Научная статья на тему 'Основные параметры личностной модели краснодипломника: социологическое моделирование'

Основные параметры личностной модели краснодипломника: социологическое моделирование Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
677
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОДИПЛОМНИК / ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ КРАСНОДИПЛОМНИКА / ЛИЧНОСТЬ КРАСНОДИПЛОМНИКА / KRASNODIPLOMNIK (A GRADUATE / WHO GAINED A DIPLOMA WITH DISTINCTION) / PERSONALITY TYPE OF A GRADUATE / PERSONALITY OF A GRADUATE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверев Алексей Игоревич, Брезгина Мария Олеговна

В статье анализируется фигура краснодипломника (выпускника вуза, получившего диплом с отличием) с позиции статусно-ролевого подхода, приводятся ключевые основания для реконструкции социологической личностной модели и ее трансформации в условиях коренных изменений, произошедших в российском обществе за последние несколько десятков лет. Авторы попытались конкретизировать психологическую концепцию личности социологическими индикаторами для анализа трансформационных социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental Parameters of a Krasnodiplomniks Personality Type: Sociological Modelling

The article analyses the figure of a krasnodiplomnik (a graduate who gained a diploma with distinction) from the perspective of status and role-playing approach. The paper provides the key arguments for reconstruction of sociological personality type and its transformation in conditions of profound changes that took place in the Russian society over the past few decades. The authors attempted to elaborate the psychological personality concept through sociological indicators for analysis of transformational social processes.

Текст научной работы на тему «Основные параметры личностной модели краснодипломника: социологическое моделирование»

УПРАВЛЕНЕЦ /3-4/31-32/2012

информационных потоков, предусматривающих только движение информации, которая действительно необходима, с одной стороны, для преодоления информационной недостаточности, а с другой

- для ликвидации всей избыточной информации. Контроллинг, основываясь на данных системы бухгалтерского учета, осуществляет планирование, контроль, анализ и организацию информационных потоков, т.е. выполняет функции, присущие системе управления. Это в свою очередь еще раз доказывает, что он является составной частью системы управления предприятием. Между рассматриваемыми системами, конечно же, существует обратная связь. Выходная информация системы управления оказывает влияние на деятельность предприятия и его положение в социальной системе.

Рассмотрим взаимосвязь системы бухгалтерского учета, контроллинга и системы управления на примере заготовительно-снабженческой деятельности (рис. 2). Как видно из схемы, системы учета и контроллинга заготовительно-снабженческой деятельности тесно связаны друг с другом. Информация, полученная системой бухгалтерского учета на входе, при помощи механизма преобразования превращается в выходные данные (регистры, справки, отчеты и т.д.), которые служат основой для системы контроллинга. В свою очередь система контроллинга с помощью своего механизма преобразования информации формирует выходную информацию, которая позволяет системе управления принимать эффективные и своевременные управленческие решения. Из вышесказанного можно заклю-

чить, что в данной деятельности все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Бухгалтерский учет является фундаментом, без которого невозможно построить и поддерживать систему контроллинга, активно использовать все его достоинства в целях постоянного повышения эффективности бизнеса, решения возникающих проблем. На основе данных учета становятся реальными разработка стратегии развития предприятия, определение финансовой политики и т.д. Система бухгалтерского учета и контроллинг обеспечивают менеджмент всей необходимой информацией для качественного управления предприятием.

^ зверев Алексей игоревич

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

и психологии

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 221-27-89 E-mail: [email protected]

^ БрезгиНА Мария олеговна

Соискатель кафедры социологии и психологии

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 221-27-89 E-mail: [email protected]

OcHoiHbie параметры личн octhoi! mo дели ківасію^дипл oMHUKa; coi|in0i;i>ruti^cK04^ мoдeлиpoвaниe

Ключевые слова

краснодипломник

личностная модель краснодипломника личность краснодипломника

Анютация

В статье анализируется фигура краснодипломника (выпускника вуза, получившего диплом с отличием) с позиции статусно-ролевого подхода, приводятся ключевые основания для реконструкции социологической личностной модели и ее трансформации в условиях коренных изменений, произошедших в российском обществе за последние несколько десятков лет. Авторы попытались конкретизировать психологическую концепцию личности социологическими индикаторами для анализа трансформационных социальных процессов.

