социологического портрета студента-отличника в современной России.

Ключевые слова: роль, отличник, ожидания, ролевая модель.

Студенты-отличники составляют особенную и весьма специфическую по характеру социальной позиции группу, которая наиболее активно включается в статусно-ролевые отношения и в большей степени выражает успех-ориентированное жизненное кредо молодых россиян. Вместе с тем, трансформация социальной структуры российского общества в значительной степени изменяет положение. основные модели социализации и общественные перспективы студентов-отличников. Существующая система высшего образования не гарантирует успешной профессиональной социализации отличников учебы. Высшее образование приобрело ярко выраженный коммерческий оттенок, стало массовым и доступным. Исчезли механизмы распределения, отсутствуют четкие, конкретные перспективы социальной реализации отличников. Соответствующая ситуация складывается и на отечественном рынке труда. В результате сегодняшние отличники рискуют в социальном плане, не имея гарантий получения «билета в жизнь» по результатам успешного окончания вуза. С другой стороны, ценностные ориентации и социальные ожидания отличников перемещаются в сторону саморазвития, создания «общего» социального капитала (а не четких вариантов профессиональной социализации) в виде подтверждения ими личностно-профессиональных навыков, коммуникативных компетенций и т. д. Данная проблематика делает социологический анализ фигуры студента-отличника, его ценностных ориентаций, ролевого набора, социальных ожиданий особенно актуальным в настоящее время. Исходя из этого, попробуем сформулировать ряд социолого-теоретических оснований к изучению роли студента-отличника в России.

Социологическая ролевая модель личности студента отличника

Как известно, роль задает индивиду образцы его действий в конкретных ситуациях. Исходя из такого понимания, общество можно представить также как сложную ролевую систему, состоящую из шаблонов (форм) поведения, устанавливающих стандарты тех или иных ситуаций, упорядочивающих социальную структуру, воспроизводящих различные социальные отношения и взаимосвязи. В ходе проигрывания тех или иных ролей, индивид принимает правила общественного поведения: становится частью взрослого мира; занимает свое место в обществе, осваивая профессии; достигает успеха в жизни и т. д.

Осваивая ролевой репертуар с соответствующими идентификациями, индивид становится личностью, и его положение в обществе определяется количеством, а также сложностью освоенных ролей. Таким образом, общественная жизнь человека является чередой социальных драм - «театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет»1. В процессе освоения ролей формируется ядро личности, возникает его «Я». Таким образом, не «Я» определяет состав роли. Наоборот, «Я» подобно мозаике составляется из различных ролей - образцов, шаблонов социального поведения.

Роли, освоенные индивидом в ходе социальной практики, составляют его ролевую систему или ролевой набор, который детерминирует линию поведения, жизненную стратегию, иные «параметры жизни». При этом с различными ролями индивид идентифицирует себя по-разному - с одними, личностно значимыми, больше (ролевая идентифика-

ция), с другими, второстепенными, меньше (дистанцирование от роли). Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми, предусматривая непохожие на другие отношения. «Правильное» исполнение роли вознаграждается, «неправильное» - наказывается обществом. Ролевая теория наглядно демонстрирует, как тот или иной человек играет драматические роли в «грандиозной пьесе общества», и, говоря языком П. Бергера, личность - «есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли»2. Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями.

Т. Парсонс писал: «Роль - есть часть общей ориентационной системы индивидуальных акторов, которая организована по поводу ожиданий в отношении к конкретному контексту интеракции, интегрированному с конкретным набором ценностей-стандартов, которые управляют интеракцией одного или более изменений в соответствии с дополнительными ролями»2.

В основу динамической модели роли «отличника» может быть положена теория социального действия М. Вебера, поскольку она раскрывает и описывает «социальные формулы роли» или сам принцип ролевой социализации индивида: «сделай то, что от тебя требуется - получишь то, что тебе обещано», реализованный в четко определенных социально-психологических механизмах3.

Социализация в таком понимании может быть определена как процесс освоения социальных ролей, умелое исполнение которых позволит человеку найти свое место в обществе (приобрести социальный статус).

