Научная статья на тему 'Трудовой потенциал выпускника -отличника учебы в вузе в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития'

Трудовой потенциал выпускника -отличника учебы в вузе в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / UNIVERSITY GRADUATE / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD TILL 2020 / КАЧЕСТВЕННЫЙ ТРУДОВОЙ РЕСУРС / HIGH-QUALITY HUMAN RESOURCE / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / "КРАСНЫЙ ДИПЛОМ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / HUMAN RESOURCE CAPACITY / "RED" DIPLOMA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухова О. В., Брезгина М. О.

В настоящее время в условиях социально-экономического развития страны усилилось внимание к инновациям, а потому и к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов. Это нашло отражение в разработке и внедрении «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой одной из основных задач является развитие высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Авторы статьи подчеркивают важность использования качественного трудового потенциала на рынке труда в рамках инновационного развития страны. В качестве уникального трудового ресурса рассматривается выпускник вуза отличник учебы. В статье отражены преимущественные характеристики этой категории выпускников, раскрыто понятие «красного диплома» как официального документа, получаемого выпускниками-отличниками в высших учебных заведениях. Кроме того, подчеркнуто, что при привлечении выпускника-отличника как сотрудника к работе можно заранее ожидать более высоких и качественных результатов, чем у прочих сотрудников. Авторами акцентированы инструменты по распределению уникального трудового ресурса выпускников-отличников между работодателями, которые могут быть реализованы в настоящее время. Рекомендовано построение системы контроля, учета и распределения выпускников-отличников между потенциальными работодателями на уровне государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сухова О. В., Брезгина М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR POTENTIAL OF UNIVERSITY’S EXCELLENT GRADUATE IN THE FRAMES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT STATE STRATEGY’S REALIZATION

Today in the conditions of socio-economic development of the country the attention is focused on innovations, quality of professional training of universities’ graduates from the position of society as employers and state. Besides, the state has developed and introduced the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period to 2020; according to this strategy the main goal is a development of high-skilled personnel in the sphere of science, education, technology and innovations. The authors of the article analyze the reasons of inefficient system of economy, based on innovations, and underline the necessity of quality labor potential’s application on the labor market in the frames of the state’s innovative development. As a unique labor resource the authors consider an excellent university’s graduate. The article shows primary characteristics of this graduate category, exposes the notion “degree with distinction” as an official document which is given to excellent graduates. The article also underlines that hiring excellent graduate has more potential than others. The authors accepted tools for distributing excellent graduates among employers, and these tools are realized today. It is recommended at the level of the state to create a system of control, registration and distribution of these graduates among potential employers.

Текст научной работы на тему «Трудовой потенциал выпускника -отличника учебы в вузе в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития»

О.В. Сухова, канд. экон. наук, доцент,

М.О. Брезгина, ассистент,

кафедра управления персоналом и социологии,

Уральский государственный университет

путей сообщения,

г. Екатеринбург, Россия,

Ш'та83@таИ. ги

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫПУСКНИКА -ОТЛИЧНИКА УЧЕБЫ В ВУЗЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время в условиях социально-экономического развития страны усилилось внимание к инновациям, а потому и к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов. Это нашло отражение в разработке и внедрении «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой одной из основных задач является развитие высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Авторы статьи подчеркивают важность использования качественного трудового потенциала на рынке труда в рамках инновационного развития страны. В качестве уникального трудового ресурса рассматривается выпускник вуза — отличник учебы. В статье отражены преимущественные характеристики этой категории выпускников, раскрыто понятие «красного диплома» как официального документа, получаемого выпускниками-отличниками в высших учебных заведениях. Кроме того, подчеркнуто, что при привлечении выпускника-отличника как сотрудника к работе можно заранее ожидать более высоких и качественных результатов, чем у прочих сотрудников. Авторами акцентированы инструменты по распределению уникального трудового ресурса — выпускников-отличников — между работодателями, которые могут быть реализованы в настоящее время. Рекомендовано построение системы контроля, учета и распределения выпускников-отличников между потенциальными работодателями на уровне государства.

Ключевые слова: выпускник вуза, стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, качественный трудовой ресурс, кадровый потенциал, «красный диплом», профессиональное образование, профессиональная социализация.

Одним из важных направлений социально-экономического развития Российской Федерации является инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень конкурентоспособности страны и перспективы ее развития в дальнейшем.

На сегодняшний день актуальным представляется обеспечение в высших учебных заведениях качественной подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями государства и общества.