Следует выделять два основных компонента личностной модели краснодипломника, находящихся в тесной взаимосвязи и отражающих влияние внешней социокультурной среды (средо-вой компонент) на базовые личностные характеристики краснодипломников как представителей определенной социальной группы (индивидуально-интерактивный компонент). Средовой компонент включает в себя два основных (модельных) параметра: (1) общественную (базовую) модель статуса, детерминированную социокультурной ситуацией в обществе, а также (2) тип социального статуса краснодипломника. Второй компонент социологической модели личности краснодипломника, индивидуальноинтерактивный, складывается из девяти параметров (соответственно параметры 3-11): (3) типа социального статуса с позиции индивида, (4) типовых ожиданий и стремлений относительно статусных прав «быть» и «иметь», (5) статусно-ролевых обязанностей и др. Далее подробно рассмотрим указанные поля изменений

of the management system influences enterprise's activity and its position in the social system.

Supplying activity can illustrate the best the interrelation between accounting, controlling and management systems (Figure 2). The scheme displays close connection between accounting and controlling systems in the field of supplying activity. The information obtained by accounting system at the entrance is transformed by appropriate mechanisms into output data (ledgers, certificates, reports, and etc.), which build up the basis for the controlling system. Then, having applied its own transformation mechanisms the controlling system passes on the resulting output information to the management system to enable the latter to make sensible and timely decisions.

On balance, the overall picture seems to be that in this activity everything is strongly related.

The accounting is the basis without which the system of controlling is unlikely to be built and kept functioning to improve business performance and overcome constantly emerging difficulties. The data collected by the accounting system make the formulation of the company strategy and the development of financial policy look a feasible task. Finally, the accounting and controlling systems provide the management with all required information to run the company properly.

Fundamental Parameters of a Krasnodiplomnik’s Personality Type: Sociological Modelling

социологических параметров личностной модели краснодипломника.

Поле параметра 1. Общественная (базовая) модель статуса [1а; 1в].

В Советском Союзе (поле 1а) высшее образование встроено в общую систему экономического, научного, политического и иного воспроизводства знаний, умений и навыков. Система образования выполняет заранее проработанный план по «производству» кадровых ресурсов в привязке к отдельным отраслям промышленности, науки и иных общественных сфер. По сути, высшее образование носит целевой характер: выпускник по окончании вуза распределяется по специальности на конкретное рабочее место. Как показывает практика того времени, в большинстве случаев карьера дипломированного специалиста реализуется в «профильной» или смежной с ней сфере. Поощряется многолетняя занятость в одной отрасли. Специалист получает базовое профильное образование и в дальнейшем лишь углубляет свои знания и опыт в данной конкретной сфе-

ре. Соответственно, образование, в том числе высшее, выступает в качестве базы знаний, умений и навыков для дальнейшей успешной профессионализации личности. Система образования делится на общую, которая воспитывает советского гражданина, и профессиональную, готовящую советского профессионала в конкретной отрасли труда. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием не носит всеобщего характера и ориентирована в первую очередь на «производство» управляющих кадров, а также профессионалов в отраслях с высокой интеллектуальной нагрузкой. За производство рабочих кадров отвечает система начального и среднего специального профобразования.

Внутри системы подготовки специалистов высшего звена существует своя градация выпускников, основанная на престиже учебного заведения, а также на результатах успеваемости и общественной активности выпускников. Соответственно этим критериям осуществляется распределение выпускников по месту

^ Aleksey I. ZVEREV

Cand. Sc. (Sociology), AssistantProf. of Sociology and Psychology Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-27-89

E-mail: [email protected]

^ Mariya o. BREZGINA

Applicant for candidate degree of Sociology and Psychology Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-27-89

E-mail: [email protected]

Key words

krasnodiplomnik (A graduate, who gained a diploma with distinction)

personality type of a graduate

personality of a graduate

Summary

The article analyses the figure of a krasnodiplomnik (a graduate who gained a diploma with distinction) from the perspective of status and role-playing approach. The paper provides the key arguments for reconstruction of sociological personality type and its transformation in conditions of profound changes that took place in the Russian society over the past few decades. The authors attempted to elaborate the psychological personality concept through sociological indicators for analysis of transformational social processes.