В рамках социальной роли студента-от-личника происходит систематизация норм его поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую данная роль обслуживает. Например, отличник - и это его отличает от остальных студентов - поддерживает хорошие отношения с преподавателем, всегда идет ему на помощь, активно участвует в общественной жизни вуза. И все это благодаря тому, что он обладает высокой «социальной» ответственностью, берет повышенные обязательства и т. д. Кроме того, отличная учеба предполагает демонстрацию «лучшего» знания предметов, прилежного выполнения всех заданий, близкую к ста процентам посещаемость, наличие в срок

пройденных контрольных точек и т. д. Таковы формальные ожидания-требования общества и ключевых социальных институтов (семья, система образования, включая администрацию вуза и студенческое сообщество).

Именно родители и учителя напрямую участвуют в создании образцов выполнения социальной роли отличника, вменяя обучающемуся четкий набор моральных, трудовых и других качеств, которым он должен соответствовать (чтобы чего-то добиться в жизни). Большинство из общественных ожиданий относительно поведения отличника, его типовых стремлений и гарантированного вознаграждения принимают вид жестких формализованных требований и стандартов, следовать которым строго обязательно. Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Как показывают авторские исследования по данной пробле-матике4, практически каждый отличник осознает, что условием его успеха является соблюдение ролевых инструкций. Так, семь из десяти опрошенных нами отличников (всего более 500), независимо от пола, возраста и профиля, отметили, что существует четкий алгоритм учебы на отлично, когда соблюдая определенные правила, следуя «несложному алгоритму», студент сдает сессии на отлично. Среди таких принципов, правил и т. д. были отмечены:

- работа «на автомат» (93 %);

- выполнение всех домашних заданий в срок (83 %);

- контакт с преподавателем (76 %);

- отсутствие пропусков (74 %);

- участие в НИРС (74 %);

- подготовка не менее 3-5 докладов по каждому предмету за семестр (61 % - гуманитарии, 45 % - технические и иные) и т. д.

Если отличник играет роль, нарушая социальные ожидания, то к нему применяются социальные санкции, представляющие собой внешние меры принуждения к надлежащему исполнению социальной роли. К числу таковых, например, относятся лишение стипендии, воспитательные официальные и неофициальные беседы и т. д. Жесткость социального ролевого контроля зависит от ряда факторов. «Игра по правилам» или «принятие правил» обещает студенту в качестве

вознаграждения активизацию тех или иных социальных возможностей. Активизация возможностей в нашем понимании означает общественное признание за индивидом в социально утвержденном (институционализированном) порядке тех или иных прав, дозволение на совершение тех или иных социальных действий, привилегий, часто признание за ним определенного уровня власти как возможности и способности определять действия иных.

К таковым респонденты относят:

- повышенные перспективы статусного трудоустройства (86 % среди «старшей» группы, 67 % среди «младшей» группы респондентов)5:

- легкость сдачи сессии - большинство предметов автоматом (78 %);

- наличие повышенной стипендии (65 %);

- гарантия бесплатной очной аспирантуры и перспективы научной карьеры (63 %);

- возможность пройти практику в хорошем месте (42 %);

- возможность стажировки (38 %);

- хорошее отношение со стороны преподавателей, администрации вуза в целом (29 %);

- возможность участия в грантах, НИР под руководством преподавателя (19 %);

- уважение со стороны одногруппников (15 %).

«Социальные формулы роли» или принципы ролевой социализации студента-отлич-ника, как показывает проведенное исследование, таковы:

- я учусь на отлично (окончил с красным дипломом) для того, чтобы чего-то добиться в жизни (51 %);

- для того, чтобы добиться в жизни, нужно быть успешным, в том числе окончить вуз с красным дипломом. Это дает конкретные перспективы (34 %);

- красный диплом не гарантирует успеха в жизни и не дает значимых плюсов в устройстве на работу, карьере и т. д. (11 %)6

Далее, проанализируем структуру роли «вузовского отличника» и попытаемся сконструировать ее описательную социологическую модель или «ролевой образец отличника вуза».

Ценностное ядро социальной роли отличника формирует социальный феномен успеха. Под успехом личности обычно понимается социальная позиция, актуализирующая (активизирующая) ряд социальных возмож-

ностей и свидетельствующая о достижении индивидом общественно признанных результатов в различных сферах деятельности, которые личностью также оцениваются как значимые.

Отметим также, что успех личности является ее символическим капиталом (П. Бур-дье), олицетворяя влияние социального агента на соотношение сил в социальной группе и обществе в целом. Успешный человек обладает значительным символическим капиталом, к его мнению гораздо чаще прислушиваются, он получает возможность влиять на принятие значимых решений7. Формирование модели успеха зависит от системы ценностей, принятых в обществе в конкретный период его развития и усвоенных личностью, кроме того, модель успеха зависит от принадлежности личности к определенному социальному слою, она существенно различается у представителей высших и низших слоев современного западного и российского общества.