Совершенно очевидно, по нашему мнению, что сегодня в обществе существует

пропасть между запросами общества в лице работодателей и знаниями, полученными выпускниками профессиональных учебных заведений.

По данным Минобрнауки, примерно 6% молодых специалистов сразу после окончания вуза встают на учет в качестве безработных. Получается, что образование, которое получили выпускники вузов, не дает им возможности найти работу даже не по специальности1.

Следует отметить также, что по последним данным Росстата, молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2%, в том

числе в возрасте 15—19 лет — 7,5, 20—24 года - 23,7%2.

Для того чтобы противостоять тенденции снижения востребованности выпускников профессиональных вузов у работодателей, государством предприняты меры по социально-экономическому инновационному развитию современного общества, которое нашло свое отражение в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». =

Она призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Одна из основных задач стратегии стоит в развитии кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций3.

Безусловно, переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе инновационной системы. В связи с этим необходимо учитывать основные сложности построения экономики, основанной на инновациях.

Во-первых, это отсутствие или нехватка специалистов, ориентированных на инновации, обладающих высоким уровнем квалификации, научным и творческим мышлением, нацеленных на постоянное развитие через профессиональное обучение и эффективное использование своих умений и знаний в практической деятельности.

Во-вторых, неэффективное использование на рынке труда трудового потенциала обществом в лице работодателей и работников в лице выпускников вузов.

В-третьих, отсутствие эффективного механизма формирования трудового потенциала, ориентированного на инновации, через развитие принципиально новых профессиональных и инновационных компетенций, таких, как инновационное мышление, умение генерировать идеи, эффективно использовать и воспринимать инновации, способность нестандартно и оперативно

Заявляя о себе как о выпускнике-отличнике, индивид выставляет повышенные требования к обществу и, соответственно, к себе. Он претендует на звание профессионала в своей области, который обладает ответственностью, старательностью, умением обучаться и учиться, а также распоряжаться временем.

подходить к решению задач, поставленных руководством и др.

Таким образом, в современных условиях успешное экономическое развитие нашей страны зависит от уровня обеспеченности качественным инновационным трудовым потенциалом, ориентированным на активную инновационную дея-тельность4.

Исходя из вышесказанного, по мнению авторов, требуется восстановление процесса воспроизводства кадрового потенциала страны. А этот процесс включает в себя создание нового механизма по выявлению и привлечению молодых талантливых специалистов. Поэтому в рамках настоящей статьи авторы хотели бы отметить потенциал выпускника - отличника учебы в вузе как качественный и уникальный трудовой ресурс.

Здесь стоит сказать, кого авторы имеют в виду под категорией выпускники-отличники. Это выпускник вуза, имеющий высшую оценку знаний - отметку «отлично». Можно также сказать, что выпускник-отличник - это тот, кто на отлично выполняет свою работу, свои обязанности, присущие ему, в настоящее время. В современном понимание отличник - это человек, ориентированный на дальнейший успех и карьерный рост.

Заявляя о себе как о выпускнике-отличнике, индивид выставляет повышенные требования к обществу и, соответственно, к себе. Он претендует на звание профессионала в своей области, который обладает ответственностью, старательностью, умением обучаться и учиться, а также распоряжаться временем.

Это специалист без опыта работы (на первоначальном этапе), успешно овладевший компетенциями (знаниями, умениями и навыками) специалиста своего профиля.

Подведя итог, обобщая понятие «выпускник-отличник», можно сказать, что это успешная личность, которая подчиняет свою жизнь определенным правилам игры

в обществе и отлично справляется с поставленными задачами, в результате чего получает наивысшую оценку от общества в виде «красного диплома».

Говоря о «красном дипломе», мы подразумеваем официальный документ, который выдается студентам, успешно прошедшим полный курс обучения в профессиональном образовательном учреждении, защитившим диплом на «отлично» и имеющим по предметам, соответствующим ФГОС по специальности, не менее 75% отличных оценок5.

Для того чтобы получить такой диплом, конечно, требуются не только познавательный интерес, но и интеллектуальные возможности, высокий уровень усидчивости, работоспособности, ответственности, а также желание быть первым и одним из лучших, что, конечно же, свидетельствует о «ценностных установках» личности, которая воспринимает «отличный диплом» как категорию, демонстрирующую успех, и которая, по его мнению, должна быть «признана» в обществе.

Конечно, можно спорить о том, насколько более развиты интеллектуальные возможности такого выпускника — у кого-то они действительно более высокого уровня, а кто-то берет усидчивостью, терпением,

работоспобностью, целеустремленностью. Но так или иначе стоит отметить, что полученный результат может свидетельствовать о более высоком трудовом потенциале такого будущего работника, который может поставить себе цели и добиваться их с помощью имеющихся у него личностных ресурсов.