UPRAVLENETS /3-4/31-32/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /3-4/31-32/2012

работы. Выпускники с более высокими результатами успеваемости, активные «по общественной линии» получают рабочие места, более выгодные с точки зрения престижа, дохода, социальных благ и т.д. Однако немалую роль играет изначальный социальный статус студентов, их происхождение, общественное положение членов семьи, родственников и т.п.

В целом, систему высшего профессионального образования СССР характеризует, во-первых, отсутствие всеобщего характера, во-вторых, возможность четкого распределения (востребованность), в-третьих, предопределенность статусной позиции в обществе, которую займет профессионал, в-четвертых, значимость таких факторов, как успеваемость, врожденный статус и степень общественной активности студента.

Краснодипломник в СССР является элитой среди выпускников вузов. Соответственно, пред ним открываются самые лучшие перспективы профессионализации. В условиях востребованности и целевого характера воспроизводства профессиональных кадров существенным показателем качества знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения, является успеваемость. Заявляя себя как отличника и претендуя на статус краснодипломника, индивид выставляет повышенные требования к обществу, соответственно и к себе. Отличная учеба предполагает не только максимально полное усвоение знаний, но также успешную с позиции социума интериоризацию профессиональной культуры, соответствующее прилежание и т.д. Краснодипломник претендует на звание лучшего профессионала в своей области.

С распадом СССР (поле 1б) социальная ситуация в обществе коренным образом трансформируется. Прежняя система воспроизводства профессиональных кадров, как и многие другие государственные системы, практически перестает существовать в прежнем виде. Прежде всего сокращено государственное финансирование отраслевой науки и учебных заведений, в том числе высшего профессионального образования. Соответственно, в достаточно короткий срок в критическом состоянии оказывается материальная база вузов, наиболее талантливый и социально активный педагогический состав меняет место работы в поиске иных, более высоких заработков, способных обеспечить приемлемый уровень жизни в условиях гиперинфля-

ции. Фактически в 1990-е годы система образования переживает институциональную трансформацию, оказывается во многих смыслах предоставленной самой себе и вынужденной выживать в условиях принципиально новой, рыночной ситуации. Кроме того, трансформируется представление населения о необходимости получения высшего образования и статусных перспективах дипломированного специалиста. Вузы, стремясь уловить конъюнктуру рынка и имея необходимость вводить коммерческое образование, формируют образовательные тренды нового российского рыночного общества. За короткий срок многие из них перепрофилируются. Расширяют спектр образовательных услуг и уже осуществляют подготовку специалистов «коммерческого сектора» - будущих предпринимателей, экономистов, юристов, менеджеров, бухгалтеров и т.д.

В таких условиях высшее образование, во-первых, существенно девальвируется и в значительной степени теряет целевой характер (тренд массовости, потеря связи с предприятиями), особенно в гуманитарной сфере, а также статусную привлекательность. Так, работа шахтера, металлурга, врача, инженера, ученого, военного в 1990-е годы уже не гарантирует адекватного вознаграждения и социальных льгот, не обещает уверенности в завтрашнем дне. Во-вторых, высшее образование коммерциализируется, а значит, стремится увеличить рынки сбыта и приобрести, насколько это возможно, массовый характер. Вузы ориентированы не просто на подготовку специалиста под государственные цели, а во многом поставлены в зависимость от коммерческих наборов. Вуз «перестроечного» периода начинает процесс активной переориентации и производит уже не кадры для экономики и управления, а коммерческий образовательный продукт, исходя из запросов граждан, выступающих в качестве основного источника финансирования. Предприятия и организации приобретают в данном случае несколько вторичное значение.

В таких условиях значительной трансформации подвергается социальный статус краснодипломника, поскольку теперь он теряет связь с социальными правами-возможностями и обязанностями, ими предписанными. В данный период статус краснодипломника по своей сути инертен: новая рыночная система отношений между обществом и высшим образованием еще не до конца сформирована, а значит, статусная позиции крас-

нодипломника и его функциональность не ясна. С другой стороны, «советские образовательные ценности» продолжают работать, поскольку необходимо как-то стимулировать студентов к обучению.