Институт успеха имеет два измерения: личностное и общественное. Соответственно имеет место двоякое понимание успеха. Успех социальный или общественный напрямую связан с социальной позицией в обществе. Критерием успешности жизни становится занятие выгодной социальной позиции, распоряжение большим социальным капиталом. Данная социальная позиция напрямую связана с отношениями престижа, избранности, знаменитости (популярности), власти.

Другое, личностное измерение института успеха исходит из удовлетворенности индивида собственной жизнью, степени его самореализации и т. д. Успех в этом измерении тесно связан с социальным самочувствием индивида, комфортом и удовлетворенностью теми социальными отношениями, ролями, статусом и пр., в которые он включен.

Таким образом, институциональный комплекс успеха имеет две основные оси - субъективную и объективную, в социологическом понимании этих терминов.

Залогом общественного успеха является преуспевание в общественной жизни, «в делах» и т. д. Это предполагает развитие таких коммуникативных и личностных качеств, как интуиция, коммуникативная компетентность, творческие способности, изобретательность, способность налаживать и использовать сетевые и кластерные производственные структуры и многое другое.

Итак, институциональный функционал успеха можно выразить следующим образом:

1. Успех - это нормативно-ценностная основа поведения отличника; 2. Успех - формирует ценностные рамки и критерии социализации; 3. Успех - положен в основу большинства социально-ориентированных моделей поведения (социальных ролей) студента-отличника.

Необходимо выделить, по крайней мере, две концептуальные основы успеха применительно к ролевому набору студента-от-личника.

С одной стороны, члены семьи (будущего) отличника и преподаватели утверждают, что добиться успеха возможно лишь при условии отличной успеваемости, которая гарантирует выпускнику повышенные возможности карьерного роста, в том числе в закрытой от остальных сфере образования и науки (со слов преподавателя - отличная учеба является пропуском в аспирантуру)8, то есть правильным образом проигрывая ситуации, приносящие успех, осваивая лишь те роли, в результате проигрывания которых можно добиться успеха. В данном случае выполняется схема «чтобы стать успешным, сделай вот это». Родители и преподаватели как представители важнейших институтов социализации

- семьи и образования - продуцирует и распространяет «рецепт успеха».

В книге психолога А. В. Иванова «Психология успешного бизнеса в России» показывается, что успех в бизнесе, в обретении материального достатка, в первую очередь зависит от определенного стиля поведения, который в России обладает ярко выраженной спецификой. И формулируются три ключевых признака стремящегося к материальному успеху человека: активность и последовательность действий, результатом которых является материальный достаток; способность генерировать бизнес-идеи, основанные на реальном опыте; наработка связей9.

Как показывает авторское исследование, для отличника подобная схема также подходит. В адаптированном виде она выглядит так:

- активная студенческая общественная деятельность и упорная работа на результат -свидетельством чему является наличие красного диплома. Последний, в свою очередь, открывает более широкие возможности карьерного роста: хорошая должность, высокая зарплата и т. д.;

- отличные знания, приобретенные в процессе обучения, профессиональная компетентность. Ориентированность на карьерный рост;

- умение коммуницировать с «нужными людьми» и добиваться желаемого результата, наличие большого количества важных знакомств.

Нормативный комплекс социального института «успеха» удачно очерчивает И. Богуславский в своей работе «Американский успех: люди и символы», выделяя десять особенностей, присущих самым успешным деловым лидерам:

(1) страстность;

(2) интеллект и ясность мышления;

(3) великое искусство общения;

(4) высокий запас энергии;

(5) эгоизм под контролем;

(6) внутреннее спокойствие;

(7) умение извлекать пользу из раннего жизненного опыта;

(8) крепкая семья;

(9) позитивная позиция;

(10) «делать нужные вещи правильно»10.

Как показала фокус группа, эти и другие

ролевые особенности личности присущи также и студентам-отличникам.

Ключевые социальные ожидания студента, играющего роль отличника, связаны в первую очередь с:

1. Возможностью начать научную или преподавательскую карьеру: поступить в бюджетную аспирантуру и т. д., иными словами создать выгодные условия для «научной» профессиональной социализации, «получить приглашение» на работу в вуз.