Поэтому можно сделать вывод, что выпускник вуза, получивший «красный диплом», усвоил профессиональную образовательную программу по своей специальности более качественно, успешно и, соответственно, обладает высококачественным теоретическим багажом знаний, а также необходимыми личными навыками, дающими более эффективные результаты в работе, если понимать обучение в вузе как основную деятельность личности на определенном жизненном этапе.

Стоит также отметить, что выпускник-отличник в завершении своего профессионального образования обладает не только отличным профессиональным знанием, но и личными качествами, которые могут принести больший эффект работодателю за более короткое время. Наполненность знаниями гарантирует диплом, а личностные качества является сопутствующим фактором в получении «заветной корочки».

Исходя из сказанного, отметим, что по определению трудовой потенциал такого выпускника на порядок выше, чем трудовой потенциал «студента-середняка». При привлечении выпускника- = отличника как сотрудника к работе, можно заранее ожидать более высоких и качественных результатов работы, чем у прочих сотрудников.

Стоит заметить, что если бы в обществе были отмечены позитивные тенденции поощрения выпускников-отличников, например преимущества при приеме на работу на государственную службу, либо гарантированы карьерный рост, заработная плата, социальный льготы, возможно, в таком случае таких студентов было бы больше.

Однако отсутствие взаимосвязи между системой высшего образования РФ и работодателями в большинстве случаев зачастую ставит под угрозу успешную профессиональную социализацию отличников учебы.

Для того чтобы наиболее полно реализовать потенциал «краснодипломника», необходимо построить государственную систему контроля, учета и распределения наиболее ценного трудового ресурса в лице вузовских выпускников-отличников. Ее можно было бы реализовать на уровне региональных государственных структур, что позволило бы оптимально и быстро собирать информацию о таком ценном трудовом ресурсе, как вузовский выпускник-отличник, распределять их по нуждающимся отраслям государства в рамках стратегии инновационного развития Российской Федерации.

Поэтому, по мнению авторов, в рамках инновационного развития страны выпускникам-отличникам = должна быть отведена значительная роль, так как они обладают более качественными знаниями и молодым творческим задором. Мы считаем, что различные общественные

Выпускник-отличник в завершении своего профессионального образования обладает не только отличным профессиональным знанием, но и личными качествами, которые могут принести больший эффект работодателю за более короткое время.

Общество в лице работодателей должно нести социальную ответственность за профессиональную судьбу молодых специалистов, а вузы должны гарантировать, что за «красным дипломом» действительно стоит высокий уровень образованности и у выпускника-отличника сформированы необходимые практические компетенции.

подсистемы должны нести свою долю социальной ответственности за использование такого трудового ресурса. Конечно же, основная роль, по мнению авторов, должна принадлежать государству - в рамках распределения и регулирования потенциала высококачественных молодых специалистов. При этом общество в лице работодателей должно нести социальную ответственность за их профессиональную судьбу, а вузы, соответственно, должны гарантировать, что за «красным дипломом» действительно стоит высокий уровень образованности и у выпускника-отличника сформированы необходимые практические компетенции, востребованные государством и обществом.

Только в таком случае государство сможет рассчитывать на наиболее эффективную отдачу вложений в систему высшего профессионального образования. «Реализовать это возможно после построения конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования»6, а также построения системы социальных гарантий для такой категории студентов, как выпускник-отличник. В противном случае потенциал этой категории молодых специалистов останется, как и сегодня, невостребованным при том, что, реализуя масштабные стратегии развития, государство испытывает колоссальную потребность в качественном трудовом ресурсе.

Таким образом, по нашему мнению, выпускники-отличники -это неучтенный уникальный трудовой потенциал = страны, который является для нашего государства золотым ресурсом.

Исходя из вышесказанного для наиболее полной реализации трудового потенциала выпускников-отличников в рамках

государственной стратегии инновационного развития Российской Федерации необходимо на уровне регионов страны создать единую систему мониторинга их профессиональной карьеры; разработать и внедрить программу по распределению выпускников-отличников между непосредственными работодателями и в первую очередь между организациями, занятыми инновационными разработками, а также между теми отраслями хозяйства страны, которые нуждаются в масштабном развитии в интересах государства. Считаем также, что оправданным было бы использование таких специалистов на государственных постах управления по соответствующей специализации.