Российская система высшего профессионального образования (поле 1в) отчасти является наследником советского периода, отчасти следствием реакции образования на коренные общественные трансформации 1990-х годов, демократии и рыночной экономики. На сегодняшний день государство в значительной степени финансирует вузы. Однако коммерческий и негосударственный сектора с 1990-х годов получили мощное развитие.

Основной проблемой сегодняшнего дня является значительное несоответствие подготовленных вузами кадров потребностям и требованиям, которые предъявляют сферы науки, производства и услуг. Вузы в большей степени ориентированы на привлечение студентов, которые являются основным источником доходов, в том числе и в форме бюджетных мест. Поэтому вузы немало заинтересованы в расширении базы специальностей, увеличении потоков студентов, организации различных «быстрых» и «доступных» коммерчески привлекательных форм получения диплома о высшем образовании, который сейчас является обязательным требованием при трудоустройстве практически на любую «хорошую» работу.

На сегодняшний день получение красного диплома практически не гарантирует выпускнику вуза получения выгодного вакантного места и серьезных карьерных перспектив. В большей степени котируется рейтинг вуза. С другой стороны, ролевые требования к претендентам на данный статус предъявляются такие же, как и в советское время: общественная активность, прилежание, демонстрация знания, лояльность, уважение к преподавательскому составу и администрации учебного заведения и т.д. Таким образом, «красный» диплом является «эффектным дополнением» для успешной личности, заявкой на повышенные требования к себе и своим обязанностям, символизирует повышенные притязания к обществу. Статус красно-дипломника мигрирует, таким образом, из профессиональной сферы в культурно-символическую, приобретая функционал «украшения резюме и личной биографии». Сразу оговоримся, что данная ситуация не применима ко всем вузам и ко всем краснодипломникам. Однако

сложившееся положение вещей является основным, на наш взгляд, трендом развития высшего профессионального образования в России в части политики относительно отличников обучения.

Поле параметра 2. Тип статуса с позиции общества [2а; 2в].

Как уже упоминалось выше, существует три разновидности предписанного обществом социального статуса краснодипломника в зависимости от формы социального статусного требования. Общественное требование функционировать в рамках статусной задан-ности характерно для советского типа. Требование одновременной заданности и создаваемости социального статуса в большей степени подходит для перестроечного типа. Требование же статусного самосозидания и самоопределения прямо иллюстрирует ситуацию, сложившуюся в современной России.

В СССР (поле 2а) студент вуза включен в систему воспроизводства профессиональных кадров для нужд развития государства. Система образования является неотъемлемым функциональным элементом науки, производства и сферы услуг. Соответственно, эффективность социального статуса краснодипломника четко определена, для каждого вуза существует система распределения специалистов на конкретные рабочие места. Например, выпускник «торгового» вуза, получивший красный диплом, является реальным претендентом на руководящую должность в сфере торговли (заведующий складом, магазином и т.д.). Такая должность определяет конкретные статусные возможности: определенный уровень заработной платы, социальные льготы и гарантии, уважение в обществе и иное. От краснодипломника требуется соответствовать заранее определенным, четким критериям своей профессии, включая элементы профессиональной культуры каждой конкретной отрасли. Таким образом, общество не только предлагает индивиду возможность занять определенное место в структуре отношений, но и предъявляет четкий ряд требований соответствия этому месту, а также набор правил и способов, благодаря которым искомое место возможно занять. Общество выдвигает четкое требование функционировать в рамках статусной заданности: красный диплом -один из вариантов, предполагающий построение успешной профессиональной карьеры.

В период перестройки (поле 2б) имеет место знаковая ситуация: с одной

стороны, изменяется система взаимоотношений образования/занятости, происходят коренные трансформации, о которых сказано выше, с другой стороны, нормативно-ценностный комплекс краснодипломника, его основные статусно-ролевые установки, транслируемые институтом образования (о которых речь пойдет ниже) не могут трансформироваться столь быстро и кардинально. В результате прослеживается двунаправленный процесс: обществом еще задается советская модель социального статуса краснодипломника, по факту же общество требует от индивида самостоятельности в определении способов применения статусных преимуществ. Краснодипломник вынужден сам находить выгоды от приобретенного статуса, т.е., по сути, создавать свою карьеру и положение в обществе самостоятельно, поскольку общественный механизм такого рода уже не функционирует.