2. Практическим подкреплением, официальным свидетельством наличия у него как будущего работника таких личностных профессиональных качеств, как: работоспособность, интеллект, целеустремленность, аккуратность, коммуникативный талант, успешность, амбициозность. Красный диплом, по сути, признание формального института (образования) за ним этих качеств, что повышает его шансы на занятие вакантной должности. Кроме того, «отличное» образование по специальности говорит о максимально возможной профессиональной компетентности соискателя на вакансию.

3. Решением ряда психологических комплексов, таким как «стремление оправдать надежды родителей», доказательством соб-

ственной состоятельности в той или иной социальной группе и т. д.

4. Получением возможности продвижения по общественной линии (партия, а также различные общественные объединения и союзы).

Сложившаяся весьма проблемная ситуация в сфере реализации социальных ожиданий студентов-отличников предполагает анализ проблемного поля носителей данного социального статуса и на основе данного анализа выработку целого ряда рекомендаций по улучшению статусно-профессиональной составляющей «положения» отличников в современном российском обществе. Далее мы приводим некоторые наиболее значимые из них.

1. Целевой, практико-ориентированный характер высшего профессионального образования. Высшее образование должно рассматриваться в большей степени как проект образовательный для будущего студента/выпускника, в рамках которого реализуется основа его профессионализации; как ресурсный проект для работодателя - цель которого обеспечить в необходимый срок в нужном количестве организацию кадрами необходимой квалификации. В соответствии с этим структура данного процесса также должна приобретать проектный характер:

- Наличие четких ранжированных целей и задач, приоритетов и направлений развития обучающегося как потенциального работника, профессионала, специалиста и т. д. Получение и выдача диплома о высшем образовании в данном случае лишь документально подтверждает квалификацию, а не является самоцелью ни для учащегося, ни для вуза.

- Следовательно, в число ключевых задач входят освоение необходимых знаний, умений и навыков, не только в теории, но и на практике. При этом практика не является дополнением к программе обучения, это ее ключевой элемент.

- Наличие и фиксация, оценка результата образовательного процесса.

Положительный результат в данном случае - соответствие выпускника требованиям потенциального работодателя, а не внутренним требованиям вуза, как это принято в настоящее время (необходимо в сроки и в нужном виде сдать основные формы отчетности -тогда будет получен диплом, что и является результатом). То есть результатом высшего

образования как проекта является в большей степени его профессионализационный потенциал (гарантии и возможности выгодного трудоустройства по специальности), который подкрепляется дипломом, но не получение диплома. В такой системе, когда работодатель уверен в компетентности вуза и профессионализме его выпускников, он доверяет диплому. Следовательно, диплом становится эквивалентом профессионализационного потенциала (дополненный успеваемостью как мерой данного потенциала), а отличник - но-сителем-обладателем наивысшего потенциала в глазах потенциального работодателя.

- Статусное подкрепление, которое выражается в соответствующем должности социальном положении обладателя статуса, соответствующем уровне жизни, наборе возможностей профессионального роста и т. д.

Необходимо увеличивать долю целевого высшего профобразования, когда будущий работодатель вступает с будущим студентом в договорные отношения и оплачивает его обучение, с тем условием, что после окончания вуза выпускник будет работать на протяжении оговоренного периода на конкретном месте. Именно в такой системе следует восстанавливать систему ранжированного распределения в зависимости от результатов обучения, которые показал студент-контрактник. В результате лучшие выпускники заслуженно занимают лучшие вакансии, которые им заранее известны и к которым они готовились.

Таким образом, целевой, проектно-ориентированный подход повысит профессиональный статус выпускников и, следовательно, лучших (по показателям успеваемости) вы-пускников-отличников, чьи карьерные возможности могут быть значительно увеличены.

2. Уменьшение массовости высшего профобразования, за счет развития среднеспециального и начального профобразования. В этом случае возрастает как значимость (ценность) диплома высшего профобразования, так и соответственно значимость вы-пускников-отличников. Высшее образование на сегодняшний день принимает массовый характер, соответственно система образования коммерциализируется, формирует более доступные формы коммерческого предложения, далеко не всегда без ущерба качеству образовательного продукта. В плане института профессионализации начальное и средне-

специальное профобразование рассматривается весьма редко, служа несколько другим целям. В этой связи нет квалификационного разделения работников, которых готовят образовательные учреждения.

Высшее образование, даже исходя из названия, не должно носить массовый характер, а значит не должно быть таким распространенным и доступным, понижая доступность, необходимо соответственно повышать его качество, требования к абитуриентам, студентам, выпускникам вузов и т. д.