Подводя итоги, авторы отмечают, что трудовой потенциал выпускника-отличника в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития и вышеперечисленные меры помогут государству в кратчайшие сроки решить поставленные стратегические задачи по социально-экономическому инновационному развитию страны. I'

Литература

1. Минобрнауки оценит вузы по числу безработных выпускников / РБК daily. 19/02/2013 [Элек-

тронный ресурс]. URL: http://rbcdaily. ru/society/ 562949985773933 (дата обращения 15.09.2015).

2. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2011 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости). Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http//www. gks. ru/bgd/free/b04_03/IssWWW exe. /Stg/D02/207. html (дата обращения 15.09.2015).

3. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902317973 (дата обращения 15.09.2015).

4. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Формирование инновационного трудового потенциала предприятия — необходимость или вызов времени // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika. snauka. ru/2014/12/6616 (дата обращения 15.09.2015).

5. Приказ МИН РФ № 80 от 09.03.2007. «Об утверждении инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем образовании, заполнении и хранении бланков документов» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902033136 (дата обращения 15. 09. 2015).

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ 7 февраля 2011 г. № 163 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. ru/document/902263473 (дата обращения 15.09.2015).

LABOR POTENTIAL OF UNIVERSITY'S EXCELLENT GRADUATE IN THE FRAMES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT STATE STRATEGY'S REALIZATION

O.V. Sukhova, Candidate of Economics, Docent, M.O. Brezgina, assistant, The department of human resource management and sociology, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, [email protected]

Today in the conditions of socio-economic development of the country the attention is focused on innovations, quality of professional training of universities' graduates from the position of society as employers and state. Besides, the state has developed and introduced the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period to 2020; according to this strategy the main goal is a development of high-skilled personnel in the sphere of science, education, technology and innovations. The authors of the article analyze the reasons of inefficient system of economy, based on innovations, and underline the necessity of quality labor potential's application on the labor market in the frames of the state's innovative development. As a unique labor resource the authors consider an excellent university's graduate. The article shows primary characteristics of this graduate category, exposes the notion "degree with distinction" as an official document which is given to excellent graduates. The article also underlines that hiring excellent graduate has more potential than others. The authors accepted tools for distributing excellent graduates among employers, and these tools are realized today. It is recommended at the level of the state to create a system of control, registration and distribution of these graduates among potential employers.

Key words: university graduate, strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020, high-quality human resource, human resource capacity, «red» diploma, vocational education, professional socialization.

References

1. Minobrnauki otsenit vuzy po chislu bezrabotnykh vypusknikov [The Ministry of education will assess universities in the number of unemployed graduates]. Available at: http://rbcdaily. ru/society/562949985773933 (accessed 15.09.2015).

2. Zaniatost' i bezrabotitsa v Rossiiskoi Federatsii v avguste 2011 g. (po itogam obsledovaniia naseleniia po problemam zaniatosti). Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Employment and unemployment in the Russian Federation in August 2011 (according to the results of the survey of population on problems of employment). Federal state statistics service]. Available at: http//www. gks. ru/bgd/free/b04_03/IssWWW exe. /Stg/D02/207. html (accessed 15.09.2015).

3. Strategiia innovatsionnogo razvitiia RF na period do 2020 goda (utv. rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 8 dekabria 2011 g. № 2227-r) [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved. the decree of the RF Government of December 8, 2011 № 2227-p)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902317973 (accessed 15.09.2015).

4. Reznik G.A., Amirova D.R. Formirovanie innovatsionnogo trudovogo potentsiala predpriiatiia — neobkhodimost' ili vyzov vremeni [Formation

of innovative labour potential of the enterprise — the need or challenge]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii — Economics and management of innovation technologies, 2014, no. 12. Available at: http://ekonomika. snauka. ru/2014/12/6616 (accessed 15.09.2015).

5. Prikaz MIN RF № 80 ot 09.03.2007. «Ob utverzhdenii instruktsii o poriadke vydachi dokumentov gosudarstvennogo obraztsa o vysshem obrazovanii, zapolnenii i khranenii blankov dokumentov» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 80 from 09.03.2007. «About approval of the instruction on the procedure of issuing documents of the state sample about higher education, completion and storage of forms of documents»]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902033136 (accessed 15.09.2015).

6. Kontseptsiia Federal'noi tselevoi programmy razvitiia obrazovaniia na 2011—2015 gody. Utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva RF 7fevralia 2011 g. № 163 [The concept of the Federal target program of education development for 2011-2015. Approved by the decree of the RF Government of 7 February 2011 № 163]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902263473 (accessed 15. 09. 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.