В результате общественных преобразований статус краснодипломника, не подкрепленный конкретными правами и обязанностями в области успешной профессионализации (поле 2в), оказывается в значительной степени лишенным той социальной функциональности, которая была предусмотрена в советском типе общества. Цель статуса сохраняется - получить красный диплом, однако полезность и карьерные перспективы краснодипломника размыты и неочевидны. Фактически отсутствует система распределения, краснодипломники в меньшей степени востребованы предприятиями и госаппаратом, вынуждены самостоятельно определять для себя профессиональные выгоды от полученного статуса. На первое место выходит позиционирование краснодипломника как потенциально более интересного кандидата на занимаемую должность. Однако, как показывает практика трудоустройства, краснодипломники не составляют элиту молодых профессионалов, работодатель уже не увязывает красный диплом с отличными знаниями, умениями и навыками. Красный диплом является подтверждением большей по отношению к остальным соискателям трудоспособности, целеустремленности, прилежания индивида, отражает его завышенные требования к себе, детерминирует и более высокую субъективную оценку себя на рынке труда. В результате красно-дипломник во многом самостоятельно конструирует собственный статус, дальнейшую профессиональную карьеру, стратегию жизненного развития и т.д.

Поле параметра 3. Тип статуса с позиции индивида [3а; 3в].

По показателям заданности и создаваемости тип социального статуса с позиции индивида может быть определен в зависимости от формы личностного стремления. Стремление индивида функционировать в рамках статусной заданности наиболее характерно для краснодипломника «советского» типа общества. В обществе перехода (перестроечном) в большей степени проявляются стремления индивида к статусному самоопределению. На сегодняшний день, в «российском» обществе, прослеживается одновременное стремление красно-дипломника к статусной заданности и к статусному самоопределению.

В «советском» обществе (поле 3а), где социальный статус краснодипломника был четко встроен в систему общественных, профессиональных отношений, выпускники-отличники, элита молодых профессионалов планомерно занимают искомую социальную позицию, освоение ими статуса краснодипломника, как уже говорилось выше, практически гарантирует им успешную карьеру и соответствующее социальное и материальное положение. Поэтому претендент на статус краснодипломника стремится соответствовать общественно заданным статусным рамкам, ориентируясь на работающую схему: «сделай то, что от тебя требуется, получишь то, что обещано». У индивида нет необходимости в таком случае прибегать к статусному самосо-зиданию, поскольку механизмы карьерного и социального роста, во-первых, четко определены, во-вторых, успешно функционируют.

В условиях общественных трансформаций (поле 3б) эти механизмы нарушены, социальный статус уже не подкрепляется общественными механизмами социально-профессиональной мобильности и т.д. В таких условиях индивид, претендующий на статус крас-нодипломника, оказывается в ситуации личностного выбора вариантов реализации полученного статуса. Здесь действует следующая формула: как добиться статуса краснодипломника - понятно и внешне задано, однако «полезность», «эффективность» социального статуса до конца не ясна, поскольку красноди-пломник уже не может гарантированно претендовать на хорошую карьеру и т.д. Здесь начинается этап самосозидания. Перед студентом возникает целый ряд вопросов: как использовать красный диплом для успешной профессионали-

UpRAvLENETs /3-4/31-32/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /3-4/31-32/2012

зации? что дает «красный диплом» в жизни? какие перспективы он открывает? и т.д. У носителей данного статуса часто остается лишь символическое подкрепление, которое выражается в оправдании надежд родителей, доказательстве самому себе («я это смог») и т.д.