Став явлением скорее исключительным, нежели обычным, имея уникальные перспективы профессионализации, отличник получит тот социальный статус, который в настоящее время лишь декларируется различными институциональными общественными представителями.

3. Значительное уменьшение доли рынка «консультационных образовательных услуг» - написания «на заказ» отчетных работ: контрольных, лабораторных, курсовых, дипломных проектов.

Этот процесс должен быть, по крайней мере, двунаправленным. С одной стороны, вузы разрабатывают комплекс мер, позволяющих выявлять авторство той или иной работы, пресекать плагиат, компиляции и иное, что свидетельствует о некачественном и/или несамостоятельном выполнении отчетной работы. Необходимо, чтобы студенты в большинстве своем выполняли работы самостоятельно. Во многом это зависит не только от ужесточения контроля, наказания и т. д., но и от постановки учебных, исследовательских задач. С другой стороны, необходим контроль со стороны государства и профессиональных объединений работодателей, возможно с применением форм государственного частного партнерства и т. д. Как один из вариантов, возможен следующий, который предполагает уменьшение доли рынка консультационных образовательных услуг - объявление вне закона написание контрольных и курсовых, дипломов и диссертаций, ограничение доступности интернет-контента. Осуществить это можно за счет введения и ужесточения лицензирования ресурсообладателей, повышенного налогообложения и лицензирования организаторов и собственников российских файло-обменников в сфере образования, аккредитации иностранцев и т. д.

4. Введение курирующей организации-работодателя на временной основе для повышения качества дипломных работ. А именно: практики-работодатели определяют перечень направлений дипломного исследования и оценивают результативность, качество и степень практической применимости результатов дипломного исследования. Данный подход будет актуален в течение всего того периода, пока вузы не будут готовы самостоятельно обеспечить должный практический уровень выпускных квалификационных работ. Уровень теоретико-методологической разработки работ, а также «нормоконтроль» необходимо оставить за вузами.

Более того, в общем понимании данной проблемы и путей выхода из нее необходимо расширить систему взаимоотношений «потребитель образовательных услуг - вуз, оказывающий образовательные услуги» до трехсторонней, посредством включения туда работодателя как не менее важного, хотя и опосредованного потребителя образовательных услуг.

В противном случае потенциальный работодатель вынужден самостоятельно отбирать кадры и организовывать до-обучение, а, по сути, обучение, наставничество и т. д. своих будущих работников, у которых есть «корочки», но которые, как правило, не имеют требуемых знаний, умений и навыков по профессии.

***

Принятие на себя роли отличника подразумевает интериоризацию определенного нормативно-ценностного комплекса, коррекцию «картины мира». Отличник старается отличиться, выделиться из общей массы окружающих его людей. Это, с одной стороны, отнесение себя к социальной группе с повышенным статусом, с другой стороны, стремление следовать эффективным путем социализации, который поддерживается и одобряется существующей общественной системой. Однако существует масса иных ролей, исполнение которых обещает индивиду успех в социализации. Отличная учеба в вузе - лишь одна из возможностей успешной социализации. Роли можно условно «сложить» в модели жизненных стратегий, или жизненная стратегия может быть раскрыта через соответствующий набор социальных ролей.

Примечания

1 Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М. : Academia-Центр : Медиум, 1995.

2 Парсонс, Т. О структуре социального действия. М. : Академ. проект, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Вебер, М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко ; коммент.

А. Ф. Филиппова. М. : Прогресс, 1990.

4 Фигура отличника с современном российском обществе : социол. исслед. Екатеринбург, 2009-2011 гг. Подготовлено на кафедре социологии и психологии УрГЭУ. Научный руководитель В. Г. Попов.

5 Условно к старшей группе респондентов относятся советские отличники, к младшей -российские.

6 4 % от общего числа опрошенных затруднились с ответом. Данные по младшей группе отличников.

7 Бурдье, П. Социология социального пространства : в 2 т. / пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. М. : Ин-т эксперимент. социологии ; СПб. : Алетейя, 2005.

8 По данным фокус-группы «Проблемы жизненного самоопределения студента-отличника», организованной автором в 2010 г. на кафедре социологии и психологии УрГЭУ г. Екатеринбург. Научный руководитель

В. Г. Попов.

9 Иванов, А. В. Психология успешного бизнеса в России. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 219 с.

10 Богуславский, И. Н. Американский успех. Люди и символы. М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.