«Российская» ситуация (поле 3в) во многом схожа с «перестроечной» - она логично продолжает, развивает последнюю, однако с одной оговоркой. Общество стабилизировано, социальная структура сформирована, местоположение краснодипломника, его статусные права и обязанности определены. Во многом общество транслирует «советскую модель статуса», не подкрепляя ее материальными и социальными выгодами, хотя и декларирует последние (так, например, Президент России Д.А. Медведев не раз отмечал в своих выступлениях, что краснодипломники - это будущее страны, ее профессиональная элита, отражающая кадровый потенциал). На практике работодатель по-разному относится к фигуре краснодипломника, т.е. он волен трактовать статусные качества отличника в зависимости от личного отношения и опыта. Одни считают краснодипломников потенциально хорошими работниками, поскольку им свойственна целеустремленность, прилежание, ответственность и т.д.; другие считают отличников недостаточно гибкими в будущей работе, не способными к эффективному решению сложных, творческих задач и т.д. Карьеризм, как практическое выражение краснодипломника «всегда быть первым», также оценивается как в позитивном, так и в негативном свете. Это может оказать как положительный, так и отрицательный эффект на результативность краснодипломника как работника. Существует целый ряд ролевых трактовок отличника, согласно которым отличником может быть человек, стремящийся добиться наивысшего результата либо продемонстрировать окружающим такой результат. Одни нацелены на максимально качественное выполнение задачи, другие на представление результата в максимально выгодном свете. Учитывая тот факт, что красный диплом в условиях реально существующей системы высшего профессионального образования далеко не всегда гарантирует его владельцу наилучшие знания, умения и навыки, необходимые в конкретной трудовой сфере, на сегодняшний день краснодипломник не есть представитель профессиональной элиты и не воспринимается работодателем как таковой.

Ситуация, таким образом, складывается двунаправленная. С одной стороны, общество задает статусные стандарты краснодипломника, с другой стороны, индивид вынужден самостоятельно принимать решение по поводу «завоевания» декларированных статусных прав и возможностей, находить способы социальной реализации приобретенного им статуса. Российский краснодипломник самостоятельно строит свою карьеру, не обязательно в «профильной» профессиональной сфере.

Поле параметра 4. Типовые ожидания и стремления. Статусные права-возможности [4а; 4в].

Независимо от рассматриваемого типа общества освоение статуса крас-нодипломника предполагает определенный состав типовых ожиданий относительно прав и возможностей (поля 5а-5в). Разница состоит лишь в том, что в советский период ожидания красно-дипломника конкретизированы заранее известным местом работы и его социальными перспективами.

Ожидания группы «быть» - права: статус профессиональной элиты - исключительное право на занятие наиболее выгодного рабочего места, где конкурс наиболее высок либо где в качестве проходного условия ставится отличная учеба, например, поступление в аспирантуру и начало успешной научной и преподавательской карьеры. Сюда же входит уважение со стороны общества как к представителю профессиональной элиты.

Ожидания группы «иметь» - возможности: стабильное и высокооплачиваемое место работы по полученной специальности, гарантирующее высокий материальный доход и различные социальные гарантии, а также уникальные и неофициальные возможности как лица, занимающего высокое положение и вакантное место. Например, только космонавт может летать в космос, а директор магазина имеет широкий доступ к распределению дефицитных товаров и т.д.

Занятость и высокое положение в обществе гарантируют соответствующий уровень организации жилищно-бытовых условий, отдыха и санаторно-курортного лечения, соответствующий круг общения и т.д. Таким образом, основные ожидания студента, претендующего на статус краснодипломника, сводятся к тому, что, по мнению его самого и общества, красный диплом активирует перед молодым выпускником вуза уникальные возможности дальнейшей социализации и про-

фессионализации, достижения успеха в обществе. Кредо успешного человека заключается в стремлении к наилучшей социализации и профессионализации, к занятию важного, высокого (открывающего массу социальных возможностей и властных полномочий) и социально значимого (важно ощущать свою значимость, полезность и незаменимость в обществе) положения. Это, по нашему мнению, в полной мере отражает типовые стремления краснодипломника. Однако весьма вероятно, что стремление студента получить красный диплом может быть продиктовано не только значимостью для него общественного успеха, но также желанием оправдать надежды родственников, перфекционизмом либо иными мотивационными факторами. Вместе с тем типовой формулой ожиданий и стремлений краснодипломника является формула общественного успеха.

Поле параметра 5. Статусные обязанности [5а; 5в].

Статусные обязанности краснодипломника выражаются в моделях его поведения в той или иной стандартной ситуации. Социальная структура в лице родителей, вуза, работодателя накладывает на личность соответствующую статусную «нагрузку», что может быть в конечном итоге выражено в социальном функционале краснодипломника.

Мы выделяем два типа обязанностей: образовательные и профессиональные, которые строятся на формировании у краснодипломника индивидуальных и презентационных личностных качеств (о них речь пойдет ниже).

К числу образовательных обязанностей краснодипломника мы относим следующие, формирующие в целом обязанность максимальной включенности в образовательный и внеучебный процессы:

• высокая посещаемость занятий, за исключением отсутствия по уважительной причине;

• выполнение учебных и практических заданий в полном объеме и в срок, своевременная подготовка и сдача самостоятельной работы, домашних заданий и т.д.;

• максимальная активность на занятиях - подготовка докладов, готовность ответить на любой вопрос преподавателя по программе занятия;

• коммуникативная активность на занятиях - участие в дискуссии, повышенное внимание к тому, о чем говорит преподаватель;

• общественная активность, которая выражается в готовности выполнять любые просьбы и поручения преподавателя

к

и администрации вуза, касающиеся учебного и культурно-массового процессов. Например, быть старостой группы, курса, членом/председателем студенческих обществ и организаций, выступать инициатором и активным участником студенческих научных, культурно-массовых проектов (конкурсов, олимпиад) и т.д.;

• активная студенческая научная деятельность - участие в конференциях и форумах, научно-исследовательских студенческих проектах, в том числе совместно с преподавателем, публикация научных статей и тезисов.

Профессиональные обязанности крас-нодипломника в целом могут быть охарактеризованы как обязанность быть лучшим специалистом в своей области среди других работников и выражаются в:

• отличном знании основ и особенностей (выходящих за рамки общей программы подготовки) профильной профессиональной деятельности;

• демонстрации наилучшего результата работы, достижении наивысших показателей деятельности;

• внимательном и уважительном отношении к сослуживцам, особенно к начальству, и их поручениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из рассмотренного нами выше характера статусных обязанностей и уровня ответственности красно-дипломника, его статусный функционал

кратко можно сформулировать следую- ^ щим образом:

• ориентированный на карьеру и успех профессионал, желающий развиваться и достигать максимально высоких результатов;

• пример для подражания обучающихся, «гордость» вуза;

• эталонный результат системы ВПО

- носитель знаний, умений и навыков в данной конкретной профессиональной сфере;

• статистическая единица результативности системы ВПО.

Анализируя трансформацию статусных обязанностей краснодипломника в динамике относительно типа общества, отметим, что в «российском» обществе, в отличие от «советского», за красно-дипломником остались в основном образовательные обязанности, так как существенно потеряна связь между профессиональным образованием и конкретной трудовой сферой его применения. В настоящее время общество задает социальный статус, а значит и соответствующие обязанности в части приобретения статуса, до момента получения красного диплома, сфера же профессиональной реализации в большинстве ^ случаев остается за самим обладателем данного статуса.

Источники

1. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.

2. Иванченко Г.В. Самоопределение личности как открытый проект // Человек. 2005. №3.

3. Иванова В.С. Проблема жизненного самоопределения. шшш.гатЬіег.ги.ііЬсосіо. msu.ru.

4. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненных стратегий человека. шшш.гатЫег.ги.пак1ю<Л<а. wi.dvgu.ru/town/section3/332.

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

References

1. Reznik Yu.M., Smirnov Ye.A. Life strategies of personality (experience of integrated analysis). Moscow, 2002.

2. Ivanchenko G.V. Personality self-determination as an open project // Tchelovek. 2005. No.3.

3. Ivanova V.S. The problem of life self-determination. www.rambler.ru.libcocio.msu.ru.

4. Vasilyeva O.S., Demchenko Ye.A. Learning of new characteristics of an individual's life strategies. www.rambler.ru.nakhodka. wl.dvgu.ru/town/section3/332.

2. Albukhanova-Slavskaya K.A. Strategy of life. Moscow: Mysl, 1991.

UPRAVLENETS /3-4/31-32/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.